Трофей из Кёнигсберга

Калиниград, апрель, 2010


Посвящается 65-летию Великой Победы.

 

Наши бабушка и дедушка (мамины родители – Ольга Герасимовна Гуторова и Владимир  Киприанович Филиппов) познакомились во время войны при прохождении службы на аэродроме.

В 1942 году оба были офицерами.

 Ольга - лейтенант медицинской службы, военфельдшер, работала в медсанчасти при аэродроме, дежурила у взлетной полосы, оказывала первую помощь раненым летчикам. Не раз у нее на глазах фашисты сбивали горящие самолеты, и оказывать помощь уже было некому...

Всех тягот военной службы женщины здесь не опишешь, а вкратце можно отметить, что настоящим спасением стал брак с Владимиром, служившим в штабе. Он к тому времени занимал пост начальника связи. Его связисты обеспечивали связь между теми, кто был в воздухе на боевых вылетах и теми, кто руководил ими с земли.
Итак... Познакомились, понравились друг другу, стали жить как муж и жена... На этой фотографии,  сохранившейся с 1943 года, они сняты в компании офицеров - Ольга единственная женщина-офицер, а Владимир сидит внизу слева.

 

Трофей из Кёнигсберга

Расписаться им довелось спустя полтора года, когда уже родился первый сын Алик и ожидали рождения второго ребенка. Так что, Ольга оставила службу в 1943 году и стала проживать в г.Кондрово (тогда Смоленская, а сейчас Калужская область). Владимир оставался служить до самой победы, и речь пойдет об апрельских днях 1945 года. Наши войска уже шагали по Восточной Европе, освобождали одно за другим государства от фашисткой нечисти...
Деду пришлось воевать под Кенигсбергом, и из тех мест он собирал при случае посылку с вещами, которые отсылал жене - надо было кормить двух малышей, денег не хватало, продукты были очень дорогие, и их было ой как мало! Так что, в посылках кроме офицерского пайка оказывалось много интересного. Перечитывая письма тех лет, я понимаю, насколько тяжело было Ольге... Она часто жаловалась, обижалась, перечисляла свои нужды...  Встречаются там и упреки в адрес мужа, мол, ему-то служить не голодно, а тут килограмм крупы ни за какие деньги не достать. Полученные вещи обменивались на картошку и хлеб, о масле и молоке можно было только мечтать.

Владимир же в письмах подчеркивает, что собрать посылки продовольственные трудно, не будешь же заниматься какими-то махинациями с пайками и грабить обездоленных войной людей. К тому же, он не мог напрямую писать о том, в каких областях служит. Жена знала лишь, что к ноябрю 1944 года он уже находился в частях, вышедших за границы СССР.

Просматривая письма, невольно улыбнешься, как советские офицеры преодолевали военную цензуру. Упоминание мест дислокации войск строго запрещалось. В основном родным сообщали: читайте сводки, следите за сводками Совинформбюро.

В одном из писем, встречаются такие строки: « Видел вчера Владимира под Кенигсбергом. Хотелось бы нам с ним пойти на Берлин, но ничего не поделаешь, служим там, куда направляют. А пока будем продолжать воевать, без нас Гитлера добьют в его логове».

В следующем письме значится: «Ольга, надеюсь, ты поняла, что в предыдущем письме я писал о себе, где видел Владимира…Ты спрашиваешь, когда уже кончится война, и скоро ли мы будем вместе? Уверен, что к маю все будет кончено. Максимум – к середине мая! А пока, отправляю тебе еще одну посылку. Извини, собрал что мог, и вышлю еще денег…» Вот страничка из письма, где Владимир предупреждает о посылаемой посуде, и просит не выбрасывать, говорит, должна понравиться... Видимо, часть вещей шла в утиль.

 

 Трофей из Кёнигсберга

Трофеи брали, когда позволял случай. Времени не было на «прогулки и охоту», работать связистам приходилось так много, что лишь глубокой ночью, когда отпускали поспать на несколько часов, можно было написать домой весточку.

К апрелю 1945, после массовой авиаподготовки, город Кенигсберг превратился в руины.

Позже я еще подробнее упомяну о взятии этой одной из самых укрепленных фашистских  цитаделей, а пока оставлю несколько иллюстраций – как свидетельство того, что творилось в те дни на прусской земле.

 

Трофей из Кёнигсберга

 

 

Трофей из Кёнигсберга

 

 После того, как советские войска вошли в город, военные действия уступили место другим заботам. Нужно было продолжать служить и наводить хоть какой-то порядок.

Что творилось на дорогах! Снова возвращаюсь  к письменным показаниям тех дней, оставленных рукой деда: « Здесь сейчас сорок первый год наоборот. Толпы людей, как немецких беженцев, так и наших освобожденных движутся на Восток и Запад. Много людей из Смоленской области, Белоруссии, идут и поляки,  и вчера даже видели французов».

 Трофей из Кёнигсберга

 

Трофей из Кёнигсберга

 

 Трофей из Кёнигсберга

 

К концу мая, дивизия в которой служил Владимир, базировалась в г.Растенбург (Восточная Пруссия). После мирного соглашения, эта территория отошла к Польше, и советские войска были отозваны. Дальнейшая служба Филиппова В.К. проходила в Белоруссии.

 

 

А вот, воспоминания Ольги о жизни весной 1945-го:


....Было настолько тяжело с продуктами, что  выживали только благодаря присылаемым офицерским пайкам. В посылках бывали и редкости - мыло, сахар, шоколад, граммофонные пластинки и прочие "трофеи". Однажды  был прислан отвратительный пищевой жир - из него сами сварили отличное мыло.
Жили на частной квартире, хозяйку звали Любовь Яковлевна. Это была уже не молодая, сорокалетняя женщина, вдова, с двумя детьми. Старший - Котя (Константин) был подростком, а младшему Яке (Яков) не было и пяти лет.

 Молока тогда для детей совсем не было, но Любовь Яковлевне повезло завезти козочку, которая давала один стакан молока в день. Делили поровну: половину Алику и половину Яке. Помощь Любовь Яковлевны была неоценима - материнского опыта у Ольги не было, и пришлось учиться ухаживать за младенцами у квартирной хозяйки. Добрая женщина, Любовь Яковлевна, способствовала, как могла - помогала продавать присланные вещи, делились продуктами...

Так и осталась в памяти эта женщина и тот дом, на одной из улиц города Кондрово...
Уехала Ольга оттуда не дождавшись победы, в конце апреля 1945 г - перебралась к родителям в Белоруссию, и не получила того письма, в котором муж предупреждал о посылке с посудой.

Прошло сорок с лишним лет....

Лишь фотографии в семейном альбоме напоминали о том, какими были Ольга и Владимир в годы войны. Мой любимый снимок бабушки – с лета 1941 года. Ей только испольнилось 20 лет, и она запечатлелась в новенькой военной форме.

 

Трофей из Кёнигсберга

 

А фотография Владимира, сделанная в мае 1945 года, даже имеет памятную надпись о нахождении в Восточной Пруссии и большом желании соединиться с семьей.

 

Трофей из Кёнигсберга

 

Годы совместной жизни подарили четверых детей. Последняя дочка, долгожданная девочка, стала моей мамой. В семье Филипповых все увлекались фотографией, и возможно, мне это увлечение перешло по наследству. Бабушка и дедушка сами снимали, сами проявляли и печатали фотографии.

 

Трофей из Кёнигсберга

 

Память о молодости осталась на этих кадрах, а время между тем превратило их в «Куприяныча» и «Герасимовну». Такими они отметили свою «Золотую свадьбу» в 1992 году.

 

Трофей из Кёнигсберга

 

Посвятить же свой рассказ в эти предпраздничные победные дни, мне захотелось, вот какой истории.

Наша семья с начала 1980-ых гг. стала проживать на Смоленщине, и где-то в 1990 году мы ехали всем семейством из Москвы по Варшавскому шоссе. Проезжая мимо поворота на Калугу, бабушка и дедушка вспомнили  о том, как жили в этих местах в войну.  Решили - а не заехать ли нам в Кондрово??... Так и отправились посмотреть на места военных лет - бабушка и дедушка, наши папа и мама, и мы - две внучки. Софье тогда было лет 10, мне соответственно 9 лет.
Все происходящее помню как сейчас - детские впечатления очень яркие и четкие.
Нашли этот дом, постучали, открылась дверь...
....Старенькая седенькая, абсолютно слепая старушка сидела в глубине бедно обставленной комнаты.
Наша бабушка запричитала:

- Любовь Яковлевна, вы живы? Вы до сих пор живы?...
Она услышала голос и сразу узнала: 

- Оленька, девочка моя, ты приехала, наконец-то!
Любовь Яковлевне к тому времени исполнилось 96 лет.
«Девочке» Оленьке было уже под семьдесят…Вот такая человеческая верность дружбе - десятилетиями ждать встречи!

Конечно, если бы можно было только предположить, что женщина, которой в военные годы было уже за сорок лет, доживет почти до ста лет, то к ней бы выбрались и раньше!
Вышел толстый пожилой мужчина, удивленно посмотрел на всю нашу компанию и произнес: "Эта та молоденькая блондиночка? Тетя Оля из моего детства?"...
Это был Яков, тот самый маленький Яка. Уже лет десять он ухаживал за старушкой-матерью, так они и жили в Кондрово.
Любовь Яковлевна совершенно ослепла, но память осталась не поврежденной временем - она вспомнила все пережитое в те далекие годы: и стаканы с молоком, и мыло, и...
- Яка, Яка, неси скорее посылку! Забирайте, раз приехали, она вас дождалась!
И перед нами поставили ящик угрожающего вида. Из под немецких снарядов, жесткий, картонный.  С адресом, написанном чернилами, расплывшимися от времени...
Открыли... И не поверили глазам: изящные чашечки, блюдца, тарелки, сахарница, запакованные в пожелтевшие немецкие газеты 1945 года выпуска...
Слов не было.
После чаепития и долгого разговора распрощались и поехали домой. С тех пор, у нас хранится этот трофейный сервиз
(ящик, к сожалению, потеряли на даче среди барахла), но какой невероятный поворот судьбы сделал так, чтобы посуда, спустя почти пять десятков лет нашла своего адресата!
Вот он, полюбуйтесь, наконец-то у меня есть время написать об этом историческом трофейном  фарфоре и сделать фото на память.

Трофей из Кёнигсберга


Когда мне в жизни приводят примеры того, что "надо же как бывает", всегда улыбаюсь и рассказываю пример из жизни нашей семьи. Как оно действительно, иногда бывает. Не верят! 
Но я то знаю, как у нас в доме появились нежные, прозрачные, 
пропускающие свет, чашечки цвета топленого молока...
Трофей из Кёнигсберга

 

Собственно, почему я пишу об этой семейной реликвии в своем блоге?

Потому что, только сейчас, спустя больше десятка лет, как не стало бабушки и исполнилось шесть лет по смерти деда,  мне довелось побывать «на родине» трофейного сервиза.

Кстати, сервиз дед завещал именно мне – из всех многочисленных внуков и правнуков, нам с мамой  досталось жить в  десногорской дедушкиной и бабушкиной квартире. Как  свято храню все семейные архивы и трофейные вещи, так же, как и боевые награды наших ветеранов!

 

И вот,  в апреле 2010 года, в год 65-летия взятия Кёнигсберга, я наконец-то попала в  нынешний Калининград.

 

Благодаря огромному желанию увидеть места, в которых воевал наш дед, смогла выделить время на эту поездку. 

Год за годом доставала дедушкины медали, и особенно выделяла ту, что «За взятие Кенигсберга». Дед почти всегда называл этот город только Кёнигсберг, и внимательно следил за жизнью в самом западном регионе нашей страны.  Еще при жизни он хотел, чтобы я побывала по маршруту его боевого пути, и помню, как радовался, когда мы возвратились после поездки в Венгрию. Оказалось, в 1944 году их аэродром базировался в районе озера Балатон, и какую-то часть времени он провел в его окрестностях.

 

И Кёнигсберг дождался моего приезда. Ура! Свершилось!!!

Как же поездка смогла состояться? Как я туда добиралась и где остановилась?

 Что смогла увидеть за несколько дней? Что больше всего понравилось?

Удалось ли отдать дань памяти боевому прошлому дорогого деда, как все это было?

Что сохранилось в Калининграде от завоеванной Восточной Пруссии?

 В каком состоянии находятся памятные места периода взятия Кенигсберга?

Какие туристические объекты посмотрела? В каких музеях побывала?

 

Обо всем напишу, расскажу, проиллюстрирую фотографиями. Это лишь вводная часть к моему путешествию в Калининград. Буду писать подробно, обстоятельно. Впечатлений столько, что не перестаю удивляться – как я могла столько лет даже не пытаться туда поехать?

С трепетом  и, каким-то особенным чувством причастности к истории этого кусочка России, делала снимки города и Балтийского побережья. Особенно примечательно то, что я попала сюда весной, в апреле. В период первого робкого расцвета вишен и нежной зелени на деревьях. И калининградское небо окрашивалось то в пронзительно голубой цвет, то принимало серый предгрозовой вид…

Природа остается такой же, как и в те далекие годы. Как в военное время, так  и в мирное: ничто  не отменит приход весны!

 

В качестве анонса размещаю в фотоблоге небольшую подборку кадров той земли, на которой мой дед, «невольный турист военных действий», провел Весну Победы 1945-го!  

В тексте использованы фото из семейного архива и кадры, снятые в музеях г.Калининграда.

 

С гордостью отмечаю -  «Взятие Кёнигсберга» и  в моем туристическом опыте теперь имеется!

 


Тэги: Россия ,
10 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Os-a аватар
Os-a (Вс, 25.04.2010 - 13:03)

Пожалуй, при нынешней работе сайта, не обещаю скорого выкладывания историй. Очень много времени тратиться, сегодня еле разобралась с фотоальбомом, и пока не поняла, как удалить задвоенное фото с башней... В общем, что-то еще надо дорабатывать...

Но эта история пусть будет выложена в апреле, символично, исторически более правильно.

lisa alisa аватар
lisa alisa (Вс, 25.04.2010 - 13:05)

История к 65-летию победы - это просто здорово!

Поздравляю «С взятием Кенигсберга»! :YAHOO:

Оля, судя по фото, ты похожа на свою бабушку.

В Калининграде я была только транзитом в аэропорту, поэтому интересно почитать и посмотреть фото из  этого города.

 

Os-a аватар
Os-a (Вс, 25.04.2010 - 15:08)

Да, Аля, там просто здорово... Но с каждой новой версией сайта все тяжелее тут писать истории. Сегодня так намучилась, брр... Даже не знаю, когда соберусь следующую выкладывать, может, еще чего наши админы подрегулируют!

 

Elik аватар
Elik (Вс, 25.04.2010 - 15:52)

"Надо же как бывает"! Сервиз очень красивый. А, Вы Оля, просто молодец, что так бережно относитесь к семейной истории!

 

Очень понравилась янтарная черепашка :THUMBS

vibas аватар
vibas (Вс, 25.04.2010 - 16:52)

Трогательно! Os-a, вы молодец!

ВикторЪ аватар
ВикторЪ (Вс, 25.04.2010 - 17:48)

Начало впечатляюще! И фотоподборка тоже.

Действительно, как ты не пыталась сюда приехать? :)

gagara аватар
gagara (Вс, 25.04.2010 - 18:22)

   Все больше историй на сайте где путешествие в одном сплаве с историей страны и человека, с судьбоносными поворотами, от этого как-то весомей и маленькое путешествие, и значительней рассказы. Респект, Оля:-))

Os-a аватар
Os-a (Вс, 25.04.2010 - 19:06)

 

:-) Хорошо, что всем понравилось!

Дальше выложу обзор о том, как я добиралась до Калиниграда, ну а потом, если осилю - будет подробно о всем увиденном! Как всегда - скучно не будет, обещаю!

Анатоль аватар
Анатоль (Вс, 25.04.2010 - 20:01)

 Твое взятие Кёнигсберга, чувствую, будет очень впечатляющим!! 

Начало - прекрасное, прочел с удовольствием. Больше всего поразил тот факт, что 96-летняя бабушка хранила посылку столько лет, не распаковывая ее.  :-)

Сервис красивый. ) Кстати, ты чем-то похожа на бабушку, по моему мнению :-)

 

Сообщение отредактировано 25.04.2010 - 20:43
Os-a аватар
Os-a (Вс, 25.04.2010 - 20:07)

Анатоль, у нас в семье - моя мама похожа на бабушку, а я - вылитая мама. В итоге - поскольку мама была у них в семье самой младшей и долгожданной после трех сыновей, так и меня дедушка и бабушка просто обожали, вырастили можно сказать. Я и стала их самой "богатой" наследницей, храню то, что осталось от них в квартире, ухаживаю за могилой, они же здесь, с нами в Десногорске проживали последние годы.

Так что, да, Калининград стоило посетить ради их памяти!

 

Os-a аватар
Os-a (Вс, 25.04.2010 - 20:08)

Ах, да, и еще насчет не распоковывая. Когда открыли, наш дед первое, что сказал:

- Хорошо, что это та посуда, а не продукты!

ВикторЪ аватар
ВикторЪ (Вс, 25.04.2010 - 20:37)

Мы тоже собирали трофеи - патроны и снаряды(иногда). А когда копали яму в гараже, наткнулись на противотанковую мину. Я ее взял, отнес к болоту и выбросил. Незабываемые очучения! :) 

Os-a аватар
Os-a (Вс, 25.04.2010 - 20:41)

Ну, у нас то на Смоленщине боеприпасы постоянно находят, и очень развиты поисковые движения. Каждый год кого-то "подхоранивают" из вновь поднятых. Есть и опознования. В том году смогли найти родственников погибшего бойца - аж из Одессы!

А если как следует покопать в районе Старой Смоленской дороги (это от нас около 100 км), то можно найти и раритеты времен Отечественной войны 1812 года!

MMS аватар
MMS (Вс, 25.04.2010 - 20:49)

Подхоранивают... Не разу не слышала от "поисковиков" такого термина. В мае 1994, когда мне было 15 лет, я ездила на раскопки в Любань, Ленинградская область... Поднимали мы солдат из мерзлоты, кое что с 40-х годов от них осталось... Без 100 граммов рабтать было невозможно. Поднимали всех: и советских, и немецких. В том году, на месте братской могилы, аисты свили гнездо. 

Os-a аватар
Os-a (Вс, 25.04.2010 - 20:54)

Да, Ольга, у нас так говорят, потому что в городе один - единственный мемориал Советским воинам, и вокруг него создают новые братские могилы, для тех, кого поднимают год за годом.

А я не знала, что в тех областях мерзлота земли. Думала, только за Полярным кругом.

 

Кстати, об аистах. Когда я была в Калининграде, они уже туда прилетели, но сидят в гнездах. Птенцов "выгревают", и снять их не получилось.

MMS аватар
MMS (Вс, 25.04.2010 - 20:57)

Есть места с вечной мерзлотой, где шли бои. Я не знаю теории, но на практике, как бы это помягче сказать, часть тела солдат (в валенках, например) сохранилась...

И до сих пор поисковики находят бойцов, и они обретают свои имена, благодаря этим людям. Из пропавших без вести, они находят покой.

Сообщение отредактировано 25.04.2010 - 20:58
Os-a аватар
Os-a (Вс, 25.04.2010 - 21:21)

Ольга, я просто преклоняюсь перед вашей смелостью участвовать в таких операциях! Сама я так и не решилась, хотя как фотографа (знают, что у меня хорошая камера, и что я готова без устали и без гонораров поучаствовать в таких операциях) меня зовут наши местные ребята. Но я боюсь.

Мне думается, это слишком тяжелое зрелище. Кости, останки, да и подорваться на боеприпасах можно... В общем - я не рискую.

MMS аватар
MMS (Вс, 25.04.2010 - 21:23)

Мне было тогда 15 лет, в этом возрасте на все смотришь иначе.

gagara аватар
gagara (Вс, 25.04.2010 - 23:33)

  И что-то вдруг впомнилось мне, что предки мои по папиной линии из-под Смоленска. В деревне Крутое Смоленской области лежат мои прадед с прабабкой. И бабушка, которой было в войну 12 лет рассказывала про всяческие страсти оккупации, которые видела своими глазами. Как целыми деревнями в землю живьем закапывали. Последний раз на родине предков я была в 6 лет. И в Смоленке и в соседней деревне с той живут дальние родственники.  Уж не податься ли в Смоленскую область....

BUCH аватар
BUCH (Вс, 25.04.2010 - 23:36)

Оля, это так здорово, когда внучка может вот так с любовью и знанием рассказать о своих бабушке и дедушке. Какой уж раз говорю: "Молодец!". А сходство внучки и бабушки просто поразительное.

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Вс, 25.04.2010 - 23:39)

Фантастическая история с посылкой, нашедшей адресата через десятки лет - как в  сериале!

Как и все предыдущие блоггеры, отмечу сходство с бабушкой - что есть. то есть

а дедушка в зрелом возрасте на Путина похож

В общем, ждем продолжения!

 

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 26.04.2010 - 00:35)

gagara, Наташ, ну никаких проблем с приездом на Смоленщину! Не захочешь податься в Десногорск, поищем варианты. Просто у нас хорошие условия проживания - вода, электричество, при САЭС городок обустроен всем жизненным. А если выбираться по деревням или в самом Смоленске останавливаться - могут быть всякие накладки. У меня машина - до любой достопримечательности можно добраться в течение пары часов.

В общем, чего надумаешь, пиши. Адрес и телефон мой знаешь :))

Так радостно, что у тебя Смоленская область есть "в предках", я так с Маргаритой общаюсь - когда она пишет о Ростове-на-Дону, вспоминаю, что вот этот самый дедушка Филиппов родом оттуда, из Старочеркасса и они потом в Новочеркассе прожили тридцать лет. Оттуда сюда пребрались под старость.

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 26.04.2010 - 00:38)

BUCH, да, говорят, есть "мамины" или "папины" дочки, а я всегда была "бабушкина и дедушкина" :-)

 

И сервиз унаследовала, и в Калининград съездила - кстати, привезла им на могилу горсть земли оттуда. Я еще, возможно, об этом позже напишу.

 

vassily  - а не подать ли нам в книгу рекордов Гинесса о самом долгоидущем до адресата трофее? Было бы здорово, если бы мы могли как-то доказать материально. Увы, только устные свидетельства нашей семьи.

У деда есть и другие снимки, где он в шляпе. Вылитый Вова Путин! И когда ему об этом говорили, он еще застал Путина, то он говорил - ну, я же тоже Вова!

Сообщение отредактировано 26.04.2010 - 01:18
irezine аватар
irezine (Пнд, 26.04.2010 - 10:01)

С интересом прочла. Присоединяюсь к словам уважения в твой адрес за такое бережное отношение к памяти родных. История с посылкой - просто фантастическая! 

Mikha аватар
Mikha (Пнд, 26.04.2010 - 11:33)

Трогательная семейная история, из тех, которых не так много сохранилось. Предпринимались попытки в прошедшие годы записать, опубликовать рассказы очевидцев, собрать и напечатать письма с фронта. Этому было такое сильное противодействие, что мало что осталось. И еще меньше в общедоступном виде. Может и поэтому прорастает свастика под родными осинами, а истории войн, что 1-ой, что Гражданской, что Финской, что 2-ой - не знаем толком, а когда снимает, например,  журналист для ТВ честный фильм про Ржев, его сразу кто-то из начальников требует расстрелять. 

А про Калининград (хотя причем тут Михаил Иванович) рассказывали, что десятилетиями люди поверить не могли, что город нашим останется. И жили в нем временно. Может последние годы что-то изменилось? Почитаем Os'у.

А с сервизом две вещи интересны: женщина, которая, несмотря на явную бедность, 50 лет не тронула чужого, даже не открыла посылку. И еще наверное у сервиза есть своя, до 1945 г. история. Вещи часто живут дольше людей, если б они могли рассказать. Посмотреть бы на клеймо фабричное на фарфоре, может что-нибудь бы и прояснилось.

Так повелось, что про воров в законе мы много чего знаем, а такие истории, как с этим сервизом, или о том, как многодетная польская семья в Латвии сохранила кольцо и сережки, оставленные матерью, погибшей в гетто, для дочки, которая вернулась в родные места после войны ( я как-то об этом писал), воспринимаются нами как фантастика. 

Оля, вы молодец, и путешественник и историограф. Спасибо. 

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 26.04.2010 - 11:39)

 

irezine, спасибо, что заглянули. Когда я раздумывала в каком виде оформить эту историю, вспоминала ваш рассказ о том, как вы поднимали архивы про собстенного деда. Помню этот репортаж очень хорошо, и сама с такими же чувствами писала о своей семье. Именно - бережное отношение к истории!


Os-a аватар
Os-a (Пнд, 26.04.2010 - 11:46)

Mikha, вот и вы :) Очень рада, что в очередной раз не разочаровала вас!

Постараюсь писать не только о достопримечательностях города, но и обратить внимание на быт жителей, архитектуру, какие-то особенности местного колорита. Приобрела несколько книг по истории города, слушала рассказы жителей, да и воспоминания деда пригодились.

Единственное, как-то он не слишком любил рассказывать о трофеях, и не осталось информации о том, где он мог взять сервиз. Может, и не сам подбирал или отнимал (слабо себе его представляю в такой роли, он свято соблюдал честь офицера, был очень благородным человеком), возможно, просто с ним поделились трофеями. Знали, что у него семья голодает в  России, тогда многие были бездетные, война же... А у Владимира уже подростало двое ребят!

 

Историю же сервиза проследить, думаю, невозможно. Разве что, это могла быть какая-то штучная работа, и по клейму вычислить место его производства и возможных владельцев.

Специально для вас сфотографировала чашечку - такой штамп с коронкой на всех предметах. Видно, что вещь историческая.

 

Трофей из Кёнигсберга

 

 

И я тоже помню ваш репортаж о литовцах и поляках, о годах войны, и о сережках и кольце. Плакала тогда, представляя себе очень живо пережитое - мы то видели свидетелей тех лет и вживую слушали их рассказы, а сможем ли сами донести до наших детей и внуков весь ужас той войны?...

Сообщение отредактировано 26.04.2010 - 11:48
Mikha аватар
Mikha (Втр, 27.04.2010 - 00:11)

Оля, попробую что-то рассказать об этом сервизе. Его сделали в Тюрингии, Германия, в г. Валлендорф (Wallendorf), где-то после 1930г. Фабрика достаточно известная, основана была в 1763 или 1764 г., поменяла много владельцев, но во времена Вашего сервиза принадлежала Хейнцу Шаубаху (Heinz Shaubach) с 1926г. Мануфактура располагалась на территории дворянского поместья в Валлендорфе и специализировалась на выпуске качественной столовой посуды, сервизов, декоративных тарелок и фарфоровой скульптуры. Особенно известна была своими фигурками, которые до сих пор появляются на антикварных аукционах. После 1949г. город на территории ГДР. Современная коллекция фабрики известна в мире.

Во время войны у фабрики были трудности. Мужчин забрали на войну, а их в 1937г. было около 100. Можно было использовать пленных и перемещенных, но владельцы фабрики предпочли использовать женский труд, нанимая местных. Кроме того, на все сырье, особенно на уголь, были жесткие лимиты. После войны фабрика восстановилась одной из первых в отрасли, в 1949г. было уже 167 рабочих.

Марка: корона появилась где-то около 1930г., W - Wallendorf, s - наверное Саксония, хоть это не саксонский фарфор и не Мейсен. Сервиз - не заказной, но наверное малотиражный, в стране упадок был, не до больших объемов. После 1953г. фабрику национализировали, а сейчас она после нескольких банкротств имеет владельцем частную фирму, немецкую, по-моему. 

О цене трудно что-то сказать. Если полный сервиз со всеми предметами (на 12 или 6(?) персон) и если судить по косвенным данным с аукционов о другой посуде этой фабрики того же примерно периода, то, если интересно, напишу в личку. Но это в значительной степени от фонаря.

Такие вот свидетели истории и географии из старой посылочной коробки, которую сохранила святая женщина, может за это и дал ей бог долгий век.

Ольга, надеюсь Вам будет что рассказать дочке, если она не захочет есть из такой тарелки манную кашу или суп. И желаю. чтобы такая возможность Вам представилась не в 56, а вскорости.

Сообщение отредактировано 27.04.2010 - 10:11
Пьянова Евгения - Поппинс аватар
Пьянова Евгения - Поппинс (Втр, 27.04.2010 - 01:26)

Оля,  я просто рыдаю.   Я очень ценю такие истории.  И  я восхищаюсь,  что ВЫ это так бережно храните.   Наверное, эта заслуга всей Вашей семьи.   Далеко не каждый сейчас вообще  может о своих бабушках и дедушках-фронтовиках  рассказать,  а вот так тем более.  

Фотографии с улицами Кёнигсберга из музейного архива? 

Невероятная история!  Только мне показалось,  что глаза всё-таки больше дедушкины. 

Os-a аватар
Os-a (Втр, 27.04.2010 - 11:45)

Micha, пишите в личку, на днях ждем приезда маминых братьев - у нас и дед и бабушка Филипповы умерли в конце апреля, более того, бабушка умерла ровно в день рождения деда - 23 апреля, а дед через пять лет "устроил поудобнее" для поминания, и умер 29 апреля. В итоге - в концу апреля мы собираемся в Десногорске с родней и поминаем их.

Мне кажется, родственников заинтересует вопрос о стоимости такого раритета больше, чем он интересует меня саму. Сервиз у нас не полный, чашек четыре штуки, а тарелок штук восемь, и четыре блюдца, и отличная сахарница.

 

Я бесконечно вам благодарна и за те сведения, которые вы сообщили после просмотра клейма...

Ощущения непередаваемы. Как будто сервиз может говорить!!

 

 

Женя, привет!

Спасибо за твои слова, очень приятно, что все больше людей, не равнодушных к подобной истории.

 

Про глаза - да, верно. У бабушки они были серо-голубые, и она была блондинистая, а мы с мамой взяли от нее черты лица, крупный нос, скулы, но цвет волос и глаз - темные, как у деда. В его роду была гречанка-полонянка, взятая в плен одним из прапрадедов, служившим в казачьих войсках.

В общем, кровей намешано разных)) 

А на черно белых фото - с бабушкой много сходства!

Сообщение отредактировано 27.04.2010 - 12:05
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...