На десять дней в 2550 год. Таиланд.

Таиланд, Паттайя, Бангкок, Аюттайя, март 2007
Начало. Прибытие. Девять часов в самолете не считая задержек вылетов, времени на аэропортовые процедуры и прочее тому подобное – конечно, тяжеловато. Зеленой завистью завидую тем, кто умудряется беззаботно спать сидя в самолетном кресле. Другое неположительное явление – резкая перемена климата. Разница во времени с Москвой в 4 часа (зимой там «позднее» на 4 часа, летом на 3) в Таиланде особенно не ощущалась, зато ощущается теперь дома. Очень уж рано хочется спать. Прилетали мы в аэропорт Утапао. Аэропортом в полном смысле слова это назвать трудновато. Утапао – военный аэродром. Гражданские рейсы прилетают туда в маленьких количествах. Помещение аэропорта – 2 зала в одноэтажном здании, каждый метров так 50x50, где в тесноте понаставлены маленькие кабинки таможенников, сборщиков въездной-выездной дани и служб безопасности. Места мало, самолеты большие (747 Боинг – 468 пассажиров на борту, 3 часа очереди, хвост которой находится метрах в 100 от дверей здания). При обратном вылете, во время личного досмотра, во всем здании вырубилось электричество. Досматривали вручную. Судя по выражению лиц работников Утапао стало ясно, что такие вещи там происходят частенько. После такого вот аэропорта остальной тайский транспорт удивлял исключительно приятно. Знакомство. Паттайя. Отели в Паттайе в большинстве своем разительно отличаются от того, что фантазировалось мне при слове «Таиланд». Бунгало под пальмами если и есть, то на самом отшибе, дорогие и очень малочисленные. В основной массе отели – это многоэтажные белые кирпичи с малюсенькой территорией и городским пляжем через дорогу. Оно и понятно. Хочешь природы, чистоты и экзотики – езжай в глушь или на острова (путевки от $1500 на 8дней). В саму Паттайю же едут 3 категории людей. 1 – европейцы и американцы, в среднем лет 45ти, а то и больше, приезжающие за общением с дешевыми тайскими девушками. 2 – богатые семейные пары, поселяющиеся в 5тизвездочных отелях с большими территориями, откуда они выходят только на экскурсии и посмотреть на то, как гуляют граждане категорий 1 и 3. 3 – русские и китайские туристы, которые ищут, где подешевле. Они селятся на окраинах, ездят в центр на тук-туках (азиатская разновидность маршрутки), привозят с собой жену, ребенка, тещу и свекровь, а потом старательно их обводят темными переулками, чтобы поменьше на пути попадалось баров с «девочками». А баров таких там везде пруд пруди. Все в розовых неоновых лампах. Поэтому русские семейные туристы гуляют по Паттайе ранним вечером, когда жара уже спала, а буйства ночной жизни еще не начались. Традиционная для Паттайи картина – парочка, состоящая из европейца лет так 55-60 и юной тайки, арендованной на Nный срок. Они медленно прогуливаются по набережной, обнимаются на пляже, заходят в магазинчики, чтобы купить ей новые шортики или сумочку. Девушки при этом, как правило, выглядят лет на 15. Таек старше 25ти на улицах вообще не видно. Разве что на рынке работают продавцами съестного и лотерейных билетов. Паттайя оказалась достаточно большим городом, вопреки моим ожиданиям. Ни на одной карте-схеме масштаб указан не был, так что я была уверена, что это обычный мелкий курортный городок, максимум с египетскую Хургаду. А Паттайя-то ого-го. Даже чтобы центральную часть пройти по прямой улице, минут 40 надо потратить. Не говоря уже о северных (Наклыа) и южных (Джомтьен и его продолжение) районах и углубленных в сушу улицах. При этом город продолжает расползаться все дальше и дальше. Особенности.Паттайя. Повсюду в Паттайе – запахи. Людям с чувствительными носами, плохо реагирующим на ароматы бульонов, приправ и всяческих других пахучих продуктов, тут придется несладко. Помимо этого, при ходьбе по улицам города каждые 10 минут мимо носа проплывает смрадное облако – канализация в Паттайе хоть и запрятана под асфальт, но не слишком глубоко. Поэтому каждая тротуарная решетка источает такой запах, что непривычный человек только и дышит в перебежках между этими отверстиями. Еще одна бесспорная достопримечательность Паттайи – собаки. Понятий «бродячая» и «домашняя» там, похоже, не существует. По улочкам и пустырям шастают пыльные, беспородные собачки маленьких и средних размеров. Они везде. Они не набрасываются на прохожих, лают крайне редко, когда им вдруг охота поваляться в драке с сородичами. В основном же собаки просто лежат. На лавочках в кафешках, под витриной в магазине, посреди тротуара в самом центре города, на столах во двориках… отличить мертвую собаку от живой получается не сразу. Им все пофигу. Мотоциклы их просто объезжают. В первые дни мы сами были похожи на этих четвероногих своим настроением. От жары и духоты сил на то, чтобы выбраться в город не оставалось, хотелось пить, спать, а лучше вообще не шевелиться. Ночью температура и влажность воздуха мало отличалась от дневной, разве что солнце жарить переставало. Вкусности. Отдельного упоминания стоит тайская еда.Еда в Таиланде очень вкусная. На эксперименты с хрустящими жареными жучками – паучками мы не решились, да и не так уж там много мест, где их готовят и продают. Разве что на улице, на рынке для местных. Острое в Таиланде далеко не все. Для гостей страны острые перченые блюда выделены в особые разделы ресторанных меню. В прочих случаях острые соусы приносят в отдельной пиалке. Основа тайской кухни – рис. Рис с овощами, с мясом, с морепродуктами, с ананасами, просто рис, рисовая лапша в супах. Все очень вкусно и готовится быстро. Супы в кафе приносят моментально – на кухнях постоянно кипит мясной бульон, в который при заказе добавляют овощи, лапшу, мясо или морепродукты, или все сразу. Если само заказанное блюдо состоит не из риса, то вам его обязательно предложат дополнение. Ко всем вторым блюдам подаются овощи – лук, белая и красная капуста, огурцы, помидоры, листья салата. Свежевыжатые соки есть во всех меню. Очень много морепродуктов – любых – начиная со знакомых кальмаров и креветок и заканчивая мясом акулы. Фрукты в Таиланде непривычные и интересные. Ананасы какие-то особенно сладкие, не в самом дешевом месте – по 23 рубля за штуку. Есть еще «драконий глаз» – розовый с зелеными наростами, с белой мякотью, на вкус похожей на киви, личи (красные волосатые шарики с полупрозрачной сочной мякотью и неожиданной косточкой посередине), красные яблокогруши, огромные зеленые джекфруты и дурианы, для съедения которых надо счистить корку толщиной сантиметров в пять, чтобы откопать внутри нечто похожее на брюкву. Стоила эта внутренность по тайским меркам дорого (140 р за штуку), энтузиазма у меня хватило только на то, чтобы его понюхать. После этого я убралась от фрукта подальше – запах специфический, хотя на вкус, говорят, фрукт очень хорош. Местные арбузы маленькие, но очень сладкие. Есть еще маленькие бананы. Правда, мой товарищ рассказывал, что когда знакомые тайцы подарили ему связку бананов, и он начал их благодарно лопать при них, все катались со смеху, потому что у тайцев бананы – исключительно слоновья еда. Стоит еда в Таиланде дешево. Фрукты (в пересчете на рубли) в среднем – 25 р за кг, блюдо из риса с мясом и овощами в недорогом кафе – 30р, свежевыжатый сок – 30р, кола-фанта-спрайт – 23р, блюда из морепродуктов (салаты, супы, вторые блюда) – 60-80р, мясо либо курица с гарниром (большая порция) – примерно столько же. Пиво (3 вида местного и Heineken) – 30р за 0,33л. Стоит забрести в какой-нибудь супермаркет, чтобы найти цены еще пониже и наткнуться на несколько огромных стеллажей с сотнями видов соусов. В сетевых минимаркетах 7 Eleven и Family Mart круглосуточно можно купить прохладительные напитки, разнообразные снэки и бургеры (готовые и самособираемые) и самому приготовить коктейль из сиропов, наполнителей и колотого льда. Транспорт. Стоит отдельного упоминания и тайский транспорт. Есть такое слово, которое знают все, кто едет\ездил в Таиланд: тук-тук. Так вот. Что только там не называют тук-туком. Туристы в Паттайе называют так пикап без задней стенки и окон с двумя параллельными скамейками в кабине по бокам. Проезд по городскому стандартному маршруту в городе (до 8ми км по протяженности получается) стоит на наши деньги 7,5р с человека. Если желаете доехать до какого-нибудь конкретного места вне маршрута (напрмер, прямо в отель), водитель сразу же делает хитрую мину и начинает заламывать цену, которая может доходить до 120р за 2-3 человек. Торгуются они не сильно охотно. Так вот, пикап этот – вовсе никакой не тук-тук, а «минибас». Просто слово уж больно туристам нравится. Подлинный тук-тук мы, кажется, видели только в Бангкоке. Это такая мототелега с тремя колесами, под крышей, максимум на 4 худеньких человека включая водителя. В Аюттайе был свой представитель туктучного племени – маленькая бибика с двумя скамеечками по стенам сзади. Настолько маленькая, что о время разъездов в ней приходится сильно пригибать голову вниз и перемежать коленки с коленками сидящего напротив пассажира. Тук-туки независимо от подвида и размера носятся с дикой скоростью по дорогам и тормозят всегда неожиданно. Второй по популярности местный транспорт – мотороллеры. Они дешевые (ценники на шоссе начинали цены с 1700 бат за штуку), быстрые и не слишком прожорливые. Ездят на мотороллерах все – и приезжие европейцы и целые тайские семьи. Тайцы с хорошим достатком ездят на персональных авто, среди которых не было замечено ни одной развалюхи. Все сплошь дорогие современные машины азиатских производителей. Машиной, в отличие от мотороллера, в Таиланде есть смысл пользоваться далеко не всегда. Например, в центре Бангкока днем среди автотранспорта персональных авто было замечено где-то 15%. Все остальное – такси, раскрашенные в до кислотности яркие цвета. Из этих вот такси в центре стояли «мертвые» многокилометровые пробки. Общественный междугородный транспорт в Таиланде представлен поездами и автобусами. С первыми нам столкнуться не пришлось, вторыми же мы пользовались частенько. Автобусы ходят четко по расписанию – минута в минуту, оборудованы кондиционерами, и проезд в них стоит вполне разумных денег (около 90р за 250 км). Точная сумма зависит от дальности поездки и тем, следует ли транспорт по платным автомагистралям или по обычным трассам (разница стоимости в случае рейса Паттайя-Бангкок составляла 4 бата (3р), а разница во времени в пути при этом могла доходить до часа). Движение в Таиланде левостороннее, что немного сбивает с толку в первое время. Тук-туки, например, останавливаются подбирать пассажиров только на левой стороне дороги, даже в том случае, если движение по улице одностороннее. Ориентация в городском пространстве в Таиланде вообще затруднена – в Паттайе, например, ни на одном здании не указано название улицы и номер строения, дорожных знаков и указателей тоже днем с огнем не сыщешь. Присутствуют только небольшие столбики с номерами переулков (Соев) в начале каждого оного, соединяющего несколько параллельных больших улиц. На картах города в качестве ориентиров обозначены крупные магазины, рестораны и отели. Светофоры – очень редкое явление. Пешеходный переход искать бесполезно. Если он и есть, то на него никто не обращает внимания. Поэтому при необходимости перейти улицу, нужно просто двигаться наперерез движению, внимательно наблюдая а тем, все ли притормаживают. Святое: королевская чета. Намного больше, чем дорожных знаков и светофоров, на тайских дорогах знаков почитания королевской семьи – огромных портретов короля, королевы, или сразу четы, в золотистых обрамлениях, с флагами, гербами, цветами… Короля тайцы любят до беспамятства. Рама IX правит страной вот уже 61 год, (сейчас в рамках конституционной монархии), лично курирует многочисленные социальные проекты, является почитаемым как священное лицо и сам три раза в год переодевает Изумрудного Будду в главном буддийском храмовом комплексе страны - Вате Пхракео. Многие тайцы носят специальные желтые футболки с вышитым на кармашке гербом в знак уважения к своему королю. Улыбки. Они действительно улыбчивы, по причине и без. Даже когда в конец обнаглевший продавец фруктовой палатки говорит вам какую-нибудь гадость, он улыбается. Впрочем, такие тайцы встречаются крайне редко и, скорее всего, просто испорчены туристами. Обычно они приветливы со всеми. Если спросить на улице кого-нибудь о чем-нибудь по-английски, таец (тайка) тут же начинает что-то живо бормотать тебе на своем языке и энергично махать руками в какую-нибудь сторону, очевидно думая, что он угадал, о чем речь. Когда вы выходите из помещения, тайцы складывают перед собой ладони и чуть наклоняются в улыбке. «Капхункхаа» (спасибо) произносится независимо от того, принесли вы им какую-нибудь пользу или нет. В Таиланде все растет и цветет. Под небом – пальмы и огромные деревья с толстыми стволами, на стволах – лианы и другие растения, тростники, кусты, травы, фруктовые плантации, поля с рассадой и аккуратно стриженые лужайки. Вдоль дорог – масса лавок с растениями всех размеров и цветов. Ну и конечно в зелени ползает, прыгает и летает всякая живность. Что можно посмотреть. Из экскурсий в Паттайе предлагались поездки в Бангкок, на остова и в далековато расположенные местности с ночевками. Рекламные проспекты честно указывали в программах двухдневных маршрутов пункты «остановка в сувенирном магазине», «посещение лавки такой-то» и по пять остановок на поесть по маршруту. Деньги (более $100) за такие рекламные нудности платить совсем не хотелось. Острова, куда можно было добраться за разумные деньги, привлекали мало из-за скопления туристов (многие ежедневно приезжают туда купаться, брезгуя мутным морем в Паттайе) и множества нелицеприятных отзывов (грязно, дорого, неинтересно). Поэтому было решено самостоятельно освоить не слишком далеко расположенные Бангкок и бывшую столицу Королевства Аюттайю и потратить деньги на катание на слонах и знакомство с припаттайскими джунглями. Бангкок. Автобус из Паттайи до вокзала Екамай (2,5 часа, 90р). Бангкок – город фантастический. Тут есть все – от многоуровневых автострад, сверхсовременных подземного и «небесного» метро с электронными рекламными панелями, небоскребов, закрывающих горизонт, мегамоллов и всяких автоматических штук до деревянных домов на сваях, узких лодок – маршрутов и плавучих рынков. Маршрут: на скайтрейне от станции Екамай (один из автовокзалов, куда мы приехали из Паттайи) до станции Сапсан Таксин (билет стоит 40 бат). Там - на речной трамвайчик по главной реке города (ни в коем случае не присутствующие тут же "боат трипы" за 150 бат!). Трамвайчик ходит тем же маршрутом и стоит 10-20 бат на человека в зависимости от дальности поездки. Так как целью было доплыть до комплекса Королевский дворец + храм Ват Пхракео, то билет был взят до причала Тха-Тьен и стоил 18 бат. Все причалы обозначены на любой более или менее вменяемой карте города. Оттуда (либо с соседнего причала Тха-Чанг) до дворца и храма пешком 8 минут. Вход к красотам стоит 250 бат (ок. 180р) с человека. Обязательное укутывание в длинные полотна-юбки и блузки с рукавами (залог за штуку 100 бат с возвратом), чтобы были закрыты ноги и плечи. Все это того стоит, поскольку это вообще главная красота и достопримечательность страны и реально впечатляет. Комплекс состоит из двух частей – буддийского комплекса Ват Пхракео, состоящего из нескольких сооружений и окруженного галереей и системы дворцовых зданий. Сооружения Вата Пхракео сияют на солнце если не золотом (им, например, покрыта целиком чеди Пхра-Си-Ратана, закрытая шпилеобразная форма для хранения реликвий), то яркой мозаикой из зеркальных камешков, стеклышек и керамики. В боте Изумрудного Будды хранится одноименная святыня. Сидящего на многоступенчатом троне Будду (жадеитовая фигурка имеет многовековую историю скитаний) три раза в год переодевает сам король – летом, зимой и в сезон дождей Будде предназначается золотая одежда разной плотности. После всей красоты и блеска Вата Пхракео дворцовые здания(отдельно тронный дворец, отдельно дворец для прощаний с усопшими, непосредственно дворец короля) воспринимаются с меньшим интересом. Далее по программе – пешая прогулка до Вата Сакет (там же памятник демократии и мемориал Рамы, кажется, 5ого). Там начинается узкий канальчик, идущий на восток по городу. По нему с дикой скоростью ездят узкие длинные лодки, выполняющие роль маршруток. По берегам канальчика – дома бангкокских бедняков, сколоченные из деревянных досок. Проезд стоит 10 бат (7,5р). Лодка обладает складывающейся крышей (прижимается почти к головам пассажиров, когда проезжает под мостами) и клеенками по бокам, потому как вода в канальчиках от этих лодок плещется так, что заливается внутрь. При этом кондукторы, собирающие на ходу плату за проезд, висят снаружи лодки, держась за специальные веревки и протягивают руки внутрь за деньгами. В Бангкоке следует, конечно, провести как минимум два полноценных дня, чтобы осмотреть знаменитые ваты, покататься по немногим оставшимся от когда-то азиатской Венеции каналам на лодочках – маршрутках и посетить плавучий рынок. И это, конечно, не считая походов по нереального размера торговым центрам и остановкам на познание очередных шедевров тайской кухни. Аюттайя - столица Таиланда в XIV-XVIII веках, 70 км от Бангкока. Сравнительно небольшой город с крайне высокой концентрацией исторических памятников на км2. Многочисленные кхмерские храмы (разные, большие и красивые) в разной степени сохранности после многочисленных бирманских набегов. Храмы совсем другого стиля нежели более современные буддийские сооружения, которые встречаются тут и там. Доехать из Бангкока: на автобусе с кондиционером с автовокзала Мочит прямо до города. Автобусы ходят пару раз в час, ехать по времени от 1 часа до 2х в зависимости от пробок в Бангкоке. Билет стоит 55 бат в одну сторону. На месте многочисленные тайцы предлагают свои маленькие тук-туки для поездок по основным достопримечательностям. Их услугами имеет смысл воспользоваться, так как достопримечательности разбросаны по всему городу и ходить пешком по жаре от одной до другой не хватит светового дня и сил. Путеводитель пишет о нормальной стоимости тук-тука в 200 бат в час. Мы заплатили 500 бат за 5 человек и катались где-то 2,5 часа. Входные билеты на территорию храмовых комплексов в услуги туков не входят. Платный вход только не территории главных (самых больших)храмовых комплексов. 30 бат с человека везде. Добираться из Паттайи в Аюттайю нам пришлось долго – более 300 км пути + пробки в Бангкоке. В результате на осмотр памятников при дневном свете оставалось немногим более 2,5 часов. Поэтому крошечный тук-тук с водителем, который возит с собой кучу открыток для ориентирования туристов по достопримечательностям, оказался как нельзя кстати. Пробегали от места до места до самого захода солнца. Жаль. Времени на Аюттайю, конечно, нужно отводить намного больше, чтобы спокойно наслаждаться архитектурными красотами и иметь возможность дожидаться, пока очередная кучка китайских студентов слезет с древнего монумента и освободит пространство для фотографии. Экскурсия на крокодиловую и змеиную фермы и сад древних камней - включена в стоимость большинства турпакетов. Змеиная ферма = коридорчик с террариумами по бокам. В террариумах - змеи разных цветов, размеров и степеней ядовитости. Зрелище, честно признаться, не самое занимательное. Змеиное шоу. На небольшой арене таец сначала злит трех кобр, а потом бодается с ними и всячески от них уворачивается. Дамы визжат. Крокодиловая ферма напоминает средних размеров зоопарк. Крокодилов там действительно много. Они либо плавают в прудиках (тут же продается курица, которую подвешивают на удочки и дразнят ей крокодилов, чтобы из воды выпрыгивали; особенно любят поизголяться над рептилиями китайцы), либо праздно валяются на песочке, либо просто навалены кучами в огромных вольерах. Погуляв вокруг, можно найти еще загончики и клетки со всякими азиатскими птицами и животными. Ну а крокодиловое шоу - полный аналог шоу со змеями. Только твари поболе размером. Зоопарк плавно перетекает в сад миллионлетних камней (ископаемые окаменелости разных причудливых форм, расставленные на достаточно большой площади на красиво остриженных лужайках и между цветущими деревьями). Ботанический сад он и есть. «Слоновая комбинация» Единственная купленная экскурсия, в Паттайе стоила нам 1800 бат (1350р) на человека. Слоновая ферма находилась недалеко от Паттайи (минут 15 от города). Комбинация состояла из: - катания на деревянных телегах, запряженных буйволами (жестко, пейзаж скучный, ничего интересного), - сплава по маленькому озерцу на древянном плоту (плот=большая беседка со столом и скамеечками. Передвижение осуществляется с помощью канатов и лебедок). Само по себе не интересно, но по туристам скачут спрыгнувшие с деревьев обезьянки (гиббоны без ошейников и поводырей, свободно гуляющие, но, конечно, специально обученные) + если бросить в озеро предоставляемую гидом еду, там сразу же проявляются стайки рыб типа карпов, бодро выпрыгивающих наружу. - остановки на посидеть в "традиционном тайском доме" прямо рядом с озером. Гид рассказывает про технологию ручного производства шелка (шелкопряды, ниточки, приготовление, прядение). - прогулки по джунглям(минут 10-15). Показывают, как растут разные тропические фрукты, вокруг свисают лианы, где-то под ними бегают полудикие кабанчики. - собственно катания на слонах (около часа по времени). На спинах слонов - сидения на 2 человека, похожие на сидения на разных каруселях. Слон идет мягко и плавно. Ощущение необычное. Ноги стоят у слона на плечах. Кожа у него теплая и шершавая. В общем, приятно и запоминается. В общем-то дорогая по тайским меркам экскурсия того стоит. Это совсем иное, чем осмотр архитектуры и прогулки по большим шумным улицам. Ну и, конечно, слоны – это что-то особенное. Вот такой вот получилась первая поездка в Азию. Новых впечатлений несравнимо больше, чем от любой посещенной мной европейской страны. Сравнений, конечно, быть не может никаких. В Таиланде каждый найдет что-то для себя. Того, что хочется найти мне, в Паттайе, конечно,нет. Пальмы и кварцевый песок – на южных островах, рисовые плантации, древние кхмерские постройки и длинношеие племена – на севере, Бангкок, Аюттайя – в центре. На все это можно и нужно потратить даже не недели, а месяцы. Ни за что не привязывать себя к одному отелю и ехать с единомышленниками относительно способов времяпровождения. Время там течет как-то совсем по-другому. И вообще, в Таиланде нынче 2550 год. В стране действует буддийское летоисчисление.Медаль
Тэги: Таиланд ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
HP аватар
HP (Ср, 30.05.2007 - 09:10)
Очень полезный путеводитель) :D Бунгало есть на островах. И очень много разных. Цены нормальные только торговаться нужно.
Mnemon аватар
Mnemon (Сб, 02.06.2007 - 11:32)
Обстоятельно, подробно! Теперь я готов ехать в Таиланд. :P
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...