Велопутешествие по Башкирии. ч.1 "День первый-третий"

Сибай-Мурадымовское ущелье, 17-19 августа 2017 год
День первый. Сибай - водопад Гедельша - озеро Талкас. 17 августа 2017 год.

Из Кургана на машине доехали до Старого Сибая. Взяли с собой велосипеды, чтобы прокатиться по окрестностям Республики Башкоторстан. Маршрут в принципе не длинный, но и не короткий, около 400 километров. Запланировали прокатиться по

небольшому кругу до Мурадымовского ущелья, которое располагается вдоль реки Большой Ик.

Первая ночевка была около Старого Сибая на ручейке. Ночь выдалась теплая. Спать легли сравнительно рано, чтобы хорошо выспаться после поездки на автомобиле в течение всего дня. Как только уснули, сразу же зазвенели колокольчики, как-будто церковные. Но церквей здесь поблизости вроде бы нет. Здесь живут башкиры. А вера у них мусульманская. Но следуют отметить, что не на всей территории Башкирии живут мусульмане. Проезжали и русские деревни.

Звук колокольчиков приближался всё ближе и ближе к нам. По звукам стало ясно, что это возвращается стадо коров домой, на которых звенят бубенцы. А за ними, чуть погодя услышали фырканье лошадей. Звуки постепенно начали уноситься в сторону деревни и мы уснули.

Фото: Место ночевки

Фото: Вечереет

Утром поехали опять в Сибай, чтобы оставить машину на стоянке и спокойно отправиться в путешествие. Дома, интернет поведал нам, что в Сибае 75 платных автостоянок. Адреса почему-то не записали. Уже на месте мобильный интернет не нашел ни одной стоянки. Покружив немного по центру города во дворе приметили стоянку. Припарковали машину, подготовили велосипеды, велорюкзаки и в путь!

Веломаршрут проходил снова через Старый Сибай, где неподалеку мы ночевали. От Сибая до Старого Сибая примерно 6-8 километров. Дороги в Башкирии, которые не основные, покрыты щебнем, иногда встречаются неровности и ямы. Дорога шла то в горку, то с горки, и так бесконечно долго. Не успеешь соскучиться, тем более вокруг такая красота: одна гора сменяется другой. Любуясь красотой природы, мы незаметно проехали около 20 километров и дорога уперлась в базу отдыха.

Фото: Памятник в Старом Сибае

Фото: Мечеть в Старом Сибае

Фото: Перекус

База похоже сохранилась с советских времен. Мы хотели оставить на базе велосипеды и сходить на водопад. Ворота оказались на замке. Заметили звонок и позвонили в него. Подождали некоторое время - никто не пришел. Я решилась пролезть через решетку в воротах и сходить узнать обстановку. Зашла и пошла почему то не в сторону пустых домиков, а вправо по дороге, которая мне почему-то показалось центральный. Но она оказалось обходной. Иду. Людей нет. Показалось, что около домиков кто-то идет. Только успела повернуться, уже никого нет. Потом померещилась собака и тоже пропала. Женщина и собака направлялись ко входу. Звонок видимо всё-таки работает, просто нужно было подольше подождать. Я вернулась ко входу. Когда я подошла к воротам, Денис уже всё разузнал и договорился оставить велосипеды за небольшую сумму.
Женщина пояснила, что основная часть туристов приезжает сюда весной, в мае, когда реки переполнены водой, и  водопад очень красив. Администратор базы провела нас через всю территорию и открыла калитку чтобы выпустить нас на тропу к водопаду. А калитку за нами опять закрыла на замок, сказав, что когда мы вернемся она нас услышит. Я сразу подумала, что как она сможет нас услышать, ведь будет далеко. Так и получилось. Мы вернулись уже через час, она нас ждала примерно через 3 часа.
По тропе от калитки дошли до широкой дороге, которая шлаи вниз и вверх. Мы одновременно решили, что нужно идти вверх. Но к нашему счастью навстречу нам попалась машина и мы решили удостовериться в направлении движения. Оказалось, что идти нужно было вниз по дороге. До водопада идти всего лишь 2 км. Дорога до беседки идёт автомобильная, а потом начинается тропа по камням вверх к водопаду.

Водопад Гадельша уже истончался и представляет собой небольшой ручеек, но всё ещё похож на водопад. Искупаться в нём не удалось, слишком он уж маленький. Немного побыв на водопаде, мы вернулись обратно на базу, а калитка так и закрыта. Стучали, кричали, свистели - всё без толку. Тишина и собака не лает. Уже попробовали по тропе обойти ограждение и подобраться ближе к тому домику, где находится администратор и тут тоже неудача. Тропа закончилась зарослями борщевика. И вдруг всё-таки нас услышала собака и подала голос. И спустя некоторое время пришла женщина и запустила нас. Из базы выпустили нас уже через третьи ворота.

Фото: Скульптура на территории базы отдыха

Фото: Дорога к водопаду

Фото: Жаба

До деревни Абзаково дорога шла по равнине с небольшими подъемами и спусками. А вот после деревни постепенно начали набирать высоту. Сначала набор высоты был незаметен для нас, но через какое-то время уже было тяжело крутить педали. Иногда даже приходилось идти пешком. А подъем всё никак не кончался. Казалось вот-вот сейчас за поворотом уже начнется спуск, но за каждым поворотом новый подъем. В итоге мы поднялись на высоту 870 м над уровнем моря. Своеобразный небольшой перевал, дорога которого ведёт всё по лесу, и не открывается никакого вида на окрестности. На удивление в лесу нет ни комаров ни паутов, а только летающие муравьи, которые облепили меня с ног до головы. Вроде бы и не кусают, но неприятно.

А дальше начался самый приятный момент в горах после затяжного подъема - это длительный спуск. Почти до самого озера Талкас мы катились с горы. Ночевать остановились на озере. Это живописное горное озеро с множеством отдыхающих в палаточном городке. Также здесь есть санаторий и детский лагерь. Въезд в палаточный городок платный , но для велосипедистов оказалось бесплатно. Уже вечерело, солнце потихоньку заползало за горы, находящиеся на противоположном западном берегу. Мы разбили палатку в 30-ти метрах от берега озера и приготовили вкусный ужин. Легли спать.

Фото: деревня Абзаково

Фото: Подъем

Фото: Спустились с этой горы

Фото: Озеро Талкас

День второй. Путь к Мурадымовскому ущелью через леса, где водятся медведи. 18 августа 2017 год.

Спать на озере было не очень, потому что некоторые отдыхающие сильно шумели. Кто-то устроил дискотеку и музыка гремела на все озеро. Потом вроде бы всё стихло, но вставать утром рано не хотелось. Было ощущение того, что недоспали. Позавтракали и искупались в озере. Озеро хоть и горное, но вода в нём тёплая. И вот мы опять в дороге. Ехали мы всё время почти через лес. Я постоянно опасалась медведей и волков. В селе Кананикольском мы поинтересовались по поводу местных мишек. Добрый дяденька нас успокоил. Он сказал, что медведи сейчас питаются ягодами и нас не тронут, но посоветовал нам ночевать рядом с населенным пунктом. Ну все равно мне как-то страшновато и я то и дело прислушивалась ко всем шорохам.

Дорога опять постепенно потянулась вверх, но этот перевал оказался чуть меньше вчерашнего. Всего лишь 700 м над уровнем моря. Спуск более пологий с меньшей потерей высоты. Так мы доехали до посёлка Кананикольское. Этот поселок раскинулся на большой территории на горах. Чтобы попасть с одной улицы на другую приходится сначала спускаться с горы и потом подниматься на другую гору. Так мы по деревне и тащили велосипеды вверх в гору. В деревню Березовка дорога также шла через горы. Уже вечером, 18 километров проехали незаметно, потому что не хотелось ночевать в лесу.

Ночевать остановились на окраине деревни, так как я боюсь медведей. Деревня очень маленькая и тихая, расположена посреди лесов. Сразу за околицей начинается лес. Мобильной связи здесь нет. Пока готовили ужин, на меня напали мошкара, комары и мухи. А Дениса почему-то они не трогали. Я ушла в палатку писать рассказ, пока ничего не забыла. Вот уже зашло солнце и я дописываю последние строки. Стемнело.

Фото: Утро. Озеро Талкас

Фото: Образовавшееся озеро на дороге. Пришлось объезжать.

Фото: Распутье

Фото: Высоченный ядовитый борщевик

Фото: Кананикольский

Фото: Нижняя улица в деревне

Фото: Болотце

Фото: Ночевка на окраине деревни

Фото: Дениса не кусают насекомые

Блоги наших зайчиков-путешественников

День третий. Мурадымовское ущелье. 19 августа 2017 год.

В деревне ночная тишина. Фонари не горят, света в домиках тоже не видно. Так прошла ночь, что даже страшно было нос высунуть из палатки. Казалось, где-то там вдалеке притаился медведь и наблюдает за нами. Даже утром от этой тишины было жутковато. И вот, наконец-то в восьмом часу утра замычали коровы. Как-то поздновато их тут выпускают. А я уже подумала, что и коровы в деревне на огородах пасутся из-за медведей и волков.

Вылезли из палатки и начали готовить завтрак. Вечерние комары, мошки и мелкие мухи снова набросились на нас. Позавтракали, быстро скрутили свой передвижной лагерь и в путь.

От деревни Березовки, где мы и ночевали, но следующей деревни около 12-ти километров. Проехали насквозь тихое пустое село и только лишь на окраине, уже перед выездом, встретили нескольких мужчин. Действительно пустое село. Все видимо по хозяйству занимаются у себя на участках.
Мужчины крикнули нам вслед, что туда, куда мы едем дороги нет, есть лишь направление. А потом добавили, вообще-то с велосипедом пройдем, а если не пройдем, так протащим...
Начало дороги ничего плохого не предвещало. Конечно, дорога была не такая широкая, как мы ехали прежде, но на дорогу всё-таки похожа. Дорога петляла через лес то в горку, то с неё. Постепенно начала появляться влажность, а потом лужи. Сначала мы их спокойно объезжали. Вскоре луж стало всё больше и больше, потом превратившись в глубокие колеи, заполненные водой. Пришлось спешиться и обойти грязь, лужи и колеи. На окраинах дороги заметны рытвины - большие ямы, вырытые экскаватором. Эти углубления местами заполнены водой. По всей видимости, потихоньку отсыпают дорогу, но работы ведутся очень медленным темпом. Около километра, а может быть и дольше, шли пешком. Успели по уши вывозиться в грязи. Далее дорога постепенно приняла вполне проезжаемый сухой вид.

Блоги наших зайчиков-путешественников
Фото: Завтрак. Молочная каша с яблоками.

Фото: Начало пути

Фото: Во всю цветут цветы

Фото: Не дорога - всего лишь направление.

Фото: Будут отсыпать дорогу

С горки и в горку, и вот перед нами, на пригорке, виднеется деревня с интересным названием - Побоище. Мы пересекли ее от начала до конца, пополнили запасы воды.
Здесь началась уже хорошая дорога, не асфальт конечно, но ехать можно и совсем почти не трясет. Говорят, что в Побоище даже ходят маршрутки, но автобусных остановок я не приметила, да и ни одной маршрутки по пути нам не встретилось.
Также пересекли следующую деревню - Щербаки. Это даже не деревня, а хутор. Что больше всего впечатляет, так это то, что люди живут в такой глуши без всяких привычных нам городских благ. И домики здесь все совсем уже старенькие, многие из которых уже не жилые. Дома пустеют, но деревни всё же остаются живы. Это забытые государством башкирские уголочки мира. Здесь даже названия деревень и хуторов делают сами жители. Такое умозаключение сформировалось потому, что таблички с названиями перед деревнями совсем не соответствуют обычным стандартам. Название написано просто на синем фоне, более крупным шрифтом, чем обычно пишут, и на обычных деревянных, вбитых в землю столбиках.

Фото: Побоище

Фото: Петляющая дорога

Фото: Шоколадные смайлы

Фото: Перекус

Потом, незаметно как, мы набрали высоту около 580 метров над уровнем моря. Но виды на окресности и горные просторы нам опять не открылись, так как вершина горы покрыта лесом. Из деревьев здесь наблюдаются в основном широколиственные: дуб, ясень, клён. Наверное осенью в Башкирии очень красиво.
Потом был продолжительный спуск, который нас привел к роднику с горной чистой и холодной водичкой. Потом показались и две деревни, расположенные друг за другом в предущелье и являются началом самого Мурадымовского ущелья. Одна из деревень так и называется - Мурадым.
Вот она красота! Когда едешь, а слева и справа от тебя горы. Да ещё горы с разным растительным покровом. Одни покрыты лесом, другие - лугами, а третьи воплотили в себе сочетание тех и других.

Фото: Родник

Фото: В Мурадыме

Вход в ущелье платный - 90 руб. с человека в сутки. Автомобили не пропускают вообще. Работает дежурная машина, которая за определенную плату возит людей и их вещи к месту отдыха. Нас с велосипедами пропустили, как пеших. Располагаться можно у любой свободной беседки. Само ущелье не длинное, около трех километров. Ближе ко входу все беседки были заняты. Предстояло перейти реку Ик вброд. Река протекает вдоль ущелья, но немного петляет от одной горы к противоположной. Чем дальше в ущелье, тем более глубокие броды. Поэтому по всей длине ущелья четыре брода. После первого брода увидели свободный столик со скамейками и расположились около него. Разбили палатку, пообедали и поехали прокатиться на велосипедах на разведку, посмотреть и узнать, что интересного есть на территории ущелья.
Люди толпами бродят вдоль ущелья и постоянно переходят броды. Вода в реке не сильно холодная, но и не совсем теплая. Краем уха слышала разговор прохожих, что немеют ноги от холода.
Мы сюда попали как раз на время выходных, поэтому активность туристов велика.

В конце ущелья есть подъем на гору, в которой расположены Голубиный грот и Старомурадымовская пещера. Где-то в цетре ущелья - поворот на Новомурадымовскую пещеру и смотровую площадку, где открывается вид на близлежащие окрестности. Около самого въезда, где автопарковка, есть тропа на горное плато, с которого также открывается вид на ущелье сверху.

Фото: Первый брод

Фото: Третий брод

Фото: На вершине Голубинный грот

Фото: Найдите каменную женщину

Уже вечером я отправилась на смотровую площадку. Взяла с собой бутылочку воды и фотоаппарат. Это всё, что мне было необходимо на данный момент. Дорога идет вверх по расщелине между двух скал. Поворот на нее сразу за деревянным мостиком через Ик. По камням, как по ступенькам, быстро поднялась вверх. Если посмотреть вверх, то можно увидеть макушки гор, а деревья почти свисают вниз. Дорога под углом в 90 градусов поворачивает вправо в лес. Сначала идет подъем, потом небольшой спуск, потом опять вверх через тропу, проложенную в зарослях кустарников шиповника и вишни, и вот я на пике горы. Передо мной открылся замечательный вид на окрестности. Куда не посмотри - кругом горы. Поворачивайся на 360 градусов вокруг себя - везде открытое пространство. Стою на макушке вселенной. Дороги превратились в крошечные полосочки, река в широкую вьющуюся ленту, а вокруг высокие скалы. Я влюбилась в это место. Мне не хотелось уходить. Кстати, только здесь на вершине есть сеть МТС. В ущелье связи нет. Представила себе, как красиво здесь на рассвете... А может быть сбегать с утра?