В свободном плавании часть 7

Покхара, апрель 2005
10 апреля Татопани Горепани "Кто придумал эти горы!" Хорошо просыпаться под шум горной реки и пение птиц, когда пахнет неизвестными цветами и утренней росой. Вся компания ещё крепко спала. Ребята решили остаться ещё на один день в Татопани и побродить по местным окрестностям. Счастливцы! У них есть ВРЕМЯ - у кого месяц, у кого два, они просто идут и просто останавливаются, где им нравится, и они никуда не торопятся. Спустившись в столовую, я увидела улыбчивую хозяйку, которая быстро начала готовить мне завтрак - яичница, тибетский хлеб, чайник чая с молоком. Потом пришёл Вася, и по молчаливому согласию мы двинулись к выходу. Каково же было моё изумление, что все портеры вышли нас проводить. Я была очень тронута их теплыми словами и улыбками, но время не ждёт, и мы отправились в путь. Есть такое ощущение перед незнакомой дорогой, которое сложно описать, но оно как бы щекочет тебя изнутри, как бы подталкивает в путь. Впереди неизвестность, и ты не знаешь, что увидишь через пару часов, и что тебя ждёт через день. Конечно, общий генеральный план есть, и ты вроде как его и придерживаешься, но ведь свои ощущения ты предугадать не можешь. И этот щекотунчик внутри тебя выталкивает тебя на тропу и заставляет двигаться дальше, и ты испытываешь ощущение воли и свободы. Теперь я знаю, что это такое. И мне хочется испытывать это чувство вновь и вновь. Вышли мы в 6-30 утра и поначалу шли по ущелью вдоль реки. Я очень опасалась за свою коленку, она, конечно, капризничала и всяческим образом выражала своё недовольство, но после 20 минут ходьбы вроде разогрелась и стала привлекать меньше внимания. Совсем недалеко за Татопани мы перешли реку и тропа пошла резко вверх на холм. Кто бы меня предупредил, что такое нам предстоит весь день! Этот день я не забуду никогда. Тропа идёт по холмам и всё время вверх, при этом когда тебе кажется, что вот она, заветная вершинка холмика и сейчас наступит конец мучениям, но, взобравшись на холм, ты обнаруживаешь там небольшую площадку метров в 15-20 и далее идёт опять подъём вверх. В общем, к двум часам дня я уже ненавидела эти подъёмы всё душой. Особенно подлым мне казалось финальный выход на холм, когда за 20-30 метров начинается практически вертикальный подъём вверх по неровным каменистым ступеням. Это даже ступенями нельзя назвать, так, какие-то разносортные неровные каменюки. А ещё было жарко. В деревнях, расположенных на этих холмиках, я видела таблички "мулы в аренду" и мне было абсолютно не понятно, как этот самый мул, если на него ещё кто-нибудь сядет, преодолеет финальный выход на площадку. Навстречу попадались улыбчивые лица треккеров, идущих под гору вниз. Везёт же людям. Где-то в середине пути из-за холма выглянула Анапурна и появились деревья рододендронов. Они стали попадаться всё чаще и чаще а потом и вовсе превратились в рододендроновые рощи. Горепани располагается на вершине очередного холма, подход к которому был самым невыносимым. Видимо потому, что физически ощущаешь окончание пути. Селение отличался обилием синих крыш из профнастила. Как жители туда затащили эти листы железа, и почему в других деревнях не применяется такой способ покрытия домов, остаётся очередной загадкой. Отдельно хочется сказать о высоковольтных проводах и вышках. Тропа идёт практически вдоль линии электропередач, но я категорически отказываюсь понимать, каким образом эти высоковольтки там устанавливались, ведь привезти их на машинах не могли, так. Ведь проезжих дорог нет. Тогда КАК? Ну не на вертолётах же их на самом деле по частям доставляли в лесной массив. Ещё одна загадка Непала остаётся неразгаданной. Горепани стоит на холме, вниз спускается роща рододендронов, а напротив видна Анапурна. Красотища такая, что дух захватывает. Я выбрала лоджию практически в самом начале селения, где вид из большого, во всю стену, окна не закрывали никакие деревья, и упала на кровать. Я лежала и смотрела в окно на красавицу Анапурну и ни о чём не думала. Вспоминается, что это был, наверное, единственный день относительного одиночества. В Горепани мы пришли рано, где-то в 15-30, опять я бежала впереди паровоза. Впервые с начала пути я смогла позволить себе в середине дня валяться на кровати и разглядывать горы. Лоджия обладала рядом преимуществ, которые не могли не порадовать. Владела ей семья тибетцев и чистота стояла отменная. Хозяйка и две дочери заведовали хозяйством. У меня вообще сложилось впечатление, что в горах очень часто лоджиями заправляют женщины, а мужья на подхвате. Из постояльцев бросались в глаза суетливые французы муж с женой. Когда они узнали, что я из России, меня сразу атаковали вопросами о транссибирской магистрали. Вообще, судя по разговорам с иностранцами, эта магистраль являлась темой номер один. Народ всенепременно желал совершить путешествие именно по такому маршруту. Объясняя, почему именно так, а не иначе, все ссылались на Лонели Планет и на то, что там написано, и отходить от изложенных издателями маршрутов никто не собирался. Вечером в Горепани холодно, уже в 5 вечера можно смело утепляться в куртки и свитера, а к 7 хочется присесть поближе к печке. Ужин прошел под многоязыковой гомон и шутки путешественников. Правда, часов в 5 вечера, узрев массу тазов и доступный кран во дворе, я по примеру хозяйских дочек устроила грандиозную постирушку. Столь яркая картина не осталась не замеченной постояльцами и хозяйкой, и в результате все вынесли вердикт, что в России повышенный уровень чистоплотности. Было несколько забавно. Зато у печки за ночь я высушила всё бельё, и чистая и довольная могла продолжать свой путь. 11 апреля Горепани-Наяпул (я всё таки добралась) Утром, как всегда, ранний подъём в 5-30, любование восходом и горами, сборы, завтрак, выход в путь. Вася сказал, что сегодня будет легче и самое страшное позади. Сразу за Горепани начинается спуск и весь путь нам нужно идти под гору. Тело (а главное, коленки) очень удивилось смене стиля ходьбы и начало капризничать. Через часик с телом удалось найти компромисс. К чему я это говорю. Да собственно к тому, что путешественникам надо быть готовым к тому, что некоторые части тела, а то и всё тело будет болеть и всяческим образом выражать своё недовольство. Даже если вы идёте не спеша, а не несётесь как угорелые, всё равно где-нибудь кольнёт или что-нибудь обгорит, или что-нибудь натрёт. Люди! Помните о правильной комплектации аптечки, комфортной одежде и обуви и не считайте, что вы умнее других. Из своего маленького похода я усвоила три основные вещи. Первая: финалгон (или любая разогревающая мазь) - друг человека. Второе эластичные бинты и наколенники нужны всегда! Меня ночью разбуди и спроси, что брать в Непал, от зубов будет отлетать бинт-мазь-колбаса! И, наконец, третье треккинговые палки вещь очень полезная, благо в Непале они стоят всего 7-10 долларов в зависимости от формы и наворотов, а продлить жизнь вашим коленным суставам смогут однозначно. Спуск - это, конечно, хорошо, только вот если это опять ступени и опять неровные, и если их больше трёх тысяч, да ещё с зигзагом через каждые метров десять-пятнадцать По времени спуск занимает часа два с учётом того, что я практически бежала, а если идти не спеша, то и все три часа будет. О, какая это песня! Как мне было жаль людей, идущих в Горепани из Наяпула, которых я встречала по дороге! Теперь я понимала, что меня попросту пожалели, ведь все эти подъёмы из Татопани по холмам -просто детская забава по сравнению с тремя тысячами ступеней. Очень я сочувствовала обливающимся потом встречным дедушкам и бабушкам. Особенно уже в конце этой лесенки, потому как народ оптимистично подходил к холму, а при виде подъёма начинал бледнеть. Но особо уставшие элементарно смогут растянуть подъём дня на два, благо деревушек на холме масса. После суперлестницы решили передохнуть и перекусить. Лучше бы мы этого не делали! Нас с Васей разморило и двигаться не хотелось. Пришлось опять совершать насилие над личностью и без особого энтузиазма пройти оставшиеся три часа пути. Для себя я поняла, что лично мне легче только завтракать, а основное питание получать там, где я останавливаюсь на ночёвку, иначе потом тяжело идти. Учитывая то, что я наметила себе выйти в Наяпул к 14-00 дня, темп был задан хороший. Вася отставал и капризничал, я злилась на Васю и нервничала. В общем, настроение отвратительное, любованием природы заниматься не хотелось, да и местность меня не особо воодушевляла - долина горной реки, деревеньки, холмы, гор не видно. Наверху, там, где сосны и снега близко, мне больше понравилось, а сейчас путь сводился к одной цели - дойти до пункта назначения и выяснить, смогу ли я добраться до Покхары на автобусе или такси. На самом деле Наяпул - просто автобусная остановка, а жилая деревушка называется Беретанти. Между остановкой и деревушкой проходит пыльная дорога, вдоль которой стоят невзрачные железные лотки или сараи. Кругом, скажем прямо, не очень гигиенично, да и пахнет соответствующе. Если бы мой путь шел в обратном направлении, то есть от Наяпула до Горепани, я думаю, отвратительное настроение мне было бы обеспечено на большую часть трекка. Но по антисанитарии мы шли минут 20 максимум. Наконец, мы с Васей вышли на асфальтную дорогу, и моему взору предстал автобус. Как я улыбалась! Счастье начало заполнять душу. Но тут выяснилось, что в Покхару автобус поедет только часика через два. Лицо немного погрустнело. Знаете, как это бывает - вот она, заветная цель, уже почти достигнута, но нужно-то все-таки не "почти", а "здесь и сейчас". Желание оказаться в Покхаре стало настолько сильным, что я пошла искать такси. Далее выяснилась следующая картина. При выходе к остановке стоит одна машина и радостно заламывает цену, а за поворотом, скрытым от глаз путешественников, стоят минимум машин десять. Если есть желание честного торга, надо идти налево от выхода до скопления машин, или уж выжимать из первой машины всё по максимуму, хотя это и сложнее. Думаю, что при первой попытке повернуть налево и дойти-таки до других таксистов, первый сразу станет сговорчивым. Так как мне приходилось торговаться в период забастовки, а точнее, сразу же после нее, не берусь назвать правильную цену. Сначала мне объявили баксов 50, затем под грозные крики цена снизилась до 15 (благо автобус рядом стоял), и это с учётом того, что машин за поворотом я не видела. Договорившись с таксистом - чёрт с этими 15 долларами я пошла прощаться с Васей. Васенька был грустный, Васеньку загнали бедного, попалась же на его голову бегающая русская. Вася был утешен чаевыми, и остатками карамели, сладкоежкой оказался похуже любого ребёнка. На такси от Наяпула до Покхару ехали, наверное, час. При подъезде к Покхаре стала размышлять где мне остановится, ведь программу свою я выполнила, даже перевыполнила (знать бы заранее, еще одни день в Калопани бы провела), а это значит, что у меня был лишний день в Покхаре. В голове всплыло воспоминание, как группа "руссо туристо", которых я повстречала в первый день, нахваливала некий "Трек о Тел", правда, предупреждая, что цены там по непальским меркам недетские. Я решила себя побаловать, в конце концов, имею право. Отель не подвёл, правда, сперва пытались ненавязчиво вселить в номерок баксов за 40. Спасибо, не надо. Вселилась в экономичный вариант за 20 баксов. Замечу, все номера двухместные, при этом цена берётся за номер, так что если бы была пара, затраты уменьшаются. Зато за эти немереные деньжищи вы поимеете: супердизайн и интерьер, евросантехнику, кондиционер и все примочки, к этому полагающиеся. Короче, отельчик тянет на 3+, а то и 4 звезды в европейском понимании, а для Непала это и вообще предел мечтаний. Вечер прошел по схеме: ванна, большая кровать и мысль - "Жизнь удалась!" 12 апреля (Спокойный день в Покхаре или и такое бывает) Открываешь утром глаза, приходишь в себя, и сознание тебе говорит: "Бежать никуда не надо!" Блаженная улыбка растекается по лицу, и наступает период полной и беспробудной лени. Понимаешь что свой путь, тот, который ты хотела, ты прошла. И наступает, по контрасту, вместо собранности - леность, вместо ожидания и предвкушения дороги - блаженство ничегонеделания. Я вот тут подумала, что в принципе человек, читающий это рассказ, может уже спокойно его закрывать, так как дальнейшее развитие событий никак не относится к треку. Сейчас я искренне не понимаю, как такое количество событий и людей могло свалиться на мою голову в такой короткий отрезок времени. Ведь помимо этих событий, в жизни существуют вполне обыденные вещи как сон, еда, принятие душа и многое другое. И эти действия, конечно же, были, только несколько в сверхскоростном и урезанном режиме. Путешествие, если оно сделано для себя, предполагает, что человек никуда не торопится и получает удовольствие, новые ощущения с восприятиями. А моя ситуация напоминала концентрированный сок. Для получения качественного напитка концентрат надо разводить из пропорций 1 к 20 не менее, а здесь мы выпили этот концентрат сразу и даже не задумались, хорошо это или плохо, вкусно или не очень. Это уже случилось, и стоит сказать жизни и судьбе отдельное спасибо за то, что она такая разнообразная и динамичная. Надеюсь, получилось и занимательно и поучительно.Медаль