В гостях у Гауди . 4 дня в Барселоне. Часть 2. Автор iffoneoff.

Барселона, август 2005
Начало тут ! Кто тебя выдумал Звездная Страна ? Снится мне издавна Снится мне она… Песня. Человек приходит в этот мир чистым. Добрым , неиспорченным. Невинным. Любопытным и любящим. Без оглядки. Без сомнения. Ангелом. И прямо с самого рождения мы, родители начинаем корежить своих детей по своему образу и подобию. Навязывая им свои комплексы. Свои страхи. Свои иллюзии и представления. Мотивируя это исключительно заботой. Необходимостью адаптации наших детей к жестоким и зачастую несправедливым реалиям окружающего мира. Потом удивляясь их жесткости и черствости уже в отношении нас самих. Но есть люди, которым удается сохранить в себе детство, ранимую и чуткую душу, причем в самых, казалось бы, невыносимых условиях. Мечтатели. Сказочники. Меня в последнее время очень интересует, КАК ? Как им удавалось это ? Александр Грин. Больной туберкулезом, бедный, битый – перебитый жизнью так, что – казалось бы, уж и ни одной целой кости не должно было остаться. Экзюпери. Военный летчик. Юрий Коваль. Дмитрий Кедрин, полуслепой поэт, чьи светлые - печальные стихи сейчас подзабыты, к сожалению. Евгений Шварц. Толкиен. Оскар Уайльд. Их, кажется, так немного, что можно счесть кружку полупустой, но – вполне достаточно, чтобы напоминать нам, что все мы родом из детства. Антонио Гауди – из их числа. О самом известном архитекторе Барселоны, да и всей Испании, казалось бы, написаны тысячи книг, сотни специальных монографий, но - меня больше интересовало, что же за человек был Гауди, что предопределило стиль его уникальной архитектуры, как случилось так, что он в отличие от других зодчих не оставил после себя ни учеников, ни последователей. Удивительно, но – таких сведений крайне мало. Все официальные биографии похожи, как две капли воды – родился, учился, закончил, признание… Да, Гауди добился признания. Одно время он считался самым модным и дорогим архитектором Барселоны, и далеко не всем его услуги были по карману, тем более, что - чертежей он не делал, смет не составлял, поддаваясь исключительно полету своей фантазии, и никогда не мог в точности сказать, сколько заказчику обойдется его работа… Гауди родился в крестьянской семье и рос слабым и болезненным мальчиком. Подвижные игры не привлекали юного Антонио и он развлекался иначе — мог часами наблюдать, как медленно текут по небу облака, как струится ручей, пытался понять, как листья образуют крону, почему у камней такие разные формы. Став чуть постарше, Антонио живо заинтересовался мастерской отца, потомственного котельщика. В его сильных руках происходили чудеса — плоские медные листы превращались в блестящие сосуды разнообразных форм и размеров. И в монастырской школе, будучи достаточно слабым учеником, Гауди проявлял недюжинные способности к таким предметам, как рисование и геометрия. При этом Антонио истово верил в Бога, которого благодарил за каждую минуту своей жизни — ведь в глубоком детстве он случайно услышал, как врач говорил его маме, что малыш “не жилец”, и Гауди поклялся сделать что-то великое, чтобы заслужить у Создателя право оставаться на этой земле. С тех пор он искал свой путь, свое предназначение, и, наблюдая, как муравьи деловито снуют вокруг своего жилища, он понял, что хочет быть архитектором, ведь что может быть лучше, чем придумывать новые здания! На экзаменах в архитектурной академии он представил проект, настолько необычный и не соответствовавший тогдашним архитектурным представлениям, что преподаватели разделились. Одни утверждали, что перед ними сумасшедший, другие – что гений. « Мне кажется, теперь я - архитектор» - спокойно заметил Антонио. Первым его заказчиком в 1883 году стал фабрикант дон Мануель Висенс-и-Монтанер , который заказал архитектору летний дом. Осматривая место будущей постройки, Гауди заметил красавицу пальму, окруженную ковром из желтых цветов. И в узоре решетки появились пальмовые листья, а облицовочная плитка стала желто-зеленой. Получился маленький сказочный дворец в восточном стиле, который произвел неизгладимое впечатление на жителей города. Работы было невпроворот, нужно было только найти людей, способных оплатить необъятные расходы Гауди на постройку его шедевров. И граф Эусебио Гуэль как раз отлично подходил для этой роли. Будучи крупным промышленником и весьма состоятельным человеком, Гуэль обожал современное искусство и много путешествовал по Европе. Он разглядел в творениях Гауди недюжинный талант и познакомил его со своими друзьями: художниками, скульпторами, архитекторами. Он заставил Антонио прочесть книгу Виолле ле Дюка о сочетании различных стилей в современной архитектуре, которая потрясла Гауди, — ему захотелось творить и делать что-то еще более новое, интересное, чем знаменитые модернисты и импрессионисты. Гуэль не жалел ни копейки, предоставляя Гауди полную свободу творчества — и архитектор отпустил свою фантазию на волю. К этому, самому успешному периоду его творчества, относятся и упомянутые мной ранее Каса Мила, Каса Батло и другие здания, как в Барселоне, так и вне ее. Шли годы, и Гауди становился все более чудаковатым. Он с головой уходил в каждый проект, забывая о комфорте, — его не интересовали ни модные костюмы, ни изысканная пища. Архитектор питался фруктами и хлебом с молоком, а одевался так плохо, что горожане принимали его за нищего. Он был одинок, и хотя в молодости пережил несколько увлечений, архитектура не оставила в его сердце места для женщины. Гауди все больше думал о религии и мечтал заниматься не светскими особняками для солидных горожан, а сотворить церковь в дар великому Творцу, который поддерживал жизнь в его слабом теле. И когда он получил заказ на создание Собора Святого Семейства, то проявил максимум своей фантазии и обратил все свои силы на этот проект. С 1910 года его не интересует больше ничего, только сооружение величественного здания, самого грандиозного строительства его жизни. Двенадцать башен, посвященных апостолам, стволы платанов в центре, образующие купол, сквозь который виднеется звездное небо, скамьи для тридцати тысяч молящихся… Чтобы построить такое здание, по подсчетам современных архитекторов, потребуется не менее 65 лет. Гауди знал, что не успеет закончить собор. Великий архитектор, привыкший действовать по настроению и интуиции, не оставил чертежей, поэтому окончание строительства собора, ставшего визитной карточкой Барселоны, стало очень трудной задачей, и продолжается до сих пор. Бродить по Барселоне в августе – задача не из легких. Выполнять эту нелегкую, хоть и исключительно приятную задачу вместе с ребенком – еще сложнее. Жарища такая, что буквально плавится асфальт. Но всегда, во всех городах, куда нас заносило мы ведем себя так, будто и не удастся попасть сюда еще. А и правда, кто знает, удастся ли ? Есть план, каждый день, как последний, не увидишь сегодня – не увидишь никогда. И мы отправляемся в Парк Гуэль, по пути решив взглянуть на Дом Кальвета и первое здание Гауди в Барселоне – Дом Висенсе. С огромным сожалением понимаем, что внутрь зданий войти нам не удастся – и тот и другой доныне частные владения. Безупречно узнаваемый, Гауди поражает и своим разнообразием. Действительно, восточный дворец. Наверное, старое советское сильно сидит во мне, потому что – как жить в подобном доме – я не представляю… Хотя, говорят, что по предварительной договоренности туда можно войти, оглядеться…. Нет, все равно не могу в голове уложить…. Есть такое понятие – достояние человечества… Ну ладно, дальше, дальше ! Парк Гуэль – несомненно самый амбициозный проект неразлучных к тому времени друзей – Гауди и Гуэля. Иначе, как « приглашением в детство», в мечту, в феерию мне трудно назвать то, что мы увидели. Господи, ведь если есть рай где – то там, на небесах, то согласно скромному разумению моему он должен выглядеть именно так. На горе Пилада над Барселоной, видный отовсюду, был задуман город – солнце, город – сад. По замыслу Гауди вся территория парка должна была быть разбита на 60 участков, где находились бы жилые дома. Строжайше оговаривалась невозможность заниматься на территории производством, ремесленничеством, торговлей – был предусмотрен только небольшой рыночек. И проект провалился – арендаторы нашлись только у двух участков, один из них арендовал сам Гауди, сам же и построил себе дом. Теперь здесь – музей. Одной из причин провала было и то, что – даже сейчас, при наличии эскалаторов ( которых мы так, кстати и не нашли, решив добраться сюда пешком, по старинке) – забраться в гору ой как нелегко, а уж в начале 19 – го века – подавно. Больше всего парк напоминает яркую фантастическую декорацию к спектаклю по имени « жизнь». Уже на подходе, когда из за деревьев показывается шпиль домика привратника, есть ощущение сказки наяву. Любопытные легенды существуют о мозаиках, покрывающих потолки, лестницы, скульптуры и знаменитую скамью на крыше Зала ста колонн. По одной версии, Гауди собственноручно собирал яркие осколки на свалках, подчиняясь только интуиции, по второй – покупал дорогие сервизы и опять – таки собственноручно разбивал их на требуемые куски… Скамья, кстати – вполне самодостаточный архитектурный шедевр, гигантская головоломка, содержащая числа, формулы, рисунки, религиозные мотивы. Гауди и его помощник Хухоль так объясняли назначение этого сооружения – она должна была «говорить голосом истинной веры, не запятнанной самосознанием и ухищрениями». Очень близко мне такое мироощущение. И еще один забавный факт. Когда заливали скамью бетоном ( едва ли не впервые в Испании), Гауди велел рабочим раздеться и сесть на не до конца отвердевший бетон, чтобы получить идеальную для человека форму сидений. В парке нет прямых линий, как нет их и в природе ( это изречение – в природе не существует прямых – тоже принадлежит Гауди). Кажется, что все – все здесь подчинено одной цели – не нарушить именно природной гармонии творениями рук человеческих. В этом своем стремлении Гауди создавал колонны похожие на деревья или фантастические цветы. Очень не хочется уходить. И – как мы смогли заметить – не только нам, потому как – народу все больше и больше, люди с радостными и удивленными лицами, озаренными светом давно, казалось бы ушедшего детства, благодарных Гауди за возможность снова немножечко вспомнить о том, что когда – то каждый из них был ангелом. 7 июня 1926 года в Барселоне торжественно был пущен первый трамвай. Горожане с цветами и воздушными шарами катались на нем по городу, но неожиданно веселье было прервано — под колеса попал какой-то нищий. Его отвезли в городскую больницу, в карманах бродяги кроме молитвенника и четок ничего не было, и когда, не приходя в сознание, он умер, было решено похоронить старика в общей могиле. Каково же было удивление врачей, когда проходящая мимо по коридору женщина вдруг воскликнула: “Это же Гауди!” Потом было пышное всенародное прощание с великим зодчим, толпы народа стекались со всей Каталонии, вагоновожатый рвал на себе волосы, а отцы города произносили прочувствованные речи. Антонио Гауди был похоронен в крипте своего любимого детища, недостроенного собора, и теперь многие задумываются — а не хотел ли Гауди, чтобы строительство продолжалось вечно, символизируя бесконечность Вселенной и бессмертие человеческой души? Медаль
Тэги: Испания ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
E-Lena аватар
E-Lena (Чт, 31.01.2008 - 16:05)
Замечательно! 10-ка!!! :D
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 16:11)
ЛешаЛена ! Благодарствую !))) :hmm: :hmm: :P :P :taunt:
Фил аватар
Фил (Чт, 31.01.2008 - 16:17)
Ух, хорошо-то, душевно, интересно, красиво,.. с к а з о ч н о то как!
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 16:23)
Фил ! Ваша оценка дорогого стоит, брат - Мороз ! :taunt: :taunt: Право, не стоит преувеличивать, но приятно чертовски !
Irma аватар
Irma (Чт, 31.01.2008 - 16:31)
:) за упоминание о Дм.Кедрине отдельное спасибо! :) ... пронзительная концовка..... :hmm: :cry:
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 16:34)
Ирма ! Так я и знал, что Вы его помните ! Уже почти никто не помнит...но в Вас не сомневался...
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 16:35)
В юности один из любимых поэтов был... Потом книжку увели... :cry:
stervochka-m аватар
stervochka-m (Чт, 31.01.2008 - 16:57)
очень познавательно.....спасибо! :D
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 17:00)
А и пожалуйста ! :wink:
Irma аватар
Irma (Чт, 31.01.2008 - 17:00)
комплимент интересен...вау-у-у-у... :wink: :wink: ... огонек чадит в жестянке, дым махорочный столбом.. пять бойцов сидят в землянке и мечтают- кто о чем.. в тишине да на покое помечтать оно не грех! вот один боец с тоскою, глаз прищуря, молвил:"Э-Эх" и замолк. Другой проснулся, подавил протяжный вздох, вкусно дымом затянулся и с улыбкой молвил:"О-О-х!"... "Мда-а-а,- промолвил третий, взявшись за починку сапога... а четвертый, размечтавштись, пробасил в ответ:"Ага".. "Не могу уснуть, нет мОчи,-пятый вымолвил солдат.-Ну чего вы, братцы, к ночи разболтались ПРО ДЕВЧАТ! " Дм.Кедрин
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 17:04)
После ночи пьяного разгула Я пошел к Проклятому ручью, Чтоб цыганка бабка Мариула Мне вернула молодость мою. Бабка курит трубочку из глины, Над болотом вьются комары, А внизу горят среди долины Кочевого табора костры. Черный пес, мне под ноги бросаясь, Завизжал пронзительно и зло... Молвит бабка: «Знаю все, красавец, Что тебя к старухе привело! Не скупись да рублик мне отщелкай, И, как пыль за ветром, за тобой Побежит красотка с рыжей челкой, С пятнышком родимым над губой!» Я ответил: «Толку в этом мало! Робок я, да и не те года...» В небесах качнулась и упала За лесок падучая звезда. «Я сидел,— сказал я,— на вокзалах, Ездил я в далекие края. Ни одна душа мне не сказала, Где упала молодость моя! Ты наводишь порчу жабьим зубом, Клады рыть указываешь путь. Может, юность, что идет на убыль, Как-нибудь поможешь мне вернуть?» Отвечала бабка Мариула: «Не возьмусь за это даже я! Где звезда падучая мелькнула, Там упала молодость твоя!»
Pretty аватар
Pretty (Чт, 31.01.2008 - 17:05)
Про Барселону могу читать, смотреть, говорить)) часами)) то ли первый мой европейский город, то ли близкие по духу испанцы) Спасибо за подробный отчёт по Гауди! Много уже подзабылось, но с вашей помощью память освежила :hmm: +10! молодцы)
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 17:07)
И еще вот одно.... Прощай, прощай, моя юность, Звезда моя, жизнь, улыбка! Стала рукой мужчины Мальчишеская рука. Ты прозвенела, юность, Как дорогая скрипка Под легким прикосновеньем Уверенного смычка. Ты промелькнула, юность, Как золотая рыбка, Что канула в сине море Из сети у старика!
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 17:11)
Полинушка ! Так подзабылось и у меня, конечно ! :wink: Раньше тоже мог часами... Теперь минут на 55 хватит ! :taunt: :taunt:
Irma аватар
Irma (Чт, 31.01.2008 - 17:13)
:D :D могу только СЛУШАТЬ....но с удовольствием! :hmm:
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 17:19)
Это ой как немало !))))))))
Irma аватар
Irma (Чт, 31.01.2008 - 17:46)
:D :D :D
E-Lena аватар
E-Lena (Чт, 31.01.2008 - 18:36)
Да, Олег, книгу бы раздобыть после ваших с Ирмой цитат :(
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 18:37)
http://www.litera.ru/stixiya/authors/kedrin.html Нашел ! Тут все его стихи
Mnemon аватар
Mnemon (Чт, 31.01.2008 - 19:42)
:P Барселона! У тебя хорошие путеводители получаются.
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 19:50)
Бывают неплохие ))))
Slava аватар
Slava (Чт, 31.01.2008 - 20:30)
А ещё в Барсе есть Футбол. С большой буквы... :wink:
Иваноff аватар
Иваноff (Чт, 31.01.2008 - 20:55)
Слава ! Да наверняка ! И еще в Барсе есть Хард - Рок кафе. Это мне несказанно ближе. Футбол я просто не понимаю. Не мой кайф ! ))))) :wink:
Ranton аватар
Ranton (Чт, 31.01.2008 - 23:01)
А еще в Барсе есть замечательная колбаса :taunt:
Mnemon аватар
Mnemon (Чт, 31.01.2008 - 23:18)
iffoneoff: о! Редкий человек! Я тоже не понимаю ничего в футболе. Не торкает.
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пт, 01.02.2008 - 00:55)
Добрела уставшая АлМиРа :D Почитала, понаслаждалась - отдохнула душой, узнала про Гауди :D Футбол ... торкает :taunt: Наверное - для равновесия в природе :wink:
мамАня аватар
мамАня (Пт, 01.02.2008 - 01:43)
Допустили, наконец то, до компа уставшую же мамАню... :taunt: Про Гауди знала:tongue: - но все равно с огромным удовольствием прочитала :?: Действительно, получилась отличная заготовка для путеводителя :D :D +10 :man_in_love:
Иваноff аватар
Иваноff (Пт, 01.02.2008 - 09:04)
Рантон ! Куда ж без колбаски - то. Тоже символ сайта своего рода.))) Тема ! Зато я понимаю в теннисе.))) Торкает навзничь. Питер, привет - привет ! А я скоро приеду, как и обещался ! Спасибо на добрых словах !
ace-alex аватар
ace-alex (Пт, 01.02.2008 - 10:26)
Саграда Фамилья, трамвай, Барселона, сиеста. Мираж, отражение в небе, скольжение к небу. Венец, леденец, марципан. И миндальное тесто Полудня, ползущее медленно сладким по нёбу. Собор - перекресток Любови, Надежды и Веры, Термитник, проколотый солнцем, приколотый к месту. Скорее, Антонио, ночью все ангелы серы, А в полдень от света не видно ни Бога. Сиеста. Трамвай, приближаясь, звенит. Устремляясь в зенит, Саграда Фамилья сияет крахмальной сорочкой. Вонзаясь в зрачок ослепительной яростной точкой, Твой ангел-хранитель, мерцая, уходит в гранит. Храм - сахарный колокол, мастер, слегка подсолить - И он оживет. И для этого - хоть под трамвай. Ола, Барселона, глициний нарядный салют. Окраины празднуют алую жизнь, наливай. Разлей по бокалам полудня, пронзенным насквозь Лучами, - как сладко и остро, и смерть прожита. Спасибо, трамвай, в перекресток вбивающий гвоздь. Теперь тормози у больницы Святого Креста. Над летней спиртовкой небесный пожар голубой. Трамвайчик звенит, перекресток лежит, чуть живой: Портал Рождества, то есть Вера, Надежда, Любовь... И кровь, как сироп, растекается на мостовой.
ace-alex аватар
ace-alex (Пт, 01.02.2008 - 10:27)
Стихи не мои, чужие. Но по моему, в тему.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...