В рамках акции Туристского информационного центра "Я-Зауралец!" ч. 7 "Курганские достопримечательности."

Курган, 22 июня 2017
Что-то дожди у нас в Кургане зачастили. Но под конец недели погода по-летнему нас радует и мы после работы решили прокатиться по Кургану и "собрать" достопримечательности в рамках акции Туристко информационного центра "Я-Зауралец!" Достопримечательности разбросаны по всему городу и находятся в разных концах города, поэтому по километражу мы накатали около 50 километров. Кроме этого заехали ещё по делам и искупались на Голубых озерах. Вода уже совсем тёплая...

Курганский авиационный музей основан в 1985 г. в качестве ведомственного музея Курганского объединенного авиаотряда гражданской авиации СССР. Первоначальное наименование – музей аэропорта Курган.
С 1993 г., по завершении первого этапа комплектования экспозиции авиационной техники, включающей как гражданские, так и военные летательные аппараты, музей именуется Курганским авиационным музеем. В июле 2003 г. музей получил статус государственного, в качестве филиала включен в состав ГКУ “Областной краеведческий музей” Комитета по культуре и искусству Курганской области Министерства культуры РФ.
Музей располагает экспозициями истории гражданской авиации Зауралья и авиационной техники, двумя постоянными выставками: “Спортивная авиация Зауралья” и “Летное обмундирование и снаряжение экипажей ВВС 1930-х – 2000 гг., собраниями основного, научно-вспомогательного и библиотечного фондов по авиационной тематике.
Фондовое собрание музея насчитывает свыше 1 тыс. единиц хранения, включающее коллекции  фотографий и документов, летного и аварийно-спасательного снаряжения, форменного обмундирования летно-технического состава ВВС и ГА, штурманского снаряжения и полетных карт, знаков различия и наград авиаторов 1930-х – 2000-х гг.
Библиотечный фонд музея насчитывает около 500 единиц книг, журналов, изданий технической литературы, газет и статей по авиационной тематике, включающие технические описания, инструкции по эксплуатации, документы, регламентирующие деятельность авиационных служб, информацию по истории авиации на кассетных и дисковых носителях.
Ежегодный сбор музейных предметов составляет до 150 единиц хранения. (с) http://airkurgan.ru/%D0%BE%D0%B1-%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5/%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9.html

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Дом декабриста М.М. Нарышкина, ул. Климова, 80А - объект культурного наследия федерального значения. 
Среди городских построек конца XVIII в. обращает на себя внимание одноэтажный деревянный дом, принадлежавший некоторое время декабристу Михаилу Михайловичу Нарышкину, находившемуся в курганской ссылке с 1833 по 1837 г. Первым владельцем дома, скорее всего, был земской исправник Николай Алексеевич Бошняк. Однако около 1800 года у здания появляется новый хозяин, Степан Осипович Мамеев, сменивший Н.А.Бошняка на посту земского исправника. Кстати, С.О.Мамеев не только получил должность и дом Николая Алексеевича, но и увел у него жену Федосью. При новом хозяине в доме побывал Август Коцебу, сосланный в Сибирь Павлом I.   В результате мы имеем следующее описание: «В доме его видны были даже некоторые следы роскоши, однакож конечно эту роскошь не умел он расположить со вкусом». Например, некоторые столешницы и подносы, хорошо списанные с известных эстампов на фабрике в Екатеринбурге, были развешены по стенам вместо картин. 
Однако более известен дом стал именно благодаря М.М.Нарышкину. Член Союза благоденствия и Северного общества, полковник Тарутинского пехотного полка М.М. Нарышкин был приговорен к 12 годам каторжных работ, затем срок каторги сократили до 8 лет. В Курган на поселение он прибыл 14 марта 1833 года после отбывания каторги в Читинском остроге и Петропавловском заводе, вместе с женой Е.П. Нарышкиной. В Кургане Нарышкины сняли за 25 рублей в месяц дом на каменном фундаменте, с усадьбой и землей на берегу реки. В судьбе Нарышкиных приняли участие многие влиятельные люди и знатные родственники. Благодаря значительной материальной помощи, Нарышкины имели возможность жить в Кургане с большими удобствами, чем их товарищи по ссылке. С разрешения царя Николая I Елизавета Петровна Нарышкина на свое имя в мае 1833 года приобрела у коллежского асессора Серебрякова за 5650 рублей дом на каменном фундаменте, который они ранее снимали. У дома было явное достоинство: как писала Е.П. Нарышкина, «дом наш выстроен из сосновых бревен самого лучшего качества, из каковых теперь в Кургане не строят». Утепленный и перестроенный по вкусу новых хозяев и по проекту самой Нарышкиной, дом заметно выделялся своим архитектурным декором среди других зданий города. Это был просторный и удобный дом из семи жилых комнат с двумя прихожими. Комнаты имели следующее назначение: столовая, гостиная, библиотека, кабинет Елизаветы Петров­ны, кабинет Михаила Михайловича, Анисьина комната (горничная Елиза­веты Петровны), людская и прихожая. Центральная комната имела выход на веранду, практически единственную в городе. В полуподвальном помещении находились кухня, кладовые и комнаты для прислуги. Рядом с домом Нарышкиных размещалась конюшня, амбары, сараи, теплица, сад и огород. Последними  Нарышкины особо гордились. Дом обслуживался семью-восемью слугами, двое из которых прибыли вместе с Нарышкиными. Осенью 1837 г. дом Нарышкиных опустел. По царскому распоряжению М.М. Нарышкин в числе других декабристов был отправлен на Кавказ в действующую армию. После отъезда Нарышкиных дом сменил нескольких владельцев. (с) http://kurgan.pro/okn/n002/

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Курганский театр кукол «Гулливер» - это один из старейших кукольных театров страны.
12 августа 1943 года принято Решение исполнительного комитета Курганского областного совета депутатов трудящихся «О создании областного кукольного театра при концертно-эстрадном бюро Курганского отдела по Делам Искусств». Было поручено поставить к октябрю месяцу сразу 2 спектакля - для детей и для взрослых. Основателем театра стала московская актриса, оказавшаяся в Кургане в эвакуации - Аристова Ольга Леонидовна, которая весной 44 года уже вернулась в Москву.
В 48-м году директором театра стала Орловская М.В. Театр работал только на выездах. Какие спектакли ставились - история не сохранила, но известно, что 1 января 1949 года состоялась очередная премьера курганских кукольников. Дети увидели спектакль «Аленький цветочек», который много лет был в репертуаре театра. Первые спектакли были традиционно ширмовые, с тростевыми куклами.
Постановлением Совета министров и министерства культуры РСФСР от 12 сентября 1964 года группа кукольников при филармонии становится труппой самостоятельного Курганского областного театра кукол. C 1976 года называется «Гулливер».
В октябре 1984 года «Гулливер" переехал в старое здание концертного зала. У театра появилась своя сцена. С 1990 года театр расположен на улице Советской, 104. Курганский кукольный театр «Гулливер» находится в доме, где родился известный зауральский поэт Сергей Васильев. Театр кукол «Гулливер» входит в «Сто чудес Зауралья».
На международных фестивалях в Тюмени, Луцке, Паневежисе, Перми, Париже, Кишиневе, Алмааты работники курганского кукольного театра становятся обладателями гран-при и лауреатами. «Сказка про смелых мальчиков и некоторых смелых девочек» — трижды побывал на фестивалях во Франции, спектакль «Шарманка» получил гран-при фестиваля «Золотой ключик» в Тюмени. Спектакль "Каприч'ио" дважды получал Гран-при и был номинирован на премию "Золотая Маска". Второй раз театр попал в номинацию на премию "Золотая Маска" со спектаклем "Эдип".
В труппе театра 10 актеров, большинство – выпускники Екатеринбургского и Ярославского государственных театральных институтов.
Театр имеет свой международный фестиваль театров кукол "Мечта о полёте", который проводился уже трижды - в 2008, 2011 и 2014 годах и сразу вошёл в пятёрку самых крупных фестивалей театров кукол. (с) Википедия

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

В 2012 году Курган обзавёлся ещё одним интересным памятником. На нулевом километре автодорог у главпочтамта установили бронзовую скульптуру почтальона. Теперь все дороги отсчитываются именно отсюда. Подобные точки есть во многих городах мира и России — Рим, Токио, Москва, Волгоград, Екатеринбург и др.
Памятник открыли во время празднования 333-летия города. Автором памятника стал художник из Кургана Борис Орехов.
Честью торжественно открыть скульптуру был удостоен губернатор Олег Богомолов и глава города Виктор Серков. Кроме них на церемонии присутствовали автор памятника, директор Управления почтовой связью и все желающие горожане.
В последние годы в Кургане все больше открывают таких интересных и необычных памятников и почтальон на Нулевом километре теперь один из них. Не смотря на то, что его поставили совсем недавно, памятник уже стал интересной достопримечательностью города.
С инициативой установки такого памятного знака выступило Управление Кургана почтовой связи области. И такую интересную задумку воплотили при поддержке рабочей группы «Любимый город». (с) http://www.101hotels.ru/recreation/russia/kurgan/points/monuments/nulevoi_kilometr

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Большинство приезжающих в г.Курган, сходя на перрон, видят памятник Памятник трудовой славы курганских железнодорожников в виде локомотива, но мало кто знает, что связан с жизнь одного из выдающихся курганцев, Героя Социалистического труда Ивана Петровича Блинова.
Блинов Иван Петрович — машинист депо Курган Южно-Уральской железной дороги, он родился 24 июня 1904 года в селе Вялсы Елатомского уезда Тамбовской губернии, ныне Сасовского района Рязанской области, в крестьянской семье. Русский. Трудовую деятельность начал в 1912 году пастухом. В 1916 году, в 12 лет, пришел работать на железную дорогу. В паровозном депо станции Сасово Московско-Казанской железной дороги подростка поставили обтирщиком, затем получил квалификацию слесаря. С 1924 года работал в локомотивном депо станции Курган Южно-уральской железной дороги. Самостоятельно изучил устройство паровоза. В 1927 году стал помощником машиниста, а через два года сдал теоретические и практические испытания и получил права машиниста.
В 1936 году Блинову, как лучшему машинисту, доверили новый локомотив — ФД («Феликс Дзержинский») № 20-2697. Паровозы этой серии были самым мощными советскими локомотивами. Блинов приложил все силы и умение, чтобы максимально использовать возможности новой техники, включился в кривоносовское движение. Он одним из первых перешагнул запретный барьер весовых норм поездов и стал водить поезда двойного, а затем и тройного веса. В том же 1936 году провел на Курганском отделение по графику состав весом 10400 т при норме 1800 т. Также он постоянно перевыполнял задания по технической скорости, а среднесуточный пробег его паровоза составлял 140-150 км. Основой успеха являлось поддержание отличного технического состояния локомотива.
В годы Великой Отечественной войны водил с высокой скоростью поезда-тяжеловесы, экономил топливо. Бригада ремонтировала паровоз своими силами, довела его пробег между подъемками до 120 тысяч кило­метров при норме 40 тысяч. Был инициатором работы зимой по нормам летнего графика.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года о присвоении «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» И.П.Блинову звания Героя Социалистического Труда был подписан 5 ноября 1943 года. По поручению Президиума Верховного Совета Л.М.Каганович (нарком путей сообщения СССР) лично вручил ему Золотую Звезду и орден Ленина. Дело Блинов знал, подчинить себе людей умел, и в 1945‑м его выдвинули на должность начальника паровозного хозяйства Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги. За три года коллектив под его руководством вернул к жизни 22 разбитых паровоза, активно участвовал в восстановлении депо и путевого хозяйства в Краснодаре и Новороссийске. Но в 1947 году Иван Петрович убедил начальников, что это не его стезя, и вернулся в Курган на прежнюю должность машиниста. В 1957 году он стал водить электровоз, а в 1959 году ушел на заслуженный отдых. За 40 лет работы на железной дороге внес более 60 рационализаторский предложений с годовой экономией более 100 млн рублей. Щедро делился своим опытом, воспитал десятки учеников, в том числе и будущих Героев Социалистического Труда.
С ним связана любопытная история, которую в своей статье приводит А.Д.Кузьмин. В 1954 году И.П.Блинов пригласил на свой 50-летний юбилей самого Лазаря Моисеевича Кагановича. Так у «железного наркома» появилась возможность убедиться, насколько переменился Курган за последние восемь лет. Жил Блинов в доме на улице Красина, напротив нынешнего Дома Союзов. Двор был огорожен сеткой-рабицей. Железнодорожник любил собак и постоянно держал двух овчарок. День выдался хорошим, столы накрыли во дворе, подстраховавшись на всякий случай брезентовым тентом. Невдалеке поставили 300-литровую бочку с пивом. Почетное место за столом занимали помимо юбиляра руководители области и города. Коньяк в ту пору был напитком редким, но его на столе было в избытке.
В числе приглашенных оказались и те, с кем Иван Петрович работал бок о бок, — Борис Петрович Карпеш и Анатолий Иосифович Мунгалов. Правда, хозяин заранее проинструктировал их, чтоб «держались в рамках». Когда градус застолья поднялся, Блинов подал знак: спасибо, ребята, можете идти. Позже в минуты откровения Иван Петрович рассказывал железнодорожникам, как в разгар веселья сам сел на скамейку у бочки и «пшикал» из крана пиво высоким гостям. Кагановичу курганское «Жигулевское» пришлось очень даже по вкусу.
Существует легенда о том, будто бы «железный нарком» подарил Герою пианино. Что с нее возьмешь, если она не соответствует действительности? Иван Петрович был хорошим отцом, он очень хотел, чтобы все три его дочери учились музыке. Но купить пианино в 50‑е годы в Кургане было невозможно. И тогда в 1955 году, являясь депутатом Верховного Совета СССР, Блинов обратился к министру путей сообщения Борису Павловичу Бещеву с просьбой помочь ему приобрести в столице пианино. Покупку он оплатил сполна. Сейчас это пианино хранится в музее локомотивного депо г. Кургана.
Скончался Иван Петрович 8 июля 1981 года. Похоронен на кладбище в районе Рябково города Кургана. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями; тремя знаками «Почетный железнодорожник».
Его имя увековечено на мемориале в Парке Победы и на Доске почета курганских железнодорожников. У станции Курган 1 августа 1980 года открыт памятник – локомотив ФД № 20-2697, на вечную стоянку его привел лично Иван Петрович Блинов. (с) http://kurgan.pro/okn/n163/

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Слобода Царево городище — первое название города Кургана. Русские поселенцы во главе со слободчиком Тимофеем Невежиным во второй половине XVII срубили на живописном берегу реки Тобол у подножия древних курганов первые избы и возвели укрепленное сооружение — деревянный острог.
На рубеже веков жители слободы нашли более удобное место и переселились на семь верст ниже по течению Тобола. Слобода стала называться Царекурганская или Курганская. В 1782 году по Указу императрицы Екатерины слобода переименована в город Курган.
В память о первом поселении в 2013 году возведен культурно-исторический комплекс — парк «Царево городище». По замыслу авторов проекта — Валерия и Владимира Хорошаевых возведена деревянная сторожевая башня площадью шесть на шесть метров и высотой восемнадцать метров, а также фрагмент крепостной стены.
Парк осуществляет деятельность с целью возрождения исторического наследия города Кургана и области, пропаганды городских традиций, повышения туристической привлекательности городского культурного пространства, увеличения интенсивности календаря культурных событий.
На территории парка проводятся исторические экскурсии, игровые программы для детей, выставочные экспозиции, фотовыставки, фото и видео сессии и другие культурно-просветительские мероприятия, реализуются информационные и рекламные материалы о городе, сувенирная продукция. (с) http://cbs-kurgan.com/carevo_gorodishe/

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Памятник Т. С. Мальцеву - памятник в Заозерном районе города Кургана, на площади около культурного центра "Современник". Установлен в 2015 году. Скульптор - Ольга Красношеина.
Терентий Семенович Мальцев - выдающийся селекционер, новатор сельского хозяйства СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Его имя носит Курганская ГСХА.
Мальцев изображен шагающим по полю с тремя колосьями в руках. Памятник выполнен из бронзы в Екатеринбурге. Высота 3,6 метров. (с) http://my-travels.club/places/rossiya/kurganskaya-oblast/kurgan/pamyatnik-t-s-maltsevu.html

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г. А. Илизарова (РНЦ «ВТО») Министерства здравоохранения Российской Федерации — государственное медицинское учреждение, расположенное в г. Кургане (район Рябково). Создан в декабре 1971 года. Основатель Центра Гавриил Абрамович Илизаров в 1951 году предложил способ лечения переломов (а затем и ортопедических заболеваний) при помощи созданного им компрессионно-дистракционного аппарата. В основе данного способа лечения лежало общебиологическое свойство тканей отвечать на дозированное растяжение ростом и регенерацией, которое впоследствии (15 сентября 1988 г.) было зарегистрировано под №355 в Государственном реестре открытий СССР (http://ross-nauka.narod.ru/03/03-355.html) и стало фундаментом для нового направления в травматологии и ортопедии - управляемого контролируемого выращивание костной ткани с целью исправления дефектов и лечения травм. В 1966 году Г. А. Илизаров был назначен руководитем проблемной лаборатории (при Свердловском НИИТО) по обоснованию и внедрению в клиническую практику предложенного способа.
В 1969 году лаборатория преобразуется в филиал Ленинградского НИИТО им. Р.Л. Вредена, а декабре 1971 года в Курганский научно-исследовательский институт экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии (КНИИЭКОТ). 19 февраля 1982 года институт награждён орденом «Знак Почёта» за достигнутые успехи в развитии здравоохранения и медицинской науки и коллективу присвоено почётное звание «Коллектив высокой культуры». В 1987 году институт стал Всесоюзным, а в 1993 году Российскому научному центру «Восстановительная травматология и ортопедия» присвоено имя академика Г. А. Илизарова. (с) Википедия

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

Блоги наших зайчиков-путешественников

трек поездки: 
https://www.strava.com/activities/1049062127


Тэги: Россия ,
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...