Армения давно и сейчас

Цахкадзор, Март 2008
Едва я сунул нос в армянскую историю, как мне на ум пришли два имени: Анжела Меркель и Василий Гроссман. Гроссман написал про «Избиение евреев в Бердичеве». Кто не читал – не читайте, потому что, однажды прочитав, это невозможно забыть. Лучше не знать, что простые немецкие парни сделали с простыми евреями в маленьком украинском городке. Госпожа Меркель, возможно, знала об этом эпизоде прошедшей войны, когда на днях приносила официальное извинение еврейскому народу... за действия своих предков. «При чём здесь армяне?» - спросите вы. При том, что 1915-16 гг. турки истребляли армян «не хуже», чем немцы евреев. Свидетельств тому множество. В частности, я наткнулся на статью в “The Times” от 27 сентября 1915 года, в которой говорится, что «...получено подтверждение распространяемых слухов относительно зверств отвратительного и ужасного характера, учиненных над армянами. Несомненно, как и в предыдущих случаях, эти преступления были инспирированы Стамбулом. Есть основание предполагать, что вопрос о нападении на армян был решен после возвращения Энвер-паши с Кавказа, где он был разбит и доведен до бешенства фактом вероятной помощи русским со стороны армян. Талаат-бей, по-видимому, воспользовался этим, чтобы отомстить беззащитным армянским колониям в Малой Азии. Формулой, принятой в качестве предлога, был приказ о высылке армян в глубокий тыл. Сопротивление или задержка исполнения этого приказа правительства служили предлогом для убийств, изнасилований и других зверств...». “The Times” даёт, так сказать, общую картину, детали же бойни проступают в свидетельствах очевидцев. Да, нет сомнений, что рубили, резали, терзали с упоением. Убивали десятками, сотнями тысяч... И убили! «И что тебе за дело до давно минувших дней?» - спросите вы. Сложные чувства обуревают меня. Ну, например, ездим мы, россияне, отдыхать в Турцию. Теперь можно сказать, почти как к себе на дачу. Пьём, едим, купаемся. Всё нам хорошо и по кайфу. С другой стороны, едет Католикос всех армян Гарегин Второй в Стамбул и спрашивает турецких ответственных представителей: не желаете ли вы, ответственные турецкие представители, признать факт геноцида моего народа. И что отвечают представители? Шёл бы ты, дядя, лесом. Не знаем мы ничего и знать не хотим! Ну, господа хорошие, возмущается Католикос, с таким настроением мы наши взаимоотношения не улучшим. А нам как бы пофиг, отвечают турки... И тогда вы задаёте мне последний вопрос: «И чего тебе, дурачок, до армян? Что в них хорошего?». Здесь я совершенно затыкаюсь и развожу руками, потому что моя симпатия зиждется на ощущениях, а не на соображениях выгоды. Впрочем, и у ощущений есть кое-какая основа. Взять хотя бы факт, что Армения стала первой страной, принявшей христианство. К тому же христианство православного толка, как у нас. То есть получается, что наши предки думали как бы в одну православную сторону, хотя надо иметь в виду, что армянские праотцы пленились православием на 700 лет раньше славянских... Во главе армянской апостольской церкви стоит Католикос. Услышав это слово, я решил, что оно как-то связано с католичеством. Оказалось, не связано. Оказалось, что Католикосом назвал себя первый армянский патриарх Григорий, подразумевая, что он – katholikos (греч.), т.е. всеобщий. Звание закрепилось и в течение семнадцати веков передавалось от одного духовного пастыря к другому (всего их было 132). Государственное признание (и принятие) христианства случилось в 301 году после невероятных, фантастических событий. В ту пору неподалёку от теперешнего Еревана, а именно в Вагаршапате (теперешний Эчмиадзин) объявилась... группа странниц. Обворожительные (как мне хочется думать) молодые римлянки транзитом через Иерусалим прибыли в Армению. Девушки спасались от гнева своего императора. Вина молодых женщин заключалась в том, что они уверовали в Христа вместо того, чтобы поклониться своему (живому и натуральному) вождю. Сколько занял пеший переход из Рима в Армению, история умалчивает, однако известно, что во время пути девушки не утратили своей привлекательности, и одна из дев по имени Рипсиме стала предметом особой заботы армянского царя Трдата Третьего. Проще говоря, возжелал царь юную деву безмерно и говорит: «выходи-ко, дочка, за меня замуж!». (Сам-то руки потирает, думает, вот, ужо, поиграю с молоденькой). А дева посмотрела на него, да и отвернулась. Мне, говорит, Христос мил, а ты постыл. (Не простыл, а постыл, т.е. противен). Трдат расстроился не меньше императора Диоклетиана и распорядился убить Рипсиме вместе с подругами. Как их убивали, я не знаю, но и Рипсиме, и 32 её подруги погибли. (Так и хочется назвать царя тупым. За то, что не захотел добиться расположения женщины, а тупо её убил. Тупая скотина!). Ну, вот, казнь свершилась, и тут царю поплохело – одолела его «свиная» болезнь. Не буду врать, что царь начал хрюкать и жрать как свинья, однако позволю себе предположить, что это вроде нейродермита, - рожа красная, и всё тело чешется. В общем, захворал царёк. Так бы он и помер, свинья свиньёй, но на его счастье снится царской сестре сон, будто узник Григорий, томящийся в темнице за христианскую агитацию, имеет возможность царя Трдата от «свиной» болезни излечить. «Это какой такой Григорий?» - спрашивает Трдат, - «Это не тот ли Григорий, отец которого моего батюшку кокнул?». «Тот самый, повелитель», - отвечает сестра. Задумался царь, потому что подобная ситуация дилемма называется. Не хотелось ему Григория-обидчика освобождать, да деваться некуда. Освободил. Тогда благодарный Григорий собрал останки женщин (можно себе представить как это было), предал их земле и начал молиться. Через 66 дней молитва кончилась, и царь выздоровел. На радостях Трдат объявил христианство госрелигией Армении, а Григорий потопал в Кесарию Каппадокийскую за епископским саном. Поход прошёл удачно, все положенные регалии Григорий получил. Вернувшись в Вагаршапат (ныне Эчмиадзин), Григорий присел на камень и призадумался, потому что ему предстояло основать армянскую апостольскую церковь. И надо же такому случиться, что в этот момент небеса разверзлись и на землю сошёл луч света. А вслед за лучом – ангелы, а за ангелами – Господь в образе кузнеца с кувалдой. Долетел Господь до земли, да как жахнет по ней кувалдой, так, что грешники взвыли а аду. Надо ли говорить, что зрелище потрясло Григория до глубины души. Но это был ещё не конец. От дикого адского вопля земля расступилась, и на её поверхность «всплыл» золотой пьедестал. А над пьедесталом – облако, над облаком – крест блистающий. Вскочил Григорий с места, смотрит на чудо ни жив, ни мёртв. Так бы и остолбенел Григорий навеки, если бы не ангел, спустившийся с неба и давший ситуации вразумительное объяснение. "Образ человеческий,- сказал ангел, - есть Господь: здание, увенчанное крестом, означает Вселенскую Церковь, пребывающую под охраной Креста, ибо на кресте умер Сын Божий. Место это должно сделаться местом молитвы. Повергнись перед благодатью, которую явил тебе Бог, и воздвигни здесь церковь". «Вот оно как!» - изумился Григорий, взял лопату и заложил церковь. ...Мои девочки, накатавшись вволю, решили съездить в Эчмиадзин, поглядеть на результат усилий преподобного Григория. В тот день храмовый комплекс оказался закрыт для посетителей, поэтому ни в церквях, ни вокруг них никого не было. Побродив, мы встретили дьякона Воге. Он очень молод, дьякон Воге, но эрудирован и полон веры в правоту своего дела. Он-то и снял замок с главного храма, чтобы мы могли войти внутрь и послушать его рассказы (которые я здесь и привожу). В общем, в Армении нам очень понравилось. Армения, - это горы, реки, добрые армяне, Звартноц (аэропорт и древний храм), Эчмиадзин. Армения – это коньяк, французские словечки, лыжный Цахкадзор, рыбный Севан. Армения – тысячи лет истории и молодые взгляды чёрных глаз. Место, куда стоит съездить. P.S. И в завершение, чтобы порадовать читателей, несколько выдержек из Гугля об Армении. «Фауна Армении достаточно богата. Здесь есть дикий боров, кошка тростника, деревянная кошка, рысь...». «От птиц орел, чайка, hoopoe, бородатый человек, вьюрок...». «Характерная линия современного образа жизни армянских людей - глубоко и пристальный интерес к культурно-историческим традициям, стремление держать непрерывность поколений».Медаль
Тэги: Армения ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
E-Lena аватар
E-Lena (Чт, 20.03.2008 - 17:10)
Интересно и познавательно, спасибо! :D
Евгения Орлова аватар
Евгения Орлова (Чт, 20.03.2008 - 17:47)
Очень интересная история... спасибо :)
Mnemon аватар
Mnemon (Чт, 20.03.2008 - 18:27)
Слышал турки сильно возмутились, когда буквально полгода назад Штаты признали геноцид. Хотели разорвать дип. отношения.
Anzer аватар
Anzer (Чт, 20.03.2008 - 18:41)
Они бы лучше сопели в две дырочки после своих подвигов. Хорошо, что время прошло, и народам, в принципе, накласть на историю. Но кой-кто из пострадавших ещё кой-что помнит.
Os-a аватар
Os-a (Чт, 20.03.2008 - 22:34)
Авиабилеты дорогие в Армению?
Irma аватар
Irma (Чт, 20.03.2008 - 22:42)
:D хорошо написано, спасибо... Севан- их гордость... :D
E-Lena аватар
E-Lena (Пт, 21.03.2008 - 10:17)
У нас несколько знакомых - армяне, великолепные люди. Мне кажется, даже лучше русских :(
Ирина аватар
Ирина (Пт, 21.03.2008 - 10:39)
Anzer, получила удовольствие от чтения. СПА! :D
Mnemon аватар
Mnemon (Пт, 21.03.2008 - 10:59)
Алексей& Елена: ну лучше или хуже я бы не стал говорить. Неправильно как-то это. Но то, что и среди моих знакомых армян - все люди интеллигентные и приятные в общении - факт. Однажды читал, что армяне признаны самой умной нацией - на общее количество армян в мире приходится наибольшее количество учёных, академиков, докторов наук - представителей этой национальности.
Фифи аватар
Фифи (Пт, 21.03.2008 - 18:27)
Anzer, очень знакомые чувства. Я впечатлительная попалась: после Крита в Турцию ни ногой. :x
Irma аватар
Irma (Пт, 21.03.2008 - 21:09)
работаю во второй раз в практически всецело армянской компании-за редким исключением типа меня- и делаю вывод- все они такие же люди, как и мы, безо всяческих приукрас.. . ВСЯКИХ людей там хватает... :hmm: и интеллигентность не синоним порядочности... :D :D но что касается истории их народа- полагаю, они одни из самых продвинутых и патриотичных в этом плане! :D
Ldinka аватар
Ldinka (Сб, 29.03.2008 - 22:56)
Не только познавательно, но и очень читабельно и позитивно. Есть знакомые армяне, действительно, умные, продуманные, хваткие люди. Поговорка есть такая "Когда армянин родился, еврей заплакал".
BUCH аватар
BUCH (Чт, 17.07.2008 - 23:01)
Anzer, спасибо за рассказ! Вся семья моей бабушки по отцу бежали от геноцида из г.Карс, нынче, принадлежащий Турции. Это очень страшно, когда люди бросают всё нажитое, спасая жизнь. Геноцид - ничем не оправданная дикость! Многие русские попали в похожий переплет, после развала СССР. "Сохрани и помилуй!", как говорила моя мама.
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Сб, 02.08.2008 - 19:07)
Эх, мои родители в молодости жили в Эчмиадзине...
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...