|
Осенние дни очень коротки, особенно когда небо хмурится и сыплет дождинками, а мы продолжаем свой автопробег по Золотому полукольцу, покидаем Гефсиманский скит, и впереди большая программа - 60км перегон до Переславля Залесского и его осмотр.
(начало истории здесь: http://www.tourblogger.ru/blog/zolotoe-polukoltso-rus-monastyrskaya.html)
В город прибыли уже в сумерках. Первым с московской стороны туристов встречает Феодоровский женский монастырь аж начала XVIв – очень скромное сооружение с непростой судьбой.
Сначала на месте битвы москвичей и переславцев была заложена небольшая обитель, затем в XVв выстроили 5ти-главый собор Федора Стратилата, вроде, в честь рождения неподалеку младенца Федора - сына Ивана Грозного. Первоначально монастырь был мужским, после смуты стал женским, сразу после революции его игуменью Олимпиаду, по традиции тех лет арестовали, и устроили здесь колонию для малолеток, которая со временем превратилась в дом престарелых. Лишь недавно в этих стенах вновь затеплилась церковная жизнь.
Между тем, стемнело, через пару км, навигатор стал упорно показывать, что мы находимся на главной площади города – Красной. Однако, уличная темнота и полное отсутствие людей убеждают в ошибке девайса. Ловим трех молоденьких аборигенов: «А где тут у вас Красная площадь? – А здеся!» Пауза чуть затянулась, понятно, что мы не ожидали ничего особенного от провинциального городка, но чтобы такое запустение? Делать нечего, поехали размещаться в заказанный коттедж – еще раз спасибо навигатору, он успешно провел нашу машину по всем грунтовкам и остановил около темного частного коттеджа, находящегося в состоянии перманентного строительства. Несмотря на это, в номерах тепло и комфортно, 2000 рубликов за все удовольствие на 4х челов - дешево и сердито, можно смело рекомендовать непритязательным туристам (8-905 647-74-08 Галина). Чтобы не терять времени, сразу едем на Плещеево озеро, постоять в темноте на мягком песке и послушать загадочный плеск озерных волн. Теперь – ресторан, удивительно, но мест нет, во втором ресторане места есть, но цены!? В итоге остановились в Золотой рыбке – цены средние, еда паршивая, вот и посетителей нет, зато меню порадовало своей креативностью.
Итог дня - программу мы не выполнили, ведь собирались осмотреть весь Переславль.
Утро одарило великолепной погодой – морозец, чуть щиплющий щеки, лазоревое небо, неяркое солнышко и слабый ветерок. Думали, что здесь смотреть больше нечего, но сильно ошиблись: в 15 км от города есть музей паровозов, грех пропустить такую возможность. Паровозы вблизи видели немногие из нас, а тут можно не только посмотреть, да еще и руками потрогать. Дорога стелется у подножия высокого холма, на котором стоит Горицкий монастырь, основанный еще при Иване Грозном. Редкий случай, когда великолепный монастырь еще в середине ХVIIIв упразднили и отдали под музей, вчера вечером мы были рядом, но на воротах висел замок. Сегодня монастырь выглядит, как на картинке – мощные беленые стены, зеленые маковки церковных куполов и скатов крыш на фоне небесной синевы – лепота! древняя церковная архитектура близка сердцу каждого русского.
Молодой сосняк, растущий вдоль трассы, отбрасывает на дорогу причудливые тени, сквозь коричневые стволы мелькает темная синева озера, теперь надо свернуть с асфальта и по грунтовке проехать несколько км. В дивном сосновом лесочке расположена крошечная деревенька Талицы, в которой все дома уже раскуплены москвичами, на ее окраине – настоящее депо. Первые заморозки припорошили белой изморозью еще зеленую травку, сосновые иголки и шпалы.
Вход в депо платный (150р), здесь местные энтузиасты собрали множество вагонов и несколько паровозиков, которые в недавнем прошлом бегали по узкоколейным дорогам бескрайнего СССР. Большинство экспонатов стоит на запасном пути, и уже никогда не сдвинутся, многие из них в ужасном состоянии, чувствуется, что жизнь потрепала их не на шутку, но часть техники на ходу. Многие из вагонов были получены в счет контрибуций от поверженной Германии, они успешно колесили по торфоразработкам, а закончили свой путь здесь. Пожалуй, это лучший удел для ж/д техники – занять почетное место в музее, а не попасть на переплавку.
Не знаю, как для женщин, но для мужчин паровоз обладает особой притягательной силой – это чувство зарождается в детстве: у меня, как и у многих, в юные годы была своя игрушечная ж/д, потом я стал самостоятельно лепить рельсы, станции и вагоны из пластилина. Наверно, именно поэтому, свидание с необычным миром «живых» ж/д экспонатов, которыми можно любоваться, трогать и даже залезать на них (когда никто не видит), вызвало бурю щенячьего восторга.
Рельсы уходят вдаль, стоят проржавевшие паровозы и вагоны с прогнившими стенками, а на их фоне поблескивают свежей краской восстановленные экземпляры – детские фантазии воплотились в реальность. В депо есть исключительные экспонаты, например, дрезина с кузовом от а/м ЗИМ, в отреставрированном вагоне расположился сувенирный киоск, а на станционной будке висит плакат с поучительной надписью «Деньги навоз – сдавай на паровоз».
Но главная достопримечательность – ручная дрезина с большим рычагом-качалкой, раньше на таких ездили комсомольцы в фильмах 30-40 гг, а теперь может прокатиться любой желающий за сотню. Ощущения самые восторженные – восходящее солнце искрит кристаллики инея, морозный воздух бодрит тело и дух, ноги чуть скользят на платформе, колеса постукивают на стрелках, мы легко разгоняем дрезину и весело летим навстречу солнцу, ветру и новым приключениям – впереди простор и бесконечная колея…, перекрытая шлагбаумом, чтобы туристы далеко не уезжали.
Деловитая белая кошка чувствует себя абсолютной хозяйкой паровозного мира. Она с достоинством позирует всем желающим, взлетая от ворот депо на самый верх почти новенького паровоза, кажется, что пар распирает его черные бока.
Организаторы постарались максимально точно передать атмосферу тех лет, когда «вся страна, напрягая стальные мускулы…» строила социализм. В маленьком буфете, очень похожем на станционный буфет 60 гг., продают горячие пирожки, а на стене висит таблица норм отпуска товара в одни руки. В депо есть еще один раздел – музей старинных машин, здесь их восстанавливают и даже продают любителям ретромобилей.
Пора обратно, но хочется вернуться сюда в будущем, а между тем, дорога огибает Плещеево озеро – то самое, на котором царь Петр строил свою потешную флотилию. На склоне холма у с.Веськово стоит бронзовый Петр, окидывая орлиным взором темно-синюю гладь озера, которую морщат маленькие волны, и шуршащие под порывами ветра заросли сухого тростника, идущие вдоль берега.
На холме устроен музей Ботика Петра, несмотря на прошедшие столетия, шлюп неплохо сохранился, и если его законопатить, мог бы вновь отправиться в плавание. Музей платный, за съемку надо платить отдельно, но если не наглеть, можно поснимать и так.
На берегу озера есть кемпинг по 2000р за ночь, здесь же кафе, сувенирные лавки и бабки, торгующие тарелками madeinChinа с видами Переславля. Только подумать, сотни лет назад эти дорожки мерил шагами великий царь-реформатор, а теперь мы идем по его стопам, любуюсь ягодами, ярко рдеющими на морозе.
Городок, на вид крошечный и не сильно известный среди туристов, а оказался буквально нашпигован достопримечательностями – музей утюга, самый маленький из которых весит 10г, и музей чайника пришлось проскочить мимо, но пропустить Красную площадь при дневном свете – это выше наших сил. И ведь не зря остановились – на фоне остатков крепостного вала стоит один из старейших на Руси Спасо-Преображенский собор – простой и одновременно величавый однокупольный храм, которому уже 800 лет.
Века вражды и противостояния пощадили его стены, и замысел древних зодчих дошел до наших дней. Именно на месте этой площади родился князь Александр Невский, тут же можно полюбоваться Церковью Александра Невского, выкрашенной в кирпично-красный цвет и увенчанной пятью зелеными маковками. Рядом церковь Петра митрополита, которого судили на этом месте за крупные и мелкие прегрешения, а затем бац! и оправдали, а такжеСобор Владимирской иконы Божьей Матери, построенный на деньги богатенького купца.Поездка мне все больше нравится, такого количества самых разных церквей, монастырей и храмов, как в этой поездке, мы не видели, пожалуй, никогда.
«Россия—родина слонов», это известно и не подлежит сомнению с XVIII в., когда испанский пилигрим начал рекламировать кости мамонтов из кунсткамеры. Но переславцы пошли дальше, и установили, что российские слоны были розового цвета!, в честь чего установили небольшой памятник.
Ну все, пора «дать по газам», однако, на северном выезде из города, у Троицкой слободы, туриста поджидает еще одна замануха - на фоне озера белеют и манят путников высокие стены Никитского монастыря, самого старого в Переславле.
Понимаем, что вновь безнадежно опаздываем, но миновать такую красоту и древность не можем, ведь сам Иван Грозный стоял у истоков его воссоздания в камне, Петр I тоже здесь бывал – примечательное местечко, да и за вход платить не надо. Кроме того, обитель знаменита своим персональным святым – Никитой Столпником, он служил в XVIв сборщиком податей, но в отличие от нынешних фискалов, сохранил остатки совести, понял, что так жить нельзя, и подался в монахи. За грехи свои тяжкие надел на себя тяжеленные вериги и начал потихоньку творить чудеса, проживая в полуподземной келье, существующей и сегодня, рядом отрыл источник, вода в нем до сих пор считается святой. Именно цепи и сгубили праведника – пара дебилов-недоучек подумали, что они серебряные, и порешили старика.
У стен монастыря продают медок и главное достояние города – рыбу, для туристов ее коптят, солят и вялят. Самая вкусная рыбешка – это ряпушка, в древние времена ее поставляли исключительно к царскому столу, простолюдинов, желающих полакомится деликатесом, ждала секир-башка, сейчас эта рыбка даже на гербе города красуется, причем две штуки сразу.
До ночи надо было еще доехать до Ростова, осмотреть его, и успеть на ночевку в Кострому...
Готов к критике! |
| 04.03.2012 Просмотров: 3744 |
Я ещё слышала про какой-то чудо-камень, который желания там исполняет. ))
Очень понравился Переславль. Возможно, в апреле туда выберусь.
Спасибо, Сергей!
Чудо-камень?! Вот уж точно - век живи, век учись.
Казалось, что мы проштудировали и распечатали всю информацию, но узнали не все...
Нам тоже городок исключительно понравился и имеются планы посетить его вновь, но теперь мы знаем, что лучше это делать в теплое время года, когда трава зелена, деревья шелестят листвою, цветут цветы и можно купаться!
Да, чудо-камень. Он где-то недалеко от Переславля. Туда возят специально или пешком. Мне так рассказывали))
И даже сообщили, что желание исполнилось. Так что в следующий раз - можно попробовать))
Очень симпатичный городок, надо будет при случае посетить. Спасибо. ))
Симпатичная получилась поездка! И,на самом деле, великое множество интересных храмов.
А полуломанные фигурки из социалистического прошлого вызывают какое-то смешанное чувство жалости и сожаления. Непонятно о чём...но вот почему-то вызывают
Около мостика с лентами не тень ли самого Петра нарисовалась?
Как поедет туда следующий раз, обязательно отыщем его и загадаем желание!
Сами удивились, до чего он хорош при свете дня Переславль оказался настолько хорош, что в нем мы задержались дольше, чем планировали...
очень повеселили возможные расходы особенно -сменить музыку бесполезно
мой папа был железнодорожником, так что ваша тяга мне очень понятна. но поезда давно разлюбила.......
Давно не ездил по России, и сам удивился, сколько храмов осталось на нашей земле, и что радует - их потихоньку восстанавливают!
Фигурки заснял специально - это наше изломанное, но не забытое прошлое, именно в таком виде воспоминания о нашей великой, но загубленной стране, остаются в моей душе...
Роль тени Петра исполнил я, правда ростом чуть-чуть не дотянул.
Нас тоже повеселила эта страничка меню, кстати, когда я его фоткал, официанты очень возражали!
А почему поезда разлюбили? Если ехать в купе, то в РЖД все еще не так плохо, дорого, правда, очень...
слишком часто ездила в детстве
а по цене купе можно купить билет на самолет, летать не боюсь.
а вот моя мама, даже если билет на самолет дешевле, поедет на поезде....
И познавательно, и увлекательно. Особенно про дрезину, я бы на ней тоже с удовольствием покатался.
Дрезина нас восхитила до глубины души - радовались, как дети!
Я тоже больше на самолетах люблю, но теперь понимаю, что на малые расстояния (500-600 км) лучше поезд...
Чудо-камень находится на самом берегу Плещеева озера. Называется он Синий камень. Производит вполне такое себе мистическое впечатление (ну по крайней мере в сумерках), весь обкидан мандаринами-апельсинами-цветочками. И народу там толпится всегда много. Желания вроде как исполняет, мое попытался, но не смог )))))))
Жаль, что вы не попали в музей утюга и чайников - это самое-самое, что мне запомнилось в Переславле. В этих музеях устраивают даже не экскурсию, а целый великолепный моноспектакль - от действа которого невозможно оторвать глаз от начала и до конца :)
Обязательно съездим к камню, заинтриговали. Мы планировали в середине марта ехать в Ярославль, значит надо будет обязательно завернуть к Плещееву озеру.
А музеи утюга и чайника мы запланировали на будущее еще в первый визит!
В музее утюга обязательно постарайтесь/попросите, чтобы вам экскурсию провел дядечка, я, к сожалению, не вспомню сейчас, как его зовут (( Но у них там один такой - пожилой мужчина, остальные все - девчонки. Можете в блогах эту инфу найти, если хотите, как его имя-отчество. Просто он рассказывает - блестяще, никто другой так не сможет, он актер, он звезда!
Спасибо, возьмем на заметку!
Да, надо плотнее заняться золотым кольцом - сколько же в нем всего любопытного! И палаточку на озере поставить, удочку закинуть...
Давай, давай, Серега - столько интересного, и все поблизости. Границы преодолевать не надо, лететь тоже никуда не надо, сел на электричку и мигом на месте!
Порадовал городок, порадовал Ваш рассказ. Спасибо. У меня к ж.д. особый интерес - и работала там чуть, и много ездила, и жила на станции...
А вообще Вам очень бы пошло быть железнодорожником... Жду Кострому.
Да вот сколько мест таких...год за годом ездишь, вроде плотно - а Россия едва осваивается. Глаза разбегаются, желалка раззадоривается))
Серега, так я чего и говорю: Россия рядом, и очень просто - на выходные махнул и сразу освоил пару городов.
Даже самые близкие к Москве города: Владимир, Суздаль, Тверь, Ярославль - чудо, как хороши!
Я вырос рядом с Ж/д, из моего окна видна была железка, мы с отцом любили считать вагоны в сверхдлинных поездах, выход на вокзальный буфет заменял променад в столичных городах, а уж поездка на поезде в Москву была самым большим праздников года.
Но железнодорожником стать никогда не хотел, я инженер, юрист, путешественник - вроде, как достаточно...
Кострому заканчиваю, скоро будет
Да шучу я про железнодорожника...
Ох, Лена,
А я повелся...
Так и делаем, и не только на выходные. Но - много их! Одних региональных центров от Мурманска до Махачкалы сколько... а уж малых городов, интересных, не всегда быстро доступных.
А Сибирь - пару дней назад обалдел просто от Тюмени, теперь так и чешется до Тобольска добраться - он ведь ничем не уступает созвездию Золотого кольца...
Так вот ты какой, ботик Петра! Любопытно было на него посмотреть. Почему-то думала, что он под парусом.
Кошка на паровозе очень забавно смотрится. Она там за деньги позирует или за кусок колбасы?
И, конечно, не пропустила бы дрезину, прокатилась с ветерком!
Ира, я думаю, что парус на нем раньше поднимали, но только он уже сгнил. Кстати я почему то представлял его несколько больше, а тут обычный рыбацкий баркас.
Кошка не простая - это хозяйка всего депо, она ходит, все контролирует и следит за порядком - вон как на паровозе устроилась, и вглядывается в даль - настоящая впередсмотрящая!
Дрезина мчится именно с морозным ветерком и с перестуком колес на стыках - такой класс!
Замечательное путешествие... Сочетание дремотности церковных маковок и заржавленных паровозов оставляет впечатление умиротворённости и застывшего времени. И что нас держит в нашей безумной Москве?