Юсуф

Москва, декабрь 2012

С Юсуфом мы познакомились недавно в междугородной маршрутке. Место рядом до последнего оставалось свободным, и я начала уж надеяться, что так и поеду, как барыня: ножки свободны, а ручки - раскидывай не хочу. Сумку для удобства определю рядом, мало ли, надумаю в дороге перекусить  или достать косметичку. Хорошо! Только размечталась, как он и нарисовался, этот самый Юсуф. Конечно, тогда ещё не знала, как зовут, наперёд сообщаю.

 

 

- Здесь свободно? – спросил мужчина лет пятидесяти, с круглым, как луна, лицом, золотыми зубами и странной сумкой.

- Да, - ответила я, изобразив подобие улыбки, потому что понимала, надо быть вежливой, а вежливой быть не хотелось. Хотелось ехать, как барыня…

Мужчина поставил свою несуразную сумку на свободное сиденье и пошёл к водителю куда-то отпроситься, хотя до отправления оставались минуты. Водитель оказался простофилей и отпустил.

Щас взорвёмся, подумала я. Подумала без особого волнения, как о неизбежном. Ну не буду же требовать от людей, чтобы  выскочили скорей из маршрутки. Или звать полицию. Всего и делов, что восточный человек зашёл в маршрутку, оставил сумку и исчез. Лучше уж умру, смирилась про себя. Хорошо хоть эта злополучная сумка стоит совсем рядом – сразу разнесёт в клочья, и всё. Вот попутчиков жаль – будут умирать в муках или жить калеками. От удовольствия ввиду своей лёгкой по сравнению с другими кончины я зажмурилась и даже заулыбалась.

Радужное настроение прервал вернувшийся сосед. Пришёл, однако. Что ж, будем, видно, жить дальше. Отворачиваюсь к окну - смотреть на заскользившую мимо утреннюю Москву. Жду, когда блеснёт скульптура Мухиной, которая почему-то всегда радует. Словно издалёка слышу голос соседа. Мужчина спрашивает, докуда еду. Нехотя отвечаю, а он спокойным до отрешённости  голосом вдруг говорит:

- У меня трагедия недавно случилась.

- ?

- Авария…

- С близкими? – не выдерживаю долгой паузы. То, что сам собеседник не увечен, видно,  что называется, без микроскопа.

-  Троих сразу потерял. Сына, дочь и внука.

- Ой… Соболезную. Ещё-то хоть дети есть?

- Старший сын остался.

- Слава Богу.

- Погиб младший. На дерево наехал. Заснул за рулём, наверное.

- Вот горе-то…

- Накануне того дня не спалось мне долго, потом сон плохой приснился.

- Что конкретно?

- Авария и приснилась. Я сыну позвонил, про сон сказал. Нельзя, говорю, ехать. Он не послушал. Отца не послушал, зато Бога послушал. Ничего случайного нет, всё назначено.

- Да, видно, судьба такая.

- Они в раю все. Когда резко умирают, то сразу попадают в рай.

- Да? А у нас, православных, считается наоборот: к смерти надо готовиться – исповедаться, причаститься… - говорю я, дура дурой, ведь для человека одна и радость сейчас – верить, что родные в раю.

- Ты Библию-то лучше читай! Одинаково написано и у вас, и в Коране: кто резко умрёт, тот сразу в рай!!! – Юсуф от волнения частит на «ты». И то верно, чего церемониться с такой непонятливой женщиной.

- Ладно, почитаю, - спохватываюсь.

- …Невестка от нас уже ушла. Сразу после сорокового дня ушла.

- У вас тоже сороковой день чтут?

- Да говорю же, всё одинаково. И год тоже, - снова нервничает собеседник.

- А девятый день?

- Нет.

- Звать-то вас как? – спрашиваю помимо воли. 

- Юсуф. Таджик я. Пророк такой был, Юсуф, много добра людям делал.

 

 

 

- Вы хорошо говорите по-русски. Не сейчас, наверное, в Россию приехали. Или в армии у нас служили?  - пытаюсь переменить тему.

- Давно приехал, российское гражданство имею. И в Советской армии служил. На Украине.

- Там и женились?

- Нет. Жена своя. Жена тоже два года назад умерла, - вздыхает.

- Да уж, - только и смогла я произнести.

- Я ещё при ней и с другой жил, - говорит Юсуф, будто меня же и успокаивает. - Валей зовут.

- Наша, значит. Ничего себе!

- Жена мне разрешила с ней жить.

- Добрая, видать, была.

- Очень добрая. Да и болела она.

- Так вы теперь с Валей? – уточняю.

- Нет. Ещё жена была жива, поссорились. Вернулся из командировки раньше времени, без предупреждения, а она мужика провожает. Теперь вот снова напрашивается, тот мужик пьющий оказался. Валя ведь в одном подъезде со мной.

- Удобно, однако. И что же вы?

- Не хочу.

- Может, и правильно. Хотя Валя тогда ведь не жена вам была…

- Не хочу!

- Вам жить…

- Сейчас за меня молодая замуж хочет, с 83-го года. Люблю, говорит.

- И что же вы?

- Думаю.

- Русская она?

- Нет, таджичка.

- А правда, что ваши женщины кушают отдельно от мужчин? – продолжаю тащить разговор подальше от беды.

- Правда.

- Почему?

 - Если одни дома, вместе сидим, а при гостях, конечно, отдельно.

- Так почему?!

- А что, может, она должна ещё и на колени к чужому мужчине садиться?!!

- Зачем сразу на колени? В транспорте, например, едут же рядом.

- В транспорте едут, - улыбается Юсуф.  (И как же хорошо, что, наконец, улыбается!)

- Приезжайте ко мне в гости в!..- слышу вдруг от соседа странность.

- Я замужем, - отвечаю поспешно. - Как вас, кстати, после жары на самые севера занесло?

- Так получилось.

- Говорят, славно там – морошка, рыба…

- Рыбы много. И город наш красивый. За пятнадцать лет отстроили.

- На родину к старости думаете возвращаться?

- Обязательно.

- Понимаю.   

- А у вас была когда-нибудь вторичная любовь?.. Кроме мужа? – снова огорошивает сосед.

- Вторичная – это смешно. Так не говорят про любовь. Рано я вас за русский язык похвалила.

- Была или нет? Поняли ведь.

О своём личном я говорить не намерена, так что перевожу разговор на другое:

- Скажите лучше, почему ваш Таджикистан такой бедный по сравнению с Узбекистаном?

- Да при Советском Союзе Рашидов заводы строил, теперь ими живут, а наш руководитель свои карманы набивал.

- Рады, небось, что Союз-то распался? Свободные стали.

- Не рад. Крепкая была страна. Сильная! А теперь что? Кто нападёт, так сразу сдаваться побегут. – Юсуф даже руки поднял для наглядности.

- Не пугайте!

 

 

 

Вскоре сосед засобирался, ему раньше выходить. Дальше понесёт своё горе…  Мне не по себе - жаль и самого Юсуфа, и того, что уже уходит…  Чтобы скрыть это, настоящее, говорю напоследок о чём-то ничтожном. Сколько в моей жизни подобных встреч – пообщаюсь с человеком один раз на перепутье и уже не забуду. Вот и Юсуфа оставляю в душе. «Как он там?" – буду думать иногда о случайном попутчике. Другой раз и перекрещусь по-нашему: помоги, мол, Бог, рабу Твоему…  Пусть его вещие, как и у тезки пророка, сны станут, наконец, счастливыми.


Готов к критике!
Тэги: Россия ,
7 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Irma аватар
Irma (Сб, 22.12.2012 - 02:03)

как часто с полуслова начинает раскручиваться клубок чужой ,вроде как посторонней жизни. а ведь цепляет за душу-то как... 

да уж.. понес свое горе горевать((( 

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 22.12.2012 - 09:32)

Irma написал(а):

как часто с полуслова начинает раскручиваться клубок чужой ,вроде как посторонней жизни. а ведь цепляет за душу-то как... 

да уж.. понес свое горе горевать((( 

Ирина, мистика прям, я так и думала, что первый комментарий будет от Вас. Спасибо и за отзыв, и за со-чувствие.

АнарИна аватар
АнарИна (Сб, 22.12.2012 - 20:26)

Жизнь штука непредсказуемая...чем и хороша.. то так повернётся, то эдак.  То течет себе ровно, то наотмашь ударит...А люди, наверное, самое в ней интересное и притягательное. Некоторые "мимо пролетают". Другие навсегда в душе поселяются. Причем, от длительности общения сие далеко не всегда зависит... Как вот с Юсуфом. Дай Бог ему счастья и здоровья! И всем нам тоже!))

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 22.12.2012 - 21:09)

АнарИна написал(а):

Жизнь штука непредсказуемая...чем и хороша.. то так повернётся, то эдак.  То течет себе ровно, то наотмашь ударит...А люди, наверное, самое в ней интересное и притягательное. Некоторые "мимо пролетают". Другие навсегда в душе поселяются. Причем, от длительности общения сие далеко не всегда зависит... Как вот с Юсуфом. Дай Бог ему счастья и здоровья! И всем нам тоже!))

 

Спасибо, Рената. Да, пусть Юсуфу полегчает. Может, наши мысли будут услышаны... Жизнь хороша, согласна, только бывают вот и точки невозврата.

Ещё всегда соглашаюсь с Вами, что люди - самая интересная часть любого путешествия, даже жалею тех, кто и вдали от дома держится только  междусобойчиком.

Шabur аватар

Елена, вроде диалог, вроде без фото, а читается-воспринимается. Может потому, что сам частенько в дороге с попутчиками беседую, в газету или окно не пялюсь.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Сб, 22.12.2012 - 23:19)

Шabur написал(а):

Елена, вроде диалог, вроде без фото, а читается-воспринимается. Может потому, что сам частенько в дороге с попутчиками беседую, в газету или окно не пялюсь.

 

Виталий, спасибо за комментарий. Другой раз и есть настроение "в окно пялиться", а оно по-другому складывается.

Жажда аватар
Жажда (Вс, 23.12.2012 - 14:41)

 

Эффект попутчика…. Я  часто езжу в командировки…и мне это ТАК знакомо! Иногда вымотавшись, мечтаешь  уснуть, но отказать в общении, демонстративно отвернувшись,  не могу! За 30 минут попутчик  успевает рассказать всю свою жизнь! Не важно - мужчина или женщина. Тем более, если автоматически  «включаешь» активное слушание, ну чтоб не обидеть. Вот только при этом у  мужчины  срабатывает «перенос» и чаще эротический)))

Но Вы умница, тут уж главное, чтоб от усталости  контрпереноса не было)))) потому как «я замужем» в этом случае не срабатывает))))

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Вс, 23.12.2012 - 15:08)

Жажда написал(а):

 

Эффект попутчика…. Я  часто езжу в командировки…и мне это ТАК знакомо! Иногда вымотавшись, мечтаешь  уснуть, но отказать в общении, демонстративно отвернувшись,  не могу! За 30 минут попутчик  успевает рассказать всю свою жизнь! Не важно - мужчина или женщина. Тем более, если автоматически  «включаешь» активное слушание, ну чтоб не обидеть. Вот только при этом у  мужчины  срабатывает «перенос» и чаще эротический)))

Но Вы умница, тут уж главное, чтоб от усталости  контрпереноса не было)))) потому как «я замужем» в этом случае не срабатывает))))

 

Спасибо большое за комментарий. Про "контрперенос", правда, не поняла.

Жажда аватар
Жажда (Вс, 23.12.2012 - 15:36)

Светлая лошадка написал(а):

Жажда написал(а):

 

Эффект попутчика…. Я  часто езжу в командировки…и мне это ТАК знакомо! Иногда вымотавшись, мечтаешь  уснуть, но отказать в общении, демонстративно отвернувшись,  не могу! За 30 минут попутчик  успевает рассказать всю свою жизнь! Не важно - мужчина или женщина. Тем более, если автоматически  «включаешь» активное слушание, ну чтоб не обидеть. Вот только при этом у  мужчины  срабатывает «перенос» и чаще эротический)))

Но Вы умница, тут уж главное, чтоб от усталости  контрпереноса не было)))) потому как «я замужем» в этом случае не срабатывает))))

 

Спасибо большое за комментарий. Про "контрперенос", правда, не поняла.

 

 

Попутчик    бессознательно переносит ранее пережитые   чувства   к одному лицу (эмоционально важному для него), на слушателя и потому пытается выстраивать с ним привычные для него отношения. Это основной механизм психоанализа. Контрперенос (встречное перенесение)– бессознательный перенос возникающий  в данном случае у слушателя на попутчика)))) Нежные, эротически окрашенные чувства порождают ответные чувства. И даже Зигмунд Фрейд (автор психоанализа) часто не боролся с контрпереносом, не смотря на этический кодекс психоаналитиков)))  

 

Это шутка-предостережение, ни коим образом не хотела Вас обидеть!  

lisa alisa аватар
lisa alisa (Вс, 23.12.2012 - 16:35)

Лена, как здорово получается у Вас писать диалоги. 

Читаю и ощущаю, будто я сама рядом с Юсуфом сидела, разговаривала.

Во время командировок или путешествий подобные встречи-разговоры и у меня неоднократно происходили. 

Главное, что человек смог высказаться, поделиться наболевшим. Кака правило, после этого становится как-то легче...

 

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Вс, 23.12.2012 - 19:11)

[

 

Спасибо большое за комментарий. Про "контрперенос", правда, не поняла.

 

 

Попутчик    бессознательно переносит ранее пережитые   чувства   к одному лицу (эмоционально важному для него), на слушателя и потому пытается выстраивать с ним привычные для него отношения. Это основной механизм психоанализа. Контрперенос (встречное перенесение)– бессознательный перенос возникающий  в данном случае у слушателя на попутчика)))) Нежные, эротически окрашенные чувства порождают ответные чувства. И даже Зигмунд Фрейд (автор психоанализа) часто не боролся с контрпереносом, не смотря на этический кодекс психоаналитиков)))  

 

Это шутка-предостережение, ни коим образом не хотела Вас обидеть!  

[/qte]

Я поняла про "контрперенос", не поняла про его наложение на этот диалог. С моей стороны не было ничего подобного, и Фрейду, который, по моему мнению, объяснил-таки далеко не всё, здесь делать нечего. Здесь безмерная жалость прежде всего, а ещё Юсуф понятен мне, даже близок своим типом мышления, разговора, мудростью простака и т. д. Бывает то, что я называю для себя "душевным касанием", и если и есть тут любовь, то как раз христианская к ближнему, чему не в последнюю очередь способствовал посыл собеседника к пророку. Я Вам больше скажу: такие встречи предопределены, они поднимают сознание на другой уровень - ведь я только мельком слышала про пророка Юсуфа и про аналогии с нашим Иосифом, а тут вот погрузилась - мать честная!

Про "предостережение" улыбнуло, а вообще я благодарна Вам за не первый уже интересный разговор.

 

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Вс, 23.12.2012 - 19:15)

lisa alisa написал(а):

Лена, как здорово получается у Вас писать диалоги. 

Читаю и ощущаю, будто я сама рядом с Юсуфом сидела, разговаривала.

Во время командировок или путешествий подобные встречи-разговоры и у меня неоднократно происходили. 

Главное, что человек смог высказаться, поделиться наболевшим. Кака правило, после этого становится как-то легче...

 

 

Спасибо, Аля. Рада, что ясно видите моего Юсуфа. Единственно, тут уж не наболевшее, тут катастрофа, но ведь не запил, не озлобился... Человек!

Os-a аватар
Os-a (Пнд, 24.12.2012 - 00:36)

Елена, привет, сегодня у меня читательская возможность - наконец-то хлопоты наших семейных праздников пережиты, я заглядываю в блоги, и начинаю с вашего очерка. И скажу так: вспомнилась песня "Машины времени" о попутчиках в поезде, когда "бутыль опустела и тянет поговорить" о том, что жизнь это поезд и как и куда он едет, помните?

 

Так и тут с Юсуфом - поделился своей жизнью, и скорее всего он как верующий человек принадлежит к тем, для кого жизнь - это поезд, а не он сам машинист.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 24.12.2012 - 09:03)

Os-a написал(а):

Елена, привет, сегодня у меня читательская возможность - наконец-то хлопоты наших семейных праздников пережиты, я заглядываю в блоги, и начинаю с вашего очерка. И скажу так: вспомнилась песня "Машины времени" о попутчиках в поезде, когда "бутыль опустела и тянет поговорить" о том, что жизнь это поезд и как и куда он едет, помните?

 

Так и тут с Юсуфом - поделился своей жизнью, и скорее всего он как верующий человек принадлежит к тем, для кого жизнь - это поезд, а не он сам машинист.

Оля, рада, что отдыхаете, и спасибо за комментарий. Насчёт Юсуфа согласна с Вами, и это даёт ему силы, наверное.

Любава аватар
Любава (Пнд, 24.12.2012 - 18:21)

Все встречи в нашей жизни не случайны. Вот так кажется, мимолётный попутчик, а ведь как затронуло. 

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 24.12.2012 - 21:43)

Любава написал(а):

Все встречи в нашей жизни не случайны. Вот так кажется, мимолётный попутчик, а ведь как затронуло. 

Люба, спасибо. Точно, затронуло.

agira аватар
agira (Ср, 26.12.2012 - 22:28)

Лена! Привет.Наверно люди видят кому можно свое горе-беду поведать.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 27.12.2012 - 00:29)

agira написал(а):

Лена! Привет.Наверно люди видят кому можно свое горе-беду поведать.

 

 

Агира, спасибо большое за комментарий. У Юсуфа уж точно и горе, и беда. Почему Вы сейчас редко на сайте? Дороги в Прибалтике хорошие, наверное, и зимние красоты накопились...

Mikha аватар
Mikha (Пт, 28.12.2012 - 00:16)

Елена, у вас свойство или дар "разговаривать" людей. Помню вашу историю с дарителем библии. Наверно они чувствуют, что интересны вам. Что вы берете на себя сопереживание их историям. А может это был собственной персоной толкователь снов? Пророки иногда бродят меж нас.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пт, 28.12.2012 - 00:31)

Mikha написал(а):

Елена, у вас свойство или дар "разговаривать" людей. Помню вашу историю с дарителем библии. Наверно они чувствуют, что интересны вам. Что вы берете на себя сопереживание их историям. А может это был собственной персоной толкователь снов? Пророки иногда бродят меж нас.

Спасибо, Михаил, очень Вам рада. Спасибо и за память о той истории с Библией. Юсуф мне интересен, да, и как вот человеку такое горе горевать... Сколько в нём всего!

agira аватар
agira (Вс, 30.12.2012 - 16:53)

Лена! С наступающим Вас новым Годом! Желаю Вам ,что бы все Ваши желания обалдели от Ваших возможностей.!

На сайт дейтсвительно редко захожу, наверно потому что с путешествиями в последнее время не скаладывается вот и обижаюсь сама на себя наверно.

unisto аватар
unisto (Чт, 03.01.2013 - 13:49)

Скажите лучше, почему ваш Таджикистан такой бедный по сравнению с Узбекистаном?

 

Просто в Узбекистане и Казахстане, есть большие запасы газа, нефти, урана, золота и цветных металлов в отличие от Таджикистана.

Промышленности тоже больше. Они крупные страны. Таджикистан - беден на ресурсы и еше вдобавок, пережил гражданскую войну, страна состоящее из 90 процентов из гор (В горной местности - сложно развиваться быстро)

 

Вот и ответ на ваш вопрос :)

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 21.01.2013 - 13:46)

agira написал(а):

Лена! С наступающим Вас новым Годом! Желаю Вам ,что бы все Ваши желания обалдели от Ваших возможностей.!

На сайт дейтсвительно редко захожу, наверно потому что с путешествиями в последнее время не скаладывается вот и обижаюсь сама на себя наверно.

Дорогая, я была в отъезде, первый день у компа, но на дворе ещё январь - успеаю!!! Поздравляю и Вас с Новым годом, уже не высокосным, а потому счастливым изначально (будем верить!). Пусть путешествий будет много, а обид - никаких. Главное, ещё будьте здоровы и любимы.

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 21.01.2013 - 13:50)

unisto написал(а):

Скажите лучше, почему ваш Таджикистан такой бедный по сравнению с Узбекистаном?

 

Просто в Узбекистане и Казахстане, есть большие запасы газа, нефти, урана, золота и цветных металлов в отличие от Таджикистана.

Промышленности тоже больше. Они крупные страны. Таджикистан - беден на ресурсы и еше вдобавок, пережил гражданскую войну, страна состоящее из 90 процентов из гор (В горной местности - сложно развиваться быстро)

 

Вот и ответ на ваш вопрос :)

 

Уважаемый, спасибо за прекрасный комментарий. Вы, конечно, в теме, но Юсуф сказал именно так: корни успеха Узбекистана в советском прошлом.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...