Запретное проникновение или третий глаз

Москва, февраль 2010

                                          Ирме посвящается в связи с ожидаемым событием 6 февраля.

                                  

                                 Запретное проникновение или третий глаз

 

            Если нельзя, но очень хочется… Это очень про нас. Какие преграды могут нас удержать в отношении того, что определяется нормативом как запретное проникновение. Кому не доводилось напротырку  преодолевать казалось бы накрепко запертые двери, в том числе и «спрячь за высоким забором девчонку», попадать на когда-то закрытые просмотры, обходить все и всяческие табу. Тиха Преображенская ночь, и нет поблизости  Николая Васильевича и Михаила Афанасьевича, чтобы достойно описать горбящуюся фигуру в черной куртке и казенном картузе, со свертком под полой, забирающуюся с задней стороны в окно библиотеки для юношества. Так захотелось посмотреть подготавливаемую к показу турблоггер - фотовыставку, побродить по пустому залу, без никого и никому, всмотреться в остановленные мгновенья, пойманные моменты, разложенную на пиксели и снова собранную на Большой Черкизовской красоту и очарования, что я с фотоаппаратом, договорившись с охранником на самую позь, благо живу совсем рядом,  останавливаясь почти у каждого экспоната, хожу с фонариком «медленно и чинно, в скрипе половиц» по нетоптаным еще блогерами библиотечным полам.

 

           В библиотеках пахнет по-разному, где-то пылью и коленкором обложек, где-то тленом фолиантов и инкунабул, где-то архивной казенщиной спецхрана, где-то, как здесь, многократным периодическим ремонтом. Этим кладезям мысли и пристанищам передаваемой от поколения к поколению мудрости, пережившим свой век в качестве книгохранилищ и очагов культуры, предстоит уйти в небытие намного раньше, чем истлеют и рассыплются в прах их сокровища. Меняются хранилища и способы передачи информации, уходят читатели бумажных книг, как ушли читатели Фестского диска и текстов кохау ронго ронго на камне, и больше некому их прочесть. Но библиотеки возможно смогут стать центрами новой культуры и обмена, и, наверное, наш вернисаж приютил здесь кто-то понимающий или чувствующий, что происходит в королевстве датском или во всем подлунном мире.

 

За окошком заиндевелая ветка качается,

Вот и кончились главные зимние праздники,

Только Фил не кончается,

Не кончаются Iden, Kintosha, Анатоль, Иванoff,

Не кончаются эти фото, что понятны без слов.

Как привыкли мы к этим историям,

Что светятся иногда лишь чуть-чуть,

А то вдруг фейерверком расцветятся,

Или к Поппинс, что в небе без метлы пролетает,

Иль к тортам, что в поздравительных ветках на губах сладко тают.

Только выбрали, пусть не очень-то дружно, турблоггеров лучших,

Как развешаны дивные фото на стенах либереи для юношества.

В них экзотика стран незнакомых

И дыханье отчизны,

То смеются и радуют фото,

То полны укоризны.

Вот портреты знакомых и набор незнакомых нам лиц,

Вот провинция скромная  и холеные лики столиц.

Здесь соседствуют с классикой авангардисты,

И с крестами соборов в оранжевых балахонах буддисты,

Караван мусульманский на пыльном пути в Эритрее,

И у иерусалимской стены нелюбимые кем-то из наших… аборигены.

Много лиц – угадаешь, в миноре, в мажоре?

И, конечно же, горы, долины и море.

Что-то снято пускай на бегу, но совсем не напрасно,

Удалось зафиксировать миг, и он оказался прекрасным.

Помню скромненький кадр, здесь шедевр оказался,

Лучший девушек друг – Фотошоп постарался.

 

Можно описать словами водопады, нагло дымящуюся вопреки всем современным запретам для общественных мест вершину вулкана, бесстыдно обнаженный гранит скалы,  кошачью грацию полосатых или пятнистых аборигенов африканских саванн, таинственного персонажа комедии дель арте на фоне Саграда Фамилия, даже левитирующего Белова или парящего в греческом воздухе Долю со товарищи, но как описать изумление пятилетней девчонки, обернувшейся на улочке итальянского городка вслед красавице, которой она хотела бы быть прямо сейчас или стать когда-нибудь?

 

Запретное проникновение или третий глаз

 

                                                                                                       Фото Kintosha

 

Как кто-то написал о ней:

 

О красоте своей la bella итальянка,

Узнавшая так рано,

Когда самой себе через пятнадцать лет

Смотрела вслед.

 

Это нельзя передать словами, равно как нежность иероглифа, образованного пером на воде, тень чайки, скрижали мудрости, накопленной Магрибом и записанной морщинами на лицах марокканцев.

 

            Выставку можно было бы назвать «Третий глаз». Это удел тех, кто видит то, чего не видят другие. Одни считают, что это можно развить, другие – что «если есть, так есть, а  нет, так нет». Надеюсь, что и призерами станут не самые удачливые или не самые тщательные в обработке, а те, кто увидел необычное, невидимое двумя глазами, а ощущаемое шестым чувством.

 

Запретное проникновение или третий глаз

 

            А иногда фотографии рассказывают о том, что утаено глубоко, а то и не осознаваемо. Здесь проявляется стремление наше к аттракционам, от Диснейленда до соборов и дворцов, музея скелетов в Чехии, влечение к фетишам, предметам традиционного искусства, ручного труда и экзотическим вещицам. Мы ищем знакомое и понятное, и лишь изредка предстает в наших запечатленных moments что-то подобное подсмотренному Парижанкой на неделю  из совсем современных инсталляций в одном из парижских ангаров. Неизвестное и непривычное не всегда и не столько манит, сколько отталкивает. Дзеновская сентенция: «Встретишь неизвестное – убей его»  - внутреннее побуждение зацикленных на удобном наборе «любимого и ожидаемого» в противовес неожиданному и поэтому часто с порога отторгаемому. И потому так бесценны изображения ярмарочных марокканских ночных малиновых вылазок и других походов в неизведанное в мутных водах реки Квай или в погруженных в многовековую давность храмах Луксора, где вдруг в облаке пыли материализуются страшные призраки прошлого, отражения прошлого ли, будущего ли в лезвии топора Мастера-реставратора, так необычны галапагосские символы и обитатели или птицы, сохранившие тайное знание инков и поведавшие их одному только Командору, потому так холодит руку и губы и греет сердце серебряная кружка у святого источника на Смоленщине и так кружится голова в совместном с Александриной полете над площадью Пизанского собора или при «вхождении в храм» вслед за Гагарой.

 

            Хоть комментировать фотографии вроде бы рано, но две, показанные несколько дней тому назад в колонке, наверно можно, их у Светы видели уже многие:  http://www.tourblogger.ru/blog/momentscomments-dve-fotografii.html   Приступлю, оговорившись, что это - очень личное мнение. Работу Виктора видел раньше и запомнил ее всю, с полным ощущением, что побывал в пространстве дзэн, где фон, окружение, среда - не главное и не самое важное. Это аллегория жизни, которая может быть в камне, песке, воде, памяти, прошлом или будущем времени, как и в настоящем, в сущности. Это редкий случай, когда в камеру попала философия жизни, другой вопрос, каким путем - извне через объектив или изнутри Виктора на матрицу.

 

                                Запретное проникновение или третий глаз

 

          Наташино фото воспринял не философски, а очень лично. Был аналогичный для меня кадр в ленте Данелия "Не горюй", когда один из героев устроил себе поминки, не уйдя еще, но, уходя, играл его, помнится, Закариадзе. Последний кадр сцены поминок, когда герой уходит во тьму из света. Здесь это тоже портрет поколения, апофеоз размышлений о жизни и небоязнь уйти из нее, когда призовут. Освещенное и просветленное лицо, без тени огорчения и сомнений, одухотворенное и в то же время смиренное. Все остальное, свечи, пробивающиеся лучи солнца, симпатичная девушка с камерой, кустики вербы в руках прихожан - лишь элементы оклада к этому лицу. И настоящий свет - от него и из него, от той, которая причастна многому, тому, что кому-то из нас дано узнать в свой срок, кому-то, может, нет.

 

      Запретное проникновение или третий глаз

 

          И свет на этих двух изображеньях по-разному направлен. На одном дзэновское пространство вбирает его в себя, а на втором - душа, достигшая какой-то ступени посвящения, свет этот отдает.

 

          Особенные две работы, но то ли еще Вам предстоит увидеть там, где стоял Преображенский полк, и в сорока шагах от пушки и памятника одному из первых воинов Петра. Так близко от центра, 15 минут на метро от Охотного ряда, это один из старых московских районов, Преображенское – Черкизово. Метрах в ста от второго выхода из метро стояла когда-то небольшая церковь. В 60-х годах двадцатого века, когда строили метро «Преображенская площадь», вдруг решили церковь эту сносить. Тоннель неглубокий, и якобы угрожала церковь эта современному и необходимому виду транспорта, трассу которого ну нигде нельзя было проложить, кроме как под ней. («Проложите, проложите хоть тоннель по дну реки и без страха приходите…» ). Старушки в белых платках сторожили церковь, кто-то и ночью дежурил, уносили их дружинники в неподалеку расположенное 30-е отделение. Но выбрали пустынный рассвет и взорвали таки ее сердешную. Аккуратно так взорвали, почти без разлета. И все равно один, по крайней мере, камень отлетел, пробил окно по соседству расположенного НИИДАР и врезался в противоположную окну стену. Мы ходили в соседнюю лабораторию на это смотреть.

 

          Сейчас церковь восстанавливают, на ее месте в сквере стоит крест и часовенка, откуда и начинается стройка. Изыскания показали, что церковь и метро – две вещи вполне совместные, и физически и идеологически. Нет уж Лужкова под рукой, чтоб сказать, что «все будет, как раньше, только лучше». С еще одной церковью, старообрядческой, расположенной за богаделенным подворьем, на котором сейчас расположился Преображенский рынок в 3 минутах ходьбы от нашей выставки, связана легенда времен войны 1812 г. С приходом Наполеона в Москву и началом московских пожаров, вину за которые возлагали сгоряча только на французов, озаботился церковный причт сохранностью храма. Собрали большой поднос золотых монет и отвезли их к командованию Буонапарта со словами, что не след бы обижать церковь, супротивную официальной вере и властьпридержащим. Французы быстро врубились, обещали содействие и даже на какое-то время охрану храму дали, вроде конную. Церковь старообрядческая уцелела и сейчас благополучно действует. За полное соответствие историческим событиям не ручаюсь.

 

Запретное проникновение или третий глаз

 

          Вообще церквям в округе не везло. Километрах в 2-3 от юношеской библиотеки остатки Семеновского кладбища, начало которому положено было в XVIIв. или пораньше. А в середине XIX в. тщанием и на средства купца Мушникова возведен был здесь храм. Освятил его митрополит Филарет, и было в нем до сорока старых икон, письмА от XV до XVII вв. На кладбище похоронены были люди разные, в том числе и известные. Но основное пополнение кладбища составили ратники, рядовые и офицерского звания, попадавшие сюда из  расположенного неподалеку гошпиталя. И это было в основе своей воинское кладбище, последняя обитель государевых людей, не щадивших в войнах Отечества в России и за ее пределами живота своего. Пополнилось кладбище щедро и участниками Первой мировой. А вот в новое время, а точнее в 1929 г. «по просьбам рабочих» расположенного недалеко завода и «за отсутствием художественной ценности храма и исторической ценности его утвари и икон» храм был снесен, а кладбище начало забываться. Воинская его часть оказалась за забором, окаймили ее свалки, перекопали его частично в 41 году «в оборонительных целях». Я раньше знал, что в самом начале войны по списку в разных местах заключения разобрались с альте камераден – старыми соратниками, в числе которых был и генерал Дуглас, летчик, за голову которого Гитлер в Испании большие деньги пообещал, но не знал, что разбирались и с мертвыми воинами. И никаких памятников воинской славы в месте захоронения героев войн трех веков нет. Скорбное бесчувствие. Там, где Семеновский полк…

 

          А двумя трамвайными остановками далее нашей библиотеки – бывшая Черкизовская слобода – обитель мастеровых и мелких торговцев. Говорят, в начале прошлого века делали здесь отличные чулки, хоть и не капрон. Начав работать на площади в 1960-ом, я застал еще в Черкизове вросшие в землю одно - двухэтажные деревянные домики, окруженные яблонями, грушами и сиренью. Но уже построили на площади первые две сомкнутые башни и начали стройку вдоль Большой Черкизовской. В одной из башен, где сейчас книжный магазин, был попервоначалу комиссионный с небольшим ювелирным отделом, куда черкизовские бабушки носили сдавать старые украшения – в золоте, но чаще в серебре и меди. А камни во всем этом были иногда необыкновенные. Но зарплата была 100 руб., а поделки стоили в комиссионном аж рублей 9 – 12. А чашки и посуду старую братьев Грачевых и завода Попова так и вообще не принимали.

 

          И все это вблизи того места, куда призвали нас всех выставочные фанфары. А сколько еще всякого в двух-трех шагах. Как, впрочем, и на Вашей улице, в Вашем городе. Это неиссякаемая тема.

 

          И все же, сквозь ворчание и восторги, такая красота в умиротворенном пейзаже, в повороте лиц или движении рук, в цветке, в нежности и грации запечатленных на этих фотографиях уголков нашей небольшой планеты, такой хрупкой, если смотреть на нее издалека, как это нравилось Нейлу Армстронгу, что за все это спасибо выставке Moments&Comments и тем кто ее придумал, собрал, кто сделал фото, тем, кто станет призерами, и кто ими не станет.

 

            Приду и не раз еще посмотреть ее, прожить вместе с авторами их и наши теперь моменты и может быть почитать комментарии, а, может, и нет, ведь сказано, что мысль изреченная есть ложь. А фотографии в большинстве своем не обманут.

 

            А снимать не стал, на выставках людей надо снимать, как YO, а не чужие шедевры. Да и побоялся, что вспышку с улицы видно будет, первый этаж. Поэтому заметки мои прошу рассматривать как рекламу. Впрочем, реклама здесь не приветствуется, поэтому назовем это ПИаР во время … гриппа.

 

Запретное проникновение или третий глаз

 

Это Роберт Капа, фотограф, основатель Magnum, объездил мир фотографом, здесь он в Испании в 1938. Подорвался на мине во Вьетнаме 41 года от роду. Наш приз не так почетен, как золотая медаль Капы. Но.

 

Все на выставку с 8 февраля и далее до 8 марта в юношескую библиотеку на Большой Черкизовской!

 

Три фото – с OpenSpace.ru .

 

 


Готов к критике!
Тэги: Россия ,
7 голосов | Комментарии Оставить комментарий
schabur аватар

Спасибо за пиар. Пожалуй, впервые это слово произношу и пишу без уничижительности. Комментировать прочитанное рука не поднимается - все в точку, глубоко, образно. Позволю лишь в продолжение темы цитату от великого фотографа Картье-Брессона: "Надо жить и наблюдать. Зреть? Это значить пробовать уже испробованное снова и снова, освобождаться и проникать все глубже. Я не знаю, можно или нельзя назвать фотографию искусством. Дети делают иногда прекрасные рисунки, а в переходном возрасте теряют эту способность… И проходит много лет, прежде чем человек не то чтобы вновь обретает чистоту детства (она уже не вернется), но, приобретя знание, иногда восстанавливает в себе хотя бы частицу почти детского восприятия.

Очень важно помнить, что каждую съемку надо производить в том же темпе, в каком развивается событие, и быть уверенным, что успеешь передать все на пленке, иначе будет слишком поздно: невозможно повторить мгновение. Поправки можно внести только следующим снимком. Но все вокруг изменчиво и быстротечно: часто не успеешь оглянуться, а сцены нет. И вы не можете попросить: «Улыбнитесь, пожалуйста, еще раз. Повторите это движение».

vibas аватар
vibas (Втр, 01.02.2011 - 12:13)

Михаил,
Большое спасибо за Ваши комментарии к моей фотографии! Очень польщен!
И за пиар выставки спасибо! Я, признаться, до недавнего времени не придавал ей такого значения (да не прочтет это Света Савельева))). Потом понял, что ожидается что-то действительно большое и значимое. Не в глобальных масштабах, конечно, но по-крайней мере в скромных масштабах нашей блогерской среды. А после прочтения Вашей истории, понял, что нас ожидает и что-то мистическое. Что-то созвучное конкурсу про Священный Грааль!
Спасибо!
 

Os-a аватар
Os-a (Втр, 01.02.2011 - 12:58)

Здравствуйте, дорогой! А по мне - так и и самого начала все воспринималось в таком же ракурсе - и значение выставки, и работ авторских, и даже интерес к тому районоу - хотела выбраться пораньше на пару часов до выставки и побродить по окрестностям. Когда-то работала на м.Красные ворота, ежедневно ходила по центральному району Москвы, но рядом с м.Преображенская не доводилось бывать.

Теперь вижу ваш "путеводитель" и понимаю, что если не будет мороза - выкрою время на прогулку.

 

Спасибо!

 

И благодарю за соблюдение ставшего уже традицией выкладывания истории к дням рождения блогеров! Ирма - скоро именинница, будем и мы поздравлять посильно, но ваш рассказ - вне конкуренции, мне думается.

Света Савельева аватар
Света Савельева (Втр, 01.02.2011 - 15:09)

Михаил, простите, только сейчас прочитала, хотя, да, видела раньше. Но не люблю впопыхах. Спасибо.

 

Что до значимости, Виктор, то тут вам - одно, мне - другое. У меня, не смотря на суету и подготовительные моменты и бесконечные перекладывания файлов из папки в папку и журналистов и партнерства, очень нежное отношение к выставке. Я ее почему-то люблю. Может, из-за фотографий, а, может, из-за того, что в библиотеке (куда я не ходила со времен студенчества) чУдная атмосфера и приятные, очень хорошие люди и вкусный кофе.

 

Библиотеки (ну наша точно) сейчас уже активно используются для проведения различного рода образовательных мероприятий и маленьких выставок.

Иваноff аватар
Иваноff (Втр, 01.02.2011 - 21:01)

Какая чУдная реклама - не реклама, эссе, путеводитель, размышления. Да, скорее размышления, не структурированные излишне, вроде бы просто поток сознания - а как читается, как музыкально... И сразу родился вопрос - а какое-нибудь музыкальное сопровождение суждено нашей столь талантливо и бережно предвосхищенной выставке? Спасибо автору за мысли, что рождает его труд...

Irma аватар
Irma (Втр, 01.02.2011 - 21:09)

Миха, дорогой, спасибо Вам....

Мне доводилдось часто бродить вдоль трамвайных путей от НИИДАРа до Храма и назад..окрестности не сильно знаю, но теперь точно буду с бОльшим уважением относиться к ним..история  у них грустная. Вся. у Всех..

и спасибо Вам за посвящение мне...растрогали..

Выставку жду. с удовольствием. потому как научилась пока только ВИДЕТЬ, но не СНИМАТЬ :))

Анатоль аватар
Анатоль (Втр, 01.02.2011 - 23:12)

Прекрасное философское эссе-размышление, очень красивый стиль передачи  мыслей в тональности прошлого "гошпиталь", не щадя живота своего", "сердешную", "Буонапарта" и много других.

 

"Аборигены у Иерусалимской стены..." - улыбнули. Очень. Запретное проникновение или третий глаз   

 

Спасибо, Михаил! 

 

Фил аватар
Фил (Ср, 02.02.2011 - 00:47)

Приглашение на выставку звучит чистой нотой, как "как первый такт свадьбы в королевском замке"! Это предвкушение, как солнечный слет, ворвавшийся в парадный зал сквозь древние витражы окон - рассыпается разноцветными брызгами фотографий по стенам...

мамАня аватар
мамАня (Ср, 02.02.2011 - 01:49)

Вот это пригрлашение!

Чудесно, с любовью написанный пиар - это тоже искусство!

Как жалеешь об упущенном, не сделанном, не увиденном... 

Как хочется порой повторить счастливое мгновение и переделать, пересказать перепоступить что ли, если неправ...

Время расставляет все по своим местам, я жалею, что на выставку послала те фотографии, мне кажется сейчас, что я знаю какие надо было. Но... Время!

Сходите люди на выставку!

Света Савельева аватар
Света Савельева (Ср, 02.02.2011 - 12:52)

Иваноff написал(а):

Какая чУдная реклама - не реклама, эссе, путеводитель, размышления. Да, скорее размышления, не структурированные излишне, вроде бы просто поток сознания - а как читается, как музыкально... И сразу родился вопрос - а какое-нибудь музыкальное сопровождение суждено нашей столь талантливо и бережно предвосхищенной выставке? Спасибо автору за мысли, что рождает его труд...

 

Обижаете )) Конечно.

BUCH аватар
BUCH (Чт, 03.02.2011 - 23:10)

Потрясающе! Читала вслух как белые стихи! Вслушивалась как в музыку! Спасибо Миха за предэкскурсию по выставке.Запретное проникновение или третий глаз

Mikha аватар
Mikha (Пт, 04.02.2011 - 01:23)

          Ну почему ж никто не верит, что я в окошко лез и руку поцарапал? И долго там ходил, рассматривая фото, что висели средь белых незаполненных квадратов на стене. Потом по улице мотался, чтоб впечатленья уложить и зависть умалить.

          А интересно, что в книгу отзывов напишут, особенно не наши, а чужие? Уж Света закупила толстенный фолиант картонный с надписью узорчатой "Реестр Амбарный для Отзывов Хвалебных" на обложке. И с эпигрАфом на странице первой: "На фоне Пушкина снимается семейство" (не знаю уж, кого в виду имели - Сергуниных, Рантонов, Ивановыхх иль Витю с Аней?). А также для затравки уж получили первый отзыв на ходу: "Ой, умоляю, братцы, блогеры снимали с ихним мылом! Тут без лупы видно, что профи выступал, наверно, Юра Афанасьев или Разутдинов Зинур,Зенон, не помню точно я имени его, или Шатров на крайность. А блогерам до профи, что здесь висят, как до Луны. Читатель (закорючка)".

И Луна картинкой, напоминающей  по-моему Лорана Лаведера, чтобы никто не сомневался.

До выставки открытья - 4 дня.

         

Запретное проникновение или третий глаз

Stream аватар
Stream (Вс, 06.02.2011 - 23:48)

Такое вдохновенное приглашение:)) До выставки осталось  уже 2 дня!

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Ср, 09.02.2011 - 01:18)

Михаил,

Я начал читать Ваш рассказ до выставки, но не закончил... по множеству причин.

Я не мог, не хотел ехать на эту выставку ... по множеству причин

Я все-таки сходил на выставку - так распорядились звезды, я все-таки дочитал Ваш рассказ - это было уже веление сердца и разума.

Только вернувшись с выставки я понял, на сколько отличный получился ПИАР, может стоит эту историю в хиты, пока выставка действует? 

Mikha аватар
Mikha (Сб, 24.12.2011 - 01:41)

Если кто сюда заглянет, то на выставку вторую, что 8-го.02 приходите. Поглядите друг на друга и на фото, на стенах или в раскладе, от знакомых, незнакомых или от чужих (иль чуждых). В наше бешенное время, что нанизано на волны, что уловлено сетями, высвечено на экранах, только личное общенье, только блогеров друг с другом хоть чего-нибудь да стоит в вечных ценностей шкале. Как Вас ждут немые фото и директор либереи, как Вам рады Света с Людой, трудно даже вобразить. Приходите, приходите и детишек приводите, будет, что им показать.

Irma аватар
Irma (Пнд, 31.12.2012 - 16:44)

я почему-то стесняюсь снимать людей.. как-то у меня это слишком явно получается..я нервничаю, рука дергается, кадр смазывается...как говорится-на воре и шапка... и та дергается)))

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...