Путешествие по Малороссии или Гоголь-trip

Полтавская область, 2006 год
Путешествие по Малороссии или Гоголь-trip …Я уже почти собрался, уклал все свое имущество и ожидаю со дня на день сего времени. Уже вижу все милое сердцу, вижу вас, вижу милую родину, вижу тихий Псел, мерцающий сквозь легкое покрывало, которое я скоро сброшу, насладясь истинным счастием, забыв протекшие быстро горести… Из письма Н. Гоголя- матери, 13 июля1824 г. Приехав в Санкт-Петербург или Москву и имея желание посетить места, связанные с любимыми писателями и поэтами, образованный и жадный до впечатлений путешественник имеет прекрасную возможность его осуществить. Подгоняемый и поторапливаемый профессиональным гидом, любитель литературных достопримечательностей быстро и не отвлекаясь на ненужные подробности, пробежит по местам прогулок Онегина и осмотрит дом старухи-процентщицы или же на секунду присядет на скамейку, на которой Воланд беседовал с Берлиозом. [size=16]Далее, загипнотизированный скороговоркой гида купит несколько дорогих и бесполезных сувениров, проглотит хот-дог и совершенно довольный отправится по делам житейским.[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] Но не выйдет ничего у подобного путешественника с одним странным господином, задумчивым худым малороссом, любителем макарон и бархатных жилетов, мистиком и поэтом. И хотя жил он, ходил на службу в Питере, писал в Риме, бывал в Москве и Калуге, не напомнит здесь ничего о старом Бульбе, кузнеце Вакуле, Солохе и Вие. Вдали от больших городов в тишине украинской ночи были они рождены и описаны Гоголем. Там, в Малороссии, среди степей и лесов, в тихих городках и уютных старинных селах можно, если не торопиться, разглядеть следы, а точнее даже почувствовать присутствие персонажей его «Вечеров на хуторе …», очаровавших нас еще в детстве. Убедится в этом, не так давно нам представилась прекрасная возможность. Идея путешествия появилась забавно, вполне по-гоголевски – случайный знакомец, ставший для нас впоследствии добрым товарищем и проводником, любезно предложил погостить у него на полтавщине. [size=16]Устав ко второй половине жизни от вечной круговерти, Игорь Викторович - крепкий хозяин, успешный бизнесмен и жизнерадостный человек сбежал от городской суеты, и, поселившись в этих краях, стал последовательным пропагандистом зеленого туризма.[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] Нам, как и другим приезжающим, разделяющим его радость от рыбалки, сбора грибов, ягод и просто от общения с природой, он передает в распоряжение дом со всеми удобствами и видом на реку, а также шикарную баню. Практически не раздумывая, мы – компания литературоведов-авантюристов и романтиков-экстремалов, расценив его предложение как прекрасную возможность стереть еще одно белое пятно с глобуса, осмотреть исторические достопримечательности и просто весело провести время отправились в путь. Дальнейшее есть не более, чем заметки путешественника, находившегося под сильнейшими впечатлениями, порой подкрепленными некоторой дозой горилки (что поделаешь, особенности национального туризма), поэтому возможны некоторые неточности в последовательности событий. Полтава Город приветливый и светлый, лежащий на утопающих в зелени холмах и располагающий к неторопливым пешим прогулкам. С высоты одного из холмов, где, судя по памятному знаку, почивал Государь Император Петр I после полтавской битвы, открывается вид на другой, с белоснежным монастырем на вершине. [size=16]Прогуливаясь по склонам этого холма, Карл XII и получил от русского лазутчика-снайпера роковое ранение в пятку(!), решившее исход сражения.[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] Дворцы вокруг центральной площади – уменьшенные копии питерских, красивы невероятно. Таксисты считают своей обязанностью рассказать нам все легенды, связанные с происхождением местных названий, одну невероятней другой, но с такой детской гордостью, что спорить желания не возникает. Проехав город, попадаем на поле Полтавской битвы с чудом сохранившимися земляными редутами войск Петра. Курган над общей могилой с честью похороненных шведских солдат. Курган над могилой солдат русских с берущей за душу надписью: «Воинам благочестивым за благочестие кровию венчавшимся». Музей Полтавской битвы с экскурсией от директора-шутника и балагура на выбранном нами языке- русском. Всё, движемся дальше, дальше к панночкам и русалкам, к басаврюкам и прочей нечисти, в объятья жутковатых персонажей малороссийского фольклора! Велика Багачка Дорога от Полтавы занимает около часа и проходит в разглядывании дорожных указателей с экзотически звучащими названиями и время от времени появляющихся на горизонте газовых вышек (на полтавщине действительно есть газ!). Одно село с белоснежными хатами сменяет другое, поворот - и мы въезжаем в лесной массив. Сразу поражает то, что знакомые нам с детства тополя и вязы достигают здесь поистине исполинских размеров. Их внешний вид и предполагаемый возраст вызывают уважение и желание спросить у них что-то важное, и получить мудрый и чуть снисходительный ответ. Приехали. Велика Багачка – казацкое село с четырехсотлетней историей, протянулось длинной полосой по правому берегу реки Псёл. Река эта необычна тем, что протекая по песку ее воды не мутнеют, а солнечные лучи, отражаясь от белого дна уже к маю прогревают их так, что купаться начинают даже маленькие дети. Псёл и его протоки до отказа набиты рыбой и раками, а леса на противоположном берегу – белыми грибами. Плакучие ивы склоняются над рекой, давая ажурную тень, их корни, выходя из песка, образуют естественные перила для спуска к воде. Вокруг Багачки воспетые битлами земляничные поля. [size=16]Летом здесь довольно многолюдно – какой-то невероятно целебный источник на территории местного санатория, возможно отсюда же и аномально большое количество беременных женщин на пляже.[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] На специально поставленных шестах, на крышах и даже на водонапорных башнях древние символы благополучия и семейного счастья – гнезда аистов. Каждый год аисты (лелеки – так их здесь называют) парами прилетают сюда по весне и выводят птенцов. Совсем не дураки были казаки, поселившись здесь со своими семьями, радостно было возвращаться им сюда с богатой добычей из турецких и польских походов! Встретив и устроив нас, хозяин везет нас в лес, в березовую рощу, куда любят заезжать местные молодожены. …За приезд! О, как дивно пьется хозяйский двойной очистки на меду самогон, посреди березовой рощи, когда сидишь за сколоченным кем-то из толстенных дубовых досок огромным столом в окружении друзей… И вдруг город, из которого уехали еще вчера вдруг исчезает, будто и не было его никогда! В голове звучит: «Мы жили здесь всегда и будем жить до конца своих дней…» - и от этой мысли становится очень светло и уютно. Возвращаемся в сумерках пешком по лесной дороге – тишина такая, что не слышно даже собственных шагов. Все с трудом борются с желанием начать разговаривать громче. Возникает странное ощущение, которое усиливается, когда начинаем переходить реку по шатком подвесному мосту. До темной бесшумно текущей под нами воды остается каких-то полметра… Стоп. Внезапно понимаем, в чем дело – окружающая нас природа и состояние сознания таковы, что [size=16]если бы сейчас из-за сосны протянулась бы чья-то лапа и дернула за рукав или из-под моста раздался бы женский смех и блеснули в лунном свете зеленые глаза – испугались бы, но не удивились! Не удивились! - Поздравляю, господа, мы в краю ведьм и русалок.[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] После бани, попивая фиточай из местных трав, договариваемся с нашим радушным хозяином завтрашний, как и все последующие дни посвятить главной цели нашего приезда – посещению мест, связанных с личностью и литературными произведениями господина Н.В. Гоголь-Яновского. Пора почивать. В доме тепло и тихо. Выгнав всех забежавших в суматохе нашего расселения окрестных котов, засыпаем. Диканька С утра садимся в без труда нанятую на весь день «Газель» и выезжаем по оговоренному накануне маршруту. Наша первая цель - Диканька. Кажется невероятным, что через какой-нибудь час мы окажемся там, где разворачивались события «Ночи перед рождеством». Насколько похожим окажется то, что мы увидим на Диканьку Гоголя? Погруженные в подобные размышления останавливаемся в местечке под названием Опошня. Здесь, по ценам, которые и ценами назвать трудно покупаем сувениры – глиняные кувшины-глечики, расписанные вручную тарелки, свистульки. Главное наше приобретение – куманёк, тонкой работы керамический питейный набор, после тестирования единогласно признается выдающимся произведением украинского прикладного искусства. [size=16]При въезде в Диканьку - триумфальная арка! Воздвигнутая прямо в чистом поле по случаю визита кого-то из государей российских, она смотрится очень живописно и в то же время необычайно нелепо.[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] Нам повезло – приехавший одновременно с нами батюшка открывает ворота Николаевской церкви. Он рассказывает нам, что согласно преданию, прямо в лесу, на огромном пне нашли однажды икону Николая чудотворца. Несколько раз относили ее с почестями жители Диканьки в церковь стоявшую в другом месте, и всякий раз чудесным образом возвращалась она в лес. Тогда был заложен храм прямо на месте находки, алтарь его и сейчас стоит на том самом пне. Именно здесь, стоя на коленях у иконостаса из темного мореного дуба, глядя на чудотворную икону, молила Господа послать ей ребенка чересчур рано вышедшая замуж Мария Ивановна Гоголь-Яновская. В скором времени радость посетила ее дом – родила она и подарила миру своего ненаглядного Николеньку. Спускаемся в подземелье церкви - родовую усыпальницу князей Кочубеев. Под сводами украшенных орнаментами в духе раннего христианства склепов в мраморных гробах покоятся останки всех представителей этого старинного и знатного рода. Всех, кроме одного – нет здесь того, кого вероломно велел казнить, а прах развеять, Мазепа, свершивший тяжкий грех, женившись на его дочери – своей крестнице. Потрясенные поэзией и красотой увиденного и услышанного, в молчании покидаем церковный двор и движемся дальше. Поэзия поэзией, а чистый свежий воздух делает свое дело – хорошо бы и отобедать! Не проблема – едем в шинок! Около старинного искусственного озера в окружении деревьев стоит заведение, кабак - по сути, казачий хутор - по исполнению. По берегу разбросаны белые хаты-мазанки, между ними мостки из досок. По мосткам снуют проворные улыбающиеся девушки в украинских народных костюмах, носят проголодавшимся путникам харчи и горилку. В хате тепло - топится русская печь, в очаге выкованный Вакула побивает черта. На стенах и над окнами вышитые рушники. Рассаживаемся на скамьи… И конечно же - борщ, кролик с овощами, вареники, галушки, блины, чай… Все, естественно, с горилкой!.. Уф! Поели… Так наверное и угощали друг друга в канун рождества гоголевские кумовья – казаки. Уходя, отдаем какие-то деньги, что расплачиваемся, не скажешь – уж больно сумма мала. Расплачивались мы там, откуда приехали. В купеческих, сделанных из картона подделках а-ля рюсс. [size=16]А здесь все настоящее: еда, питье, вежливость хозяев, сытое благодушие гостей и цены – реальные цены за реальную еду. Завершающим аккордом – на подворье шинка реальный мужик запрягает реальную лошадь в еще более реальную телегу…[/size] [color=red]/улыбнуло модератора/[/color] Едем дальше. Сорочинцы О сорочинской ярмарке читали все, красочное и объемное описание этого торжища дал многоуважаемый Николай Васильевич. Кто не мечтал пройтись по ярмарочным рядам, глазея на всевозможный товар, поучаствовать в гуляньях и потехах, послушать музыкантов? В общем, посильно поучаствовать в этом грандиозном, судя по описанию Гоголя, действе? Мы совершаем еще одно открытие – сорочинская ярмарка, как проходила с незапамятных времен каждый год в середине августа, так и проходит. Даже знаменитая огромная лужа при входе, и та на своем месте. Три дня торговли, выставок, представлений и концертов нон-стоп. Тихие Сорочинцы преображаются. Окрестные поля становятся мега- автостоянкой. Толпы народу съезжаются со всех концов Украины. Все дышит, колышется, шумит – Вудсток, да и только! Но сейчас здесь тихо. Дабы не рисковать здоровьем будущего ребенка, в Сорочинцах, во флигеле дома знаменитого на всю округу доктора, к которому народ съезжался даже из других губерний, в свое время и остановилась Мария Ивановна Гоголь-Яновская. И согласно выписке из метрической книги Спасо-Преображенской церкви «Месяца марта 20 числа у помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещен». Сейчас на месте дома доктора – музей. Осматриваем экспонаты – аттестат гимназиста Гоголя, личные вещи, записки, альбомы и т.д. Чуть дальше по улице, та самая Спасо-Преображенская церковь с красивейшим вырезанным из липы позолоченным иконостасом, выстроенная на средства одноглазого гетмана Данилы Апостола – предка казненного декабриста. Нам показывают даже место, где крестили младенца Николая Гоголя. Выходим и движемся по-над рекой к нашей «Газели». Все-таки устали. Незаметно прошел целый день. Конец экскурсии. Но не конец путешествия! За границами повествования остались Миргород с Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем, Малая Решетиловка с ненайденной золотой казачьей казной, катание в экипаже по лесу, общение с местными жителями и поразившее нас невообразимое количество принадлежащих им велосипедов и многое другое. Главное, что за время путешествия каждый из нас успел побыть немножко Гоголем. Вырвавшись из городской суеты, поменяв привычный судорожный ритм жизни на неторопливое, как украинская песня, ее течение, стал чуть-чуть поэтом. И если не написал ничего, то хотя бы подумал. Медаль
Тэги: Украина ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Наталья Аверина аватар
Наталья Аверина (Пт, 16.02.2007 - 00:35)
отлично. Язык по-гоголевски хорош
Ranton аватар
Ranton (Пт, 16.02.2007 - 10:07)
ЗдОрово!
Depp аватар
Depp (Пт, 16.02.2007 - 20:48)
Отличный отжиг !!! Самый классный рассказ на этом сайте!!! :P
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...