Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Зырянка-Нов. Заворина-Чинеево-Щучье (оз. Щучанское)-Малое Белое-Караси (оз. Карасинское)-Сладкокарасинское-Восход-Сладкое

Идея проекта и путешествия Шкодских Константина. Велоэкспедиция по отрезку старого купеческого (торгового) тракта, который проходил по территории Оренбургской губернии. В настоящее время в некоторых местах это федеральная трасса, и велоклуб эти отрезки будет избегать.

Утро началось с радуги и красного восхода солнца, напоминающего закат.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Место сбора. Утро.

На электричке из Кургана доехали до Зырянки. По времени заняло чуть меньше 1,5 часа.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Судя по информации прошлых лет, начали путь по дорогам Тобольской губернии.

Дорога шла через небольшой участок леса, немного по пескам, через изчезнувшие деревни Тобольской губернии.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Об существовании ранее деревни Медвежье напоминают только старые большие тополя. И озеро.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Сейчас на этом месте находятся постройки для загона скота и столик.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Потом мы проезжали ещё много таких изчезнувших деревень, которые тянулись вдоль Оренбурского купеческого тракта. Их особенность, это то, что на месте деревни, растут заросли крапивы. Это первый признак, по которому можно определить где находились раньше населенные пункты. Сколько каталась по лесам и полям, нигде не встречалась крапива. Следовательно заросли крапивы образуются там, где жили и находились люди: деревни, церкви, лагеря и др.

 

 Чинеево - условная точка центра Курганской области. И на распутье дорог здесь поставлен знак с надписью нуль.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Разрушенная церквушка в Чинеево уже давно заросла деревьями и кустарниками, и с тороги её практически не видно. Только приглядевшись можно увидеть стены разрушенного здания.

Она также вокруг поросла жгучей крапивой.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Современное здание, напоминающее что-то принадлежавшее ранее церкви, отреставрированное в наше время.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

На окраине деревни большое красивое озеро.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Где мы встретили норы больших пауков.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Проехав через деревни мы заметили очень старые избушки.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

В одну из них удалось попасть внутрь. Танюха как искусный взломщик замков вскрыла и этот.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Очень маленькая избушка, состоящая из 1 комнаты и прихожей. Причем прихожая уже более современная, и как видимо, уже достроена после..

Кованые железные гвозди дают нам знать, что это самые старые дома этих мест. На данный момент в них уже никто не живёт.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Крест на выезде из деревни.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Щучье - маленькая деревушка с видом на озеро Щучанское. Дорогу к озеру было решено не искать, а перекусить на возвышенности с каким то зданием.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

С этой возвышенности более отчетлив вид на деревню и озеро. Немного неухоженных стареньких домиков создают впечатление, что эту деревню населяет старое поколение жителей.

Здесь же мы встретились с самкой богомола, которая спокойно ползала по рукам, и её ничуть это не смущало. Видимо у неё свои проблемы и заботы.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Дороги Оренбурского купеческого тракта местами проезжаемые, но уже заметны и изчезнувшие участки дороги, где нам приходилось идти пешком, перешагивая коряги и упавшие деревья, обходить низинные заболоченные участки по лесу.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Но в основном это полевые дороги.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

 

Над деревней Карасино и озером Карасинским начали сгущаться тучки и пошел мелкий дождик. Но не испев одеться от дожня, он сразу же закончился.

На берегу озера возвышается памятник погибшим воинам.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

 

Озеро Карасинское ещё называют проклятым озером. Раньше в нем водилось много рыбы. Но как то один мужик проклял его, воткнув в середину озера осиновый кол. И с тех пор долгое время рыбы там никто и не встречал.

 

Подъезжая к Сладкокарасинскому красуется Спасская единоверческая церковь, также поросшая зарослями крапивы.

Стены уже заметно разрушены. Крепкая кирпичная кладка с худым перекрытием.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Эта церковь стала первым единоверческим храмом на территории огромной Оренбурской губернии, где проживали в те времена 15,5 тыс приверженцев этого "компромисса" между старо- и новообрядческой Церквями. Единоверие официально учредили в 1800 году. На протяжении всего существования здесь, служила династия Инфантьевых. Но службы в этом храме прекратились давным-давно..

В заброшенном здании сельчане поставили скромный деревянный крест и несколько иконок.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Деревня Восход. Памятник.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

 

В с. Сладкое решено было дождаться электрички.

Если ехать из г. Кургана в западном направлении, справа по ходу поезда, можно увидеть небольшой довольно скромный обелиск, он из вагона хорошо виден. На нем нет ни имен, ни фамилий, но местные жители многие десятилетия хранят память о тех незнакомых им людях, в честь которых он был установлен. Это один из немногих в области памятников, уже далекой для нас братоубийственной гражданской

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

Велоэкспедиция по старым дорогам Зауралья. Часть 1.

О том, что происходило на разъезде в те, далекие годы, рассказал для газеты «Советское Зауралье» Лука Михайлович Суханов.

«Сам я из деревни Сухановой, что неподалеку от станции. Было это в престольный праздник Прокопьев день. Шел мне тогда четырнадцатый год. Рано утром услышали мы со стороны станции стрельбу, а вскоре все затихло. И тогда мы с ватагою сверстников побежали на станцию. Нашим глазам представилась жуткая картина. Сладкинские мужчины и женщины ходили возле Гагаркина болота и сносили в одно место трупы. Женщины плакали, крестились. В толпе слышалось: комиссары, большевики. 22 человека пали от рук белобандитов в то ясное, июльское утро.

Кто они? Почему именно на станции Сладкое была устроена кровавая расправа? Никто об этом не знал. И только многое позднее нам рассказали, что со стороны станции Мишкино шел поезд. В его составе были два вагона с арестованными красногвардейцами. Их везли, видимо в курганскую тюрьму. На перегоне Мишкино – Сладкое узники одного вагона, проломав доски пола, стали один за другим выпрыгивать в пролом. Последний арестант выпрыгнул неудачно и, тяжело раненый, закричал. Поезд подходил к станции Сладкое. Охранники, услышав крики, всполошились. Они остановили поезд, вывели всех узников второго вагона, и началась кровавая расправа, но убиты, оказались не все, некоторые красногвардейцы притворились мертвыми и ждали отхода поезда с карателями. Вскоре паровоз свистнул, и поезд тронулся в сторону Кургана. И тогда раненые стали звать на помощь. Но оказалось, что тронулся грузовой поезд, а тот, в котором ехали арестованные, все еще стоял. Крики раненых услышали каратели. На бегу, заряжая винтовки, они бросились к несчастным и стали добивать. Стоны, крики, выстрелы – все слилось в один гул, каратели неистовствовали. Сделав черное дело, они пересчитали убитых. Их оказалось 21. И тогда белые с винтовками наперевес цепью направились в пшеничное поле. Вскоре оттуда загремели выстрелы. Оказалось, в суматохе один красногвардеец убежал, но спасения не нашел.

Вначале всех красногвардейцев похоронили в братской могиле неподалеку от места расстрела, а после установления Советской власти в Зауралье их останки были перенесены в село Сладкое и погребены в братской могиле возле сельсовета. И никто не знает имен 22 красногвардейцев, документы видимо остались у карателей».

А недавно мне встретились воспоминания об этих событиях очевидца, находящегося в то время на другой стороне конфликта. Это воспоминания уроженца села Мыркай Павла Васильевича Яковлева, который был призван по мобилизации в армию Колчака, и был непосредственным очевидцем происходящего в том далеком для нас 1919 году. Я приведу лишь небольшой отрывок из его воспоминаний.

«15 мая 1919 года меня по мобилизации взяли в армию Колчака. И с 16 мая я в Челябинске, служу в качестве писаря в ординарческом эскадроне при штабе Западной армии Колчака.

В июле 1919 года штаб армии, который базировался на поезде, четыре дня стоял на станции Мишкино. Товарный поезд, на котором я ехал, остановился на разъезде Сладкое, что в десяти верстах от станции Мишкино Курганской области. Стояли часа три, а то и больше. За это время на разъезд подошел эшелон, на котором белые везли пленных красноармейцев, и тоже остановился.

И как только он остановился, из самого заднего вагона, вывели партию красноармейцев в количестве 7-и человек, и офицер, указав направление в сторону северо-запада от эшелона, скомандовал: «идите!». И когда пленные отошли метров 15 – 20 от эшелона, по ним раздался оружейный залп. Все они замертво повалились.

После этого вывели другую партию и тоже из семи человек, судьба их оказалась такой же, как и у первой партии. Вывели третью партию, семь человек, и с ними поступили так же. Но, один из красноармейцев не доходя до места расстрела, побежал. Бежал, насколько хватило сил, бежал дальше в степь. Он уже отбежал не менее 100 метров, как полоснули по нему оружейным залпом… Поднялась из под его ног пыль и он как будто подскочил в верх, а затем упал лицом в низ.

Оставив трупы на месте расстрела, эшелон незамедлительно отправился дальше, на восток. Это бесчеловечное событие, которое от начала и до конца происходило на моих глазах, и за которым со страхом наблюдали мои сослуживцы, я никогда не забуду.

Сейчас на месте расстрела стоит скромный обелиск, поставленный в память погибших. На нем нет ни имен, ни фамилий. Будите проезжать через разъезд Сладкое, обратите внимание в сторону северо-запада, обелиск из вагона хорошо виден. Отдайте должное погибшим…».

Жалко погибших красноармейцев, нельзя забывать жертв этой безумной гражданской войны. С другой стороны сегодня мы знаем, что дело большевиков было далеко не такое правое, как нам внушали ранее, а на стороне белых воевали тоже наши соотечественники, не менее красных желавших Родине добра и процветания. Отличия между ними были кардинальными. Колчак хотел восстановить, прерванный большевиками порядок вещей, а затем через Учредительное собрание определить дальнейшую судьбу страны. Ленин жаждал коммунистического эксперимента, и для осуществления этой цели готов был пожертвовать частью населения, несогласного с ним, что в дальнейшем и было реализовано. Ожесточение в этой борьбе достигло небывалого уровня, и по количеству бессудных расстрелов в результате красные далеко обогнали своих оппонентов. К сожалению, сегодня, у нас установлены памятники только одной стороне конфликта. А сколько россиян, оказавшихся в белой армии по своей воле или по воле судьбы, сколько их полегло, и где они похоронены, одному Богу известно. А хотелось бы, чтобы мы помнили и о них, и долг историков восстанавливать имена погибших жертв гражданской войны с обеих сторон конфликта. 

(http://www.kurgangen.org/local-finding/grajdanskaya/Obelisk/)

 

 


Тэги: Россия ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
Irma аватар
Irma (Пнд, 16.09.2013 - 20:41)

мнтересно читать ваши вояжи. молодцы вы. колесите по таким далям, и впедь немало всего видите! грустно по таким разоренным, распадающимся, размыващимся временем местам ездить... и церкви призрачны уже, и памятники боевой славцы тоже...

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...