В поисках старинных дорог четырехлетней давности.

Кособродск-Салтосарайское-Серебряный ручей-Курган, 1 июля 2018 год
Когда-то начало этого маршрута, в 2014 году, было пройдено Курганским велоклубом с авторским проектом Константина Шкодских «По старым дорогам Зауралья». За основу был взят этот маршрут, вернее половина маршрута. Остальная половина маршрута должна была проходить через с. Скаты через лес . Конечная точка посёлок Чистопрудный.


Фото: Запланированный маршрут.


Фото: Реальный маршрут.

Погоду обещали жаркую, хотя вся неделя была дождливой и дороги не успевали просохнуть. Мою идею маршрута поддержали Лида и Женя. Я их предупредила, что возможно придется форсировать болото. В Зауралье засушливые годы сменились влажными. С каждым годом грунтовые дороги, соединяющие соседние деревни, особенно если они находятся в разных районах Курганской области, постепенно исчезают. По некоторым просто перестают ездить, так как сельского хозяйства почти не осталось и поля пустуют, зарастают травой. Жителям деревень сейчас проще объехать грунтовые дороги по асфальту. Чуть больше получится километраж, зато быстрее и автомобиль чище. Большинство дорог просто постепенно заболачиваются и по ним становится совсем не проехать. Утром из Кургана на электричке, конечным пунктом назначения которой является Екатеринбург, мы доехаи до ст. Кособродск Каргапольского района. Солнце уже начало припекать спину, а на часах ещё 8:20 утра. Мы выдвинулись по запланированному маршруту. По асфальтированной дороги мы быстро промчались до трассы Курган-Шадринск и пересекли её в направлении на д. Деулина. Проехав деревню асфальт закончился и начался старый Ялуторовский тракт. Сейчас он представляет собой широкую грунтовую дорогу, засыпанную щебёнкой. По такой дороге немного трясет на велосипеде. Но зато после дождя щебёнка помогает не увязнуть в грязи. С утра дорога еще после недельных дождей не совсем просохла, местами встречались лужи, которые можно было без особого труда объехать. Так, мы быстрым темпом докатились до села Салтосарайское. Перед нашими взорами раскинулся вдалеке заброшенный Храм.


Фото: Велопарковка у пригородного вокзала в Кургане.

Село находится около озера Шелковниково. Первоначальное месторасположение деревни было вдоль озера Салтосарайское, километров в десяти от нынешнего месторасположения села (если провести линию напрямую). Сейчас дорог на озеро почти нет. Если и можно проехать, то на автомобиле-вездеходе, который способен ездить по болотам. В 1693 г. беломестным казакам Усть-Миасской слободы Захару Сизикову с братом Екимом приказано было основать на краю Илецкого бора Салтосарайскую слободу и заселить ее крестьянами из Тобольского, Верхотурского и Туринского уездов. Наименование свое слобода получила от озера Салтосарайского, на берегу которого она первоначально располагалась. Озеро же было названо так по имени татарского хана Салтосарая (Салтысарека), брата основателя Сибирского ханства Табуги. Спасаясь от Чингисхана, Салтосарай поселился на берегу большого озера и построил там крепость, названную Салтысарек-тура. Считалось, что сильнее этого укрепления нет во всей Сибири по той причине, что озеро дугой огибало крепость, оставив к воротам только узкий проход. Однако в1563 г. при хане Кучуме в ходе войны Салтосарайская крепость была разрушена, оставив память о себе в названии озера, на берегу которого возникла позднее одноименная слобода. К середине XVIII в. слобода была перенесена на другое место, на 8 верст южнее первоначального, в местность, окруженную бором, на берег озера Шелковникова (Безымянного). По сведениям 1710 г. к Салтосарайской слободе относилась д. Шелковникова над озером Боровым, которая, вероятно, была названа так от фамилии местных жителей. В последующие годы это селение уже не упоминается, поэтому можно предположить, что на его место и была перенесена Салтосарайская слобода, которая в середине XVIII уже имела военные укрепления. Первоначально слобода относилась к Тобольскому уезду Сибирской губернии, позднее входила в состав Ялуторовского дистрикта, а к 1782 г. стала центром Салтосарайской волости Курганского уезда Тобольской губернии. В начале 1820-х гг. волостное правление было перенесено в с. Чашинское, хотя и продолжало именоваться Салтосарайским. С этого времени с. Салтосарайское стало именоваться еще и Старой слободой. В XIX – начале XX вв. в селе ежегодно проводились два однодневных торжка: Ильинский 20 июля и Знаменский 27 ноября. Кроме них в 1860-е гг. известны торжки в день Святителя Николая 9 мая и в праздник Вознесения Господня. Находящиеся при церкви лавки во время этих торжков сдавались в наем, доход от чего до середины 1870-х гг. поступал в церковную казну. О времени образования Салтосарайского прихода письменных документов не сохранилось, так как они частью от времени, частью от бывших неоднократно пожаров были уничтожены. По устному же преданию, сохранявшемуся до начала XX в., известно, что приход появился, по крайней мере, в начале XVIII столетия. К концу 1780-х гг. в состав его, кроме самой слободы, входили деревни: Банникова, Деулина, Расковалова, Чашинская, Пьянкова, Могильная и Камаганская. Когда в 1820 г. церковь в слободе сгорела, то прихожане не пожелали более строить церковь на старом месте ввиду того, что слобода по отношению к деревням прихода не занимала центрального положения. Они выстроили новый храм в д. Чашинской, отстоящей от слободы в 12 верстах и расположенной в центре прихода. Таким образом, приход под названием Салтосарайского существовал с центром в с. Чашинском, которое по причине находящегося там Салтосарайского волостного правления до1832 г. именовалось слободой Салтосарайской. Кроме того, в приходе к этому времени появились деревни Большая Иткульская и Зарешная Иткульская. После того, как в1832 г. церковь в с. Чашинском сгорела, жители этого села и деревень Расковаловой, Могильной, Большой Иткульской и Зарешной Иткульской - с одной стороны, и Старой слободы и деревень Деулиной, Банниковой, Пьянковой и Камаганской - с другой стороны, подали Высокопреосвященному Афанасию, архиепископу Тобольскому и Сибирскому, обоюдное прошение о разделении прихода на два отдельных. Просьба их ввиду обширности и многолюдности прихода была в1833 г. уважена, и с1835 г. приход разделился. В Салтосарайский приход вошли с. Салтосарайское и деревни: Деулина, Банникова, Пьянкова, Малая Камаганская и Камаганская (Большая Камаганская) с выселком из нее под названием д. Налимовой. Кроме этих селений к приходу относились обитатели Илецко-Иковского винокуренного завода, расположенного в 15 верстах. В начале 1860-х гг., не пожелав участвовать в построении новой каменной церкви, жители деревень Пьянковой, Больше-Камаганской, Мало-Камаганской и Налимовой отделились, образовав самостоятельный Пьянковский приход. Но после того, как в1868 г. Пьянковская церковь сгорела, указом Тобольской духовной консистории от1871 г. Пьянковский приход был снова присоединен к Салтосарайскому и оставался приписным до середины1885 г., когда он окончательно отделился согласно указу Святейшего Синода от 11 апреля1885 г. Таким образом, с 1885 по 1915 гг. Салтосарайский приход состоял, кроме самого села из деревень Деулиной, Банниковой и присоединившейся к ним в1872 г. д. Кокориной. В начале 1920-х гг. к нему принадлежали село и деревни: Деулина, Больше-Банникова и Мало-Банникова. Вероятно, в таком составе приход и существовал до его ликвидации в начале 1930-х гг. (с) Зауральское генеалогическое общество имени П.А. Свищева / Курган: история, краеведение, генеалогия Зауральская генеалогия /kurgangen.ru


Фото: село Салтосарайское.






Фото: Небо.


Фото: Колодец-журавль.





О существовании церкви в то время, когда слобода располагалась у озера Салтосарайского, никаких сведений не имеется. По некоторым устным преданиям, сохранявшимся у местных жителей до начала XX в., церковь в Салтосарайском селении существовала уже в 1680-е гг. Когда же в начале XVIII в. слобода переместилась на новое место, то жители ее в скором времени построили церковь невдалеке от места обретения иконы Знамения Божией Матери, в честь которой она и была освящена. О существовании храма в слободе Салтосарайской в середине XVIII в. говорит и имевшийся когда-то в церкви антиминс, который был освящен для нее в1755 г. Высокопреосвященнейшим митрополитом Тобольским Сильвестром. Если это был даже первый антиминс, то и тогда надо допустить, что первая церковь начала строиться в слободе около 1750-х гг. Эта деревянная церковь во имя иконы Знамения Божией Матери была, как говорит предание, за ветхостью разобрана в конце XVIII в.Вместо нее на том же самом месте и во имя той же иконы Знамения Божией Матери была построена вторая деревянная однопрестольная церковь, которая весной1820 г. сгорела от молнии. При пожаре все документы и имущество церкви, включая и иконостас, сгорели дотла. Не было вынесено ничего, кроме иконы Знамения Божией Матери. Стоявшая же отдельно от храма восьмигранная колокольня, как ненужная, была продана крестьянину с. Салтосарайского Карпу Гребенщикову, который употребил ее на теплые стаи. После этого прихожане решили построить новую церковь в с. Чашинском, куда и был перенесен центр прихода Салтосарайского. После уничтожения огнем в1833 г. церкви в с. Чашинском прихожане подали прошение Высокопреосвященнейшему Афанасию, архиепископу Тобольскому и Сибирскому, о разрешении постройки нового храма в слободе Салтосарайской по уважению к тому обстоятельству, что в этом селении церковь существовала уже более 150 лет назад. Указом Тобольской духовной консистории в1833 г. разрешено было выстроить в слободе Салтосарайской деревянную церковь во имя Знамения Божией Матери, после чего прихожане, вошедшие в состав прихода, начали заготовлять лес для постройки церкви. Храмозданная грамота на заложение храма в Старой Салтосарайской слободе была получена от того же Высокопреосвященнейшего Афанасия 28 марта1834 г. Получив грамоту, прихожане приступили к строительству церкви, которое велось около двух с половиной лет частью на их средства, а большей частью на пожертвования владевшего в то время Илецко-Иковским винокуренным заводом купца Никиты Федоровича Мясникова. На его же средства в новом храме в1836 г. был устроен иконостас в форме римских портиков и заведена церковная утварь. Престол в храме был устроен один и освящен 12 декабря1836 г. во имя Знамения Божией Матери. Здание было выстроено деревянное с такою же колокольней, сторожкой и оградой. Существовала эта церковь тоже не долго, и сгорела дотла в 8 часов вечера 3 декабря1857 г. от неосторожности сторожей, выпаливавших клопов в караулке. Первый огонь появился на северном углу колокольни. Думая потушить огонь своими силами, караульные своевременно не подняли тревогу, огонь перешел наверх и за несколько часов кондовое деревянное здание храма было уничтожено до основания. Все вещи, включая иконостас, были спасены, кроме колоколов, которые от сильного жара все расплавились. (с) Зауральское генеалогическое общество имени П.А. Свищева / Курган: история, краеведение, генеалогия Зауральская генеалогия /kurgangen.ru

Первое время после пожара богослужения в с. Салтосарайском отправлялись в обывательском доме, неудобном для помещения народа. Поэтому прихожане пожелали выстроить на свои средства деревянный молитвенный дом (часовню) длиной 4 сажени, шириной 2 с половиной сажени и высотой 2 сажени, с тем, чтобы по окончании постройки новой церкви уничтожить его. Часовня была построена в1858 г. по указу Тобольской духовной консистории от 29 апреля того же года. Службы в ней проводились до1865 г., после чего она осталась без всякого употребления и постепенно ветшала. Поэтому в1874 г. прихожане через благочинного обратились к Епархиальному начальству с прошением о разрешении продать ее. Продажа была разрешена указом Тобольской духовной консистории от 2 июля1874 г. В1876 г. здание было куплено жителями д. Куликовой Белозерского прихода и к весне1877 г. перевезено ими в свое селение, где из него также была устроена часовня. В1858 г. прихожане по убеждению местного священника изъявили желание строить вместо сгоревшей деревянной новую, уже каменную, церковь во имя Знамения Божией Матери. Выстроить ее решили на прежнем месте в слободе Салтосарайской. Прихожане имели большое уважение к этому месту, потому что церковь существовала здесь издревле по указанию Божию, ознаменованному чудесным явлением иконы Божией Матери. Кроме того, участвовать в постройке пожелали жители Илецко-Иковского винокуренного завода, в результате чего слобода оказывалась в средоточии деревень, входивших в состав прихода, и завода, как его приватной части. Храмозданная грамота на строительство была выдана 19 сентября1858 г. от имени Преосвященного Феогноста, епископа Тобольского и Сибирского. С его же благословения храм был заложен 6 сентября1859 г. протоиереем Курганского собора Михаилом Тверитиным совместно с исправляющим должность благочинного Курганского ведомства священником Петром Серебренниковым и местным священником Федором Поповым. В том же году был заключен контракт с крестьянином Нижегородской губернии Балахнинского уезда вотчины графов Блудовых Алексеем Ивановичем Малышевым, который обязался выстроить каменную одноэтажную церковь с колокольней в одной связи, вставить в окна железные решетки, установить на храме три креста. В сезон1859 г. был устроен фундамент и выложен цоколь здания, в1861 г. началась возведение стен, а к концу1864 г. основные работы подрядчиком были завершены. Вся постройка была окончена в1865 г., крыша покрыта железом и окрашена, установлены кованные железные вызолоченные кресты, внутри храм был оштукатурен, а вокруг устроена деревянная ограда. Строительство это велось на церковную сумму при посредстве добровольных пожертвований и средства благотворителей братьев Мясниковых, которые пожертвовали деньги и лес из своей дачи Илецко-Иковского завода. Иконостас в храме был поставлен прежний, оставшийся от сгоревшей церкви. Утварь и книги также сохранились старые, только новые колокола прихожане отлили на собственные средства. Престол был устроен один во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Освящен он был 25 сентября1866 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, исполняющим должность благочинного священником Федором Поповым. В последующие годы шло благоустройство и украшение храма. Наружные стены в1869 г. оштукатурил на свой счет подрядчик крестьянин с. Салтосарайского Иван Горигорьевич Пудовиков. С 1886 по 1889 гг. вместо старой деревянной была устроена каменная церковная ограда с железными решетками и мраморными столбами. В августе1902 г. был завершен ремонт храма, в ходе которого в1900 г. в нем был установлен новый деревянный золоченый иконостас с 22 иконами в три яруса. Старый иконостас, сохранившийся еще от деревянной церкви, тогда же с разрешения Епархиального начальства был уступлен в Рямовскую церковь-школу Заложинского прихода. В1909 г. по указу Тобольской духовной консистории от 16 мая того же года были позолочены кресты на храме, окрашены крыши и выбелены внешние стены. Внутренние стены храма к началу XX в. были расписаны живописными картинами и орнаментами. В1905 г. прихожане решили на собственные средства произвести поправку стенных росписей. Первоначально предполагалось не только заново окрасить стены и орнаменты на них, но и прописать все священные изображения новыми красками, не изменяя их ликов и фигур. Однако после промывки некоторых из картин оказалось, что они в поновлении не нуждаются, почему было решено их только очистить и покрыть лаком. Указом Тобольской духовной консистории от 13 октября1905 г. проведение этих работ было разрешено, а окончены они были подрядчиком крестьянином Александром Парфениевичем Бажуковым в июне1906 г. В июле1911 г. согласно указу Тобольской духовной консистории от 14 июня того же года внутренние стены храма вновь были промыты и окрашены подрядчиком крестьянином с. Чашинского Игнатием Ивановым на средства прихожан и добровольные пожертвования. Знаменская церковь в с. Салтосарайском перестала действовать с конца 1920-х гг. из-за отсутствия священника, хотя официально, вероятно, не закрывалась. Здание до начала 1960-х гг. использовалось под склад зерна и разрушалось, однако сохранилось до нашего времени и является выявленным объектом культурного наследия Курганской области.С давних пор в Салтосарайском храме хранилась икона Знамения Пресвятой Богородицы, которая почиталась прихожанами и жителями соседних приходов за явленную и в честь которой была построена первая церковь, наименованная Знаменской. По преданию, когда слобода стояла еще на старом месте, на берегу озера Салтосарайского, на том месте, куда она была позднее перенесена, был густой непроходимый бор. По воспоминаниям старожилов, две старые девицы по фамилии Дружинины ходили в тот бор за грибами и увидели на пне сосны, несколько правее того места, где стоит в настоящее время церковь, икону Знамения Божией Матери, которую принесли в свое селение, но икона опять чудесно оказалась на том же месте. Пробовали еще несколько раз уносить икону из бора, но все повторялось: икона исчезала и появлялась снова на пне. Тогда жители слободы Салтосарайской, видя в этом указание Божие, оставили свое старое местожительство и переселились на новое место. Пенек этот существовал еще в первой половине XIX столетия и был покрыт голбчиком, наподобие намогильных памятников. В1857 г. без всякого разрешения Епархиального начальства икона была поновлена. Поновлял ее искусный иконописец, сохранивший все черты ее древнего письма. В начале XX в. икона эта, размерами 12 на 10 вершков, находилась в левом заклиросном киоте Салтосарайского храма. В последний раз образ Знамения Божией Матери упоминается в описи церкви1923 г. О ее судьбе в последующие годы сведений не обнаружено. (с) Зауральское генеалогическое общество имени П.А. Свищева / Курган: история, краеведение, генеалогия Зауральская генеалогия /kurgangen.ru


Фото: Салтосарайский Храм.















Сейчас церковь находится в плачевном состоянии. Окна и двери почти разрушились. Остались на некоторых окнах решетки. Внутри, на стенах, ещё видны фрески. В настоящее время из церкви деревенские жители устроили загон для лошадей и коров. Многим в селе это не нравится, но ничего поделать не могут. Те, кто держат лошадей этого не понимают. Да и лошади сами не прочь находиться в прохладном месте. Местная старушка попросила выложить фотографии церкви со скотом в интернет с той целью, что может быть кто-то увидит из властей и примет какие-либо меры. Говорит, что много раз огораживали церковь, но это бесполезно… Жаль, что у людей не остается желания восстанавливать старые заброшенные храмы и они используют здания так, как им удобно, не задумываясь о сохранении истории своей малой Родины.


Фото: Загон в церкви.






Фото: Остатки от фресок.

Пофотографировали, посмотрели на Храм и выдвинулись по нашему маршрута. Сразу же за деревней дорога постепенно перешла в болото. Сначала мы попытались пробраться по тропе, по которой ходят лишь коровы да лошади. Но воды становилось всё больше и больше. Решили вернуться в село и спросить у местных жителей, есть ли дороги в село Пьянково. Мужчина и женщина показали нам дорогу в объезд этого болота, а потом указали ехать по ней прямо через лес и должны были попасть в Пьянково. Они также нас предупредили, что ездят там лишь на больших машинах вездеходах и что не уверены проедем мы или нет на велосипедах. Мы рискнули попробовать. Поехали по указанной дороге прямо, не сворачивая. Но эта дорога оказалась в другом направлении, в противоположном от села Пьянково.

Вернулись на исходную точку. Нашли подходящий еле заметный поворот через лесные рощицы. Сначала дорога была похожа на дорогу, но вскоре она прямым ходом уперлась в заросли камышей. Проезда нет. Было принято решение вернуться и ехать домой по автотрассе с заездом охладиться в Серебряном ручье. Пока мы искали дорогу за нами устремился целый рой злых паутов. Их было такое огромное количество, что вокруг нас стоял гул жжужащих насекомых. И каждый паут пытался вцепиться в кожу и напиться крови. Жара также давала о себе знать. Вернулись в село и расположились около магазина в тенечке на обед. Так хорошо без жжужания паутов, тихо и спокойно, что никуда не хочется ехать. Но надо выдвигаться. По старому Ялуторовскому тракту доехали до трассы, повернули в сторону Кургана и покатили!


Фото: Возвращение из тупика.


Фото: Дорога к магазину.


Фото: Обед.


Фото: Ем фасоль.

Серебряный ручей – это искусственный водоем, который образовался скорее в результате добычи песка. Это бывшие карьеры. Озеро красивое. Со всех сторон окружено сосновым лесом. Искупались в прохладной водичке и жизнь наладилась! Теплый ветер обдувал наши тела, тем самым тоже охлаждая нас. Отдыхающих не много. Скорее всего большинству людей ещё холодно купаться, ведь вода ещё не успела прогреться, несмотря на то, что на календаре июль месяц.

С озера опять выехали на трассу и по прямой быстро доехали до города. На этом наши приключения закончились. По запланированному маршруту не проехали.


Фото: Серебряный ручей.






Фото: Я искупалась и ем яблоко!





Трек поездки: https://www.strava.com/activities/1673906968
Тэги: Россия ,
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...