Я видел древнеримлян (Часть 2)

Джераш, некоторое время назад
Начало см.: http://www.tbg-brand.ru/diaries/6624/1791.html А здесь - кое-какие выводы по поводу увиденного в Джераше. 1. Ни для кого здесь нет секрета в том, что нынешние историки вкупе с госвластями и деятелями турбизнеса отстраивают заново многие объекты старины. "Реконструкция" ведется согласно представлениям историков о прошлом. Совпадает ли это с тем, "что было на самом деле" - большой вопрос. Путеводитель по Джерашу, к примеру, говорит о былом наличии стен и башен вокруг всего города, включая современные жилые кварталы. Разумеется, их никто восстанавливать не собирается даже частично. Ибо это уже - "темное Средневековье". Повторяется сюжет с афинским Акрополем. Отличие только в том, что там сами археологи срыли прекрасно сохранившиеся стены до основания, а здесь их растащило на постройки местное население задолго до них. Возникает дилемма: что лучше - оставить все разрушаться дальше до "дальнейшего выяснения обстоятельств" или отстроить псевдоисторический коммерческий объект, отчасти похожий на оригинал? По-моему вариант голливудской декорации выигрывает с весомым счетом. Прикольно то, что местному населению эти метания мысли просто по барабану. Не дано это нации, которая не имеет книжных магазинов, художественных галерей (за редким исключением), театров (кроме нескольких фольклорных), кинематографа (убогие сериалы не в счет) и многого другого. 2. Не нашел я следов древнего Рима среди этих развалин. Никаких тебе надписей типа S.P.Q.R. или храмов Юпитера и Дианы. Сплошь Зевсы, Артемиды, Дионисы и Богородицы с Петро-Павлами и св.Федором впридачу. Если бы не ряженые, попавшиеся мне на дороге, я бы сказал, что все в старом городе построено греками (или под их руководством). Остается вопрос - насколько древними греками? За римлян говорит только устройство города - Форум, колонада, называемая в путеводителе Кардо, и прочие амфитеатры и нимфеи. Но то же большей частью есть и в "античных" греческих полисах. Интересно, что и турков в этих местах раньше называли РУМы, т.е. те же римляне-ромеи. Однако старый Джераш полностью лишен памятников мусульманской архитектуры. Город функционировал как христианский религиозный центр как до ужасного землетрясения (якобы) 749 года, разрушившего его, так и несколькими веками позже. Следов крестоносцев тоже не видно. Хотя для уверенности надо было-таки успеть заскочить в музей. 3. Размеры местных построек уступают размерам аналогов в Италии и Греции. Тем не менее необходимы были приспособления для перемещения довольно значительного объема материала. Еще недавно основными тягловыми средствами здесь были верблюд да осел. Кто же тянул огромные камни с каменоломен (тысячи древнеегиптян не предлагать)? Напрашивается вывод - город изначально возник на месте каменоломен. Этим и можно объяснить наличие разветвленной катакомбной сети под землей. Остается вопрос подъема глыб на значительную высоту (перекрытия колонн и пр). Без строительных лесов не обойтись. Причем нужны достаточно прямые и прочные стволы. Местная флора этим не располагает. Самые близкие кедровые леса - в Сирии и Ливане. Другой вопрос, относящийся к строительству - это наличие фонтанов в городе. При этом отсутствуют даже намеки на водовзводные сооружения. Как все это работало - Бог весть. Одним словом и сегодня видно, что местными силами такой город не построить. Это под силу только достаточно мощному централизованному государству, государству, не считающемуся с расходами для демонстрации своего величия "на местах", т.е. Империи. Как только Империя приказала долго жить, так в стране перестали строить что-либо значительное (кроме редких сералей для правителей). Поздние османы этой своей провинции уделяли с каждым годом все меньше внимания вплоть до своей ликвидации в ходе "перестройки" 1918-21 гг. И только совсем недавно Иордания занялась капстроительством в невероятных масштабах (особенно поражает госпрограмма по строительству культовых сооружений!), используя свои основные козыри - перекресток торговых путей и политическую стабильность. 4. Гипотеза. Новохронологами многажды разобраны временные параллели Европы. Сделан вывод об идентичности эпох Античности и раннего Возрождения. Если полагать время Рождества Христова условно 11 век, а время реального возникновения "магометовой ереси" - середина 15 века, то таким образом определяются и временные рамки 4-х векового существования древнего Джераша-Герасы.
Тэги: Иордания ,
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...