Запрещенное ущелье

Иудейская Пустыня, ущелье Хевер, май 2006
Подумав немножко, я решил, что стоит дать короткое описание истории нахаля Хевер – и событий двухтысячелетней давности, и раскопок, произведенных в нём после основания государства Израиль. Тем более, что события, происшедшие здесь в 135 г. Н. Э. были не менее драматичны, чем те которые «произошли» в Масаде. Масада, как известно, посещаема миллионами туристов и является символом еврейской самоотверженности и стремления к свободе. Нахаль Хевер закрыт для посещения простых смертных, и большинство израильтян не имеют понятия о том, где он находится. Запрещенное ущелье Нет никакого сомнения, что Масада грандиозна, но меня, честно говоря, более всего в ней прикалывает гений Ирода Великого (40-4 гг. до Н. Э.), сотворившего сие инженерное чудо посреди выжженой пустыни. Кстати, винцо ему привозили в Масаду из Италии. При постройке расписанной фресками баньки в месте, где испарение превышает осадки в десятки раз, он опередил новейшую римскую технологию. Умел жить, мужик. Что же касается фанатов, наскоро построивших примитивные печки на изящных мозаичных полах, то их групповое самоубийство было выдумано Флавием Иосифом. Впрочем, это не моё лишь мнение – почти все исследователи на данный момент считают, что речь Элязара бен-Яира и действия ею спровоцированные – это мутной воды враки. Впрочем, это не столь важно. Достаточно разобраться в том, кем были эти «зелоты». За власть над Иерусалимом они боролись с другими евреями до тех пор, пока их предводитель Менахем не был убит из-за своей мегаломании. После этого они утекли в Масаду, где и оставались до 74 г. Всё это время они промышляли грабежом и насилием (например, вырезали всё мирное - еврейское - население Эйн-Геди, включая женщин и детей – 700 человек). Так что если для кого-то они и герои, то для меня - нет. Про повстанцев Бар-Кохвы, воевавших с римлянами в 132-135 гг. Н. Э., мы знаем намного меньше. Даже имя самого предводителя восстания не было достоверно известно до того, как в этих самых пещерах (и в пещерах в вади Мураббаат, т. е., нахаль Дарга) нашли его письма. Его настоящее имя было Бен-Косиба, переиначенное его сторонниками на Бар-Кохва (намек на мессианское пророчество в книге Бе-Мидбар 24:17), а в последствии – раввинами - на Бен-Козива («сын лжи»). Мудрецы, испытавшие на своей попе страшные последствия поражения, нуждались в объяснениях сего поражения. Логичным решением было валить всю вину на Бар-Кохву и обвинять его в кощунствах, гордыне и наглости по отношению к Всевышнему. На самом же деле, величайший мудрец этого периода, рабби Акива, по всей видимости поддерживал Бар-Кохву, и даже считал его мессией (Иерусалимский Талмуд, Taaнит 4, 68, 4). Запрещенное ущелье Запрещенное ущелье О восстании Бар-Кохвы за последнее время написано было немало. Главная проблема историков состоит в том, что у этого восстания не было своего Флавия Иосифа, а поэтому нам в-основном приходится гадать о его причинах, территориальных масштабах и ходе событий. Причина восстания не вполне ясна. Сейчас принято считать, что оно началось из-за того, что римский император Адриан (117-138) решил превратить разрушенный в 70 г. Иерусалим в языческий город и построить идольские храмы на Храмовой Горе. Евреи подняли восстание, Адриан подавил его (дорогой ценой и для евреев и для своих собственных легионов), и развязал гонения на иудаизм. Слава Богу, он скончался в скором времени, а его последователь прекратил гонения на евреев. Теперь непосредственно о пещерах нахаль Хевер, бывших невольными свидетелями трагического финала восстания Бар-Кохвы. Наиболее известны две из них – Пещера Посланий (на северном склоне нахаля, на полдороги между первым и вторым водопадом, Запрещенное ущелье и Пещера Ужаса – на южном склоне недалеко от большого (первого) водопада. На пещеры, кстати, можно посмотреть не спускаясь в нахаль. Они просматриваются с плато (см. свою карту). Запрещенное ущелье В этих самых пещерах в последние дни восстания прятались от римлян уцелевшие повстанцы и члены их семей. Однако, они были обнаружены и окружены. Римские легионеры соорудили два лагеря на плато прямо над пещерами – для того чтобы «перекрыть кислород» обитателям пещер. Останки этих лагерей видны и по сей день. Обе пещеры находятся 80-100 м. ниже плато на практически отвесных стенках каньона, и под ними зияет 150-200 метровая пропасть. Спуск в каньон без снеплинга исключается. Расчёт римлян был правилен – вскоре все «спелеологи» вымерли. Можно было спокойно сложить лагерь, и идти домой. Однако в самих пещерах остались скелеты повстанцев, предметы их обихода, их Священные Писания и документы. Иерусалим был переименован в Аелию Капитолину, Иудея - в Палестину, а всё её еврейское население либо истреблено, либо продано в рабство. Скелеты и прочее оставались в пещерах всё то время, что Израиль был в изгнании. В 50-х гг. 20-го века на чёрный рынок стали поступать различные свитки, происхождение которых было не ясно. В 1953 г. католические ученые опубликовали греческий перевод книги Трей-асар (Хошеа-Малахи). У израильтян начали появляться подозрения, что эти фрагменты были найдены на территории Израиля, а затем переправлены за границу (в Иорданию) бедуинами. Стоит помнить, что в то время граница между Израилем и Иорданией проходила по верхней части нахаль Давид, нахаль Аругот и нахаль Хевер. Есть целая куча документов, известная под названием «Вади Сияль» (нахаль Цэелим). На самом деле, сейчас ясно, что они происходят из пещер в нахаль Хевер. Они тоже были найдены бедуинами. Итак, для того чтобы покончить с данным «бейт-зонот»-ом, в 1960-61 израильтяне инициировали проект исследования пещер Иудейской Пустыни. (Стоит отметить, что Пещера Ужаса и Пещера Посланий уже были поверхностно проверены Йохананом Ахарони в 1953-1955 гг.) В 1960 г. Игаэль Ядин (1917-1984, первый РаМатКаль Израиля, и сын знаменитого ученого Э. Л. Сукеника) начал исследовать Пещеру Посланий. Стоит, конечно, помнить, что она так ещё не называлась. Ядин был потрясающей личностью – воистину гигантом: блестящим генералом, отцом израильской археологии, библеистом, исследователем древнего иудаизма (и христианства), и активным политическим деятелем. При этом, человеком совершенно светским. Когда я спросил одного из наиболее крутых израильских специалистов по древнееврейской истории, что он думал про Ядина, тот мне сказал: "הוא היה פיקח כמו שד При этом, стоит помнить, что именно Ядин был ответственен за создание и популяризацию мифа Масады, которую он раскапывал в 1963-65 гг. Я его не виню за myth-making, но и не отрицаю его ответственность. Честно говоря, я не думаю, что в его положении я интерпретировал бы его археологические находки иначе. Как вам нравится, например, следующая история (из его книги «В поисках Бар-Кохвы» стр. 15): «Я сидел у моего рабочего стола в Иерусалиме и дрожжа смотрел на связку папирусов в моей руке. Каждый из них был связан по отдельности, и все вместе они были связаны веревкой. Терпение! Опрометчивость в отношении к сухой и хрупкой связке может привести к тому, что она рассыплется и драглоценные документы будут потеряны. У меня не оставлось вариантов, кроме как вооружившись терпением ждать как техники-специалисты развернут эти документы. Однако, мне показалось, что внутри связки мои глаза увидели нечто, показавшееся мне четырьмя дощечками, на которых чернилами были начертаны ивритские прописные буквы. С превеликой осторожностью я вытащил две из них из связки, и не поверил глазам моим! Несколько недель спустя, после того, как документы были открыты, на мою долю выпало рассказать о них приглашенным в доме президента (наси) Израиля, Ицхака бен-Цви. Я спроектировал на экран слайд тех четырёх дощечек, и с волнением прочёл первую строку: «Шимон бен-Кусба, а-наси над Израилем». И добавил, «Уважаемый Президент (наси), на мою честь выпало сообщить Вам, что мы нашли 15 писем, написанных или продиктованных последним президентом (наси) Израиля 1800 лет назад.» Я плакаль... Подумайте также о том, что часть людей, раскапывавших с ним эти пещеры, была призвана в Цахаль посреди раскопок, и некоторые из них погибли в боевых действиях. Понятно, что при таких обстоятельствах, действующие лица были намного более склонны отождествлять себя с повстанцами Бар-Кохвы, чем, скажем, современные израильтяне. Запрещенное ущелье К делу. Пещера Посланий была исследована Ядином в 1960-61 гг. Длина её ок. 150 м. и она находится ок. 100 м. ниже плато, и ок. 200 м. над дном нахаля. В течении двух весенних сезонов в этой пещере были были найдены 17 скелетов, утварь (по всей видимости трофеи, взятые повстанцами у римлян – сейчас в «Хейхаль а-Сефер» в Израильском Музее), отрывки из Библии (Техилим, Бе-Мидбар), личный архив женщины по имени Бавта, набатейские документы, архив жителей Эйн-Геди, и послания самого Бар-Кохвы. Кроме того, был найден текстиль 2000-летней давности, свидетельствующий о том, как евреи и еврейки одевались 2000 лет назад! Пещера Ужаса была впоследствии исследована Йоханнаном Ахарони. Стоит отметить, что и Ахарони, и Ядин были гигантами. При этом, они друг друга люто ненавидели. В принципе понятно: Ахарони проверил пещеру, ничего не нашел, пришел Ядин и нашел письма Бар-Кохвы и многое другое. Больно и с точки зрения профессиональной, да и вообще облом. Короче, Ахарони копал в Пещере Ужасов в 1961г. Эта пещера наименее доступна из всех пещер Хевера и находится на отвесе высотой ок. 300 м. (80 м. от плато). Как туда эти древнееврейские чуваги спускались, один лишь Бохх знает. Но Ахарони нашел там так же и свидетельства о том, что люди там обитали и в халколите (3500 лет до Н. Э.). Некоторые рассказывют, что часть из скелетов находилась там с 4-го тысячелетия вместе с костями диких кабанов. В конце решили, что все эти чуваки были бойцами Бар-Кохвы, и всех из похоронили (при содействии армейского раввината и со всеми армейскими пеcнями, залпами и почестями) недалеко на востоке от римского лагера над Пещерой Посланий. Кроме этого, в пещере нашли свидетельства, что она служила убежищем повстанцев на последних стадиях восстания Бар-Кохвы. Короче, этому рассказу конца и края нет. Если у кого будут дополнительные вопросы, пишите письма. Кстати, я писал только о пещерах в собственно нахаль Хевер. Есть еще пещеры выше по руслу – да и где их нет? Запрещенное ущелье Запрещенное ущелье Запрещенное ущелье А главное, ходить без карты строго воспрещяяецца! Запрещенное ущелье Запрещенное ущелье Запрещенное ущелье
Тэги: Израиль ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
kutscher аватар
kutscher (Чт, 03.05.2007 - 08:25)
А не могли бы вы вообще эту статью стереть? - У меня сегодня времени не будет фотки обработать. Сотрите, а я ее потом выставлю снова с уменьшенными фотками. Я сам пытался, но почему-то не получается.
K&J аватар
K&J (Чт, 03.05.2007 - 08:59)
С юмором, познавательно - чудестные фото. Стирать не нужно! :D
Irma аватар
Irma (Чт, 03.05.2007 - 09:42)
:D что ж, интересно, как впрочем и все предыдущее...спасибо! :D
SiViS аватар
SiViS (Чт, 03.05.2007 - 11:45)
:P Кучер! Ура! Появился :) Жжошь :) Я ж предупреждал про фотки :)
SiViS аватар
SiViS (Чт, 03.05.2007 - 12:09)
Кстати, еще раз прочитал и осознал, что, наверное, некоторые слова не совсем понятны :) Нахаль - ручей, в данном случае каньон. Рабби, рав - еврейский священник Снеплинг - спуск(подьем) на веревках ЗонА (ударение на последнем слоге) - проститутка, "бейт-зонот" - публичный дом, в данном случае - беспредел.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...