Путешествие в тайну

Подмосковье, всегда
ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАЙНУ, Мы приглашаем вам самим окунуться в тайну. В тайну подземных кладов и загадочных обществ, заколдованных развалин и чародейских капищ, благородных рыцарей и жестоких тиранов, приворотных зелий и заговоренных кинжалов. Для этого вам не придется садиться в самолет и лететь на край света, или с тяжеленным рюкзаком продираться через непролазную чащу тайги. Самые интересные, самые загадочные тайны живут рядом с нами. Мы приглашаем вас в путешествие к тем чудесам, до которых вы на своем железном коне, если таковой имеется в вашей современной конюшне, доберетесь за один день. Итак, если вы готовы, мы расскажем вам несколько историй, каждая из которых открывает дверь в мир таинственного и непредсказуемого. У каждой из этих историй есть конкретное место и конкретный адрес. Мы не будем скрывать его. Напротив, мы как раз и приглашаем вас посетить эти места, что бы убедиться, что все, о чем мы расскажем вам, существует рядом с вашим домом, не далеко от Москвы, хотя и скрыто покровом легенд и мифов. Что ж, начнем, пожалуй. Ведь как говорил один известный персонаж, «Нельзя долго греметь ключами от тайны». История первая. Про феню, скоморохов и волшебную гору. Каждый из вас теперь знает, что есть такой блатной язык – феня. Про то как по «фене ботают правильные пацаны» родное телевидение рассказывает нам ежедневно по всем каналам, не исключая и мультканал и культуру со спортивным. Так вот язык этот пошел от странных торговцев «офеней», известных нам по школьному изучению творчества поэта Некрасова и популярной песне на его ж стихи - «Коробейники». Тайные языки офеней и уголовников (воров и плутов) имеют большой пласт общих слов и обнаруживают значительное сходство между собой. Почему же так? Предтечей этих языков был тайный язык… скоморохов! У большинства читателей это слово вызовет ассоциацию с этакими балагурами, массовиками-затейниками, бродячими артистами допетровской Руси, играющими на гудке и ложках и показывающими маленьким деткам незатейливый спектакль про Петрушку. Именно такой портрет скоморохов рисует нам современная историческая литература, да и вообще высокое искусство. Достаточно вспомнить фильм А. Тарковского «Андрей Рублев». Совсем другой образ этих бродячих актеров предстает перед нами при более пристальном взгляде на них. Но прежде, чем говорить об этом, расскажу об одном небезынтересном историческом факте. Вероятно, большинство читателей знакомо с системой гадания по картам «Таро». Она возникла в средневековой Европе на основе древнееврейской мистики Каббалы, которая в свою очередь, опиралась на ещё более раннюю оккультную традицию Древнего Египта. Наши игральные карты - это усечённый вариант полной колоды «Таро». Самая первая карта в полной колоде изображает молодого, человека стоящего в саду с поднятой вверх правой рукой, в которой зажат магический жезл. Называется она Маг или Волшебник. В современных колодах – иногда – Фокусник. Так вот, в колодах Таро, имевших хождение в России до революции, она называлась – Скоморох. В чём здесь дело? А дело в том, что те люди, которые адаптировали карты «Таро» к российским условиям, хорошо знали не только каббалу, но и Русскую оккультную традицию. И они, в частности, знали, кем же являлись эти «русские шуты» на самом деле. Скоморохи были жрецами древнего языческого культа трехглавого крылатого бога Трояна. В Великом Новгороде его почитали под именем Ящера и Велеса. В народном фольклоре он известен нам всем с самого детства под именем Змея Горыныча. Были у него и другие имена. Поклонение Трояну включало в себя человеческие жертвоприношения и тайные магические обряды, закрытые для посторонних. Будучи очень оборотистым божеством, тесно связанным с хитростью и обманом Троян, по-видимому, выполнял также функцию покровителя торговцев и воров. Ничего удивительного. Например, покровителем торговцев и воров был лукавый древнеримский бог Меркурий и древнегреческий Гермес, с именем которого также связывались некоторые таинства, получившие название герметических наук. Гонения на Трояна начались при князе Владимире Красно Солнышко ещё до введения на Руси христианства. Повсеместно его идолы на капищах были повержены и заменены богом -громовиком Перуном. Перед жрецами культа встала задача выживания. И решение вскоре было найдено. В 988 году происходит крещение Руси, а в 1068 году встречается в летописях первое упоминание о скоморохах. Бродили они по Руси артелями (тогда это называлось дружина) из нескольких человек, иногда объединялись в ватаги до семидесяти-ста человек, не имели ни собственности, ни семей. Насколько можно судить, «культурно-развлекательная» деятельность была для них лишь внешним прикрытием. Подлинная суть заключалась в сохранении и приумножении языческой традиции. Ходили, «правили Мир», занимались колдовством, ведовством, лечили, предсказывали будущее, проводили обряды посвящения молодёжи, таинства связанные с бракосочетанием и многое другое. В составе «актерской труппы» часто имели учёного медведя. Медведь же, священное животное древних славян, был нужен помимо всего прочего, при совершении тех или иных обрядов. Сошлюсь лишь на один. Очень важным считалось, в молодой крестьянской семье, рождение ребёнка мужского пола, опора родителям в старости. Для этого, как верили наши предки, молодая мать должна была дотронуться до медведя. Много позже, когда скоморохов уже не стало, с этой же целью женщины клали под подушку игрушечного медведя, керамического или деревянного. В определённые дни года скоморохи собирались на местах былых капищ, совершали свои обряды и расходились бродяжничать дальше. Конечно об этой второй, тайной стороне, деятельности их тайного братства знали. И знали достаточно хорошо. На них ополчилась власть - светская и духовная. «Бог дал попа, а чёрт скомороха» - полетела по Руси крылатая поговорка.. Бродить по пыльным дорогам под видом скоморохов стало опасно, и тогда было решено выбрать новую маскировку. И пошли по тем же дорогам от села к селу, от ярмарки к ярмарке, офени-коробейники, ходебщики-лотошники. Однако раз в год вспоминали они свою старину и собирались в святое для всех скоморохов место на Волшебную гору. Старых мудрецов почтить, новых братьев на службу принять, да и так просто - погулять, повеселится. Место это тут у нас под Москвой. Был у жрецов Трояна свой праздник – Иванов день. Уж почему он им по сердцу пришелся – это тайна, которую так никто разгадать и не смог. Однако собираются они в ночь на Ивана Купалу в своем тесном кругу, когда день равен ночи, когда наступает час испытания и очищения человека огнем и водой. Это сейчас слили этот праздник с днем Рождества Иоанна Предтечи и празднуют его 7 июля, а в стародавние времена только тогда приходило заветное время, когда наступала самая короткая ночь в году. Та ночь, когда цветет черная папороть. Не папоротник, как пошло с легкой руки журналистов и сказочников, а черная папороть. Особый цветок. Как говорили скоморохи: «Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр бытии. А брать тот цвет не просто, надобностями. В Иванову ночь идти к тому месту, где растет черная папороть, и очертя круг, говорить: «Троян суд твой, да воскреснет Бог». С незапамятных времен собирались они на празднество свое, разжигали костры, прыгали через огонь, обливались ночной и рассветной водой, плясали, сжигали и топили в реках чучела врагов своих. Ночь на Ивана Купалу – колдовская ночь. В эту ночь добрые и злые силы расходятся в разные стороны, и человек остается беззащитным. У кого что внутри сидит, таким он и становится на это колдовское время. Нечисть всякая мчится на горы, стараясь возвысится над землей, ближе к небу подобраться. Добрые силы в Иванову ночь опускаются в низины поближе к земле. Всяк норовит получить то, чего у него в самой сердцевине души не хватка. Бедняки находят клады, у богачей просыпается совесть. И поди тут разберись - злые или добрые силы тому виной. Рыба сама идет в сети, раки вылезают на берег. И в лесах в Иванову ночь – начинаются чудеса. Деревья переходят с место на место. На дубах зреет рябина, а на осине желуди. Вот в такую ночь самые лихие скоморохи идут на Волшебную гору. Давно вошло в поговорку то, что Москва стоит на семи холмах. Но и Московская область богата разнообразными возвышенностями. Дороги по всем направлениям от столицы очень часто ныряют вверх – вниз. Много курганов, бугров и горок. Однако самая высокая точка Московской области находится вовсе не в районах крутых склонов облюбованных горнолыжниками. Минское шоссе, если ехать по нему до 131 километра, потом свернуть на рокаду, а потом проселочной дорогой плавно подняться на Смоленско-Московскую возвышенность, то недалеко от деревни Шапкино, чуть подальше Уваровки, вы оказываетесь на высоте 310 метров. Вся Московская область под вами. Недалеко берут начало реки Москва, Протва и Колочь. Это водораздел бассейнов Балтийского и Черного морей. До XVIII века это был крайне малонаселенный район Подмосковья. А самая высокая точка носила таинственное название Замри-гора. В середине XX века старики из Уваровки и Хващевки рассказывали, будто эта высотка когда-то и в самом деле была горой. А потом то ли «подсела», то ли «усохла». В общем, произошло некое геологическое чудо. Такое, что от былой горы дошло из древних веков одно лишь название. На Ивана Купалу именно сюда, к Замри-горе тянулись скоморохи со всей Руси. Там, на вершине, они устраивали свои обряды и представления. Как водится, разводили костер. А потом начинались песни и пляски: Расти, гора, до небес, Недоступной стань чужим взорам. А мы тебя приветим, А мы тебя прославим А мы тебя расхвалим. Чего только не бывает на Купальскую ночь! Гора, согласно преданиям, и в самом деле начинала расти. И вот уже за облаками скрывалась ее вершина, а с низин становились невидимыми простым смертным и скоморохи, и их купальский костер. А теперь, замри, гора! Слушай нас ребят бедовых. Да потешных, да куражистых, Да смышленых, да добродеистых Гора слушалась скоморохов, прекращала расти. А неподалеку от костра вдруг появлялся родник. Да, как зачастую говорится в преданиях, не с простой водой, а целебной или даже волшебной. Бродячие актеры пили ее, омывались, набирали впрок. Старики от нее молодели, начинающие актеры мудрели. Вода смывала все беды, болезни и сглазы и уносила их с Замри-горы. Перед рассветом наступало самое главное в Купальской скоморошьей мистерии. Под утро совершали они то, что только на Замри-горе делали раз в год. Вот как рассказывает об этом скоморошья легенда. Появилась она, когда еще и Руси не было, а скоморохи назывались как-то по-другому. Шел ужасный бог Троян от теплых морей в северные земли, в чудесную страну, где летом не заходит солнце. Устал необычный странник и присел отдохнуть у холма, что впоследствии будет назван Замри-горой. Взгрустнул бог: пройдена только половина пути, а силы уже иссякли. Поник всеми тремя головами. Вдруг откуда ни возьмись – веселая орава появилась. Песни, пляски, свист, музыка… Ничего не смутило их ни три головы на его плечах, ни хмурое выражение лиц на них. Улыбнулся усталый бог пришельцам. Послушал, послушал потешную ораву, да и сам вскоре пустился в пляс. И откуда только сила появилась? Весь день и всю ночь длилась гульба. А на рассвете странствующий бог поблагодарил нежданных музыкантов, песенников, плясунов за то, что возвратили ему силу. Угостил он их вином южных стран, что нес с собой в кожаном бурдюке, и научил: «Не растет в ваших землях виноград, зато есть много меда. Ваш мед слаще любой ягоды, из него и готовьте «льющееся веселье». А еще подарил странствующий бог своим новым знакомым серебряную маску. Пояснил, что будет она отвращать от актеров беды и напасти и наказывать тех, кто замыслит и совершит против них зло. С тех пор и стали скоморохи жрецами бога Трояна. У подарка многоликого бога было и другое волшебное свойство. По желанию артиста маска могла изменить его внешность и голос. Отправился дальше на север веселый бог, а древние лицедеи не решились таскать с собой ценный подарок. Они спрятали маску на вершине Замри-горы, чтобы пользоваться ею раз в году в день летнего солнцестояния, поскольку именно в этот день им и повстречался странный бог. Из заветного схрона на Замри-горе на Ивана Купалу доставали серебряную маску бродячие актеры. А потом каждый из них примерял ее. При этом просили: кто – изменить внешность или голос, а кто – наказать врагов. С первыми лучами солнца дар чужеземного бога снова бережно прятали до следующего летнего солнцестояния. Уставшие от ночной мистерии, актеры падали на землю и засыпали. Угасал костер. Исчезал родник. И гора опускалась все ниже и ниже, пока не возвращалась в свое обычное состояние. Сейчас на «вершине» Замри-горы стоит стандартный Геодезический пункт, так что найти ее совсем не сложно. Только не советуем вам ездить на нее в ночь на Ивана Купалу.Медаль
Тэги: Россия ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Anzer аватар
Anzer (Чт, 09.08.2007 - 18:19)
Славный рассказец.
Irma аватар
Irma (Чт, 09.08.2007 - 19:26)
:D :D с удовольствием почитала, спасибо!
Mnemon аватар
Mnemon (Чт, 09.08.2007 - 19:49)
Anzer: твоя правда. В смысле славный рассказец :) Я понял, чего я лишился, обзаведясь автомобилем - распечатки с сайта некогда почитать. Раньше читал в метро по пути с работы. Как Паладин начал писать - я снова начал распечатывать - с экрана читать трудно, а хочется.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...