Убежать из Римини во времени

Римини и окрестности, 12-26 сентября 2012

 

 

                                                                             Убежать из Римини во времени

 

            Это окончание истории, начало которой представлено в первых двух частях здесь: http://www.tourblogger.ru/blog/osen-v-rimini-ili-pes-gulyayushchii-kraem-morya.html   и здесь   http://www.tourblogger.ru/blog/shopping-v-rimini.html .

 

            Мы планировали поколесить по окрестностям и сделать несколько более или менее дальних  поездок. В Венеции нам довелось побывать раньше, во время путешествия в хорватскую Истрию. Оттуда совсем недалеко паромом, а визой мы предусмотрительно запаслись еще в Москве. Виктория очень вовремя посоветовала Сан-Марино, за что ей поклон и благодарность. Еще выбрали Рим и Флоренцию, хоть понимали, что довольно долгие туда поездки немного времени оставят собственно на экскурсии. Собирались еще сами съездить в Болонью, но не собрались. Были на то причины. Благословенны автомобилисты, которые, взяв напрокат автомобиль, вольны проехать по окрестным городкам и повидать достопримечательности, которых в Италии с избытком.

 

            Ну что же, обратимся к дороге ранней в Рим. Так рано, что еще не развиднелось. Жгуты тумана лежат на вершинах холмов справа и слева от скоростной дороги. Солнце, которого еще не видно, привносит розовую ноту в зелень деревьев и пытается справиться с туманом. После длинного, километра на 1,5-2 тоннеля едем в тумане с видимостью метров на 30 вперед. Дома и деревья по сторонам дороги укутаны в туман, как в вату. Может это позволяет так долго сохранять свидетельства истории в здешних краях, футлярное хранение в вате? Дремлют в тумане виноградные шпалеры, остатки древних стен и арок. Водитель снижает скорость, наверно, чтобы вписаться в замедленное течение времени в густеющем тумане. Встречные автомобили с зажженными фарами, дорожные знаки, в том числе с летящим через дорогу оленем, выскакивают как бы из ничего. И только в следующих тоннелях покороче тумана нет, там ему темновато и страшно.

 

            Дорога петляет в горной теснине, нанизывая на себя тоннели. И хотя стекло автобуса запотело, вдруг становится видно, что туман кончился, небо высоко по сторонам над горами голубое и розовое (не сочтите за нарушение закона о запрещенной пропаганде), а многочисленные тоннели нарезают освободившийся от тумана свет на пунктир. По сторонам убранные участки полей, солнечные батареи рядами, купы деревьев и строения очередного городка после туманной фантасмагории. А солнце уже запятнало бока холмов справа и пробилось через их гряду слева. O Sole Mio!

 

            Местами встречаются неубранные участки полей, где что-то пышно и зелено еще растет, может, второй урожай каких-то овощей или салат. Оставлены также кое-где заросшие травой участки как пастбища для выпаса овец. Солнце слева уже высоко, все раскрашено им, все яркое, нарядное. Вдоль дороги склады, а не свалки, каменные строения,  а не деревянные развалюхи, возделанная земля, ухоженные оливковые деревья. Итальянская сельскохозяйственная провинция – кормилица Умбрия. Это географический центр страны со столицей Перуджа. Здесь университет, ориентированный в основном на иностранных студентов с  эффективным курсом обучения итальянскому за 3 месяца, кондитерская промышленность. Отсюда знаменитые конфеты «Поцелуй» (Baci) с афоризмами или пожеланиями в каждой конфете.

 

            В Умбрии делают крепкие вина, которые год выдерживают в бочках. Выращивают подсолнечник, дающий масло для жарки, поскольку оливковое масло не очень годится для этого, быстро испаряется. Здесь хорошо растут все виды зерновых. Оливки покупают на фермах у производителей, и для хорошего масла нужен ручной сбор. За день один человек может собрать примерно 40 кг оливок, которые подвергают холодному отжиму (без косточки). Дегустацию масла проводят по запаху, нюхачи  определяют качество. На выращивание табака – госмонополия, магазины «Табакерия» принадлежат государству. В высокие цены на табачные изделия включен налог, до сих пор выплачиваемый Ливии и Эфиопии за колониальные войны 30-х годов прошлого века. То же и в цене бензина. На соль тоже госмонополия.

 

            По дороге на горе (500 м.) городок Тодди со средневековыми стенами и башней. Здесь проводят карнавалы, когда в небо запускают тысячи воздушных змеев, а в августе еще больше воздушных шаров. В составе скоростной дороги Е-45 есть сохранившиеся участки и тоннели, построенные еще римлянами шириною на 4 колесницы и с дренажом, которым не всегда снабжены дороги современные. Горы отступают только на границе Умбрии и Лацио (где столицей Рим).

 

            Собственное энергетическое обеспечение Италии обеспечивает нужды на 8%. Остальное из Швейцарии, газ – наш. А атомная энергетика в стране под запретом, 90% населения против. Поэтому так много солнечных панелей на полях, кое-где ветряки. Считается, что экологичные источники энергии могут довести норму самообеспечения до 50%. До сих пор вся вода в Рим поступает из термальных источников по акведукам и подземным каналам, сооруженным еще теми римлянами. Вода в водопроводе пригодна для питья.

 

            Что можно написать о Риме, да еще о впечатлениях неполного дня? В общей сложности 9 часов в дороге туда и обратно и около 7 часов в вечном городе. 7 часов и вечность… Что я могу еще рассказать интересного после аккредитованных итальянских корреспондентов ТБГ, после Любови Шашковой, которую я недавно представлял здесь на сайте с ее историей о римском путешествии в сопровождении автора путеводителя по древнему Риму ( http://www.tourblogger.ru/blog/rimskie-kanikuly-cherez-59-let-posle-printsessy-anny.html )?  Кстати, путеводитель по старому Риму выходит в середине ноября и будет презентован на Nonfiction в ЦДХ.

 

            Рим показался мне не похожим на те европейские города, где мы, то повернув с Рамбла, то обойдя старый венецианский порт, вдруг оказывались в тесных объятьях старых узких улочек, средневекового антуража, в перезвоне колоколов или звуках органов старинных соборов. Это были в большинстве случаев резервации, сохранившиеся в современных городах, планомерно выстроенных и обихоженных за последние век-полтора.

 

            Благодаря попечению судьбы, стараниям римских зодчих, художников, скульпторов, реставраторов и поддержке отцов города и церковных иерархов Рим производит впечатление коллекции шедевров нескольких тысячелетий, собранной на этой громадной территории с помощью машины времени и расставленных гениальным собирателем единственного в своём роде пазла.

 

   Убежать из Римини во времени

 

    Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

            В композиции и деталях этой коллекции много тайного и недоступного не только случайному путешественнику, но и величайшим умам старого и нового времени. Недаром так много книг и работ посвящено великому городу, его жителям и гостям, его правителям и простым обитателям, его царям, консулам и трибунам, императорам, начиная от двух мальчишек, прильнувших к сосцам волчицы, до Аниты Экберг в водах фонтана ТрЕви и героев Грэма Джойса, рассуждающих о тайне ока купола Пантеона.

 

            А история с троекратной и к счастью несостоявшейся попыткой сбить микельанджеловскую фреску Страшного суда на западной стене Сикстинской капеллы? А тайна технологии создания купола Храма всех богов с 9-метровым в диаметре оком, на который так похож купол Собора Святого Петра, а завещание Рафаэля Санти? А Bocca della verita – «Уста истины» в церкви Санта-Мария-ин-Космедин, куда, по слухам, не решился сунуть руку ни один из наших путешествующих по Италии депутатов и правителей? Постараюсь представить некоторое число изображений, иногда с минимальными комментариями, написанными в силу моих недогляда и незнания и снисходительности камеры Nikon, которая тайное снимала как явное.

 

   Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                   Храм всех богов - Пантеон                                                                                                      

       Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                                         Око Пантеона

 

                                                Убежать из Римини во времени

 

    Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                                 Уличный натюрморт

 

    Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                                                   Треви

     Убежать из Римини во времени

 

                                                      Дом дуче, под балконом которого собиралось до 100 000 горожан, чтоб его послушать

 

   Убежать из Римини во времени

 

     Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                   "Покуда стоит Колизей, стоит и мир"

 

               Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                        Покуда есть любовь на свете, пребудет свет

     Убежать из Римини во времени

 

      Убежать из Римини во времени

           

                                                                                                                                        Арка императора Константина

 

    Убежать из Римини во времени

       

                                                                                                                                                Реверанс у Колизея

 

           Фантасмагорическое сочетание зданий вполне современных, дворцов очень старых и древних строений в разной степени сохранности, которые во времена их славы тешили взгляд императоров и триумфально шествовавших через город полководцев и у стен которых стоят частично сохранившиеся или лежат поверженные временем колонны, вызывает расщепление сознания. И ветер по временам и в зависимости от того, где ты в этот момент оказываешься, колышет на тебе римскую тогу, бьется в плотную ткань камзола или холодит кожу через футболку с гордой надписью на груди I am’nt in Rimini, I am in Roma. Или, отойдя за полминуты на шестую часть римского стадия от фонтана «Четырех рек», случайно касаешься рукой фрагмента пилястра стадиона императора Домициана, и вдруг уши твои заполняет рев 30-тысячной толпы зрителей собравшихся на стадионе, чтобы посмотреть Капитолийские Игры. А через мгновенье среди развала акварелей уличного художника глаза в глаза на графическом листе встречаешься то ли с Одри, то ли с принцессой Анной – героиней «Римских каникул».

 

    Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

    Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                                   Фонтан Четырех рек

 

   Убежать из Римини во времени

 

                                                                                     Сохраненный фрагмент пилястра стадиона императора Домициана

 

                                                Убежать из Римини во времени

 

            В этом пробеге по Риму в режиме стоп-кадра я смог увидеть только Собор Святого Петра в Ватикане, выстроенный гораздо позже на месте его захоронения после снятия с креста. А вот в Сикстинской капелле я не был. Когда-то я посмотрел японский документальный фильм второй половины восьмидесятых о реставрации в капелле, оплаченной японскими СМИ и выполненной несколькими лучшими реставраторами Европы. Это занятие потребовало  нескольких лет, штукатурку на стенах под росписями крепили, вынимая старые гвозди и устанавливая новые штыри. После нескольких веков служб при факельном освещении стены и потолок этой папской домовой церкви так закоптились, что даже специалисты считали,  что фрески специально делали аскетичными по цвету. После реставрации, как после отмывки икон, вдруг выплеснулись красный, зеленый, голубой, желтый. Даже реставраторы были ошеломлены. Первозданно, из многовекового небытия явились естественные цвета росписей Микельанджело, Пинтуриккьо, Боттичелли, Перуджино, братьев Гирландайо. Тогда же японцы и американцы издали две громадные иллюстрированные книги о капелле и ее реставрации. В самой Сикстинской капелле мне в этот раз побывать не удалось. Может, в другой жизни?

 

            С XV в. в Ватикан можно попасть по подземному переходу из замка Святого Ангела, когда-то на глазах папы Григория Великого вложившего меч в ножны в знак окончания чумы в городе. Мы перешли границу Ватикана поверху неподалеку от Собора Святого Петра. А жаль, в замке можно было бы посмотреть на музейную коллекцию старинного оружия и ощутить, как здесь, в тюремном заключении чувствовали себя Джордано Бруно, Галилей, Бенвенуто Челлини и бражник и драчун Караваджо. Ни ватиканские музеи, ни открытая для всех библиотека за недостатком времени нам оказались недоступны. По овальной площади, мимо колонн и статуй (так и просится, «мимо ристалищ, капищ»), взглянув направо на окно третьего этажа резиденции папы, ступили мы под знаменитый купол самого большого, как говорят, христианского храма – Собора Святого Петра. При входе  справа скорбная мраморная Пьета. 25-летний скульптор, ещё не чуждый по молодости гордыни, оставил на перевязи Божьей Матери свое имя – Michelangelo Buonarroti. Насколько известно, больше он ничего и никогда не подписывал из множества работ.  Описывать собор нет сил и знаний, и потому одни лишь фото.

 

    Убежать из Римини во времени

 

                                        Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

      Убежать из Римини во времени

 

                                      Убежать из Римини во времени

    

                                               Убежать из Римини во времени

 

    Убежать из Римини во времени

 

            Знаменитые художники и модельеры часто брались за военную форму. Хьюго Босс одел в запоминающиеся мундиры СС, Валентин Юдашкин потрудился для российской армии, а по рисункам Микельанджело сшита одежда швейцарской гвардии, охраняющей Ватикан.

 

                                             Убежать из Римини во времени

 

  Убежать из Римини во времени

 

                                                                              Смена караула швейцарской гвардии у собора Святого Петра

 

            В Римском Форуме, на месте, где убили Гая Юлия, свежие цветы. Люди любят и помнят тиранов. Со временем ужас уходит из памяти. Что остается - преклонение перед сильной личностью, страх, стокгольмский синдром?

 

                                                  Убежать из Римини во времени

 

            После собора успеваю посмотреть Ватиканскую лавку, где продают сувениры, реликвии, освященные обереги. Среди прочих есть обереги-магниты для автомобилистов с изображением Девы Марии с младенцем для дам и Святого Николая для мужчин. Покупаю оберег для племянницы. То, что происходит на наших дорогах, сильно укрепляет веру.

 

    Убежать из Римини во времени

 

            Сан-Марино – это около 1700 лет независимости, официально признанной мировым сообществом. Республика не воюет с XV в. и не участвовала в обеих мировых войнах. Гражданство можно получить при рождении, через брак нельзя ранее, чем через 15 лет. Благодаря меньшим налогам и отсутствию НДС средняя зарплата выше, чем в Италии, примерно на 30%.  Здесь живет 32 тыс. человек на площади 60,5 кв.км. Пятьдесят фабрик и туризм – основа государственной экономики. Здесь делают штукатурку, мебель, двери, паркет, станки для оптических производств. Есть виноделие и ликеро-водочное производство, добывают камень, делают более 1000 видов стульев, постоянно придумывая новые модели. Почти все, что продается в многочисленных магазинах, своего или итальянского производства. Любителей шоппинга привлекают ювелирные магазины, качественные изделия из кожи, керамика и фарфор, бижутерия, куклы, одежда, обувь, сувениры.

 

   Убежать из Римини во времени

 

            Случайная английская бомбардировка Сан-Марино в 1944 г. стоила жизни нескольким горожанам. Британцы сбросили здесь 263 бомбы. Очень выразительный памятник жертвам бомбардировки, где женщина, выбежавшая из дома в чем была, самоотверженно выносит из бомбежки ребенка. Полученная после войны денежная компенсация была вложена в создание промышленности страны. Умирая, строительный рабочий Марино, собравший много веков тому назад вольницу и уведший ее в горы, добившийся независимости и получивший право на землю города – государства, сказал своим соратникам: «Я умираю и оставляю вас свободными людьми». Сан-Марино считается старейшей республикой в мире. А каменотёса Марино канонизировали.

 

                                               Убежать из Римини во времени

 

            В Сан-Марино множество скульптур, включая мраморные аллегории независимости и героических событий и творения современных скульпторов-авангардистов. Есть здесь и памятник Детям Беслана – один из семи таких памятников, установленных в разных странах. Рассказывают, что скульптор Венди Рензо Жарно сделал его по фотографии. В скорбные дни в сентябре 2004 около 150 000 римлян вышли со свечами на улицы. Сан-Марино – это прекрасный горный воздух и ошеломляющие виды на городские постройки, возведенные в этой маленькой стране на отвоеванных в борьбе за независимость в XVв. землях. Свобода, труд, искусство, независимость – они многого добились, эти свободные жители свободной страны, назвавшие ее в честь отца-основателя  Светлейшая Республика Сан-Марино.

 

                                              Убежать из Римини во времени

 

                                                   Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

                                            Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                         Памятник детям Беслана, фото из сети

 

   Убежать из Римини во времени

 

            В стране действуют два президента – два капитана-регента с правом на титул «Ваше превосходительство». Их выбирают из лучших, образованных жителей страны. Это могут быть мужчины или женщины от 25 до 55 лет, которых меняют два раза в год: 1 апреля и 1 октября. Так часто, чтобы не было коррупции. Все решения – только по взаимному согласию. Тандем, да не совсем тот. В стране нет армии, нет дипломатических представительств за рубежом, и интересы Сан-Марино представляет Италия.

 

            Жители Сан-Марино после Х в. построили две неприступные крепости на скалистой горе Монте Титано, но в XIV в. создание артиллерии сделало уязвимыми любые крепостные стены, и третью крепость не стали строить. Порядок в стране поддерживают несколько сот полицейских, разделенных на службы разного назначения. У них несколько отличающаяся форма. Особенно хороши президентские гвардейцы с голубыми и белыми плюмажами на головных уборах. В стране несколько музеев, в том числе музей автомобилей Феррари. Это небольшой, но смачный набор редких моделей и прототипов. Включая изготовленную в 1 экземпляре машину 330GT для съемок в «Сладкой жизни» Феллини. Каюсь, до музея за недостатком времени не добрался.

 

   Убежать из Римини во времени

 

    Убежать из Римини во времени

 

            Знакомство со страной начали с дегустации вин и ликеров. Среди последних – «Амаретто», сливочно-банановый, клубничный, «Пино колада», лимонный.  Вина – земляничное, «Казанова» из дикой вишни, белое и красное сухие, вино «Слезы Христа» с ощутимым миндальным привкусом. Кроме крепостей и коллекции самых разнообразных скульптур, воображение поражает обилие сувенирных, кожевенных, ювелирных, часовых, одежных магазинов, где благодаря отсутствию НДС цены при прочих равных условиях на 20% ниже, чем в Италии. При этом есть и достаточно дорогие бутики, и демократические лавочки. Одной из достопримечательностей служит действующая канатная дорога, которая, впрочем, не дотягивает до крепостей на скалах.

 

   Убежать из Римини во времени

 

    Убежать из Римини во времени

 

                                            Убежать из Римини во времени

 

            Мы в конце сентября попали случайно на представление новых капитанов-регентов, которых уже выбрали и которые заступят в должности 1 октября. Была репетиция оркестра и волнение президентских гвардейцев и (под ветром) их бело-голубых плюмажей, за чем с интересом наблюдали многочисленные туристы на площади.

 

   Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

            Когда-то на сайте ТБГ меня сразил Улисс своим Итальянским дневником с одой флорентийской вольности. Я тогда не думал, не гадал, что в этой жизни попаду в Тоскану. Путешествие в столицу Тосканы было последней по времени нашей экскурсией здесь. Многие исследователи считают основателями Флоренции этрусков. Это малорослое племя – мужчины ростом 1,60-1,65 м, женщины еще ниже – заставляет ученых ожесточенно спорить. Об их истории и судьбе совсем мало известно. Они жили в очень простых домах, но сооружали шикарные захоронения, у которых убивали рабов умершего. Они владели и охотно делились умениями и знаниями, которых никто не умел понять, но охотно перенимали. Со временем они бесследно исчезли, и ученые не верят в ассимиляцию, хоть они и жили рядом с племенем латинян. Исследователи считают, что племена не смешивались. Одно из предположений состоит в том, что они прилетели сюда с какой-то миссией, по выполнении которой вернулись или полетели дальше. Тайна сия велика есть. Есть и более фантастические версии их происхождения.

 

            Слава современной Флоренции – мебель, кожа, обработка полудрагоценных камней, произведения искусства и искусные мастера-ремесленники, включая витражистов и реставраторов. И конечно ее история, запечатленная в архитектуре, скульптуре, живописи. В базилике францисканцев Santa Croce (Святого Креста) величественные залы, часть из которых реставрируется, и множество гробниц славных и великих итальянцев. На медальонах и плитах на стенах знакомые и незнакомые имена. Плиты на полах, по которым ходят посетители, тоже гравированы именами и надписями. Судя по тому, что отмеченная скульптурой и эпитафией гробница Данте Алигьери пуста (он похоронен в Равенне), здесь, по крайней мере, частично не захоронения, а памятные гробницы. Среди помянутых здесь нобелиат Энрико Ферми, Галилео Галилей, Макиавелли, Россини.

 

   Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                      В базилике Санта Кроче

 

                                               Убежать из Римини во времени

 

     Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                                    Реставратор

 

            9 мостов переброшены через реку Арно. В 1944 немцы, пытавшиеся остановить наступающих союзников, взорвали 8 из этих мостов. Уцелел только один – Ponte Vecchio, Старый мост, остальные отстроены после войны по чудом сохранившимся старинным эскизам. В древности Старый мост был прибежищем городских мясников. Однако связанные с этим занятием запахи оскорбляли герцогское обоняние, мясников переселили на окраины, а мост отдали ювелирам. С этим связано еще одно его название – Золотой мост. И сейчас он заполнен ювелирными магазинами и лавками. Над ними с XVIв. выстроен по приказу Козимо Медичи переход, который называют коридором Вазари. Когда-то он соединял Палаццо Веккьо и Палаццо Питти. Но по пути во дворец-музей Питти и обратно мы бежали не по переходу, а по запруженному туристами мосту. Отражения солнца от золотых украшений слепили глаза, вот только рассмотреть украшения работы потомков Бенвенуто Челлини не удалось. Чтобы всё это увидеть, потрогать, а то и прицениться к чему-нибудь, нужно остаться во Флоренции, а не бегать по ней за гидом Кристиной, сломя голову.

 

                             Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                               Старый мост, фото из сети

 

     Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                        Мост Санта Тринити через Арно

 

                                          Убежать из Римини во времени

 

             Посещение музея Питти не для всех, а лишь для тех, кто готов в ходе экскурсии по городу доплатить за дополнение к ней. Оно того стоит, но и в Риме и здесь вызвало некоторую оторопь. Почему «Натали турс» не делает этого сразу, почему, включив в римский вояж Форум и Колизей, начинает на месте добирать за их посещение? Давно и без проблем ездим с участием и поддержкой «Натали», но что-то, похоже, разлаживается в этом механизме. Может, конец сезона или всё же конец чего-то еще? Возможно, потому так поднялись русскоязычные частники здесь, промышляющие прозрачным и комфортным экскурсионным извозом. При посещении Флоренции экскурсия в музей Уфицци не предусмотрена. Говорят, музей тесный, очереди большие, не судьба.

 

             Дворец Питти приютил коллекцию картин художников Итальянского Возрождения и мастеров-прикладников этого же периода. Великолепные инкрустированные поделочными камнями и окантованные бронзовой золоченой вязью столы и поставцы из черного дерева с резными фигурами и отделкой слоновой костью во многих залах и княжеских покоях. В музее нельзя фотографировать, можно только из его окон снимать прекрасный парк – сады Боболи, создание которого и побудило Медичи разорить банкира Луку Питти и за гроши купить после этого его дворец и землю под парк. История о яблоке раздора, рассорившем в свое время два богатейшие семейства, одно из которых обладало ещё и властью. Сады Боболи послужили образцом для многих в Европе королевских парков, включая Версаль. Увы, если бы сопровождавшая нас Кристина знала несколько меньше о живописи и художниках Итальянского Возрождения, может быть, мы успели бы пробежаться по этому чуду ландшафтного искусства, благо билет в музей Питти это позволял.

 

    Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

             В многочисленных залах дворца висят работы художников XV – XVII вв., составивших славу итальянского и мирового искусства. Несмотря на большой соблазн надергать из сети изображения великолепных полотен, ограничусь перечислением нескольких имен, звучание которых заставляет закрыть глаза и восстановить в памяти пурпур мантий, розовое тепло тел, блеск оружия, томный взгляд красавиц, лоснящиеся шкуры лошадей, смирение святых, чистоту младенцев. Мифологические сюжеты и аллегории, портреты знати и священников, домашние иконы, автопортреты художников и лица любимых ими женщин в библейских сценах.

 

            Не только Караваджо, чьих работ тут только две, рисковал изображать в качестве святых своих друзей-разбойников, любовниц и бомжей. Этим нередко грешили творцы, которые вели более упорядоченный образ жизни, чем этот гениальный убивец и бражник. Что до имен, то это собранные Лоренцо Великолепным и другими Медичи работы монаха-кармелита и славного живописца Филиппо Липпи, его ученика Сандро Боттичелли.  Здесь Рафаэль Санти со «Святым семейством», которому во Флоренции по молодости лет доверяли рисовать только домашние иконы и не самые важные портреты. Было ему тогда 25 лет, и он вскоре уехал из города. А жизни ему было отмерено 37 лет, за которые он столько и так успел нарисовать. Сакраментальная цифра, которая заставляет нас так остро жалеть о несостоявшихся картинах, не сложенных стихах, не пройденных полярных параллелях.

 

            Здесь же Кристофано Аллори, изобразивший очаровательную и чувственную Юдифь с головой неосторожного Олоферна, Перуджино и Фра Бартоломео, каждый из которых предложил своё видение «Снятия с креста»,  Андреа дель Сарто, Рубенс, Ван Дейк и испанец Мурильо, Гвидо Рени, Джакомо Тинторетто, Тициан с его рыжеволосыми красавицами. В итальянских иль салонэ дэль паррукьерэ и сегодня есть краска для волос «рыжий Тициан». И это перечисление, конечно, не полно. Я прекращаю его, потому что в глазах у вас уже рябит, лютневая музыка барокко, шелест шёлка, вкрадчивое молчание бархата, скрип кож одежды и конской сбруи и бряцание оружия притупили слух.

 

            Прекрасный музей, стены которого не в состоянии вместить пространство искусства, которое здесь поселилось в течение нескольких веков собирательства. И на прощание встреча с еще одним старым знакомцем, в галерею работ которого я приходил, второпях скинув шинель в раздевалке Эрмитажа. Статуя Венеры работы Антонио Канова, скульптора, умевшего оживлять и согревать мрамор. Ее подарили музею французы, грешные в грабеже музейных ценностей, которые, впрочем, пришлось вернуть. И еще здесь есть королевский портрет работы Веласкеса. Испанский король хотел заказать свою конную статую флорентийскому мастеру. Веласкес сделал портрет для модели, да так он здесь и остался. И висит – чужой среди своих.

 

            В припотолочных бордюрах дворца иллюзорная живопись выглядит неотличимо от лепнины, невозможно поверить, что это нарисовано. Этот эффект с успехом использовался художниками и в некоторых соборах. Еще мы побывали у Палаццо Веккьо, который получил своё имя (Старый) после переезда Медичи во дворец Питти. Здесь неподалёку копия Давида Микельанджело, множество скульптурных изображений античных героев, включая бронзового Персея с головой Медузы Горгоны в руке, и фонтан Нептуна, который в свое время флорентийцы называли Бьянкони – Белый гигант. Им не нравилось, что грубоватая и огромная скульптура Нептуна не соответствует элегантности площади Синьории перед Палаццо Веккьо.

 

                                                  Убежать из Римини во времени

 

                                        Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени   

 

            Наверное, больше всего написано о таком флорентийском сооружении, как Собор Санта-Мария дель Фиоре – Собор Девы Марии с цветком. Собор - в определенном смысле архитектурный символ города и строился шесть веков, в его сооружении приняли участие славнейшие итальянские зодчие, инженеры, художники. Многим за эту работу церковь отпустила грехи. Спроектировавший знаменитый восьмигранный купол, который несмотря на всю грандиозность возведен был без строительных лесов, Филиппо Брунеллески и создатель колокольни – кампаниллы Джотто удостоились чести захоронения в Соборе. Собор – собрание новаторских инженерных и архитектурных решений, повлиявших на создание многих архитектурных памятников Европы. Одной из его достопримечательностей являются часы, созданные мастером Лоренцо ди Бенвенуто дела Вольпайа и расписанные Паоло Учелло. Художник одновременно проектировал некоторые витражи купола и расписывал фрески в Соборе. На этих часах 24 деления, соответствующие движению единственной стрелки в обратном направлении. Точка отсчета времени – от 24 к 1 часу соответствует времени заката. Каждые 8-9 дней часы вручную корректируют по закату солнца.

 

   Убежать из Римини во времени

 

    Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                        Купол Собора Санта-Мария дель Фиоре

 

   Убежать из Римини во времени             

                                                                                                                                               "Старинные часы еще идут"

 

            Одним из спонсоров, жертвовавших Флоренции деньги на строительство собора, была семья промышленников и благотворителей Демидовых, чей фамильный герб на фронтоне Собора. Одно из самых старых зданий Флоренции – расположенный рядом с Собором восьмиугольный Баптистерий - Крестильня XI в. с множеством ворот. Пожалуй, наиболее впечатляющие из них – Восточные, построенные в XV в. и состоящие из 10 позолоченных панелей с рельефным изображением библейских историй. Микельанджело называл их Воротами Рая. Церковь, колокольня и Баптистерий декорированы белым, розоватым и зеленым мрамором. В XIX в. копию этих ворот установили в санкт-петербургском Казанском соборе. Кажется, что старинный золоченый портал всегда облеплен фотографирующимися японцами.

 

   Убежать из Римини во времени

 

     Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                  Сосуд для пожертвований в Соборе

 

    Убежать из Римини во времени

 

                                                                                                                                                              Баптистерий

 

                                           Убежать из Римини во времени

 

            Музей Данте с гордым профилем поэта, тисненным в камне мостовой. Он находится на месте дома, в котором когда-то родился Данте. Неподалеку по легенде   церковь, где Данте впервые встретил Беатриче. «Только раз бывают в жизни встречи…».

 

"Говорят, Беатриче была горожанка,

Некрасивая, толстая, злая.

Но упала любовь на сурового Данта,

Как на камень серьга золотая".           Д.Самойлов

 

    Убежать из Римини во времени

 
                     

Убежать из Римини во времени

 

Убежать из Римини во времени Убежать из Римини во времени Убежать из Римини во времени                                              

                                                                                                                                                               Стрит-арт

 

            На бегу выпили кофе с бутербродами, едва успев к отбытию автобуса. Но на прощанье потереть пятачок флорентийского вепря – святое дело. 400-летний вепрь когда-то воплощал грозный пыл воинственных тосканцев, а сейчас знакомство с ним обещает «счастье всем даром, и чтоб никто не ушел обиженным». Итальянцы называют его il Porcellino(поросенок). А прославил его Ганс Христиан в сказке «Бронзовый кабан». Мы видели такого же в прошлом году в Мюнхене, у охотничьего музея. И оба они копии мраморного зверя, проживающего в музее Уфицци. Копии эти расплодились и разбрелись по свету. Когда какая-нибудь из них доберется до нас, наступит и у нас исполнение желаний. Собор Мадонны с лилией – флорентийским ирисом снится до сих пор в счастливых снах об Италии.

 

   Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

   Убежать из Римини во времени

 

            Но всегда остается то, что не дает совсем убежать во времени ни из Римини, ни из каких-то других мест, которые казалось бы к этому располагают. В данном случае, например, это молодые римляне и римлянки. Они точно живут и чувствуют в этом, сегодняшнем времени, которое как раз между прошлым и будущим.

 

    Убежать из Римини во времени

 

            Осень. Как часто в эту пору, спасаясь от жары, мы в тех или иных местах смотрели с грустью, как разъезжались люди, как закрывались кафе и рестораны, как окнами темными по вечерам смотрели отели на улицы пустые. Здесь что-то так, а что-то нет. Дождливых было лишь два-три дня из двух недель. И не было жары удушливой, но и прохлады резкой тоже. Хоть итальянцы, похоже, не любят морских купаний после середины сентября. И мы, как итальянцы. Сэттэмбре, ин аутунно пьовэ. Хоть в сентябре и осенью дожди бывают, здесь это нас не напрягало вовсе. Кафе и рестораны, как прежде почти, оживлены. Хоть закрывают некоторые магазины, другие вопиют о скидках. На пляжах убирают зонты и топчаны почти везде. В общем, как пел Пьеро, которого я часто в постах осенних поминаю: «Потом опустели террасы, и с пляжей кабинки снесли, и даже рыбачьи баркасы в далёкое море ушли». Через два дня прощанье с гостеприимным Римини, бог весть, придется ли ступить еще на эту землю. Но в случае любом, спасибо всем и всему, что мы здесь видели и пережили. Арривэдэрчи.

 

    Убежать из Римини во времени

 

            Считается, что лето кончается, погода портится, цветы осыпаются, портится вкус ягод и плодов, когда "плюнет дьявол". Похоже, это случилось в какой-то момент после нашего приезда. Может, назавтра, когда кончились назойливая жара и духота первого дня. А может на пятый день, когда мне пришлось одному ехать в Рим. Наверно это случилось так рано в этом сентябре как реванш за безумную европейскую жару этого лета. Кто знает?

 

            Еду ранним утром в электричке на дачу и с грустью слежу за чередованием желтого и зеленого в пролетающем мимо пейзаже. Осень пришла сюда в этом году не раньше, чем на Апеннины, а почти одновременно. Дьявол не дремлет. «Октябрь уж наступил - уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад…». Но ведь это у нас. А в Италии после нашего отлета, конечно же, всё должно было исправиться: тепло вернуться, море согреться, купальщики купаться. Серфингисты должны были снять ненужные гидрокостюмы и рассекать, отсвечивая татуировками с  изображениями шпилей католических соборов и надписями «Не забуду маму мию». В Италии, в Италии, солнечной Италии, «там, где зреют апельсины, и лимоны, и маслины, фиги и так далее».

      

             Настало время персональных благодарностей. Спасибо Елене Дзюба из «Черногория турс» за идею, помощь и советы, которые все пригодились. Спасибо Антонелле и Жадде из Villa Adriatica, которые дали нам возможность выбирать. Сердечная благодарность Валентине – кормилице, поилице и путеводной звезде всей русскоязычной части и не только этой части постояльцев отеля. (Specially for Valentina’s boss: Yours and ours Valentina is God’s gift and the flower of the hotel). Спасибо нашим экскурсоводам, работавшим от «Натали турс»: Ольге за Сан-Марино, за Флоренцию Кристине и Людмиле и нашей очаровательной рассказчице по Риму.

 

            И Ане за лучшие фото.     

 

 

   

 


Готов к критике!
Тэги: Италия ,
8 голосов | Комментарии Оставить комментарий
No name аватар
No name (Пнд, 05.11.2012 - 18:31)

 

"Жгуты тумана лежат на вершинах холмов справа и слева от скоростной дороги. Солнце, которого еще не видно, привносит розовую ноту в зелень деревьев и пытается справиться с туманом. После длинного, километра на 1,5-2 тоннеля едем в тумане с видимостью метров на 30 вперед. Дома и деревья по сторонам дороги укутаны в туман, как в вату. Может это позволяет так долго сохранять свидетельства истории в здешних краях, футлярное хранение в вате? Дремлют в тумане виноградные шпалеры, остатки древних стен и арок. Водитель снижает скорость, наверно, чтобы вписаться в замедленное течение времени в густеющем тумане. Встречные автомобили с зажженными фарами, дорожные знаки, в том числе с летящим через дорогу оленем, выскакивают как бы из ничего. И только в следующих тоннелях покороче тумана нет, там ему темновато и страшно"

 

Настолько вы заразительно описали туман, что я полностью в него погрузилась. Было такое ощущение, что ехала с вами в автобусе...Убежать из Римини во времени

 

И удивительно то, как вам удалось за такой крохотное время впитать и прочувствовать Рим и Флоренцию. Смотреал на фотографии и думала о...Москве. Почему-почему же мы так не бережем наше прошлое. Еще "вчера" был магазинчик, кафе, а "сегодня" уж нет. И ходишь по Москве как чужой. А там...живет вечность, традиции и память. Ничего не поменялось там, все стоит на своих местах. 6 лет назад была во Флоренции. Ну, а Рим...Рим он вечен...

 

Vnika аватар
Vnika (Пнд, 05.11.2012 - 22:52)

И вам, Михаил, спасибо за Италию. Та Италия, о которой Вы рассказали, еще мне незнакома, но надеюсь. Рада, что добрались до Сан Марино и почти попали на очередное историческое событие в жизни этого миролюбивого крохотушки.  И, самое главное, в этой части, открыли для меня тайну скульптурного мальчика. Большое спасибо!!! Ну, конечно же, переполненный эмоциями ужаса и страха, мальчишка стоит возле  здания школы.

Elik аватар
Elik (Втр, 06.11.2012 - 00:19)

Красивый завершающий аккорд Вашего итальянского отдыха! По Риму и Флоренции могу гулять бесконечно, а в Вашей компании это было необыкновенно интересно. Спасибо!!!

Mikha аватар
Mikha (Втр, 06.11.2012 - 11:46)

Такая получилась смесь ожиданий и быстротечных впечатлений. И если в Римини была возможность остановиться и оглянуться, то в поездках на пробеге едва ли удалось хоть что-нибудь увидеть. И Рим, и Флоренция неисчерпаемы для новоприбывшего и требуют серьезного знакомства. И все равно, это радость прикоснуться к такой красоте и бесконечному разнообразию свидетельств времени и творчества. Спасибо за добрые слова.

Os-a аватар
Os-a (Ср, 07.11.2012 - 21:10)

Второй вечер читаю, и завтра еще продолжу. Как вы уместили в одну серию столько всего!!!!!!!! Да я бы только про Рим расписала бы двадцать серий, каким бы кратким не был забег по нему....

vibas аватар
vibas (Ср, 07.11.2012 - 21:51)

Михаил, вот это да! Сколько же вместилось в одну историю!

Погрустил по любимой Флоренции...

Рим снова впечатлил культурными и временными масштабами!

Сан-Марино остался чем-то в хорошем смысле загадочным!

Спасибо за пространный экскурс и будоражащие описания!

Os-a аватар
Os-a (Чт, 08.11.2012 - 18:37)

а я сегодня окончательно все перечитала-пересмотрела, впитала в себя еще Италии кусочек, точнее (только не бейте за искажение русского языка) - кусище Италии!  Сейчас уже глубокий ноябрь, но так же, как вам в сентябре, отдается солнцем Рим, Римини, Сан-Марино.

 

Только вот насчет Беатриче - я верю в то, что она была юна, прекрасна, златоволоса и очаровательнаУбежать из Римини во времени

Yu аватар
Yu (Чт, 08.11.2012 - 20:26)

Оливковое масло действительно горит при более низких температурах нежели подсолччное и даже (говорят) выделяет токсины при этом. Поэтому полезно оно в салатах, супах и тушеных блюдах, а не при жарке.
При дегустации оного также важна текстура и цвет.
Потрясающий свет в окне Собора Св. Петра!

Столько всего интересного узнала. А Тоскана-давнишняя мечта.

Спасибо!
 

Mikha аватар
Mikha (Чт, 08.11.2012 - 21:52)

Ольга, судя по картине в церкви, Беатриче скорее шатенка. Они разговаривали в жизни только два раза, хоть видел он ее многажды. Но Самойлов, по-моему, хотел еще раз сказать - любовь зла.

Юля, я стараюсь быть очень тщательным с рецептурой европейской кухни, зная, что есть строгий судия, который даже при слабом свете в притворах собора сумеет поймать меня на неточности.

Yu аватар
Yu (Пт, 09.11.2012 - 14:17)

Да, уж что-что, а погурманничать мы ох как любим. Недавно узнала, что в Лиссабоне открылся магазин Пале дэ Тэ-это французская марка чаев. Раньше я могла их только в Брюсселе купить, когда к подруге ездила. А вот теперь и в Лиссабоне есть! Ура, сбываются мечты идиота. Убежать из Римини во времени

Ирина аватар
Ирина (Пт, 09.11.2012 - 16:03)

Ох, сколько всего вечного, красивого и вусного случилось у вас в Италии! Не могу сразу комментировать, хочу еще пересмотреть, перечитать блог. Единственная четкая мысль, которая мелькнула в моей голове: а не слетать ли на свой ДР во Флоренцию? Хорошая ведь мысль?Убежать из Римини во времени

Mikha аватар
Mikha (Пт, 09.11.2012 - 17:39)

Ирина, по-моему, это светлая мысль. особенно, если этот знаменательный день приходится на нетуристический сезон. А то даже в сентябре людей на улицах, в соборах и в музее было забардзо. Я совсем не против людей, но когда в Санта Кроче на каждой плите с именем на полу стоит по нескольку человек, когда нужно у фонтана ждать просвета в кордоне зрителей, чтобы запечатлеть брызги на парапете, хоть самого его не видно, когда японцы меняются командами - одна снимает, другая снимается, и надо в эту смену фотокараула протиснуться к золотым воротам Баптистерия, чтоб снять спины одних и объективы других, понимаешь, что вместе с тобой мечтала о Флоренции добрая половина человечества, и благодаришь провидение, что злая половина сюда еще не добралась.

Vnika аватар
Vnika (Пт, 09.11.2012 - 20:01)

Mikha написал(а):

Ирина, по-моему, это светлая мысль. особенно, если этот знаменательный день приходится на нетуристический сезон. А то даже в сентябре людей на улицах, в соборах и в музее было забардзо. Я совсем не против людей, но когда в Санта Кроче на каждой плите с именем на полу стоит по нескольку человек, когда нужно у фонтана ждать просвета в кордоне зрителей, чтобы запечатлеть брызги на парапете, хоть самого его не видно, когда японцы меняются командами - одна снимает, другая снимается, и надо в эту смену фотокараула протиснуться к золотым воротам Баптистерия, чтоб снять спины одних и объективы других, понимаешь, что вместе с тобой мечтала о Флоренции добрая половина человечества, и благодаришь провидение, что злая половина сюда еще не добралась.

 

Как метко Убежать из Римини во времени, особенно про японцев.

Elik аватар
Elik (Пт, 09.11.2012 - 20:48)

Os-a написал(а):

а я сегодня окончательно все перечитала-пересмотрела, впитала в себя еще Италии кусочек, точнее (только не бейте за искажение русского языка) - кусище Италии!  Сейчас уже глубокий ноябрь, но так же, как вам в сентябре, отдается солнцем Рим, Римини, Сан-Марино.

 

Только вот насчет Беатриче - я верю в то, что она была юна, прекрасна, златоволоса и очаровательнаУбежать из Римини во времени

 

Мне тоже кажется, что Беатриче была молода и красива. В моих архивах есть фотография из семейной церкви во Флоренции, какая из трех красавиц Беатриче уж не помню, но явно среди них ни одной толстой, старой и некрасивой))))

 

Убежать из Римини во времени

Mikha аватар
Mikha (Пт, 09.11.2012 - 22:20)

По масти Беатриче - в черном. И Данте смотрит , мне кажется на нее. Хоть может быть и нет, и в черном, возможно, дуэнья.

В то же время мне кажется, что женский взгляд на Беатриче быть солидарен должен с самойловским. Ну, хоть из зависти. Чтобы поэт любил так преданно и долго, уму непостижимо. За что всё ей и больше никому, сбеситься можно. И столько стихов, рожденных из двух случайных разговоров и ряда мимолетных встреч. Ну как тут не заревновать и не считать ее толстухой и страхотиною злой?

Elik аватар
Elik (Пт, 09.11.2012 - 23:35)

Не, ну бывает, конечно, что мы и в стервы превращаемся, но не до такой же степени))))))

Фил аватар
Фил (Вс, 11.11.2012 - 18:34)

Спасибо!

Отчего-то вспомнилось из детского стиха: "Как хорошо уметь читать!" - Как хорошо иметь возможность читать о путешествии хорошего человека в хорошие места. Медленно, не торопясь. И разглядывать фотографии.

Ирина аватар
Ирина (Пнд, 12.11.2012 - 13:36)

Mikha написал(а):

Ирина, по-моему, это светлая мысль. особенно, если этот знаменательный день приходится на нетуристический сезон.

На январь приходится сей день. Я как-то летала в Рим праздновать ДР - и благодаря несезону избежала диких толп, очередей и мечтаю вернуться примерно в такое же время.

Про сикстинскую капеллу - не, вы это зря, лучше в этой жизни повторить визит в Ватикан:)))) Провела там целый день, начинала с утреннего визита в сады, закончила ужином в близлежащем кафе и все равно осталась недовольна - много чего не успела увидеть:(

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...