Осенью все птицы летят на юг (окончание)

Черноморское побережье Краснодарского края - от Тамани до Красной Поляны, сентябрь 2006

Подустав от пляжного отдыха и изучив окрестности Геленджика, мы готовы были продолжить путь по побережью. Решили проехать до Адлера и денька два потратить на местные достопримечательности. Но, в планы наши угодно было вмешаться высшим силам…

Вечером, накануне намеченного путешествия, нас угораздило приложиться к пятилитровочке Павловского «нектара», неосторожно пригласив разделить с нами ужин Диониса с козлоногой братией. Видно, приглашение было принято… Потому что, совершенно неожиданно для себя, мы усосали литра три вина без каких либо последствий для сознания. Было весело, все члены повиновались, голова не кружилась…(могла бы написать, что мы просто банально напились. Но ведь действительно пригласили, и действительно напились…неожиданно :о))) По крайней мере есть, на кого вину спихнуть...

Расплата пришла утром, вместе с первой трелью будильника, отозвавшейся в мозгу таким парагвайским бубном, что стало ясно – сегодня мы никуда не едем. Проспав еще часа два, я обнаружила, что Андрей из палатки куда-то пропал. Пропажа обнаружилась неподалеку – сидел на травке и депрессивно фотографировал муху на сухом бревне.

- Нет, надо что-то делать! - сказал Андрей, резко прервав фотосессию.

И пошел…колоть дрова.

В то похмельное утро он переколол все, что только попалось под топор, обеспечив бабушек таким запасом топлива, что легко хватило бы на зимовку. И ведь полегчало!

На следующее утро, попрощавшись с бабушками и попросив приглядывать за палатками в наше отсутствие, мы двинулись в путь. Дорога оказалась непростой. Змеилась кольцами среди гор, кружила голову крутыми поворотами, пугала встречными фурами. Не самые приятные моменты…

Вторым испытанием стала многочасовая пробка в Сочи. Въезд в город был перекрыт из-за визита президента, а потому весь транспортный поток направили по объездной.

Первой посещенной достопримечательностью стали Воронцовские пещеры. От Хосты добрались до поселка Воронцовка, а оттуда километра два пешком по заповедной тисо-самшитовой роще. Воронцовские пещеры считаются одним из крупнейших в мире подземных лабиринтов. Для посещения открыты шесть залов. Внутри зябко – градусов +9-10. Когда-то пещеры эти были обитаемы и служили кровом не только древним хищникам (в одном из залов можно увидеть кости пещерного медведя.), но и первобытным людям.

Сталактиты, сталагмиты, сталагнаты… Кое-где слабенькая подсветка. Надеждам увидеть здесь что-то особенное, сравнимое с красотами Новоафонских пещер, сбыться не удалось. Правда, разглядели под пещерными сводами спящего летучего мыша. А еще названия двух сталактитов порадовали - «Пикирующий орел и пикирующий Пятачок». Говорят, есть еще «Пикирующая теща»…

Экскурсия длится минут 40. Экскурсовода – убить мало! Рассказывая о пещерных чудесах, этот негодяй топтался на растущем сталагмите! Сделали замечание. Ответ шокировал – «Ничего. На наш век хватит».

В тот вечер мы больше ничего не посетили – не успели. Солнышко уже садилось, а нам нужно было добраться до Адлера и найти себе жилье. Свободных мест в городе полно, но вот заселять нас на одну ночь никто не хотел. С трудом нашли комнатку в частной гостинице (за 200 р.) и побежали купаться.

Пляжи в Адлере классные, море теплющее, чистое. Поплавали под закатным небом, поужинали в ресторанчике на берегу. А еще я дорвалась до инжира – сиреневый, кисло-сладкий, вку-у-у-у-сный!!! Сто лет не ела.

Проснулись на рассвете, пошли к морю окунуться перед дорогой и в путь. Решили съездить на Красную Поляну, по дороге заглянуть в Ахштырскую пещеру, а на обратном пути еще раз заехать в Хосту и посмотреть Навалишинский каньон и Белые Скалы.

До пещеры мы добрались быстро – 15 км. от Адлера по Краснополянскому шоссе, мимо поселка Козачий Брод и далее еще 4 км. до стоянки. А там метров 500 вниз и вот она – пещера.

У входа – небольшая смотровая площадка. Внизу в ущелье пенится среди белых скал быстрая Мзымта.

Мы были первыми посетителями. Паренек-смотритель включил в пещере свет и предоставил нас самим себе. Это было здорово. Полазили мы там вдоволь. Сама пещера небольшая – протяженность 160 м. Но знаменита она не своими красотами, а тем, что в 1936 году здесь была обнаружена древнейшая стоянка первобытного человека эпохи раннего палеолита (кроманьонца). Раскоп открыт для обозрения. Каждый срез датирован. Возраст пещеры – не менее 35 тыс. лет до нашей эры. В ходе раскопок были найдены кости человека и животных (козла, зубра, пещерного медведя). Сохранилось несколько наскальных изображений (если память не изменяет, кабана и птицы).

С пещерных сводов гулко падают холодные капли. Говорят, если такая капелька попадет прямиком на темечко, то значит, пещерный дух к вам расположен и проказить не будет. Не заблудитесь. Здорово здесь. Нам понравилось :о)

А вот Красная Поляна ужасно разочаровала. Все перерыто, сплошная стройка кругом. Никаким горным воздухом там больше не пахнет – пахнет соляркой от работающей строительной техники, в реках – бензиновые разводы.

Постояли мы на изуродованном берегу Мзымты, полюбовались на экскаваторы и решили, что делать тут больше нечего.

Правда, я все же попыталась отыскать следы жизни в этом некогда заповедном уголке и нашла… заячий помет... Значит живность еще есть, приходит сюда в ночи водички попить!

Но следопыта из меня не получилось. Вскоре на берегу нам повстречался здоровенный козел. Андрюха тут же уличил меня в некомпетентности, сказав, что в экскрементах я не разбираюсь и не могу отличить зайца от козла.

Да, не сильна я в помете. И что теперь?!

Эти злосчастные «заячьи» катышки еще не раз были мне припомнены - как только на дороге обозначивалась чья-то кучка или лепешка, Андрюша делал удивленные глаза и восклицал – «Что, опять зайцы?!!! Ах, зайцы… вот, ведь зайцы – везде успевают!»

Интересное наблюдение! На Красной Поляне живут самые порядочные и воспитанные свиньи, каких нам только доводилось встречать. Они переходят дорогу только на зеленый свет светофора и строго по «зебре»! Когда увидели первый раз – думали совпадение. Встали понаблюдать. Следующая пара пятачков тоже оказалась культурной и уважающей ПДД :о)

А вообще, Красная Поляна – это свинский рай! Хрюшки там повсюду. Просто священное животное какое-то. Пасутся себе мирно целыми семействами среди чайных плантаций.

Тогда мы с Андрюхой поняли: если «тот самый» индийский чай – со слоном на упаковке, то наш – краснодарский, должен непременно быть со свиньей!

До Хосты мы добрались часа в два. Милый городок – красивый, маленький, с высокими пальмами, цветущими клумбами, узкими улочками, а в каждом дворике - раскидистый банан. Немного прогулявшись, едем к Белым Скалам.

Восемь километров от Хосты до села Красная Воля и вы на смотровой площадке. Потрясающая панорама вершин Главного Кавказского хребта. А внизу – Навалишинский каньон (его протяженность – 2 километра, а глубина около 150 метров). Белые скалы уходят на дно каньона на десятки метров. По дну ущелья несет свои кристально чистые воды река Большая Хоста, пробирается через каменистые уступы, падает водопадами, пенится и бурлит.

Со смотровой площадки вниз ведет тропка. Ступаешь на неё и оказываешься в сказочном заповедном лесу. Лес действительно необыкновенный – реликтовый. Такие леса покрывали Землю в доледниковый (третичный) период. Здесь царит зеленоватый полумрак. Многовековые тисы, буки и самшиты покрыты лианами и папоротниками, с ветвей свисают зеленые бороды мхов, под ногами - мягкий бархатный моховой ковер. Тихо и таинственно.

Все слышнее становится шум реки. Мы на дне ущелья - идем по самому краю, по белым, отполированным до блеска камням. Вода в реке кажется голубой, в мелких водяных брызгах, словно эльфы с яркими крылышками, пляшут разноцветные радуги. Среди камней прячутся пресноводные крабы.

Выудили одного такого, попросили немножко попозировать перед фотокамерой, а он не пожелал – тяпнул меня за палец и назад в воду.

Еще немного вниз по течению и мы у голубого озера. Когда-то здесь был водопад, пробивший в русле глубокую купель. Вода в озере чистейшая и ледяная. По легенде смывает она не только хвори, но и грехи. Не такие уж мы закореневшие грешники, но не искупаться в такой красоте действительно грех!

Андрюха вперед запустил меня, а потом, увидев, что я не покрылась инеем, прыгнул следом. Долго там не просидишь – кости начинает ломить. Но, короткими перебежками, макнулись раз пять. Кожа потом горела огнем! Ух, здорово!!! Бодрячок!

Пожалуй, после Голубой Бездны, Навалишенский каньон - второе место, куда хочется вернуться. Не сразу нам раскрылся этот край, и я уже думала, что не раскроется. Хранил свои красоты, водил не по тем тропам, испытывал. Но, видимо, доверие мы все же заслужили, в лесной сказке побывали.

Обратная дорога была трудной – все те же страшные повороты, но на сей раз в темноте.

На подъезде к Голубой Бездне увидели зарево… Со стороны Дивноморского ночное небо светилось тревожным оранжевым светом. А через некоторое время в окно ворвался запах дыма. ГОРИМ! Андрей звонит в МЧС, дает координаты пожара.

Андрея заверили, что бригада вертолетчиков уже занимается тушением, огонь локализован и причин для беспокойства нет.

Ничего себе – нет причин беспокоиться! Такая сушь кругом!!!

Из лагеря нам навстречу выбежала баба Вера – «Слава Богу, что вы вернулись! Мы так волновались, не знали, что делать!!!»

Оказывается, пожар начался прошлым вечером, недалеко от Дивноморского. Ночью в спящий лагерь приехала его хозяйка и потребовала очистить территорию. Сказала, что не будет нести ответственности за туристов, если ветер переменится, и огонь понесет на нашу кручу. Пообещала к утру пригнать бульдозеры и перерыть дорогу, ведущую к лагерю.

Народ вынужден был подчиниться – некоторые переехали в ближайшие поселки, некоторые выехали к трассе и остались ночевать в машинах. Наша палатка и вещи остались в одиночестве… могли бы вернуться к кучке пепла… Но, к счастью, ветер нес огонь в противоположную от нас сторону.

Хозяйка своих угроз не выполнила и дороги не перекопала. Утром люди стали возвращаться. Запах дыма в воздухе все еще ощущался.

Вернувшись с моря, мы застали у палатки мужчину в копоти с ног до головы и с топором. Горел подлесок. Огонь подобрался к соседнему лагерю. Все наши добры молодцы побежали на подмогу. Андрюха тоже схватил лопату, топор и рванул.

Вернулся довольный и грязный. Единственным не закопченным местом была попа под плавками.

Такое в море не отмоешь. Надо ехать в Прасковеевку – отмокать в душе, а заодно и бабу Веру искупать. Старушка не видела пресной воды уже недели три, а может и больше, и успела порядком просолиться. А еще «Изабеллы» домой купим.

Не свезло нам по всем статьям – последнюю коробку вина увели практически из-под носа, воду в душе забыли подогреть... В качестве компенсации устроили себе прощальный ужин в Геленджике в китайском ресторанчике. Засиживаться не стали – завтра ранний старт.

Солнечное утро, голубое небо, сине море, сосны и белые скалы. Грустно расставаться с летом…

- Птица, ты домой хочешь? У нас же там, поди, «осень наступила, падают листы и глядят уныло серые кусты…»

- Птенчики мои, что за мрачный взгляд на действительность? Какие унылые кусты? В доме моем всегда лето, солнце, жара, кайф! И не стучись, и не ломись ко мне осе-е-е-е-нь! Желто-рыжая тоска, холода-а-а-а. Печка работает ого-го!!! Перезимуем. Собирайтесь, пора в родные края. Ветер попутный. Полетели!

Медаль
Тэги: Россия ,
Irma (Ср, 31.10.2007 - 22:29)
отличная история! :taunt: вспоминаю визит моих краснодарских товарищей ко мне в Новомихайловское, где я устроилась на отдых.Привезли фруктов (по моей просьбе), бОльшая часть- инжир, спелый-преспелый, сине-фиолетово-сладкий....много его съесть невозможно, но мои други наотрез его есть отказались, дескать, ЖЕНСКАЯ ягода, стыдно, нельзя...но - под мои увещевания, что никто не увидит, а я никому, ни-ни...слопали в итоге весь мой инжир... :hmm: :tongue: :man_in_love:
Natashik аватар
Natashik (Ср, 31.10.2007 - 22:49)
А вот это для меня откровение!!!! Никогда не слышала, что на инжир существует некое табу. Да, ягода женская, но это поэтически-аллегорически, но чтоб реально гастрономически! Очень интересно! Поведаете подробности? :D
Ranton аватар
Ranton (Ср, 31.10.2007 - 22:54)
Наташик :taunt: Ты просто настоящий следопыт!!! :taunt: Горжусь))))))))))) Я и коровий-то помет от заячьего не отличу!!!)))) Спа, за рассказ!!! Как всегда - отлично!!! :D
Natashik аватар
Natashik (Ср, 31.10.2007 - 22:58)
Рантон: Да уж, следопыт... :rofl: Я бы это иначе обозвала :wink: Но, раз такое дело, тож собой погоржусь :taunt: СПАСИБО, Рантон! :D :D :D
Ranton аватар
Ranton (Ср, 31.10.2007 - 23:00)
Тобой бы еще и Фенимор Купер гордился :taunt:
Irma (Ср, 31.10.2007 - 23:03)
:D :D насчет инжира у меня познания слабые-со слов моих верных друзей-а в их жилах течет черкесская кровь- инжир им есть нельзя, не по-мужски это...но признают, что сладко и вкусно, и если тайком, то все же можно... :hmm:
Natashik аватар
Natashik (Ср, 31.10.2007 - 23:07)
Не знала! Интересно :D СПАСИБО! :D :D :D
Irma (Ср, 31.10.2007 - 23:18)
:tongue: :tongue: :tongue: :hmm: гм..учитесь, пока я жива... :hmm: :man_in_love:
Natashik аватар
Natashik (Ср, 31.10.2007 - 23:22)
Культурология чистой воды! А я - двоечница... :( :D :D :D Спасибки!
Irma (Ср, 31.10.2007 - 23:23)
:D :D :D ну вот, расстроила малявочку... :D :(
Natashik аватар
Natashik (Ср, 31.10.2007 - 23:25)
:D :D :D просто удивительно, как сей факт мимо проскочил?! Зато теперь где-нить блесну эрудицией! :hmm: :wink: :hmm:
Irma (Ср, 31.10.2007 - 23:28)
Фиговое дерево (смоковница, инжир) понимается как символ брака, плодовитости, вожделения, женского начала и истины. нашла в инете..но вот про табу не видно нигде...
Natashik аватар
Natashik (Ср, 31.10.2007 - 23:33)
Вот! И я о том же. Про символы и мне известо было... А я то удивлялась, чего это мой любимый от инжира нос воротит? А ему и низзя, оказывается :taunt: Мне же лучше :tongue:
Ranton аватар
Ranton (Ср, 31.10.2007 - 23:34)
А я бы откушал... всласть :taunt: На всякий случай :taunt:
Natashik аватар
Natashik (Ср, 31.10.2007 - 23:37)
А черкесы - мусульмане-сунниты, кажется? Чтоб знать, в какой культуре инфу поискать...
Natashik (Ср, 31.10.2007 - 23:40)
А насчет натрескаться всласть - это правильно! :D :D :D В кого как - а в меня его много влезает :taunt:
Irma (Чт, 01.11.2007 - 00:10)
в меня мало...я тож наверное черкесс... :taunt:
Фил аватар
Фил (Втр, 13.11.2007 - 13:23)