В свободном плавании часть 6

Покхара, апрель 2005
Очень важный совет. Когда пойдете на трекк, купите большой пакет конфет, например карамелек. Тропа, как я уже говорила, проходит по деревням, а в них масса детишек, грязных и сопливых, чистых и умытых. Есть детки наглые, есть тихие, но ничто не заменит вам удовольствие видеть глазищи ребятёнка, получившего конфету. В деревнях интересного мало, и тропа с треккерами составляет единственное детское развлечение, расширяющее кругозор. И конечно, у них в шкафах не лежит шоколад стопочкой. Для себя я решила, что если ещё раз окажусь в Непале, обязательно возьму с собой мешок мелких детских игрушек, поскольку то, что я видела, повергло меня в состояние глубочайшего шока. Одна безглазая серая кукла, бывшая в использовании лет 50 минимум, на братию из шестерых детей, причем не только девочек. Короче, больше радости детям, и пусть у них всё будет хорошо. Начало пути у нас с Васей лежало по руслу реки, сплошные каменюки по сторонам, холмы за холмами, горы. Так как такой поход был для меня в новинку, я всё время оборачивалась и вечно пыталась узнать у Васи, правильно ли мы движемся. После часа ходьбы я плюнула на это бесполезное занятие, переложила карту в карман брюк, расслабилась и предалась созерцанию местных пейзажей. Места красивые, необычные, встречаются буддийские монастыри, а от гор и просторов захватывает дух. Ещё через два часа я окончательно уверилась в подготовленности здешней местности к таким рода походам. Тропа проходит от деревни к деревни, и все деревни вас встречают ОГРОМНОЙ надписью с названием этого места, количества лоджий (местные гест-хаузы, стоянки для сна). Ну а поесть можно практически в любом доме. Прибавьте к этому открытые окна домов, где выставлены продукты на продажу. В общем, цивилизация на лицо. Когда выходишь из деревни, тебя провожает такой же огромный стенд с указанием, какая деревня следующая и сколько часов с минутами до неё ходу, вдобавок с пожеланиями счастливого пути и выражением надежды на встречу в будущем. В большинстве случаев на развилках или сложных местах встречаются указатель направления к основной тропе и месту стоянки. Пешеходный рай, да и только. Спустя 4 часа ходьбы, я поняла, что ходить я умею и при этом хожу я быстро. Проверить это можно было элементарно, засекая время в пути от одной деревни к другой. Написано, например 2 часа пути, а я проходила этот участок за 1 час 20 минут. Гордиться, конечно, особенно нечем, ведь мой рюкзак был у Васи, а у меня за плечами маленький рюкзачок весом 3 кг, не более. Радость была в другом я поняла, что есть запас времени и возможность увидеть больше мест. Картину портил дождь. Мой Вася был в синтетическом костюмчике, а я, будучи девушкой сердобольной, боялась его застудить. Так что ливень пережидали под встречавшимися навесами или просились в дом на чашку чая. Я наметила себе в первый день остановиться в Калопани. По мнению Васи, местечко было хорошее, но что в его понимании "хорошо", Вася объяснить затруднялся, потому как по-английски знал максисум 15 слов. Ну и ладно. Мы пришли в Калопани в 16 часов вечера. Место действительно красивое и уютное. Есть водопад и сосновый лес, видна панорама снежных шапок гор. Я начала осматривать лоджии, где бы я смогла заночевать. Из первой же лоджии раздалось дружественное "Намасте" ("привет" по непали), и я увидела массу спортивных вещей, вывешенных на просушку. В этом доме я и остановилась, правда, предварительно пройдя всю деревню. С эстетической точкой зрения лоджия мне понравилась. Внутри оказалась веселая компания треккеров, пара канадцев, один иранец, один американец, их портеры, ну и я собственной персоной. Компания организовалась настолько разношерстная и веселая, что было любо-дорого посмотреть. Я первый раз оказалась в общей столовой, когда все постояльцы садятся за большой стол, накрытый одеялом, а под стол в углубление ставят чугунок с углями. За тихими беседами проводишь ужин и вечер, а чугунок греет ноги. Погреться было очень здорово, поскольку вечером похолодало. Было решено утром выдвигаться вместе до Тотопани, так что спать отправились рано. 9 апреля (Калопани Татопани) Утро. 5-30 утра и я выспалась! С электричеством в лоджии был порядок, а заветный пакет с кофе и шоколадом под рукой. Сделать себе горячего заварного кофею и заточить шоколадку, не вылезая при этом из спальника, было очень актуально. На высоте холодно, а лоджии не отапливают, потому вливание горячей жидкости производит самое благотворное действие на организм. Утром всё выглядит по-другому - и лес, и снежные вершины. Народ начал просыпаться, бегать с зубными щётками и вливать в себя кофе литрами в общей столовке. Портеры оживлённо щебетали на непали и радовались новому дню. В какой-то момент тема коснулась транспортной забастовки. После чего головы собравшихся повернулись в мою сторону. Ну вот! Опять! Начинается! Я всегда остро чувствую, когда речь заходит о моей персоне и моих проблемах. А дело было в следующем. В Непале объявили транспортную забастовку. Это значит, что между городами автобусы не ходят. Самолёты летают, а вот автобусы и такси не ездят. Мы находились на трекке, там одни пешие тропы, но у меня самолёт был на 13 апреля, и менять билеты я категорически не хотела. Ребята начали названивать в Покхару и узнавать, что с транспортом? Им отвечали, что транспорта нет, когда пойдёт, неизвестно. Состояние лёгкой паники начинало давить, в итоге решила не грузить себя раньше времени. Возможно ситуация и разрешится сама собой. Позавтракав, мы выдвинулись в путь. Разношерстная компашка растянулась по тропе. Про водопады и горные речки рассказывать смысла нет - это надо видеть. Запомнилось другое, когда за 2-3 часа ходу полностью меняется флора, все деревья, кусты, травы. Это настолько поражает, что забыть такое невозможно. Встречались и камнепады. Мы остановились на обед у водопада. Кайф - сидеть за столиком в нескольких метра от водного потока и поглощать тыквенный суп (кстати, вкусная штука оказалась). В дороге мы с иранцем Фарой выбились в лидеры, нас устраивал быстрый ритм ходьбы. Поначалу дядьки вроде бы оскорбились, что какая-то мелкая быстрее них бежит, а потом расслабились и стали получать удовольствие. Мой Вася тоже не грустил в компании с другими портерами. День выдался удачный. На пути мы подобрали японку Нако. Вот кем стоит восхищаться, так это Нако! Она путешествовала по кольцу Аннапурны одна, с огромным рюкзаком за плечами и с двумя огромными дубинами в руках, вместо телескопических палок. Нако всё планировала заранее, продумывала маршрут по метрам и была умерена во всём. Наша веселая компания пробила брешь в её железном распорядке, и она пошла вместе с нами. Немного отвлекусь. Сейчас прошло довольно много времени после того, как я была в Непале, но, возвращаясь мысленно к тому дню, я вспоминаю, насколько он был ярким. Разные люди из разных точек на планете встретились в Непале, и пошли одной тропой вместе. Они были веселы и беззаботны, им было сложно, они уставали, но все же чувствовали себя прекрасно. У людей были абсолютно разные родные языки, но они понимали друг друга и на ужасном инглише. Над головами полдня шёл дождь, но люди, как дети, шлёпали по лужам. Проходя по деревням, они раздавали детям конфеты и смеялись. Повстречав сидха (странники, отказавшиеся от всего мирского), смотрели во все глаза. Сколько было смеха и детской непосредственности! У каждого из нас была своя жизнь и свой путь, но на маленький отрезок линии встретились и пошли вместе. Это был замечательный день! И в этот замечательный день света у меня начинает болеть колено. Боль настолько сильная, аж слёзы из глаз. Мозг быстро соображает, что никто тебе не поможет, детка. До ближайшего селения 2,5 часа пути. Что с коленом, определить не могу. Выясняю, что если останавливаться, а потом продолжать ходьбу заново, становится ещё больнее. Кроме нас, в жизни нам никто не поможет. Возможно, я ненормальная, но так мне было легче. Я практически побежала. Делая упор на левую ногу, и щадя правую, я без остановки дошла до Татопани оставшийся путь за полтора часа вместо двух с хвостом. Мне очень помогали Фара со своим портером - я объяснила проблему, и народ понял. Они пошли вместе со мной, и по дороге шутили, что их раньше так никто не гонял, и что только сумасшедшие русские тётки, когда болят колени, могут нестись как угорелые. Хотя потом согласились, что так даже лучше. В Татопани портер определил нас с Фарой в лоджию с апельсиновым садом и видом на горную речку. С дороги и не поймёшь, что там так красиво. Из ориентиров могу дать только один. Входите в Татопани, идёте по узкой улочке, в самом начале деревни улочка ссужается настолько, что с одной стороны, где склон, вход в лоджию, а с другой стороны, где река, вход в общую столовку этой лоджии. Столовая находится как бы на обрыве, и в ее стеклянной витрине выставлены булочки и хлеб. Мне кажется, даже если пройдёт 10-20 лет, там ничего не изменится, и по этому описанию можно будет найти это место. Я буквально рухнула на балконе лоджии. Шевелиться не могу, а что дальше будет, не знаю. Портер пошёл встречать оставшуюся часть компании, а мы сидели с Фарой на балконе, слушали реку и философствовали о бренной жизни. Так увлеклись, что час пролетел совершенно незаметно. Если предположить что день на этом закончился, это было бы логично. Так нет, всё только начиналось. Через час прибежал жизнерадостный портер Фары и объявил, что мы всей группой идём купаться в тёплых источниках. Коллектив с радостью поддержал эту затею, на сборы был дан час времени. Какие сборы? Я и пальцем шевельнуть не могла. Однако ровно через час под пристальным взглядом коллектива мое тело встало и, прихрамывая (уже на обе ноги), двинулось в сторону источников. Было интересно посмотреть, что эти самые источники из себя представляют. Когда мы доковыляли до места, картина представилась следующая. Ущелье, с одной стороны стоит Татопани, внизу ущелья проходит горная речушка. И ровно 20 метрах от речки на камнях организовано два бассейна, три на четыре метра. В бассейн из трубы (цивилизованность, однако) идёт горяченная вода. Так как непали в принципе не в состоянии нагреть такое количество воды, то можно было предположить, что тепло от природного источника, бьющего из-под земли. Цивилизованность в данном месте присутствовала также в виде кабинок для переодевания, навеса для вещей, местного ларька, платного входа рупий в 15 и фанерного плаката, надписи на котором гласили, что прежде, чем погрузится в бассейн, следует вымыться под шлангом, и не грязнить воду. Молодцы, первые признаки гигиены налицо. Приходят к горячим источникам все - и местные жители, и треккеры, и портеры. Вся эта разношерстная компания сначала старается обмыться под шлангами, ну а затем - самое приятное, погружение в горячий бассейн. Сказать, что вода в бассейне горячая значит, ничего не сказать. Если бы в него не подкачивали ледяной воды из речки, то можно свариться через 30 секунд погружения. Как вы понимаете, на трекке с пляжными костюмами негусто, поэтому можно представить всю пестроту нарядов, созданных фантазией народа, собравшегося погреться в водичке. Очень красочно выглядела группа итальянцев, закупивших в ларьке пива и мороженного (славное сочетание, нечего сказать), и соорудивших в углу бассейна маленькую Италию. Конечно, в столь интересном месте все друг друга разглядывают и, когда наши портеры к нам присоединились, я заметила, что у них на теле есть верёвочки, перетянутые через плечо, а на веревочке колечко, болтающееся на уровне талии. Такое украшение я видела впервые. Уже в Москве грамотные люди мне поведали, что это признак принадлежности к определённой касте. И уровень этой касты был далеко не самый низкий, это очень уважаемые люди. Вот вам и портеры, вот вам и деревенские люди. Может, и прав был гид немца, который подпихнул мне моего Васю, что дядька-то не абы кто, а уважаемый, однако, человек. Про горячие источники могу добавить только одно. Очень хорошо. Тело набирает силы заново после долгой дороги. И хотя многие могут побрезговать таким коллективным купанием, я не пожалела ни на секунду. Заодно и помылась. Причём наши портеры были более подготовлены к этому моменту и поделились с нами шампунем и мылом Дафф, которое, к моему удивлению, в Непале достаточно распространено. Мы вернулись в лоджию чистыми и отдохнувшими. Впереди был ужин. На ужине портер Фары подсел ко мне, и по его взгляду я поняла, начинается. Опять! И действительно началось: "Не ходи на Бени. Там нет автобусов. Мы сегодня посмотрели, как ты ходишь. Иди в Наяпул, через Горепани. Завтра ты дойдёшь до Горепани. Будет тяжело, но ты дойдёшь, а послезавтра ты попадёшь в Наяпул. От Наяпула можно взять машину, а если не будет машины, то дойдёшь пешком до Покхары по ровной дороге. К самолету ты успеешь точно. А если повезёт, то будешь иметь день отдыха в запасе" Ну что я могла на это возразить? Да, собственно, ничего. Мне нужно было либо верить, либо не верить. Я поверила. Местности я всё равно не знала. Строить догадки не хотелось. Доверится интуиции - не самый лучший способ решения вопросов. Лучше всё-таки иметь время про запас, ведь которого у меня как раз этого времени и не было. Пошли спать. Выходить предполагалось в 6 утра.