Путешествие на край света или Нужна ли папуасам цивилизация. Продолжение

Папуа-Новая Гвинея, Апрель
Часть 4. Под крылом самолета… Самолет в Папуа-Новой Гвинее фактически единственное средство передвижения. Железнодорожное сообщение практически не развито. К тому же в ПНГ очень мало дорог. Есть, иногда очень хорошие, но много заболоченных местностей и непроходимых джунглей. Дороги построены в основном вокруг крупных городов, расположенных на побережье. Даже два крупнейших города страны Порт-Морсби и Маданг не соединяются между собой по суше нормальными шоссе. Местные перелеты между многочисленными островами мы совершали на «фоккерах» - небольших, но комфортабельных самолетах. Вместимость «фоккера» – 26 мест. Летать в Новой Гвинее — занятие довольно опасное. Ежегодно из-за туманов несколько самолетов разбивается в горах, часто в тех местах, которые обозначены на карте как «не до конца исследованный район». А таких мест здесь немало. Во время перелета строгие стюардессы ни под каким видом не разрешали пересаживаться, даже, если салон был полупустой. Когда мы попытались выяснить причину, последовал жуткий ответ: « Если самолет разобьется, труп смогут опознать по списку, где обозначено место». Один из полетов действительно был просто кошмарным. Когда самолет выпустил шасси во время приземления, я взглянула в иллюминатор и обомлела! Там не было видно ничего, кроме белой, очень плотной массы… Словно внутри густых сливок! Самолет набрал высоту… Летчики снова и снова пытались посадить самолет. Многие молились… Стояла жуткая тишина… Нам удалось приземлиться, когда туман немного рассеялся, после седьмой попытки! За 12 дней мы посетили несколько островов, поэтому приходилось летать каждые два дня. Перелет с острова на остров составлял обычно около часа, но один полет тоже запомнится нам надолго. Рейс начался с того, что на борт загрузили покойника. Его провожали в последний путь возле самолета всем племенем. Половина из них полетела с нами. Полет прошел нормально. Когда самолет приземлился, и мы собрались выходить, Нелли нас остановила и сказала, что наш полет продолжается. Так, мы узнали, что наша остановка пятая… Из гостиницы нашу группу забрали на рейс рано утром, в три часа ночи, поэтому следующие несколько перелетов прошли, словно в кошмарном сне. На одной из остановок сквозь дрему мы услышали жуткие вопли. На борт загрузили носилки, на которых страшно кричал от боли человек. Оказывается этот папуас забирался на высоченные гвинейские масличной пальмы и срезал там плоды, из которых потом делают пальмовое масло. И он упал с высоты… Обезболивающих средств видимо не было. Слышать это было невыносимо… На билетах компании был написан потрясающий лозунг: «Эйр Ньюгини» – ваш билет в рай». В общей сложности за все время пребывания в ПНГ, мы совершили 11 перелетов! Часть 5. Кавьенг Итак, следующий пункт – Кавьенг. Это – курорт, так же, как и Маданг с высококлассными гостиницами, на уровне мировых стандартов. Маданг и Кавьенг считаются лучшими курортами, безопасными для посещения туристами, но не для вещей и кошелька… Здесь существует феноменальный принцип, о котором даже было написано в памятке для туристов: « Если человек оставил свои вещи, не убирает их, то местным населением это истолковывается как их ненужность. Если вещи пропали, значит они у нового владельца, и нашли себе более достойное «применение»! Таким образом исчезли плавки, которые наши мужчины (невнимательно прочитав памятку) вывесили на террасу бунгало посушиться. Да и на ресепшине настоятельно предлагали «safe-box», чтобы убрать туда ценности и документы. Как положено, мы отправились в путешествие вокруг острова. Кавьенг - очаровательный маленький тропический город и центральный пункт всех близлежащих островов. Дорога, проходящая почти по всей длине острова, была построена во время оккупации Кавьенга немцами в период Первой мировой войны. Вдоль дороги со стороны берега стоят необыкновенно высокие пальмы, а с другой стороны джунгли, сочного зеленого цвета. В этой стране чудесный климат. Круглый год 25-30 градусов. Очень влажно. Для растений и человека очень комфортная температура. При этом здесь первозданно чисто. Пыли просто нет. При том, что мы целыми днями мотались на минибасе по островам, в отеле вода после мытья рук оставалась совершенно чистая. Кроме того, от мягкой воды, кожа становилось гладкой и нежной, а волосы шелковистыми. И воздух необыкновенно прозрачный и свежий. Мы подъехали к реке, которая протекала прямо в джунглях. Всем захотелось тут же окунуться. Вода в ней была прохладная, и совершенно прозрачная, ее даже можно пить. Тут прибежали местные пацаны. Как нам сказали, у них была перемена в школе, и начали прыгать с «тарзанки». Как они виртуозно это делали, когда я начала их снимать. И с кувырком, и с разворотом, и с самой верхушки дерева. Каждый был неповторим! Протекают здесь и сероводородные речки. Их можно издалека почувствовать по специфическому запаху. Дно реки все белое из-за отложений. А в реке водятся угри, достигающие полутора метра в длину и пятнадцати сантиметров в обхвате. Папуасы прикармливают их рыбой, и они, как дрессированные собачки, приплывают против течения полакомиться. А потом и сами попадают на обед. А потом мы посетили фабрику по изготовлению пальмового масла и впервые попробовали местный орех «бетель», который постоянно жуют папуасы. Первых европейцев, оказавшихся в этих местах, очень пугали кроваво-красные рты некоторых людей. Это не кровь, а всего лишь химическая реакция, от смешивания бетеля - плода арековой пальмы со стручком мастарда (горчицы), и так называемой лаймы - белого порошка, полученного путем перетирания определенного ракушечника. Зубной пасты и щеток у них нет. Эти орехи очищают и защищают от бактерий. А при длительном жевании вызывают опьяняющий эффект. Это нам удалось испробовать на себе случайно, когда мы сидели в автобусе, и выплюнуть эту, немного горьковатую и острую на вкус смесь, было некуда… Все необходимое для жевания бетеля стоит копейки и продается на каждом углу или растет рядом с домом. Хотя наркотиком бетель и не считается, но от постоянного его жевания мозги, естественно, затуманиваются. Если же судить по количеству красных плевков, которые остаются после выплевывания смеси, то можно предположить, что неумеренное потребление бетеля остается излюбленным времяпрепровождением очень большой части современных папуасов. А потому можно сказать, что жизнь многих папуасов протекает словно в тумане. Да и ритм жизни у них более чем размеренный. Еще в Москве к билету прилагалась памятка для туристов. Один из ее пунктов гласит: «Темп жизни в ПНГ более медленный, чем тот, к которому мы привыкли. Поэтому не надо пытаться повлиять на ход событий. Лучше воспринимать людей, природу, животных как данность». Влиять мы не пытались, но обмен валюты в банке в течение часа произвел сильное впечатление. Вообще в каждом городе обязательно есть отель, банк и магазин. Улиц, как правило нет. Разбросанные частные дома. Тысячи лет папуасы жили в деревнях. Стоило городу разрастись, как часть его жителей отделялась и основывала новое поселение. Поэтому в нашем понимании, на города это мало похоже. В конце концов, ехать в Папуа – Новую Гвинею, что бы смотреть города – глупо. Совсем не за этим сюда едут историки, путешественники и журналисты. Часть 6. Горока Когда мы летели в Гороку, в самолете со мной сидел министр финансов. Мы разговорились. Он летел, оказывается, открывать банк в Гороке! В честь этого должен был состояться большой праздник среди местного населения! И нам посчастливилось на нем побывать, о чем отдельный рассказ. А еще он сказал, что криминогенная обстановка в горных районах очень серьезная и советовал без гида не выходить из отеля, а лучше не выходить вообще! А Горока - это горный район, где находятся большое количество кофейных плантаций. Для любителей кофе-это настоящий рай, так как посетить плантации и фабрики можно без особого труда. А кофе просто потрясающий. Фабрик по переработке практически нет, поэтому его отправляют на экспорт, в Бразилию, а уже оттуда возможно и к нам. Итак, мы прибыли в гостиницу, разместились и поужинали. Конечно, всем захотелось посмотреть, а что же там такого опасного за забором с колючей проволокой? Разве русских можно напугать? Пошли всей группой. Не успели отойти на два метра, как наша Нелли уже бежала за нами и просила остановиться. Да, ей пришлось с нами натерпеться за эту поездку… Видимо, решив, что все равно не загнать обратно в отель, отвела нас в местный полицейский участок и тюрьму на экскурсию. Полицейский показал нам камеру. Это был большой ангар, внутри которого было очень темно. Приглядевшись, мы увидели человек тридцать, которые молча смотрели на нас. Одна девушка из группы вскрикнула от неожиданности и сказала: «Hello». Ответа не последовало. Обратный путь к отелю был тоже приключением. Видимо кто-то сообщил, что по улице передвигается группа иностранцев. Нас окружила толпа, алчно глядевшая на наши сумки. Одной даме с кучей детишек уж очень приглянулась моя «зеркалка». Она не отставала от меня ни на шаг. Полицейский, который сопровождал нас от участка до отеля, предупредил меня об этом. Мы ускорили шаг. Было жутковато. В отеле нас предупредили, чтобы впредь одни не ходили, вещи держали впереди себя, а деньги доставали частями, а то могут вырвать. Мы обратили внимание, что на территории отеля в темноте бродят какие-то тени. Оказалось, что нас охраняют всю ночь полицейские с автоматами и бойцовскими собаками. Да, попасть на ужин к папуасам не очень-то хотелось. Утром мы отправились в деревню, где познакомились с уникальным племенем. Они именуют себя "MUD-man"(Глиняные люди). Это племя смогло защитить себя от завоевателей очень своеобразным способом. Они вымазались в белой глине, соорудили себе на голове маски из глины, и когда завоеватели приблизились к жилищам, без единого звука в таком виде вышли с луками в руках. Завоеватели решили, что это инопланетяне и ретировались. Кстати, маски очень напоминают шлем скафандра инопланетян. Возникает вопрос, где они могли это подсмотреть? Для нас все это было продемонстрировано, так же, как это происходило много лет назад. Сначала мы стояли в окружении жителей этого племени. Вдруг они неожиданно рассеялись, и мы остались стоять посреди поляны. Неожиданно с разных сторон на нас начали двигаться совершенно белые обнаженные люди с жуткими масками на голове, целясь в нас из лука. Мы остолбенели. Ощущения не из приятных. Придя немного в себя, я начала снимать. Один из низ подошел ко мне почти на метр и пустил стрелу!! Он промахнулся… Это была шутка такая! После этого они сняли с себя «головы» и показали, как быстро они умеют разводить огонь первобытным способом. Вообще, механизм добычи огня у папуасов несколько отличается от того, что существует у австралийских аборигенов или индейцев. В основе его также трение, но полученное не от вращения палочки, а от ее перетирания. В качестве сувениров нам предложили фигурки, изображающие «глиняных людей», а еще сумки, напоминающие авоськи с длинной ручкой, называемые «билум». Их вяжут все женщины. Нитки получают от туристов в обмен на местные сувениры. Носят такие сумки, на голове. Удобно кстати, и осанка становится красивой. В авоськах носят личные вещи, детей и даже поросят! В этой деревне мы увидели большое количество свиней, что свидетельствовало о богатстве этого племени. Свинья здесь символ благополучия: ее мясо подают в торжественных случаях, а зубы — желанное украшение. Они — не только источник пищи, но и способ мирного разрешения любых споров и заключительная глава соглашения о мире, при котором обмен свиньями необходим. Если водитель переедет свинью, последствия могут быть самые печальные. Многие племена до сих пор практически не сталкиваются с деньгами. Австралийцев, которые занимаются здесь бизнесом, похоже, это устраивает. Они привозят в племена продукты, одежду, орудия труда, в обмен получают свежую свинину, картофель, морковку, собранный и высушенный кофе, экзотические фрукты и т. д. По дороге назад, созерцали живописные склоны, сплошь в кофейных деревьях. Увидели, как сушат кофе: прямо на застеленном на землю полотне, и ворошат зерна граблями, словно сено. Увидели зимние утепленные дома, ведь погода здесь бывает и прохладной. Вообще папуасы и при двадцати градусах попадались одетые в куртки и шапки, но босиком. Основным материалом при постройке домов остается дерево, пальмовые листья и трава. Прочный каркас из бамбука или другого подручного материала сооружается буквально за один день. Затем наступает очередь крыши, которая может быть как из травы, так и из листьев. Оба материала прекрасно выдерживают тропические ливни, которые здесь идут с завидным постоянством. По дороге в город попадались покореженные автобусы, одиноко стоявшие на обочине с выбитыми стеклами. Нелли сказала, что каким-то туристам не повезло, в горных районах такие нападения случаются нередко… Интересно было бы узнать о судьбе этих туристов. Вернувшись в город, мы попали в самый разгар праздника в честь открытия банка. Это напоминало фестиваль, который обычно проходит 16 – 17 сентября, куда папуасы собираются, чтобы состязаться в национальном танце «синг-синг». Только один раз в году в Гороке можно увидеть боевую раскраску, костюмы и танцы почти все племен Новой Гвинеи. Этот праздник изначально придумали заезжие волонтеры, чтобы папуасы перестали воевать и есть друг друга. Нас сопровождали два полицейских, водитель автобуса и наша Нелли. Мы пробирались сквозь толпу, напоминая беженцев, пряча свои сумки и оглядываясь. Полицейский посоветовал мне снять часы. Я убрала их в сумку из-под камеры. Сколько необычных нарядов, лиц и танцев мы увидели. Особенно рассмешила одна группа бабулек лет под семьдесят, изрядно подвыпивших. Они были топлесс и одеты в юбки из кус-куса. Это такой сумчатый зверек, напоминающий ленивца. Папуасы разводят их, как кроликов. Шерсть чешут и добавляют в вязаные изделия (шапки, юбки, сумки), а также употребляют в пищу мясо этих животных с грустными глазами (человеческое же запретили). Одна из бабулек была в солнечных очках и напоминала учительницу. Так выплясывала, что хохотали даже папуасы. И в это время я почувствовала руку в моей сумке… Мои часы медленно вытягивали из кармашка!! Успела ухватить за кончик ремешка. Оглянувшись, увидела стеной стоявших папуасов с суровыми, неприветливыми лицами, готовых укусить за самое вкусное место… (см. 1 часть) Сувениры можно было купить прямо на обочине вдоль дороги. Это традиционные мужские украшения - клыки свиней, а женские – ожерелья из раковин, старинные монеты и необыкновенные статуэтки и маски разных племен. Благополучно покинув это неспокойное место, отправились на следующий остров Часть 7. Рабол Этот город практически весь XX век был центром целого региона. Здесь жила знаменитая авантюристка королева Эмма, заработавшая на папуасах кучу денег. Здесь до первой мировой войны находилась германская колониальная администрация. Потом Рабол стал столицей австралийских владений и оставался им, пока японцы не превратили его во время второй мировой войны в свою крупнейшую военно-морскую базу на подступах к Австралии. А сейчас… В 1994 году здесь произошло страшное извержение вулкана Тувурвур, и от этого города остались практически воспоминания. Причем потоки раскаленной лавы обошли город вокруг, но затем сверху на него обрушились тонны вулканического пепла и раскаленных камней. А завершилось все сильнейшим землетрясением, которое уже совсем разрушило все строения. Сейчас вулкан дремлет, вокруг него кипит вода, и дымится земля у подножия. Вокруг на многие километры морское дно покрыто остывшими остатками лавы. Ходить по дну очень сложно. Небольшие камешки, по составу напоминающие пемзу, больно врезаются в ноги. Они плавают и на поверхности воды. Мы подплыли на катере к самому Тувурвуру, даже высадились в безопасном месте и походили по горячей, словно живой и дышащей поверхности подножия вулкана. И представляете, увидели птиц, напоминающих куропаток. В этом месте они высиживают своих птенцов! Вокруг вулкана вовремя извержения образовалось много небольших, очень живописных островков, на которых уже выросли небольшие деревца. А под водой, на дне лежит большое количество необыкновенных темно-синих морских звезд, по виду и на ощупь напоминающих резиновые игрушки. Мне удалось одну достать для фотосессии, и она стала знаменитостью, побывав даже на персональной фотовыставке. Часть 8. Лолоата А затем мы вернулись в Порт-Морсби, но остановились не в отеле столицы, а поехали на близлежащий чудесный маленький островок – Лолоата. Хозяева отеля, любители животных, завезли из Австралии миникенгуру – воллаби, которые благополучно размножаются и свободно передвигаются по острову. Также показал красивое оперение – местный голубь, размером с индюшку и хвостом, как у павлина. Впервые увидела редкое животное – древесное кенгуру. Но больше всего мне запал в душу кус-кус. Его держат в клетке, будто кролика. Нам достали это милое испуганное существо, чтобы мы его поснимали. Сначала кус-кус вцепился в хозяйку, а потом, как побежит на дерево, цепляясь длинным хвостом за ветки. А какие выразительные, наполненные грустью у него глаза! Вечером, после осмотра острова и ужина, у нас состоялось выступление с танцами еще одного племени. Мне удалось даже поучаствовать в этом. Мне нанесли с помощью маркера подобие татуировки на руках, лице, спине, надели пышную тяжелую юбку из травяных волокон, на голову водрузили специальное женское украшение из перьев, повесили на шею бусы. Раздеться до пояса не решилась… Со мной решил поучаствовать товарищ из нашей группы. Его тоже быстренько нарядили в костюм практически из одной фиговой повязки, украсили голову перьями, и началось… Обучались двигаться сразу в процессе танца. Меня удивил сюжет! Вождь племени выбрал себе среди девушек самую юную и красивую и решил видимо жениться. Мы шли следом парой, делая незатейливые однообразные движения, притопывая и подпевая. Все мужчины держали в руках там-тамы и набивали. За нами парами двигалась вся группа танцоров. Видимо, вождь женился, и потом все мужское население отправилось на охоту, добывать пищу. Женщины остались, носили воду, шили, что еще непонятное мы изображали. Мужчины вернулись с добычей, развели огонь, устроили праздник в честь этого. Это все мы изображали танцем, движениями. И всем было все понятно, хотя никто ничего не объяснял и не переводил. А вот дальше произошло что-то непонятное. Вождю, видимо, поднадоела супруга, и он, недолго думая, подошел ко мне, протянул мне свой там-там, предлагая выйти за него замуж. Вот так все у них быстро происходит. Да, и его бывшая, подыскала себе тоже парнишку. Все пошло по-новой. Австралийцы, наблюдавшие это цирк, визжали от восторга и фотографировали нас. Так продолжалось около часа. Часть 8. Прощание А на следующий день нас принимало у себя в гостях Министерство по туризму ПНГ. Это был шикарный ужин в ресторане, куда было приглашено человек двести. Телевидение, печатные издания готовили материалы. Уж очень им хотелось, чтобы и русские начали почаще приезжать сюда… Ведь в основном сюда едут австралийцы, затем американцы и японцы. А русских здесь практически не видели со времен Миклухо-Маклая. А ведь мы удивительно похожи!! Живые глаза, открытый взгляд. У других иностранцев этого нет. Не только я увидела в папуасах родственную душу. Расставаясь с нами в аэропорту, наша Нелли откровенно плакала у меня на груди. Действительно, мы сроднились за эти 12 дней, которые навсегда останутся в нашей памяти…Медаль
Тэги: Папуа Новая Гвинея ,
Irma (Втр, 23.10.2007 - 09:39)
понравилось однозначно... :pilot: да уж..билет в рай..с прикрепленным местом для опознания останков.. :taunt: ну а про самое вкусное место я уже читала! :taunt: :taunt: спасибо Вам! Очень интересно! :D
Pretty аватар
Pretty (Втр, 23.10.2007 - 10:02)
рабол реальное фото??? уж очень красиво... спа за рассказ!!! Действительно что-то новое :P молодца!!!
E-Lena аватар
E-Lena (Втр, 23.10.2007 - 11:50)
:?: Аж 2 раза перечитала, здорово!
ace-alex аватар
ace-alex (Втр, 23.10.2007 - 16:00)
супер
Natashik аватар
Natashik (Втр, 23.10.2007 - 16:25)
Очень-очень-очень интересно! Спасибо :D А фотки-и-и-и!!!!! СУПЕР! :nyam:
АЛЕКС аватар
АЛЕКС (Втр, 23.10.2007 - 19:18)
Одно наслаждение!!! :D Спасибо! Недавно смотрел по ящику фильм "Апокалипсис" Мэла Гибсона, а теперь вот еще и иллюстрации к нему! Только более веселые! :D Хорошо было бы снять TAI-Ny и ее глаза, когда вождь очень сильно хотел взять ее в жены?! :hmm:
Irma (Втр, 23.10.2007 - 21:07)
:rofl: и я этот фильм смотрела на днях...все еще под впечатлением... :D :nyam:
Mnemon аватар
Mnemon (Ср, 24.10.2007 - 10:02)
Танюшка, отличное продолжение! Умничка! А, помнишь, говорила - писать не умею? Фору лучшим писателям дашь. Кстати какой год подряд слышу, что Папуа - самая опасная страна в мире по рейтингу опасных стран. Россия кстати тоже где-то в начале ;)
Flyess аватар
Flyess (Ср, 24.10.2007 - 12:13)
За одну поездку столько впечатлений, не столько ярких, сколько необычных. Еще и в невестах Вождя удалось побыть. Наверное, яркие ощущения :taunt: Кус-Кусик прелесть, только глазки у него действительно грустные. Рабол - фантастика! :D
АЛЕКС аватар
АЛЕКС (Ср, 24.10.2007 - 12:55)
Хочу РАБОЛ - на рабо-чий стол! :nyam: ТАI-NA, Готов поменяться на равноценный! :hmm:
Flyess аватар
Flyess (Ср, 24.10.2007 - 13:14)
АЛЕКС! Разве можно с таким РАБОЛчим столом работать :taunt: Но красота необыкновенная! :D
АЛЕКС аватар
АЛЕКС (Ср, 24.10.2007 - 20:01)
Могу подбросить на рабочий стол Хорватию, Корфу или Доминикану! :D Пришел на работу, запустил комп, открылся рабочий стол - и финиш! Большего вдохновения от работы все равно не получишь! Пока снова не побываешь в другом, более привлекательном месте! :D А их так много на Земле! Надо успеть! :hmm: :D
Анатоль аватар
Анатоль (Ср, 24.10.2007 - 23:57)
Экзотика есть экзотика. Хороший рассказ, отличные фотографии. А зеркалка какой модели, позвольте спросить? :)
Mnemon аватар
Mnemon (Втр, 30.10.2007 - 08:37)
Nikon D40 если я не ошибаюсь.
Irma: Спасибо Вам за визит! Вы - очень благодарный читатель :D
Pretty: Да, Рабол - это сказочное место! Да, в общем всё там какое-то нереальное!
Алексей& Елена, Малесенький, Mnemon, Flyess, Анатоль - спасибо Вам большущее за оценки и комментарии!
Tai-na аватар
АЛЕКС - нет проблем, давайте вышлю! Ваш email?
Анатоль: Тогда у меня была камера: Fujifilm FinePix S7000 Была очень ею довольна! Сейчас немного другие масштабы :taunt:
Irma (Чт, 15.11.2007 - 23:41)
:D :D все же настолько непривычны и необычны, экзотичны и дики эти места.Я что я и не знаю, как бы я там себя ощущала... :D смесь испуга с интересом.... :hmm:
Irma: У меня обычно страх приходит уже потом :taunt:
Irma (Сб, 24.11.2007 - 00:12)
у меня тоже, за что благодарна не знаю, чему или кому-сначала выбираюсь из ситуации, а уж потом трясусь от ужаса, представляя себе, КАК бы это все могло закончиться... :hmm: :hmm:
Фил аватар
Фил (Ср, 30.01.2008 - 16:44)
Класс!!! Иногда захожу к Вам, снова и снова фотографии обалденные порассматривать, впечатления почитать... Непременно пишите и снимайте!