Велопутешествие по Башкирии. ч.3. День пятый-седьмой.

Мурадым-Сибай, 21-23 августа 2017 года
День пятый. Перевалы. Короткий путь — самый сложный путь. 21 августа 2017 год.

Эта ночь была прохладнее, чем прежние, но спалось хорошо. Утром даже не охота было просыпаться, но нужно. Перевалы уже нас заждались. Самый короткий путь от Мурадыма до Зилаира — это дорога напрямую по нефтепроводу, через сеть горных перевалов. Вдоль нефтепровода мало кто ездит вообще.
Сразу за деревней Мурадым дорога уходит влево на перевал. Начало дороги было видно ещё вчера со скалы, где находится смотровая площадка. Но это только начало и мы не представляли, что нас ждет впереди… Да это и к лучшему, меньше знаешь — крепче спишь.

Перешли очередной небольшой брод через реку Ик и направились на нашу короткую дорогу. Хорошо, что велосипеды в каком-то роде являются внедорожниками. Можно спешиться и пройти любые препятствия. Один перевал сменяется другим. Сначала перевалы были более пологие, а потом начались и высокие. От одной почти пересохшей речке к другой поднимается перевал за перевалом. Дорога в гору и с горы. Я сбилась со счету, сколько раз мы поднимались и спускались. Некоторые спуски были такие крутые, что приходилось спешиваться и идти вниз, нажимая на тормоза. Даже иногда тормоза держат не очень хорошо и можно кубарем улететь вниз.

И вот вроде бы большие подъемы закончились, но дороги равнинными не стали. Вскарабкались на очередной горный хребет и поехали вдоль него. Проехали по перевалам лишь половина нашего пути на сегодня, а силы уже все исчерпались. Остановились, пообедали, отдохнули и поехали дальше. На всем пути вдоль этого нефтепровода встретилась лишь одна машина, и та джип. Вскоре начали появляться лошадиные следы. Стало ясно, что мы приближаемся к населенному пункту. Сразу за бугром перед нами появился первый домик деревни Чуюнчи Чупаново. Эта деревня находится на высоте 570 метров над уровнем моря. Ни озера ни водоема рядом я не приметила.

Отсюда более менее началась опять «цивилизация». Хоть какие-то движения и дорога стала хорошей. До этого момента, такую дорогу я бы не назвала хорошей. Это обычная широкая каменистая дорога. Она ведет к Зилаиру — крупному районному центру.

Проехали две русские деревни — Степанова и Дмитриевка. От Дмитриевки усилилось автомобильное движение. Мы оказались с ног до головы в пыли. Автомобили не притормаживая проносились мимо нас на большой скорости. Нас накрывало облаком пыли. Чем дольше нет дождя, тем пыльнее местные дороги. Дышать было нечем.

Небольшие подъемы сменялись такими же небольшими спусками. Но сил уже было мало и часто на подъемах приходилось спешиваться. Так не спеша, притормаживая в пыльных облаках, мы доехали до кольцевой дороги, где начинается асфальт. Сразу за кольцом — районный центр Зилаир. По центру кольца находится небольшая стела с надписью «Зилаир», а около неё сооружена экспозиция из дерева «Медведи на бревне и большая птица». Рядом камень «Преображенский медиплавильный завод». Завод пострен крепостными крестьянами Симбирской губнрнии. Всего было выплавлено 1 млн. кубов меди.
Само село Зилаир находится на возвышенности. Еще издалека виднелась церквушка. На улицах села расположены стенды с красивыми картинками, на которых изображены различные животные, которые проживают в данной местности — это медведи, лисы, глухари и др.

Ночевать остановились за Зилаиром, на берегу реки Зилаир. Рядом находится небольшой сосновый лес. На противоположном берегу реки красуются небольшие горы, а по берегам, в воде, цветут розовые мелкие цветы, похожие на кувшинки, но намного мельче их.

День шестой. Эх, дороги, пыль до горы. Броды. 22 августа 2017 год.

Ночь была тихая и теплая, а вот уже под утро стало холодновато, наверное потому, что ночевали близко к реке. Уже часов в 6 утра я выспалась и вылезла из палатки. Прогулялась по бору. Река покрылась сплошным туманом, а вдалеке за мостом, по которой проходит трасса на Сибай, розовело небо за лесом. Пока гуляла вдоль реки росой намочила обувь. Пришлось надеть шерстяные носки, чтобы не замерзнуть.
Позавтракали и поднялись в гору, на которой раскинулось село Зилаир.
Палатка осталась сырой от росы. Сушить ее было некогда.

Возле магазина местные мужчины поинтересовались откуда и куда мы направляемся. Почему-то попытались нас отговорить и сбить с запланированного маршрута и ехать по трассе до Сибая. Наверное думали, что нам нужно быстрее попасть в Сибай, но они ошибались, нам нужен был сам процесс и желательно не по трассе. И хорошо сделали, что не послушали их и поехали по длинному запланированному маршруту. Мы встретили много красивых мест и только ради них стоило поехать. А по трассе что? Шум, автомобили на скорости, большие фуры и никакой красоты.

Дорога по которой мы поехали проходила через череду деревень. Сначала нас не впечатлило по ней ехать. Дорога оказалась такой, какую описали зилаирцы: высокий и продолжительный подъем в гору и пылище. От проезжавших мимо машин с ног до головы покрывались пылью. Проезжало много грузовых машин, которые пылят намного больше, чем обычные. Чтобы не дышать пылью мы закутали лицо в банданы.

У нас оказались лишь одна бандана у Дениса. Пришлось ее разрезать на 2 части. Ехать стало гораздо уютнее. Пыль не стала попадать нам в легкие. Чем дальше удалялись от Зилаира, тем машин становилось меньше. Но подъемы не прекращались, иногда лишь сопровождались непродолжительными спусками к рекам и ручьям. Через все ручьи проложены мосты. После деревни Ямогужино пыльная дорога закончилась и мы поехали через лес. Большой подъем в гору, а потом очень длинный спуск по лесу. Лесная дорога не пыльная и мало накатанная. Видно, что ездят здесь не многие. Спустившись, стало ясно почему. Здесь протекают две реки: Горный Зилаир и Сакмара. Это как раз место слияния двух этих рек. Говорят, что там, где Зилаир еще не слился с Сакмарой, спускаются медведи на водопой.
Через эти реки мостов нет. Дно рек каменистое. Нам предстояло перейти реки вброд, но перед этим мы решили остановиться на обед.

На противоположном берегу, чуть вдали, виднелись машины и отдыхающие люди на берегу. Пока мы готовили обед, с того берега, перейдя два брода, к нам пришли два молодых человека Леонид и Глеб. Они тоже велосипедисты, но в данный момент, как они сами выразились, проводят выходные «без велосипеда». Отдыхать на машинах на живописный берег реки Сакмара они приехали из Сибая.

После того, как мы пообедали Глеб помог мне перенести велорюкзак через брод. Глубина брода чуть выше колена. Дно каменистое. Ступать босыми ногами нужно осторожно, можно соскользнуть или уколоться острым камнем.
Чтобы попасть в нужную нам деревню, через которую проложен наш маршрут, нужно было перейти еще 2 брода этой же реки. На втором броде я решила искупаться. Погода жаркая, да и пыль после пыльных дорог нужно с себя смыть. Если бы не обеденное время, то можно было остановиться в этом месте ночевать, но солнце ещё высоко, нужно ехать.

Преодолев все три брода, нам предстоял подъем в гору. На подъеме я заметила, что мой велосипед мотает из стороны в сторону. Остановилась и увидела, что переднее колесо чуть приспущено. Я тут же вспомнила, что Леонид только что спрашивал, не протыкаются ли колеса. Видимо сглазил, ведь до этого ни одного прокола не было.
Искать в чем причина приспущенного колеса не стала, просто заменили камеру на новую, перед этим проверив покрышку, не осталось ли там чего-нибудь острого.

Блоги наших зайчиков-путешественников

Проехали еще несколько деревень. Странно, что все они без названий. Постепенно горы, покрытые лесами, сменились степной растительностью. Заметили вертикально стоящие камни, воткнутые в землю под определенным углом и огороженные забором. Такие камни, но без забора, мы встречали на Алтае. Они означали «иглоукалывания Земли». Это точки, помогающие Земле дышать, наполняться жизнью. Что означают здесь такие камни? Может быть, также «иглоукалывания», а может быть и нет…

Проезжая очередную деревню, совершенно случайно увидели вдали небольшую башенку и озеро. Это оказалось Бузавлыкское водохранилище. На берегу его мы и решили переночевать. Местные сюда приезжают купаться и отдыхать. До заката еще долго и мы успели высушить палатку, поужинать и искупаться.

День седьмой. Изнуряющая степь. 23 августа 2017 год.

Утро началось, как и полагается с рассвета. По моим расчетам, солнце должно было появиться, напротив нашего берега, где находилась палатка. На самом деле зарево оказалось намного левее, как раз за деревьями, которые растут вдоль берега водохранилища. Чтобы увидеть утреннее солнце, пришлось немного обойти водоём. Рассвет был красивым. Отблески розового неба отражались в воде и вода приобрела багровый насыщенный цвет. Вдали за небольшими горами показалось и само солнышко. Большой оранжевый диск оказался передо мной, а солнечная дорожка расплылась длинной линией по поверхности воды.

Наш путь начался с пятикилометровой асфальтированной дороги. После чего мы свернули на грунтовую пыльную дорогу. Начались степи. В итоге за всю поездку получился очень своеобразный маршрут: и горы, и леса и степи. Куда ни взгляни, везде обзор на десятки километров. Несмотря на степи, возвышенности и спуски остались. Впереди нас виднелись небольшие степные горы. Из-за этих самых гор и выкатилось утреннее солнышко.

Проехали несколько небольших речек и деревень. Около деревни Султантимирово, которая находится прямо под горой остановился автомобиль, из которого вышел мужчина и поинтересовался нашим маршрутом. Рассказал нам про прямой путь до следующей деревни. Нужно было лишь перебраться через гору, а там уже деревня Мурзино. Этот же мужчина передал привет Кургану от «Монголии». По его словам Монголия — это неформальное название этой деревни.

Действительно, местность очень похожа на Монголию. Еще до этого момента, эти степи мне напомнили Чуйскую степь на Алтае, которая находится как раз на границе с Монголией и местность там почти одинаковая. Здесь только горы поменьше будут.

Преодолели перевал и перед нами открылся вид на огромные степные просторы. Ни одного деревца вокруг. Километров пять проехали вдоль холмистого хребта и внизу показалась деревня. В колонке пополнили запасы воды. От деревни идет пыльная, уже привычная нам дорога к «шоссе» желтого цвета. Около поселка Первомайский ведется строительство крупного моста через реку.

Уже к 11-ти часам солнце начало изнурительно палить, а вокруг ни кустика, чтобы спрятаться в тень. Еще и немного уехали не в ту сторону. Углубились в бескрайние поля. У тракториста в поле уточнили дорогу. Чтоб вернуться в нужное направление нам пришлось пройти по полю пешком. Все поля покрыты степными колючками. Шли осторожно, чтобы не проколоть колеса. Вышли на нужную нам дорогу. Стало невыносимо жарко. Время подходило к обеду. Начали появляться небольшие клочки леса. Мы свернули в один из них пообедать. Только прошли немного по траве, как клещ пополз по ноге. Но меня места обеда не стали, ведь оно в теньке и можно хоть немного отдохнуть от палящего солнца. Садиться в траву не осмеливалась.  Еще пару раз клещи совершали свои атаки, но каждый раз они были замечены и сожжены.

Под лучами палящего солнца доехали до деревни Ясангино, от которой оставалось около 10-ти километров до Зилаирского совхоза, после которого должен был начаться асфальт. Сначала степная дорога шла вверх под небольшим углом, а потом с горы вниз до совхоза. Я обрадовалась дороге с горы, думала, что хоть ветер охладит нас. Но не тут-то было. Ветер был, но он оказался таким жгучим и горячим, что ошпаривал, как огнём. Водоемов и рек поблизости нет. Измученные жарой, мы заехали в первую попавшуюся тень от здания магазина. Немного спаслись от жары и отдохнули, но ехать до Сибая ещё 50 километров по асфальту и по жгучей солнцем степи.
Стали думать, как избежать этой дороги. Было 2 варианта: вызвать грузовую газель или уехать на автобусе, оставив где-нибудь велосипеды. Местный житель Ришат предложил, чтобы мы оставили велосипеды на территории придорожного кафе у его знакомых. На попутке доехали до Сибая, забрали машину со стоянки и вернулись за велосипедами. Велосипедное недельное путешествие по Башкирии на этом закончилось.