Три столицы Португалии. Часть III. Лиссабон (при поддержке Квинта-тур)

Лиссабон, Июль 2007
В 1143 г. славный рыцарь Альфонсу Энрикеш объявил себя и своих подданных слугами Церкви и пообещал народу изгнать мавров с полуострова. В доказательство своих слов он через четыре года сумел отбить у мавров Сантарен и устремился к Лиссабону. В это время в Порту высадился большой отряд крестоносцев, следующих в Палестину. Узнав о планах португальского короля эти рыцари, приехавшие из разных стран (как бы мы теперь сказали «воины-интернационалисты») решили помочь Португалии в борьбе с маврами. Осенью 1147 г. объединённое войско очистило Лиссабон от неприятеля. Вне всякого сомнения, это был «звёздый час» Альфонсу, и хотя ему не суждено было дожить до полного освобождения страны от арабов (это произойдёт лишь через сто лет), освобождение Лиссабона можно по праву считать переломным моментом реконкисты, после которого стало ясно, что окончательная свобода – лишь вопрос времени. Столица королевства по-прежнему находилась в Коимбре, однако победа Альфонсу предопределила судьбу Лиссабона, которому суждено было стать главным городом страны. Кстати, и встреча Юрия Долгорукого со своими союзниками в Москве (в том же 1147 г.) отнюдь не завершилась переносом столицы из Киева. Более того, Юрий Владимирович, хоть и полюбивший Москву, более стремился устроиться на киевском престоле и не помышлял о ней как о главном княжестве. Тем не менее, его участие в московских делах не прошло бесследно: Москва начала крепнуть, набирать силу, чтобы позже войти в историю как центр единого славянского государства. Как видим, в судьбах обеих столиц есть общие даты, есть родственные исторические черты. Есть даже «географическое» сходство, ибо оба города лежат на семи холмах. Но... было бы наивно считать, что теперешние Лиссабон и Москва похожи. Нет, не похожи. Даже беглый взгляд путешественника со смотровой площадки на Воробьёвых горах в Москве или с площадки Мирадору-да-Граса в Лиссабоне обнаружит различие. В солнечный день Москва предстанет зрителю жёлто-коричневым ковром, в узоре которого есть белые фрагменты и яркие блёстки золотых куполов. Лиссабон более ярок: в нём доминируют два цвета – белый и красный. С упомянутой площадки Мирадору-да-Граса город виден как на ладони. Слева возвышается холм, на вершине которого стоит незыблемый форпост города – крепость Сан-Жоржи (Castelo de Sao Jorge). В далёком прошлом (V в.) крепость заложили вестготы, потом её перестроили мавры. В упомянутом выше 1147 г. крепость штурмом взяли войска Альфонсу Энрикеша (первого португальского короля по прозвищу Завоеватель). Отбив крепость у мавров, Альфонсу назвал её в честь святого защитника Лиссабона св. Георгия. (Надо полагать, что Альфонсу вряд ли слышал о русском князе Георгии Владимировиче Долгоруком, и пересечение имён – лишь ещё одна ассоциативная ниточка, связывающая наши города). Дальнейшая судьба крепости такова. В средние века её последовательно использовали как театр, тюрьму и арсенал. Землетрясение 1755 года разрушило её до основания, и много лет Сан-Жоржи стояла в руинах. Лишь в 1938 г. диктатор Салазар распорядился начать реставрационные работы. Крепость восстановили. Чуть правее на горизонте виднеются другие два «проекта», осуществлённые во время правления Салазара: статуя Христа и мост через Тежу, носивший первоначально его имя, но после «революции красных гвоздик» получивший название «25 апреля». («Революция красных гвоздик» 1974 г. была мирной – в знак солидарности с военными люди вставляли гвоздики в дула автоматов). В том же направлении просматриваются кварталы Байши и Шиаду (Baixa, Chiado) – аристократические кварталы Лиссабона. В центре обзора – море белых домов под красными крышами, а слева – в глубь города уходит Avenida da Liberdade (Проспект Свободы), который заканчивается величественным монументом маркизу Помбалу (Marques de Pombal). Маркиз Помбал – легендарная личность, его почитают в Португалии до сих пор. «Боевой путь» Помбала в какой-то степени напоминает деятельность Петра Великого (Петра Алексеевича Романова). Тем более, что их можно считать современниками. Но если последний прорубал «окно в Европу», будучи царём, то Помбал вытаскивал Португалию из разрухи и косности, находясь в должности министра при короле. Помбал реформировал финансовую и налоговую системы, наладил производство, усилил армию и флот. Он всячески поддерживал университет в Коимбре. Его усилиями в университете было организовано обучение новым дисциплинам. Именно Помбал, можно сказать, спас Лиссабон после землетрясения 1755 года. «Похороните мёртвых и дайте хлеб тем, кто голоден», - распорядился он, когда город охватила атмосфера хаоса и паники. Король Жозе I ценил Помбала и наградил его титулом маркиза, однако дочь короля Мария после смерти отца подвергла Помбала репрессиям и суду. Суд вынес смертный приговор, но Мария смягчилась и заменила его пожизненной ссылкой. Маркиз умер через три года в забвении. К счастью, теперь мы видим, что время расставило всё по своим местам. По своим правильным местам. Рядом со смотровой площадкой находится церковь Граса (Igreja da Graca). Церковь построена в XVII в. на месте августинского монастыря. Я вошёл. Внутри никого не было. Внутреннее устройство церкви таково, что оно чем-то напомнило мне православный собор. Я перекрестился, сделал снимок и покинул храм. Мой дальнейший путь лежал к крепости Сан-Жоржи и в Алфаму – прилегающий к ней район. Об Алфаме мне хочется рассказать особо, но сначала перечислю, что я увидел за время однодневной прогулки. Я побывал на площади Шиаду (largo do Chiado), на которой за столиком кафе А-Бразилейра (A Brasileira) восседает постоянный бронзовый посетитель – поэт Фернанду Пессоа. Вблизи площади Росиу (praca Rossio), где во времена инквизиции сжигали на кострах еретиков, а теперь на высокой колонне стоит статуя императора Бразилии Педру IV, я нашёл знаменитый подъёмник Санта-Жушта (Elevador de Santa Justa). По сути это двухшахтный лифт, который поднял меня на 32 метра к подножью монастыря кармелитов, часть которого разрушена, но другая, сохранившаяся, поражает стройностью и изысканностью готических линий. Несколько раз я оказывался на главной площади Лиссабона Комерсиу (praca do Comercio – по-видимому, «рыночная). Огромную площадь обрамляют здания с аркадными галереями. В центре площади установлена конная статуя короля Жозе I, покровителя маркиза Помбала, а сам маркиз вместе с полководцем Перейру, мореплавателем Вашку да Гама (Васко да Гама) и национальным героем Вириатом составляют скульптурную группу, украшающую Триумфальную арку. Однажды я сел на трамвай, который неожиданно привёз меня к месту, до которого я не мыслил добраться – в старинный район Эштрела (Estrela), где главная достопримечательность – это базилика Санта-Мария-да-Эштрела. Эту церковь во исполнение обета повелела построить королева Мария I. Обет был дан из-за желания родить сына. Церковь, действительно, необычна. Её можно было бы принять за дворец, если бы не две колокольни и алтарный купол. Разумеется, я не миновал крепость Сан-Жоржи, где подивился не только мощи крепостных стен, но и смелости моих современников, карабкающихся по этим стенам: ни узкие каменные лестницы, ни переходы от башни к башне, расположенные на значительной высоте, не имеют ограждения. Я не пожалел времени и съездил на метро к памятнику маркизу Помбалу, туда где старый город уступает место новому, современному. И всё-таки, большая часть моей 12-часовой прогулки прошла в Алфаме. Алфама, в принципе, не очень большой район. Как и прочие районы Лиссабона, он расположен на холме. Однако, Алфама настолько изрезана улицами и переулками, что обойти их все не хватит и дня. Ни одной прямой улицы в Алфаме нет. Все они кривые, и нет никакой возможности предвидеть, куда выведет та или иная улица. Ширина улиц в Алфаме разная – от метра до четырёх. Часто улицы или переулки прерываются лестницами и упираются в тупики. В общем, Алфама весьма напоминает лабиринт. Алфамский лабиринт мне понравился. Несколько часов я кружил по нему, пока не начал запоминать и узнавать те или иные ориентиры. К слову сказать, меня тоже начали узнавать. Когда я в четвертый раз проходил мимо одного и того же дома, местные жители, стоявшие у подъезда, поздоровались со мной. Не знаю, почему Алфама притягивает. Вроде бы дома в ней старые, некоторые даже в плохом состоянии. Вроде бы тесно и местами попахивает мочой. Вроде похоже на коммуналку (старые корыта во дворах, бельё, сохнущее под окнами). То есть совсем не современно, но, с другой стороны, удивительно уютно. Коты лениво бродят по лестницам, собаки зевают, люди неторопливо делают свои дела, и кажется, что здесь живёт одна большая дружная семья, живёт хорошо и не собирается менять свой привычный коллективный уклад на раздельную жизнь в комфортабельных домах. В какой-то степени кварталы Алфамы похожи на старые одесские кварталы, только жители Алфамы гораздо спокойнее одесситов. Вот так Алфама стала первым «пунктом», который привязал меня к Лиссабону. Второй «пункт» оказался неожиданным. Это 28-й трамвай. Маршрут 28-го трамвая частично тоже проходит по Алфаме, но, разумеется, только по тем улицам, куда удалось вместить трамвайные пути. Сам вагон маленький, вдвое меньше московского, но очень резвый. Вагончик легко преодолевает подъёмы, которые московскому трамваю и не снились. В хорошую погоду окна трамвайчика полностью открыты, и пассажиры с удовольствием вдыхают свежий морской воздух. Встречные трамваи проходят так близко, что можно успеть дотронуться до руки пассажира, едущего в другом вагоне. Прокатившись один раз, я заработал «трамвайную болезнь». Как только я нечаянно выходил к трамвайной остановке, я останавливался и принимался ждать очередного 28-го. За день я совершил около десяти поездок, и всё-таки досыта не накатался. Предпоследняя моя поездка, под вечер, началась в Байше и окончилась у старейшего в городе кафедрального собора Се (Se). Собор был построен на месте мечети, разрушенной Альфонсу Энрикешем (XII в.). Мечеть, в свою очередь, была возведена на месте римской церкви. Собор построили так крепко, что он выдержал два землетрясения, в том числе и то, самое разрушительное землетрясение 1755 года. Внутри собора покоятся мощи святого Висенти, а снаружи его окутывают многочисленные легенды и предания. Однако, не этот замечательный памятник, а другое сооружение снова и снова влекло меня в Алфаму. «Пунктом» №3 был район Санта-Клара, а точнее церковь Санта-Энграсия (Igreja Santa Engracia). Бог знает, отчего я в неё влюбился. Церковь очень большая (наверное, как Исаакиевский собор в Питере), но форма у неё простая. В основании куб, на котором стоит цилиндр с куполом. Кроме алтаря и входного портала у церкви почти нет выступающих деталей. Ко входу ведёт широкая лестница. Когда я добрался до церкви в третий (и последний) раз, солнце садилось за горизонт, и освещённым был только купол. Внизу, под стенами церкви, на широкой площадке чёрнокожий мальчик тренировался с футбольным мячом. Я стоял и думал, отчего мне понадобилось, преодолевая сильную усталость, поехать сюда, а не на вокзал, чтобы скорее вернуться в гостиницу. И на этот вопрос я тоже не нашёл ответа. Позже в Москве я прочитал, что у церкви уникальная судьба – она строилась 284 года. Выражение «возведение Санта-Энграсия» даже стало поговоркой – что-то вроде «начало есть – конца не видно». Если бы не особое распоряжение Антониу Салазара, её бы и вовсе не достроили. Теперь я понимаю, что глядя на церковь, я интуитивно почувствовал, что её история похожа на историю моего дома, который строится в Подмосковье: каждый год мой дом прибавляет по этажу (всего их должно быть двадцать). Очевидно, что моему дому тоже нужен пинок диктатора, но – вот беда, времена диктатуры миновали. В общем, в Алфаме я оставил своё сердце, а в Белеме – западной окраине Лиссабона нашёл настоящую красоту. Дело было так. Утром я решил поехать в Белем. Я составил план: сначала прогулка по набережной в сторону моста «25 апреля», осмотр Белемской башни («Вифлеемской башни»), памятника Первооткрывателям и, собственно, самого моста. Далее я полагал вернуться к Белему, чтобы увидеть его главную достопримечательность – монастырь Жеронимуш. Пока я шёл к мосту, солнце поднялось высоко. Мне пришлось закрыть голову ладонями, чтобы уберечь себя от теплового удара. Белемская башня хороша. Её строил марокканский архитектор, поэтому, как говорят знатоки, она похожа на мечеть Эль-Кутубийя в Маррокеше. Памятник Первооткрывателям тоже весьма оригинален. Разглядывая фигуры мореплавателей, я обратил внимание на одежды и причёски мужчин, которые жили пятьсот столетий назад. Мне показалось, что они схожи с российскими одеждами и причёсками того времени. Подвесной мост снизу выглядит ещё более грандиозным, чем издалека. Первоначально он был предназначен лишь для автотранспорта, но после завершения строительства оказалось, что он может выдержать и поезда тоже. Из-за машин и поездов, вокруг моста стоит постоянный гул. Наконец, через два часа я достиг главной цели – прославленного монастыря Жеронимуш (Mosteiro dos Jeronimos). Первоначально монастырь носил имя Святой Марии, однако прижилось название Жеронимуш (Иеремия), связанное с хозяевами монастыря – монахами-иеремитами, т.е. служителями Святого Иеремии. Согласно распространённой версии король Мануэл I дал обет постоить монастырь, если Вашку да Гама (Васко да Гама) вернётся из экспедиции в Индию. Васко вернулся, и не просто так, а с грузом бесценных пряностей. Поэтому Мануэлу ничего не оставалось, как взять в руки лопату и заложить первый камень в основу монастыря. Монастырь невероятных размеров. Где бы я ни становился, он не влезал в объектив целиком. Монастырь не только велик, но и прочен, поскольку он устоял в землетрясении 1755 года. Я хотел войти внутрь, но меня опередила шумная туристическая группа. В большом скоплении людей мне неуютно, поэтому я сел в автопоезд, чтобы прокатиться по Белему. Это было удачное решение, потому что я не только увидел много интересного, но и сэкономил силы. Самым необычным «объектом» в ходе этой поездке был планетарий Гульбенкяна. Собственно, даже не сам планетарий, в который я не заходил, поскольку поезд шёл без остановок, а имя, которое он носит. Как рассказал экскурсовод, Саркис Гульбенкян (очевидно, армянин по происхождению) сколотил состояние в прошлом веке, скупая акции нефтяных компаний. На заработанные деньги он начал приобретать антиквариат, год от года расширяя свою коллекцию. В определённый момент она стала самой большой в мире. Во время Второй мировой войны Гульбенкян нашёл убежище в Португалии, где и жил до самой смерти. Созданный впоследствии фонд Гульбенкяна спонсирует культурные события до сих пор. Помимо планетария в Лиссабоне есть музей фонда Гульбенкяна, расположенный поблизости памятнику маркизу Помбалу. Жаль, что у меня не хватило времени его посетить. По окончании часовой поезди я заглянул в Макдоналдс, утолил жажду и потопал на электричку. Прощай, Лиссабон! Прощай любимая Алфама, прощай трамвай-козлик. Прощай прекрасная Энграсия, запавшая мне в сердце. Я шёл по тенистому парку, отдыхая от дневной жары, и прощался с Лиссабоном. Мой план «трёх столиц» был выполнен, и я потихоньку «отключался» от этих мест, чтобы освободить в голове место для новых впечатлений и новой информации. И вдруг! Мой взгляд упал на скамейку, мимо которой я проходил. На скамейке сидела женщина изумительной красоты. Я даже не понял, а как-то мгновенно почувствовал, насколько она хороша. Позже, вспоминая её лицо, я пытался сравнить его с другими женскими лицами, но вот что удивительно – ничего похожего я не видел в течение всей моей, теперь уже можно сказать, продолжительной жизни. Подобных лиц я не встречал ни на иконах, ни в кино, ни в журналах мод, ни в сёлах, ни на улицах городов... Это была какая-то «проникающая» красота. Красота, которая рассказывала о длинном пути к совершенству, красота земного и красота возвышенного. На секунду я остановился, не в силах оторвать от неё взгляда, но потом пересилил себя. Она была с молодым человеком, разговаривала, и было бы невежливо стоять и пялить на неё глаза. Конечно, я не смогу точно описать её внешность – слишком короткой была встреча. Но я запомнил, что на вид ей было лет шестнадцать, семнадцать. Среднего роста, с узкой талией и аккуратными стройными ногами. Я бы назвал её фигуру нежной. Однако, главное было в лице. Именно в нём жила настоящая красота. Сейчас я думаю, что прежде всего меня поразила правильность линий её овального лица. Они были идеальны. Лоб, брови, глаза, нос, щёки, губы и скулы находились в абсолютной гармонии друг с другом. Глаза были темны, а губы ярки. Её губы были розовыми, но что-то подсказало мне, что это не помада, а натуральный цвет. Цвет лица был ровным, однако я не могу сказать, было ли оно белым или, наоборот, смуглым. Скорее, её белая кожа была покрыта тонким ровным загаром. По крайней мере, она оттеняла белизну её зубов. Лицо обрамляли волнистые тёмные волосы. Она была поргугалкой, - я узнал язык, на котором она говорила. (Конечно, она могла быть туристкой из другой страны, говорящей по-португальски, но, думаю, она была португалкой). В электричке я закрыл глаза, пытаясь удержать в памяти её образ. Всё-таки удивительно – забраться на край земли и вдруг встретить женщину редчайшей красоты. И откуда она взялась? Не потомок ли она дворянского или королевского рода? А вдруг... а вдруг она пра-пра-пра...внучка самого Альфонсу Энрикеша, Завоевателя свободы для Португалии и её граждан? Эх, надо было побороть стеснительность и задать ей этот вопрос. Теперь я никогда не узнаю на него ответ. Хотя... кто знает? Ответы получает тот, кто их ищет. Возможно, наступит день, когда я соберу походную сумку, куплю билет до Лиссабона и найду ту скамейку в белемском парке. Разве не может случиться, что богиня в образе португальской женщины снова придёт туда, и я снова застыну на парковой дорожке, поражённый её красотой? Я надеюсь, что так и будет! P.S. Моя поездка по трём столицам Португалии закончилась. Благодаря этому маленькому круизу я запомнил имя Альфонсу Энрикеша - первого португальского короля и получил представление о первых "шагах" молодого португальского государства. Кроме того, в памяти остались яркие впечатления от городов где я был: красная дверь в стене (Коимбра), 28-й трамвай (Лиссабон) и красавица (Белем). Мне кажется, что эти три образа как-то связаны между собой. Осталось лишь разгадать, каким именно. PS. На конкурс Панорамы ## 4,5,8 и Сан-Жоржи #2.
Тэги: Португалия ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Flyess аватар
Flyess (Пнд, 20.08.2007 - 11:27)
Anzer! Спасибо! Обязательно на следующий год спланирую поездку в Португалию. Хочу также влюбиться в Белем и Алфаму, покататься на трамвайчике-козлике. Похоже, что Вы также влюбились в Португалию. Вам явилась красавица-португалка, а может это была сама Португалия?! :D Фотографии еще с удовольствием посмотрю внимательнее :D
Os-a аватар
Os-a (Пнд, 20.08.2007 - 12:06)
Строки о встрече с красивой женщиной напомнили мне рассказ Бунина "Камарг", так кажется...про то, как в поезде встретилась молодая красавица.. А откуда сделан снимок Улицы Лиссабона №13? Все снимки интересные и яркие, но это прямо заинтриговал :D
Anzer аватар
Anzer (Пнд, 20.08.2007 - 12:14)
Спасибо, дамы. Упомянутый снимок сделан с верхней части той же улицы.
Delicious аватар
Delicious (Пнд, 20.08.2007 - 12:21)
Очень красиво. Я люблю живые фотографии такие, с местными людьми. Когда-то собиралась в Португалию, много читала.. но поездка, к сожалению, так и не состоялась. Вас читаю... и уже уверена, поездка обязательно состоится! Спасибо. :D
Anzer аватар
Anzer (Пнд, 20.08.2007 - 12:25)
Там ещё климат хороший и комаров почти нет. Меня за неделю укусил лишь один комар, да и то, потому что у меня... кровь вкусная.
Flyess аватар
Flyess (Пнд, 20.08.2007 - 12:28)
Просмотрела снимки. Все отличные, ракурсы прекрасные. N 8 - Две скалы как два охранника Белоснежной Красоты! N 9 - Черепичные крышки милее стеклянных монстров. Все фотографии отличные - передают дух Португалии. Мне так кажется :D
Anzer аватар
Anzer (Пнд, 20.08.2007 - 12:40)
Фотографий очень много. Мне хотелось показать все, но тогда количество отобьёт у читателя охоту смотреть хоть что-нибудь. Наверное, Вы правы, то, что показано, вполне передаёт общую картину.
Flyess аватар
Flyess (Пнд, 20.08.2007 - 12:50)
Количество не отобьет. Я просматриваю с удовольствием. Не всегда есть время откомментировать. Продолжаю смотреть :D
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Пнд, 20.08.2007 - 13:36)
Anzer, как я вам завидую! Побывать в таком месте! Спасибо за рассказ и за "живые" фото!
Anzer аватар
Anzer (Пнд, 20.08.2007 - 13:41)
И Вам, Инна, спасибо. Пришлите адрес на anzer@mail.ru, а я Вам дам португальский контакт.
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Пнд, 20.08.2007 - 14:14)
Уже пишу!
Irma аватар
Irma (Пнд, 20.08.2007 - 18:11)
:D :D :D отлично, снимки чудесны...местечко, явно претендующее на всеобщую любовь... :D контакт не прошу- поездки пока не планируется, увы... :wink: :wink:
Anzer аватар
Anzer (Пнд, 20.08.2007 - 18:18)
Спасибо, Ирма. Только сейчас пришло в голову, что Португалия - трудная страна для отдыха. Чем больше её ешь, тем больше хочется. Какой уж тут отдых!
Irma аватар
Irma (Пнд, 20.08.2007 - 18:29)
:D :D :D тогда- бон аппети...и все, ешь и ешь ее всю..далековато только, правда? :D :nyam:
Мавр аватар
Мавр (Пнд, 20.08.2007 - 21:51)
Хороший рассказ и фотографии! Странно, чтио средняя оценка столь низкая. Кто и почему так оценивает ? Не понимаю :cool:
Irma аватар
Irma (Пнд, 20.08.2007 - 22:11)
Анзеру оценки и не нужны- он признан и любим всеми... :D
Ranton аватар
Ranton (Пнд, 20.08.2007 - 23:48)
Текст на завтра, а фотки заценил! Люди очень интересны! Ну, так и должно быть, когда их подмечает незамыленный глаз! Спа! :D
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Втр, 21.08.2007 - 06:27)
А оценки Anzeru, наверное, конкуренты по конкурсу "Нестор жжот" снижают :taunt: А то вдруг он опять выиграет :hmm:
Anzer аватар
Anzer (Втр, 21.08.2007 - 09:22)
Низкая оценка - тоже неплохо. Она заставляет думать о правильности композиционного решения, размере, замысле вообще. Спасибо всем, кто осилил.
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Ср, 22.08.2007 - 13:44)
Anzer, я знаете, что с этими оценками заметила. Если история хорошая - первые отзывы часто высоки, близко к 10. Затем - раз, и падает - кто-то ставит единицу или двойку?. Что-то нужно с этим делать! Может быть, участники конкурсов не должны ставить оценки друг другу? Нужно подумать :idea:
Anzer аватар
Anzer (Ср, 22.08.2007 - 17:25)
Инна, не нужно ничего предпринимать. Мы играем по предложенным правилам. То, что нам дают высказаться - уже хорошо.
Irma аватар
Irma (Ср, 22.08.2007 - 19:11)
:D :D неужели все так примитивно устроено, что победитель избирается по этим несчастным баллам?!!!! :???: думаю, критерии несколько иные...
Anzer аватар
Anzer (Ср, 22.08.2007 - 19:53)
Я думаю, что критериев несколько, и нам не обязательно о них знать. Нам нужно... откровенно писать о путешествиях.
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Чт, 23.08.2007 - 08:01)
Согласна с Виктором. Ну их эти критерии. Главное - написать и прочитать!
Мавр аватар
Мавр (Чт, 23.08.2007 - 15:47)
Инна - я тоже наблюдаю подобное явление. Есть такие рассказы, которым выставить один или двойку значит просто насолить человеку или конкуренту. Или даже проще - себя не уважать. Если бы администрация сделала подобное голосование открытым, такого явления уже не было бы, мне думается. :)
Irma аватар
Irma (Чт, 23.08.2007 - 19:01)
:D а я обычно меньше всего думаю о конкурсах- ставлю баллы, исходя из "шелохновений"души... :hmm: :wink:
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Пт, 24.08.2007 - 09:36)
Мавр, я тоже уже думала об открытом голосовании. Но тогда у всех будет высший балл - 10! :taunt: По большому счету, это, наверное, и не сильно важно. Есть авторы, которых здесь все любят, это видно по количеству комментариев. Тут даже на оценки можно не смотреть. :D
Flyess аватар
Flyess (Пт, 24.08.2007 - 10:26)
Да фиг с ними, с этими оценками. Мы это уже обсуждали. Кто-то явно делает из вредности, ставя - 1. Кто-то этой единице вполне соответствует. Если мне нравится, если хочется оставить комментарий, я всегда ставлю - 10. Это мое отношение к написанному и увиденному. Один раз я поставила - 1, это было на мой взгляд заслуженно.Во второй раз хотела поставить - 1, но ошиблась и нажала на 10. Мне не жалко, пусть будет так. Но кто-то специально занижает, это не очень приятно. Есть любимые авторы, в чьи блоги заходишьв гости, заходишь оценить, иногда пошутить, иногда над чем-то задуматься. Пусть хоть уставятся этих единиц, мое отношение к автору не изменится :D
Inna-geograf аватар
Inna-geograf (Пт, 24.08.2007 - 10:36)
Flyess, умница! Но я начинаю уже тихо беситься :x Особенно, когда начала сегодня читать новые рассказы - а там везде единицы стоят и чей-то вредительский 1 голос.
Flyess аватар
Flyess (Пт, 24.08.2007 - 11:09)
Пусть этот голос будет хриплый. Охрип уже, но никто не слышит :taunt: :taunt:
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...