Долгий путь в Стамбул с 2 баксами

Варшава-Стамбул, 1992 г.
Итак, группа едет в автобусе по ночной стране (в то время еще Чехословакии), а ведущий автобус с документами и гидами ичез в летней ночи. Мобильных телефонов в те годы еще не было, никаких сопроводительных документов в нашем автобусе тоже не оказалось, договориться заранее о резервном пункте встречи водители не додумались. На первый взгляд ситуация показалась тупиковой, поэтому решили ехать до ближайшего пограничного переезда Чехословакия-Венгрия и там, уже на месте, решать, что делать дальше. Ночной переезд в «никуда» совсем не доставил удовольствия, и какова же была наша радость, когда рано утром мы увидели сбежавший автобус, стоящий аккурат рядом с пограничным постом – воссоединение состоялось. Утренние водные процедуры пришлось принимать у ближайшей колонки. Очередная граница одарила нас 3 часовым ожиданием и первыми проблемами – таможня тонко намекает на посещение ближайшего duty free. Спустя короткое время сигареты и бутылка виски переходят в руки неподкупных таможенников, а мы вновь продвигаемся вперед, уже по территории Венгрии. Пейзажи вокруг скучны и однообразны, прошел дождь и пасмурно, через сутки после выезда из Варшавы, прибываем в Будапешт. Пассажиров охватывает вполне логичное желание осмотреть центр столь знаменитого города, но ему не дано было сбыться, водители, сделав три круга по центру города, так и не сумели припарковаться, поэтому пришлось сказать Будапешту «гуд бай». А день между тем клонился к закату, бесконечная лента шоссе все дальше уводила нас на юг, в сторону Черного моря, до которого еще сотни километров. К вечеру - очередная граница - Венгрия-Румыния, прохождение которой идет уже по традиционному шаблону: 2-3 часа ожидания, затем блок сигарет и бутылка коньяка в чьи-то жадные руки, плюс дополнительно 1 доллар с человека – для меня это очень большая потеря. Вторые сутки на колесах в добровольно-принудительном порядке настраивают пассажиров на размеренно-ограниченный ритм автобусно-кочевой жизни: обозревание быстро проносящихся за окном окрестностей, еда-сухомятка, сон, переезд границ, туалет. Остановки очень редки и совсем не предназначены для питания – денег у всех мало и тратить их на покупку недешевой придорожной еды – это непозволительная роскошь. Поэтому приемы пищи происходят прямо во время движения, используя припасы, сделанные в Москве. В этом смысле лучше всего «упакован» я - десятки банок тушенки, кильки в томате, столь любимой поляками, и сгущенки, так и не реализованной в Польше, вселяют глубокую уверенность в завтрашнем дне. Мои попутчики – Эдик с женой и ее подругой, не имеют таких запасов, но зато у них есть деньги, на которые они закупают недорогие овощи и фрукты. Симбиоз наших продуктовых вкладов позволяет 4 человекам весьма сносно существовать. С туалетами вопрос тоже решается просто: бесплатные туалеты на дальних дорогах Восточной Европы периодически встречаются, что характерно, некоторые из них - типа «очко», совсем как у нас, в матушке-России. Хуже всего с водой – помыть руки или умыться можно лишь в цивилизованных придорожных туалетах, либо у колонок, стоящих вдоль трассы. Считается, что длительные путешествия в автобусном кресле тяжелы и утомительны, особенно, если автобус совсем не приспособлен для многосуточных переездов. В принципе это действительно так, но на вторые сутки поездки организм адаптируется к некомфортным условиям, после чего кресло уже не кажется столь жестким, коротким и неудобным, в нем можно уже спать не только ночью, но и днем, таким образом, бесконечное путешествие перестает быть пыткой на колесах. Однообразный пейзаж, непрерывно летящий за окном, магнетически усыпляет пассажира, поэтому немалая часть пути проходит во сне. Туалета и кипятильника в автобусе нет, впрочем, кипяток особенно и не нужен, ведь эпоха «быстровых» и «дошираков» еще не наступила, а вот попить чайка в дальней дороге было бы неплохо. Но не судьба – шикарных автобусов, обещанных еще в Москве, нам так не предоставили. На территорию Румынии въехали с большой опаской, перед выездом нас предупредили, что там неспокойно: российско-украинские братки блокируют автобусы со своими земляками и обирают их до нитки. Поэтому решили пересечь страну на максимальной скорости при минимуме остановок, решение хорошее, но трудновыполнимое: впереди около 700 км до границы с Болгарией. Всю ночь пара автобусов летела по незнакомым дорогам, а их пассажиры, периодически размыкая глаза ото сна, тревожно всматривались во тьму, разрываемую светом фар, но нам повезло – благополучное утро застает нас в Бухаресте: то ли рэкетиры спали в эту ночь, то ли мы ехали действительно быстро. С учетом оперативной обстановки, предложений осмотреть город не поступает, и столицу страны быстро проскакиваем насквозь. На окраине города, рядом со станцией техобслуживания ощущается острая необходимость остановиться, здесь мы и делаем «пит-стоп». Стоит ужасная жара, душ, понятное дело, здесь не предусмотрен, хорошо хоть руки можно помыть под тонкой струйкой теплой воды, текущей из проржавевшего крана, торчащего прямо из земли. Дальнейшие часы поездки до следующей границы были совсем непримечательны, если не считать сильного взрыва, прогремевшего слева под днищем автобуса, почти под моим сиденьем, после чего транспортное средство как-то странно завиляло, резко сбросило скорость и откатилось к обочине. Это была не диверсия, просто от жары и износа взорвалось заднее колесо, на смену которого было потеряно еще 2 часа драгоценного времени. К вечеру достигли долгожданного Черного моря: дорога шла параллельно линии прибоя, а там, на песчаный пляж, усыпанный ракушками-рапанами, набегали манящие морские волны. Увы, но нам туда нельзя, впереди граница с Болгарией – пограничный пункт с оригинальным названием – Дуранкулак. Румыны и здесь промариновали нас 2 часа, после чего половина туристов плюнула на пограничные формальности и побежала купаться в море. Наслаждение от купания исключительное, особенно на третьи сутки пребывания в автобусе, но такая вольность совсем не понравилась погранцам, и в отместку они продержали нас на границе еще три часа, несмотря на полное отсутствие другого транспорта. А таможенники и вовсе подошли к своим обязанностям с особой выдумкой. Осмотрев наш багаж, они захотели получить особо понравившиеся им товары: в первом автобусе - новенький фотоаппарат, а у нас им пришлись по вкусу новые настенные часы, совершенно случайно оказавшиеся в багаже одной из туристок. Пришлось пожертвовать этими вещами, под честное слово всей группы компенсировать их стоимость обобранным туристкам. Болгары впустили нас без проблем, дорога на Турцию свободна, но возникли новые сложности, теперь уже с шоферами – они наотрез отказались везти нас дальше, мотивирую это своей усталостью. Очередная незапланированная ночевка, на которую гид собирает традиционные 4 бакса, которых у меня опять нет, но здесь «халява» не проходит, и в мотель попадают только обладатели денег. Я по привычке остаюсь ночевать в автобусе, при этом выясняется приятная подробность: в конце автобуса, за ширмой, есть узкая металлическая скамейка, укрытая тулупом (в прошлые ночи здесь спали женщины, а сегодня я полновластный хозяин этой «королевской» кровати). Несмотря на узость моего ложа, удалось отлично выспаться и на утро я чувствовал себя исключительно бодрым и отдохнувшим (как мало человеку нужно). Перед завтраком обнаружилось, что закончился хлеб, попытка совершить выгодный товарообмен по примитивной схеме: мышеловка – хлеб, была отвергнута, и пожилая болгарка с грустными, понимающими глазами отрезала мне краюху хлеба бесплатно. Ура! - братьям болгарам, жизнь прекрасна, удивительно, как простой кусок хлеба поднимает настроение. А потом был пляж, жаркое южное солнце, купание в теплых волнах Черного моря, и даже ливень, внезапно налетевший с моря, не испортил приподнятого настроения. Как выяснилось, с товаром на продажу приехал не только я, поэтому решено – полдня будем торговать на рынке в г. Каварна. Торговля прошла весьма успешно, хотя цены были намного ниже, чем в Польше, у местного менялы удалось поменять левы на доллары, я разбогател – в кармане целых 17 долларов. Вообще болгары произвели на меня очень приятное впечатление: благожелательны, общительны и улыбчивы, всегда готовы помочь, при этом языковый барьер почти не ощущается. Во время разговора с местным работягой, я сказал, что собираю монеты, но расплачиваются со мной только бумажными купюрами, он тут же послал своего друга сгонять на мотоцикле в ближайший магазин и поменять бумажные деньги на 2-левовую монету. Она и сегодня занимает в моей коллекции достойное место, навевая самые приятные воспоминания о братьях-славянах. Однако пора прощаться с гостеприимным городом, и снова - в путь, на одной из оживленных площадей Варны пришлось сделать 5-минутную остановку, для того, что бы уточнить дорогу, в этот момент в автобус зашел молодой человек, и потребовал старшего группы. После коротких переговоров выяснилось – это российские рэкетиры, которые требуют со своих земляков по 10 долларов. По тем временам – это была очень чувствительная сумма, поэтому на максимальной скорости пришлось стартовать в сторону границы. Позади г. Созопол, а впереди горы, у их подножия делаем остановку рядом с маленьким кафе, за пару банок тушенки удалось напоить отличным кофе всю нашу маленькую компанию, а на дорогу еще получить и пачку вафель в придачу. Во время подъема на перевал разразилась страшнейшая гроза: казалось, что огромные иглы огненно-белых молний врезались в горные склоны прямо рядом с автобусом. Как водитель, ведущий тяжелый автобус по мокрой дороге горного серпантина, заливаемой потоками дождя, умудрился доставить нас на перевал в целости и сохранности, остается только гадать. К позднему вечеру мы оказались у Болгарско-турецкой границы (погранпункт Малко Тырново), ожидание перехода растянулось на многие часы. Хорошо зарекомендовавшая на предыдущих границах система мелких взяток дала неожиданный сбой: турецкий хранитель границы, прошедший по автобусу, приметил в салоне автобуса пухленькую и симпатичную девицу. Его вердикт был прост и аморален – если она согласиться ублажить его, то группа может беспрепятственно ехать дальше, в ином случае стоять нам здесь до утра. Нашему возмущению не было предела, девушку, конечно, не дали в обиду, но часов 5-6 на границе простояли точно, пришлось ждать новую смену пограничников, которые не стали засматриваться на русских красавиц.
Тэги: Турция ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Irma аватар
Irma (Пт, 11.05.2007 - 21:58)
:D Заценила! спасибо! помню эти идиотские времена!...рэкет на приграничных дорогах, обираловки... тонкие намеки таможни...мдааа... и наша коллекция монет и прочих бон тоже зачастую пополнялась именно какими-то нетрадиционными способами! :wink: :P
Кристи аватар
Кристи (Пт, 11.05.2007 - 22:04)
Переживала когда-то что-то подобное. Так на румынской границе стояли СЕМЬ часов! А не хотелось им нас пропускать и всё!
Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Пт, 11.05.2007 - 22:19)
Мне было особо жалко в таких поездках женщин - полное отсутствие бытовых условий, полный беспредел на дорогах и границах, а любой турок, имеющий 50 баксов, себя мнил падишахом перед каждой руской женщиной.
Irma аватар
Irma (Пт, 11.05.2007 - 22:22)
:D и турком быть не надо...наблюдаем такое часто...увы... :(
алексс аватар
алексс (Пт, 11.05.2007 - 22:29)
...Крепкая такая история :???:
Кристи аватар
Кристи (Пт, 11.05.2007 - 23:25)
Зато опыт какой получили! Наверняка, пригодился потом! :nyam: :D
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...