В рамках акции Туристского информационного центра "Я-Зауралец!" ч. 6 «От Катайска до Юргамыша 10-13 июня 2017 год. По заброшенным деревням. Юрамышские достопримечательности. Дорога домой.»

Карачельское-Шумиха-Петухи-Масли-Мишкино-Введенское-Суханово-Речкалово-Быдино-Красный Уралец-Юргамыш, 12 июня 2017 год
Ночь выдалась теплой, утром светило солнышко. Чтобы не так сильно кусали комары, завтракать вышли из леса и разместились на поле. Комаров меньше не стало. Собрали свои вещи и отправились дальше путешествовать по родному краю. Наша цель — доехать до Юргамыша и сфотографироваться с двумя последними объектами нашей поездки в рамках акции Туристко информационного центра «Я-Зауралец!». Честно сказать, мы не уверены были, что успеем доехать. Нам нужно было быть в Юргамыше к 20:00 вечера, так как в это время должна прийти наша электричка до Кургана. На крайний случай можно уехать и из Мишкино, но тогда мы не собираем два объекта акции.
До Шумихи добрались быстро. Сначала хотели изменить наш маршрут и следовать, как от Щучья до Шумихи по трассе, чтобы приехать быстрее в Мишкино. Да к тому же погода сменилась, на улице похолодало и моросил дождик. Но вспомнив, какое движение машин по трассе, тут же передумали. Решили попытать счастья и воспользоваться ещё одним запасным вариантом — это поехать вдоль железной дороги. Сначала «сунулись» туда. Но места оказались заболоченные и дороги не оказалось. Тогда мы поехали по запланированному маршруту через деревню Петухи.  До этой деревни около 20 километров, и идет асфальтированная дорога. Тучки скучковывались в одну большую темную тучу. Солнце спряталось. Начался дождик. Сначала он моросил, потом заканчивался, а потом снова начинался, но уже более сильный и холодный. Пришлось одеться в дождевики, которые прятали от дождя лишь верхнюю часть тела. Ноги же всё равно мочило. Дорога казалось нескончаемая, но мы всё-таки приехали в деревню Петухи. Тут же асфальтированная дорога закончилась. Мы немного огорчились из-за того, что грунтовку намочил дождь и возможно мы не сможем проехать, так как грунт будет прилипать и накручиваться на колеса и мы не сможем ехать.

Фото: Болото вдоль железной дороги

Фото: Под дождём

Нужного поворота не оказалось или мы его проехали. Поэтому пришлось пройти немного по мокрой траве, вымочив окончательно ноги. Прошли совсем немного, а уже прицепился клещ. Я его скинула с себя, осмотрелись ещё раз. Всё спокойно. Грунтовка оказалась более менее сухой. Нам повезло, что по дороге мало кто ездит и она уже начала зарастать травой. Поэтому земля к колесам не прилипала. Шли точно по треку. Где-то между деревнями опять границы районов, и поэтому между ними только лишь грунтовка. Так мы оказались уже в Мишкинском районе. Остановились на перекус и поехали дальше.

Фото: Дороги

Фото: Осмотр клещей

Фото: Перекус

Фото: Сладости на восстановление калорий

Тут перед деревней Масли нас ждал небольшой сюрприз в виде заболоченной дороги. Дорога по колено в траве и мне показалось, что воды чуть-чуть и можно проехать на велосипеде. Поехала, но не тут то было. Воды много, особенно в колеях. И меня как раз в эту колею и снесло. Пришлось спешиться и «топать» по воде. Обувь вымочила. Лиде же пришлось разуться и перейти вброд это место. Очень много комаров, а в воде каких-то темно-зеленых, нам неизвестных, червяков. Очень мерзкие и противные. Так мы вышли к д. Масли уже Мишкинского района.

Масли (Маслейское, с 1966-Маслинское) село, это был центр Маслейской волости, расположено у озер Маслейское, Сосновское, Ядрышниково, Шабуровское, болото Курейное.
После 1750 года крестьяне-новосёлы Таловской слободы (ныне село Таловка Юргамышского района) основали в числе других селений деревню Маслова (ныне село Маслово Куртамышского района) и деревню Маслейскую. Их первые жители Масловы приехали из села Шатрово.
В 1795 году д.Маслейское учтено 58 дворов государственных крестьян,198 лиц мужского пола и 214 лиц женского пола. Основное занятие – хлебопашество, скотоводство, рыболовство, охота.
В 1820 –е годы маслейцы близ своей деревни расширили и оканавили коммерческий тракт Челябинск – Масли - Введенское и его ответвления: на север в город Шадринск и на юго-восток, в с. Куртамыш. Вместо сгоревшей деревянной церкви, у развилки торговых дорог, в 1879 г. Была построена кирпичная православная Петропавловская церковь. Её закрыли в декабре 1929 года и использовали под зерносклад. После попытки устроить 2-х этажный клуб – кинотеатр в 1962 году здание пустовало. В 1974 мощные совхозные трактора сровняли с землёй культовое строение дедов и прадедов.
В настоящее время на месте разрушенной церкви установлена часовня.
В октябре 1865 открыто Маслейское одноклассное мужское министерское Училище. Среди первых выпускников были Иван и Василий - сыновья псаломщика местной церкви Семёна Петровича Шаромазова. Окончив Челябинское духовное училище, братья в ожидании ближних свободных дьяконских и священнических мест (должностей) работали учителями :Иван – в с, Введенское, Василий –в с .Б.Субботино. (с) http://mishkino-m.ucoz.ru/index/administracija_maslinskogo_selsoveta/0-120

Фото: Переправа через болотистую местность

Фото: Давно уже никто здесь не ездит

Фото: Завитушки на небе

Фото: Озеро Шабуровское

Фото: Часовня

От Масли до Мишкино идет уже асфальтированная дорога. В Мишкино мы сфотографировались с ещё одним объектом в г.Мишкино - Церковь Троицы Живоначальной.
Церковь была построена в 1907 году на высоком месте, у начала новых улиц Церковной и Базарной. Средства напостройку храма собирали всем миром. За образец была взята  Воскресенская церковь в г. Шадринске (построенная в 1880 г.). Росписью храма занимались живописцы г. Шадринска.  Так как церковь решили назвать в честь Святой Троицы, то, и освящена она была  в 1908 году накануне этого праздника. Первым священником был о. Виталий Шмотин, дьяконом  поставлен был переведенный из с. Варлаково Николай Грунцевский.
В ноябре 1936 года были арестованы священник Мишкинской церкви о.Василий Николаевич Половинкин, а также член церковного совета Т.С. Пономарева и церковный староста А.П. Анкудинова. Их обвинили в антисоветской и религиозной агитации. В мае 1937 года на всех предприятиях Мишкино проходили общие собрания трудовых коллективов по вопросу о закрытии церкви. Как правило, решение принималось единогласно - закрыть. Вскоре после этого, церковь в Мишкино решено было закрыть. Колокола были сняты и отправлены на переплавку, часть церковной ограды использована под перила лестницы средней школы, а в самом здании был устроен склад отрубей.  В 1940 - 1946 гг. в бывшей церкви располагался зерносклад Госстрахфонда. Великая Отечественная война несколько изменила отношение к церкви. В канун 1945 года А.А.Антонова, 20 вдов и два старика, участника строительства мишкинской церкви, послали заявление в СНК СССР о разрешении вновь открыть церковь в р.п. Мишкино.  Наконец, в начале марта 1947г. здание церкви (без домов священника и дьякона) возвращено верующим и быстро приведено в порядок. Из домов мишкинцев в церковный иконостас были принесены иконы. Мишкинская церковь была вновь открыта и освящена в канун праздника Святой Троицы в мае 1947 года приехавшим из г. Шадринска священником Михаилом Павловичем Бирюковым». Священником в то время был о. Василий - Василий Васильевич Гомзиков (1917 - 1992 гг.). С 1964 по 1989 гг. он - настоятель Мишкинской Свято-Троицкой церкви. Отец Василий оставил по себе добрую память. Многие мишкинцы помнят  о нем как о добром пастыре, чутко относящемся к проблемам и нуждам верующих. Похоронен он был в ограде церкви, справа от алтарной части.
С 1989 г. настоятелем  Мишкинской церкви служит о. Алексей Фасола. Родился он в Молдавии в семье верующих. Окончил Духовную семинарию в г. Загорске (Сергиев Посад). В Мишкино начинал работать еще на практике, при отце Василии. Службу свою в Мишкинской церкви о. Алексий начал в трудные годы перестройки, в тяжелой экономической ситуации. Многие еще помнят как это было: рост цен, невыплата зарплаты и пенсий. Зато в стране объявилось множество различных сект и лжеучений. Все это нужно было преодолеть. За годы служения. О. Алексий сделал немало для церкви: были приобретены колокола и вновь над Мишкино звучит колокольный звон, был произведен ремонт системы отопления церкви. О. Алексий сумел заслужить уважение прихожан и руководства Епархии, не случайно он с  рукоположен в благочинные Западного округа.
В храме находится список чудотворной Порт-Артурской иконы Божией Матери, возле храма разбит красивый сад. (с) http://www.hramrus.h18.ru/noname39.htm

Первое упоминание о Мишкино встречается в исповедных росписях села Верхнеюргамышского (Введенского) Тобольской епархии Воскресенского заказа за 1778 год. В данном документе Мишкино еще значится деревней, где было 24 двора. Жители деревни являлись прихожанами Введенской православной церкви. При строительстве Западно-Сибирской железной дороги  в 1892-1893 гг. рядом с селом появилась станция Мишкино, село разрослось и впоследствии стало районным центром  (с) http://geo45.ru/r-mihkino-istor.htm

Начался дождик, с объектом фотографировались уже под дождем.

Фото: Памятник ВОВ в Мишкино

Подходило время обеда, и мы заехали в Мишкинский магазин. Купили молочных продуктов, перекусили тут же около магазина. Начали обдумывать дальше наш маршрут. Боялись, что если поедем опять вдоль деревень, то можем зависнуть в каком-либо болоте. Но всё-таки решили поехать по треку. Трек был проложен, как оказалось по старому тракту, который проходил через села Введенское, а возможно и Суханово, Речкалово и Быдино, а потом или сворачивал на Шадринск или Куртамыш, или же проходил прямо.
Наша дорожка, которая боле менее накатанная, но вся в колеях от больших машин и тракторов, проходила чуть ниже дороги старого Сибирского тракта. Дорога тракта же находится на возвышенности, но заросла травой и по ней невозможно ехать. Но заросшая она оказалась лишь в начале. Мы же поехали по полевой дороге, которая как оказалось весной была перепахана и засеяна какой-то сельскохозяйственной культурой.. Она еще только всходит, но возможно это пшеница. Но кто-то очень упертый и кому сильно нужна была эта дорога накатывает ее снова по посевам. Причем строго по нашему треку, видимо так, как она и была. Проехав поле по этим вспаханным кочкам, мы выехали на дорогу старого Сибирского тракта. Здесь она уже хорошо накатанная. По пути встретили самоходное средство, которым управлял деревенский житель.  Какой-то мотоблок с коляской. Ехал он очень медленно, со скоростью пешехода.
В Западной Сибири до конца ХIX века не было построено ни одной шоссейной искусственной дороги, грунтовые же находились в крайне неудовлетворительном состоянии.
По свидетельству современников, тракт, пересекая Барабинскую степь, представлял собой в большинстве своём собственно не дорогу, а вид пашни - чистое поле, вдоль и поперёк изрытое колёсами, и только телеграфные столбы стояли печальными свидетелями, что здесь должен пролегать Большой Сибирский тракт.
Дорога была в некоторых местах ужасна, особенно в ненастную погоду, когда грязь бывала по аршин и более, и тогда, если повозка тяжёлая (а с товарами чаще так и было), то засядет сей экипаж целиком осями и колёсами в грязь. Просто - беда.
Лишь в ХX веке трактовая дорога стала представлять собой широкую накатанную грунтовую дорогу, возвышенную в середине и с канавами по обе стороны для отвода воды. Вдоль тракта вкапывались трёхметровые верстовые столбы. Они устанавливались через каждую версту, при почтовых станциях, селениях и мостах. (с) http://www.chaus-ostrog.ru/2013/03/blog-post_24.html

Фото: Перепаханная дорога по полю

Фото: Старый Сибирский тракт в наше время

Блоги наших зайчиков-путешественников

Самое интересное, что из всех деревень, которые мы здесь проезжали, сохранилась лишь одна — Введенское. Это сравнительно большое село. У нас, недалеко от Кургана, есть село с таким же названием. Поэтому оно нам показалось очень интересным. Сейчас к селу можно проехать напрямую с трассы Челябинск-Курган, видимо поэтому село и сохранилось. А остальные же более удаленные от дороги заброшены.

В 1747 году в верхнем течении р. Юргамыш русские крестьяне, переселенцы из ряда деревень среднего течения реки Исеть, а также из деревни Введенской на р. Черной (ныне - с. Введенское, Кетовского района) основали новую деревню. В 1750 году при этой деревне сооружена дере­вянная часовня, а в 1759 г. по­строена деревянная церковь Введения во  Храм Пресвятой Бо­городицы.
Введенская церковь имела штат из двух священнослужите­лей. В приход церкви входило село Введенское, деревни Быдино, Речкалово, Суханово, Елшино, Пестово и Мишкино. С ростом населения и на смену старого церковного здания в 1848-53 гг. в центре волостного села Введенское построена ти­повая православная кирпичная церковь. Не сохранившееся ныне здание представляло собой кре­стообразный объем высотою в два этажа. Высокий световой барабан с полуовальными ввер­ху окнами был украшен широки­ми наличниками. Прочные обте­санные кирпичи уступами и за­витками в стиле барокко нависа­ли над окнами.
Массивное церковное здание завершали полуовальный, крытый железом купол с большим позоло­ченным крестом и колокольня с 12 колоколами. Пол на первом этаже был выложен каменными плитка­ми. В ступеньки широких лестниц на второй этаж были вмонтирова­ны чугунные плиты с рельефными цветочно-растительными рисунка­ми. Иконостас и настенные роспи­си сделали живописцы из Шадринска. На постройку такого прекрас­ного здания православные кресть­яне и торговцы Введенской воло­сти вели сбор денег ровно 20 лет (1833-1853). (с) http://uralgenealogy.ru/content/view/25/113/

В центра села сооружен памятник ВОВ, находится сельсовет, большая школа и многое другое. Места, где находился храм, мы не уведили, да и как тут увидишь, если его сровняли с землей.
От Введенского идет асфальтированая дорога через Суханова до Речкалово. И причем н6аходится она в очень хорошем состоянии, а деревень почти не осталось, которые она соединяет. В Речкало еще живы несколько домов и всё.

Фото: Введенский дом культуры

Фото: Памятник ВОВ

Ныне несуществующая деревня Суханова находилась на речке Юргамыш в полутора километрах восточнее села Введенского Мишкинского района Курганской области. Суханова, одна из старинных деревень Мишкинского района, она была образована в 50-е годы ХIII века и входила ранее в Таловскую слободу.
Деревня Суханова (Куричья) была организована государственными крестьянами в основном Шадринского дистрикта. Жители деревни все русские, православные, являлись прихожанами построенной в 1759 году в селе Верхнеюргамышском (ныне – Введенское) церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Деревня Куричья в 1778 году была довольно крупным населенным пунктом и состояла из 37 дворов. А если обратить внимание на фамилии хозяев дворов, и сравнить их с ревизскими сказками 1795 года, то выяснится, что многие из них впоследствии явятся основателями соседних деревень Быдиной, Речкаловой, Елшиной. Так три брата – Тимофей, Василий, Яков Статных станут основателями деревни Быдиной. Патракей Куликовских, Андрей и Иван Архиповы переселятся в деревню Елшину. Братья Усольцевы, Петр Речкалов, Никита Куликовских будут у истоков образования деревни Речкаловой. Отсутствие вышеперечисленных деревень в исповедных росписях 1778 года и наличие их в ревизии 1782 года, позволяет сделать вывод о том, что дата их образования, находится в промежутке между 1779 – 1781 годами. В списке жителей деревни – два брата Сухановы, вероятно, они стояли у истоков ее образования, отсюда и название деревни – Суханова.
Бытовавшее ранее мнение многих краеведов об образовании деревни Сухановой: «Деревня Суханово (Куричья) – Введенской волости, расположена на речке Юргамыш, 1,5 версты восточнее с. Введенское. Деревня основана в 50 – е годы ХVIII века крестьянами Сухановыми, чьи деды жили в с. Верхозино (на р. Исеть), восточнее Шадринска, а отцы – в с. Суханово (на р. Миасс) на территории современного Каргапольского района. На  р. Юргамыш Сухановы привезли много кур. Первое лето курицы и петухи на ночь взлетали на ветви берез вокруг строящихся изб новой деревни. Так сразу возникло второе название этой деревни –  Куричья, долго сохранявшееся для различия одноименных селений Суханово на р. Миасс и на р. Юргамыш»[2], представляется неверным. Сухановы, жившие в деревне Сухановой на р. Миассе ни какого отношения к деревне Сухановой на р. Юргамыш, не имеют. А в селе Верхозино в ХVIII веке Сухановы вообще не проживали.
Основатели деревни Сухановой на речке Юргамыш пришли на это место из села Макаровского Барневской слободы (ныне Макарово Шадринского района Курганской области).
С момента образования Курганской области в 1943 году деревня Суханова находилась в  составе Мишкинского района до своего исчезновения. Последний житель покинул деревню в 1992 году, и деревня прекратила свое существование. Но на этом не закончилась ее история, она будет продолжаться до тех пор, пока о ней не забыли люди.
А люди ее не забывают. Ежегодно, уже на протяжении многих лет, бывшие жители деревни в Троицкую родительскую субботу собираются на месте их родной деревни. Приезжают не только с окрестных сел и деревень, но и с городов Челябинска и Кургана. Многие приезжают с детьми и внуками. И вновь на месте их родной деревни, как в старые добрые времена, звучат детские голоса, и песни под баян. (с) http://www.kurgangen.ru/History%20of%20Kurgan%20region/Mishkinsky%20region/Suhanova%20d./History%20of%20Suhanova%20d./

Деревня  Быдино образована около 1755 года. В 1868 году в д. Быдиной Введенс­кой волости Челябинского уезда Оренбургской губернии - 58 дво­ров, 164 лица мужского пола, 190 лиц женского пола. Все русские, православные, выходцы из Пермской губернии. Грамотных - 2 муж­чины и 2 женщины.
     В деревне - кабак (питейный дом), 3 ветряные мельницы. Лошадей - 223, быков - 40, коров -186, овец - 294. В 1868 г. сеяли пшеницы - 331 десятину, ячменя - 4, льна - 14, конопли - 3, овса - 124, ржи - 142. В деревне было 2 плотника. Лугов нет, сено косили по опушкам лесов,  по займищам на площади 45 десятин. В 1868 г. накосили 59 стогов, 8925 пудов сена. Название дерев­ни Быдино произошло от слова «обыденная»,  иначе - обыкновен­ная, ничем не примечательная. Фамилии: Статных, Васильев, Гор­нов, Горных, Околышков (Окольнишников), Орлов,
Решетников, Хайдуков, Аникин. В 1877 году в этой деревне было 75 дворов, 165 лиц мужского и 168 лиц женского пола. В 1892 г. - 80 дворов,  451 лицо обоего пола. В 1900 г. - 89 дворов, 440 лиц обоего пола, в деревянном здании - начальная шко­ла министерства народного просвещения. У деревни две ветряные мельницы об одном поставе. В 1916 г. в Быдино имелось 100 дворов, 261 лицо мужского пола, 267 женского пола, одноклассное (с 1-м учителем) министерское училище, 2 лавки.
В основном, фамилия жителей деревни Быдино - Статных. Они были выходцами из Пермской губернии. С.Ф. Статных родился в Быдино примерно 1858 г., а в 1875 г. женился на Лукие Шипуновой, прадед Семен Семенович Статных родился здесь же примерно в 1876 году. В 1930 г. Статных были раскулачены. (с) http://uralgenealogy.ru/content/blogcategory/86/128/

Фото: Суханово

Фото: Речкало

Фото: Речкалово

Фото: Асфальт закончился за 100 метров до Речкалово

Фото: Старый Сибирский тракт

Фото: Сохранившийся мост через Юргамыш в с.Быдино

Фото: Центральная улица д.Быдино

Печальны истории сел, истории предков. Проезжая удивляешься этому печальному зрелищу: везде разрушенные брошенные дома, разросшиеся кусты сирени и крапивы. А ведь раньше здесь жили люди, трудились, работали. А потом раз и всё исчезло. Говорят, что и река Юргамыш раньше была глубокая, а сейчас совсем уже похожа в некоторых местах на ручей. Старого Сибирского тракта не стало, река обмелела. И вот поэтому мне кажется народ и поразъехался.  Ведь человеку нужны удобства прежде всего. Всё развивается и люди стремятся к лучшему, это естественно.

По лесным дорожкам, которые петляли то в горку, то с горки мы оказались уже в Юргамышском районе. Отличительной особенностью этого района является холмистая местность. Также в этом районе очень много древних курганов. Это захоронения в древности богатых людей и их приближенных. В наше время они давно уже раскопаны и всё, что находилось там давным-давно вытащено. Сейчас курганы-могильники представляют собой одиночные возвышенности, обычно с растущим деревом рядом. Деревья конечно же вырастают уже потом, так как возраст их обычно сравнительно молодой.

Скатившись с большого холма, где и находятся курганы, мы оказались в с. Красный Уралец. Здесь, в Юргамышском районе находятся два объекта с которыми нам необходимо было сфотографировать — усадьба Шмурло и Ивинская мельница. Мы уже прилично устали, но объеты нам нужно было объехать.
Об достопримечательностях Юргамышского района мной уже было подробно описано в рассказе, который можно посмотреть по ссылке http://www.tourblogger.ru/blog/yurgamysh-kurgan-dostoprimechatelnosti-po-okrestnostyam.html, поэтому подробно описывать достопримечательности не стану.

Блоги наших зайчиков-путешественников
Фото: Юргамышский район. Захоронения.

Фото; курган

Стало очень жарко, руки и лицо уже давно обгорели на солнце. Поетому приходилось прятаться от солнца. И мы прятались, как могли...

Фото: От солнца...

Фото: Памятник ВОВ в Красном Уральце

Фото: Усадьба Шмурло

Фото: Фото с объектом

Опять, как и в прошлый раз, проехали через поселение «Родники». Чтобы попасть к Ивинской мельнице нужно было перейти реку Юргамыш через мостик. Старого моста уже давно нет, и жители поселения «Родники» соорудили маленькую переправу в виде  качающегося мостика. На память, где находится этот мостик, мы проехать не могли и уткнулись сначала к месту старого разрушенного моста, где нас тут же облепили комары. Под атакой комаров пришлось идти по лесной, заросшей травой дороге. Комары не давали покоя. И вот мы добрались до мостика и оказались на противоположном берегу реки Юргамыш в селе Елизаветинское. Небольшой подъем в горку и мы очутились около Елизаветинского родника. Заезжать в него не стали, так как торопились на электричку и уже очень устали. Заехали на Ивинскую мельницу, сфотографировались с объектом и сразу же поехали в р.п. Юргамыш на железнодорожный вокзал.
Почему-то к вокзалу подъехали с другой стороны железнодорожных путей и нам пришлось по мосту перейти их. Сначала затащили на мост велоштаны, а потом уже велосипеды. До приезда нашей электрички оставалось чуть больше часа, и мы, здесь же на вокзале, приготовили ужин и поужинали. Также заварили чай, здесь же его выпили со сладостями. Думали, что нас могут выгнать отсюда, потому что мы разожгли горелки и устроили на вокзале походную кухню, но никто на нас не обратил внимания. Поужинали и пошли на скамейку ждать электропоезда до Кургана.
Через час после приезда электрички мы были уже дома.

Фото: Курганы

Фото: место, где находился мост на р. Юргамыш

Фото: р.Юргамыш

Фото: Переправа

Фото: р. Юргамыш

Фото: Ивинская мельница

Фото: с. Елизаветинка

Фото: Запруда

Фото: Ивинская мельница

Фото: Лида рада Юргамышу, так как это конечная точка и мы отправляемся домой.

Фото: Юргамыш

Фото: Вокзал Юргамыш

Фото: Готовим ужин

Фото: Ждём электричку

Блоги наших зайчиков-путешественников

За 3 в итоге проехали около 380 километров от Катайска через Чкмляк, Щучье с заездом в Карачелоское до Юргамыша...