Светлая сторона. Часть 1. Уфа-Владимир-Валаам

Уфа-Соловки, 2009

 

Поездка в Санкт-Петербург давно нами задумывалась, потому что моя жена ни разу там не была. Такую неправильность надо было исправлять.

Самым предпочтительным способом путешествия, конечно же, считаю автомобильный. Никаких экономий места в чемоданах, раздумий о билетах, свобода графика и маневра. Лучше для скитаний  не придумать. А теперь, после путешествия, я в который раз убеждаюсь, что, не проехав по России вот так, по земле, с остановками в городах, поселках, лесах-полях, не посмотрев череды видов из окна автомобиля, не пропитавшись бесконечностью просторов, человек лишается какой-то важной грани понимания своей страны, ее взаправдашнего размаха. Это не географию по учебникам бубнить… Поэтому автомобиль (тройка, велосипед, мотоцикл, отчасти поезд) – то, что нужно для правильного путешествия.

Петербург Петербургом, но проехать две тысячи километров до него и не посетить чего-нибудь интересного поблизости казалось неправильным. Так и вплелись в план поездки суровые и великие Соловки и неминуемый попутно святой Валаам. На этот маршрут сами собой нанизались Владимир и Вологда. Проезжали еще и Кострому, Ярославль, Иваново, Суздаль, но, увы, практически безостановочно.

 

Владимир

Первой остановкой на нашем маршруте был Владимир. Расстояние от Уфы 1166 км. За день для одного водителя не слишком мало.

Никаких конкретных планов на Владимир не было. Думали, что переночуем, встанем пораньше, купим сувенирчики-открыточки, пару часов покрутимся и в путь. Но не тут-то было. Оказалось, помимо прочего, что любимейшая мной церковь Покрова на Нерли находится под Владимиром, практически в нем, и проехать мимо мы никак не могли.

Владимир не впечатляет размахом. Хоть это и областной город, но население около 350 тыс. человек. Современная часть города облегает старый, красивый, уютный центр. Город сразу нравится своей гармоничностью и чистотой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самым главным памятником во Владимире является Успенский собор, построенный в двенадцатом веке на очень высоком берегу реки Клязьмы.

 

 

 

 

Владимир, а не Москва, развивался в то время как центр северо-восточных земель, а потом и всех русских княжеств, в том числе и Киева. Поэтому и собор был задуман как главный на Руси, и стал таковым до пятнадцатого века. В то время, да и сейчас, он впечатлял своими размерами и росписью с позолотой. Собор неоднократно достраивался, расширялся. В пятнадцатом веке его расписывал Андрей Рублев. Он также писал иконы иконостаса и делал список Владимирской иконы Божьей матери. Собор действующий. Когда мы в нем были, там проводилась праздничная служба. Было много прихожан.

Кроме всего прочего в храме находятся мощи Александра Невского, и похоронены владимирские князья и их родственники, в том числе Святой великий князь Андрей Боголюбский – выдающаяся личность в становлении Руси как единого государства и православия на Руси. Некоронованный самодержец. Символично, что в день его памяти убийством Николая II самодержавие в России прервалось.

Мощи Александра Невского есть также в мужском монастыре Владимира. В его церковь также можно пройти, но мы как-то не решились. В церкви молились монахи и не хотелось вторгаться к ним, хотя нам и было разрешено.

После Успенского собора мы направились к церкви Покрова на Нерли. Строго говоря, она находится за пределами Владимира, в шести километрах от него, в селе Боголюбском недалеко от Боголюбского женского монастыря. Его храмы построены князем Андреем на месте явления ему Богородицы. Здесь же была и его резиденция.

 

 

Церковь Покрова на Нерли построена Андреем Боголюбским в 1165 году в честь победы над Волжской Булгарией и в память о сыне Изяславе, умершем через год после этой победы. Это самая первая церковь Покрова. Сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы учрежден Андреем Боголюбским в знак веры в принятие Руси Пресвятой Богородицей под свое покровительство.

Церковь построена на огромном заливном лугу в пойме Клязьмы в месте впадения в нее реки Нерль. Построена была с таким расчетом, чтобы Великий князь мог видеть ее из окон своей резиденции.

К церкви не ходит транспорт, хотя и предлагают подвезти на повозке. Расстояние примерно в полтора километра нужно идти пешком.

Сначала церкви не видно, потом постепенно она появляется, и не кажется какой-то особенной, тем более, когда находишься под прежним чудесным впечатлением от увиденных ранее изображений. Но потом все меняется, это неброское сооружение - эталон красоты, и правда, лучше один раз увидеть наяву, чем сто раз на картинке.

 

 

Церковь стоит на насыпанном для нее возвышении, вокруг нее ров с водой. Фундамент церкви в глубину пять метров. Бутовые стены очень толсты, поэтому помещение внутри совсем небольшое. Церковь по праву считается одной из самых красивых в России, она включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь действующая, но постоянных служб в ней не проводится.

 

 

 

 

 

 

Насмотревшись, нафотографировавшись (с переменным успехом), отдохнув, трогаемся в путь.

В который раз проезжаем через Золотые ворота. Это главные из пяти ворот в семикилометровом валу, ранее окружавшем Владимир. Были еще Серебряные, Медные, Иринины и Волжские. Ворота также построены Андреем Боголюбским в 1164 году. Сейчас в них оружейный музей и диорама. Ворота включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 

Следующим пунктом нашей поездки был город Санкт-Петербург. И мы туда прибыли примерно через четырнадцать часов пути и ночевку, и нам там очень понравилось, и хочется поделиться впечатлениями. Но как-то так получилось, что во всей нашей поездке этот пункт стоит особняком. Поэтому здесь хочется нарушить хронологию и направиться сразу на Валаам.

 

Валаам

К поездке на Валаам я стал готовиться заранее. Еще в Уфе связался с подворьем Валаамского монастыря в Санкт-Петербурге и попросил забронировать для меня два места на экскурсию из Санкт-Петербурга. Эта экскурсия занимала почти сутки и включала проезд на метеоре из Питера и обратно и некоторую программу на Валааме. Но потом решил переменить планы. Существуют подобные экскурсии, но не из Петербурга, а из Сортавалы, что на севере Ладожского озера. Экскурсия значительно дешевле из-за того, что проезд до Валаама оттуда значительно короче. А так как Сортавала лежала как раз на нашем пути к Белому морю, то и ехать на Валаам оттуда было гораздо правильней. Я созвонился с турфирмой, найденной в инете, которая организовывала такие экскурсии и быстро договорился обо всем. Конечно, очень неудобно было отказываться от ранее оговоренной поездки из Санкт-Петербурга. Но когда я созвонился с подворьем, то доброжелательная женщина меня успокоила, сказала, чтобы я не беспокоился, освободившиеся места незанятыми не останутся. Высокий сезон!

Выехали мы в сторону Приозерска примерно в девять вечера. Подумали, разве мы ночью не ездили? Сна меньше, зато экономия времени и денег на ночлег. Казалось, что день вот-вот должен закончиться, но ночь никак не наступала. Все же почти время белых ночей, и ехали мы строго на север. Стемнело примерно в два ночи, когда мы уже остановились на ночлег примерно в двадцати километрах от Сортавалы. Ночевали прямо в машине в лесу.

Дорога оставила двойственное впечатление. Красота, но и не просто ехать. Большая часть пути извивается по многочисленным холмам. Видимость редко превышает сто метров. Хорошо, что по навигатору можно было понять, крутой поворот впереди или не очень, соответственно подбирая скорость. Все бы ничего, но километров пятьдесят ехали по гравийке, которая как стиральная доска покрыта мелкими кочками. Правило «выше скорость – меньше ям» не всегда срабатывало. Бедная машинка…

На следующий день проснулись и уже в девять утра были на пристани, с которой метеоры идут к Валааму. Машину пристроили на время нашего отсутствия на стоянку, которая находится тут же.

Вот и метеоры. Наш – «Андрей Первозванный». Кстати, назван так не случайно. По преданию Андрей Первозванный дошел до Валаама и поставил на нем крест.

Программа посещения следующая. Отправление из Сортавалы в 11 часов, час пути, экскурсия по Спасо-Преображенскому собору, небольшой концерт церковного пения, переправка по воде в Никоновскую бухту, небольшая экскурсия, обед и отправление в Сортавалу.

Вот схема островов Валаама. Размеры небольшие. Около 6 километров в поперечнике.

 

 

Итак, в путь. Никогда не приходилось идти (плыть, по-нашему) на метеорах – судах на подводных крыльях. У нас подобные давно извели за ненадобностью. Автомобилем сейчас практически везде удобнее добираться. Скорость у метеора около сорока километров в час, что для воды очень прилично, поэтому после старта мы быстро миновали прибрежные острова

 

 

 и уже через час показалось первое монастырское сооружение - Никольский скит

 

 

Входим в бухту

 

 

Показался Спасо-Преображенский собор

 

 

 

Весь остров передан в распоряжение церкви, поэтому вполне понятно это предупреждение на причале.

 

 

Нас передали местному экскурсоводу Денису. Оказалось, что он учится в Казанской семинарии, а сюда приехал на сезон, пользуясь тем, что у него на острове родственники. Нужно сказать, что помимо монахов на острове проживают и потомки сотрудников дома инвалидов, метеостанции, турбазы, которые располагались в помещениях монастыря в годы советской власти. Братия не прочь остаться на острове без соседей и предлагает переехать в специально построенные дома в Сортавале. Не все соглашаются.

Первое, что видим на берегу, это часовня

 

 

Рядом большой дом. Это бывший приют для паломников, а теперь здесь небольшой музей.

 

 

В музее всяческая утварь

 

 

 

Кирпичи и трубы местного производства

 

 

 

Растрелянный ангел с кладбища

 

 

Музей еще служит прежнему назначению. На нижнем этаже паломники оставляют вещи.

 

 

Поднимаемся от музея и пристани на гору, именно там расположены основные постройки, в том числе главное сооружение – Спасо-Преображенский собор.

По пути к нему встречаем часовню в честь иконы Знамение Божьей Матери, построенную в честь приезда Александра IIс семьей.

 

 

Это не единственный император, посетивший Валаам. Были здесь Петр I и Александр I, который прибыл сюда без свиты и провел среди иноков в общей молитве продолжительное время.

По пути можно осмотреть небольшой ботанический сад.

 

 

 

Ввиду суровости климата яблоня вполне экзотическое растение. Что интересно, здесь гораздо солнечнее, чем на побережье. Летом солнечных дней на островах примерно на 30-35 больше. Есть предположение, что это из-за темного камня габбро-диабаза, из которого в основном сложены острова. Из-за его состава здесь очень плодородная земля, он является естественным минеральным удобрением. Тут собственно и почвы как таковой почти нет, вместо нее бурая диабазовая крошка.

 

Вот и надвратная Воскресенская церковь

 

 

А вот и Спасо-Преображенский собор.

 

 

Женщинам при входе на территорию предлагаются юбки и платки. Поэтому сомневаюсь, что платки для женщин мусульманское изобретение, вполне себе православное.

Собор окружен двойным каре зданий.

 

 

Во внутреннем живут монахи, во внешнем трудники – добровольные помощники, работающие в монастыре за еду и проживание.

Не могу сказать, что собор поражает архитектурными формами, их особенно и не разглядеть за другими корпусами.

Проходим внутрь. Храм делится на верхнюю и расположенную на первом этаже нижнюю церковь. Она расположена как раз над местом захоронения основателей монастыря: святых Сергия и Германа.

Собор построен в девятнадцатом веке и недавно восстановлен. Вообще история монастыря – это череда разорений и возрождений. Монахи никогда не сопротивлялись мечу, и укреплений вокруг монастыря никогда не было. Что только не разоряло монастырь за тысячу лет, и набеги шведов много раз, и пожары, и чума, и от финнов досталось после семнадцатого года, и от советской власти, естественно. Новое возрождение монастыря началось лишь 14 декабря 1989 года, когда на остров прибыли шесть иноков и начали службу в разоренном нижнем храме. Сейчас в монастыре со всеми подворьями 200 иноков. Но еще не все восстановлено. И часть святынь находится в Новом Валааме, что в Финляндии. Может и не вернется…

После собора идем в надвратную Воскресенскую церковь. Здесь можно послушать церковные песнопения в исполнении ансамбля «Валаам». Это что-то необыкновенное, за душу берет. И акустика церкви этому способствует, и поют хором отлично, и голоса замечательные. Особенно выделяется бас-профундо – очень низкий бас. Его не каждый динамик воспроизведет… Впечатлены до сих пор. С удовольствием слушаем записи. Только вот аппаратура не дотягивает до оригинала.

Дальше спускаемся к пристани и на том же метеоре переправляемся в Большую Никоновскую бухту. Под гору Елеон. Здесь много библейских названий. Есть еще Мертвое море, река Иордан, Гефсиманский сад. Эти названия были даны после того как отец Маврикий привез на Валаам частицу Гроба Господня. Она сейчас находится в нижней церкви Воскресенского скита. Мы осмотрели Гефсиманский скит,

 

 

Были на горе Елеон у Вознесенской часовни

 

 

 

 

С горы открывается вид на Малую Никоновскую бухту и монастырскую форелевую ферму в ней.

 

 

Завершилась экскурсия посещением Воскресенского скита.

 

 

Здесь мы обедали в трапезной постным, но вполне вкусным супом и рыбой с макаронами. И как же без компота!

В нашей группе оказались люди, много лет назад отдыхавшие на турбазе, устроенной в этом ските. Они несколько смущаясь, по-быстрому, повторили фотографию возле того же колодца, что и раньше.

 

 

 

 Как все перемешалось в жизни, для кого-то воспоминания юности, а для кого-то годы запустения…

Все, пора нам на метеор. Можно еще закинуть монетку на пенек, рукой до него не дотянуться.

 

 

До свидания, Валаам… Примерно в пять вечера мы были уже в Сортавале.

 

Продолжение следует.

 

А пока нечто вроде бортового журнала нашего автомобиля. В нем можно найти что-нибудь практически ценное для вашего путешествия.

 

 

Первый день. 11.07.2009

Старт – Золотая рыбка (Уфа). Финиш – Владимир (Гостиница «Заря»).

Выезд 7:00, финиш в 23-00. Средняя скорость движения 70 км/ч с учетом остановок. Без учета – 80 км/ч. Пробег 1166 км.

Выехали из Уфы  ровно в семь утра из Золотой. Быстро доехали до Татарии. Нам грозили их злобными милиционерами, но все было нормально. Пару раз нам помог антирадар, но мы не очень-то и гнали. Держали примерно 99 км/ч. Кто-то сказал, что у них бензин дешевле, я специально подъехал туда с почти пустым баком. Но надежды не оправдались, цены примерно как у нас.

Татария очень длинная. Замучались по ней ехать. Очень помогает навигатор, позволяет быстро миновать города. Пользуюсь стандартной картой.

На маршруте делали одну остановку вскоре после въезда в Чувашию. Встали в сосновом леске в середине первого крутого спуска. Стояли час.

Дороги везде разные. У нас по одной полосе в каждом направлении, возле Казани по две полосы. В Нижегородской и Чувашии много участков с тремя полосами, одна служит для обгонов то в одном, то в другом направлении. Во Владимирской области почти везде прямая-припрямая дорога по дремучему лесу с двумя полосами и разделительным барьером и покрытие новое. Супер. Милиции почти нет и прятаться ей почти негде, к тому же в случае чего мигают встречные.

Была проблема с поиском ночлега. Сначала было много всяких придорожных гостиниц, а перед Владимиром они все испарились, видимо, не пользуются спросом. Остановились в самом Владимире. Натыкали в навигаторе гостиниц и проехались. Больше всего понравился отель «Владимир», но цена 2600 за двухместный номер. Как-то не хотелось отдавать всего лишь за ночевку. Поехали дальше, двух «гостиниц» вообще не оказалось. ЖПС заводил нас к каким-то точкам, а там ничего похожего. Остановились в «Заре» - 1100 за двухместный номер. Гостиница супер-советская. Обманулись приличным холлом, а наверху истертый паркет, дурацкие коврики, душевая в номере обычная советская. Белье, правда, вполне нормальное. Есть телевизор. Идти куда-то в двенадцать ночи уже не хотелось. Остались.

Затраты  на бензин Золотая-Владимир 2100 р, прочие затраты 210 р., итого 2310 р. Питания хватило взятого из дома на первый день пути и чтобы позавтракать в гостинице утром плюс на один перекус второго дня. Владимир – чистый, красивый город.

 

Второй день. 12.07.2009

 

Выезд в 13-00 из Владимира, финиш в 22-05 у мотеля не доезжая 150 км до Великого Новгорода. Время в пути 9 часов. Общая средняя скорость 64,7 км/ч, средняя скорость движения 73,6 км/ч. Пробег – 587 км.

С утра решили проехаться по достопримечательностям Владимира. Отвели себе для этого полтора часа. Купили фотографии этих достопримечательностей и тут выяснилось, что здесь находится церковь Покрова на Нерли. Это очень красивый храм, я его давно видел на фото и нам захотелось туда заехать. Мы прошли по старой части Владимира были в Успенском соборе, нам очень там понравилось, он действующий, там как раз шла праздничная служба. В храме находятся мощи Александра Невского и похоронены некоторые князья. Он задумывался как главный храм Руси.

После посещения храма мы поехали к церкви Покрова на Нерли, она находится недалеко в Боголюбово. Оказалось, что до самой церкви дороги нет, есть широкая мощеная тропа по огромному заливному лугу. Пешком идти около километра – полутора. Мы там пробыли довольно долго. Этот  храм очень красив на фото, но сначала, издали, он не очень впечатлил, потому что не видишь всей композиции, но потом, при приближении, понимаешь, что действительно лучше один раз увидеть, причем наяву (в реале))), чем сто раз услышать. Простая на первый взгляд церковь очень впечатляет, буквально кажется эталоном красоты. В общем, мы пробыли там довольно долго, фотографировали, смотрели со всех сторон. Очень понравилось.

В результате наших экскурсий мы выехали из Владимира только в районе обеда. Почти сразу после выезда остановились поесть. Еда вполне нормальная примерно на сто рублей с носа.

Из-за позднего выезда к Москве мы подъезжали примерно в три-четыре часа, Воскресные дачники потянулись домой, и хотя нельзя сказать, что пробки были огромные, но их было предостаточно. До МКАД  добирались долго, по МКАД пролетели очень быстро, а на выезде из Москвы попали в из-за аварии на трассе в пробку через все Химки. Зато потом до Твери и далее дорога была преотличная, ровная и с двумя полосами в обе стороны. После Твери начинается трехполосная трасса. Ехали вполне нормально, со сносной скоростью, но все равно средняя получилась небольшая. По дороге встречается довольно много деревень, но в них народу поубавилось, дома в основном старые, есть заколоченные и сгнившие, попадаются сгоревшие. Народу или нет или он какой-то пассивный, торговли придорожной очень мало, а может им без нее не плохо… Закусочные попадаются довольно редко. Ха! Видели магазин старых вещей, видимо хозяин насобирал утвари в брошенных домах и продает.

Мы намечали доехать да Великого Новгорода, но решили не упираться, остановились в десять вечера, не доехав 150 км. Все равно до Питера всего 300 км и завтра до обеда вполне можно туда добраться.

Остановились в мотеле за 950 рублей за номер с душем. Номер не высший класс, но с прежней ночевкой не сравнить. Только горячая вода текла еле-еле, я просто холодной помылся.

 

День третий. 13.07.2009

 

Старт из мотеля 10:00, финиш возле гостиницы в Санкт-Петербурге в 14:30, время в пути 4,5 часа. Общая средняя скорость 71,7, км/ч, средняя скорость движения 78,7 км/ч. Пробег – 324,6 км. Общий пробег Уфа-Питер составил 2078 км.

Дорога хорошая, а потом очень хорошая. Поэтому рано были в Петербурге. Доехали до гостиницы в половине третьего. Гостиница оказалась вполне сносной. Это так называемая мини-гостиница – бывшая коммуналка. Подъезд там тот еще, но внутри вполне сносно и очень чисто. За это удовольствие берут 2600 в сутки за двухместный номер с удобствами. Остановились, побросали вещи, пошли гулять.

 

День четвертый и пятый

посвятили Петербургу.

 

Шестой день, 16.06.2009.

С утра пошли в Эрмитаж, отстояли очередь за 2,5 часа, вышли из него при закрытии  - в шесть часов. Народу там почти не оставалось. Потом героически прогулялись по Петропавловской крепости.

С навигатором чувствовал себя в этом запутанном городе как петербуржец. Навигатор заранее показывает повороты, предупреждает куда лучше перестроиться. И хотя в городе очень много улиц с односторонним движением, он только один раз вывел нас против него.

В девять часов вечера поехали в Сортавала. До нее двести восемьдесят километров. До Приозерска ехали по нормальной дороге, а потом, как и было нам обещано, дорога испортилась. Были очень продолжительные  участки гравийки, они почти ровные, не ухабистые, но все в мелкую волну. Это что-то ужасное. Таких участков набралось километров на 50. Не доезжая до Сортавалы остановились в лесу. Было два ночи. Кстати, хоть отъехали от Петербурга не очень далеко, но ночь была гораздо белее. Когда останавливались было еще не темно, я бы назвал это сумерками. Первый раз переночевали в машине в спальниках.

Проехали 260 км со средней скоростью 57 км/ч.

Седьмой день. 17.07.2009

Встали утром рано и отправились к Сортавале. Оставалось ехать двадцать километров. Уже в девять были там.

 

На острове нас встретила Ирина Смирнова и вручила экскурсоводу. Были в Спасо-Преображенском соборе, затем слушали песнопения. Это что-то необыкновенное, во-первых, поют очень распевно, не как у нас, во-вторых, поют очень хорошо. Еще в их составе есть очень низкий бас. Очень понравилось. Под впечатлением купили их запись, но в машине и акустика не та, и аппаратура.

После песнопений перебрались в Никоновскую бухту и посетили Воскресенский и Гефсиманский скиты, а также смотровую площадку и часовню Вознесения возле нее. В конце пообедали в монастырской трапезной Воскресенского скита. На все ушло пять часов. Через час, в начале шестого, мы были уже в Сортавала.

Сил было вполне предостаточно и мы решили ехать в сторону Кеми. Дорога была не в пример вчерашней. Были очень новые участки на которых и при ста сорока было очень комфортно. Только возле  Петрозаводска шло строительство дороги, поэтому там ехали медленно.

Очень помогает GPS-навигатор. До Петрозаводска (а в предыдущий день до Сортавалы) дорого очень извилистая и изломистая, потому что проходит по мелким частым холмикам. Видимость редко превышает двести метров, а навигатор показывает крутой поворот впереди или нет.

К ночи (белой-пребелой) выяснилось, что останавливаться дальше Петрозаводска почти негде, а где есть возможность там занято. Так доехали до Медвежьегорска и там встали в гостинице с номером без душа (другие заняты) за 840 рублей. Гостиница вполне советская, но очень чистая и с нормальным ремонтом.

Проехали 390 километров со средней скоростью 80 км/ч.

 

Восьмой день. 18.07.2009

Утром встали и до двенадцати наводили порядок в записях. Позавтракали в какой-то тухлой блинной, категорически не рекомендую… Нам ехать до Кеми совсем немного – 270 км, поэтому мы не торопились. Ехали. фотографировали разные виды, заезжали в лес-болота. Увидели как растет черника и морошка, попробовали. А грибов еще нет. Дорога сначала была отличная. но с половины пути похуже, но тоже нормальная. Количество заправок и кафешек резко уменьшилось, а цены на бензин выросли примерно на рубль, до 24р. Дорога строго на север и наглядно видно как по мере продвижения высота деревьев уменьшается, а количество болот увеличивается.

В шесть приехали в Кемь. Так себе городишко, единственная гостиница, судя по фойе  и месторасположению явно не является достопримечательностью города, зато возле вокзала есть замечательная круглосуточная столовая с нормальной едой, обстановкой и весьма щадящими ценами. Проехали до Рабочеостровска, оттуда отправляются катера до Соловков. Стоял только один частный катер и ремонтировался, сказали, что остальные прибывают только вечером и остаются на ночевку. Забронировали билеты на утро, на 8-00, без брони может не оказаться и останешься на берегу. По расписанию ходит только один катер, остальные частные, берут за рейс целиком, хочешь сам плати, хочешь попутчиков жди. Например, ремонтировавшийся мог отвезти за 7000р. А билет на рейсовый стоит 550 р. в одну сторону и 500 р. обратно.

Мы стали сильно экономить, поэтому ночевали прямо на берегу в машине, за Рабочеостровком довольно много таких ночевщиков. Номер на двоих с удобствами стоит 2200, а с удобствами на этаже 1400. Мы решили, что удобства на этаже не много лучше ночевки в нашей машинке. Зато много дороже. Прямо возле нашей стоянки на берегу оказалось место съемок фильма «Остров» там многое сохранилось, например, вышка, остатки моста, тачка, сарай и т.п. Остался Мамоновский гроб. Есть снимки. Про все нам рассказал монашествующий отец Варсонофий, у него и хижина на берегу, тоже сфотографировали.

Пробег от Уфы до Рабочеостровска составил 2740 км, это число не включает езду внутри Владимира и Санкт-Петербурга. Полный расход бензина с начала поездки – 334 литра , денег на бензин, включая езду в Питере и других городах, истратили 7530 р

 

Девятый день. 19.07.2009.

Проснулись рано, съездили поесть, поставил машину на стоянку за 250р. в сутки, а если бы были на седане, то оставили бы 150р.

Сели на катер в восемь, через два с половиной часа был на Большом Соловецком острове. Тут уже встречали частники со своими предложениями. Устроились к одному из них за 1400 в сутки. Там дом на три комнаты с общей ванной. Домик не очень, можно было бы и в гостиницу пойти, там платили бы 1600 или 2300 за двухместный номер, но здесь остались из-за кухни. Питание здесь не из дешевых, хотя и не очень дорогое, но возможность хотя бы раз в день не ходить в кафе нам бы пригодилась.

Десятый день. 20.07.2009.

Сегодня былина экскурсии на горе Секирной и в ботаническом саду. Контингент в группе был не самый подходящий. Вроде люди нормальные, но с какими-то плоскими шуточками. Как потом выяснилось, здесь есть возможность ходить на экскурсии не как мы через центр гостеприимства, а через паломническую службу монастыря. Экскурсии несколько дешевле и люди более настроенные для посещения скитов и храмов.

Вечером дошли до Филипповских садков.

 

Одиннадцатый день. 21.07.2009.

С утра ездили с экскурсией на Большой Заяцкий остров, потом я еще сходил на Филипповскую пустынь, набрал воды из источника.

В 17-30 сели на катер «Василий Косяков» и в 20-00 дошли до Кеми. Решили ехать в Медвежьегорск. Совсем не торопились, останавливались возле каждого «самого большого комка грязи», проехали 272,5 км со средней скоростью движения 79,5км/ч, Время в движении 3ч 25мин. Примерно в 00:45 были в Медвежьегорске.

 

Двенадцатый день. 22.07.2009.

Выехали из Медвежьегорска поздно. Ехали неспешно с большими остановками. Сразу началась плохая дорога и продолжалась двести километров до Пудожа и еще больше, часто попадались в асфальте глубокие ямы с острыми краями. На ней пробил заднее колесо. Покрышку только выкинуть. «Повезло». Яма была небольшая, и переднее колесо даже не заметило ее, а заднее видимо попало как-то не удачно. На очередном шиномонтаже купили лысую покрышку, чтобы без запаски не остаться, все же еще 2000 километров пути. Там же меня отговорили ехать через Каргополь, сказали, что сами ездили и все прокляли. Большое расстояние приходится ехать по грунтовке. Решили отказаться от Великого Устюга и ехать в Уфу через Вологду, зато в Прокшино заехали.

Доехали до Вологды и заночевали. Важная особенность трассы. Очень мало машин, совсем нет милиции, вокруг красотища, но зато почти нет заправок. Следующая за Медвежьегорском только в Пудоже, а это 190 км. Потом в Вытегре, и незадолго до Вологды. Мы выехали с менее чем половиной бака из Медвежьегорска и еле дотянули до Пудожа, уже лампочка загорелась.

Ночевали в Вологде. Спали прямо в машине  на трассе возле ГИБДД.

Пройдено 635 км, средняя скорость в движении 72 км/ч, время в движении 8ч.49мин., Время остановок 3:47, общая средняя скорость 50 км/ч.

 

Тринадцатый день. 23.07.2009.

 

Проснулись около девяти, пошли-поехали гулять по Вологде. Все понравилось, подробности опускаю. Еще с утра спросил у дальнобойщика из Ярославля как лучше выбираться на Нижний Новгород, он сказал, что лучше через Ярославль и Владимир, а навигатор показывает более короткую дорогу через Косторму-Кинешму-Чкаловск. Решили ему поверить, как выяснилось, зря. Между Костромой и Кинешмой дороги не оказалось! Мы ехали пока дорога не растворилась в лугах… Доверяй, но проверяй. Надо все же иметь с собой карту, а не только навигатор. Пришлось вернуться в Кострому и ехать через Иваново, Суздаль, Владимир. Дорога вполне нормальная. Намотали лишних не менее 80 км.

Ночевали в Нижегородской области, опять в машине. Остановились около полуночи.

За день прошли 650 км (в том числе петля 80 км).  Среднюю скорость забыл записать. Вполне нормальная.

 

Четырнадцатый день. 24.07.2009.

 

Тронулись в начале седьмого утра. В половине десятого по московскому времени были дома.

Пройдено 1054 км, средняя скорость в движении 78,2 км/ч, время в движении 13ч.28мин., Время остановок 1:46, общая средняя скорость 69 км/ч.

Дорога самая худшая – в Башкирии, имеется в виду участок от границы до дюртюлинского поворота. Гаишников больше всего у нас. Перед поездкой нас пугали татарскими гаишниками. Зря, наши круче.

За обратный путь пройдено 2614 км, в том числе петля в 80 км и езда по Вологде, истрачено 252,81 литра и 5780,07 рубля.

 

Всего пройдено 5354 км (без учета городского движения), истрачено на бензин 12670 р, истрачено 557 литров бензина.

 

 

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
4 голоса | Комментарии Оставить комментарий
Stream аватар
Stream (Втр, 01.03.2011 - 11:05)

Насыщенная программа! Героическая!Молодцы! Спасибо за подробный Валаам и карту!

Может соберусь:)

Мы, когда на машине путешествовали из Москвы до Иркутска потратили 10 дней. Злобные ГБДДшники были только в Красноярске.. выписали штраф на 100 рублей за превышение на 15-19 км... И рассказали про свое отношение к москвичам:))Какое отношение мы имели к приватизированным москичами предприятиям Красноярска, я так и не поняла:)

Башкирские, нижегородские, когда узнавали куда едем, обычно забывали про штрафы за превышение...

Орлова Евгения аватар
Орлова Евгения (Втр, 01.03.2011 - 11:55)

Мы тоже во Владимире останавливались в гостинице Заря. Бронировали ее из Москвы. Для усталых путешественников - то, что надо. Прийти и лечь спать.

Во Владимирской области меня штрафовали (при въезде в г.Покров, теперь там всегда сильно притормаживаю.) Да и вообще, там много полиции по дороге.

Еще вопрос. А можно ли на Валаам без экскурсии попасть? Самим там походить...

Спасибо за подробную программу, взяла себе на заметку. Как соберемся - с собой возьму как памятку :)

Os-a аватар
Os-a (Втр, 01.03.2011 - 12:41)

Мне подобный марштур грозит (если ехать самостоятельно) - лет через восемь. Раньше - одна в такую даль точно не выберусь. А вам - все карты в руки, как говорится!

 

Так это только первая часть? А как продолжение войдет в конкурс, если он уже окончен? или на конкурс - именно эта часть?

VyazNickOff аватар
VyazNickOff (Втр, 01.03.2011 - 12:59)

Спасибо, что вернули в те места, где давно не был. Очень хорошо освежить воспоминания и задуматься о повторных поездках. Про Питер, надеюсь, еще будет история?

borisovich аватар
borisovich (Втр, 01.03.2011 - 13:05)

Игорь, Владимир один из моих любимейших городов. Жаль, что вы его проскочили таким галопом. Почти каждый год бываю здесь. Очень люблю его Городской музей "Музей истории города в Старой башне". Прелюбопытнейшая экспозиция и великолепные виды на город и Клязьму. Помимо Успенского собора и Золотых Ворот нужно полюбоваться и Дмитриевским собором. Одно из сорока сохранившихся каменных зданий 11-12 веков. (Всего в те далекие времена во Владимирско-Суздальском княжестве было построено около 250 каменных церквей).  Очень напоминает Покрова на Нерли, но более богато украшен резьбой по камню.

 

А в самом деле Вы Игорь молодец! Так и нужно познавать Родину. Только остановки делать почаще.

 

Едем как-то с приятелем на велосипедах по Мещере.

- Колька, ты грибы видишь?

- Неа.

- И я.

- А скорость какая?

- 20.

Чуть сбавили обороты и тут пошла черемуха. Боже, да сколько же их!? Грибов, конечно.

 

Так что по мне так лучшая скорость для любования - 15-20 км/час.

 

Feli аватар
Feli (Втр, 01.03.2011 - 15:15)

Stream написал(а):

Насыщенная программа! Героическая!Молодцы! Спасибо за подробный Валаам и карту!

Может соберусь:)

Мы, когда на машине путешествовали из Москвы до Иркутска потратили 10 дней. Злобные ГБДДшники были только в Красноярске.. выписали штраф на 100 рублей за превышение на 15-19 км... И рассказали про свое отношение к москвичам:))Какое отношение мы имели к приватизированным москичами предприятиям Красноярска, я так и не поняла:)

Башкирские, нижегородские, когда узнавали куда едем, обычно забывали про штрафы за превышение...

Москвичи - понятие собирательное, а достается за него конкретным людям. Некоторые неудобства в связи с местом жительства.)))

Повезло вам с нашими башкирскими гаишниками, в таких явных случаях как превышение трудно отбрехаться. В спорных моментах бывает и прощают.

Feli аватар
Feli (Втр, 01.03.2011 - 15:35)

Орлова Евгения написал(а):

Еще вопрос. А можно ли на Валаам без экскурсии попасть? Самим там походить...

Спасибо за подробную программу, взяла себе на заметку. Как соберемся - с собой возьму как памятку :)

Не за что, Евгения! Спасибо за отзыв.)

Я думаю, что можно и без экскурсии. Только жить там практически негде. Есть гостиница для паломников, но в нее в сезон трудно попасть. Палаткия не пробовал ставить, но вроде запрещено это. Ну и просто походить не заходя в храмы, или заходя, но без экскурсовода, не очень информативно. С другой стороны, много остается за темой экскурсии. Дальние скиты, например. И просто созерцание неспешное тоже.

Feli аватар
Feli (Втр, 01.03.2011 - 15:40)

Os-a написал(а):

Мне подобный марштур грозит (если ехать самостоятельно) - лет через восемь. Раньше - одна в такую даль точно не выберусь. А вам - все карты в руки, как говорится!

 

Так это только первая часть? А как продолжение войдет в конкурс, если он уже окончен? или на конкурс - именно эта часть?

Оля, это какая же даль? У вас все рядом, по-моему. Так что сколачивайте веселую компанию и в путь!

А конкурс вещь не обязательная. Тем более, что и первая часть у меня подпольная. Я и ее первого числа загрузил. Конкурс мне нравится как способ большему количеству людей историю показать.

Feli аватар
Feli (Втр, 01.03.2011 - 15:43)

VjazNickOff написал(а):

Спасибо, что вернули в те места, где давно не был. Очень хорошо освежить воспоминания и задуматься о повторных поездках. Про Питер, надеюсь, еще будет история?

Вам спасибо за отзыв. Хорошо, когда есть что вспомнить и зачем вернуться.))

Про Питер будет, но сначала про Соловки и немного Вологду.

Feli аватар
Feli (Втр, 01.03.2011 - 15:53)

borisovich написал(а):

Игорь, Владимир один из моих любимейших городов. Жаль, что вы его проскочили таким галопом. Почти каждый год бываю здесь. Очень люблю его Городской музей "Музей истории города в Старой башне". Прелюбопытнейшая экспозиция и великолепные виды на город и Клязьму. Помимо Успенского собора и Золотых Ворот нужно полюбоваться и Дмитриевским собором. Одно из сорока сохранившихся каменных зданий 11-12 веков. (Всего в те далекие времена во Владимирско-Суздальском княжестве было построено около 250 каменных церквей).  Очень напоминает Покрова на Нерли, но более богато украшен резьбой по камню.

 

А в самом деле Вы Игорь молодец! Так и нужно познавать Родину. Только остановки делать почаще.

 

Едем как-то с приятелем на велосипедах по Мещере.

- Колька, ты грибы видишь?

- Неа.

- И я.

- А скорость какая?

- 20.

Чуть сбавили обороты и тут пошла черемуха. Боже, да сколько же их!? Грибов, конечно.

 

Так что по мне так лучшая скорость для любования - 15-20 км/час.

 

Эх скорость-скорость... Неминуемо что-то остается за кадром. Рад, что хоть маленько зацепили Владимир. Мне он очень понравился... А мимо Новгорода просто просвистели, даже не заглянули. Слезами обливались, когда ночью через Суздаль проезжали. А Кострома с Ярославлем. Нельзя объять необъятное. Зато есть за чем вернуться.)))

Тоже за неспешную езду. Но если надо проехать 2000 км в один конец, то при скорости 20 км арифметика получается неутешительная...

vibas аватар
vibas (Втр, 01.03.2011 - 18:48)

Feli, Вы, я смотрю, учитесь у Алваре быстрым передвижениям! :))

Красиво! Прочитать еще не успел!

Feli аватар
Feli (Втр, 01.03.2011 - 19:02)

Вибас! Есть чему поучиться у Алваре! Только я самоучка, путешествие 2009 года. Мы с Алваре нашли друг друга))). Было подобное и по Европе - от Рима до Финляндии, только давно и неправда))).

ORISHA аватар
ORISHA (Втр, 01.03.2011 - 22:45)

Столько полезной информации! Спасибо! Жду продолжения!

Света Савельева аватар
Света Савельева (Ср, 02.03.2011 - 01:14)

Вы с Женей Орловой прм сговорились! Намек мне. что давно дома не была ))) Странно, на ваших фотографиях Владимир кажется абсолютно пустым. Он же не такой ))) Удивительно. но я люблю этот город больше сейчас, когда уже 11 лет живу в Москве, чем тогда, когда он был точно мой.

 

То что вы с Alware нашли друг друга по части "быстро и круто" - это точно! Да, еще и подробно!

Feli аватар
Feli (Ср, 02.03.2011 - 10:39)

ORISHA написал(а):

Столько полезной информации! Спасибо! Жду продолжения!

Ну уж не очень и много, не очень и полезной.))) Через продолжение добавить постараюсь.

Feli аватар
Feli (Ср, 02.03.2011 - 10:45)

Света Савельева - редактор сайта написал(а):

Вы с Женей Орловой прм сговорились! Намек мне. что давно дома не была ))) Удивительно. но я люблю этот город больше сейчас, когда уже 11 лет живу в Москве, чем тогда, когда он был точно мой.

Вот откуда оказывается берутся красивые, умные, упорные девушки.)))

 

Света Савельева - редактор сайта написал(а):

Странно, на ваших фотографиях Владимир кажется абсолютно пустым. Он же не такой )))

 

Просто во Владимире добрые благожелательные люди. Попросишь освободить, например, площадь, сразу как будто никого и не было. Особенно утром в воскресенье.))

 

 

Света Савельева аватар
Света Савельева (Ср, 02.03.2011 - 11:38)

Feli, спасибо )))

 

Я помню, чтобы миновать пробки, мы как-то летом выехали из Москвы глубокой ночью, а приехали в пять утра и решили доехать до центра (до Успенского собора). Вот тогда я точно любила Владимир - просыпающийся. Портили вид только товарищи, возвращяюшиеся из ночных клубов.

Feli аватар
Feli (Ср, 02.03.2011 - 13:16)

Света, нам никаких таких товарищей не попалось, поэтому все было хорошо. Ну даже если бы попались, то не испортили бы впечатление. Должны же люди погулять маленько.))

Недавно мэра Владимира чехвостили по центральному телевидению за то, что тратит много на уборку города. А он ответил корреспонденту, что хороший город должен быть чистым. По-моему, в точку попал, а корреспондент в лужу))

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

Была во Владимире, к сожалению,  один день,  но какой! Ничего по незнанию не ждала, а когда увидела,  то сразу же и влюбилась. Светлая сторона. Часть 1. Уфа-Владимир-Валаам

А церковь Покрова на Нерли  меня, помню,  ещё издали поразила.  Именно тем, что идёшь-идёшь по рыжей листве,  а она пусть освещает,  и эта дорожка извилистая....ЭХ!  Есть на Русь уникальные места. 

А вот на  Валааме не была. 

Спасибо за познавательный рассказ!

Feli аватар
Feli (Ср, 02.03.2011 - 21:34)

Пьянова Евгения - Поппинс написал(а):

Была во Владимире, к сожалению,  один день,  но какой! Ничего по незнанию не ждала, а когда увидела,  то сразу же и влюбилась. Светлая сторона. Часть 1. Уфа-Владимир-Валаам

А церковь Покрова на Нерли  меня, помню,  ещё издали поразила.  Именно тем, что идёшь-идёшь по рыжей листве,  а она пусть освещает,  и эта дорожка извилистая....ЭХ!  Есть на Русь уникальные места. 

А вот на  Валааме не была. 

Спасибо за познавательный рассказ!

Спасибо, Женя!

Уникальные места действительно  есть. Мне все больше кажется, что и вся Россиия уникальная. Мне нравится, как вы чувствуете красоту, с удовольствием читаю ваши истории и смотрю фотографии.

Feli аватар
Feli (Ср, 02.03.2011 - 21:35)

Зайчик прискакал! Спасибо! Впервые это у меня.))

Пьянова Евгения - Поппинс аватар

Feli,  спасибо!  :))))Светлая сторона. Часть 1. Уфа-Владимир-Валаам

Irma аватар
Irma (Втр, 08.03.2011 - 10:12)

хочу во Владимир.:)

 ну а в целом- вояж у вас получился ну очень насыщенным, просто завидую! :)и места такие, что в любом остановка- и есть, чем заняться, красота такая!

Feli аватар
Feli (Втр, 08.03.2011 - 20:14)

Irma написал(а):

хочу во Владимир.:)

 ну а в целом- вояж у вас получился ну очень насыщенным, просто завидую! :)и места такие, что в любом остановка- и есть, чем заняться, красота такая!

Спасибо, Irma!

Надеюсь, что когда напишу про Соловки, вам и туда захочется тоже.))

BUCH аватар
BUCH (Втр, 08.03.2011 - 23:46)

Irma написал(а):

хочу во Владимир.:)

 ну а в целом- вояж у вас получился ну очень насыщенным, просто завидую! :)и места такие, что в любом остановка- и есть, чем заняться, красота такая!

 

Ирма, ну, тебе-то это просто! Светлая сторона. Часть 1. Уфа-Владимир-Валаам

 

 

Фели, отличное путешествие! Из тех, которым я немножко завидую. Есть вот такая особая прелесть в путешествиях на машине по своей стране. Едешь-едешь и напитываешься Русью! Спасибо за историю!

Feli аватар
Feli (Ср, 09.03.2011 - 07:07)

BUCH написал(а):

Фели, отличное путешествие! Из тех, которым я немножко завидую. Есть вот такая особая прелесть в путешествиях на машине по своей стране. Едешь-едешь и напитываешься Русью! Спасибо за историю!

 

Спасибо! Вы правильно сказали, именно "напитываешься". С каждым километром. Даже если ничего не происходит, просто от протяженности пути. Что-то из разряда "умом Россию не понять".

Feli аватар
Feli (Втр, 26.07.2011 - 12:49)

Ой, Вовчик прискакал. Я и не заметил когда. Спасибо!)))

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...