Я видел древнеримлян (Часть 1)

Джераш, некоторое время назад
Они шли мимо меня строем в своих красных до колен руба... туниках, бряцая сверкающей на солнце вороненой сталью доспехов. В руках они несли красные эт... эти, как их? этрусские прямоугольные щиты и длинные копья. Играли медные трубы, загорелые усатые мужики на дикой жаре маршировали в ногу и подбадривали себя выдыхаемым в такт шагам украинским звуком "ГЫ". Я поднял фотоаппарат... Тут предо мной материализовался араб средних годов и потребовал заплатить 5 иорданских динаров (Jordan Dinars) или на местном слэнге - жиди (JD). Жиди было не жалко, но я был не один. И 5 жиди за шоу превращались в 25. Это уже было серьезно, поскольку мы только что отдали по 12 жиди за вход, а каждый жиди как-никак весил поболе евро. Пришлось отступить и наблюдать за древнеримлянами через проломы еще недостро... недореставрированного ипподрома. На его новых сиденьях виднелось несколько европейской наружности индивидов, show must go on. Я обернулся к парадной арке старого римского (или таки греческого?) поселения Герасы. Тыльная его сторона была затянута строительными лесами. Реставраторы явно готовились к туристическому буму. Их успехи можно было по достоинству оценить по здесь же продаваемым буклетам, на коих видно, в каком плачевном виде обретались врата еще недавно. Теперь же осталось совсем немного - снять леса и вставить в ниши мраморные статуи древнеримских (или таки древнегреческих?) богов, предварительно отбив им носы, руки и прочие лишние члены. Тогда наконец-то миф совпадет с реальностью процентов на 99. Кстати миф утверждает, что врата построили к приезду императора Адриана (этруска по национальности) в 129 году н.э. С чего это взяли - вопрос, ибо архивов арабы не хранили и фольклора про Адриана не сочиняли. Пока мои спутники шествовали в сторону Форума, я обратил внимание на дыры в земле. Оказалось, что рядом с ипподромом имеются входы в подземелья. Я полез было внутрь, но скоро увидел, что проходы засыпаны грунтом, а все, что не засыпано, загажено, причем явно не древнеримлянами. Долго гадать о происхождении отходов не пришлось, ибо меня окружила кучка нищих сопливых детей, пытавшихся впарить мне за монету любого достоинства жвачку местного производства. Я дал им несколько диковинных денежек с византийским двуглавым орлом и загадочной надписью "1 рубль". Дети отстали, но зато привязались взрослые, на ломаном английском полушепотом предложившие деньги аж самого Александра Македонского, который видимо сорил ими тут незадолго до римлян. От взрослых можно было отвязаться только при помощи волшебного слова "шукра", которое значило "спасибо" и заменяло грубое и обидное слово "нет". Итак, под всем древним городом тянулись подземелья. Выходящая с Форума дорога была мощена увесистыми каменными плитами, причем уложены они были наискосок. Вдоль всей улицы встречались круглые камни, похожие на огромные пробки для ванной. Это и были пробки! В одном месте такая "пробка" отсутствовала и внизу зияла загадочная пустота древнеримской канализации. Я попытался представить себе картину катящегося по Форуму и дальше вдоль улицы потоку воды от проливного дождя. Вот специальные люди, следящие за мостовой, выдергивают "пробки", и вода скатывется под землю, затапливая подземные лабиринты и заливаясь в колодцы многочисленных храмов. Потом я поднял голову к небу - нещадное солнце меумолимо калило окрестные камни, до белесого горизонта не было ни облачка. Я хлебнул горячего местного Pepsi (холодный стоил все дороже по мере удаления от входа) и пошел дальше с мыслью, что в суждениях новогеографа Макаренко все же что-то есть - была здесь вода раньше, была! И тогдашнее Десятиградье со столицей в Скифополе (а Гераса входила в число этих 10 городов) было благодатным краем. Если уж сегодняшней речки-переплюйки Джераша хватает для полива многочисленных овощных плантаций, представьте, что же было тогда! С этими мыслями я буквально налетел на лежащий на земле необычный кусок колонны. От остальных обломков его отличало наличие неровного поперечного сквозного отверстия диаметром около 8 см. Неужели бетон?! Я начал озираться вокруг, ища другие подтверждения широко известной в узких кругах бетонной теории. Но нет, кругом были колотые камни мостовых и цилиндрические барабаны колонн со следами зубил. Возле одной из колонн местный араб показывал туристам "чудо" - он подсунул в щель между нижним барабаном и основанием колонны ловко свернутую фигурку из фольги от сигаретной пачки. Фигурка двигалась! Легкие порывы горячего ветра несильно раскачивали идеально отцентрированную махину... Наконец мне повезло, я нашел валявшийся на земле кусок т.н. витой колонны. Вдоль нее шел рисунок из идеально параллельных углублений, огибащих (или точнее обвивающих) тело колонны. Интересно было бы конечно посмотреть на стоящую целую такую колонну, а именно - насколько идеально барабаны стыкуются друг с другом, но увы. Колонна была настолько обветренной, что разглядеть на ней что-либо было невозможно. Через некоторое время мне вновь попался кусок витой колонны - поновее. Материал явно походил на бетон, из массы которого виднелось много конкреций очень твердого щебня цвета окружающих развалин. НО! Вдоль всех канавок белели на равных расстояниях отметины от зубила. Я так и не пришел ни к какому выводу... На одном из перекрестков я был взят в оборот очередными торговцами древностями. В качестве товара "всего-то" за 10 жиди мне предлагали с десяток раз откопированные на дрянном ксероксе распечатки с какого-то сайта с видами "тогдашнего, еще не развалившегося Джераша". В принципе очень бы хотелось иметь хоть такие листочки (в Риме вон уже выдают туристам электронные навигаторы с 3D-реконструкцией руин!), но мои друзья вырвали меня из рук дельцов от турбизнеса - пришлось восстанавливать город в своем воображении. А восстанавливаться-то он и не хотел. Святилища и храмы переходили одно в другое, нависали друг над дружкой на разных уровнях. Различить греческие, римские и византийские стены не представлялось возможным. Основные несущие стены представляли собой забутовки, т.е были по сути двойными с серединой, заполненной смесью раствора и мелкого камня. В то же время мне в основании одной из стен попалось несколько слоев обожженной плинфы толщиной около 3 см. В некоторых храмах стояли вполне себе баптистские купели. В других - обломки чуть не масонских парных колонн, покрытых греческими буквами. В самом крупном храме - храме почему-то Артемиды, а позднее переделанном естественно в храм Богородицы, я вновь нашел колонну с полостью, в которую пролезала рука. Полость, извивась, уходила далеко вглубь массива колонны. Под храмом имели место быть мощные катакомбы. Провал в полу был обнесен бордюром и выдавался за колодец, в который либо скидывали жертвы, предназначенные богине, либо из которого доставали священную воду. Задняя часть храма была собрана из стащенных с окрестностных развалин камней. Это было видно по закопченостям отдельных граней в кладке, соседствующих с чистыми камнями. В общем здание явно старались подогнать под картинки с тех самых поганых ксерокопий. Издалека донеслась кельтская музыка. Все вокруг решили, что это - знаменитый джерашский музыкальный фестиваль, и потянулись к римскому амфитеатру. Амфитеатр полагался каждой римской колонии, и Гераса не была исключением. В театре, как известно, древнеримляне требовали себе хлеба и зрелищ. Судя по количеству мест, было этих древнеримских граждан тысячи 3 с небольшим. Это если они приходили на концерт без жен и детей. На этот раз представление давал квартет иорданских военных, одетых в национальные одежды. Один из них играл на волынке (доставщейся по всей видимости от английских колониалистов), двое били в барабаны, а четвертый мотался по всему пространству и жестами предлагал не пожалеть жиди для столь бравого воинства и сброситься в пластиковую копилку, кому сколько не жалко. Мне за такое колоритное зрелище было не жалко пары жиди, ведь я поимел возможность оценить аккустику римского амфитеатра - она оказалась потрясающей! На открытом воздухе звук не терялся и не рассеивался, а прекрасно доходил до последних рядов. Блеск! Последней точкой осмотра был храм якобы Зевса. От него мало что осталось, но сохранились практически крепостные стены, окружавшие храм по периметру (почти готовый монастырь). Внутри стены шел немаленький сводчатый коридор. В нем располагалась экспозиция останков храма. В частности там были показаны части колонн, за неимением мрамора отделанные специальной белой штукатуркой под мрамор. Также были куски стен, расписанные в гамме помпейских фресок (бежево-бордовые), а также присутствовала голубая роспись по белому фону. На сохранившихся кусках написаны граффити на греческом. Коридоры оканчиваются тупиками с полукруглыми нишами, идеально подходящими под часовни.Медаль
Тэги: Иордания ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Irma аватар
Irma (Пт, 24.08.2007 - 20:55)
:D мне нравится... :hmm:
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...