В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

Санкт-Петербург, 5 июля 2012 года

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Обидно! В Питере на знаменитую мистическую Ротонду особняка откупщика Саввы Яковлева может посмотреть любой желающий, зато на жанровые скульптуры во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета — даже журналист только под конвоем. Зато как я отдохнула душой, встретившись с питерскими туристическими блогерами! Обо всём этом — во второй части рассказа.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Страничка пятая. Эрмитаж и «двунадесятое нашествие».

 

И надо же нам было так «попасть»? Коридоры Зимнего дворца, похоже, настигло нашествие «двунадесяти языков», как двести лет назад во время наполеоновского вторжения. Очереди за билетами выстроились со двора. И с чего это, а? Вроде бы погода отличная, был бы ветер с дождём — лучшего выбора и объяснения многолюдья посетителей бы не нашлось.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

В спешке вместо краткой схемы залов на русском языке я схватила… японский вариант. «Случайно, поменяйте!» — протянув буклет администратору, увидела в ответ понимающую улыбку. Суета сует. Русский буклет стал первым трофеем. Маме достался более весомый. Она, с удивлением засунув в кошелёк обратно деньги, протянула мне билет: «представляешь, сегодня первый четверг месяца, проход бесплатный!». Вот и причина. Халява, сэры, кундзе, мадамы, сёгуны с кириосами и прочие господа! Наши-то соотечественники, отстояв очередь за «входным», понимали, как им повезло. Зато иностранным гостям их гиды раздавали билеты, заранее полученные, при входе. Вот интересно, стал ли этот «бесплатный день» самым урожайным для гидов? Ведь за билеты в Эрмитаж господа иностранцы, паче чаяния, скидывались? Ух, сколько же народа. Ни одного квадратного метра свободного. Около каждого экспоната маячат четыре-пять фигур. Увидев это столпотворение, мы едва не повернули назад. Ну уж, дудки!… Много лет назад на осмотр величайшего собрания шедевров возможностей было куда меньше, но мы не сдались: до самых любимых картин и скульптур и обратно к выходу, чтобы поспеть на поезд, добежали за 20 минут.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

«Мам, у тебя какие пожелания? — план-схема на Эрмитажа на русском языке оказалась не более „говорящей“, чем случайно взятая иероглифическая, — будем действовать по чёткому списку и по наитию с точки зрения спортивно-искусствоведческого ориентирования в коридорах». Мама посмотрела на меня несколько настороженно — в прошлый наш приезд подобную ахинею я выдавала от переутомления. Тогда в моей версии в Драматическом театре ряды шли не по номерам, а по буквам, ряд «Р», например. На этот раз выматывающий эфир накануне привёл к вышеизложенному сгустку сознания. «Мне надо увидеть галерею скульптур и павлина», — лаконично ответила она, чтобы не грузить дальше мою психику.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

«Ладно, я, кажется, помню, как туда идти. От Зевса через мост, а потом на лестницу к вазе». Моя мудрая мама даже не пыталась что-то уточнять: дочь вчера про розыск наймодателей жилья с адвокатами в студии беседовала, потом ещё не выспалась… Ничего, скоро придёт в себя. «А я хочу к гермафродиту в греческом зале, к камеристке и… львица там есть с телячьей головой, — не унималась я, — главное, чтобы всё работало, а не на реставрации».

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Больная голова, тем не менее, дала тренированным ногам нужный импульс. Мышечная и зрительная память вывели сначала мимо древнеегипетской богини-львицы Сохмет к громовержцу Олимпа, а потом, мимо этрусских саркофагов, к нужной лестнице на «живописный этаж». Идея сработала — желанные экспонаты сами «подворачивались» справа и слева, «белых мышей» (так обозвал милых служительниц ещё Аркадий Райкин) мы спрашивали дорогу в зал Рубенса и к галерее скульптур всего два раза. Вот они, любимые полотна! Одно из них, точнее, репродукция моего же собственного изготовления после прошлого посещения Эрмитажа, висит у мамы в её комнате — её любимая Венеция…

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Радость, наполнявшая сердца, была самой живой. Как если бы мы встретились в давно знакомом месте с милыми, добрыми, молчаливыми друзьями.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Над искусством не властно время! Оно способно время для нас остановить, заставить свет дарить тепло, а сияющие ладони прекрасных мраморных изваяний ловить солнечные зайчики. Внимательные, умные глаза светской женщины, молодой, но опытной и битой в беспощадных дворцовых интригах. Камеристка Инфанты Изабеллы. Здравствуй!…

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

А над грибочком у ног знаменитого Павлина, которого заводят только раз в неделю, склонились через стекло сразу три камеры: моя, какого-то грека и, естественно, японца. Крошечная стрекоза кружится, повторяя бег секунд на нашей планете.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Боги, нимфы, герои. Как много людей вокруг! Да, я знаю, что «обежать» Эрмитаж за полтора часа — это кощунство. Если весь, а не фрагментарно, к своим любимым экспонатам. И мы даём себе слово — приехать в Питер специально в Эрмитаж и провести здесь все восемь часов рабочего дня. Зимой. Когда Нева неуютна и строга в ледяном стоянии, а мелкий колючий ветер норовит вцепиться в брови. Обязательно приедем. Ну, а пока — нас ждёт продолжение программы, мы садимся на 11 троллейбус и едем на Васильевский остров, на Университетскую набережную.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Страничка шестая. «Страшнее Вахтёра зверя нет… Бегемот добрее»

 

О дворике филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета сняты фильмы и написаны статьи, благодаря собранию необычных скульптур он считается одной из самых молодых и привлекательных достопримечательностей города. Казалось бы, открой туда доступ экскурсантам, бери деньги за вход, какое подспорье для обогащения… ассортимента студенческой столовой, какая благодарность либерализму декана, что всё это «запустил» ещё десять лет назад. В коллекцию вклады оставили выдающиеся зодчие нашей поры — Владимир Петровичев, Арсен Аветисян.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Разумеется, им бы и в голову не пришло, что их творчество запрут под замок, игнорируя конституционное право граждан России на доступ к культурному наследию на том основании, что дворик — «режимная зона». Страшно подумать, как бы отреагировал диссидент и Нобелевский лауреат Иосиф Бродский, чей портрет работы скульптора Константина Самуна (открыт 16 ноября 2005 года) тут тоже есть, если бы ему рассказали о степени «общедоступности» искусства в свободной России в 2012…

Готовясь к поездке, я прочла, что для «проникновения во дворик» надо прикинуться студентом или показать паспорт и с апломбом заявить, что мне надо на факультет. Что за детские игры? Честно подойдя к турникету и вахтёршам, я предъявила пресс-карту, по которой бесплатно меня пускали в Риме в Капитолийский музей, которой достаточно, чтобы полиция спокойно пропустила меня через толпы блокируемых манифестантов. И что меня дёрнуло это сделать?… «У нас особый порядок, вам необходимо было пройти согласование», — заявили обе дамы, охранявшие вход по ту сторону конторки. Слова, что я действую в рамках закона о СМИ, а у них не военный объект, что приехала на сутки из Москвы и намерена написать статью о жанровой городской скульптуре повлекли только нервную реакцию и многоступенчатые переговоры по телефону со службой безопасности. Мама, на лице которой уже была печаль, разочарованно потянула меня за локоть… «Как жаль, я ведь ради этого приехала в Питер», — тихо проговорила она. Грусть немолодой женщины, их же ровесницы, двух привратниц не разжалобила. От меня же они явно были намерены защищать факультетский двор, как от террористки, несмотря на удостоверение и кепку с надписью «Радио России». «Мы пускаем только абитуриентов…« — доблестно твердила дама с надписью «Рябоконь» на груди. «А если я хочу получить тут третье высшее образование?» — поинтересовалась я. На это ответить было нечего, нам предложили подождать четверть часа.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Не знаю, сколько бы мы прождали, настроение уже было испорчено… Какая-то девица лет семнадцати начала нам давать советы, как надо БЫЛО себя вести, чтобы проскочить. И тут мама снова взяла меня за локоть: «снимай, быстрее…" Через вахту, не предъявляя ничего, проследовал целый табор с грудным младенцем. Беспрепятственно. Малыш, которой о существовании Достоевского и филологии узнает, в лучшем случае, через полтора десятка лет, крутился на руках дамы явно не абитуриентского облика и сам поступать никуда не собирался. Щёлкнул затвор моей камеры.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Вахтёрша вздрогнула. И смекнула, что кадры её «избирательной бдительности» после опубликования в прессе будут куда красноречивее рапорта деканатскому начальству о доблестном отражении нахальной московской прессы. «Подойдите к телефону…», — позвала она. На связи была сотрудница пресс-службы Екатерина. Объяснив ей и про статью, и про абсурдность засылки факсов аккредитации из Москвы по такому пустяшному поводу, я заручилась её обещанием «подойти и провести» нас с мамой на засекреченную территорию.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Конечно, её натянутость в общении с нами можно понять. «Чрезвычайное происшествие». И госпожа Рябоконь так же не замедлила дать разъяснения, что именно она, никто иной, добивается подписания нужных бумаг для организации доступа во дворик групп с гидом. «Я бы рассказала подробнее, но я не экскурсовод», — сказала Екатерина, когда мы мило пообещали друг другу «замять» неудобную ситуацию. Не стала ей возражать. Однако странно, что в «культурной столице» России, в колыбели изящной словесности, на филологическом факультете, почему-то не допускают мысли, что посетители парка скульптур малограмотны и не смогут прочитать самостоятельно подписи к творениям. Всё относительно… Всё. Кстати, такова идея одной из скульптур филологического дворика — Гулливер.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

А ещё мы найдём здесь «Скамью Советов» с ангелом и бесом, шепчущим в уши индивидуумов соответственно справа и слева;

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

очаровательную длиннющую таксу с театральными масками на шее и… там, где положено располагаться фиговому листочку;

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

солнечные часы в античном стиле работы Георгия Постникова; неработающий фонтан «Ромео и Джульетта» и много чего ещё занятного. Больше всего поклонников — у Бегемотихи Тони, которой девушки трут правое ухо, чтобы выйти замуж. Декан факультета, автор идеи скульптурки размером с буханку чёрного хлеба, как написано в интернете, «считает бегемота приносящим удачу студентам и преподавателям факультета, потому, что согласно некоей притче двух гонимых влюблённых, бросившихся от преследователей в реку, вытащил бегемот, коего те схватили за уши». Вот интересно, согласятся ли с такой версией коллеги декана с зоологического факультета, ведь ещё со времён Древнего царства Египта известно: «речная корова» — опаснейший и непредсказуемый зверь.

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Выпускники факультета, которым в этот день выдавали дипломы, увлечённо фотографировались около предтечи дворового парка скульптур — бронзового сатира резца Арсена Аветисяна на стопке книг, у корешка одной из которых присел крошка… О котором думает сатир. «Размышления о Маленьком принце».

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Действительно, стоит поразмышлять: крошечная фигурка, с детскую ладошку, без лица. Говорят, его не раз воровали, как и Чижика-пыжика с Фонтанки. Уверена, что это делали не журналисты. Может быть те, кто шёл через бдительную вахту, как абитуриент?

 

В Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

 

Медленно и печально брели мы из-под гостеприимных стен факультета изящной словесности самого первого Университета страны, самой культурной его столицы. Почти как Улитка, что символизирует (по версии Екатерины из пресс-службы) неспешность в изменении правил фонетики, вход на кафедру которой скульптура украшает. Может быть, все погорячились? И мне надо было вспомнить навыки разведки, послушать, что говорят те, кто проходит во двор с детьми и чемоданами? Не поступать честно? Или повернуть назад?… Не знаю. Но проситься после этого во двор Этнографического музея, чтобы снять мистическим образом вращающиеся по ходу светил статую Солнца и Луны уже как-то не хотелось. Мы поворчали немного, повздыхали и… отправились обратно через Неву...

 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается!... Все остальные наши впечатления были исключительно позитивными!

 

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

 

 

 

 


Тэги: Россия ,
2 голоса | Комментарии Оставить комментарий
Mikha аватар
Mikha (Чт, 12.07.2012 - 22:46)

Регина, очень здорово об оживающих полотнах - друзьях. А Венеция каналеттовская? Я первый раз зимой поехал в первое увольнение в Эрмитаж через полгорода, совсем замерз в шинели и сапогах в трамвае - девятке. И когда вошел (военнослужащим бесплатно), решил увидеть всё. И любимых импрессионистов, и галерею Антонио Кановы, и екатерининский дареный сервиз, и европейское серебро 18-19 вв., и апетитную коллекцию охотничьих и рыбацких трофеев Снейдерса и всё-всё. Когда вышел через несколько часов, было совсем плохо и ощущение, что сейчас вырвет красками на белый снег. Еле отошел. Потом ходил почти без оглядок в нужное место, скажем, в галерею героев 1812-го и сразу назад.

А про факультетский двор вообще ничего не знал, хоть и ездил сравнительно недавно на паркетные работы в Сенате - Синоде, про это http://www.tourblogger.ru/node/84442 . А о разведывательных навыках при посещении музея писал мысль в мысль здесь http://www.tourblogger.ru/node/85721 .

И на маму вы очень похожи, как мне кажется, но обликом, а не характером.

Регина Лукашина аватар
Регина Лукашина (Пт, 13.07.2012 - 10:46)

Mikha написал(а):

И на маму вы очень похожи, как мне кажется, но обликом, а не характером.

 

Как всегда приятно Вас читать, мой мудрый и обаятельный коллега!.. Наша с мамой похожесть очень видна на фотографиях её спортивной молодости: если бы не "олимпийка" 60-х годов и чёрно-белое исполнение, можно было бы подумать, что снимались родные сёстры - фигура, причёска, цепкий взгляд стрелка... Хотя, всё-таки, считается, что я - папина дочка. Что же касается характеров: моя ядовитая красная ртуть в жилах маминой стальной воле в дополнение. Каналетто, Бернардо Белотто... Когда не было искусства фотографии, эти полотна давали возможность людям путешествовать, не отрываясь надолго от отечественной действительности. Репортажная живопись - это уже Добро пожаловать в Москву в Третьяковку к Верещагину. Одновременно - путешествие во времени и пространстве. Непременно распечатаю и возьму в дорогу обе присланные Вами статьи. Это лучше в самолёте, чем детектив даже самой пани Иоанны Хмелевской... А Вам в благодарность за свежий коктейль очередной порции нашей переписки... ещё одна моя любимая репродукцияВ Санкт-Петербург на одни сутки. Продолжение

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...