Вперед и вверх!

Памир, июль-август 1993
Жара. Чудовищная, нечеловеческая жара. Мир плавится и оплывает, он ярок до рези и слез. Темные очки лишь немного облегчают боль в глазах. На мне почти нет одежды, но это не спасает от нереальной жары. Кожа сгорела и скоро начнет сходить клоками. Я почти на вершине мира, вокруг только снег и небо. Я на Памире, высота 6500, я счастлива! Самая большая авантюра в моей жизни приключилась, когда мне было восемнадцать. Оптимальный возраст для того, чтобы в странные мероприятия ввязываться, хотя я и до сих пор время от времени умудряюсь найти приключений на свои вторые девяносто с небольшим. Но все-таки теперь авантюрки пошли помельче, масштаб не тот, то ли дело вот в старые добрые времена… Шел 1993 год. Теплым июльским вечером на моем пороге нарисовался друг из детства. - В поход пойдешь? - Пойду. - Собирайся, послезавтра уезжаем. - Куда идем-то? - На пик Ленина... Сейчас все расскажу. - Так я же только один раз в походе была, да и то в Крыму и пять лет назад. - Ну и ладно, заодно потренируешься, а у меня билет пропадает. - А кто еще идет? - Сейчас познакомишься. - А что с собой брать? - Не волнуйся, все решим. Действительно: и решили, и познакомились. Отважных покорителей неприступных вершин оказалось аж трое: я, Мишка - друг из детства и Пашка - еще один персонаж. После ритуала знакомства перешли к ревизии имеющегося имущества и составлению списка потенциально необходимых вещей и продуктов. Стоит отметить, что в тот момент в стране было не очень хорошо с продуктами. Честно сказать, откровенно плохо было. И с промтоварами тоже. Ревизия показала, что на троих в наличии имелось: две палатки, два побитых жизнью ватных спальника, состегивающихся в один большой трехспальный, пара пенок, горелка с газом, три билета до киргизского города Ош, литр спирта, сто баксов, триста рублей, таблетки, большая упаковка бульонных кубиков, макароны, гречка и шмат сала. Все остальное предполагалось купить за следующий день. Осмотр личной одежды выявил еще более смешные результаты. Например, мне для восхождения на семитысячник за неимением альтернативы подошли строительные брезентовые роба и штаны, ушитые на пару размеров. Обувью были строительные же полуботинки, в которые для уменьшения размера были засунуты стельки, вырезанные из пенополиуретанового коврика. Картину гармонично дополняла бейсболка ядовито-желтого цвета и самосшитый белый рюкзак из парашютной тряпки, который по мере разрываемости щедро зашивался зелеными капроновыми нитками. Ну и чтобы я на высоте не околела, Пашка от щедрот выдал мне свою старую пуховую куртку, как раз пальто получилось, а уж ярко-рыжие горнолыжные штаны и полосатые шерстяные гольфы я сама где-то разыскала. Глаза предполагалось спасать при помощи горнолыжных очков. В-общем, зрелище меня во всей красе было не для слабонервных. Красота вообще страшная сила, в некоторых случаях – убийственная! За следующий день купить смогли только сахар, курагу и кофе. И все… Мама, заметив странные приготовления, поинтересовалась, уж не в поход ли я направляюсь: - Ну да, в поход - Дальше Крыма не пущу - Ну так мы в Крым! Маму слегка заинтриговало, зачем в конце июля в Крыму пуховик, но мне удалось ее убедить, что суровые заснеженные крымские пики никто без пуховых курток не покоряет. Хотя врать, конечно, нехорошо... Поезд. Все скрипит и пытается развалиться, часть окон отсутствует, зато не душно. Романтика! Прелести ситуации добавляет то, что в те далекие годы начиналось становление самостийности в новообразованных государствах - бывших республиках бывшего СССР. Государства получились не слишком большими, поэтому границ получилось много и попадались они часто. Хорошо хоть визы тогда еще не изобрели! Так вот - стоило только задремать - как выяснялось, что мы уже на границе, надо предъявлять паспорта и все такое... Диалог на каждой границе был приблизительно следующий: - Кыргыз? - это спрашивает пограничник, тыкая пальцем в Мишку. Мишка, не смотря на исконно русские корни, выглядит как нормальный абрек: иссиня-черные волосы, черная же недельная щетина, темные глаза и смуглая кожа. - Да. - Кыргызка? - это уже мне. У меня-то как раз с восточными предками все нормально, как-никак китаянка на четверть, так что кожа еще посмуглее мишкиной, к тому же в тот период волосы мои были родного черного цвета, а что глаза светлые, так жизнь - сложная штука... - Да. - А это что? - а это вопрос про русоволосого голубоглазого Пашку - А это с нами - Проезжай! С каждой границей национальная принадлежность только изменялась, смысл оставался тот-же. Так, за один день мне удалось побыть и узбечкой, и таджичкой, и кыргызкой. Зато проехали без проблем! Четыре дня спустя наша чудо-команда выгрузилась из поезда на вокзале киргизского города Ош. Ехать предстояло в Горный Бадахшан, что в Таджикистане. Помните, что там творилось в описываемом 1993? Хорошо, что на высоте не воюют... В Оше нам повезло - удалось купить обратные билеты на самый конец августа. Уже неплохо, но денег осталось с гулькин хвост. Ну да не в деньгах счастье! После покупки билетов озаботились поселением. С местом ночевки определялись из тех соображений, что не худо бы вымыться, посему в гостиницу, и чтобы на следующий день утречком двинуться вперед и верх, т.е. вписались в гостиницу возле автовокзала. Видели бы вы глаза тетки-регистраторши, когда три разнофамильных урода с рюкзаками просили один самый дешевый номер! Восток же, к тому же в те блаженные времена в один номер только мужа с женой селили. А тут мы. Обалдев от происходящего, тетка поселила нас в какую-то подсобку с 2 кроватями, которые, впрочем, сломанными оказались. Но нам-то что, у нас все с собой. Вечером отмечали приезд… На этом спирт и закончился. Вылакать умудрились целый чайник (!) разбавленного спирта, закусывая макаронами. Да, да, мы как настоящие альпинисты везли с собой чайник. При том, внутрь рюкзаков чайник не влез - пристегнули его карабином снаружи. Утром следующего дня, без каких-либо похмельных симптомов (молодость...), отправились на вокзал в смешной попытке сесть в автобус. О том, насколько мы наивны, догадались, глядя на аборигенов, штурмующих древнюю развалину, назвать которую автобусом было бы, мягко скажем, сильным преувеличением. Толпы мужиков в народной одежде, пихаясь и матерясь на своем языке, запихивали через все обнаруженные отверстия внутрь автобуса тюки, баулы, жен, детей, скотину и себя... Нечего было и думать, с нашими-то рюкзаками, влезть туда же... Посмотрев на штурм транспорта, пошли выяснять, когда же будет следующий автобус. Вот тут то и стало понятно, почему народ так жаждет попасть именно на этот рейс. Следующий автобус в интересующем нас направлении был через два дня... Между тем автобус забился под завязку и уехал, а мы остались почесывать репы... Денег на гостиницу нет, да и в Оше куковать два дня - не конструктивно! Поэтому вышли мы на большую дорогу... Первый час я весело вскакивала и тянула руки к каждой проходящей машине. Машины гудели и, не снижая скорости, уходили в туманные дали. Со временем энтузиазм поугас... Часа через четыре мы сидели на рюкзаках пригорюнившись, как васнецовские Аленушки на камушках и уже фактически ни на что не надеялись. Вот тут-то и случилось чудо - возле нас притормозил грузовичок, шофер которого, поинтересовавшись направлением нашего движения, сказал: "Залазьте". Машинка оказалась почтовой. Хуже того, почту в горные аулы возили только раз в неделю. Вот свезло, так свезло! Нас загрузили в кузов. Ехать предстояло недолго, часов шесть. Уютно устроившись на стопках газет и журналов, заложив основные дыры в бортах рюкзаками и мешками с письмами, приготовились мы досматривать сны. Почти удалось. К концу дня почта доставила нас в отправную точку путешествия вверх - какую-то деревню с местным названием. В памяти всплывает буквосочетание Сары-Могол, но оно может к этому населенному пункту и не относится... Расплатились с шофером тушенкой и сгущенкой и пошли в селение - искать Мишкиных знакомых. Нашли. На радостях нам - раздолбаям, принялись оказывать самый радушный прием в местном его понимании. Это была одна из самых кошмарных страниц в моей биографии... Ради нас закололи овцу, сварили без соли в огромном казане, и, как почетным гостям, отдали курдюк от безвременно почившего животного. Отказываться нельзя - обидим... Пришлось есть вареный несоленый жир. Как меня не вывернуло на месте - загадка. Но большую гадость пробовать мне не приходилось, очень надеюсь, что и не придется... Зато старейшине деревни повезло еще больше - ему глаза от овцы достались.... С горем пополам заглушили вкус деликатеса айраном. Больше есть в тот день почему-то не захотелось. Время до темноты еще было, поэтому уломали гостеприимных хозяев отвезти нас на летнее стойбище - место, расположенное километрах в 30 от потенциального нашего базового лагеря. И нас отвезли. В прицепе трактора. Романтика, блин, вот только дорог там нет... Еще через пару часов, охая и стеная, мы из прицепа выгружались. Если бы пуховки не надели - все бы в синяках были. А так ничего, выжили. Стемнело. Ночевали в юрте. Тоже романтика, правда, ароматы там непередаваемые.... Утро следующего дня было солнечным и ясным. Нам вообще все время везло с погодой. Продрав глаза, я увидела, какая красотища кругом! Мы были в предгорьях Заалайского хребта. На зеленых холмах паслись овцы и яки под предводительством пастуха. Ячьем же молоком нас и угостили на завтрак. Вкусно. Все-таки фантастически приветливые люди живут в Алайской долине! После завтрака навьючили рюкзаки на ослов и отправились к горам. Рот у меня, наверное, так всю дорогу не закрывался. Не потому, что трепалась все время, а потому, что челюсть отваливалась от увиденного. Красиво! Непередаваемо, завораживающе, фантастически, неописуемо просто красиво... Тут-то я и осознала, что все, влюбилась. В горы. Нет, не хватает мне слов для описания, я все-таки не писатель, я, что-то типа программиста, лучше просто посмотрите фотографии. На Луковой поляне - стандартном месте начала восхождений - народу было много, но русская речь звучала не часто. Дело в том, что само по себе восхождение на Пик Ленина не представляет особых сложностей. Надо просто идти вверх по тропинке. Ни тебе по скалам ползать, ни в кошках по льду шляться. Ну разве что чуть-чуть. А в остальном, идешь себе и идешь. С кислородом, правда, некоторые проблемы. Фактически горка - песочница-переросток высотой 7134 метра. Желающих покорить семитысячник во все времена было немало, а тут он не слишком сложный. Поэтому предприимчивые русские освоили новый бизнес: за неплохое вознаграждение водили на гору иностранцев. Нашим соотечественникам неплохо - у нас такие деньги мало кто за столь ограниченный период времени заработать мог. А буржуям совсем хорошо - это какие пальцы можно раскинуть, на родину вернувшись - семитысячник все-таки! Вот такое взаимовыгодное сотрудничество. Западные экспедиции организовывали с размахом: тут и вертолеты, и "шерпы", и рации, и даже перевозные столовые с поварами. И вот в этот рассадник капитализма вваливаемся мы втроем и воздвигаем убитую жизнью брезентовую палатку между буржуйских понтовых. На нас смотреть сходились со всей поляны. В целях борьбы с возможной горной болезнью, на следующее утро перешли к более активной акклиматизации, а именно - пошли вверх. Задача дня была достичь отметки 5300 м. Брезентовую палатку оставили посреди Луковой поляны и забили ее барахлом, которое в ближайшую неделю не должно было понадобиться, а с собой взяли парашютную и все самое необходимое... В брезентухе, кроме всего прочего, опрометчиво оставили сахар... Мне в рюкзак затолкали все легкое, но объемное, так что он был раза в полтора здоровее, чем у парней. Ну да, на восток приехали, привыкай, женщина... В-общем, худо бедно собрались и пошли. Сначала все было более-менее нормально. Иду медленно, как могу, но ноги переставляю. Потом, с набором высоты, стало хуже. Голова кружится, мозг от жары плавится, сил нет даже думать, но иду. Идиотское состояние. Сначала я шла и молча ныла, потом просто шла без каких-либо мыслей (лучший момент), а потом к пофигизму добавились глюки и стало совсем весело. О том, насколько мне было хорошо, можно судить по тому, что когда мы шли по леднику, я над этим самым чертовым глетчером выдела пчел, они жужжали и летали мимо, и ЭТО БЫЛО НОРМАЛЬНО! Никаких мыслей по поводу общей неправильности в картине мира у меня не было... Но несчастный организм в конце концов, похоже, таки акклиматизировался и глючить перестало. Зато пришла злость. "Я что, не могу дойти до этих 5300? А вот и дойду, а вот и не заною". В итоге я для себя придумала способ, как идти. На каждый шаг произносишь одно слово мантры: "Какой - черт- понес- меня- на- этот- монблан- чтоб- я- еще- хоть- раз- в- жизни- ввязывалась- в- такие- авантюры- да- никогда- да- ни- за- что- вот- дойду- и- умру- но- ныть- не- буду- какой- черт- понес- меня... и дальше по тексту". Со временем даже мотивчик какой-то к этой фигне придумался. В-общем, до 5300 дошли еще засветло. Вы будете долго смеяться, но уже минут через двадцать поставили палатку, а меня за водой отправили. На следующий день стало понятно, что Мишка дальше не идец. Еще вечером накануне он стал как-то плохо покашливать, а в этот день вроде как и температура у него поднялась. На совместном совещании было решено, что мы с Пашкой пойдем вверх - дальше акклиматизироваться, а Мишку оставим в лагере. Вечером вернемся и посмотрим на его самочувствие. И мы пошли. Без рюкзаков шлось значительно веселее. К полудню мы поняли, что весьма погорячились, взяв с собой только фотоаппарат. Солнце шпарило нещадно и захотелось пить. Снег есть нельзя – чревато ураганным отеком легких. Но где наша не пропадала! Воду добыли путем плавления снега в черном фотоаппаратном чехле. А есть все равно не хотелось... Где-то в обеденное время прошли так называемую "Сковороду" - место для базового лагеря на 6100 (вроде бы он бывает последним перед непосредственно восхождением) и поплелись дальше. К моей базовой мантре добавились нецензурные выражения и довесочек "помни- каждый- твой- шаг- это- твой- личный- рекорд- высоты- иди- но- все- таки- какой- черт- понес... и т.д.". И вот поднялись примерно до 6500 (именно примерно, точнее не знаю). Я поднимаю глаза от земли, и всю усталость снимает, как рукой. Вид завораживает. Где-то далеко-далеко, в дымке на самом горизонте просматривается Заалайский хребет. Внизу подо мной, кажется, лежит весь мир. Он почему-то белый, но температура воздуха ощутимо за тридцать. Чудо. Небо ярко синее и глубокое, оно совсем рядом, я практически в нем. Сердце щемит от невыразимого восторга, я готова стоять так вечность! Однако, хорошего не до смерти. Вдоволь налюбовавшись пейзажем, решили, что на сегодня наакклиматизировались достаточно и пора обратно. Спустились. Нашли в палатке совершенно больного Мишку. Побегали по окрестностям в поисках врача. Нашли. Эскулап сообщил, что если нам наш товарищ еще дорог, надо брать его в охапку и спускаться. Добрый доктор обколол чем-то нашего страдальца и делся. Все-таки решили ночью не спускаться - не надо по морене ночью шнырять. Утром собрались и потопали на Луковую. Дошли. Как - не помню. Сдали болезного в лапы местным докторам. Нас обматерили, но обнадежили, что слезли мы вовремя и жить Мишка будет. Вот только с его пневмонией наверх больше лазить не надо. И вообще, в баню бы его... Потом была и баня, и катания на местных лошадках (см. «Песнь о лошади» http://www.tbg-brand.ru/diaries/3411/992.html), съемки в канадском научно-популярном фильме, жизнь при испано-итальянской столовой, обнаружение в нашем сахаре выводка крысят, вторая безуспешная попытка штурма Пика Ленина, возвращение домой почти без денег, да много всего еще было. Но эти несколько минут, когда я стояла на фантастической высоте и не могла вдохнуть от смеси жары, усталости и счастья, останутся со мной навсегда!Медаль
Тэги: Кыргызстан ,
Сергей Василец аватар
Сергей Василец (Ср, 06.06.2007 - 20:11)
Думаю,что женщинам лучше не ввязываться в такие авантюры, но все равно круто. И написано хорошо. Молодец.
anisimova-mova аватар
anisimova-mova (Ср, 06.06.2007 - 20:30)
Текст действительно хороший. И местный колорит, и авантюрные нотки, и юморное отношение к себе... :D
Irma (Чт, 07.06.2007 - 00:26)
Роскошно! потрясающе! молодец! и не только оттого, что ТАК написала, но и оттого, чято сумела вынести этот тяжкий труд...я с альпинизмом знакома не очень тесно, но на тренировках бывала и точно знаю- не одолела бы...разве что из вредности... :D :P Спасибо! :P
Anzer аватар
Anzer (Чт, 07.06.2007 - 09:14)
Дуже гарна дивчина! Я бы на ту гору не полiз...
rainbow_keeper аватар
rainbow_keeper (Чт, 07.06.2007 - 10:43)
vassiliy, спасибо. Если бы я знала, во что в ввязываюсь, врядли бы поехала. Хотя... :ouch:
rainbow_keeper (Чт, 07.06.2007 - 10:44)
anisimova-mova, спасибо, мне всегда очень приятно читать такие комментарии :)
rainbow_keeper аватар
Irma, честно сказать, к альпинизму эта авантюра имела крайне опосредованное отношение, но зато есть что вспомнить :P
rainbow_keeper (Чт, 07.06.2007 - 10:45)
Anzer, спасибо :) Я бы тоже не полезла, знай заранее куда еду :taunt:
Ldinka аватар
Ldinka (Вс, 24.06.2007 - 00:36)
Клево рассказала! Хотя авантюра страшная, особенно для меня, ленивой и привыкшей к комфорту! У нас тут воду горячую отключили - я в нечеловеческих муках - с тазиками и черпаками. Я бы на первом километре заявила: "Не идец- какой - черт- понес- меня- на- этот- пииип!!!- чтоб- я- еще- хоть- раз- в- жизни- ввязывалась- в- такие- пииип!!!- да- никогда- да- ни- за- что- вот- не дойду- и- умру- и- ныть- буду- какой- пииип!!!- понес- меня- помни- каждый- твой- шаг- да какие к черту рекорды-высоты!!!- какой- черт- понес пииип!!!... "
rainbow_keeper аватар
rainbow_keeper (Пнд, 25.06.2007 - 17:18)
Ldinka, спасибо! Я если бы знала на что подписываюсь, скорее всего никуда бы не пошла. Хотя... :man_in_love:
Tam-nn аватар
Tam-nn (Сб, 30.06.2007 - 01:43)
Просто великолепно! Такие (вот уж действительно) авантюры здорово жизнь разнообразят! Ведь как Вы были счастливы...! :P Только 10! Правда альпинисты чайники не носят :!: Их носят только настоящие "чайники" :P
rainbow_keeper аватар
rainbow_keeper (Пнд, 02.07.2007 - 09:53)
Tam-nn, спасибо! Действительно, есть что вспомнить :P Настоящие альпинисты вообще, наверное, много чего не делают, поэтому пришлось носить опозновательный знак настоящего чайника :):):)
Tam-nn аватар
Tam-nn (Пнд, 02.07.2007 - 22:53)
А Ваша мантра просто прелесть!!! :D Пишите еще, очень здорово! :D
rainbow_keeper аватар
rainbow_keeper (Втр, 03.07.2007 - 10:44)
Она еще и работает :):):)