Перерва: из глубины веков

Москва, Перерва, 2007
Ни с чем не сравнить экспансию монголов, затеянную Чингиз-ханом в XII-XIII вв. Ни по размаху, ни по продолжительности. Полмиру досталось. А Русь-матушка настрадалась особенно от полчищ азиатских. Билась она с ними на Калке, билась на поле Куликовом; людей и городов за три века потеряла много. Теперь поговаривают, что не монголы это были и не татары, а вообще - ха-ха! - венгры из Нижних Татр, они, дескать, и осаждали наши города, и дань взимали, а монголы посиживали в своих степях забайкальских и кумыс попивали. Так или иначе, а к концу четырнадцатого века правители московские додумались укреплять город от набегов чужеземных, и для этого стали строить монастыри. Ко времени Куликовской битвы (1380 г.) относят и основание Николо-Перервинского монастыря (первоначально - "Никола Старый"). Кстати, где именно Дмитрий Донской славно одолел Мамая с его интернациональным войском, - до конца не ясно. Может, в Куркинском районе (Тульская область), а может - в Москве! - на Кулишках. Монастырь заложили на высоком берегу Москвы-реки в том месте, где она круто поворачивает вправо, как бы прерывая своё русло. Ниже по течению, за Перервой, располагалось село Коломенское, ставшее впоследствии загородной резиденцией русских царей. Как жила обитель первые двести лет, мы не знаем, и только в "Указе царя Фёдора Михайловича..." от 1623 года находим, что имеется в монастыре деревянная церковь Николая Чудотворца и что обитают там игумен и два старца. Прервемся и мы на минутку и вспомним о Николае Чудотворце (он же Святитель Николай, он же Никола Угодник, он же архиепископ Мир Ликийских, он же Санта Клаус) Родился святой в III в. на юге Турции (где теперь можно недурно и относительно недорого отдохнуть). Поразительно, что младенцем он два раза в неделю - по средам и пятницам - отказывался от материнского молока, якобы ради постных дней. Не верить в это нельзя, но и поверить трудно. Особенно тем, у кого были дети. (Мои, например, разнесли бы всё на свете, если не дать им наесться). Далее маленький Николай устремился к Богу, молился усердно, а повзрослев, начал совершать благодеяния и чудеса: спасал от смерти, бесчестия, болезней. Любопытно, что он владел транспозитацией, мгновенно переносясь, куда требуется. В Мире он служил в церкви Баба Ноэль Килизе - церкви Деда Мороза. Потихоньку повелось, что Николай помогает детям в учёбе, защищает их от несправедливости, и кончилось тотальным поверьем, что он по совместительству Дед Мороз, прячется в Лапландии (северная губерния Финляндии) и под Новый Год дарит всем детям подарки. Так вот, в царствование Алексея Михайловича Романова в монастыре были построены три каменные церкви (середина XVII века): Успения Божией Матери, Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского. Потом что-то случилось, и церкви разобрали, но частично. Оставили по части от каждой и объединили в один храм. Этот Никольский храм поистине уникален: колокольня, оставшаяся от Божией Матери, оказалась в северо-восточной части храма, сама церковь перебралась на третий ярус колокольни; церковь Преподобного Сергия устроилась с юго-востока в виде выступающей трехчастной апсиды; церковь самого Чудотворца "залезла" на второй этаж над трапезной. "В огороде бузина, в Киеве - дядька": никакой симметрии, а смотрится весело. Есть еще на территории монастыря Иверский собор, построенный относительно недавно, в 1908 году, другие постройки, как то Патриаршие палаты, Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери, корпуса - настоятельский, учительский, семинарский и др. В разгар советской власти в монастыре от религиозного учреждения ничего не осталось, зато появились заводы, склады, жилье. Я еще застал в конце 70-х монастырь в состоянии индустриальной помойки. Даже улица, на которой он стоит, унаследовала соцреалистическое безумие - она называется Шоссейная. К счастью, монастырь возвращен церкви, реставрируется и даже принимает на воспитание послушников. Может, и вправду Никола Угодник заступился и не даст боле в обиду кусочек нашей истории и теперешней жизни.Медаль
Тэги: Россия ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Flyess аватар
Flyess (Ср, 27.06.2007 - 12:32)
Да.. Русь в Монголии, Монголия в Руси.. :-| :idea:
Flyess аватар
Flyess (Ср, 27.06.2007 - 12:50)
Сергей! Перпендикулярность Вашего высказывания поставила под прямым углом соотношение Руси с Монголией с легким 30 градусным фоменковским отклонением в голове бедной читающей :taunt: А если серьезно, то все очень интересно! :D
Anzer аватар
Anzer (Ср, 27.06.2007 - 13:11)
Очень скоро современная наука о наследственности даст определённый ответ на вопрос, кто же захаживал на Русь 13-15 веках. Митохондриальная ДНК не обманет и расскажет, у кого в жилах течёт чингисханова кровь. ...О Куликовской битве. Где-то в пыльном углу памяти воспоминание об итальянском полке. Что бы только сказал, на чьей стороне они бились. Мне сдаётся, что на мамаевой. Но не уверен.
Flyess аватар
Flyess (Ср, 27.06.2007 - 13:40)
Накидайте, плс. Если,конечно, моя бедная голова резберется, но я постараюсь. Это интересно! :D
Anzer аватар
Anzer (Ср, 27.06.2007 - 13:45)
Нет-нет, что Вы! Наука не так наивна. Случайное распространение генетического материала обязательно учитывается. Вообще, методика "выявления корней" уже тщательно отработана и использована много раз. С её помощью, например, доказали, что заселение островов Тихого океана шло в востока на запад, т.е. со стороны Юго-восточной Азии, а не из Южной Америки, как ошибочно считал Хейердал. (В книге Брайана Сайкса "Семь дочерей Евы" об этом рассказано подробно). Что касается монгольской экспансии на протяжении 250 лет, то её генетические следы непременно должны существовать. Решение вопроса - дело времени и денег. И ещё. Наличие родственной связи не всегда (и не обязано) сопровождаться фенотипической близостью. Мы можем быть не похожи на монголов, но нести в себе часть их генов.
Anzer аватар
Anzer (Ср, 27.06.2007 - 14:14)
Согласен. Ген скажет только о связи, но не об её причине. Для выявления причин будут нужны дополнительные сведения. А если уж совсем серьёзно, то у меня нет пока веских причин не доверять тому же Карамзину или Соловьёву. Били раскосые наших, и били крепко. Так мне кажется.
Flyess аватар
Flyess (Ср, 27.06.2007 - 14:15)
Спасибо, Сергей!
Slava аватар
Slava (Ср, 27.06.2007 - 14:22)
Следующий (июльский) конкурс явно будет с историческим уклоном... :nyam:
Slava аватар
Slava (Ср, 27.06.2007 - 14:24)
Анзер, с первой фоткой какая-то беда, а остальные хороши. Впрочем как всегда. 10.
Anzer аватар
Anzer (Ср, 27.06.2007 - 14:34)
Слава, с резкостью, конечно, беда, но если учесть, что снимок сделан с расстояния около 3-4 километров, с рук, из Коломенского, то пойдёт. И без истории нам - никуда. На днях пошёл за английской визой, так мне велят собрать все предыдущие, иначе, дескать, откажут. Вот пример связи настоящего, прошлого и будущего. Мы иногда любим "держаться за миг", но это иллюзия. На деле нам нужно и "до", и "после".
Slava аватар
Slava (Ср, 27.06.2007 - 14:37)
20-25 процентов отказов нынче. Просто жуть. Желаю удачи...
Mnemon аватар
Mnemon (Ср, 27.06.2007 - 15:32)
С замиранием сердца слежу за вашей полемикой, братцы! Приятно слушать! Спасибо обоим! :) Мою десятку можете разделить :)
Flyess аватар
Flyess (Ср, 27.06.2007 - 15:38)
Anzer! Вам удачи в посольстве. Они действительно буйствуют в своем идиотизме. Зато какое познавательное путешествие получилось по Монголо-Русистскому трапу. Не забыли Карамзина с Соловьем, Дюма с Толкиеном вспомнить. Только бедный Чингисхан не у дел остался.. :taunt:
Anzer аватар
Anzer (Ср, 27.06.2007 - 15:57)
Дорогой Сергей, я, к сожалению, не историк. Я люблю писать, и как любой писака, ради красного словца не пожалею и... Признаюсь, Вы вывели меня на чистую воду: многие сведения я использую без специальной проверки, а иногда и вообще без проверки. Лишь бы, как говорится, заинтересовать читателя. Что касается моей веры в царскую историческую профессуру, то ей я заменяю своё несчастное безбожие. Прошу не судить строго и позволить дальше опираться на Карамзина-Соловьёва-Костомарова и иже с ними. Впрочем, если я услышу другие убедительные версии случившегося на Руси в те не светлые, как мы теперь говорим. времена, то не замедлю изменить своё представление.
Anzer аватар
Anzer (Ср, 27.06.2007 - 18:01)
Ну, тогда так можно сделать. Если мне завтра на работе не оторвут кое-что за внеслужебные увлечения, то попробую помедитировать на другую монастырскую тему... Впрочем, утро вечера мудренее. Thank again. Anzer.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...