Как стать каюром

Байкал, декабрь 2010 года

В детстве я обожал Джека Лондона, много раз перечитывал и «Белый клык» и «Дочь снегов». И заслушивал на кассете бардовскую песенку про то, как «Клондайк собак моих свалил» и последний лохматый пес учуял жилье и спас хозяина. С тех пор очень хочу на Аляску. И когда я узнал, что на Байкале можно прокатиться на собачьей упряжке, право слово запрыгал от радости!

Двор скулящих будок
Ехать пришлось недалеко. Всего-то в часе езды от Иркутска, на окраину прибайкальской Листвянки, в Байкальский центр ездового спорта. Этот центр основали примерно 10 лет назад специально для туристов. Но все равно чтобы покататься, пришлось поискать варианты. Позвонил в одну фирму, в другую и, наконец, купил подарочный сертификат у «Байкалова».
В центре выводят элиту ездового спорта России. Собачки объездили всю Россию, побеждали в гонках на Камчатке, в Карелии, Костроме, Питере, Москве.
В назначенный день я сел в микроавтобус, который довез меня до места. На довольно просторном огороженном дворе стояли грубо сколоченные, самодельные будки. Но стоит брякнуть карабином или засовом, из каждой на тебя выскакивают дружелюбные рыжие, седые, пегие собаки. Они заливисто лают, нетерпеливо скулят и повизгивают. Целый двор скулящих будок! Все готовы бежать с тобой, даже когда ты просто проходишь мимо!

 

Как стать каюром


Останавливаешься рядом - и они виляют хвостом и смотрят на тебя своими разноцветными глазами. Поначалу не веришь даже, что это не линзы, а шутка самой природы: голубые, желтые, желто-зеленые, карие... Очень умные и выразительные.
Их можно погладить и даже сфотографироваться. В присутствии инструктора, конечно. Он — хозяин. Так почему бы не проявить дружелюбие к его гостям?

 

Как стать каюром

Кто такие хаски?
Хаски — одна из древнейших пород собак. Известно, что ставить собак в упряжь люди умели уже 8 000 лет назад. Именно столько лет упряжке, обнаруженной археологами в Арктике. На Байкале ездовые собаки тоже были в доисторические времена. Наскальные изображения человека, погоняющего собаку ученые датируют 5 000 лет. Искусство управлять ездовыми собаками повсеместно распространено на крайнем севере. Собственно, хаски — это искаженное «эски», эскимосы. Для охотничьих и ездовых собак вообще характерно называться по имени племени, у которого европейцы эту породу увидели. Тот же маламут — это «м'лут», племя эскимосов, а самоед — так вообще искаженное название ненцев, энцев, нганасан, селькупов и сойотов.
Сегодняшние байкальские хаски — это результат скрещивания сибирской и аляскинской породы. Эти небольшие поджарые псы обладают неукротимой страстью к бегу и скоро мне предстоит убедиться, с какой частотой отбивает ритм собачье сердце!

 

Как стать каюром

Мечты сбываются

Мне предстояло побывать в роли каюра. Это серьезное испытание характера. Необходимо внушить собакам уважение, иначе они не будут слушаться. Знакомое ощущение, если вы хоть раз катались на норовистых лошадях. Волноваться можно, но лучше сразу взять себя в руки.
 Мне дают краги — огромные рукавицы, я влезаю в безразмерный комбинезон, надеваю балаклаву на лицо, чтобы не защипало ветром, и мы с инструктором Николаем выходим на заснеженную дорогу под разочарованный вой.

 

Как стать каюром


В одну упряжку впрягают 7 — 9 собак. У каждой своя роль: четверть состава — лидеры. Рулевые (они же - коренные) как правило крупнее других. Масса тела позволяют поворачивать упряжку. А рабочих собачек ставят в середину – это молодежь или наоборот «старички», которым более 9 лет.
Сажусь в нарты, инструктор на полозьях нарт и... «уносит меня»... Собаки тянут вперед и вверх и я уже начинают сомневаться в своих силах. Дают «порулить» мне. Это оказывается нелегко. Собаки рвут поводья из рук (вот зачем краги!) и норовят бежать туда, куда хочется им, а не туда, куда надо мне. Так и завезти могут!!! А упадешь - не догонишь!

 

Как стать каюром


Поэтому уступаю поводья профессионалу. Собаками я порулил, галочку в судьбе поставил — остается только восхищаться этим заснеженным лесом, шапками инея на соснах, редкой чистоты снегом и ветром в лицо. Я кричу, как ребенок: «Да! Да!» Душа по-настоящему переполнена радостью.
Когда ты счастлив время тянется бесконечно. Казалось бы, проехали всего полтора часа — а, кажется, что уже день прошел. Останавливаемся на привал. Пью крепкий горячий чай, ем сало с черным хлебом и щурюсь от яркого солнца.

 

Как стать каюром

 

Собаки залегли в снег. Николай говорит, что раньше на длительных переходах (а особенно, на Байкале) для собак разбивали небольшие палатки с ковриками, чтобы не простудить друзей человека, а теперь для каждой собачки шьют попону – непродуваемую дышащую безрукавку.
Скоро в обратный путь. Там я еще раз попробую порулить и куда более успешно, а когда с ветерком приеду в Листвянку, солнце уже уйдет за хребет. Я заезжаю на рынок, беру с собой тепленького копченого омуля и еду домой. День удался.


Готов к критике!
Тэги: Россия ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Stream аватар
Stream (Чт, 22.12.2011 - 12:46)

Здорово! А эти собаки разных пород?

Байкалов аватар
Байкалов (Чт, 22.12.2011 - 12:54)

Stream написал(а):

Здорово! А эти собаки разных пород?

Сложно сказать. Сами заводчики говорят, что хаски - это "смесь бульдога с носорогом". А я небольшой специалист по собачьим экстерьерам. 

Модератор аватар
Модератор (Чт, 22.12.2011 - 13:10)

Я вот как раз хотела про собак тоже спросить - некоторые явственно тянут на хаски, но бОльшая часть - производят впечатление двортерьеров... Я и хотела уточнить - это все же так выглядит подвид байкальских хаски )) или они двортерьеры и есть?

Ибо к тем хаски, которых разводят в Московских питомниках, представленные на фото не имеют ни малейшего отношения, за исключением 2-3 отдельных особей

Байкалов аватар
Байкалов (Чт, 22.12.2011 - 13:20)

Модератор написал(а):

Я вот как раз хотела про собак тоже спросить - некоторые явственно тянут на хаски, но бОльшая часть - производят впечатление двортерьеров... Я и хотела уточнить - это все же так выглядит подвид байкальских хаски )) или они двортерьеры и есть?

 

Слишком специальный вопрос для меня. Давайте я у специалистов поинтересуюсь и вам скажу. 

Модератор аватар
Модератор (Чт, 22.12.2011 - 13:23)

Байкалов написал(а):

Слишком специальный вопрос для меня. Давайте я у специалистов поинтересуюсь и вам скажу. 

Если это не слишком сложно, то пожалуйста, мне было бы реально интересно!

 

 

Клондайк собак моих свалил

И нет уж больше сил

Бессмысленно идти,
Ведь сбились мы с пути

 

эта песня? ))

Байкалов аватар
Байкалов (Чт, 22.12.2011 - 13:24)

Модератор написал(а):

Клондайк собак моих свалил

И нет уж больше сил

Бессмысленно идти,
Ведь сбились мы с пути

 

эта песня? ))

 

Ага, кажется, это Зои Ященко...

Модератор аватар
Модератор (Чт, 22.12.2011 - 13:27)

Да, ну тогда они еще были Белой Гвардией

Байкалов аватар
Байкалов (Чт, 22.12.2011 - 14:45)

Модератор написал(а):

Да, ну тогда они еще были Белой Гвардией

 

Как сейчас помню, песня шла дописью к альбому "Белая гвардия". Я думал, что просто какие-то ребята дописали. %-)) 15 лет назад дело было. 

Модератор аватар
Модератор (Чт, 22.12.2011 - 16:11)

Да, точно ))) Я, когда этот альбом только вышел, заслушала первую кассету до дыр и потом покупала вторую )) Все песни до сих пор помню наизусть от слова до слова :)

Это их же песня, просто немножко выбивается конечно из общего ряда.

мамка аватар
мамка (Чт, 22.12.2011 - 20:32)

для маламутов эти собаки мелковаты....

 

предпоследнее фото классноеКак стать каюром

WiseSpaniel аватар
WiseSpaniel (Пт, 23.12.2011 - 14:59)

Ну, это вряд ли хаски, это скорее восточно-сибирские лайки.

Я так думаю, на Байкале не проводят специальных собачьих выставок со строгим отбором по экстерьеру, и нет безумных кинологов, помешанных на определенном породном типе, поэтому и внешность у собачек такая разнообразная. Может, оно и к лучшему. Нормальные рабочие собаки.

Любава аватар
Любава (Сб, 24.12.2011 - 15:11)

Ой, как здорово. Я давно мечтаю прокатиться на собачьей упряжке. Вот так с ветерком...

А собачки замечательные, главное, что они знают своё дело.

FIRE LISA аватар
FIRE LISA (Сб, 24.12.2011 - 17:37)

 У Пикуля читала. что есть такие собаки, которые оборачиваются. То есть, смотрят, сидит хозяин на нартах или свалился куда. Эти собаки стоили гораздо дороже.

Орлова Евгения аватар
Орлова Евгения (Пнд, 26.12.2011 - 15:27)

Здорово как! А вот интересно. Чтобы не произошло ситуации, когда хозяин свалился, а собаки убежали, нельзя ли привязывать упряжь к хозяину? Или собаки могут тянуть настолько сильно, что потащат человека по снегу и это опасно?

Байкалов аватар
Байкалов (Пнд, 16.01.2012 - 11:01)

Модератор написал(а):

Я вот как раз хотела про собак тоже спросить - некоторые явственно тянут на хаски, но бОльшая часть - производят впечатление двортерьеров... Я и хотела уточнить - это все же так выглядит подвид байкальских хаски )) или они двортерьеры и есть?

Ибо к тем хаски, которых разводят в Московских питомниках, представленные на фото не имеют ни малейшего отношения, за исключением 2-3 отдельных особей

 

Узнал, рабочие восточно-сибирские лайки плюс помеси с аляскинцами. Ранее на вопрос ответил WiseSpaniel. 

 

 

Орлова Евгения написал(а):

А вот интересно. Чтобы не произошло ситуации, когда хозяин свалился, а собаки убежали, нельзя ли привязывать упряжь к хозяину? Или собаки могут тянуть настолько сильно, что потащат человека по снегу и это опасно?

 

Евгения, во-первых, это неудобно. А во-вторых у неопытного каюра могут и понести.  

 

 

Любава написал(а):

Ой, как здорово. Я давно мечтаю прокатиться на собачьей упряжке. Вот так с ветерком...

А собачки замечательные, главное, что они знают своё дело.

 

Любава, приезжайте. У нас сезон только начинается. Только лед встает на Байкале.

 

Модератор аватар
Модератор (Пнд, 16.01.2012 - 11:15)

Спасибо :) Про аляскинцев надо будет посмотреть, первый раз про таких слышу

Baikal dog sledding centre аватар
Baikal dog sledding centre (Сб, 11.02.2012 - 11:46)

Прошу прощения, что вмешиваюсь в столь увлекательный разговор про моих собак... Это собаки породной группы - аляскинские хаски и ездовые метисы (примесь с норвежской ездовой). Если есть интерес - то про таких собак можно прочитать в книге Лорна и Раймонд Коппингер "Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак". Частично текст есть здесь - http://www.intervetclinic.ru/text/298 

 

С уважением к автору и читателям, Наталья.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...