|
Его найдешь не на всякой карте – маленькое островное государство в западной части Океании, южную оконечность Каролинского архипелага – Республику Палау. Скудная справочная информация поведает о довольно несобытийной истории островов: практически туземное положение вплоть до 1920 г., когда архипелаг был передан Лигой Наций под управление Японии, последовавшую за этим милитаризацию территории, военные коллизии, установленную с 1947 г. опеку США и, наконец, обретение населением островов в 1994 г. независимости (ныне Палау официально считается государством, "добровольно ассоциированным с США"). Население островов составляет около 20 тыс. человек, из них, по разным оценкам, от 12 до 14 тыс. приходится на столицу – г.Корор. Вероисповедание преимущественно католическое и протестантское, однако, до сих пор треть населения поклоняется языческим культам. Бюджет формируют три основные статьи: туризм, экспорт морепродуктов и помощь "большого соседа". Денежная единица – доллар США.
Подготовка. Направление поездки было ясно заранее: зима-весна для нас – время погреться под солнышком Дальнего Юга. Оставалось определиться лишь с конкретным местом. Мальдивы? Как-то приелось… Ланка – диковато… Сейшелы? Не очень хорошие условия для дайвинга… Окончательно выбрать место отдыха помог февральский "Золотой дельфин" - один из стендов выставки не мог не привлечь внимание дайвера манящим названием: "Палау". Палау? А почему бы, собственно, и нет? Что там получается по ценам? Н-да, крутовато вот так, сразу, да на двоих… Ну, да ладно. Итак, решено. Пока списались с принимающей стороной (довольно крупный PADI дайв-центр Корора), забронировали билеты-отели, получили визы (въезд в страну возможен при наличии либо многократной филиппинской (выдается в Посольстве Филиппин в Москве; получение за 2 дня при минимуме необходимых документов, стоимость 60 USD), либо, если лететь через Гуам, американской (что, естественно, сложнее), подошло и время отъезда. (Кстати, покупкой билетов нужно озаботиться заранее – за 2 мес. до отъезда мы взяли последние 2 места до Манилы). Вкратце о ценах. Стоимость перелета по маршруту Москва – Доха – Манила - Доха - Москва (Qatar Airways) - около 1100 USD на человека. Предельно допустимый вес бесплатного багажа – 20 кг, ручной клади – 7 кг без учета веса фотокамеры. Стоимость перевеса – 50 USD за каждый кг груза. Обладание специальной карточкой Qatar Airways Privilege Club дает право на бесплатный провоз дополнительных 15 кг груза. Компания строго консервативная. В отличие от Emirates, употребление крепких спиртных напитков на борту – а как же лететь? - мягко говоря, не поощряется. Коллеги рассказывали о случаях недопущения в самолет авиакомпании на стыковочных рейсах людей в "измененном" состоянии сознания. В заказанном через дайв-центр манильском отеле City Garden – интуитивно правильный выбор (рекомендуем: твердая чистенькая уютная высотная "четверка" – одно из самых высоких зданий города с потрясающими видами на мегаполис с открытой крыши с баром, бассейном и DBL около 100 USD в сутки с завтраком и трансфером аэропорт-отель-аэропорт) - нас ждали билеты до Корора. В Маниле неизбежная "заминка" – рейсы на Корор не ежедневные, а выполняются по средам и субботам, так что посидеть в Маниле ночь по дороге "туда" и почти сутки – "обратно", как ни крути, а придется. При оплате билетов Манила – Корор - Манила надо иметь в виду, что они оплачиваются заочно (цена – 500 USD с носа в оба конца). Оплата осуществляется либо межбанковским переводом в Bank of Hawaii Корора через США (у нас платеж не прошел, американцы не пропустили деньги из-за повышенных требований к межбанковским операциям в свете борьбы с терроризмом), либо по кредитке (слава Богу, с этим проблем не возникло).
Общие сведения. Отметим сразу, что отдых на островах вряд ли подойдет не-дайверам: во-первых, на Палау (по крайней мере, в цивилизованной его части) нет ни одного песчаного пляжа – архипелаг сложен из известника и берега, густо поросшие растительностью, круто обрываются к морю. Немаловажное обстоятельство: сумма, которую Вы платите в дайв-центре уже включает цену за проживание в гостинице (забегая немного вперед отметим, что наш отель West Plaza by the sea (на острове их несколько, есть еще West Plaza Downtown, но он хуже – находится на главной улице Корора) вместе с 9-дневным дайвингом (2-3 погружения в день), ежедневным трансфером отель-дайв-центр-отель обошлись в, примерно, 1800 USD на человека. Можно выбрать и 2-х звездный Guest Lodge (около 85 USD в день, включая дайвинг) - но по комфорту это уж совсем специфично… Не станем описывать трудности 3-х перелетов – в общей сложности 17 часов в воздухе, - отметим только, что при вылете из Манилы на Корор следует быть готовым к неоднократному дотошному досмотру багажа и ручной клади с акцентированным вниманием персонала к провозимому спиртному.
…Острова появляются неожиданно и с воздуха выглядят как-то по-карельски: зеленые шапки посреди стального цвета водной глади и полное отсутствие золотых песчано-пляжных обрамлений, так характерных для прочих островов экваториальной зоны. Обычные аэропортовские формальности, штамп таможенника, жующего местное растительное зелье – семя орешка пальмы - аборигены жуют его постоянно (местные практически не пьют, т.к. "серьезный" алкоголь оказывает на них ураганное воздействие), в результате - стеклянные красные глаза и одутловатые лица (позднее мы наблюдали картину, когда один из dive-support на боте, нажевавшись, прилег на скамью и уснул, да так, что его не могли разбудить ни окрики, ни тычки напарника, а лишь бутылка забортной воды, опорожненная на голову; европейцев, кстати, эти "ядрышки" не берут – вероятно, предрасположенность к их действию надо впитывать буквально с материнским молоком) – и нас встречает представитель принимающей компании. Непродолжительный трансфер до отеля – сразу поражает чистота прилегающей к шоссе территории - это вам не Юго-Восточная Азия – и мы становимся постояльцами чистенькой и опрятной "трешечки" (упоминавшаяся ранее West Plaza by the sea, по удобству вполне поспорит с иными "четверками"). Отель взяли без еды – и не пожалели: "континентальный" завтрак – 2 тоста с джемом и маслом, стакан апельсинового сока, чай, кофе на выбор, – 5 долларов, "американский" – тот же набор, только "плюс" 2 яйца, но уже за 8. Неподалеку был обычный супермаркет – все, что душе угодно, но по гораздо более разумным ценам (0,33 холодного хайнекена – 1,25 доллара, 3 литра натурального сока – от 3,5 до 15, консервированные сосиски – менее 1 USD, фрукты, хлеб, хлопья, прочая снедь почти что даром). Питание в городе чуть более затратное, однако, и оно вполне доступно – примерно 20 - 25 долл. с человека в зависимости от заведения.
Корор. Столица государства поражает своими нестоличными размерами и опрятностью. Расположенный, в основном, на одноименном острове, центр – чуть больше километра (2 доллара на такси в любой конец), Корор походит на типичный тихий американский городишко – легкие одно-двухэтажные домики, мейн стрит – осевая нить шоссе – по 1 колее в каждую сторону при полном отсутствии тротуаров, общественного транспорта и сплошной автомобилизации населения (цена "праворукого" бэушного джипа в отличном состоянии – около 1000 USD). Бензоколонка Mobil, стадион, Министерство образования, муниципалитет, Окружной суд, комплекс зданий кампуса начальной и высшей школ, центральный шоппинг-центр WCTC, Центр занятости, лавки колониальных товаров (майки, сувениры и т.п.), ресторанчики, отели, бордели под разными "благопристойными" вывесками, пара супермаркетов – вот, пожалуй, практически и все (дома местных жителей, как правило, не выходят на мейн стрит, оставаясь как бы на задворках, но и там все так же чистенько и опрятно). Туриста приятно поражает и полное отсутствие клошаров и попрошаек. Ночная жизнь не приветствуется и, по сути, ее нет – запоздалому полуночному гуляке патрульная полицейская машина предложит взять такси, иностранца же при должном объяснении может довезти и до отеля. Ходить с открытым пивом не разрешается (если приспичило, то нужно, по американскому образцу, "пакетировать" бутылку). Обязательно стоит попробовать местное мороженое и австралийскую консервированную говядину – честное слово, такого Вы вряд ли ели даже "в старые добрые"… (хотели даже привезти с собой упаковку-другую, но перед лицом разорительной – отмеченной выше 50 USD за каждый килограмм, - переплаты за перевес, отказались). На островах чрезвычайно много японцев – эхо недавнего колониального прошлого и настоящей географической близости к стране "хризантемного трона". Многие надписи продублированы по-японски, а в дни национальных японских праздников на островах высаживается мощный дальневосточный десант.
Погода. Погода неустойчиво хорошая весь год: солнечная сменяется внезапными и, как правило, непродолжительными, но сильными, ливнями. Дожди на Палау – отдельное зрелище. Из низкой – рукой достать – тучи тянутся узкой 200-300-метровой ширины полосой дождевые нити и все это подсвечивается заходящим солнцем… Хорош и дайвинг. Пик дайв-сезона – февраль–март (своей известностью в дайв-сообществе Палау, в значительной мере, обязано так называемой "неделе акул" – 7-10-дневному периоду в середине марта, в течение которого ряд дайв-сайтов островов буквально кишит этими представителями морской фауны (этого не стоит пугаться, акулы вполне безобидны – в основном серые рифовые, бело- и черноплавниковые – только не будьте с ними фамильярными!). Однако, сто'ит посмотреть на "серьезную" акулу в ее естественной среде обитания – честное слово, Вы вряд ли видели что-либо более величественное, поражающее своим совершенством, мощью и… грацией (здесь заметим, что наиболее одиозных представителей акульего "семейства" – кархародона, мако, тигровой на островах практически не бывает). С июня по август идут дожди, море вспучивается, течения убыстряются, видимость ухудшается – неотъемлемые проявления штормового сезона (его приближение уже начинает чувствоваться в начале мая). Тем не менее, температура воздуха стабильно высокая (30 – 32 градуса). Теплая и вода (мой дайв-компьютер зафиксировал самую холодную воду во время дайва – 28 "с копейками" градусов). Дайв-сайты весьма разнообразны – от скучных "а ля египетских" до драйвовых дрифтовых. Дайвинг. Организация дайвинга в целом, хорошая. Из дайв-снаряжения, невзирая на температуру, нужно иметь длинную "троечку" (длинный гидрокостюм толщиной 2,5 – 3 мм) – защиту от милых "зверюшек" и хороший теплоизолятор на случай дождливой погоды: лодки открытые и очень быстроходны (50-60 миль/ч) и во время дождя капли по силе удара очень напоминают маленькие пули – разве что без синяков, - и оставляют довольно устойчивое ощущение сквозной "прошиваемости" тела, "плюс" сильнейший ветер в лицо (не будет лишней и хорошая ветровочка с поддевкой). Из прочего дайв-оборудования обязательны перчатки и SMB-буек – непременное условие достаточного независимого – внегруппового, buddy-плавания. Баллоны, в основном, YOKE, 12 л., алюминий, частично с выкручивающейся сердцевиной. Есть, но мало, с DIN-вентилями . Манометры, понятное дело, измеряют давление в psi-единицах . Количество зарегистрированных дайвов желательно иметь не менее 30 – так будет спокойнее и Вам, и инструктору. Первый день гид, как правило, делает "разнырным" – что-то вроде чек-дайва , в относительно спокойной воде, да и вообще, не помешает пообвыкнуться. Цена одного дайва со своим оборудованием – около 40 долл (естественно, дайв-центр представляет полный пакет услуг по аренде и ремонту оборудования). На нырялку принципиально влияют несколько частично взаимосвязанных обстоятельств: приливно-отливные явления (перепад до 2,5 м), фазы Луны, особенности островных ландшафтов и местные дайв-инструкторы. На архипелаге, сложенном, как уже отмечалось, в основном из пористого известняка, почти полностью отсутствуют озера и, важное обстоятельство для дайвера, реки (кроме, разве что, самого крупного острова архипелага с совершенно непроизносимым названием) – нет выноса в океан речных донных отложений – как Меконг, делающий видимость практически нулевой чуть ли не по всему Индокитаю, - что положительно сказывается на прозрачности воды. Что касается Луны, то ее фазы влияют на интенсивность приливов (мы, слава Богу, попали на их пик – вода наиболее прозрачна) и на вероятность появления всяких морских чудищ. Парой слов и о "человеческом факторе". Местные дайв-инструкторы, особенно филиппинцы, нуждаются в предварительной "накачке" – нужно четко заявить о своих интересах, иначе вас, под видом "исключительной красоты", отмеченной в свое время "самим Кусто", могут грузить на одном и том же сайте по нескольку раз, только с разных сторон – так, сами понимаете, проще. Страшную box jellyfish не видели ни разу, хотя, по рассказам местных, их там "миллионы". Однако, по их уверениям, ужаления медузы не смертельны, если не приходятся на зоны чувствительной кожи – слизистую губ, глаз и т.п. (лично я, однако, сомневаюсь в такой сравнительной безопасности организма, относя это на счет определенной "вакцинированности" аборигенов – печальная статистика по Австралии, где от ожогов "осы" погибло больше людей, чем от большой белой, тому свидетельство). Один раз видели метровую желтую с поперечными черными полосками морскую змею – скорее, веслохвоста, хотя могу и ошибаться (гид, показывая ее нам, сделал исчерпывающий горизонтальный режущий жест по горлу) . Встречались и огромные двустворчатые моллюски Tridacna gigas – створки около метра до конца не закрывались даже при нагнетании на них воды ластой или рукой – невольно начинаешь верить в жуткие истории о схватывании ими и летальном удержании незадачливых пловцов. Как-то раз на песчаной отмели обнаружили весьма опасную рыбу-скорпиона.
Океан – странное место: плаваешь рядом с напарником и, казалось бы, должен видеть то же, что и он, а в действительности буквально 2 метра в сторону – и море предъявляет совершенно иные виды. Так, некоторые из нашей группы пару раз встречали тигровую акулу, видели и голубого марлина. Про черепах, октопусов, барракуд, наполеонов, тунцов, рыб-носорогов и прочую "несерьезную" живность я и не говорю (под конец пребывания даже любые настойчивые указания коллег на очередную акулу, если она менее 2 м воспринимались почти с раздражением – опять отвлекают на всякую ерунду!). Один раз на дне встретили мигрирующую пару лангустов – большущие голенастые длинноусые светло-желтые креветки 35-40 см. Как-то во время дайва внимание моего напарника, увлекшегося какой-то козявкой на краю небольшой пещерки в стене, привлекло некое движение внутри. Ну и что – ну, достаточно большой, с футбольный мяч, камень в своеобразный темный горошек – ничего особенного… однако, у красивого "камня" вдруг обнаружились глаза, а затем зрение идентифицировало и большой рот с пухлыми губами – пловца "на раз" отшвырнуло от стены – пещерку облюбовал небольшой – килограммов на 80-100, - группер…
Знаменитое Jellyfish Lake (Озеро медуз) оказалось уж очень на любителя. Снорклинг-поездка (30 долл.): крутой перевал, скользкие камни – не оступиться бы! – натянутая веревка-поручень, мангры, – и вот оно, озеро медуз. Теневая часть – еще нормально, но прямо на границе света всю толщу воды – от самой поверхности до уходящей в бездну синевы – занимают не десятки – сотни тысяч медуз! …Первым из воды выскочил один из наших парней, вторым – мой напарник… Короче, полностью заплыв осилили лишь самые стойкие – множественные прикосновения холодной упругой скользкой и довольно агрессивной на вид плоти – это очень "вкусово"…
В Chandelier Cave - одном из самых живописных дайв-сайтов островов, - нырнуть нужно обязательно. Но только не в конце дня – непременно утром, первыми, по прозрачной воде – мелководная лагуна, отлив, "плюс" буквально толпы японских пловцов сделают погружение гораздо менее эффектным. Пещера состоит из 3 залов-сифонов. Опасайтесь сталагтитов – берегите голову – и Вам откроется незабываемая картина – светлый известняк пещеры в луче фонаря вспыхнет вкраплениями слюды и кварца. Абсолютная плотная и довольно душная тишина залов лишь изредка нарушается падением капель конденсата…
Стоит понырять и в German Channel – особенно в его Cleaning point части. Если повезет, и дайверы не распугают живность, можно увидеть чистящихся devilfish – больших мант – и зачем ехать на остров Яп? – и акул. Весьма интересен и Siaes Tunnel – начинающееся как каверна, уходящее вглубь рифа и идущая параллельно ему, тоннелеобразная формация. Любопытны и геологические Blue Holes-образования, с борта лодки предстающие как разновеликие пятна синевы в лазурной мелководной лагуне – погружаясь, как и во всякую Hole, сначала опускаетесь внутри вертикального кораллового колодца с последующим на 20 м выходом на внешнюю стенку рифа. Если с дыханием все в порядке, то дайв можно завершить на Blue Corner.
Особого внимания заслуживают 2 района – так называемые северные сайты – Devilfish City – точки наиболее вероятной встречи с большими мантами на местах их чистки и южный район – знаменитая стенка Blue Corner - внешний край подводного полуострова на шельфе Rock Island – всякий раз изменчивый, особенно хорош во время прилива – сильное течение ударяется о вертикаль стены и мощными восходящими потоками огибает подводное плато Eagle Ray – только держись! – а на расстоянии каких-то 3 метров от висящих на крючьях дайверов величественно и лениво, не прилагая абсолютно никаких усилий, практически не шевеля плавниками, барражируют 2-3-метровые акулы (почему-то большие серые – всегда без прилипал, а бело- и черноплавниковые – с "пассажирами"), скаты-орляки, барракуды и прочая морская живность. К южным сайтам относится и район Пелелиу – самого южного острова архипелага.
О Пелелиу скажем особо. Рэки довольно однообразны. Все они – результат потопления американцами японских судов в 44-м. За 60 лет пребывания в тропических водах корпуса обросли толстым слоем ракушек – вплоть до скрадывания и очертаний, и целых элементов оснащения. Достаточно погрузиться на Iro Maru – японский транспорт обеспечения, уничтоженный американской авиацией – чтобы составить достаточно полное впечатление о рэках "армады Рок-айленда". С Iro связана история, вполне в духе "Титаника": с обреченного корабля команда успела вывалить шлюпки. Тем не менее, из 140 человек экипажа выжил только один – г-н Тошикама – американцы расстреливали сидящих в шлюпках моряков... Несколько лет назад г-н Тошикама (тогда ему было 82) приехал на Палау и совершил погружение на СВОЙ корабль (кстати, снимок этого памятного погружения хранится в музее освобождения остова Пелелиу).
Пелелиу. Остров Пелелиу достоин отдельного рассказа. И не только потому, что это – самый южный остров гряды – смычка Филиппинского моря с Тихим океаном и место нахождения 3 потрясающих по красоте дайв-сайтов, но и затем, что остров – своего рода военно-исторический музей под открытым небом - в 44-м на нем разворачивался один из драматических эпизодов малоизвестной южной Pacific War… Но, сначала о дайв-сайтах. Погружение начинается в точке "Peleliu Express" – и у обращенной к Тихому океану внешней стороны острова Вас подхватывает мощное течение и несет вдоль вертикальной стены, переходящей в свал, поросший удивительно красивыми кораллами.
После этого не откажите себе в подводном приключении на "Peleliu Corner" (по-другому "Peleliu Cut") – угловом шельфовом образовании с весьма красивой коралловой стенкой и, опять-таки, захватывающим по драйву течением, постепенно переходящем в "Peleliu Yellow Wall" – стенку, поросшую красивыми желтыми мягкими кораллами. Если говорить о военно-исторических событиях, то в годы колонизации японцы развернули на Пелелиу один из опорных зональных аэродромов, с которого "накрывались" Филиппины, Новая Гвинея, ряд прилегающих территорий. Помимо этого, на острове размещался и зональный штаб Императорского ВМФ. Как это бывало на войне, командование американцев просчиталось со временем высадки десанта – оно пришлась на отлив – и корабли застряли в песке, не дойдя до берега более километра. Десантники шли этот километр по пояс в воде под убийственным огнем японских береговых укреплений (сразу вспоминаешь "Тонкую красную линию")… Бо'льшая часть 2000 американских потерь на Пелелиу пришлась именно на десантирование. Берег, на который высаживались джи-ай, носит название Orange Beach – еще долгое время он был красным от крови. Тем не менее, в ходе 2-месячной операции по взятию острова, американцы применяли массированные ковровые бомбардировки – говорят, на острове не осталось ни одного дерева! За 20-25 долл. местный гид провезет вас на автомобиле по местам боев.
3-часовая экскурсия начнется с показа обломков японского "зеро" – хорошо для 60-летнего пребывания в тропиках сохранилась передняя часть самолета с кабиной пилота; обязательно провезет по уцелевшим взлетно-посадочным полосам аэродрома и по сей день принимающим местную малую авиацию; остановится у разбитой японской боевой разведмашины с оставшимися кассетниками боезапаса; продемонстрирует музей боев за остров (бывшее укрепление японцев) – снаряд американского линкора пробил метровой толщины стену и взорвался, ударившись о противоположную (с внешней стороны стена вспучилась от взрыва - странно, но за прошедшие годы в отремонтированном под музей помещении так и не удалось выветрить запах тротиловой гари взрыва). Здесь особое внимание обратим на эпизод, связанный с г-ном Тошикама. Экскурсовод проведет и по развалинам штаба Императорского Военно-морского флота, укажет на лежащий на боку в джунглях, прекрасно сохранившийся американский "Шерман" – жертву мины; обратит внимание на находящееся чуть в стороне крыло сбитого американского бомбардировщика – четко видна белая пятиконечная звезда; подвезет и к американской – явно просматривается маркировка армии США – амфибии, подбитой японцами; проведет по впечатляющей линии укреплений самураев (снайперские щели на господствующей высоте и вмонтированные в скале гаубицы вкупе с остатками пулеметных гнезд). Стоит забраться, несмотря на трудности крутого подъема в жару при абсолютной влажности – как же они еще и воевали тут?!, - и на смотровую площадку высоты – посмотреть мемориал японским защитникам острова и, на самой вершине, обелиск серого камня погибшим солдатам "323 infantry US Army. 1944" – и потрясающие виды острова, открывающиеся с более чем 200-метровой высоты.
Вот и закончился отпуск. Пора домой. Сохнет замоченная снаряга, сделаны последние снимки… Со временем забудутся детали изнурительного перелета, но память сохранит живописнейшие ландшафтные виды, увиденных обитателей морских глубин. Запомнится и почти суточная перевалка в Маниле – где за 50 долл. можно взять такси и 5-6 часов "поползать" по городу (пробки, смог, небоскребы и чудовищные трущобы – из машины не рекомендуется выходить даже для фотографирования) – пожалуй, только здесь начинаешь удовлетворенно осознавать свою "российскость" и, особенно, "московскость", а, если повезет и с отелем, и достанется какая-нибудь высотка – со смотровой площадки на крыше откроется потрясающая панорама 8-миллионного мегаполиса… В общем, все это заслуживает быть увиденным!
| 15.04.2007 Просмотров: 3429 |
Уж насколько я "техническая" девушка, но с трудом разбиралась в профессиональных терминах. Запуталась, пропускала.
Останавливалась на красотах подводного мира.
Жаль, что камеры не было, зато каждый предсталяет морскую живность по-своему )))