ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Париж, февраль, 2010
Самые распространенные ассоциации с королевским Парижем – это приключения времен трех мушкетеров, не так ли?
Между тем, мне решительно хотелось открыть для себя Францию и Париж более древние. Заглянуть в эпоху Средневековья, прикоснуться к тому стилю, который в архитектуре называют «готика».
Возможно, такой интерес вызван тем, что мне не доводилось много бывать в Европе, на моем туристическом счету очень мало настоящих готических соборов, многовековых каменных стен, и остроконечных шпилей башен.
Да, я чрезвычайно желала окунуться в мир рыцарей и Прекрасных Дам, святой католической веры, ремесленников и их подмастерьев.
Где найти в нынешнем Париже эту эпоху? Кто-то скажет просто – идите в Латинский квартал, смотрите соборы и музеи, просто гуляйте по историческим районам Парижа.
Меня не устроила такая раскладка, прежде всего из-за погодных условий. Как фотограф, представляла пасмурность и мрачность городских видов: серые здания и темные проемы галерей…
Опять же, как выбрать из многообразия музеев самый подходящий?
Нет, чем бродить бесцельно, оптимально было выделить несколько исторических средневековых объектов, привлекающих и достойных того, чтобы потратить на них свое время.
После изучения советов блогеров и прочтения путеводителей, сделала выбор. И не пожалела ни капельки!
Кто желает оказаться со мной в Средневековом, готическом Париже – эта серия для вас.
Возможно, она покажется не столь ироничной, легкой и яркой, как прочие. Но не забывайте – на дворе стояли суровые годы дворянских междоусобиц, религиозных споров, эпидемий чумы и рождения подлинных шедевров архитектурного и прикладного искусства.
И учитывайте, что между всеми этими достопримечательностями у меня был самый разный Париж, с его бытовыми вопросами, городской современностью и витринами модных бутиков.
Последующие серии будут более прогулочно-развлекательнымы...  А пока...
Найдите силы дочитать до конца. Уверена, откроете массу интересного!

Церковь Сен-Жермен де Пре

Эта церковь привлекла мое внимание первым предложением о ней в путеводителе:
«Считается одной из самых древних во Франции и самая древняя церковь Парижа».
Основанная в 543-556 годах Хильдебертом, сыном первого христанского короля франков Хлодвига, эта первая христианская обитель вскоре стала аббатством в полях (франц. Pres – поля) за пределами города. Управлял ею некий отец Жермен, после кончины которого, за многочисленные благодеяния, он был возведен в звание Святого.
Так появилось название Сен-Жермен де Пре.
Вы только вчитайтесь! Я не ошиблась в дате!
Тысячный год не должен стоять впереди 543 года! Как можно не побывать в стенах, которым около полутора тысячи лет?
Для знатоков истории Франции информация к размышлению: популярнейший и наиболее известнейший король франков Карл Великий начал править только с 768 года!
Время посещения выбрала для себя самое удобное – раннее утро.
Здесь, отмечу то, о чем я еще не упоминала. Разница во времени во Франции с Москвой – отставание на два часа. Что чрезвычайно удобно на мой взгляд. Утром можно встать в 6 утра (организм работает привычно для 8.00), а вечером можно ложиться в 23.00 (тело утомляется на привычные ему 01.00 ночи).
Завтрак в отеле – с 7 утра, на улицах – пустота, тишина, редкие прохожие выползают на улицы и двигаются в сторону метро.
Церкви и соборы открыты с самого раннего часа, так что, когда около половины восьмого стояла перед Сен-Жермен-де-Пре, получила желаемое – тишайшая пустота и умиротворение.
Так началось знакомство с древним Парижем.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Даже внешний вид этой церкви заставляет поверить в то, что она построена не в годы пышных украшательств наружных фасадов. Это не готика. Не знаю, как назвать, я не архитектор, но явно «доготический» стиль. Понятно, что позже что-то было достроено и перестроено, но все простота и суровость сводов дает представление о времени постройки.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Внутри церковь украшена всем набором католических храмов: картины, статуи святых, древние фрески на стенах, роспись на колоннах и потолке, эмблемы-гербы и витражи. Утро выдалось пасмурным, сырым, но тем приятнее было оказаться под высочайшими арками, отражающими пламя свечей. Католичество для меня, православной, является «интересным аттракционом», поэтому, и я осознаю, что приходя в храм чужой веры, невольно причиняешь неудобство верующим-католикам.
Думала, что буду там одна - одинешенька. Но нет.
Несколько человек молились, стоя в отдельных нишах, перед главным алтарем. Не хотелось им мешать, и показаться любопытной туристкой, которую занесло «не по адресу». Просто побывать тут, постоять и подумать о том, что стоишь в древнейшей церкви Франции – вот на что я претендовала.
ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Фотографий не много, но каждая из них подскажет вам, чего ожидать от Сен-Жермен.

Церковь Сен-Сульпис.


Погода, между тем, ухудшалась.
Отложив до обеда знакомство с Сите, отправилась посмотреть расположенную в нескольких станциях метро церковь Сен-Сульпис.
Здесь не буду останавливаться подробнее, думаю, среди вас немного найдется поклонников творчества Дэна Брауна. А кто читал его книги, тем более должны быть в курсе о чем речь.
Искатели Святого Грааля посещают эту церковь, буквально держа в руках книгу Д. Брауна «Код да Винчи» и отслеживают мельчайшие подробности – где там линия Розы, самый первый меридиан, и прочее по сюжету книги.
Меня не слишком трогали эти детали, просто, раз уж я оказалась поблизости, и до открытия музеев еще есть время, почему бы и не бросить взгляд на Сен-Сульпис?
Тут я в очередной раз потерялась, ибо вылезла из метро и пошла в противоположную сторону от собора. Улицы в Латинском квартале похожи, а под дождем – ну одна к одной!
Чертыхаясь себе под нос чем-то вроде: «Дурдом, где искать этот Сен-Сульпис, чертов Париж, чертов Ден Браун, как отсюда выбираться?» я встретилась взглядом с немолодой дамой.
Дама стояла у перехода и внимательно с улыбкой смотрела на меня.
Глядя на ее велосипед с хозяйственной корзинкой, решила, что она явно местная и может мне подсказать:
- Силь ву пле… Плиз, хелп ми! Я ищу Сен-Сульпис.
И показываю ей изображение собора в путеводителе.
Дама на хорошем русском языке произносит:
- Милая, вы идете не в ту сторону, церковь Сен-Сульпис прямо за вами. Она сейчас на реставрации, поэтому картинка несколько отличается.
- Оу! Вы говорите по-русски! Как хорошо, а то я совсем решила, что заблудилась!
- Ничего страшного, в Париже такое бывает. Я вышла сюда замуж, будучи студенткой, давно не говорила по-русски. За двадцать лет жизни впервые вижу, чтобы туристка так рано подходила к Сен-Сульпис. Там сейчас тихо и безлюдно, а днем бывает – не протолкнуться. Вы молодец, что приехали так рано!
Ах, в душе снова родились первые прекрасные чувства к Парижу и его жителям. Ничего, что моя первая «француженка» оказалась бывшей русской гражданкой! Благодаря ей, я поняла, что чертыхаться нужно осторожнее – меня могут понимать окружающие.
Вид Сен-Сульпис – классика реставрирующихся церквей.
Строительные леса и маскировочные полотна.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Гораздо больше меня впечатлил фонтан на площади перед церковью.
«Фонтан четырех епископов» интересен даже в неработающем «спящем» виде.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Внутри – внушительно и величественно.
Но это уже явно не готика, мы перепрыгнули в позднее Средневековье.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Пожалуй, Дэн Браун не зря избрал эту церковь для участия в своем произведении.
Он создал ей прекрасную рекламу, и кто знает, не на средства ли от пожертвований туристов, затеяна столь масштабная реставрация?

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Все, кто желает ознакомиться с Сен-Сульпис во всей красоте, приезжайте через пару лет. Строительные работы будут полностью окончены.


Мне же вполне хватило прикосновения к литературному «брэнду» Парижа, и я поехала в свой первый французский музей. Можно было бы посетить «Музей истории Парижа», но я руководствовалась собственными приоритетами.

Музей Средних Веков – Музей Клюни.

Если вы ни разу не бывали в Париже, конечно, первым делом вас привлечет Лувр. Что ж, каждый выбирает по себе. Мой выбор – Клюни. Не слишком обширный, без толп и очередей, самое подходящее начало музейной жизни. Найти его не составило труда: среди более поздних построек, это сооружение выделяется самым древним видом.
Этот «объект древности» по времени возникновения, превосходит Сен-Жермен де Пре на несколько веков ранее. Со времен Римской империи, здесь во II веке располагались одни из первых терм Парижа. Попросту говоря, бани. Много позже это владение стало аббатством Клюни, меняло владельцев, и лишь в 1844 году в нем открылся музей.
Что же привлекло меня сюда?
Путеводители расхвали сад и вырытые при раскопках в 20-ом веке каменные термы. Но нет, под февральским дождем их осмотр доставил бы немного удовольствия.
Может быть, меня притягивала богатейшая экспозиция изделий средневековых мастеров, собранная на двух этажах особняка? Да, это уже ближе к цели.
Приобретя в кассе Музейную карту  PARIS MUSEUM PASS на четыре дня за 48 Евро, отправилась в залы.
За окнами шумел сильный дождь, и затемненные комнаты показались мне невероятно уютными и гостеприимными.
Окна затемняют для того, чтобы дневной свет не портил экспонаты.
Посетителей было немного, но в некоторых залах увидела группы детей. Вспомнила слова гида о том, что в начале февраля во Франции начинаются каникулы в школах и в ВУЗах. Что ж, очередное прикосновение к современной Франции.
Дети вели себя чинно и тихо, усаживались на пол и слушали экскурсовода на удивление спокойно.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Между тем, в этих залах есть, на что посмотреть не только детям!
Впереди предстоял насыщенный день, поэтому фотографировала умеренно. Но разве можно не оставить себе на память хотя бы часть увиденного?
Холодное оружие, рыцарские доспехи, фрагменты витражей и церковных барельефов, части колонн, а то и целые колоннады, прочие остатки Средневековой жизни представлены здесь довольно обширно.
Кстати, вот эта красота ранее украшала церковь Сен-Жермен де Пре, из которой я недавно вышла.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Выбирайте то, что вам наиболее интересно, и рассматривайте часами в мельчайших подробностях.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Я шла сюда с определенной целью.
Должна сделать небольшое отступление от рассказа о музее Средних веков.
Позвольте поделиться тем, чему я отдала пять лет жизни. Первое образование, полученное в Москве, носило текстильный характер. Моя профессия в узком кругу специалистов носит название «дессинатор» (от фр. «dessiner» - рисовать).
То есть, мы учились проектировать ткани (рисовать ткацкие орнаменты, изучать всевозможные переплетения нитей, позволяющие создать ткацкие полотна). Но, среди прочих дессинаторов нашей группы, только у меня одной дипломная работа была посвящена мебельным тканям. А именно – гобеленам. Диплом я защитила на «отлично», и до сих пор во мне сильны полученные в Текстильной академии знания в текстильной области. Сколько литературы и рисунков было изучено в процессе учебы. Гобеленам отводилось особое внимание.
Так что, еще с тех пор, я знала об искусстве французских ткачей, о создании ткацких механизмов и технике ручного ткачества.
В музей Клюни пришла ради гобеленов. Точнее, шпалер.

Шпалеры – настенные ковры, многоцветные, со сложным рисунком.
Гобеленами эти ткани стали называться позже по имени семьи Гобелен, владеющей одной из больших шпалерных фабрик в Париже. Шпалеры широко использовались в период Средневековья для украшения покоев замков и дворцов, их вывешивали вдоль трибун, во время рыцарских турниров, в их сюжеты вкладывался не только декоративный смысл, но и значение к определенному событию. Например, к свадьбам, воинским подвигам и проч.
Понимаю, что могу на эту тему прочитать многочасовую лекцию, поэтому ограничусь лишь тем, что как раз в музее Клюни представлены настоящие произведения шпалерного искусства.
На них я не жалела ни времени, ни объема памяти в фотоаппарате.
Да, меня интересовали «тряпочки» масштабом пять на шесть метров, с вытканными мельчайшими деталями, с переходом двадцати цветов основы и десяти утков в совершенно невероятные сорок пять оттенков картины. А глядя на сюжеты шпалер, можно ознакомиться с мельчайшими деталями жизни тех веков. Меня учили понимать ткацкий рисунок, и я вижу мужскую и женскую моду, обычаи и нравы. Шпалеры показывают гораздо больше икон или картин.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Такое ткачество всегда было коллективным, над одной шпалерой работало несколько мастеров и подмастерьев. Один ткач за год мог соткать от одного до четырех метров шпалеры. Весь труд – практически ручной. Технология – сложнейшая! Сначала рисовался небольшой эскиз, затем рисунок переносился на картон размером в натуральную величину заказа, накладывался на деревянную раму, и лишь после этого с помощью переплетений нитей создавалось полотно.
Только в 1808 году француз Жаккард изобрел машину, позволяющую с помощью автоматической заправки ткать узорчатые ткани.

Главным же шедевром ткачества начала 16 века является серия шпалер под общим названием «Дама с Единорогом».


ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Насколько она ценна и уникальна можно судить и по тому, что шесть полотен представлены в отдельном зале, куда можно попасть, следуя по указателям.
Это самый затемненный уголок музея. Ни в коем случае не пользуйтесь вспышкой при фото. Удивлена, что разрешалось вообще наводить камеру на эти шпалеры. Они единственные в своем роде. История их удивительна. До сих пор неизвестно, кто был автором работ, в каком городе они сотканы, и даже сам сюжет оставляет простор для фантазии искусствоведом.
Наиболее распространена версия, что эти шпалеры созданы в Брюсселе, в конце XV века. Изображенная на них Прекрасная Дама, встречает мифического Единорога
Чтобы передать масштаб и затененность зала оставляю фото с силуэтами посетителей.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

В последующие дни я вдоволь насмотрелась на самые разнообразные шпалеры и гобелены в прочих музеях и дворцах, но эти первые, известные заочно еще по студенчеству, имели для меня огромное значение.
Извиняюсь за столь углубленное повествование о ткачестве, но только после того, как профессиональное любопытство было удовлетворено, я могла отправляться исследовать Средневековый Париж далее.
Теперь путь лежал к «Серду Парижа», на остров Сите. Погода наладилась, и я поспешила воспользоваться просветом в тучах.

Остров Сите. Сен-Шапель и Консьержери.


О том, как я открыла для себя Нотр-Дам, вы уже прочитали в предыдущей серии. Но разве можно ограничиться только этой достопримечательностью на острове Сите? Чем он наполнен, этот остров посреди города Парижа?
Не всегда мы можем прочитать в отзывах об этом.
Я же прошла его весь, благо дождь то накрапывал, то прекращался, и для камеры не представлял угрозы.
Можно идти вдоль набережных, можно по переплетающимся переулкам.
Здесь меня очень выручила карта, отправленная мне нашим блогером lisa alisa.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Захотелось посмотреть, что представляет собой Цветочный рынок Парижа, расположенный как раз в Сите. С десяток небольших павильонов, в которых представлены как срезанные цветы, так и растущие в горшках. О, орхидеи! Они укрыты в теплых стенах киоска, спрятаны от взглядов любопытствующих туристов.
Поэтому, здесь спокойно, тепло, тихо и экзотично.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Найти Святою Капеллу (Сен-Шапель) с одной стороны очень легко, с другой – вы не увидите ее на улицах Сите.
Весь фокус в том, что один «очень умный» архитектор возвел вокруг нее большой дворец, в котором ныне располагается Дворец Правосудия. По крайней мере, так нам объяснила гид еще во время обзорной экскурсии. И действительно, когда я подошла к огромному зданию «дворцового вида», то сориентировалась по «общей» табличке на стене.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Не помню, чтобы кто-либо из блогеров упоминал о процедуре входа сюда.
Между тем, из всех посещенных достопримечательностей, Сен-Шапель оказалась самая труднодоступная. На улице стояла длинная очередь, в которую я встала, не особо задумываясь, и долго не могла понять, почему народ продвигается так медленно. Оказалось, на входе надо пройти металлоискатель.
Посетители снимают верхнюю одежду, сдают на проверку все вещи и фотокамеры.
Повеяло аэропортом…
Но, по крайней мере, это объяснило задержку. Видимо, соседство с главами Правосудия предполагает обязательную проверку всех подряд. Потратив более получаса на ожидание, отступать не собиралась.
Разоблачившись от амуниции, и снова облачившись в куртку-платок-сапоги-рюкзак, прошла во внутренний двор. Для начала не мешает осмотреться!

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Заметила группу студентов, рассматривающих стенды. Присоединилась!
Итак, самая свежая информация о Сен-Шапель.
Часть витражей закрыта на реставрацию аж до 2013 года!

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

А ведь, именно, ради этих самых привлекательных и обширных витражей сюда идут туристы!
Собственно, часовня прославилась на весь мир как «Чудо света», благодаря витражам. Наиболее ярко и фантастически Сен-Шапель выглядит в солнечные дни, тогда можно наслаждаться примерно таким видом (снимок фотографии со стенда).

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Но, поскольку погода не солнечная, то часть реставрируемых витражей уже большой роли не играла.
Ознакомившись со всеми этапами обновления витражей по современным технологиям, вышла к желаемой капелле. Готика, готика, самая настоящая, долгожданная, всегда прекрасная в своей резной серости!

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

А внутри – удивительное переплетение сводов, витражей, фресок и лампад.


Первый этаж.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Второй этаж.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Масштабы окон с цветными витражами огромны. Нет, хорошо, что тут идет реставрация! Иначе, я бы совсем потеряла голову, пытаясь вместить в фотоаппарат их красоту и многогранность. Это надо видеть, и почувствовать их размеры!

Покинув Сен-Шапель, нашла в себе силы продолжить осмотр Сите еще одной интересной достопримечательностью.
Не многие туристы добираются до Консьержери, между тем, совмещать посещение этих двух объектов чрезвычайно удобно. Даже если у вас нет Музеем Пасс, вы можете при входе в Сен-Шапель приобрести двойной билет и на осмотр Консьержери. Этот замок-тюрьму уже не раз видела с нескольких точек – и во время обзорной экскурсии, и с ночной Сены, и просто подходя по берегу к острову Сите.
Эти башни трудно не заметить и не обратить внимания на их грозный вид.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Однако, выйдя на улицу, ничего подобного не наблюдалось.
Тут я мужественно приняла решение не блуждать по улочкам, а просто спросить у охранников на воротах Дворца Правосудия в какую сторону двигаться, чтобы найти Консьержери. Милейший военный очень мило улыбнулся и показал мне рукой на вход в этот музей. Вход располагался в пяти метрах от ворот направо! Да… Мои географические способности стремительно приближались к чудаковатости секретаря Географического общества Парижа Жака Паганеля…

В саму пору было укрыться от начинающего дождя в недрах Консьержери. Пожалуй, я не буду подробно перечислять исторические вехи этого места, загляните в путеводители или почитайте в Википедии. Поверьте, очень-очень-очень знаменательное место!
Сколько королей оставило свой след в этих стенах! Со времен Людовика Святого и Филиппа Красивого, до последних «невинно убиенных» Людовика XVI и Марии-Антуанетты.
Эта резиденция служила и сторожевым замком, и дворцом, с жилыми покоями, и тюрьмой для благороднейших заключенных.
Попадая в сохранившийся с 1310 года «Зал стражи», сразу чувствуется торжественность и величие Консьержери.
Оставляю снимок с посетителями, опять же, чтобы увидели размеры помещения.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Дальнейший осмотр экспозиции включает проход по коридорам и тюремным казематам, в которых вы увидите макеты заключенных. Здесь же – последняя сохранившаяся гильотина Франции. Фотографировать не стала просто в силу тяжести зрелища. Навевает кровавые сцены из фильмов с реалистичным отрубанием головы.
Здесь же и оригиналы документов Республики, портреты лидеров революционного движения, и на удивление – много студентов.
Конспектируют, что-то срисовывают со стендов, как видно, интерес к истории собственной страны большой.
Также предлагается осмотреть камеру, в которой была заключена ожидающая казни Мария-Антуанетта. Я не поклонница этой эпохи в истории Франции, но отдать дань памяти прекрасной женщине, родоначальнице не одного модного направления, не могла.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Постояла, посмотрела. «Примерила на себя» условия заключения.
Выйдя во внутренний двор, смогла представить себе еще одну бытовую подробность того времени. Здесь заключенные не просто гуляли, они сами стирали свое белье – вот в этой каменной ванне под открытым небом…

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Все проходит. Остались уже в давнем прошлом и те страшные смутные времена, но нежные примулы все также цветут на единственной клумбе этого мрачного учреждения. Они произрастают на той самой земле, политой слезами тысяч несчастных заключенных Консьержери.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

И лишь немногие из них оставили значительный след в истории Франции.

Закончить хочется на приятной ноте.
Знаете, откуда пошло название профессии «консьерж»? Отсюда.
Главный управляющий Консьержери, ведающие связками ключей, финансами и прочим хозяйством, назывался Консьерж. Так что, каждый раз проходя мимо консьержки в своем подъезде (если таковая вообще имеется), вы можете вспомнить мой рассказ.

Базилика Сен-Дени.


Эту достопримечательность Парижа я выделила для себя еще дома.
Когда же проезжали мимо нее в автобусе, и гид рассказала о том, что здесь «обязательно стоит побывать, не пожалейте времени», то решение мое окончательно созрело. Для Сен-Дени оставила последнее парижское утро.
Тут сыграли роль два фактора – прочие дни были заняты полностью, да и хотелось лучше ориентироваться в метро. К седьмому дню пребывания в Париже, уже преотлично ориентировалась в пересадках и переходах.
На ветке, ведущей в Сен-Дени, открылась еще одна его особенность. Ветка из одной расходится на две. «Просечь» как туда ходят поезда, смогла только тогда, когда стояла на платформе. Поезда чередуются «через раз» - один едет направо, другой налево. На табло загорается нужное направление, так что – немного внимания, и не ошибетесь.
Правда, минусом утренней поездки в этот район явилось то, что погрузилась в свой первый «конкретный час пик».
Сюда едет поток служащих и студентов, туристов в восемь-девять утра не наблюдала.
Попала в самый эпицентр французского буднего утра… Люди самых разных национальностей толпились на платформах, заполняли вагоны «под завязку».
Переживая, как же я туда вмещусь с рюкзаком за плечами, быстро успокоилась.
Хамства, грубости и толчеи не было. Кто не влез в поезд, просто оставались ждать следующего. То тут, то там звучали «Пардон», «Сильвупле», в общем – лепота!
Насмотрелась на негров, арабов, азиатов и европейцов в самых различных нарядах и сочетаниях. С какой нежностью темнокожий папа держал на руках маленькую дочку! И как надменно смотрела на нее белокожая француженка в красной шляпке! Сорок минут в метро пролетели моментом.
Доехала до станции «Базилика Сен-Дени». Вышла и… Снова потерялась.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Вокруг какие-то современные постройки, и самая обычная «барахолка», свойственная любым городам мира.
Но, величественный готический собор не скрылся от меня.
Ах, на вид ничуть не уступает прославленному Нотр-Даму!

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

И резной фасад, и фигурки святых, и узорчатые арочные входы, и даже горгульи на крыше присутствовали!

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Да, теперь я уже знаю, что это были точно горгульи. Их предназначение – водостоки.
Чем же эта базилика привлекла? Что в ней такого, чего вы не найдете в прочих соборах Парижа?
Все просто. Именно здесь, в предместье Сен-Дени, находятся усыпальницы французских королей! Мне не по душе идея посещать места захоронения великих людей. Не собиралась я ни на кладбища Перл-Лашез, ни на русское Сен-Женевье-де-Буа. По холоду бродить там – ну нисколечко не интересно!
Другое дело, закрытое помещение! И другое дело – увидеть древние надгробия!
Сама история Франции обитает под сводами Сен-Дени…
Но, кроме упомянутых гробниц, существует еще одна причина для того, чтобы выделить Сен-Дени среди прочих церквей Парижа.
Возникло аббатство в V веке нашей эры, на месте упокоения Святого Дионисия (Дени), который погиб мученической смертью. Ему отрубили голову в районе нынешнего Монмартра, и он пришел оттуда, неся отсеченную голову в руках!
В XII веке аббатство перестраивается в «первый шедевр готического искусства». Теперь быстренько считаем. Строительство Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) началось тоже в XII веке, но только к 1200 году были заложены его две башни, и лишь к 1345 году вся работа была завершена.
Таким образом, первые круглые резные розетки и горгульи появились в Сен-Дени. Господи, благослови Гюго, что он не избрал эту церковь для действия своего романа. Возможно, лишь это спасает от наплыва толп туристов со всего света?
В базилику я входила в полном одиночестве.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Величие и строгая красота готики прекрасно сочетаются с пустотой и тишиной.
Хорошо, что две прочие церкви я посещала также с утра (Сен-Шапель и Нотр-Дам смотрела днем), и рада тому, что Сен-Дени оказалось последним из всех увиденных.
Иначе… Мне другие было бы не так интересны.
Приобретя входной билет за 5 евро в кассе, улыбнулась кассиру. Меня спросили, откуда я приехала? Ответив, что из России, получила на руки план усыпальниц на русском языке. Все предусмотрено! Теперь, я могла безошибочно передвигаться среди многочисленных статуй королей и королев. Заодно проверила свое знание французской истории.

Раскладка по династиям и периодам правления представителей каждого клана:
Меровинги 481-657 гг
Каролинги 751-884 гг
Капетинги 996-1382 гг
Валуа 1398-1538 гг
Валуа – Ангулем 1515-1589 гг
Бурбоны 1589-1793 гг

Список соответствует выданному плану захоронений. Открыла для себя, что никогда не разделяла просто Валуа и Валуа Ангулемских, и что даже не представляю, кто же правил страной в «пробелах» в датах.
И еще один момент: в Сен-Дени находятся захоронения многих королей, но не всех. Драгобер (Меровинг) был первым похороненным здесь королем, но только с Гуго Капета монархи систематически хоронятся здесь. Всего –было похоронено 42 короля, 32 королевы, 63 принца и принцессы и 10 знатных особ королевства. Последний захороненный король Франции – Людовик ХVIII.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.
Любители французской истории могут подробнее углубиться в отдельных представителей каждой ветки королевских династий, здесь же я просто хочу показать, ради чего стоит побывать в Сен-Дени. Если расписывать подробно хотя бы часть надгробий, то это бы потребовало отдельного репортажа.
Итак извиняюсь за объем данной серии, но иначе – мой Париж растянется на три месяца.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.
В Сен-Дени советую ехать к открытию, то есть к 10.00 утра.
Сама стала первой посетительницей.
Восторг! Никого! Честное-пречестное, ни одного туриста!
Видимо, еще блуждают в переходах метро или едут сюда с организованной групповой экскурсией.
Только я – и каменные изваяния королей и королев, маленьких инфантов и тех, кто сопровождал монархов в загробной жизни.
С особой пышностью показаны кающиеся короли Франции. Людовик XVI и Мария-Антуанетта.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Мир праху всех упокоенных в этих стенах.
Была бы католичкой, обязательно бы произнесла молитвы в память их душ. Какими бы кровавыми деяниями не была заполнена их жизнь, но они творили ИСТОРИЮ…
В 10.30 утра я была абсолютно свободна «от готики» и могла посвятить день прочим удовольствиям. Посещение Сен-Дени настолько воодушевило, что в тот день я покрыла все рекорды пеших прогулок по зимнему Парижу.
Венцом их стал последний запланированный мной средневековый объект.

Площадь Вогезов.

За эту прекрасную площадь приношу большую благодарность Малине Финиковой. Ее рекомендации побывать в квартале Маре, я смогла осуществить. Правда, с некоторыми поправками на погоду.
В тот день в Париже было по-настоящему холодно. Морозно. Но, зато светило солнышко! И когда я подходила к нужной улице, то радовалась: должна попасть на площадь в лучах заходящего солнца.
Если бы все было так просто! Иду, иду… Нет площади! Смотрю на карту – уже должна ее увидеть… А нету!
Прошлась в обратную сторону. Нет площади.
Развернулась, и поняла, что если хочу застать солнце, придется обращаться к аборигенам. Как назло, вокруг гуляют мерзнущие туристы… Какие там бутики, какие дизайнерские магазинчики! У меня тоже мерзнет нос и хочется погреться. Выбрав из прохожих явного местного жителя (гулял с собакой), обратилась на английском. Не понимает. Тогда, раскрыла путеводитель с нужной картинкой, и тычу пальцем «Сильвупле!».
Как он разулыбался! Может быть, это его любимая площадь?
Произнеся «О, пляс де Вож», он взял меня за руку и повел!! Ну, думаю, сейчас что-то будет… Такой любезный француз попался, что даже за ручку меня водит. Пройдя ДВА дома, он мне показывает переулок, заканчивающийся так:

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

И я понимаю, что ходила туда-сюда мимо площади Вогезов.
Она не на открытом пространстве, а в глубине улиц.
Пройдя в арку, застыла от открывшейся красоты.
Это одно из самых очаровательных мест Парижа! Особенно, при вечернем освещении.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Представьте себе квадратную площадь, окруженную со всех четырех сторон подобными сплошными зданиями.
Посредине площади «памятник на коне».

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Впечатляет? После серо-каменного города, после хмурого неба, после однотипных центральных улиц – нечто совершенно удивительное.
А чем же примечательна эта площадь в истории Франции? Читайте романы Дюма или путеводители!
Самая старинная площадь города - на ней находился дворец Турнель. Здесь в 1559 году был устроен рыцарский турнир, в ходе которого капитан шотландских гвардейцев граф Монтгомери, на глазах законной жены (Екатерины Медичи) и любовницы (Дианы де Пуатье) смертельно ранил короля Генриха II (в Сен-Дени я фотографировала их надгробия). Спустя несколько лет, Екатерина добилась, чтобы злополучный дворец был снесен, а на пустовавшем месте лишь спустя более полвека была разбита Королевская площадь. Еще пару веков спустя, в 1800 году, провинция Вогезы собрала в казну большую сумму налогов, чем прочие провинции.
И в честь этого площадь переименовали.
Современный вид площади сохранился с того времени.

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Может быть, вы удивляетесь, почему во всем репортаже совсем нет фотографий с моим изображением? Посчитала излишним разбавлять собой готический, средневековый Париж.
Но на этой площади отметилась. 
Пусть я тут не столь красива, как на других фото, но зато безмерно довольна!

ПАРИЖ средневековый, готический, королевский.

Как ни банально прозвучит, но мой древний Париж должен был получиться памятным и яркии!
Искренне желаю вам открыть для себя этот город со стороны Средневековья.
Подготовьтесь, посмотрите литературу и карты, распланируйте время, и все получится!
Если же вы чего-то боитесь, не хотите сами себя развлекать, то к вашим услугам предоставляется пешеходная экскурсия «Нотр-Дам и Латинский квартал», включенная и в мой призовой тур от компании BSI групп.
Но тогда, вам придется гулять по городу в тех погодных условиях, которые выпадут на время экскурсии. Себе я оставила свободу действий в этом отношении, но в следующей серии расскажу, как я воспользовалась организованными экскурсиями от организаторов тура.
Спасибо за возможность увидеть Париж!

Медаль
Тэги: Франция ,
17 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Lnphoto аватар
Lnphoto (Ср, 24.02.2010 - 19:41)
ого сколько написано! фото еще грузятся
BUCH аватар
BUCH (Ср, 24.02.2010 - 20:14)
Оля, какой разнообразный ПАРИЖ получается! Особенно понравились шпалеры. Какая красота!
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Ср, 24.02.2010 - 20:29)
Оля, восхищаюсь в очередной раз - и Вашей обстоятельностью, и трудолюбием, и ответственностью, и способностью погружать всех и в свой внутренний мир, и в мир Парижа. Само Провидение послало Вас в столицу мира, честное слово. Спасибо!!!! А перечислять, что я узнала благодаря Вам, и смысла нет. Всё интересно! И кажется мне, что эта поездка через года аукнется Вам каким-то личным шедевром - например, создадите суперковёр или суперкостюм.
MMS аватар
MMS (Ср, 24.02.2010 - 20:49)
А можно и я похвалю или опять кусаться станете?
Серия, конечно, длинновата, но короче тяжело, естественно... Много дат, эпох, королей...
Сен-Дени понравилось больше всего... Странно, но почему на любых захоронениях мира интересно, а на наших кладбищах - страшно... Хочется по-быстрее уйти...
Оса, даже загробный мир у тебя хорош...

GNT аватар
GNT (Ср, 24.02.2010 - 21:07)
Над фразой "Оса, даже загробный мир у тебя хорош" задумался. Может быть - Оса - это мессия, а мы, слепые, не можем разглядеть?
MMS аватар
MMS (Ср, 24.02.2010 - 21:16)
Блин, Вань, меня сейчас растерзают из-за твоей шутки... :evil:
Я только сказала, что надгробия очень красивые...
finikova аватар
finikova (Ср, 24.02.2010 - 21:16)
я бы зажала 5евро на надгробия глядеть. Тем более вот у нас в городе по субботам можно бесплатно в музей погребальной культуры сходить, там конфеты и кофе бесплатно - ну так реклама говорит по телевизору. А для тех, кто хочет уйти побыстрее - весь февраль кремация бесплатно,  а для тех, кто хочет заранее кремацию оплатить - скидка 10 тысяч при оплате в феврале.
Вот вам весело, а у нас наверное топливо в городе кончается. :?:
GNT аватар
GNT (Ср, 24.02.2010 - 21:18)
Зовите Осу - она согреет вас своим теплом.
MMS аватар
MMS (Ср, 24.02.2010 - 21:23)
Я бы лучше криокамеру заранее оплатила... Вдруг оживят лет этак через 150.
Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Ср, 24.02.2010 - 21:45)
Оса, поражаюсь вашей внимательности, скрупулезности и системности подхода к экскурсионке
Просто снимаю шляпу - не каждый гид сумеет так обстоятельно и интересно рассказать об исторических местах Парижа :wink:
Os-a аватар
Os-a (Ср, 24.02.2010 - 22:34)
Все привет, я тут.
Понимаю, что данная часть получилась огромной и перегруженной. Но так не хотелось возвращаться потом к готике. Пусть уж все в одном месте будет.
В конце-концов, репортаж можно читать не за один раз.

Мне самой Сен-Дени показался самым интересным и историческим местом, можно было бы и им одним ограничиться, если бы времени в Париже было меньше. Но что получилось, то получилось. Зато теперь, я "сыта" Средневековьем вполне.
Дальше легче будет!
Os-a аватар
Os-a (Ср, 24.02.2010 - 22:37)
Малина, а вход в собор Сен-Дени бесплатный, надгробия отгрожены сеткой, можно полюбоваться гробницами без денег. Но мне же нужно было сделать репортаж с фотографиями, и это стало решающим фактором, чтобы побродить среди королей и королев прошлого.
Vnika аватар
Vnika (Ср, 24.02.2010 - 22:46)
Сен-Дени просто переполнен историей. Надгробия, возможно, являются произведениями искусства, но что-то жутковато. Каменные лежачие люди.... Еще и с утра пораньше...   :rubber:

Кающиеся Людовик и Мария-Антуанетта куда как приемлемы для восприятия.

Людовик VIIIX -это кто?  :?:

Ну и я, действительно, удивлена, что так мало фотографий Осы на фоне парижских достопримечательностей  :(
WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Ср, 24.02.2010 - 22:52)
А я ни в Сен Шапель, ни в Сен Дени так и не побывала.
Зато есть повод вернуться в Париж еще раз. Ведь не все успела посмотреть. :hmm:
Os-a аватар
Os-a (Ср, 24.02.2010 - 23:01)
Людовика я поправила. Опечаталась в римских цифрах.

Слава Богу, таких обширных серий более не будет. Остальное - гораздо компактнее и веселее.


WiseSpaniel, как ни странно, кого я не спросила бы из нашей группы русских, никто так и не добрался... Тяжелые достопримечательности, в них попасть не так просто.
Os-a аватар
Os-a (Ср, 24.02.2010 - 23:04)
Фотографий с Сен-Жермен и Сен-Сульпис и быть со мной не могло, и уж подавно в Сен-Дени - я там одна ходила, не просить же меня сфотографировать кассиров и церковных служащих...
В Сен-Шапель толку фотографировать себя мало, витражи преогромнейшие - что на снимке то будет? Кусочек головы и окна, или я сама и кусочек окон?
Что еще остается? Консьержери? В тюремных стенах себя запечетлевать как-то тоже "не комильфо".
Пожалуй, можно было бы в музее сняться с гобеленом. Но там я была слишком поглощена долгожданными текстильными шедеврами.

В общем, себя с Вогезами запечатлела, и то благодаря проходящим туристам. Народу и там было мало.
Vnika аватар
Vnika (Ср, 24.02.2010 - 23:32)

Os-a написал(а):

Фотографий с Сен-Жермен и Сен-Сульпис и быть со мной не могло, и уж подавно в Сен-Дени - я там одна ходила, не просить же меня сфотографировать кассиров и церковных служащих...
В Сен-Шапель толку фотографировать себя мало, витражи преогромнейшие - что на снимке то будет? Кусочек головы и окна, или я сама и кусочек окон?
Что еще остается? Консьержери? В тюремных стенах себя запечетлевать как-то тоже "не комильфо".
Пожалуй, можно было бы в музее сняться с гобеленом. Но там я была слишком поглощена долгожданными текстильными шедеврами.

В общем, себя с Вогезами запечатлела, и то благодаря проходящим туристам. Народу и там было мало.


А на цветочном рынке? 

sputnik1972 аватар
sputnik1972 (Ср, 24.02.2010 - 23:43)
Мне понравилось, не считаю рассказ перегруженным, средневековье - моя любимая эпоха. В некоторых местах был, а вот в Сен-Дени и Консьержери нет. Мне, как и Вам, очень приглянулся фонтан со львами у Сен-Сюльписа, но я его видел с водой :wink: Не знал, что он называется фонтаном четырех епископов. Музей Клюни действительно очень интересен. Маленькая ремарка по Сен-Жермен-де-Пре: доготический стиль это романский, как раз колокольня, относящаяся к X веку, это и есть образец романской архитектуры, как и базилика. Само аббатство изначально много раз разрушалось, а вот романская эпоха сохранилась. А вообще хотелось бы похвалить Ваш рассказ за его цельность, потому что представлена вся средневековая история Парижа в камне, от романского стиля до поздней готики и ренессанса. 
BUCH аватар
BUCH (Чт, 25.02.2010 - 01:04)
Мне тоже не показалось, что рассказ перегружен. Просто кому-то интересны правители Франции, а кому-то художники и т.д. :D Для меня , так всё-таки мрачноватое время было, что и передано архитектурой. Исключение составляют витражи - ВОСТОРГ!
Mikha аватар
Mikha (Чт, 25.02.2010 - 17:09)
Пока еще GNT позволяет кому-то обсуждать путешествие Os-ы, хочу повосхищаться. Она предстала здесь как медиевист. С таким коротким лагом по времени столько материалов, достаточно глубоко проработанных (когда успела?), столько всего исхожено и увидено, свободно ориентируется в улицах и временах. Да и попади Os-a в те времена, не затерялась бы. Шпалерные мастера ценились и оплачивались, думаю, достойно, благо это был королевский аксессуар. Тем более с дипломом столь ценимого монархами текстильного.
Видел недавно у французов современные шпалеры, в том числе с изображением коронации Наполеона и Жозефины в Нотр-Дам в 1804-ом. Ремесло не пропьешь - это про них, но может и про некоторых наших дипломированных шпалерщиков тоже. Во всяком случае, видно, что тема недалеко от сердца. И все увиденное и то, что удалось узнать, примерено на себя и прочувствовано. Прелесть.
Пьянова Евгения - Поппинс аватар
Эта часть мне особенно нравится!  :D   Я поняла,  что о брендах Парижа читать не так интересно.  Наверное потому, что они бренды.  Здесь же чувствуется особая энергетика.  
Вижу,  что  внутри церквей и соборов можно спокойно снимать всё, что заблагорассудится? В отличии от России.
Os-a аватар
Os-a (Чт, 25.02.2010 - 08:05)
Спасибо всем за внимание, и за то, что оценили мой труд. Модератор тоже, видимо, посчитал рассказ достойным, уже четвертая медаль "за Париж" - очень приятственно!

Маргарита, на цветочном рынке - никого также не наблюдалось. Месье продавец, любезно разрешивший мне сделать несколько снимков, был настолько удивлен моим появлением, что его просить сфотографировать было бы крайне неудобно. Но к орхидеям я еще вернусь (забегаю вперед), и хоть там тоже без моей персоны будут фото, но сами цветы - восхительны и неожиданны для зимнего Парижа.


sputnik1972, спасибо за ремарку, видите, не так уж качественно я подготовилась. За основу моих рассказов беру то, что знала до путешествия и то, что почерпнула из путеводителей. Но романский стиль остался где-то вне этих моментов))) Рада, что понравилось, и про музей Клюни - помню, ваш совет его посетить.


Mikha , спасибо, дорогой наш замечательный комментатор. Поняла и приняла сердцем как эпоху готики и прочего Средневековья, так и новое для меня словечко "медиевист". Ну, право же - век живи, век учись :D

Женя, фотографировать можно практически везде, в том числе и церквях, но без вспышки. Единственное, где категорически нельзя снимать - в Базилике Святого Сердца, на Мормантре. Об этом я буду писать в следующих сериях, но и тут могу отметить - те достопримечательности, где нельзя фотографировать и не оказались притягательными для меня.  Заходила, смотрела, уходила. Для себя увидела - а для вас придется рассказывать :gimmefive:

АнарИна аватар
АнарИна (Чт, 25.02.2010 - 08:15)
 Какая колоссальная проделана предпарижская и внутрипарижская работа! Ну, вы Оля, молодец из молодцов! :D В  жизни бы так не сумела... (Лентяйка я ...теперь это понимаю точно...) :(
Про шпалеры было особенно интересно : точка зрения не любителя, но знатока - всегда нестандарт, всегда любопытно...
Площадь Вогезов - красавица! Такая тёплая, золотисто -охристая...  :D
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Чт, 25.02.2010 - 10:21)
Полностью согласна с Михаилом.

Не считаю рассказ перегруженным - материалу на любой вкус, да, и при этом всё подчинено определённой концепции, если хотите. В Ольге наивность сочетается с глубиной восприятия и с профессионализмом, а это дорогого стоит. Я вот тоже гробницы - мельком, зато на шпалерах-гобеленах чуть дырку не просверлила глазами. Кстати, помню, моя бабушка, рождённая в конце 19-го века, даже простые бумажные обои звала шпалерами.

Тоже удивляюсь, как можно было столько успеть. И очень бы не хотелось, чтобы кто-то смог остудить Олин задор. Хотя... Оля наша непреклонна. И слава Богу.
lisa alisa аватар
lisa alisa (Чт, 25.02.2010 - 11:27)
Оля, привет! Рада, что моя карта тебе пригодилась :D
Снова читала рассказ несколько раз. Видимо в школе я изрядно бездельничала на уроках истории, хорошо, что теперь у меня появилась возможность узнать и увидеть про Париж много нового. Я не только сама путешествую, но и постоянно помогаю друзьям, родственникам и знакомым готовиться к поездкам, подбираю им нужные материалы. Могу ответственно сказать, что из прочитанных мной материалов, твой рассказ ЛУЧШИЙ по данной тематике. Грамотно подобрана информация и использованы качественные фото. Так что буду активно продвигать этот рассказ «дальше в массы» :?:
Одно из моих самых ярких впечатлений – Сент-Шапель. Второй этаж с витражами до сих пор вспоминаю, сидела на лавочке минут 20 и смотрела, смотрела. Жаль, что там сейчас идет реставрация, но все витражи в одном кадре сделать просто невозможно. У тебя два последних фото с витражами удачно получились, пришли, пожалуйста, на мою почту.
Оля, а что такое музейная карта, какие ее преимущества? 48 евро за 4 дня оправдали себя?
После средневекового Парижа куда дальше пойдем гулять? Монмартр, базилика Сакре -Кер? Или рассказ про простых парижан и парижанок? А Дефанс будет? Заинтригуй, напиши маленький анонс :pilot:

Os-a аватар
Os-a (Чт, 25.02.2010 - 13:27)
Еще раз, приветствую всех заглянувшись.

Отвечаю по порядку.

АнарИна, не преувеличивайте мою работоспособность, не забывайте, как я живу сегодня. Без ежедневной работы в коллективе, без мужа и детей, без возможности выбраться куда-то на концерты или выставки. Моя жизнь довольно ограничена, и право же - время на подготовку к поездке в Париж и посещение города наполнила всем тем, чего сегодня в Десногорске не найти.

Светлая Лошадка, далее будет еще интереснее, на мой взгляд - ибо кроме исторических мест, обязательно буду разбавлять рассказы встречами с парижанами, поразившими меня совпадениями и человеческим теплом.


lisa alisa, привет! Пожалуйста, давайте ссылку на этот блог и друзьям, и знакомым, для того и пишу столь подробно, чтобы люди не боялись заграницы, чтобы ехали в Париж смело и знали, что там можно увидеть. Пусть выделяют для себя наиболее интересные места и не тратят время и деньги напрасно.

Далее вас ждет рассказ о выездных экскурсиях, и тем что я могла увидеть в одной из загородных резеденций. Кстати,  совершенно удивительная экскурсия.
Потом перейду к эпохе Наполеона, импрессионистам, современности и отдельную часть посвящу тому, что посетила в Париже "только для себя по собственным предпочтениям".

Дефанс мы смотрели из окна автобуса на обзорной экскурсии. Холод и отдаленность этого районе не позволили мне устроить там прогулку, реально, ну то дождь, то снег, и высотные здания Дефанса совершенно не смотрятся на фоне затянутого тучами неба. Но для общего обзора свое впечатление оставлю, естественно.

Скучно не будет, еще серий шесть получается.
Но все они, подчеркиваю еще раз, не будут настолько обширны как средневековая.

Os-a аватар
Os-a (Чт, 25.02.2010 - 13:47)
Насчет музейной карты. Для меня - полностью оправдалось. Сначала хотела купить на 3 дня, но оказывается, продают только на 2 дня, 4 дня, 6 дней.
2 дня стоит 38 евро, 4 дня 48 евро. Разница в 10 евро показалась несущественной, а количество дней вдвое больше.
Посетила десяток музеев и прочих объектов (по этой же карте поднималась на Триумфальную арку и Нотр-Дам, например, вошла в Консьержери и Сен-Шапель), и по деньгам выгодно, и самое большое преимущество - не надо стоять в очередях, в кассы они всегда есть. Проходишь по музеем пасс везде свободно, это здорово выручает!
lisa alisa аватар
lisa alisa (Чт, 25.02.2010 - 14:33)
Оль, мне нравится эта  фраза: "Что посетила в Париже "только для себя по собственным предпочтениям". Буду ждать рассказ :pilot:
Света Савельева аватар
Света Савельева (Чт, 25.02.2010 - 15:13)
Оль, ты молодец! В тебе энергии на год беспрерывеного путешествия! Всего неделя, а ты уже такой специалист по Парижу!
Os-a аватар
Os-a (Чт, 25.02.2010 - 15:17)
О, Света, тут вы можете быть спокойны - ДОРВАЛАСЬ!  ТБГ для меня не просто красивые слова "окно в мир", ваш приз стал жизненной вехой! Как можно плохо писать о Париже, обо всем, что там увидела? Только на высшем уровне :arrow:
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...