Язычники наших дней

село Шутилово, 14-15 июня 2009 г
История участвует в конкурсе: Главный конкурс осени: Большая перемена

Я родился в большом городе. Очень большом: во всей Европе нет города больше, чем Москва. Потом рос в другом городе, тоже немаленьком: хоть ничем и не знаменит, но он не меньше иных столиц наших республик. Мой мир всегда состоял из асфальта, бетона и стекла.
Нет, я, конечно, знал, что где-то там, далеко, деревья растут не ровными рядочками, а по лесам ходят волки с медведями, и когда-то все люди жили в деревне. Доили коров, косили пшеницу (или это сено косят, а пшеницу копают? Нет, кажется, всё-таки косят, а копают свёклу...) и ходили в лаптях. А ещё верили в домовых и приносили жертвы языческим богам. Потом Владимир Красное Солнышко всех крестил, и жертвы приносить перестали, хотя в домовых верили всё равно.
Но это всё было давно, сейчас таких деревень нет, все люди живут в городах, и только некоторые в колхозах. А в колхозах им жить плохо, потому что там грязно и надо копать картошку, поэтому все хотят переехать в город. Настоящая жизнь — реальная, осязаемая, без сказок и прикрас, — только в городе. Жизнь пахнет бензином и акриловыми красками.

Когда я подрос, то узнал, что деревни всё-таки есть, но жизнь там похожа на городскую: так же смотрят телевизор, ходят в кино и водят машину. Былинные, сказочные деревни с лаптями и домовыми казались окончательно похороненными. Но вот однажды на глаза попалась статья в «Вокруг света» про то, как в селе Шутилове Нижегородской области встречают лето: с гуляниями, ряжеными и даже с принесением жертвы! Правда, в жертву приносят куклу, но... Двадцать первый же век на дворе! Спутники, интернет и трёхмерное кино, а тут — натуральное жертвоприношение, ритуальный пир... Голова пошла кругом. Надо было увидеть своими глазами.

***

 Перестук вагонных колёс, буйная майская зелень за окном; тихий вокзал тупиковой железнодорожной ветки; скудный рядок ПАЗиков, щурящихся спросонья на рассветный туман. Один из них наконец отряхивается от росы и пускает нас в своё клеёнчатое нутро. Тянутся по сторонам дороги бескрайние поля, изредка проплывают деревни. Словоохотливая попутчица подсказывает: «Вы в Шутилово? Так выходите, вот оно!» Рокот автобуса затих вдалеке, и тишину утра нарушает только пение петухов. Идём через всё село по единственной улице, и вот у предпоследнего дома видим сидящих на завалинке двух тряпичных кукол. О, понятно, пришли по адресу! Хозяев кричать не стали — всё-таки утро, — и пошли посидеть за околицу.
Язычники наших дней
 Когда мы вернулись к дому, одна из кукол уже лежала на скамейке посреди двора, укрытая кружевным саваном, а вторая сидела рядом. Чуть поодаль на лавочке старушки вовсю обсуждали покойницу: помёрла-де Строма, сыночек вон осталси... Наш приход вызвал новую волну плача: «О-ой, да вы что, к бабушке нашей, к Стромушке? Дак помёрла она вчерась, как есть помёрла! Хороним мы её теперь, во-о-от...»

Язычники наших дней



Строму не совсем хоронили. Если говорить сухим языком этнографии, то мы наблюдали обряд встречи лета, в ходе которого умирала весна. Весну олицетворяет Строма — тряпичная кукла, набитая травой. Иногда у неё бывает сын, то есть лето. После «прощания» Строму выносят в поле, где разрывают в клочья и развеивают по ветру. Затем справляют «поминки». В целом обряд очень похож на Масленицу.

Но одно дело читать скупые строки этнографических справок, и совсем другое — видеть, как взрослые люди делают куклу, обряжают её в саван, сами рядятся в шутейные одежды...

Ряженые — обязательная часть праздника. Ведь это же веселье, гульба, тут всё шутейно и шиворот-навыворот. Вот появились первые гости. Во главе гордо шествует пара из накрашенного мужчины в женских панталонах и женщины в усах и шароварах. Деревенский юмор непосредственен: на панталоны пришита кружевная розочка, а к шароварам подвязана морковка. Да и другие не отстают: в честь праздника не грех и накомарником украситься, и в оконную штору завернуться. У кого-то нашлась даже пластиковая маска-«ужастик».Язычники наших дней

Что за праздник без баяна? И вот уже над пыльной улицей заливается трёхрядка; деревенский гармонист издалека возвещает о своём приходе. Рядом с ним семенит внук, серьёзно неся маленькую гармошечку: ещё несколько лет, и будет второй гармонист у шутиловцев.

Язычники наших дней

Где гармошка, там частушки, где частуши, там и пляски, так что как пришёл священник, никто не заметил. Священником был местный тракторист, небритый и взлохмаченный. Рясой ему служил драный пиджак, а окладистой бородой — кусок овчины. Священнику немедленно налили самогона (этого добра хватало всем) и сунули в руки кадило из консервной банки. Громогласное распевное напутствие одной из плакальщиц окончательно задало тон праздника: «Алилуйя, алилуйя! Ни п.. тебе, ни х...!» Подцензурных частушек, закличек и припевок больше не было.

Язычники наших дней


Ещё пару раз подкрепив силы самогоном, священник наконец отпел покойницу, и её переложили на носилки. В поле за околицу носилки выносили дети. Следом шли все жители села: и ряженые, и просто пришедшие посмотреть. В поле, последний раз громко проплакав про помершую Строму, с дикарским гиканьем её разорвали на части, развеяв по ветру. Вот теперь лето пришло!

Язычники наших дней

 

Покойницу, конечно, надо помянуть. На заднем дворе накрывается стол, на столе немудрёные кушанья и батареи бутылок самогона. Самогона, кстати, два вида: послабее (градусов 50) «для всех» и покрепче — «для наших бабушек». Одну из таких бабушек, в аккуратном белом платочке, от дома до стола вели под руки; усадили за стол, бабуля выпила как воду с полстакана самогонки «покрепче», закусила варёной картошкой и спела пару матерных частушек; так же под руки её потом увели.

Язычники наших дней

 

За столом еда, у стола пляски. Гармошка не умолкает, частушек каждый знает прорву, притопнуть-прихлопнуть-пройтись ноги тянут сами — гуляют здесь широко, от души, до упаду! Не пляски, так песни: устанет гармонист, утихнет гармошка, так за столом на два-три голоса «песня русская, мечтательная льётся рекой». И ведь все поют, все умеют! У всех и слух, и голос, и всякие там чувства ритма!

Язычники наших дней

 

 

***


Потом был вечер, уговоры радушной хозяки дома остаться ночевать, увещевания её «нет-нет, нам рано уезжать, мы в палатках переночуем!», добрый человек на машине, отвезший в поле к реке Алатырю (ударение на вторую «а»), поход за чистой водой к святому (уже без кавычек) источнику в километре от лагеря, купание в речке, огненный закат, бодрое утро и автостоп до дома.
 

Язычники наших дней

Никуда, оказывается, сказочная деревня не делась. Всё так же люди верят в то, что нужно похоронить весну, чтобы пришло лето. Обыкновенные люди, такие же, как мы. И не для зрителей ведь стараются, зрителей тут нет. Это всё только для себя.
 И ещё. Потом, уже после Стромы, довелось побывать на других праздниках, возрождённых из небытия, вроде Масленицы или Купалы. Строму от них всех отличает мощная жизненная сила. Это живой праздник, не застывший в традициях, как восстановленные энтузиастами. Тут вполне может оказаться, что внук Стромы не приехал, потому что ему не дозвонились, а интернет не работал, зато на поминках лихо плясала Моника Левински. Шутиловцы не то что не боятся включать в обряд новые элементы, они об этом и не задумываются — просто делают, как нравится. Так же думали и их предки, создавая этот праздник. Из-за этого от всего действа остаётся впечатление необыкновенной живости, естественности. Нет ни прошлого, ни настоящего; есть единая ткань времени, которая не рвётся, а только меняется понемногу, как праздник встречи лета в далёком нижегородском селе.

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
7 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Ulysses аватар
Ulysses (Пнд, 05.09.2011 - 21:24)

Чудесный рассказ. Когда сталкиваешься с такими островками традиции - поддерживаемой бережно и ненатужно, не напоказ - какое-то теплое чувство возникает. И описано отлично. Спасибо!

chronicle_mushers аватар
chronicle_mushers (Пнд, 05.09.2011 - 23:26)

Спасибо, старался. Хотелось передать ту атмосферу настоящей жизни, с которой тогда столкнулись. Жизни, и ещё потрясающей свободы. Люди городские, да ещё и «маасковские», так безоглядно не гуляют. И петь стесняются=)

Ulysses аватар
Ulysses (Втр, 06.09.2011 - 08:56)

Я думаю, что это естественная разница городской и деревенской культур: городская - индивидуалистичная (а в городе, особенно в мегаполисе, иначе и невозможно), поэтому ни чувства, ни что-либо еще не афишируются. Так что то, что городские "петь стесняются" - не стеснительность, а нормальное правило городского общежития: в деревне если гуляют и поют, то все вместе, если плачут - тоже вместе. В городе это просто невозможно. Есть, правда, и другая сторона: город больше подвержен воздействию массовой культуры, которая "убивает" фольклор 9который тоже массовая культура, но другой исторической эпохи). Об этом здорово писал Маканин в повести "Где сходится небо с холмами" (если я ничего не путаю).

chronicle_mushers аватар
chronicle_mushers (Втр, 06.09.2011 - 09:16)

Тоже верно. Хотя ещё не так давно было, как в той песне:

«Где рождение справляют
И навеки провожают
Всем двором...»

 

Но я всё-таки чуть о другом. Тут не столько даже в общности дело, а в раскрепощённости. Люди откровенно дурачатся, получая от этого удовольствие. Просто так, чтоб весело было.

И про массовую культуру тоже не забывают. И её элементы включают в обряд (так ведь традиции и складывались веками), и сами ей не чужды: когда мы под свою гитару запели песни Расторгуева, весь стол подпевал да радовался. Не совсем, конечно,  «масс-культ», но и не русское народное творчество-то=)

 

Хотя согласен, так впрямую город и деревню сравнивать нельзя. Просто было очень приятно узнать, что не все в мире — замкнутые индивидуалисты)

FIRE LISA аватар
FIRE LISA (Втр, 06.09.2011 - 16:31)

 Я так поняла, что праздник никак не афишируется шутиловцами? Нет приезжих гостей-туристов?

 Что они сами рассказывают о празднике? Неужели каждый помнит его "с пеленок", включая ту самую бабушку?

chronicle_mushers аватар
chronicle_mushers (Втр, 06.09.2011 - 17:03)

Приезжие там только из соседних сёл. И мы=) Ещё в последние годы повадилась местная администрация, которая хочет под себя это всё подмять; не знаю, насколько успешно. В 2009-м их почти не было заметно, в 2010-м они уже «спонсировали» поминки (так что мы, чтоб никого не смущать, на них даже не остались). В этом году не был, не знаю.

Да и ни к чему им афишировать. Они же никого не развлекают.

Этнографы ещё были в 2009-м. Две «этнографини»=) На видеокамеру всё записывали.

 

Что сами рассказывают?.. Не знаю. Все мои сведения я почерпнул из той статьи в «Вокруг света» (вот она, кстати: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6339/), а на месте спрашивать не хотелось — мы всё-таки не исследователи. Было интереснее участвовать, чем изучать. Когда с одной стороны тянут плясать под гармошку, а с другой кричат, что уже нОлито — ну не до науки тут=))

 

Они действительно его помнят с пелёнок. Добрый человек, который нас подвозил, мужчина лет сорока, говорил, что прекрасно помнит, как раньше проходили Проводы. По нескольку кукол делали, потом около клуба собирались, хвалились ими, выбирали лучшую... Тоже, кстати, интересно было слушать такие истории от человека в «Мерседесе», который давно уехал из родного села и живёт в Ярославле. В общем, для них этот праздник не более необычен, чем Новый Год.

vibas аватар
vibas (Пт, 09.09.2011 - 14:05)

Ничего себе! Вот молодцы, хранители традиций!!!

irezine аватар
irezine (Пт, 14.10.2011 - 13:20)

Удивительно, мне казалось, что все эти деревенские праздники, сарафаны-кокошники, организуются сверху, по соответствующим статьям расходов в местном бюджете на культмассовую работу... А что бы так, естественно, и для себя, а не для заезжих туристов... Спасибо за рассказ!

chronicle_mushers аватар
chronicle_mushers (Пт, 14.10.2011 - 13:47)

irezine, есть такая проблема. В другом селе той же Нижегородской области есть праздник «проводы коня». Двадцать лет назад это был такой же «свойский» праздник, но постепенно его забрала под свою руку местечковая администрация, и теперь это унылое действо вроде ноябрьского дня-чего-то-там. Будем надеяться, что не везде так будет.

С другой стороны, традиции народных праздников сейчас довольно успешно возрождаются, так что не всё так плохо)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...