Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.

Амстердам, декабрь 2009

 Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.


То, что трех дней на знакомство с Амстердамом – ужасающе мало, мы осознали практически сразу. Поэтому вся наша «обязательная музейная программа» волевым решением была сокращена практически до минимума. Рийксмузеум – в сторону. Морской музей – в сторону.
 


Мадам Тюссо – в сторону.


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.


Все «горячие» заведения, типа музеев марихуаны и секса – в сторону. Как говорится, до следующих встреч. Потому что ну никак не успеваем. Потому что куда-то бежать в Амстердаме совершенно не представляется возможным. Потому что каждый дом, каждый переулок и каждая улица – сами по себе будто экспонаты музея. Потому что пройдешь, скользнув взглядом – и далеко не факт, что удастся вернуться... Впрочем, в первый день мы еще пытались целеустремленно двигаться по нужному нам азимуту. Причина была уважительная – нас ждал 


Художник.


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.


Я уже несколько раз честно признавался – в живописи я ничего не понимаю. Точнее – не могу рассуждать о ней с должной долей квалификации. Вот о музыке – сколько угодно. Здесь я не перепутаю скрипичный ключ с басовым, твердо знаю, чем диез отличается от бемоля, ларго от аллегретто, и в курсе, что вольта – это не только страна, которая верхняя, но еще и аббревиатура, использующаяся для обозначения повторяющейся части в музыкальном произведении. А живопись воспринимаю только с точки зрения «нравится-не нравится», и вообще отношусь спокойно, за редким исключением. Уступая в данной области лидерство Рите и всецело полагаясь на ее пристрастия.


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.


Винсент Ван Гог – фигура, о которой в среде знатоков живописи бытуют крайне противоречивые мнения. Кто-то считает его судьбу трагической, кто-то, напротив, полагает, что бытующее «каноническое» представление о художнике, наиболее полно отраженное в книге Ирвинга Стоуна «Жажда жизни» - не более, чем рекламный трюк, придуманный по смерти, и призванный успешно продать картины художника. Одни почитают рыжего голландца безумным гением, другие – расчетливым мастером, не заслуживающим большей части всей посмертной шумихи вокруг его имени и творчества... Что до меня – переступая порог музея Ван Гога, где представлено самое количественно полное собрание его картин, я не знал о его творчестве и судьбе практически ничего, знакомясь с наследием художника абсолютно с чистого листа. Растиражированные везде, где ни попадя «Подсолнухи» можно не считать, да не особенно они мне нравятся...


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.


Ему было суждено прожить всего 37 лет. Прожить так мало, и успеть так много. Ему довелось побывать и продавцом картин в Париже и Лондоне, и проповедником в шахтерском городке на юге Бельгии. Его аскетизм в те годы пугал даже видавших всякое католических священников. Он родился в достаточно состоятельной семье, и мог бы всю жизнь ни в чем не нуждаться, но характер бунтаря-одиночки, казалось, отрицал саму возможность существования в благополучном кругу. Он искал любви, но чаще бывал отвергнут, нежели обласкан. Он хотел признания, но находил больше недоумение, чем понимание. Он жаждал дружбы и разочаровывался в ней, всю жизнь балансируя на грани рая и ада. Он сходился с собратьями – художниками и бежал их, не в силах долго выносить соприкосновение с родственными, казалось бы, душами. И только родной брат всю жизнь был его ангелом-хранителем и наперсником, всегда давая ему то немногое, о чем он просил – кров и деньги на краски и холсты. Их письма друг другу изданы ныне отдельной книгой, являя трогательный памятник практически вымершему эпистолярному жанру.


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.


Он взял в руки кисть в возрасте 27лет, за невозможно короткие сроки пройдя путь от ученика и последователя гаагской школы реалистичного портрета, через импрессионизм, к собственному уникальному видению мира. Его картины, как оказалось, страшно проигрывают в виде репродукций. Его вольные, отрывистые мазки кажутся почти скульптурными, будто вырезанными из какого-то очень податливого материала. Его картины объемны, их неудержимо хочется потрогать руками, и кажется, что они будут – живые и теплые. А еще появляется мысль о невозможности человеческого их происхождения. Вдумайтесь...


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.


Он рисовал менее 10-ти лет. И из под его кисти за это короткое время вышло более 800 работ. Это не считая огромного количества эскизов (в проработке сюжетов и приемов он был очень педантичен), офортов и графики. У многих его самых знаменитых картин – например, у «Ирисов» - множество вариантов. Больше всего он написал за два своих «парижских» года – более 260-ти холстов. А под конец земного своего существования он и вовсе рисовал «картину за один сеанс», за 80 дней создав 80 полотен. Как это возможно?


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник. 


Многие считают, что он сошел с ума. Кто-то полагает, что его убил абсент, кто-то грешит на эпилепсию... Как хотите, а у меня свое мнение. Дилетантсткое, но свое. Мне кажется, что ни один человеческий разум не в силах выдержать откровения такой силы. Что-то двигало рукой художника все последние годы, что-то невероятное сжигало его изнутри, подчинив своей непостижимой воле, заставляя отринуть всё земное, будто нашептывая на ухо,- «Времени... На то, чтобы сказать всё, у нас не хватает времени.» Его картины не отличаются детализированностью, да и не стояло перед ним такой цели. Он выплескивал на холсты и бумагу – жизнь, судьбу, одиночество, красоту окружающего, переосмысленную глубинами подсознания...


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.


Его картины не оставляли равнодушным никого, становясь причиной то восхищения, то скандала. Те, кто при жизни почитал его за гения – не имели средств их купить, для большинства же его творчество было непонятной мазней. При жизни ему удалось продать лишь одну работу – «Красные виноградники в Арле». Он не встретился со своей славой, разминувшись на дни. Да и не слава ему была нужна – невозможность делиться счастьем познания, своим миром, с миром людей, - вот, наверное, истинная причина его депрессий и его ухода.


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.


Мне непонятно, как удивительно безликая коробка музея Ван Гога в Амстердаме способна выдержать нечеловеческую энергетику заключенных в его стенах картин. В каждой из них – неимоверная жажда жизни и щедрая толика волшебства. Мне непонятно, как вообще их можно описывать словами. Зато мне ой как понятно, почему в гитлеровской Германии сжигали наряду с книгами и Ван Гога. Серый мир боится искренности и ярких красок.


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.


Доктор Гаше в прощальном слове сказал о Ван Гоге: "Он был честный человек и великий художник. Он преследовал лишь две цели - человечность и искусство. Искусство, которое он ставил превыше всего, принесет ему бессмертие".


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник. 


Продолжение следует...
 


P.S. История получилась вовсе даже не о городе, а о человеке, который в этом городе и прожил-то мало... Но для нас Амстердам и Ван Гог - неразделимые понятия. Теперь...


Амстердамские мозаики. Часть 2. Художник.

Тэги: Нидерланды ,
8 голосов | Комментарии Оставить комментарий
MMS аватар
MMS (Втр, 02.03.2010 - 21:24)
Спасибо Олег за то, что рассказал о художнике на доступном языке: я тоже могу рассуждать о живописи "нравится-не нравится". Ван Гог - нравится...  
И мне кажется, что музей-коробка как нельзя лучше оттеняет произведения искусства, что скрыты внутри.
Иваноff аватар
Иваноff (Втр, 02.03.2010 - 21:26)
 А в Амстердаме вообще много таких коробок. Дом Рембрандта - коробка. Дом Анны Франк - такая же коробка. То есть, внутри старый дом, а снаружи - нечто из стекла и бетона. Для сохранности что ли... То ли дело, музей Родена в Париже...
finikova аватар
finikova (Втр, 02.03.2010 - 21:52)
Да, Ван-Гог мне нравится больше всех. А Подсолнухи в Амстердаме? Хотя он и писал подсолнухи все время, но та самая картина находится вроде в ЛОндоне. Невестка Ван-гога собрала все картина, ее надо во многом благодирть. Но Подсолнухи она не продавала, пока английская королева ее лично не попросила продать или подарить Англии картину
Иваноff аватар
Иваноff (Втр, 02.03.2010 - 22:07)
 Подсолнухи в Амстердаме тоже есть. Их, видимо, несколько, потому как одни, бывшие в свое время самой дорогой картиной в мире (83 миллиона$) в Японии где-то...
DaShik аватар
DaShik (Втр, 02.03.2010 - 22:14)
Амстердама мало, хочу еще :)
Расскажи, что осталось от города, после того как ты вычеркнул из программы почти все?)

Картины Ван Гога вызывают только одну мысль: интересно, зачем природа чудит, и рождаются такие личности? Ведь зачем-то это все нужно...
Ван Гог мне нравится.
BUCH аватар
BUCH (Втр, 02.03.2010 - 22:25)
Природа чудит видимо для спасения нас...
"Мне кажется, что ни один человеческий разум не в силах выдержать откровения такой силы. Что-то двигало рукой художника все последние годы, что-то невероятное сжигало его изнутри, подчинив своей непостижимой воле, заставляя отринуть всё земное, будто нашептывая на ухо,- «Времени... На то, чтобы сказать всё, у нас не хватает времени.»

Здорово сказано, очень точно, по-моему. Спасибо,Олег, за историю и фотографии картин!


АнарИна аватар
АнарИна (Втр, 02.03.2010 - 22:33)
 Собственно,  по-большому счёту, всё так и происходит в жизни :"нравится-не нравится". Даже , если в основе -  глубокое знание предмета.. Я дошла до  Ван Гога очень не сразу... А теперь даже самой странно, как могут не восхищать эти фантастические, ломаные  ирисы? Эти абсолютно совершенные в своём несовершенстве подсолнухи?...  :D
Последний снимок - восторг! Луна? Или грош? :wink:
Очень вдохновляющий у вас Амстердам... Душевный.. :D
Иваноff аватар
Иваноff (Втр, 02.03.2010 - 22:46)
 Дашик, это пока всего-лишь третья история из амстердамской серии, будут и еще конечно.
Иваноff аватар
Иваноff (Втр, 02.03.2010 - 22:47)
 BUCH - спасибо.
Иваноff аватар
Иваноff (Втр, 02.03.2010 - 22:49)
 АнарИна - последний снимок это вообще-то... фонарь... Такое отражение... Но версия "Луна или грош" мне очень понравилась... Наверное, грош. 
Иваноff аватар
Иваноff (Втр, 02.03.2010 - 22:50)

DaShik написал(а):

Амстердама мало, хочу еще :)
Расскажи, что осталось от города, после того как ты вычеркнул из программы почти все?)


От города - жизнь в нем. (читай историю "Продавцы дождя в городе тюльпанов")

DaShik аватар
DaShik (Втр, 02.03.2010 - 23:01)
(читай историю "Продавцы дождя в городе тюльпанов")
ок, ушла читать амстердамскую серию :)

Пьянова Евгения - Поппинс аватар
Серый мир боится искренности и ярких красок.

Метко сказанно!  Ваша серия "Амстердам" мне особенно нравится.   И в музыке я тоже лучше разбираюсь,  и люблю её больше,  но Ван Гог поразил.  Именно через Ваше восприятие поразил.   Теперь буду мечтать увидеть картины своими глазами. :) 

Mikha аватар
Mikha (Ср, 03.03.2010 - 01:28)
Оставьте человека, который яко раб на галерах делится, описывает, пиарит, спускается по снежным трассам, давится финской сосиской в виду йоло-пукки, оставьте его в темноватом зале с подсвеченными картинами, на которых Поле после дождя в Оверни, Прогулка заключенных, ну пусть хоть Едоки картофеля, а то и Портрет помянутого доктора Гаше. И таинство увиденного и запечатленного художником, одиноким в своем видении окружающего и неприкаянного по жизни, как это следует из его писем, напечатанных у нас впервые вроде бы в 1966 (полез на полку проверить), так вот, это таинство вдруг исторгло из души наблюдающего столько проникновенного,
личного, такое со-чувствие по поводу нехватки времени (недаром другой очарованный художником странник по поводу, правда, другого француза писал о нашей необорудованной для художников планете "...пока еще ей хватает времени и огня"), что спасибо от Винсента, Тео и меня,
грешного, тоже очарованного звездами над Кафе в Арле и всем, что видел другим.
А Рита, что ж Рита, ей милей Гоген, и их пути с Винсентом после Арля разошлись 26 декабря 1888 г. Хоть подсолнухи и были написаны к приезду Поля в Арль.
Кстати: в Японии в вазе 15 подсолнухов, в Филадельфии - 12, в Амстердаме опять 15, в мюнхенской Пинакотеке - 12, в лондонской национальной галерее - 15, вазу с 5 подсолнухами уничтожили немцы, а ваза с 3 - у частника в Штатах. Есть еще и подсолнухи отдельно, без ваз. Чем-то трогал его этот не самый красивый цветок. Он точно с другой планеты, где живут только самые лучшие, одноухие, струпьями красок и крови рисующие на холстах времени.
А лунный  грош как приношение Ван Гогу - это блеск.

Mikha аватар
Mikha (Ср, 03.03.2010 - 01:25)
Женечка, будете в ГМИИ у Пикассо, отвлекитесь и посмотрите несколько Ван Гогов из постоянной экспозиции. А переписка с Тео по-моему только что переиздана и наверно продается в книжных, может в "Москве" или "Библио - Глобусе".
Os-a аватар
Os-a (Ср, 03.03.2010 - 02:43)
Вот, в Амстердаме Ван Гога смотреть - это я понимаю! А то в музее Орсе в Париже ради его нескольких работа ТАКОЕ ТВОРИТСЯ... просто жуть... Смотрю на картины в вашем блоге, мне и довольно, очень приятственно, хорошо все видно, еще и текстом сопровождается!
sputnik1972 аватар
sputnik1972 (Ср, 03.03.2010 - 08:41)
Я несколько раз, когда был в Амстердаме, ходил в Музей Ван Гога. И всегда поражаюсь энергетике его картин, яркости  красок и живой буйной экспрессии. У меня много его любимых картин. И сам музей великолепный. Очень приятно снова вспомнить об этом великом художнике на страницах сайта. Хороший рассказ. Жаль только, что Рийкмузеум остался без Вашего визита. :wink:
vibas аватар
vibas (Ср, 03.03.2010 - 09:54)
Очень понравилось! Тоже очень люблю Ван Гога, хотя я не то что рассуждать о живописи не умею, я в ней вообще ничегошеньки не понимаю. Но смотреть картины люблю. А Ван Гог - это просто что-то невообразимое для меня! Спасибо!
И фотка с лужей классная! :wink:
Иваноff аватар
Иваноff (Ср, 03.03.2010 - 12:47)
 Жень, если Рита Ван Гога очень и очень любит, то для меня само такое восприятие проявившееся - удивление. Спасибо!
Иваноff аватар
Иваноff (Ср, 03.03.2010 - 12:49)
 Михаил, спасибо за подробный комментарий. Через Вашу эрудицию узнаешь больше, чем перелопатив уйму литературы в интернете. А переписка Тео и Винсента у нас в Калининграде стоит - уже жду июня чтобы прочесть наконец...
Иваноff аватар
Иваноff (Ср, 03.03.2010 - 12:50)
 Ольга - нет, ну вот как бы тебе объяснить... Эйфелеву башню на фото много раз ведь видела? А настоящая она - совсем иное впечатление... А у картин Ван Гога это впечатление стократ силней.
Иваноff аватар
Иваноff (Ср, 03.03.2010 - 12:51)
 Спутник - Амстердам явно совершенно будет для нас многократно посещаемым городом. Так что все музеи еще впереди.
Иваноff аватар
Иваноff (Ср, 03.03.2010 - 12:53)
 Вибас - ну и я ровным счетом ничего в живописи не понимаю... А иной раз так пробирает...
lisa alisa аватар
lisa alisa (Ср, 03.03.2010 - 13:11)
Рассказ ждала и предполагала, что в амстердамских мозаиках следующей частью будут каналы. Так неожиданно. Художник. Ван Гог. Что ж, учитывая, что моя дочка занимается в изостудии, тема художников для меня весьма близка. А тема про Ван Гога - понятная и приятная. :D
Пару лет назад писала работу про «Подсолнухи», тогда я прочитала не только Стоуна, но еще и ряд спец. художественных журналов, и материалов в интернете.
Подняла свои записи, довольно интересную информацию можно прочитать здесь:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3966/

А на ТБГ есть истории Наташик про круиз «Южное созвездие», там, в текст очень удачно вставлены работы Ван Гога.
Все-таки, почему Ван Гог? Только пристрастия Риты или были еще какие-то причины? А как же Рембрант? Ведь именно он, в отличие от Ван Гога, длительное время жил и работал в Амстердаме. Ваг Гог голландец по происхождению, но как живописец, он состоялся во Франции.
Необычно и удачно последнее фото. Рассматривая отражение в воде, снова пытаюсь определить, что же будет дальше. Каналы, площадь Dam Sguare или гора Намсан? Хотя, должны быть и цветы, хочу их увидеть. Не представляю Амстердам без цветочного рынка :wink:
Иваноff аватар
Иваноff (Ср, 03.03.2010 - 13:26)
 lisa alisa - в том-то и дело,- никто не знает, что будет дальше... Совершенно точно будут и улицы и каналы, совершенно точно будет музыка, отдельно площади Дам касаться не будем - не поразила. Будут церкви.  Ван Гог - да, изначально это пристрастия Риты. Но о посещении музея Рембрандта мы напишем (наверное). Для нас Ремрандт - прежде всего графика уникальная. И цветы. Как же без цветов? Даже в декабре...
WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Ср, 03.03.2010 - 16:09)
У меня какое-то двойственное отношение к Ван Гогу. Пока видела его только на репродукциях, он совсем не нравился. Его надо в натуре смотреть, конечно. Тогда ощущается эта сильная энергетика в резких  красках и ломаных линиях.
Bunansa аватар
Bunansa (Пт, 05.03.2010 - 02:44)
Из импрессионистов-полный восторг ощутила только от картин Клода Монэ..В национальном музее Лондона..Достаточно одной картины в зале..
Иваноff аватар
Иваноff (Пт, 05.03.2010 - 12:01)
 Импрессионисты - это конек Риты. Я их знаю соответственно, пусть и мало, но хоть как-то.) Монэ - чудо. 
Фил аватар
Фил (Вс, 07.03.2010 - 21:41)
 Очень хорошо написано!
Отчего-то задумчиво свесил голову набок... Рассматриваю картины и фото...
Иваноff аватар
Иваноff (Вс, 07.03.2010 - 23:03)
 Спасибо, Фил!
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...