Велопутешествие по Таганаю (с Курганским велоклубом)

Магнитка-Таганай, 6-9 мая 2017 год
Уважаемые читатели!!! Если фотографии открываются кусками, то нажмите на клавиатуре кнопку верхнего ряда F5

Приехали к пункту назначения, на водохранилище в Магнитке (магнитский пруд на р.Юважелга), утром. На улице чувствовалась прохлада. Собрали велосипеды, вещи и пошли искать поляну для нашего лагеря. Ближе к дороге (в месте высадки) наблюдались хвойные деревья. А чуть дальше и на противоположном берегу виднелись березовые леса. Поляну выбрали на берегу озера, на выступающем мысе. Мы с Лидой, раскинули палатку, укутались в спальники с головой и уснули. Проснулись от разговоров о том, что мы переезжаем. Сначала думали, что пошутили. Но когда высунули голову из палатки, оказалось, что и правда все переехали на другую поляну за бугор. Объяснили переселение наличием большого ветра. Ну что ж делать... пошли переезжать на поляну за бугор. Там оказалось больше травы и берез. Поэтому сразу же кто-то подцепил клеща.

Фото: Утро на Магнитском пруду

Фото: Место высадки из автобуса

Фото: Второе место лагеря

Фото: Наша палатка

Пообедав походной каши, мы отправились на велопрогулку по окрестностям Магнитки. Дороги здесь в основном грунтовые с вкраплением камней. В общем, как стиральная доска, когда едешь. Но местами она даже очень ничего, ровная и накатистая. Да и в дождик не сильно грязно на такой дороге, конечно не асфальт, но и не наши Курганские грязи на грунтовых дорогах.
Природа еще не проснулась. Только начали набухать почки на деревьях. Ивы лишь распушили свои вербочки, которые уже покрылись желтой пыльцой. "Подснежников", которые называются на самом деле Прострелами не видать. Лишь первоцветы-колокольчики кучкуются по обочинам. Иногда встречаются и одиноко стоящие колокольчики.

Фото: Приготовление обеда

Фото: Обед готов

Фото: Выезд

Фото: Магнитка

Фото: Около Магнитки

Фото: Промышленная зона

Фото: Около промышленной зоны

Блоги наших зайчиков-путешественников
Фото: Злые дяденьки, которые попросили нас остановиться где-нибудь в дркгом месте

Фото: Кучка колокольчиков

Вот и добрались до реки Изранда. Название реки очень интересное. Когда-то эта река промыла глубокий каньон на горе Карандаш и обнажила скальную породу с черным "мертвым"камнем. В итоге этот камень прозвали израндит.

Израндит - камень темный, почти черный, плотный, тяжелый. Старый. Из мест далеких и далеких времен. И немалых глубин. Потому как породой он ближе к земной мантии, а не земной коре. В нем, пришельце мертвой планеты, - никакой органики. Уж если кто одинок на этой земле, то израндит. А израндитам, как определили ученые, 4,2 миллиарда лет. Рядом с этой цифрой напрашивается стать другая - возраст планеты Земля 4,5 - 5 миллиардов лет. На Урале (и не только здесь) нет породы старше израндита, которому "посчастливилось" жить так долго - от архея, времени рождения планеты и до наших времен. (с) http://www.chelpress.ru/newspapers/chelrab/archive/17-10-2001/3/A124417.DOC.shtml

Река сама по себе тоже очень интересная. Часть реки представляет собой особый интерес. Крутые обрывистые берега, березовый лес привлекают к себе туристов. Около дороги можно спустить вниз к реке. А справа и слева можно пройтись вдоль обрывистых берегов. Чем дальше шли, тем берега становились круче и круче. Видно, что берега постоянно обваливаются. Деревья падают вниз, а иногда не долетев, свисают на берегах. Животные тоже страдают от таких высоких обрывов: падают и разбивается. Сами видели их тела... Чуть дальше река приобретает более менее равнинный характер, и все упавшие деревья несет туда.
Длина реки всего 23 км. Устье реки находится в 29 км по правому берегу реки Куса.

Фото: Около реки

Фото: По лесу, вдоль берега

Фото: Высокие берега

Фото: Бурелом на равнинной части реки

Фото: Спустились к реке

Дальше направились через поселок Александровка к старому карьеру "Радостный". Карьер находится в 5 км от поселка. Сам поселок видно, что уже старый. Старые покосившиеся дома, многие из которых уже заброшены и там никто давно не живет. От поселка до карьера дорога шла в горку. Кто-то заехал, кто-то шел пешком. Дорога шла по Аршинскому государственному природному заказнику. На территории Аршинского заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания Аршинского заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Карьеры как раз находятся на территории заказника. Почему-то бабушка в с.Александровка сказала, что всё закрыто и мы туда не проедем. Может она имела ввиду что-то другое?
Взобравшись на гору, свернули налево. Дорога пошла вниз.

В карьерах месторождения Радостного вскрыт уникальный разрез архейского геологического комплекса (тараташского), который имеет непреходящее значение для познания древнейшей истории планеты Земля. Весьма желательно не производить рекультивационных работ на карьерах, а также сохранить крупноглыбовые отвалы (не изводить их на щебень). Прекрасная вскрытость тел горных пород позволяет решать многие генетические вопросы петрологии, обучать студентов петрографии. (с) http://toposural.ru/zakazniki/zakaznikarchinskiy.html

На территории заказника также находится гора Карандаш, про которую я писала выше.

Карьер по своим размерам выглядит громадным, на данный момент он недействующий. На дне его расположено красивое озеро, окруженное горами и лесами. Месторождение добываемых здесь железистых кварцев было открыто еще в 1817 году. Добытые полезные ископаемые отправлялись на близлижайшие металлургические заводы, в первую очередь в Магнитку. Рядом с карьером находилась погрузочная площадка и железнодорожные пути до Магнитки. Кроме того, на промышленной площадке располагались различные производственные помещения, в том числе электростанция. Это месторождение находится на южном склоне горы Радошная, высота которой составляет 625 метров. Размер карьера составляет 2000х500 метров. В процессе выработки полезных ископаемых предполагаемые их запасы не подтвердились, в результате чего в 1990-х годах карьер был заполнен водой. Туристы, оказавшиеся на этом карьере, на склонах озера могут найти образцы различных минералов. В 2004 году этот карьер привлек к себе внимание общественности. Это было связано с принятым решением о создании на нем полигона по утилизации зарядов ракетных двигателей. Однако к концу года специалисты управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области доказали, что создание полигона отрицательно скажется на окружающей среде. В первую очередь возможные взрывы могли неблагоприятно повлиять на гидрогеологию находящегося рядом природного заповедника «Таганай», который имеет много подземных источников. (с) http://greenexp.ru/places/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80_%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Здесь находятся интересные камни с различными рисунками. Они буквально навалены друг на друга большой горой. Чем то напоминают курумы - каменные реки. Но тут всем известно, что это не они. Это всё создано человеком и осталось от его бурной деятельности. Полазили немного по камням, пофотографировали всё на память и спустились к нижнему водоёму. Там пообедали и вернулись в лагерь.

Фото: Дорога

Фото: Карьер

Фото: Верхний карьер

Фото: Дорога обратно

На утро погода решила нас не радовать. С утра еще где-то было солнышко, а потом вовсе спряталось за тучки. Начался дождь. Прогноз обещал до 14:00 дождик. Так и было. Дождь не прекращался. Было мокро и холодно. Мы грелись у костра, пили чай и занимались заготовкой дров. Все в дождевиках, в капюшонах. Все занимались какими-то своими делами, а кто-то просто спал. Вот появились и первые "подснежники". Маленькие, пушистые и всё в мелких мелких капельках дождя.
И вот ближе к 14:00 выглянуло солнышко. Водоем засверкал солнцем, оголились горы Таганая, на которых стал заметен снег. Яркий контраст синих дождевых туч и голубого неба красовался на прудом. Вода приобрела молочно-грязный цвет. А между этим ветер то и дело гнал облака и тучи по небу. Картинка менялась буквально за секунды. То ясное синее небо, то угрюмые дождевые тучи. Мы начали собираться на прогулку. Было принято решение покататься по окресностям, недалеко от Магнитки.

Фото: Первые подснежники

Фото: Готовим завтрак

Фото: В непогоду

Блоги наших зайчиков-путешественников
Фото: Спрятались от дождя в походной бане

Фото: В дождевиках

Фото: По дрова...

Фото: Небо хмурится

Фото: Самая работящяя

Фото: Молочные берега после дождя

Фото: Палатки наши и соседей

Блоги наших зайчиков-путешественников

Ахматовская минеральная копь находится в 3 км к юго-юго-западу от поселка Магнитка на Южном Урале на гребне небольшого плоского увала на территории национального парка Таганай. Копь известна с 1811 года. Свое название получила по имени управителей Кусинского завода Ахматовых. Две большие выработки, вытянутые в широтном направлении, соединяются серией мелких шурфов, каждый из которых удивительно совеобразен по своим минералогическим проявлениям. Здесь встречаются и голубой мрамор, и медово-желтый гранат, и серпентин с шелковистым блеском. Наиболее богата минералами самая большая, восточная выработка копи. Академиком Н. И. Кокшаровым открыто более 30 минералов этой копи, а в минералогических коллекциях музеев России (Горный институт, Московский Университет, Петербургский технологический институт и т. д.) и за рубежом хранится более 800 образцов минералов из Ахматовской копи. Добыча минералов из этой копи производилась на протяжении всего 19 века. С 1981 г. копь имеет статус геологического памятника природы, и добыча минералов в ней запрещена. В настоящее время Ахматовская копь является музеем под открытым небом. (с) http://pochel.ru/c/181-ahmatovskaya-kop/

Тут мы нашли много разных камней, имеющих различное происхождение. В основном искалы гранаты. О гранатах ходят мистические слухи. К примеру, редкий богемский гранат, импортировавшийся в Киевскую Русь, считался застывшими каплями воды, которые постепенно окрашивались под землей парами крови. Современное название гранату присвоили за его сходство с ярко-красными косточками граната — одноименного фруктового дерева.

Фото: Магнитка

Фото: Промышленная зона Магнитки

Фото: Вкрапления граната

Погода продолжала бушевать. И на нас обрушивался то снег, то дождь, то сильный ветер. Потом вроде бы опять выходило солнце, становилось теплее, но это ненадолго. Потом снова дождь со снегом обрушивался на нас. Снег был своеобразным, какими-то кусками хлопьев, похожими на пенопласт. А у нас на сегодня было запланировано посещение еще одной местной достопримечательности - Кусинского рудника "Магнитка". Сейчас от шахт остались лишь большие огромные обвалы. По сравнению с ними, чувствушь себя крупинкой в этом огромном мире. Видны глубокие трещины, входы в шахты, но они засыпаны.

В 1754 году у горы Моховой братья Мосоловы приобрели у башкир за 50 рублей «Кусинское место», богатое рудами. После подавления Пугачевского бунта сюда переселили из Златоуста 50 крепостных крестьян. Новый владелец московский купец И. Лугинин основал здесь Кусинский завод. Его первая продукция – железные скобы, гвозди, топоры… Только спустя 8 лет началась выплавка чугуна из местных руд и выпуск чугунных отливок. В «Горном журнале» за 1877 год названа деревня Александровка. Несколько изб здесь было построено еще в середине XVIII века. На верхнем бревне сруба одного из домов выдолблена надпись «1775». Первые жители села – ссыльные из центра России. Они строили Кусинский завод, рубили лес, жгли уголь, копали руду. И сейчас можно найти в тех местах старые, заросшие лесом, горные разработки. В 1827 году Василий Турукин открыл Ахтенское месторождение бурых железняков. Так как руда залегала близко от поверхности, добычу ее вели с помощью кирки и лопаты, без применения взрывчатки, глубина карьера доходила лишь до уровня грунтовых вод. Руда шла на Кусинский завод. Рудник работал с перерывами, рудокопы терпели большую нужду. А в 90-е годы XIX века начался промышленный подъем. Металлургические заводы работали на древесном угле. Для него требовалось большое количество дров. Лесорубы Златоуста шли по восточному склону Таганайский гор, кусинские – по западному. Встречались на горе Юрма, где и работали печи, снабжающие углем Златоустовский и Кусинский заводы. На горе Юрма берет свое начало река Куса. Справа впадают в нее притоки Изранда, Юважелга, Навыш. На берегу Изранды и находится деревня Александровка. А слева впадают в нее еще три притока: Первая Шумга, Вторая Шумга, Третья Шумга. Здесь и обосновались лесорубы. Строили печи на хуторе Ковалева. Древесина доставлялась от Юрмы сплавом по реке Кусе, а уголь везли на лошадях через Назменскую гору в Златоуст. В годы Советской власти уголь заменил привозной кузнецкий кокс. Затем печи постепенно закрылись. Кусинское месторождение титано-магнетитов (Кусинские магнитки) было открыто в 1801 году, но оно не разрабатывалось из-за тугоплавкости руд. Лишь с 1928 года началось систематическое его изучение и детальная разведка, в связи с началом разработки магнитного месторождения титано-магнетита, появился рудник «Магнитка». Сплавы с титаном применялись для изготовления деталей реактивных двигателей скоростных самолетов, подводных лодок. Титан нашел применение в производстве красок и титановых белил. Начиная с 1930 года, на Магнитке велась добыча руды. Руду в начале добывают с поверхности земли с помощью кувалды. Большие её куски везут на лошадях до станции Златоуст и Кусинский завод. Многочисленные обозы круглогодично везли руду с Магнитки. В 1931 был построен посёлок и железная дорога Титан-Ай. Чуть позже построена дорога Магнитка – Куса. С началом проходки штолен были привлечены к работе и спецпереселенцы — люди, ограниченные в своих гражданских правах и в принудительном порядке выселенные с места постоянного проживания в специально отведенные поселения (спецпоселки, трудпоселки), находящиеся под гласным контролем органов внутренних дел. Снабжение продуктами для них велось плохо. Среди спецпереселенцев вследствие резкого истощения был высок уровень смертности. Не выдерживая таких условий жизни, многие спецпереселенцы целями семьями пытались бежать на прежнее место жительства. Для разработки рудника не хватало ни людей, ни животных. Из штолен руду вывозили на лошадях. Многие лошади находились всю смену под землей. От чего слепли. Освещение в штольне было свечное или в лучшем случае карбидный фонарь, а иногда полная темнота. Лошадьми по рельсам возили до 5 вагонеток с рудой. Вес каждой вагонетки около двух тонн. Если вагонетка сходила с рельс, её при помощи ваги и чурок возвращали на место ценой больших усилий. При этом лошадь в лучшем случае травмировалась. В штольню коногон с лошадью заходил не менее 10-15 раз за смену. В те годы в конюшнях посёлка, по свидетельству местных жителей, было до 80 лошадей. После Великой Отечественной войны на рудник было проведено электричество, и подъём руды стал осуществляться автоматически. Рудник работал, углубляясь всё ниже и ниже, тело залежи оказалась крутопадающим до 83 градусов как выяснилось в результате разработки месторождения. К середине семидесятых годов ХХ века рентабельность добычи руды резко сократилась. Рудник работал до 1972-1973 годов. В один момент рудоуправлением было принято решение отработать оставшиеся цели «новаторским» способом — «схлопнуть» залежь с помощью многотонного взрыва, а руду добывать открытым способом в карьере. После взрыва две горы разломились подобно буханке хлеба. Карьера не получилось и добычу свернули. Кстати, если спуститься в рудник, то можно увидеть и подземную его часть, сохранившуюся со времен выработки. Подобно айсбергу подземная часть более грандиозная и таинственная. По некоторым данным, достигает глубины 500 метров. Попасть в подземную часть разломившегося рудника можно только с риском, имея соответствующее альпинистское снаряжение и определенную подготовку. Как правило, в недра развалин спускаются лишь подготовленные альпинисты. (с) http://aperiodika.ru/page/magnitskie-razlomy

Фото: Вход в шахту

Фото: Обвалы издалека

Фото: Вот такие мы маленькие

Фото: Задумчивый дед

К вечеру погода улыбнулась нам. Небо стало чистое и ясное. Потеплело. Озеро опять блеснуло всеми цветыми радуги. А на закате, лучи солнца красиво падали на горы Таганая, освещая их своим светом. А ночью было так светло, что казалось, что и не ночь совсем. Небо было чистое, а луна освещала ярко.

Фото6 Вечереет

Фото: Луна

На следующий день нужно было проснуться пораньше, чтобы успеть добраться до Таганая и успеть вернуться обратно по светлу. Как обычно, позавтракали походной кашей, и двинулись в путь. Нас с Таганаем разделял всего лишь один перевал, на вершине которого находится Черная скала. "Черная скала" - одно из самых популярных мест на Таганае. Скала входит в состав Назминского хребта. ысота наивысшей точки Чёрной скалы 853 метров, а весь скалистый гребень тянется на 200 метров в направлении с севера на юг.

На первый взгляд вызывает недоумение название: Чёрная скала. Скала кажется наоборот светлой, т.к сложена из слюдистых сланцев, но если присмотреться, то можно увидеть жилы черного цвета, это черные амфиболиты. Вод благодаря им и назван гребень чёрным.
Восточный склон скал круто обрывается вниз и труднодоступен, а западный склон пологий (высота 775 метров), по нему и проложена оборудованная туристическая тропа длиной 800 метров. В конце находится оборудованные места для отдыха, информационный стенд, смотровая площадка и лестница на гребень скалы. (с) http://www.kp74.ru/chernaya-skala-taganaj.html

С вершины Черной Скалы открывается широкая панорама всего западного склона хребта Большой Таганай: Двуглавая сопка (1041 м), Откликной гребень (1155 м), гора Круглица (1178 м).

Припарковали наши велосипеды у начала тропы на скалы, перекусили и пошли на смотровую площадку. До скал всего лишь 600 м. Западный склон всё еще в снегу, особенно та часть, которая находится в тени и куда мало попадают солнечные лучи. Совсем не так давно и у нас сошел снег, но уже успели соскучиться по нему. Обрадовались, пофотографировались и пошли на вершину. забрались и на самую высокую вершину скал. Нужно было карабкаться вверх по камнят. Подниматься вверх было не сложно, а вот спускаться гораздо сложнее. То и дело нога пыталась соскользнуть вниз, так как на камнях было небольшое оледенение.

К велосипедам спускались уже по другой тропе, которая более короткая и более крутая, чем та, по которой поднимались. Тут уже снега не оказалось. Но дорога была намного хуже, чем предыдущая. Видимо снег тоже недавно сошёл и осталась еще не подсохшая грязь.

Фото: Подъем на перевал

Фото: Ближе к вершине ещё не растаял снег

Фото: Подъем

Фото: На развилке двух троп

Фото: Спуск со Скалы

Блоги наших зайчиков-путешественников

Погода разгулялась, светило солнышко, но всё же воздух был прохладный. Но для восхождения в горы такая погода более менее оптимальная. Быстро скатились ко входу в парк "Таганай". Припарковали велики. И пока все собирались, мы успели сбегать в магазинчик за сувенирами. Купили на память по магнитику и по ложке.
Как раз вернулись и увидели, что вся наша команда уже начинает восхождение к Двуглавой Сопки.

Это первая горная вершина, которая встречает туристов примерно в 7 км от входа в парк. Самая южная вершина хребта Большой Таганай. Двуглавая сопка делится на две вершины – «Перья» (1034 м) и «Бараньи лбы» (1041 м).
Тропа хорошо натоптанная. То и дело навстречу попадаются туристы.  Тропа грязная и слякотная. Местами скользская. Иногда приходилось держаться за близрастущие деревья. До подножия сопки подъем пологий, со спуском в низину, где протекает горная речка. Через реку сооружен мост. Потом опять небольшой подъем и мы у подножия горы.

Название же Двуглавая сопка ей дал профессор В. Н. Сементовский, исследователь-географ и страстный защитник природы. Впрочем, Двуглавой она выглядит не со всех точек: с юго-запада она предстает гигантским пиком, с вершины «Монблана» - ясно видятся три пика - два высоких по краям и один пониже в центре. Подножие этой горы в елово-пихтовых лесах, на юге встречаются не большие островки сосняка, а чуть выше начинаются альпийские луга. (c) https://www.trfa.ru/alpinizm/regions/taganay/marshrutyi/dvuglavaya.html

У подножия Сопки вытекает Белый ключ – самый известный водный источник Таганая. Его вода необычайно прозрачна и вкусна. Ее мягкость выше, чем у талого снега. А температура воды даже жарким летом не более 3-4 градусов. Свое название Белый ключ получил от белого кварцита, которым покрыто дно источника. Создается ощущение, словно со дна источается мягкий свет, это придает ключу особую прелесть. Неудивительно, что в давние времена этот ключ величали Святым, а рядом стоял деревянный крест.

Фото: Ждем всех

Фото: Муравейник

От подножия горы оборудована железная лестница, длиной в 201 ступеньку.
Видно, что начинается очень крутой подъем и каменистые породы. В некоторых местах камни очень мелкие и лежат россыпью. Поэтому соорудив лестницу, упростили туристам этот подъём. После лестницы идет также подъём, но уже не такой крутой и с почвой под ногами, а камни лишь вкраплены в почву. Благодаря этому их можно использовать, как лесенки. Нам повезло, что не было дождя и камни сухие, иначе бы наши ноги скользили и скатывались назад при подъеме. А при спуске – было бы ещё сложнее.

Сложена Двуглавая сопка белыми кварцитами, их белизна в солнечную погоду ослепляет с силой высокогорного снега. На южном склоне горы - огромная одиночная скала, своими очертаниями напоминающая старинный готический замок - знаменитый Скалодром, изобилующий почти вертикальными скальными стенками. Южная вершина сопки в последние годы получила у туристов имя «Перья» за характерные формы составляющих её скал. Северная вершина Двуглавой сопки представляет собой дугообразный гребень, вытянутый в юго-восточном направлении. Склоны покрыты многочисленными каменными осыпями курумниками, а сама вершина состоит из террас, скальных стенок и расщелин. Современные туристы называют эту вершину «Бараньими лбами». (с) https://www.trfa.ru/alpinizm/regions/taganay/marshrutyi/dvuglavaya.html

Фото: Лестница в гору

Фото: Камни, как ступеньки

Фото: "Дыроватик"

Фото: Подъём

Фото: Перья

Фото: На вершине

Вот и пришло время спускаться вниз, к велосипедам и ехать в лагерь. Время к вечеру. Спустились очень бодро, быстрым шагом. Грязь на тропинках немного подветрела, но всё же оставалась грязью. Начало смеркаться, а нам еще нужно было вернуться в лагерь. Так как фонарей с собой не брали и в темное время суток во-первых, сами бы плохо видели дорогу, а во-вторых, на дороге не были бы заметны для автотранспорта. Подъем на перевал в обратную сторону оказался намного проще. Пологий но, скорее всего, длинее, чем с обратной стороны. Приехали в лагерь, еще было светло.

Фото: Обувь после восхождения

А на утро, обогревшись солнышком, на том же самом бугорке около лагеря расцвели "подснежники". Стоят на длинных ножках и красуются. Непогода осталась позади. Ночь была теплая, а на утро даже мы могли позволить себе ходить в футболке с коротким рукавом.