Каш. Отдых, говорите, курорт…

Север, Лето
В Каш мы, по сложившейся традиции приехали около полуночи: что ж, дороги длинные. Уже только выйдя из автобуса, мы поняли, до чего же тут хорошо: крошечный автовокзал, ветерок вместо душной Анталийской жары... Пока Боря с Костей рыскали в поисках пансиона, мы с Олей болтали с одним из владельцев такового. Он неплохо знал английский, рассказывал, какая тут прекрасная погода-природа, и звал посмотреть его пансион. Вернувшиеся Боря с Костей не захотели отказываться от своих трудов – раздобытого уже пансиона. На всякий случай, мы взяли у Салиха телефон, и как оказалось, не зря: выяснилось, что самое важное качество пансиона – английский язык, – было только у него. Так что на следующий день мы все же перебрались к нему, в уютные комнаты с увитым виноградом балконом (виноград этот мы так активно ели, что даже не сфотографировали, хотя и был он очень фотогеничен – просто забывали каждый раз, отвлекаясь на процесс поедания гроздей). Сам Каш, маленький, абсолютно курортный городок. Говорят, очень похожий на греческий. Действительно, Греция от него в двух шагах: совсем близко большой остров, на который постоянно плавают яхты. В городе есть и остатки древних памятников: гробницы вырубленные в скалах и римский театр. Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Пока мы там были, произошло интересное мероприятие: приплыл корабль, который полностью скопировали с самого древнего найденного корабля, затонувшего и раскопанного археологами. Корабль, соответственно, построен без единого гвоздя. Он начал свой маршрут из верфи в районе Стамбула, и теперь плавает по городам. В Израиль, кстати, тоже собирается, судя по буклету. Мы пытались пообщаться с людьми его построившими, как-никак, коллеги почти. Видя, что мы интересуемся, они начинали с нами разговаривать по-турецки, но когда мы беспомощно разводили руками, они разводили руками в свою очередь – английского никто не знал, и они могли разве что буклет нам дать. И как они в Израиль собираются? Каш. Отдых, говорите, курорт… Мы нашли прекрасный пляж, прямо рядом с центром (да собственно, в этом крошечном городке "не рядом" и быть не может). Вода, хоть и средиземноморская, как оказалось, здесь совсем другая: прозрачная, изумрудная… Оставалось только пожалеть, что Израилю достался такой "неправильный" кусок моря. Оказалось, что по вечерам, на этих же пляжах играет живая музыка. Мы пришли однажды послушать. На двух соседних пляжах пели… на одном БГ, на другом Агату Кристи!!! Нет, когда приблизились, оказалось, что поют все же по-турецки, и совсем другие песни, но издалека набор букв, интонация и прочее было именно таким. На берегу моря, при свечах с музыкой…так мы готовились к первой нашей разведке каньона. Каш. Отдых, говорите, курорт… Кибрис: разминка. Из двух основных каньонов этого района, он более короткий. Мы так и выбрали его, для разминки. Говорят, что обычно его проходят за восемь часов. Пока мы добрались до места, было уже часов одиннадцать. Ну, нам не привыкать. Начало этого каньона совсем не впечатляющее. Ну, как если в Нахаль Амуд ручеек пустить. Можно даже ног не замочить. Но постепенно скалы вокруг нас сдвинулись и начались водопады. С водой, разумеется, тут ее не проигнорируешь. Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Все водопады невысокие. Максимальная высота – пятнадцать метров, но зато их много! Скалы периодически расступались и смыкались опять, создавая новые картины и впечатления. Главный водопад маршрута закручен в форме ракушки. Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Каньон этот пробит, но по минимуму, и даже меньше. Ржавые спиты, обычно по одному на спуск… Мы с Борей тактично не обсуждали, сколько еще спитов надо бы сюда забить, и в любом случае, радовались что под нами вода, а нас всего четверо. Собственно, иногда спитов не было вообще – прыгайте! Мы на всякий случай эти места аккуратно пролезали. Каш. Отдых, говорите, курорт… К счастью, выход из каньона мы не пропустили: нас предупреждали, что если пропустим – впереди еще шестнадцать километров менее интересного маршрута. Этого в планах не было. Проигнорировав удобный подъем, мы вылезли по сыпухе напротив (видимо, по принципу не искать легких путей). И вышли на тропу, которая почти тут же исчезла. Начинало темнеть. Как раз с темнотой мы оказались в деревне. На вопросы о шоссе люди нам куда-то махали (вроде "налево, на углу направо, потом левее правого поворота…"). А у нас все зрела мысль, что мы не хотим сегодня добираться до Каша. Поздно уже. "Позовите нас переночевать" - думали мы, расспрашивая, как добраться до шоссе или хостеля. В конце концов, так и получилось. Человек, которого мы спросили, видимо, считал свой дом слишком для нас скромным, трижды отвечал подробно, как добраться до хостеля (где-то километров за пять-десять), а потом пригласил поужинать. В доме, настоящем, деревенском, хозяйничали три дочки. Кроме них, в доме была еще жена, пятилетняя дочка и десятилетний сын, а также брат хозяина. Все с понятным любопытством разглядывали грязных и мокрых иностранцев. Под укоризненными взглядами хозяина пришлось найти чистую одежду (хорошо, что она нашлась у Оли!). И тут нас стали кормить. Мы, конечно, проголодались, но еда была и сама по себе прекрасной. Все тот же набор из огорода, но еще и чечевичная похлебка, и свежий творог… с похожими на "друзские" питами… Еда происходила за подносом на низкой подставке. Мы сначала этого не заметили: к поставке прикреплена материя, и ею накрывают ноги. Чтоб они не слишком близко к еде были (ботинки, разумеется, все снимают при входе). Да и крошки не падают, куда попало. Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Только сын в этой семье немного говорил по-английски, но все, особенно дети, так и жаждали с нами пообщаться. Они по очереди листали англо-турецкий разговорник, купленный в Каше. Иногда, нужные фразы находились. Иногда мы обходились и просто пониманием на каком-то общем уровне (вот тут то и понимаешь, что все люди братья, и языки-то разные, а мысли и поведение одинаковое). Как мы поняли, дом состоял из трех комнат: большого салона с печкой в конце, и двух маленьких комнаток: одна совсем пустая, в другой две кровати и всякая цивилизация вроде фотографий и всяких штучек. Вот в эту-то комнату нас и уложили, посчитав видимо, что негоже нам спать на циновках. Хозяева, уступившие свою комнату, улеглись в салоне. Кстати, конечно в доме были и еще комнаты: кухня, второй этаж… Нам очень хотелось оказаться на кухне, и мы всячески пытались предложить девочкам свою помощь по уборке-готовке. Но тут они нас совершенно не понимали. Единственно, Оля подружилась с младшей девочкой, и та повела ее в свой укромный уголок кукол, а точнее – батареек. Утром хозяева церемониться не стали – часов в семь нас позвали к столу. Разумеется, мы об этом не пожалели: все те же овощи с какими-то румяными пончиками. Такой вкусной еды, как в этом доме, мы больше вообще не встречали. После завтрака старшие мужчины сели на грузовики, а двое детей пошли пасти коз. Старшая, осталась по хозяйству, маленькая же бегала с нами и показывала разные достопримечательности их сада. Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Раздарив все нашедшиеся мелкие штучки детям, и одарив хозяйку лирами, получив в подарок кружевные шапочки непонятного назначения, мы распрощались и скоро вышли к шоссе. Там на попутке добрались до остановки, и на автобусе – до Каша. Сакликент: большая игра. Мы собирались выйти во второй каньон на следующий день после Кибриса, но ночевка в деревне нас задержала. Да и нельзя так сразу, говорили мы: хочется уютного дома, моря… В общем, день между каньонами мы посвятили зависанию. И хорошо сделали. В Каше настолько хорошо, что время летит незаметно. Курортная, совсем не давящая атмосфера маленького городка. Заодно, мы с Борей разыскали гида в Сакликент. Гид, несколько опешивший от нашей идеи (как, одни? В этот каньон?), все же рассказал, что очень важно заночевать до лабиринта, поскольку это самая тяжелая часть. Что такое лабиринт? Ну, вы увидите (правильно, что ли не смотрели "двое в лодке"?). В этот же день мы съездили на маленький пляж Капуташ – уютная галечная бухта, от которой можно проплыть к пещере в скалах. За два дня до этого, Костя с Олей видели в пещере котиков. Нам не так повезло, но сам по себе заплыв в пещеру был интересен. Утром следующего дня мы отправились искать Сакликент. Тот же гид, объяснил нам, что маршрут начинается у "летней деревни" – то, что было раньше летними пастбищами, а теперь стало дачами. Два-три автобуса, и мы, пройдя через эту действительно полузаброшенную, полудачную деревню, оказались в сосновом лесу. Лес корабельных сосен. Руководствуясь неопределенными взмахами рук советчиков, и общей идеей, мы пошли вдоль ручейка. Даже не ручеек: лужицы перетекали одна в другую. Всюду тростник и черные, очень изящные коровы. Вскоре и лужи закончились. Вода ушла под гальку, а перед нами оказалось огромнейшее пространство высохшей грязи и белых камней. Так выглядят ледниковые реки в самом их начале. Здесь было жарко, но пейзаж совпадал в точности. Вероятно, зимой здесь проходят огромные массы воды, и вся она устремляется в единственное русло – Сакликент. Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… И действительно, ущелье, которое мы так долго искали, просто надвинулось на нас, и как воронкой втянуло в себя. Изгибающиеся скалы чем-то напоминали Рахаф, но воды почти не было а масштабы конечно, лучше и не сравнивать. Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… В сам каньон мы зашли, после всех поездок и поисков, около часа дня, так что теперь держали быстрый темп. Да и до воды настоящей, с водопадами, хотелось дойти. Но, оказавшись у первого водопада, поняли: не сегодня. Скоро должно было темнеть, а нам запаковывать вещи в непромокаемые мешки… да и неизвестно, будет ли ночевка дальше. Так что, насобирав сухую древесину, валявшуюся во множестве вокруг, мы сварили суп и улеглись на отмели. Прямо с утра начались водопады. Во множестве. Хорошо, что все шли с самостраховкой: водопады в основном не высокие, и мы их проскакивали быстро. Иногда, для экономии времени, заменяя прусик на нижнюю страховку. Этот каньон тоже пробит, но не лучше Кибриса. Местному народу явно хватало одного болта на спуск. Конечно, невозможно описывать все эти водопады. Мы и со счету сбились, сколько их. В некоторых местах нужно было проплывать, в некоторых, если аккуратно, то можно и по колено в воде пройти. Знали мы и то, что самый высокий – пятьдесят пять метров, но поняли, что это был "тот самый", только задним числом: спуск показался ниже. И вот почему: После невысокого спуска, мы оказались по пояс в небольшом озерце-луже, под почти смыкающимися скалами. Отсюда шел еще один спуск. Кто пойдет первым? Наименее опытная из нас, Ольга, замерзая, вызвалась идти. За ней пошла я, не переставая удивлялась ее смелости: спуск шел по ступенькам с водой, когда, конечно же, самая нижняя ступенька располагалась так, чтобы залить воду за шиворот. Но вот если смотреть вверх, терялось всякое представление о действительности: скалы, изгибаясь, уходили далеко-далеко вверх, и вместе с изгибами и застрявшими глыбами перекрывали весь дневной свет. Единственное освещение – от входа наверху. Куда тут "Ракушке" из Кибриса. Мы просто спускались в пещеру, и совершенно было не ясно, как из нее будем выбираться. Единственное, что успокаивало – раз здесь пробито, значит проходят. Внизу уже было абсолютно темно. Между тесно стоящих скал текла вода. Ширина где-то метр. Впрочем, вскоре скалы расширялись, и была даже песчаная отмель с кусочком солнца. Не переставая удивляться только что пройденному чуду природы, мы спустились с маленького водопада, и пошли дальше. Высокие скалы все так же изгибались, почти не пропуская солнца. Дорога, она же спокойный ручеек, вилась из стороны в сторону, и, в напряженном ожидании лабиринта, я думала: уж не это ли он? Вот как изгибается... Единственно, в лабиринте положено искать выход, а здесь он ясен. Что ж, тем лучше, наверное, лабиринтом это место называют просто так … В таких успокоительных мыслях (мы же отстаем на пол дня от графика – надо нагонять!) мы шли, периодически греясь у возникавших солнечных пятен. Неожиданно скалы расступились очень далеко, и нас залило солнечным светом. Ура! Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Каш. Отдых, говорите, курорт… Погревшись и съев колбасу (кстати, в Турции ужасная колбаса, этакая смесь залежалого мяса, бумаги и полиэтилена, - но в походе не выбирают) мы пошли среди огромных каменных глыб, и тут только поняли, что имел виду гид. Ручей – наш путеводитель – вскоре исчез под болдерами величиной с дом, а мы плутали между глыбами, по глыбам, совершено не зная, как будем выбираться, если пойдем по ложному пути. И когда вообще обнаружим, по правильному ли пути мы идем. Каш. Отдых, говорите, курорт… Похоже, перед нами за день-два здесь прошла группа: всюду виднелись следы ног, но куда именно по ним идти сказать было трудно: видимо народ, вроде нас, топтался всюду. Иногда, правда, на самих глыбах виднелись стрелки из грязи. Тогда вопросов не возникало, хотя обычно эти стрелки указывали на самые нелогичные, на первый взгляд, места. Руководствуясь инстинктом, стрелками и логикой, мы прочесывали местность, периодически находя и теряя путь. В какой-то момент настоящая тропа увела нас вправо, от русла с глыбами, и мы вздохнули с облегчением: корни, каменные естественные ступеньки… Но тут, за поворотом мы увидели обогнавшего нас Борю. Оказывается, именно на этой удобной тропе он подвернул лодыжку, и теперь непонятно, как пойдет дальше. Как всегда бывает в таких случаях, выяснилось, что эластичного бинта у нас нет: мы понадеялись на крутую Костину аптечку, в которой как раз его-то и не оказалось. Из эластичного у нас была только повязка на колено. Для лодыжки она была великовата. Мы переложили часть вещей из Бориного рюкзака в наши, я отдала свою походную палку (хорошо, что была!), и мы продолжили. Тропка спустилась обратно в русло, и лазанье под и над глыбами возобновилось. Как и положено в подобной ситуации, никто не чувствовал усталости или боли. Еды мы взяли на три дня (ведь каньон проходят обычно за два), но постепенно становилось ясно, что вторую ночь тоже проведем в каньоне: гид нас предупредил, что от начала лабиринта до выхода "долгий день", в отличие от "короткого дня" до лабиринта, который мы еще укоротили (удлинив второй) ночевкой до водопадов. Пожалев Борю и себя, мы остановились на понравившейся отмели с гротом, решив, что вторая такая удобная площадка еще неизвестно, когда представится (решили верно, как, кстати, было со всеми ночевками в Турции). Каш. Отдых, говорите, курорт… Наутро Борина нога, конечно же, заболела сильнее, и Костя, как санитар, разрезал спиралью повязку на колено, и получившимся эластичным бинтом забинтовал лодыжку. В прочем, лабиринт вскоре закончился, и мы пошли опять по воде. Опять стали попадаться места, с которых и не слезешь, и не спрыгнешь, и не обойдешь, и крюков нет. Проверив невозможность всех четырех вариантов, мы, скрепя сердце, возвращались к первому из них, пропустив вперед Костю, как самого здорового и выносливого. После спуска с очередного водопада, нашли солнечное местечко, чтобы согреться (кто бы мог подумать, что сейчас на море жарко, и кому-то хочется в воду). Издалека до нас донеслись человеческие голоса. Показалось? Но через какое-то время нам навстречу вылезла тройка людей в строительных касках. В руках у одного была короткая веревка и обвязка. Они удивились нам не меньше, чем мы им, и принялись объяснять, что тут очень опасно и что лучше нам никуда не ходить, а подождать их возвращения. Но, увидев нашу веревку и обвязки, они все же поняли, что мы их дожидаться не будем, и, прихлебывая коньяк с чаем из двухлитровой бутылки, рассказали, что двое из них – гиды этого маршрута, но делают этот маршрут снизу вверх, до пещеры. С собой они вели "клиента" – немецкого парня. Один из гидов залезал на водопад (на те, с которых мы спускались по веревке), вытягивал второго, а затем они вдвоем – немца. Из скалолазного снаряжения у них были только резиновые тапочки-галоши. В таких, на заре альпинизма, лазили в России. Каш. Отдых, говорите, курорт… Пожелав им успеха, мы двинулись дальше. Пейзаж опять менялся, но видимо, мы все действительно устали: Костя почти не доставал фотоаппарат. Русло стало гладким, почти без камней: вода переливалась из одной ванночки в другую. Иногда попадались чудесные горки для скольжения. Ну и конечно, это все чередовалось с водопадами с навеской. После очередного водопада мы встретили турецких парней: они тоже шли вверх и пытались залезть на водопад. В отличие от первых, это были туристы, и мы посоветовали им не увлекаться: спуститься без веревки там было сложнее, чем подняться без нее. Постепенно нам стало попадаться все больше и больше туристов, и соответственно этому, мерк каньон. Скалы здесь правда, были еще выше – они поднимались вертикально на полкилометра, но какая-то грязь вокруг, туристы в купальниках… Самое интересное пройдено, и в отличие от людей, бултыхающихся в лужицах, мы могли в точности описать, как и где протекал этот ручей. На самом выходе, впрочем, было интересно: за весь маршрут нам не попалось не одного источника, и всю воду мы хлорировали. Здесь же встретились несколько ледяных родников, а напоследок – целая река ледяной воды. Как в Копру, но намного более бурная. Переправившись через нее, подивившись на ресторанные помосты прямо над ней, мы прошли по висячему мостику к автобусам и через пятнадцать минут были на пути домой, в Каш. Фотографии Кости Хошаны
Тэги: Турция ,
Ranton аватар
Ranton (Пнд, 22.01.2007 - 21:50)
ЗдОрово! И фото удачные. По своему опыту знаю, как непросто передать на снимке глубину и объемность скал. Чтобы "стерео" заиграло. У Вас получается. СПА, Молодцы!
SiViS аватар
SiViS (Втр, 23.01.2007 - 17:26)
Как бы Костя не возгордился. :D Попробую выставить его фридайверские фотографии - просто сказка.