Туол Сленг и Чоеунг Эк. Страшное время красных кхмеров.

Камбоджа, Пном Пень, октябрь 2011

Находясь в Камбодже, в Пном Пене, обязательно следует посетить два места. Это можно сделать и в один день, посетив одно до обеда, а другое после. Либо разбить на два дня. Все зависит от впечатлительности, планов и времени. Если времени не достаточно, то лучше пожертвовать посещением Национального музея и Ват Пнома. Но попасть в Музей геноцида Туол Сленг (Tuol Sleng) и на места казни заключенных Чоеунг Эк (Killer fields Choeung Ek).







Музей геноцида Туол Сленг находится прямо в центральной части города Пном Пеня. Изначально Туол Сленг был школой. Но во времена Пол Пота был превращен с одну из самых ужасных тюрем.

После того, как в 1966 году реформы, проводимые королем Нородомо Сиануком, не принесли желаемых результатов, власть в Народном собрании перешла к правым. Это привело к формированию коммунистической оппозицией повстанских отрядов (красных кхмеров). Такое жестокое противостояние обернулось гражданской войной. Когда в 1975 году Красные кхмеры во главе с Сапот Сара (настоящее имя Пол Пота) одержали победу и вошли в столицу, радости населения не было предела. Солдат на улицах приветствовали радостные дети. Наконец-то гражданская война закончилась! Люди устроили торжественные шествия по улицам города. Все это можно до сих пор найти на старых фотоснимках. Тогда никто не подозревал, в какой кошмар обернется славная победа. 

Как только Пол Пот пришел к власти, он взял курс на построение 100% коммунизма. Была установлена политическая диктатура. По образованию Пол Пот был учителем, и даже одно время преподавал в одной из школ в Пном Пене. Как раз в том самом Туол Сленге. Возможно, как раз по этой причине, он видел в просвещенных людях опасность своему строю. Мыслящие должны были быть искоренены, чтобы не вносить смуту в ряды послушных труженников-рабов. Профессора, ученые, учителя, врачи, студенты, художники, писатели – образованная, мыслящая интеллигенция - подозревались в связях с КГБ или ФБР. Были запрещены книги, иностранные языки, деньги, письменность. Запрещено даже ношение очков. Так как это признак интеллигентности. Людей с ухоженными руками причисляли к «элите» старого общества и начинали за ними охоту. 

Городское население, под предлогом эвакуации от американских бомб, вывезли за город, в рабочие коммуны. В таких коммунах люди, включая детей и женщин, работали по 18-20 часов в день, питаясь тем, что дадут. А давали сначала им суп и немного риса. Потом же они могли получить только рисовую похлебку на воде. Да и ту раз в день. При этом люди должны были проводить дни по колено стоя в воде, выращивая и собирая рис, выполняя другие не менее сложные работы. За любую оплошность и провинность наказанием была смерть.

Детей забирали у родителей и отправляли в специальные детские колонии, где их учили держать в руках оружие, учили убивать и быть жестокими, учили следовать режиму. Большая часть армии Пол Пота состояла из молодых людей от 15 до 21 года. 

За четыре года режима Пол Пота, за четыре года расового и социального геноцида, из 7,5 млн. населения было убито около 3 млн.. 

Во времена «военного коммунизма» Красных Кхмеров по всей стране были созданы округа. Каждый округ представлял собой тюрьму, место казни заключенных и обслуживающие угодия. Школа Туол Сленг и стала такой тюрьмой в округе S-21. 





На территории школы находились 4 корпуса, которые остались и по сей день. При входе посетители оказываются на углу самого первого корпуса, корпуса А. И из взору открываются 14 могил на небольшой площадке, под тенью старых деревьев. 





Там захоронены последние 14 жертв тюрьмы. Их нашли в камерах после того, как режим Пол Пота пал и в здание бывшей школы вошли вьетнамские солдаты. Могилы безымянные, так как не удалось определить личности погибших, потому что пролежали они в здании школы около недели до того момента, как были обнаружены. Известно лишь, что это были 13 мужчин и 1 женщина. Вокруг, не смотря на довольно большое количество людей, тихо. 

В самом корпусе А были расположены камеры. По сей день события конца 70хх годов всплывают здесь из небытия, чтобы заново быть прожитыми посетителями музея. В этом помогают гиды, у которых многие родственники пропали или были убиты во время тех ужасных 4 лет. На первом этаже корпуса располагались одиночные пыточные камеры, с застекленными окнами, чтобы крики заключенных не было слышно снаружи. В камере железная кровать с циновкой, к которой приковывали заключенного. Для того, чтобы справлять нужду, пленник мог использовать небольшую пластиковую миску и металлическую емкость с крышкой. Больше в камере не было ничего. 





В этих классных комнатах пытали тех, кого подозревали в связи с иностранными спецслужбами. Требовали назвать имена друзей, знакомых, сознаться в шпионаже в пользу иностранных государств. Те, чьи имена были названы во время пыток, рано или поздно тоже попадали сюда. Людям выдергивали ногти и заливали раны алкоголем, делали надрез на сосках и пускали скорпионов ползать по груди, били кнутами и различными тяжелыми предметами, опускали голову в емкости с водой, закрывали лицо тряпкой и лили на нее воду, так, что человек не мог дышать, ломали кости, отрезали фаланги пальцев. Невозможно перечислить всех жестокостей, на которые были способны сотрудники тюрьмы. Сегодня на стенах камер висят фото тех людей, которые были найдены в них вьетнамцами. По сей день там стоят эти кровати. В некоторых камерах оставлены орудия пыток. 






На втором этаже этого корпуса такие же камеры, но рассчитанные на 3-4 заключенных. 

На третьем этаже содержали детей. Они просто лежали на циновках, в несколько рядов вдоль классной комнаты, ноги к ногам, закованные таким образом в длинные кандалы. 


Кандалы, которыми пристегивали детей.






Шептаться, переглядываться, разговаривать было запрещено. В одной из таких комнат и находился один из выживших, художник, который и нарисовал картины, повествующие о существовании в тюрьме. Когда кхмеры забрали его на работы и стали выводить из комнаты, он почти не мог идти, от голода и потому что мышцы ног настолько сильно атрофировались.

Когда стоишь в этих комнатах или идешь по балконам тебя окружает тишина, время как будто сжимается, смешивая настоящее и прошлое. Также, наверно, время переставало существовать для людей, попавших в Туол Сленг. 






На улице в углу у корпусов А и В – спроткомплекс. Был спорткомплекс во времена бытности Туол Сленга школой. Раньше на деревянной раме висели канаты, лестницы, чтобы дети могли заниматься физкультурой. Во времена тюрьмы эту рамку тоже использовали, но в других целях. Через крюки перекидывали веревку, которой связывали руки заключенного, заведя их за спину. И потом заключенного просто поднимали, заставляя болтаться в практически перевернутом положении. Когда человек терял сознание, его опускали головой в стоящие тут же керамические сосуды. В то время наполнены они были той водой, которой смывали кровь в пыточных камерах. Любого такой запах привел бы в сознание. Как только это происходило, все начиналось сначала. 










В корпусах В,С и D были одиночные камеры. Стенки некоторых выложены из кирпича. Некоторые сколочены из досок. В стенах, разделявших классы, прорублены проходы, чтобы надзиратели могли прогуливаться по всей длине этажа. Ширина камеры рассчитана ровно на одного человека. Она даже уже, чем обычная кровать. Заключенные могли только лежать (на голом полу), сидеть или стоять. Для достоверности их приковывали за ногу и они сидели на цепи. Как собаки. Кормили их сначала 2 раза в день, а потом и всего лишь 1 раз. Прогулок не существовало и в помине. Помыться они могли 2 раза в месяц. И так день за днем, в полном одиночестве и тишине, в полумраке камеры и под мерные шаги надзирателей проходили дни. У них не было будущего. 








На верхних этажах зданий были комнаты, в которых содержали людей, мужчин и женщин отдельно, по 50-70 человек в комнате. 

Сами здания были по периметру обтянуты колючей проволокой, для того, чтобы лишить заключенных возможности самоубийства. Так как некоторым из них, наиболее счастливых, удалось во время конвоя спрыгнуть с балкона на бетонные плиты. 








Многие не выдерживали пыток, многие умирали от истощения. Если такое случалось, то тела просто закапывали по периметру территории школы, не делая никаких обозначений. Тела умерших просто привязывали к палке за руки и за ноги, как тушу кабана, и выносили «за забор. Там и оставляли, скинув в канаву и засыпав химикатами. Так что здание, да и вся территория бывшей школы, стоит буквально на костях. И уже никогда не узнать имена погибших. 

На каждого заключенного заводилось досье, в котором содержалась информация о человеке, протоколы допросов, фото по прибытии и фото после смерти. Это делалось в качестве доказательства того, что заключенный умер или был убит, но не сбежал. Некоторые из снимков, как и картины, можно увидеть в зданиях корпусов Cи D. 






Также в этих корпусах представлены фото Пол Пота, его единомышленников и его солдат. Когда смотришь на фото красных кхмеров никак не можешь прийти в себя. Ведь на тебя смотрят лица молодых людей и девушек, которым максимум могло быть 25 лет. А большинство их них было много младше этого возраста. И все эти ужасы творились именно их руками. Пытки, издевательства, убийства. 






В корпусе D представлена информация о самих красных кхмерах. Некоторые из них были казнены еще во времена режима Пол Пота за отступление от идеи партии. Некоторых судили и казнили несколько позднее, уже после свержения власти красных кхмеров. Но большинству удалось скрыться. Они спокойно живут нормальной жизнью в отдаленных уголках страны, некоторые обзавелись семьей. Но самое ужасное то, что, понимая всю жестокость сотворенного ими, пусть и под угрозой смерти, они ни в чем не раскаиваются. 

В это же корпусе, на последнем этаже показывают фильм о судьбах, искалеченных Туол Сленгом и режимом красных Кхмеров. Всего в день фильм демонстрируют два раза. Один раз до обеда, около 11 часов. Второй раз в 15 часов. В нем очевидцы рассказывают о своих родных, пропавших в тюрьмах, подобных Туол сленгу, о работах в общественных коммунах, о существовании и выживании в период с 1975 по 1979 годы. Нельзя остаться равноушным, услышав эти истории. Истории о том, как молодая пара, любившая друг друга, была разлучена режимом. Они поддерживали друг друга письмами, сколько могли. Но им не суждено было снова встретиться. Она умерла в одной из тюрем, оказавашись там после общественных коммун. Он был приговорен к смерти за то, что ослушался режима. Рассказывает об этом мать мужа, которая узнала о смерти детей спустя только несколько десятилетей. Она так надеялась, что они просто потеряли в стране или смогли вырваться за ее пределы. Горе этой пожилой женщины не может оставить равнодушным.

Всего за четыре года в Туол Сленге побывало около 17 000 человек, включая детей и женщин. Выжить же удалось только семерым. До настоящего времени дожили только двое. Благодаря выжившим, удалось собрать ту бесценную информацию о том, что происходило в этих стенах в годы режима Красных Кхмеров. Увидеть все глазами очевидцев. 

За стенами Музея жизнь продолжается. Проезжают такси, тук-туки, идет торговля. А для скольких людей она закончилась в этих стенах? Закончилась ужасным образом, в муках, страдании, боли и страхе. Сколько людей не смогли выбраться от сюда….






Попав сюда, в Туол Сленг, человек уже не имел пути обратно. Не важно - когда, но смерть не минуема. Ночью, чтобы никто не видел, заключенных выводили из камер, связывая в цепочки и завязывая им глаза. Сажали в грузовики. Надзиратели говорили им, что просто перевозят их в другое помещение. Это делалось для того, чтобы они не пытались убежать во время дороги, не старались привлечь внимание или совершить самоубийство. По проселочным дорогам их везли к местам казни. Везли на поля в 15 км от города, поля Чоеунг Эк (Killer fields Choeung Ek). 

До полей смерти можно добраться на тук-туке. Стоить это будет около 13-15 долларов в обе стороны, причем тук-тукер будет дожидаться вас у входа. Желательно захватить с собой в эту поездку очки и повязку на лицо или маску. Дорога проходит через небольшие населенные пункты. Потому будет пыльно. Периодически по обочинам дороги расстилаются поля morning glory, так пока и не удалось найти русского названия этого растения, и риса. Спокойствие и красота природы. В 70х годах дороги тут не было. И несколько раз, особенно в сезон дождей, грузовики с заключенными просто вязли в грязи. Тогда надсмотрщикам приходилось или самим выталкивать машины, или ждать подмоги. 

На входе в музей, заплатив 5 долларов, каждый получает карту и аудио-гид. К сожалению, на русском языке аудио-гида пока нет. Но, как вариант, можно взять на английском. 

До прихода к власти Красных Кхмеров в этих местах жили китайцы. И на этом поле ранее было старинное китайское кладбище. Кхмеры не стеснялись и использовали постройки китайцев под свои нужды. 

Когда грузовики прибывали на место, заключенных выводили к бараку. Это начало экскурсии для туристов. А для жертв Туол Сленга это был конец. В начале машины прибывали 2-3 раза в неделю, привозя по 20-30 заключенных. В 1979 году, когда машины стали прибывать сюда почти ежедневно, некоторым приходилось проводить в таком бараке ночь, дожидаясь своей участи. 
Далее заключенных группами вели к офису, где они собственноручно должны были расписаться в ростере, подписывая себе таким образом смертный приговор. Эти списки затем сравнивали со списками выбывших из тюрьмы, чтобы быть уверенными, что все, кто покинул тюрьму, убиты. Что никто не сбежал. 

Сегодня уже не осталось тех построек. Но до сих пор стоит небольшая беседка – это церемониальный китайский киоск для прощаний с усопшими. В этом месте ставилась урна с прахом, вокруг выкладывались цветы и благовония. И родственники могли проститься с умершим. 








С 1975 по 1979 года вокруг этой беседки разыгрывалась совершенно иная драма. Жертв ставили на колени на краю оврага и били каким-нибудь тяжелым предметом в основание черепа. Пули не использовали, так как они были дорогими. Палачи пользовались лопатами, мотыгами, железными прутами. Обычными орудиями крестьян и рабочего класса. Чтобы удостоверится в смерти, жертвам перерезали горло. Кроме того, если человек и жив, на помощь он с перерезанным горлом позвать уже не сможет. Делалось это веткой сахарной пальмы, так как по краям нее расположены небольшие зубчики. Опять же в целях экономии средств. Затем тела засыпали ДДТ, чтобы не было сильного запаха от разлагающихся тел. Да и те, кто вдруг выжил после таких мук, умирали от яда. 


Орудия убийств






В самом большом массовом захоронении были найдены останки 450 человек. Недалеко находится захоронение, в котором были найдены тела 166 человек без голов. Это, скорее всего, была могила солдат красных кхмеров. Ведь Пол Пот не прощал ошибок и не терпел их. Некоторые из его солдат, осознав ужас режима, пробовали скрыться во Вьетнам, чему способствовала развязанная война. Но были схвачены и обезглавлены. «Телом они камбоджийцы, а в голове – вьетнамцы. Камбоджийкому телу не нужна вьетнамская голова». Такой была причина столь страшной расправы. 


Одно из захоронений



И вот взгляду открывается небольшое озеро, полностью утопающее в зелени. Пока идешь по его берегу можно послушать истории отдельных людей, увидеть те годы их глазами. 






Одна женщина потеряла ребенка, потому что ей нечем было его кормить и нечем было лечить простудившегося ослабленного младенца. Мужчина стал свидетелем убийства одной женщины в одной из общественных коммун. Дело в том, что один из надзирателей дал ей два банана. Да, были некоторые человечные среди надзирателей. Несколькими минутами позже другой надзиратель увидел, что она несет бананы, которых у нее быть не должно. Он стал жестоко избивать ее, пытаясь дознаться, где она их своровала. Женщина могла сказать только правду, что получила их от другого надзирателя . За что и была убита, прям там, на месте. Когда сидишь на берегу озера, утопающего в зелени, а в наушниках, одна за одной прокручиваются все эти истории, мурашки бегут по коже от жестокости людей. 






До сих пор, после сезона дождей, вода вымывает из-под земли остатки костей, одежды. Некоторые из собранных 
на полях вещей, принадлежащих жертвам, можно увидеть в стеклянном ящике. 








Размеры некоторых из них повергают в оцепенение. Настолько они малы, что могли быть впору только младенцам или годовалым детям. Их тоже убивали здесь же, вместе с их матерями. Младенцев ждала наиболее страшная участь. Палачи брали их за ноги и с размаху били головой о стоящее на краю оврага дерево. После чего тело скидывали в овраг, где лежали убитые матери детей. 

Почему убивали детей, подростков, женщин? Стоило только одному члену семьи попасть в тюрьму, всю семью ожидала та же участь. У этого был свой простой мотив: избежать мести. Ведь если вырезать семью под корень, то мстить будет некому. 



Останки жертв












На одном из деревьев висит табличка «волшебное дерево». Какое же волшебство могло произойти тут? На самом деле волшебство было довольно тривиальным. На дереве висел граммофон, чтобы усилить звук играющей пластинки. Делалось это для заглушки стонов и хрипов убиваемых. Неподалеку от дерева стоял генератор, который тарахтел день и ночь напролет. Только эти два звука, трескучие пение пластинки и грохот генератора – вот и все, что могли слышать дожидающиеся своей участи в деревянном бараке. Именно эти два звука были последними звуками их жизни. 


Волшебное дерево




Обнаружили это место совершенно случайно. К 1978 году многие фабрики и заводы страны были разрушены, экономика не справлялась, поставленные задачи были не выполнимыми, а бюджетные средства все таяли и таяли. Чтобы пополнить «карман», Пол Пот развязал войну с Вьетнамом. Но он не учел того, что многие красные кхмеры устали от бойни и резни. Потому многие из них оказались на стороне «врагов». Это стало основной причиной поражения армии Пол Пота в сражении. Вьетнамцам удалось занять довольно обширную часть Камбоджи, оттеснить красных кхмеров к границе с Тайландом. На тех территориях, которые были заняты Вьетнамом, власть была передана Народному совету. Это стало началом восстановления Камбоджи после кровавых 4 лет. 

Один из жителей Камбоджи в это время оказался на полях Чоеунг Эк, так как тут рос картофель. Его то он и стал выкапывать, как вдруг почувствовал странный, очень не приятный запах. Оглянувшись, он стал замечать страшные вещи. Из земли то тут, то там проглядывали кости. Где-то вылезали клочки ткани. Дерево, стоявшее рядом с ним было покрыто слоем чего-то очень склизкого и странного, что оказалось мозгами, перемешанными с обрывками кожи и кровью. Именно так были найдены поля смерти Чоеунг Эк.

Над полями жестоких убийств возвышается мемориал в память погибшим тут жертвам. 








Это высокая ступа в буддистском стиле. По углам крыш восседают Наги, мудрые змеи, от которых по приданию, произошли кхмеры. С ними противоборствуют Геруды, главные враги Наг. Геруда – это смесь льва, человека и птицы. На герудах передвигается Вишну. Когда Геруды и Наги изображены вместе – это является символом мира. На 17стеклянных ярусах ступы находятся останки жертв, погибших на этих полях. Они возвышаются над этим местом. На самом нижнем ярусе собраны некоторые из их вещей. Внутри ступы полная тишина, лишь тихо играет музыка и благовония распространяют свой ароматный дым. Зайдя внутрь мемориала, оказываешься как бы за полями пределами полей убийств. Как бы со стороны смотришь на только что увидынные вещи, предметы, события. Но они проникают внутрь тебя, глубоко, чтобы ранить, чтобы на долго засесть в памяти. 









</br>

Это место заставляет задуматься о том, что же такое истинное благополучие, счастье, о том, на сколько нам дороги наши близкие. На сколько нам дорога жизнь. И как же нам повезло, что в наши дни нет такого ужасного геноцида. Жизнь, какой бы она ни была, предстает в новых красках. Начинаешь ценить ее намного больше. Уже не хочется тратить время в пустую. Хочется проживать ее ярко, но наполнено, интересно, осмысленно, создавая и творя. Ведь она может так легко оборваться. 

Еще долго не хотелось ничего говорить, не хотелось обсуждать увиденное. Просто нужно было время пережить все это внутри себя. Все, что было увидено в музее и на полях, даже по прошествии 40 лет с тех времен, до сих пор на столько живо, что врезается в память надолго. Очень хочется верить, что подобный музей сможет воспитать в нас уважение друг к другу, сможет удержать от повторения этого кровавого опыта. 






P.S. находясь там, задумалась, а как бы поступила я на месте молодежи 70х годов в Камбодже. Если бы моей семье, мне угрожали увечьями, муками и смертью, пошла бы я на такую жестокость? Смогла бы убивать, защищая себя и семью? Легко, наверно, осуждать бывших надзирателей, надсмотрщиков, находясь в безопасности и полном спокойствии. А если попасть на их место? И поняла, что не знаю ответа... Может быть и смогла бы.

Медаль
Тэги: Камбоджа ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Фил аватар
Фил (Пнд, 07.11.2011 - 01:06)

Кошмар. 

И постскриптум кошмар. 

Пьянова Евгения - Поппинс аватар
Пьянова Евгения - Поппинс (Пнд, 07.11.2011 - 02:04)

Мой учитель литературы сказал о рассказах В. Шаламова:  " В них он вывел новый тип человека" 

Не зверь,  зверь лучше. Потом я запомнила фразу:  бежать с Планеты земля...

Ничего этого не знала.  Если начать думать о том,  что заложено в людях - очень страшно...

Спасибо.

 

Anna_imp аватар
Anna_imp (Пнд, 07.11.2011 - 04:49)

Фил, согласна, что кошмар. Но в жизни есть не только яркие стороны. А о таких сторонах, как эта нельзя забывать. Хотя бы, чтобы изебжать поторения. Да, не жизнерадостная история. Но меня она очень впечатлила. Впечатлило и то, что камбоджийцы не стараются этого забыть. И дело не только в том, чтобы привлечь туристов. Пока была в музее и на полях не однократно видела камбоджийских родителей с детьми. Они им все объясняли, показывали. Не дай бог никому пережить такого. Постскриптум...ну какой есть. А если всерьез задуматься над этим вопросом? И при этом не сроить из себя героя в успокоение своей совести...Каким будет ответ? Ради только себя я, возможно, и не пошла бы на такие зверства. Но вот если бы моей семье угрожали бы...тут не могу дать ответа. И очень надеюсь, что никогда этого ответа не узнаю. 

Модератор аватар
Модератор (Пнд, 07.11.2011 - 13:14)

На Полях смерти не была, да и читала только очень "в общем" - была поражена, прочитав Ваш рассказ, Анна, насколько до мелочей повторены фашистские методы расправы и устрашения. И так страшно стало - ведь после окончания Второй Мировой (да и до сих пор) - события тех лет рассказываются и описываются в принципе очень широко, при этом ставится цель - чтобы грядущие поколения не забыли и никогда не повторяли! А вот ведь оно - повторение... через каких-то 20 лет... Можно, конечно, списать все на то, что уж слишком далеко Камбоджа от основных европейских государств, которых затронули тогда ужасы войны, но как-то... все равно не по себе становится...

Alware аватар
Alware (Пнд, 07.11.2011 - 13:45)

Сильные места. Из категории обязательных к посещению. Слышал про них вскользь и как-то не задумывался выяснить подробнее.

Спасибо.

Anna_imp аватар
Anna_imp (Пнд, 07.11.2011 - 18:10)

не то слово - сильные. особенно, если задумать о том, что все это было относительно недавно. это не история вековой давности. в процентном соотношении Пол Пот и фашисткий режим немцев обогнал, и сталинские репрессии он опередил. очень непосебе становится,когда видишь старые фото. на них детишки сбежались, собрались группками, радостно машут и приветсвуют солдат - "освободителей". и в течение следующих 24-х часов начался весь тот ужас...не получилось эти старые снимки заснять из-за яркого света снаружи. но посетить эти места обязательно нужно.

sputnik1972 аватар
sputnik1972 (Сб, 12.11.2011 - 11:49)

М-да, жуткое место, и жуткая жестокость. Но знать об этом, действительно нужно, и помнить.

Feli аватар
Feli (Вс, 27.11.2011 - 11:02)

Построение коммунизма вот к этому и приводит. Уже в который раз. А у нас до сих пор некоторые ностальгируют.

Anna_imp аватар
Anna_imp (Вс, 27.11.2011 - 11:11)

дело, думаю, не в коммунизме. ведь по своей сути сам коммунизм ничем неплох. только вот не очень он нашей злобной, корыстной человеческой природе соответствует. а вот меры, которыми он насаждался - да. но это уже влияние человеческого фактора...

Feli аватар
Feli (Вс, 27.11.2011 - 11:29)

Ошибочно вы так думаете. В том и дело, что меры раз за разом повторяются. Это уже закономерность. Когда одни начинают знать лучше других, где оно счастье, то непонимающих приходится загонять в него все более упорно, вплоть до отрывания голов. Хорошо, что моего поколения непосредственно это не коснулось, так, в легкой форме оболванивания. А вас, к счастью, и вовсе миновало по молодости лет.))

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...