В поисках Венериных башмачков...

Курган-Утяк-Шепотково-Костоусово-Шкодинское-Курган-Введенское-Черемухово, Июнь

Весна в этом году запоздалая, лето, соответственно, тоже. Поэтому всё, что обычно зацветает в конце мая, начале июня, зацвело позже недели на две.  В Зауральских лесах можно встретить много чего интересного. И в этот раз я поехала искать редкие виды лесных цветов - Венерины башмачки. С утра выехала по известным мне лесным тропинкам. С первой попытки выезда в лес мне удалось найти лишь один вид башмачков - Венерин башмачок настоящий (обыкновенный). Это многолетнее растение семейства Орхидных. 


Фото: Вид на город Курган, утро.

Известны многие русские названия этого башмачка: адамова голова, башмачок известняковый, венерин башмачок жёлтый, кукушкины сапожки, марьин башмачок, петушки, сапожки. У нас, в Зауралье, башмачки в основном встречаются в березовых лесах, чаще всего рядом с низменостями или заболоченными почвами. Размножение семенное и вегетативное (с помощью корневищ). Первые три года проросток развивается под землёй, получая питание в результате симбиотических отношений с грибом. На четвёртый год развивается первый зелёный лист. Зацветает на 15—17 году после прорастания семени, при благоприятных условиях — через 8 лет. Цветки опыляются насекомыми.

Побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны, а середине мая — начале июня происходит цветение. Продолжительность цветения 2—3 недели. Опылённые цветки увядают на 2—3 день. Семена вызревают и высыпаются через 2—3 месяца. 

Растение является объектом массового сбора людьми для букетов и с целью пересадки на садовые участки, что ведёт к повсеместному сокращению вида; существует опасность исчезновения этого вида во многих регионах России.

Башмачок настоящий — первый представитель семейства Орхидные умеренного пояса, взятый под охрану (с 1878 года в Швейцарии), ныне охраняется во всех европейских странах, включая Россию.

Наткнулась на целые огромные поляны Венериных башмачков настоящих. Такая неописуемая красота и восторг. Они везде! Красуются своими желтыми "башмачками" с малиновыми "шнурочками".


Фото: Венерин башмачок настоящий.





Но моя задача на сегодня была найти редкий вид башмачка, для нашей области, это Венерин башмачок крупноцветковый. Я долго его искала, знала, что он растет в этих местах, но найти не смогла. Потом мне показали его месторасположение. Моему восторгу не было предела. Такого башмачка я еще не видела! Он просто огромный, по сравнеию с настоящим!

Семенное размножение у Венериного башмачка крупноцветкового ослаблено. Прорастание и развитие растения происходит лишь при симбиозе со специфичными почвенными грибами. После прорастания, первые три года проросток ведёт подземный образ жизни. Зацветает на 10—15 год после прорастания семени. Вегетативное размножение происходит за счет подземного корневища, которое нарастает очень медленно (2—4 мм в год). Обладает способностью переходить в состояние покоя на несколько лет, существуя при этом в подземном состоянии за счет грибов — симбионтов. Этот вид также занесен в Красную кнугу. 


Фото: Венерин башмачок крупноцветковый.





В лесу можно было встретить очень много различных растений, помимо башмачков. 




Фото; Влюбленные деревья








Фото: Вкусный лист








Фото: Пень с грибами





Так лесными дорожками я доехала до Утяка, где по железнодорожному мосту перешла через железнодорожные пути. Далее маршрут лежал через Шепотково, а потом лесными тропками я выбралась на асфальтированную дорогу, которая ведет в Костоусово. Очень понравилось мне ехать по лесам между Колташево через Зелёный лог в Шкодинское. Большие величественные сосны всю дорогу сопровождали мой путь и удивляли меня своей мощью.


Фото: Шепотково

Село Костоусово расположено на берегу реки Тобол в Кетовском районе.

В XIX – начале ХХ вв. село Костоусово Падеринской волости Курганского уезда при реке Тоболе находилось на земском тракте. Православные жители селения входили в приход Покровской церкви села Шкодского. Большинство жителей Костоусово принадлежали к старообрядцам. В Костоусово существовала старообрядческая община «австрийского» согласия (Белокриницкой иерархии), объединявшая крестьян этого села, деревень Максимовка, Носкова и заимки Губанова. По данным1903 г. в селении действовал молитвенный дом. В1905 г. после подписания ряда законодательных актов «об укреплении начал веротерпимости» старообрядческие общества Тобольской губернии получили возможность легализовать свою деятельность. Костоусовская община официально была открыта в1907 г. В1909 г. характеризуя ситуацию в Тобольской губернии в отношении распространения старообрядческих общин, «Тобольские епархиальные ведомости» отмечали, что последователей австрийского священничества насчитывается 15% от общего числа старообрядцев губернии. Далее официальная газета Тобольской духовной консистории продолжала: «По разным местам епархии … сильно разрастаются австрийские храмы. Вполне обстроенные приходы, правда, существовали здесь и ранее, но теперь они приобрели больше прав и силы и лучше устроились. Во многих селах, особенно там, где приходится констатировать наличие двух храмом – православного и австрийского, последний особенно украшается и снабжается утварью. Давность существования австрийских приходов, с одной стороны, и широкая инициатива последователей, с другой, послужили к тому, что и по новым узаконением австрийцы скорее и лучше устроились, чем другие раскольники. Они, где возможно, стараются устроить свою общину; они прилагают все меры к лучшему процветанию их священничества. И труды их, как сказано, не пропадают даром … о более полном и подробном состоянии самой австрийщины сведений имеется в настоящее время мало. Причина этому в том, главным образом, что духовенство австрийское, и рядовые раскольники очень скрытны; с православными имеют дело очень мало – обособились от них, и живут своей особой жизнью». Документальных свидетельств, подтверждающих деятельность старообрядческой общины села Костоусово в досоветский период, сохранилось очень мало. В объединенном фонде «Старообрядческие общины Курганского уезда Тобольской губернии» Государственного архива Курганской области имеется метрическая книга Костоусовской старообрядческой общины за1908 г. В ней зафиксированы 52 актовые записи о рождении старообрядцев с. Костоусова, с. Барашковского, Кривиной, д. Колташевой, д. Губановой Падеринской волости, с. Носковского Марайской волости, д. Песьяной Лапушинской волости, д. Максимовки, д. Кокушкина Моревской волости, д. Ново-Першиной Михайловской волости (с) Зауральское генеалогическое общество имени П.А. Свищева / Курган: история, краеведение, генеалогия Зауральская генеалогия /kurgangen.ru

Строительство Покровской церкви, предположительно, велось в период с 1907 по 1917 гг. Выстроено каменное помещение храма в одной связи с колокольней. На1923 г. основное помещение церкви оценивалось в 6 тысяч рублей, пять колоколов – в 300 рублей. Покровская община села Костоусово имела большое собрание икон и богослужебных книг. Покровская церковь закрыта в 1936 г. В советское время помещение храма использовали как зерносклад. В настоящее время от здания сохранились капитальные стены с облицовкой красного кирпича до карниза, утрачены колокольня и свод храма (с) Зауральское генеалогическое общество имени П.А. Свищева / Курган: история, краеведение, генеалогия Зауральская генеалогия /kurgangen.ru

Сейчас Храм очень неприметен даже с автодороги, хотя и находится совсем рядом. Рядом с разрушенной церкви растет большое дерево. Видно, что повидало оно многое. Все службы прошло с этой церковью вместе. С одной стороны церковь сейчас вообще заросла кустарником. Заметить её сложно. Внутри все поросло крапивой и чистотелом. Крыши нет. Окон и дверей тоже. Планировалось восстановление церкви в 2016 году, но на момент 2018 года Храм продолжает разрушаться.

26 августа 2016 года управляющий Курганской Епархией посетил село Костоусово и совершил там молебен на начало восстановления храма. Сегодня село Костоусово стремительно растет, появляются новые дома. Жители села высказывают желание восстановить порушенный храм. Инициатором этого доброго дела стал заслуженный артист Российской Федерации Юрий Николаевич Гальцев. Для него это малая Родина. Митрополит Иосиф осмотрел сохранившиеся стены храма и совершил возле него молебное пение на начало восстановительных работ. Владыка отметил, что в наших селах еще много таких порушенных и забытых святынь, которые ждут своего часа. Радует, что местные жители не только задумываются об их восстановлении, но и готовы прилагать к этому свои усилия (с) Сайт /Религиозная организация "Курганская Епархия Русской Православной церкви" (Московский патриархат).






Фото: Костоусово.




Фото: Тобол около Костоусово.


Фото: Покровская церковь.




















Фото: Река Ветельная.

А вот в Введенских лесах у нас можно встретить еще один вид Венериных башмачков - вздутый. Это промежуточный вид, скрещеный башмачок настоящий и крупноцветковый. Здесь, в Введенских лесах, полянка побольше будет, чем на Утяке. Месторасположение этих башмачков мне также подсказал один человек, именуемый себя "лесной бродягой". Он, гуляя по лесу, их и обнаружил. Помимо Вздутых башмачков здесь произрастают и башмачки настоящие. Также в этих же лесах мне повстречались лесные ирисы.


Фото: Полянка Венериных башмачков вздутых.








Фото: Венерин башмачок вздутый






Фото: Лесной ирис


Фото: Венерин башмачок настоящий


Фото: Венерин башмачок настоящий


Фото: Шиповник.

P.S. Рассказ написан по двум-трем поездкам в разные дни одного и того же месяца (недели).

P.S. Большая просьба ко всем, кто специально их найдёт или случайно наткнётся на Венерины башмачки, не трогайте их и не рвите!!!

 


Тэги: Россия ,
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...