Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Сергиев Посад, ноябрь 2011

 

Как получаются интересные путешествия? – порой все начинается с незначительной мелочи, типа рекламки, полученной на заправке. Именно там мужу моей племянницы сунули бесплатный буклет с картой путешествия по Золотому кольцу России, о нем он вспомнил перед длинными ноябрьскими выходными. А почему нет? – тут же родилась идейка: все кольцо за три дня объехать не успеем, но половинку «отпилить» точно можно. Быстро составили план: Сергиев Посад - Гефсиманский скит – Переславль Залесский - Ростов Великий – Ярославль – Кострома. Шесть точек за три дня – вроде нормально, надо бы гостиницы заказать, выбор велик, но цены?! Откуда в провинции берутся ценники 2500-4500 рубликов за ночь – понять очень сложно, но после этого перестаешь удивляться, почему мы не путешествуем по родной стране. За границей такие «бабки» требуют за отличные номера в отеле 4* в столицах, а у нас за примитивные 3* в провинции. Первую ночевку наметили в Ростове Великом, но найти свободные номера там оказалось нереальным, поэтому забронировали номер в частном коттедже Переславля Залесского по 500р на человека – по российским меркам, считай бесплатно, вторая ночевка в Костроме – 550 р/чел.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Итак, наступило 4 ноября – странный праздник: то ли день примирения, то ли единения, непонятно кого с кем, главное, что выходной, а это всегда приятно. Экипаж в составе четырех человек в сборе, жаль, погода не радует – сыро, пасмурно и грязно, однако, машина резво глотает мокрые километры.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Чуть больше часа пути, и мы в Сергиевом Посаде – древнем городке, раскинувшемся вокруг знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, построенной очень давно в форме кремля-крепости, обнесенного  прочной стеной. Бывал я в ней не раз и не два, и удивить меня она уже не сможет, хотя в этот раз мы подъехали к Лавре не с парадного входа, а с тыльной стороны, здесь отстаиваются автобусы.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Чтобы отсюда попасть в Лавру, надо обогнуть стену по периметру, миновать Уточью башню, шпиль которой увенчан каменной утицей (по преданию сам Петр I стрелял уток с ее стен),

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

пройти вдоль фасада мимо памятника Св.Сергию, и, троекратно перекрестившись, войти в Святые ворота. Перед ними от щедрот паломников традиционно кормится стая голубей, которые мгновенно взлетают при малейшей опасности, громко хлопая крыльями и заставляя шарахаться прохожих.  

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

За последние десятилетия в этом месте мало что изменилось: стены расписаны картинами жития преподобного Сергия Радонежского в прославление, которого и построена Лавра, возле изображений с интересом задерживаются и туристы и паломники. Через десяток метров новые врата, образованные веселенько разрисованной надвратной церковью Рождества св. Иоанна Предтечи.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

На выходе из прохода, узкое пространство резко отпрыгивает в стороны, открывая взгляду громадину синекупольного Успенского собора XVI в – самого большого храма Лавры. Кстати, к его северо-западному краю прилепились могилы самого Бориса Годунова и его семьи. Мороза, вроде, нет, но в храме объектив мгновенно запотел, видать, неспроста это - внутри фотографировать нельзя.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Слева от храма вознесла на недосягаемую высоту свой золоченый купол гигантская колокольня – доминанта всего ансамбля. Кажется, что стройное сооружение (88 м), парит в вышине над Лаврой и городом, а окружающие старые ели пытаются соперничать с ним стройностью, мерятся  с колокольней высотой бесполезно.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Еще левее разместился небольшой белокаменный Троицкий собор XVв, увенчанный златыми куполами – самое старое сооружение Лары, построенное в честь и хвалу преподобного Сергия.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Именно вокруг него формировался архитектурный ансамбль, по преданию в этом месте находилась келья самого Св.Сергия – того самого, который благословил Дмитрия Донского на великую битву с татаро-монгольским игом. Иконостас у храма очень знатный, над ним трудились сам Андрей Рублев и Даниил Черный, людская очередь постоянно змеится у входа в храм, но не иконы привлекают их. Они жаждут припасть к мощами Св.Сергия, которые покоятся внутри золоченого ковчега.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Не только церквями и храмами знаменита Лавра, прежде всего это оплот российской патриархальной церкви и православия, главный действующий монастырь Руси, в котором живет множество монахов и церковных иерархов. За Троицким собором построены митрополичьи покои – именно в них располагается патриарх Всея Руси во время визитов в Лавру.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

По дорожкам монастыря, обсаженными высокими деревьями, бодро пробегают молоденькие служки в рясах с мобилами в руках, степенно ступают седовласые бородатые старцы, важно протягивая прихожанкам руки для поцелуя, а суровые «чернецы» неодобрительно поглядывают на молодежь. Церковная жизнь на этом пятачке бурлит и пенится много веков, и даже толпы туристов не могут помешать великому процессу постижения веры и доведения ее канонов до верующих. 

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Рядом с монастырем можно увидеть часовню Пятницкого колодца, церковь введения во храм Пресвятой Богородицы,

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

если миновать большой пруд, то попадешь в музей игрушек, почему-то закрытый в праздник, но нам пора в путь, ведь в ближнем пригороде Сергиева Посада расположен малоизвестный, но очень красивый Гефсиманский Черниговский скит, основанный монахами-отшельниками в XIXв.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Считается, что его первым поселенцем был московский юродивый Филиппушка, которому было так суетно жить в Лавре, что он испросил благословления на рытье погребка в Исаковской роще и переселился в тех местах. Монахов становилось все больше, погребок все разрастался, монахи все глубже вгрызались в землю, переходя от рытья келий к созданию целых пещерных храмов. Самый главный из них – подземный храм в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, до сих пор поражает своей необычностью и сдержанной красотой. Именно в эту церковь была пожертвована знаменитая икона Черниговской божьей матери.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Под землей появился небольшой городок, однако, рытье новых келий было опасным занятием, частенько монахов-землекопов насмерть засыпало при обвалах, но что не сделаешь во славу Божью. Житье в подземных казематах тоже было подвигом веры – холод, темнота и сырость – все было против человека. Спать лежа в таких условиях, было невозможно, поэтому спали, сидя на стуле, но даже при этом, монахи-аскеты выдерживали 2-3 года, потом умирали. В конце концов, владыка запретил постоянное проживание в пещерах, и над ними был возведен собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божьей Матери, а вокруг построены кельи, и все было хорошо, пока революция не подоспела. Коммунисты «порезвились» и в этих местах на славу – монастырь закрыли, а монахов, которые отказались покидать монастырь, расстреляли в алтаре подземной церкви, после чего затопили все подземелье. В наземной части храма устроили конюшню.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Сегодня в ските ведутся активные реставрационные работы, он хорошеет на глазах, а кирпичная кладка почерневших от времени стен, огромная колокольня и обновленный собор, удивляют своей необычностью – нештукатуреный кирпич в церковном строительстве встречается редко. В пещеры можно спуститься с экскурсией (500 руб на 10 человек), большая часть подземных помещений приведена в порядок, только лишь самый нижний уровень келий все еще затоплен водами подземного источника. Хоть и были мы в ноябре, но в монастырском дворе цвели розы, а в зеленеющей траве притаился гриб.

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

 В лавке продавался квас на хрену по 100р за бутылку и вкусные булочки с маком по несуразной цене в 40р. Способности к торговле у монастырской братии всегда были на высоте.     Золотое полукольцо (Русь монастырская)    

Осенние дни очень коротки, особенно когда небо хмурится и сыплет дождинками, а у нас впереди большая программа - 60км перегон до Переславля Залесского и осмотр города...

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
10 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 06.02.2012 - 00:36)

Серёжа, очень интересно, спасибо, давно хочу туда, только издали видела купола - мимо Загорска ехали лет двадцать назад. В Суздале тоже есть храм с голубыми куполами, красиво. А сколько монахов в Лавре?

Пьянова Евгения - Поппинс аватар
Пьянова Евгения - Поппинс (Пнд, 06.02.2012 - 01:13)

Сергиев Посад - это, кажется, первое место, куда я отправилась из Москвы чтобы посмотреть Золотое кольцо....тогда тоже было начало ноября, но контраст поразительный. :)

Теперь понимаю, как мне повезло.  Осень 2008 года в МОскве была на редкость сухая и солнечная - моя первая сессия,  я тогда думала,  что в МОскве всегда так, потом поняла,  как ошибалась....а тогда я туда рванула в день отъезда в Ростов.  Поезд в 10 вечера, а я с утра - в Сергиев...еле успела...зато море адреналина,  синевы и удовольствия  

Очень жду Переславль,  собираюсь туда этой весной.

Спасибо.

 

Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 10:14)

Светлая лошадка написал(а):

Серёжа, очень интересно, спасибо, давно хочу туда, только издали видела купола - мимо Загорска ехали лет двадцать назад. В Суздале тоже есть храм с голубыми куполами, красиво. А сколько монахов в Лавре?

 

В Загорске надо обязательно побывать, хотя бы один раз в жизни - окунуться в самый центр кипения церковной жизни очень интересно. Сейчас в Лавре монахов около 200, правда, находясь в туристической зоне, такого количества увидеть не удается.

А голубые купола - это всегда красиво, особенно на фоне голубого неба.

Удивительно, у нас голубой цвет церковных куполов - это близость к небу, а в исламе, голубой цвет - это цвет скорби...

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 10:18)

Пьянова Евгения - Поппинс написал(а):

Сергиев Посад - это, кажется, первое место, куда я отправилась из Москвы чтобы посмотреть Золотое кольцо....тогда тоже было начало ноября, но контраст поразительный. :)

Теперь понимаю, как мне повезло.  Осень 2008 года в МОскве была на редкость сухая и солнечная - моя первая сессия,  я тогда думала,  что в МОскве всегда так, потом поняла,  как ошибалась....а тогда я туда рванула в день отъезда в Ростов.  Поезд в 10 вечера, а я с утра - в Сергиев...еле успела...зато море адреналина,  синевы и удовольствия  

Очень жду Переславль,  собираюсь туда этой весной.

Спасибо.

 

 

Женя, с погодой тебе очень повезло в Лавре, но зато нас погода побаловала в Переславле

Нынешний климат преподносит массу странных сюрпризов, связанных с потеплением - когда это было, чтобы постоянный снежный покров устанавливался в Москве только в январе?

А я прекрасно помню времена, когда уже на 7 ноября бывал мокрый снег и начинались заморозки. А 21 ноября я уже вовсю катал свою дочку на санках по большому снегу.    

Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 06.02.2012 - 10:20)

Спасибо. Особенно жду Кострому.

FIRE LISA аватар
FIRE LISA (Пнд, 06.02.2012 - 11:20)

 Замечательное начинание. С недавних пор вот также, набегами, осваиваем Золотое кольцо. Выбираемся либо на масленицу, либо на рождественские каникулы. Ценники на гостиницы действительно поражают, особенно в Суздале, поэтому всегда снимаем квартиры, благо предложений масса.

  Сергей, поскольку ни в Переславле, ни в Суздале еще мы не были, отправьте, пожалуйста, в личку контакты  по коттеджу. Возможно, пригодятся. 

Орлова Евгения аватар
Орлова Евгения (Пнд, 06.02.2012 - 13:47)

Сергей, рассказ Ваш прямо ласкает слух. Мы тоже ездили по Золотому кольцу, летом, по прекрасной погоде. Но все никак не могу выложить рассказы о той поездке. Ну не умею я так красиво слова складывать... эх...

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 13:51)

FIRE LISA написал(а):

 Замечательное начинание. С недавних пор вот также, набегами, осваиваем Золотое кольцо. Выбираемся либо на масленицу, либо на рождественские каникулы. Ценники на гостиницы действительно поражают, особенно в Суздале, поэтому всегда снимаем квартиры, благо предложений масса.

  Сергей, поскольку ни в Переславле, ни в Суздале еще мы не были, отправьте, пожалуйста, в личку контакты  по коттеджу. Возможно, пригодятся. 

 

Снимать квартиры? Уже несколько раз слышал о таком варианте, но не пробовал на практике

Контакты отправлю сегодня

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 13:55)

Орлова Евгения написал(а):

Сергей, рассказ Ваш прямо ласкает слух. Мы тоже ездили по Золотому кольцу, летом, по прекрасной погоде. Но все никак не могу выложить рассказы о той поездке. Ну не умею я так красиво слова складывать... эх...

 

Женя, прекрасная погода - это так прекрасно!, нам не повезло только в первый день, зато во второй и третий день было солнце!Золотое полукольцо (Русь монастырская)

 

А на счет "... не умею красиво слова складывать..."  уж не скромничайте...Золотое полукольцо (Русь монастырская)

Модератор аватар
Модератор (Пнд, 06.02.2012 - 15:09)

Гефсиманский скит - и не слышала про такой!! А место-то какое интересно. И сам комплекс очень красивый, и история такая...

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 15:19)

Модератор написал(а):

Гефсиманский скит - и не слышала про такой!! А место-то какое интересно. И сам комплекс очень красивый, и история такая...

 

Я сам узнал о нем только в середине прошлого года, и тогда же посетил его подземную часть - очень необычно. Только, жаль, фотика не было с собой, а когда был там осенью с фотоаппаратом, мы не попали в подземелье. Такая вот загогулина получилась.

АнарИна аватар
АнарИна (Пнд, 06.02.2012 - 15:27)

Гефсиманский Черниговский скит действительно очень красивый.. Терракота с золотом- и вроде сдержанно и одновременно  торжественно нарядно.

Никогда не ездила по Золотому кольцу России. А,может, и зря?

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 16:36)

АнарИна написал(а):

Гефсиманский Черниговский скит действительно очень красивый.. Терракота с золотом- и вроде сдержанно и одновременно  торжественно нарядно.

Никогда не ездила по Золотому кольцу России. А,может, и зря?

 

Я бы сказал - необычно красивый, ибо колокольня из кирпича смотрится очень оригинально.

 

Неужели ни в одном городе не были? Даже в Суздале? Если нет, то очень зря, хоть и не люблю последние десятилетия путешествовать по России, но надо признать: Владимир, Суздаль, Ростов - настоящие жемчужины русского зодчества.  Золотое полукольцо (Русь монастырская)

АнарИна аватар
АнарИна (Пнд, 06.02.2012 - 17:43)

Нет...Нигде не была... Ну, может, ввиду временной невозможности ездить по заграницамЗолотое полукольцо (Русь монастырская), посещу таки родные места... Судя по всему - и впрямь есть, что посмотретьЗолотое полукольцо (Русь монастырская)

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 18:06)

АнарИна написал(а):

Нет...Нигде не была... Ну, может, ввиду временной невозможности ездить по заграницамЗолотое полукольцо (Русь монастырская), посещу таки родные места... Судя по всему - и впрямь есть, что посмотретьЗолотое полукольцо (Русь монастырская)

 

Обязательно стоит попробовать: Владими, Суздаль, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль, Сергиев Посад, Углич - богатый выбор!

sputnik1972 аватар
sputnik1972 (Пнд, 06.02.2012 - 18:41)

Я был только в Сергиевом Посаде, очень понравилось, эти купола со звездами незабываемы. И святая вода, которую там наливают. До сих пор уже много лет дома стоит.

Vnika аватар
Vnika (Пнд, 06.02.2012 - 19:52)

Стыдоба. Нигде не была...Золотое полукольцо (Русь монастырская)

 

Гефсиманский скит хорош. Не люблю современные новоделы, какие сейчас строят. Не лежит душа. По мне так лучше столетний нештукатуренный кирпич...

VyazNickOff аватар
VyazNickOff (Пнд, 06.02.2012 - 20:05)

Интересный рассказ! Узнал много нового. Спасибо!

Несколько раз был в Посаде и всегда масса впечатлений.

Жаль, что не попали в музей игрушек.

Там можно "встретиться" с детством.Золотое полукольцо (Русь монастырская)

 

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 20:35)

sputnik1972 написал(а):

Я был только в Сергиевом Посаде, очень понравилось, эти купола со звездами незабываемы. И святая вода, которую там наливают. До сих пор уже много лет дома стоит.

 

Почему-то на меня церковные купола тоже производят сильное впечатление, а за эту поездку я повидал их немало Потихоньку буду выкладывать свои впечатления и фото

А святая вода обычно стоит очень долго - 1-3 года 

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 20:38)

Vnika написал(а):

Стыдоба. Нигде не была...Золотое полукольцо (Русь монастырская)

 

Гефсиманский скит хорош. Не люблю современные новоделы, какие сейчас строят. Не лежит душа. По мне так лучше столетний нештукатуренный кирпич...

 

Вика... и ты тоже... нигде? А раньше по профсоюзным путевка разве не ездила? В 80-90 гг полно дешевых путевок было от профсоюза.

Древность в подлиннике меня тоже заводит, вседа размышляю, как заставить камни говорить или показывать? - вот были бы воспоминания!  

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 20:41)

VjazNickOff написал(а):

Интересный рассказ! Узнал много нового. Спасибо!

Несколько раз был в Посаде и всегда масса впечатлений.

Жаль, что не попали в музей игрушек.

Там можно "встретиться" с детством.Золотое полукольцо (Русь монастырская)

 

 

Всегда рад донести до читателей что-то новое, я и сам, когда читаю блоггеров, всегда ищу зерна необычного и интересного, чтобы потом самому это увидеть.

Игрушки - это да интерсно, но если бы мы туда зашли, тогда бы наша программа совсем "в ночь ушла", когда ничего не увидишь...

Vnika аватар
Vnika (Пнд, 06.02.2012 - 20:43)

Сергей, где я и где профсоюз)))

 

В 85 школу закончила до 90-го в интитуте училась ( до Золотого ли кольца? весело и так было), там же и замуж успела , дочь родила)))) ну и т.д.  А потом и профсоюзы закончились))), и дешевые путевки))))

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 20:53)

Vnika написал(а):

Сергей, где я и где профсоюз)))

 

В 85 школу закончила до 90-го в интитуте училась ( до Золотого ли кольца? весело и так было), там же и замуж успела , дочь родила)))) ну и т.д.  А потом и профсоюзы закончились))), и дешевые путевки))))

 

Так в институте специально для студентов целые туристические поезда организовывали именно в середине 80!

И у нас в институте это было, могие ездили и тАк весело - аж жуть! А профсоюзы и поездки развалились где-то к 90 г. ВОТ!

Vnika аватар
Vnika (Пнд, 06.02.2012 - 20:56)

Наверстаем)) Какие наши годы))) Что нам профсоюзы?)))) Государство з/п повысило, увеличило и без того длинный отпуск. Едь, не хочу))))

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 21:01)

Vnika написал(а):

Наверстаем)) Какие наши годы))) Что нам профсоюзы?)))) Государство з/п повысило, увеличило и без того длинный отпуск. Едь, не хочу))))

 

Вика, а у тебя не действует правило для военных и МВД, когда оплачивают отпускной билет в любую точку мира? У нас многие служивые пользуются этой льготой.

Vnika аватар
Vnika (Пнд, 06.02.2012 - 21:02)

Пользовалась всегда. В этом году все отменили)))

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 21:15)

Vnika написал(а):

Пользовалась всегда. В этом году все отменили)))

 

Упс-сЗолотое полукольцо (Русь монастырская)

Срочно верните профсоюзы!Золотое полукольцо (Русь монастырская)

vibas аватар
vibas (Пнд, 06.02.2012 - 21:15)

Серег, очень в тему!!! Как раз начинаю изучать путеводители про Золотое Кольцо, чтобы по весне по возможности поездить...

В Сергиевом Посаде (тогда еще Загорске) был только в студенчестве. Помню, что было красиво, но больше ничего не помню. Что там - студент-первокурсник! Ветер в голове!

Сейчас посмотрел твои фотографии - удивительно красиво! И история у этого места, конечно, особенная!

BUCH аватар
BUCH (Пнд, 06.02.2012 - 21:22)

Как же хорошо ещё и ещё раз соприкоснуться с храмами! Какое же это лекарство для души! Сама путешествовала по Золотому кольцу лишь раз давно по воде, поэтому в Золотое кольцо тогда вошли и Куйбышев, и Горький... Золотое полукольцо (Русь монастырская) Спасибо,Сергей, за историю! С удовольствием прочитала и жду продолжения.

Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пнд, 06.02.2012 - 21:32)

BUCH написал(а):

Как же хорошо ещё и ещё раз соприкоснуться с храмами! Какое же это лекарство для души! Сама путешествовала по Золотому кольцу лишь раз давно по воде, поэтому в Золотое кольцо тогда вошли и Куйбышев, и Горький... Золотое полукольцо (Русь монастырская) Спасибо,Сергей, за историю! С удовольствием прочитала и жду продолжения.

 

Рита, спасиб за коммент, так приятно, когда друзья понимают твои чувства. Если честно, я опасался размещать этот пост из-за обилия церквей и храмов - лично мне это нравится, дает заряд положительной энергии. Но всем ли это интересно? я не знал, как посмотрят читатели на погружение в церковную архитектуру...

Куйбышев, Горький... - где эти города теперь? Нынче есть Самара, Н.Новгород, в котором я давно хочу побывать, но все никак... 

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...