Аспендос. Неисповедимы пути…

Север, лето
Когда приходит время написать отчет, начинаешь понимать, что сложное это дело: уж где только не побывали, но такой насыщенной и разнообразной поездки не было. Кто бы мог подумать, что речь идет о "всего-навсего" Турции! Боюсь, мой рассказ будет не всегда последователен, но как можно описать столько мест, где мы побывали!? И настолько разнообразные места, будто в пяти разных странах Все же по порядку. Идея поездки у нас сложилась совершенно спонтанно, на основе Серегиной идеи поехать исследовать маршруты для серьезных Сармовских походов. Собственно, и билеты мы собирались взять вместе, но как-то получилось, что Серега свою поездку отложил, а мы уже не хотели останавливаться на полпути. Итак: главная наша задача – интересные маршруты для Сармы! Также неожиданно к нам присоединились в Турцию Костя и Ольга. И вот мы на месте. Погруженные перед отъездом в археологические раскопки, у нас почти совсем не было времени на изучение предстоящего маршрута. Хотя, наметки все же были. [size=16]Представление наше о Турции было очень слабым. Мы (по крайней мере, я) считали примерно так: Турция – это восточная, мусульманская страна дешевых отелей на берегу известного нам по Тель-Авиву средиземного моря.[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] Все это достаточно скучно, но, как ни странно, в ней есть интересные маршруты, со снеплингом и без… Удивительно, насколько все оказалось по-другому. Первое, что поразило – чистота! Ни бумажки, ни окурка! Но жара… Скорей бы на море, или в горы. Выяснив, что из аэропорта ходят только такси, мы поехали на нем на центральную автобусную станцию. По пути, выяснилось что и Боря, и Костя знают, куда нам ехать, и где ночевать, но места это разные… В результате, решило вопрос то, что автобусы в оба эти места уже не ходят (мы приехали на станцию около девяти вечера), и Костя предложил поехать на том автобусе, который еще ходил. Автобус этот шел в противоположном направлении, но у Кости были какие-то соображения насчет городка Аспендос и реки рядом. [size=16]Собственно говоря, автобус шел не совсем туда и высадил нас где-то на трассе в двенадцать ночи. До Аспендоса - оставалось километров пять-шесть. А у нас такие огромные рюкзаки! С расчетом и на жару, и на холод, и на снеплинг… [/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] По старой привычке стали голосовать, и достаточно скоро нам повезло: остановился дядечка, который добросердечно не пожелал оставлять одну пару с их рюкзаками на улице, а запихнул нас всех в свою дряхлую машину (четверо нас, плюс столько же огромных рюкзаков и один маленький!!). На английском он не говорил совсем и довез, как мы просили: Аспендос. Перед нами возвышалась какая-то древняя постройка (позже мы узнали, что это знаменитый Римский Театр; в нем даже теперь проходят музыкально-световые представления), но больше – ничего! Мы спрашивали дядечку про отель, хостель, пансион, но он, сказав, "йок" уехал. Возможно, стоит сразу отвлечься, и рассказать про язык. Ну, понятно, что у них есть известные нам слова, такие как балык (рыба), йок (нет, нету), билет и еще немного. [size=16]Есть и другие понятные слова: кебаб (мясо), меркез (мерказ- центр города), дакка (минуты). Также есть "ложные друзья переводчика": сарай (дворец), бахча (сад) и проч. Но в целом, язык ни на что не похож. Особенно удивительно потому, что все написано понятнейшими латинскими буквами.[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] Аспендос. Неисповедимы пути… Аспендос. Неисповедимы пути… При этом английский люди совершенно не знают. Мы чувствовали там себя полиглотами: даже встреченный нами главный инженер огромной плотины скромно просил объяснить непонятные слова, а уж его приятель – банковский менеджер, так очень радовался, что умеет считать по-английски до двух!! При этом, две подмеченные особенности: турецкий язык (особенно издалека) звучит как русский. Вот только буквы кто-то перемешал. А еще может ассоциироваться со словами из Толкиена: горлум, каргёль… самое оно! Ну ладно. И вот, мы стоим в полной темноте. С одной стороны – фасад театра, с другой – какое-то поле, и вдали – пара верблюдов. Мы, правда, проехали какой-то поселок, но ведь нам точно сказали – ночлега там нет. Достаем палатки? Все же Костя почему-то был уверен, что в поселке найдется дедушка, который нас приютит. И, несмотря на наш скептицизм, пошел его искать. Час ночи. Костя вернулся минут через двадцать и сообщил, что нашел дедушку. Даже с бабушкой. И действительно. Они спали на веранде, под марлевыми пологами, и поэтому услышали проходящего мимо, и видимо, не стремящегося остаться незамеченным Костю. Мустафа и Фатима тоже не знали ни слова по-английски, но нам это не помешало живо общаться: жестами и словами на всех трех известных нам языках мы обсудили наш прилет и дальнейшие планы, поужинали традиционной местной едой (помидоры-огурцы-маслины из огорода и домашнее варенье) с необычайно вкусным хлебом, и тоже улеглись: Хозяин повесил еще два марлевых полога и мы оказались каждый в своей полупрозрачной палатке. Аспендос. Неисповедимы пути… Деревенское утро начинается рано. Пологи сняли, и пришлось вставать. Мы уже решили, что делать дальше, и за завтраком договорились, что оставим у них вещи на день-два, а сами с меньшими рюкзаками прогуляемся вдоль реки Копру. После завтрака, (примерно, такого же, как и ужин), пришли соседки посмотреть на диковинку: на нас. Одна тетушка говорила немного по-английски. Самое интересное, что мы обо всем договорились без нее. Она только помогла нам убедиться, в нашем взаимопонимании. Аспендос. Неисповедимы пути… Перепаковавшись и выучив новое турецкое слово Гюлей-гюлей (до свиданья), мы отправились по дороге. Мимо виденного вчера театра, домиков и кукурузных полей. Сбоку от нас возвышались покрытые лесом горы. Из тумана периодически появлялись, как призраки, акведуки и древние здания, сохранившиеся на два-три этажа. Так вот ты какая, Турция! Аспендос. Неисповедимы пути… [size=16]Идти было очень приятно, но дорога нам предстояла длинная, и мы опять решили автостопить. Просто шли, и поднимали руку при звуке мотора. Чаще всего проезжали тракторы. Проехала даже веселая процессия с бараном: дудки, флажки…[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] Наконец, остановился сельский автобус. Правда, провез недалеко: до плотины. Тут мнения советчиков разделились: одни говорили, что в Бешконак – туда куда мы хотим, надо идти по левой стороне. Другие считали, что по правой. А если там дальше моста не будет? В общем, спросив человек пять, последовали мнению большинства. За плотиной с уютным ресторанчиком и плавучими столами (напомнило почему-то, деревянные сооружения в фильме "черная кошка - белый кот"), дорога пошла вдоль реки. С другой стороны стояли старые деревенские дома и теплицы. Аспендос. Неисповедимы пути… Аспендос. Неисповедимы пути… По этой грунтовке мало кто ездил, а кто ездил – местные же люди отдыхать на берег реки. Попутку мы не поймали, и замечательно прошлись до шоссе. Тут сразу остановился грузовик, и в его кузове мы с ветерком доехали до Бешконака. И даже чуть выше – к рафтинговой базе. Тут, правда, водитель нас огорошил, и потребовал за свой подвоз денег. Причем точно знал, сколько хочет получить, и на меньшее не соглашался. Так опошлить идею тремпа! Заплатив, мы оглянулись вокруг и оказались в еще большем шоке: перед нами был настоящий рафтинговый конвейер: куча домиков с рафтинговыми конторками. Плотов такое количество, что создаются самые настоящие пробки. И автобусы, привозящие толпы и толпы людей… Здесь делать рафтинг? Ни за что! Но ехать сразу назад было обидно, и мы решили прогуляться вверх по реке. И тут… Сначала был красивейший мост. Как мы поняли, он был построен Римлянами, но видимо, его поддерживали и по нему до сих пор проезжают машины. Аспендос. Неисповедимы пути… И потом сплошное удовольствие: мы пробирались по естественным скальным тропкам, а под нами бежала совершенно голубая вода, в которой шумели и переливались водопады от бьющих прямо из скал источников. Внизу камни образовывали уютные бухточки, и мы спустились поплавать. Правда, в настоящем смысле слова, плавать там было невозможно: ледяная вода тут же сводила ноги, и ныряли мы в нее только потому, что уж очень жарко. И уж очень вода маняще-бирюзовая! Аспендос. Неисповедимы пути… Аспендос. Неисповедимы пути… Аспендос. Неисповедимы пути… Где-то над этим местом Боря заметил пещеру. Правда, мы в нее так и не спустились (просто забыли, увлекшись купанием), но позже нам рассказали, что это колодец (правда, пешеходный) на тридцать метров. Дальше вода. По мнению рассказавшего, эта же вода выходила дальше бурным водопадом. Как ни пытались из него выудить Костя с Борей свидетельство того, что колодец и водопад соединены, он настаивал, что пройти невозможно. В любом случае, судя по количеству бьющих источников, дыры там можно искать. Аспендос. Неисповедимы пути… Аспендос. Неисповедимы пути… Через полкилометра природная тропа закончилась. Дальше путь шел только по воде. Плиты лежали поперек всего русла, но при этом казалось, что на другую сторону не перебраться. Мы устроили привал, но неутомимый Костя настаивал на продолжении. Решили разделиться, чтоб они с Ольгой прошли еще вперед. Маленькая неувязка была в том, что каждый понял по-своему, когда они вернутся, поэтому, когда половина нашей группы все же вернулась, оставалось уже только думать об ужине и ночлеге. Аспендос. Неисповедимы пути… Аспендос. Неисповедимы пути… Пока мы обсуждали место ночевки, появилось два человека. Проскочив мимо нас, они в шлепанцах то залезали на дерево, то лезли по стенке, то плыли в ледяной воде. Оказалось, что это два работника рафтинговой конторы пришли ловить рыбу (все эти конторки работают по совместительству ресторанчиками). Они расставили сети, потом разговорились с нами. Один из них говорил немного по-английски, и даже не отказался от предложенного коньяка (разве можно мусульманам?!). Он же предложил нам, что назавтра они приедут с лодкой побольше, и мы сплавимся с ними до рафт-центра. [size=16]Оказалось, что перейти речку все же можно: Косте – огромными прыжками с камня на камень, нам с Олей – в одних все равно уже мокрых кроссовках на двоих.[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] Утром, Дэйвид с другом, действительно, пришли около семи. Они подвезли нас к большему водопаду и рассказали про пещеру. Как, оказывается, мы много пропускали, глядя на реку только с одной стороны! Аспендос. Неисповедимы пути… Аспендос. Неисповедимы пути… Аспендос. Неисповедимы пути… На рафтинговой базе еще было тихо. Ни одного туриста! Парни надували-готовили лодки, а нам всем вдруг захотелось продолжить маршрут по речке. Все же уговорили нас на рафтинг! Маршрут, по которому здесь ходят, достаточно спокойный. Один – полтора настоящих порога, а в остальном спокойный сплав. Но бирюзовая река! Но Загрские горы перед нами! По предложению Дэйвида, мы причалили и прогулялись по еще одной арке-мосту. Аспендос. Неисповедимы пути… Оказывается, и само название реки "Копру" происходит, как раз, от слова "мост". Еще одно развлечение стало возможным благодаря отсутствию других лодок: "боди-рафтинг" – мы прыгали в порог, и вода, притапливая, выносила в спокойную бухту. Вот это экшен! Аспендос. Неисповедимы пути… Вернувшись на наше место старта (таков сервис), и позавтракав свежей форелью в виноградных листьях, мы вспомнили об Аспендосе. Как будто уже неделя прошла. Вообще-то, хотелось еще на денек остаться, но мы же не укладываемся в собственное расписание! Да и ведь это только самое начало… Все же, такой удивительной, чудесной воды мы больше нигде не встречали. Добрались обратно быстро, по шоссе на двух попутках. Снова перепаковавшись и поблагодарив хозяев (все думали, как их поблагодарить, и не придумали ничего другого, как заплатить; ну, они отказываться не стали), мы вышли к очередным автобусам. Следующая точка на маршруте была решена: Каш. Фотографии Кости Хошаны Медаль