Церковь в горной долине

Египет, Синайский полуостров, 20-21 июля 2008 года

В июле 2008 года мне удалось увидеть три достопримечательности Синайского полуострова, являющиеся его святынями – гору Моисея, церковь пророков Илии и Елисея и монастырь Святой Екатерины. На горе Моисея и в монастыре Святой Екатерины мне удалось побывать. Рассказ об этом событии и достопримечательностях под названием «Экскурсия к святыням Земли Синайской» мной уже был написан, его можно прочитать здесь http://www.tourblogger.ru/blog/ekskursiya-k-svyatynyam-zemli-sinaiskoi.html.

Однако для написания рассказа мне пришлось прочитать различные источники, тогда как во время экскурсии мне было известно лишь о существовании горы Моисея, монастыря Святой Екатерины с Неопалимой Купиной, а также горы Святой Екатерины. О существовании церкви пророка Илии, о его пребывании на Синайском полуострове и даже о времени его жизни мне на тот момент ничего не было известно. Честно говоря, зная о том, что среди русского народа Илия-пророк пользуется особенным уважением, я даже не связывал его с Израильским царством и IX веком до н.э. Ведь когда сверкают молнии и слышны раскаты грома, русские бабушки обычно вспоминают пророка Илию на огненной колеснице.

Да и в рассказе «Экскурсия к святыням Земли Синайской» я пытался раскрыть тему о большой перемене в своей жизни. Сейчас же необходим рассказ на тему «Не думал, не гадал он, никак не ожидал он». Во время спуска с горы Моисея я действительно не думал, не гадал, что пройду мимо еще одной достопримечательности, к тому же связанной с другим ветхозаветным пророком. К тому же недавно, вспомнив про некоторые факты, я решил написать новый рассказ на новую тему. Для полноты рассказа, в нем останутся некоторые разделы из ранее упомянутого.

Итак, встретив на горе Моисея восход солнца, сфотографировав его и передохнув, мы приступили к спуску с горы. Часть туристов решила спуститься тем же длинным путем, что и поднималась – кто на ногах, кто взял для спуска за плату верблюда. Другая часть туристов, в том числе и я, решила спуститься по крутому пути из 3750 каменных ступеней. Гору Моисея называют также: гора Синай, гора Божья, гора Божья Хорев (Хорив), гора Хорев (Хорив). Некоторые авторы специально называют вершину горы Моисея – Синаем, а хребет этой горы – Хоривом.
Церковь пророков Илии и Елисея (православный пещерный храм пророка Илии) расположена на северном спуске с вершины горы Моисея, ведущем по гранитным ступеням на хребет Хорив, в горной долине на уровне 2037 метров (по другим источникам – 2137 метров). Так как гора Моисея имеет высоту 2285 метров, то получается, что церковь находится практически у самого начала спуска. Не посмотрев вниз, я бы просто прошел мимо этого места с пещерным храмом, тем более что сильно устал от подъема на гору. Однако, посмотрев на горную долину, я заметил сооружение явно рукотворного характера, которое вызвало у меня интерес. Спуска в долину не было видно, да и мне тогда не особенно хотелось спускаться вниз. Сфотографировав сооружение, я пошел дальше, упустив из виду ещё несколько исторических сооружений, коих на Синайском полуострове предостаточно. Мне, конечно, хотелось спросить гида о том, что это было за сооружение, но видимо я тогда забыл об этом, тем более что нас ожидало посещение монастыря Святой Екатерины. Потом я и вовсе упустил из виду сфотографированное мною рукотворное сооружение. Из источников в Интернете мне удалось узнать, что на хребте Хорив, в горной долине находится церковь пророков Илии и Елисея. Также я прочитал о том, кем же они были, эти два пророка.

Церковь в горной долине 

Церковь в горной долине

Илия – библейский пророк в Израильском царстве, живший в IX веке до н.э. Иногда, по месту своего рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фесвитянин. Илия был ревностным поборником иудаизма и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Пророк Илия совершил много чудес, чтобы вразумить нечестивого израильского царя Ахава и царицу Иезавель. История жизни и деятельности пророка излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17-20 и 4Цар.1-3).

Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк Илия – босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках – явился в столицу Израильского царства – Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трёхлетний голод. Но Ахав не раскаивался, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармель, устроенного с целью убеждения в сравнительном могуществе бога Яхве (Иеговы) и верховного языческого бога Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и были собственноручно убиты пророком (3Цар.18:40).
Здесь следует отметить, что в качестве жертвенных животных использовались два тельца, под которыми во время молитв пророка Илии и жрецов Ваала должен был зажечься огонь. Зажегся огонь только у пророка Илии. Гора Кармель или горный хребет Кармель – горный массив на северо-западе Израиля. Высшая точка горы находится между городом Хайфа и друзским поселением Осфия к юго-востоку от Хайфы, в этом месте высота хребта Кармель составляет 546 метров над уровнем моря.
А теперь вот такие факты. В наше время в районе горы Кармель произошли два страшных лесных пожара!!! Вследствие страшного лесного пожара весной 2005 года хвойный лес на юго-западных склонах горы сильно пострадал. На освободившихся площадях собирались высадить лиственные леса, которые, из-за более низкого содержания смолы в деревьях, будут гореть хуже. В декабря 2010 года на горном хребте вновь случился крупномасштабный пожар (крупнейший в истории Израиля), в результате которого пострадал ряд населённых пунктов. В результате возгорания автобуса с курсантами израильской тюремной службы, попавшего в зону пожара, погиб 41 человек. В ходе пожара было эвакуировано 15.000 жителей, а огонь удалось погасить лишь спустя несколько дней при помощи пожарной авиации (около 30 самолётов), посланной в Израиль рядом стран. Такое вот совпадение насчёт огня, а может быть и не просто совпадение?
Своим поступком пророк ещё более разъярил Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию. Но пророк как ветер исчез в пустыне и некоторое время пребывал у горы Синай (горы Хорив, горы Моисея) (3Цар.19). Затем Илия опять вернулся в царство Израильское, обличил в очередной раз Ахава, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, а затем окончательно смирил Ахава.
Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.
Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете (Мф.17:11-12), (Мк.6:28), (Лк.9:31), (Откр.11:3-12). Предания об Илие (араб. – Ильяс) сохраняются у мусульман, и ему воздаётся высокая похвала в Коране. Среди русского народа Илия-пророк пользуется особенным уважением.
Елисей – один из библейских пророков Древнего Израиля. Став ревностным последователем своего учителя, пророка Илии (3Цар.19:19-21), Елисей трудился более 65 лет, при шести царях израильских (от Ахаза до Иоаса), и бестрепетно говорил им правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству.
С его именем связывается множество чудес – от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына гостеприимной жены-сонамитянки. К известным чудесам его также относятся: умножение елея по просьбе бедной вдовы (4Цар.4:1-6), умножение хлебных начатков (4Цар. 4:42-44), исцеление сирийского полководца Неемана (4Цар.5:1-19).
Во всех рассказах о Елисее он изображён как человек глубоко прозорливый, сильный духом и верой. К его времени относится высшее развитие давнего учреждения, известного под названием «пророческих сонмов» или школ – своего рода подвижных религиозно-просветительных общин, в которых воспитывались молодые люди под руководством уже умудренных опытом и известных своей деятельностью пророков.
Елисей был единственным очевидцем вознесения Илии на небо и в наследие от него получил мантию (милоть), как видимый знак преемства пророческого духа. По-видимому, в связи с этим православный пещерный храм пророка Илии и называют также церковью пророков Илии и Елисея, хотя упоминания о нахождении Елисея на Синайском полуострове отсутствуют. Имя «Елисей» было весьма популярно в последующей литературе. О нём с высшей похвалой говорит Иисус Сирахов, указывая на то, как он, высказывая правду, не трепетал перед царями (Сир.48:12-14). Имя его упоминается также и в Новом Завете (Лк.4:27).

Церковь пророков Илии и Елисея была построена грузинским царем Давидом II (1089-1125 годы) над пещерой, в которой, вероятно, и скрывался от преследования пророк Илия. С момента постройки церкви и до пятнадцатого века в этом месте жили грузинские монахи, а с XVI века кельи, построенные вокруг церкви пророка Илии, пустовали. Рядом с церковью, отгороженный каменной стеной, находится колодец пророка Илии с питьевой водой. Также за стеной находится несколько деревьев и кустарники. По некоторым источникам рядом с церковью находится запруженное озеро. Возможно, что площадка слева иногда бывает залита водой и представляет собою нечто вроде мелкого пруда. Но в этот раз все вокруг было совершенно сухое.

Внешне святое место, в котором великий пророк удостоился созерцать Бога, выглядит просто и аскетично. Господь явился Илие в веянии тихого ветерка (3Цар.19). Внутри храма, за алтарем, есть небольшая пещера, дававшая кров великому пророку Израиля.
В некоторых источниках место в ограде каменной стены, где находится колодец пророка Илии с питьевой водой, а также несколько деревьев и кустарники, названо «Амфитеатром 70-ти израильских Патриархов» (Амфитеатром 70-ти старейшин). Это название связано с тем, что когда Моисей поднимался на гору Синай, то 70 иудейских старейшин сопровождали его до этого места.
Также можно прочитать, что за каменной стеной находится источник Моисея или источник под названием «вода Моисея»: «Здесь ветхозаветный пророк добыл воду, ударив своим посохом о камень, и напоил водой свои стада». Это точно неправильно, так как источники Моисея находятся в других местах Синайского полуострова. В частности, один из источников Моисея находится у подножья одноименной горы, но никак не в горной долине на хребте горы Моисея.
Как уже было сказано выше, спускаясь с горы Синай, возможно из-за усталости от подъема, я упустил из виду другие достопримечательности, а именно две каменные арки и часовню Богородицы, хотя возможно, что сверху их и нельзя было увидеть. Две древние каменные арки, установленные в узких проходах в скале, находятся ниже церкви пророка Илии. Существует предание, что во времена расцвета монашества на Синайском полуострове было десять таких арок – по числу заповедей; у каждой сидел монах и принимал покаяние в грехах, относящихся к одной из десяти заповедей. Православная часовня Богородицы или, по иному, церковь Богоматери Икономисы (Домостроительницы) находится ниже каменных арок, на середине пути. Это небольшая церковь, построенная в память явления на этом месте Божией Матери эконому монастыря Святой Екатерины и ее чудесной помощи монастырю.
Церковь пророков Илии и Елисея, колодец пророка Илии с питьевой водой, две древние каменные арки, а также православная часовня Богородицы обычно закрыты для посещения туристами, однако открыты для паломников.

Вот таким образом, спускаясь с горы Моисея я не думал, не гадал, что прошел мимо не менее значимой достопримечательности Синайского полуострова, а впоследствии узнал, что это была церковь пророков Илии и Елисея. Также узнал и о жизни этих двух ветхозаветных пророков, не менее известных, чем Моисей. А когда прочитал о том, как проходил поединок пророка Илии со жрецами Ваала на горе Кармель, да еще и вспомнил о недавнем страшном пожаре в районе этой горы, совсем не по себе стало...

Но вот почему же Илия-пророк пользуется особенным уважением среди русского народа? Ведь со времени его жизни в IX веке до н.э. только до христианизации Киевской Руси в 988 году н.э. прошло около XIX веков. Может быть изначально славяне отождествляли Илию с языческим богом молнии и грома Перуном? А может быть его прямолинейность, его открытые высказывания царю о том, что что Илия о нем думает, так понравились русскому народу. В общем, что о ком думал, то и высказывал, да еще и жрецов Ваала собственноручно мечом заколол. Для христианского святого из Нового Завета это был бы дичайший случай, но во времена Ветхого Завета происходило и не такое...

С пророками Илией и Елисеем связаны различные места, находящиеся на территории Египта, Израиля, Палестинской автономии и Иордании. Так как Илия жил в пещерах, то различные пещеры носят его имя. В Израиле и Палестинской автономии мне удалось побывать в том же июле 2008 года. Рассказ об этом под названием «Один день на Земле Обетованной» мной уже был написан, его можно прочитать здесь http://www.tourblogger.ru/blog/odin-den-na-zemle-obetovannoi.html. Однако, во время этого путешествия мне не пришлось увидеть места, связанные с пророками Илией и Елисеем. Зато в мае 2011 года в Иордании, во время поездки по ее Святым местам, мне удалось побывать в Вифаваре за Иорданом – месте, которое в настоящее время признано местом Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем. Но, опять же я не думал, не гадал, что с этим местом связаны события и персонажи Ветхого Завета, в том числе два великих пророка Израиля. Если получится, то постараюсь написать рассказ и об этом.


Готов к критике!
Тэги: Египет ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Любава аватар
Любава (Сб, 28.04.2012 - 23:08)

Вот так иногда проходим мимо и не знаем, что нам дано было увидеть.

А знать бы заранее...

Sergey2010 аватар
Sergey2010 (Втр, 01.05.2012 - 11:42)

Любава написал(а):

Вот так иногда проходим мимо и не знаем, что нам дано было увидеть.

А знать бы заранее...

Заранее, конечно, все знать невозможно. Та же церковь пророков Илии и Елисея, расположенная на северном спуске с вершины горы Моисея, мало описана в источниках. Так что познаём все в процессе...

VyazNickOff аватар
VyazNickOff (Чт, 10.05.2012 - 22:52)

Интересно. Полагаю, что надо заранее вытаскивать максимум информации о местах посещения.

Прошли бы мимо, а потом узнали о церкви. Вот же обидно б стало!

Спасибо!Церковь в горной долине

Sergey2010 аватар
Sergey2010 (Пт, 11.05.2012 - 13:45)

VjazNickOff написал(а):

Интересно. Полагаю, что надо заранее вытаскивать максимум информации о местах посещения.

Прошли бы мимо, а потом узнали о церкви. Вот же обидно б стало!

Спасибо!Церковь в горной долине

Вам спасибо!

Если бы был виден спуск в горную долину, я наверное, преодолел бы усталость от подъема на гору и спустился бы вниз к пещерному храму пророка Илии.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...