Cад Людей. Часть 1. Судьба

Осло, 2006

Густав Вигеланд родился в прибрежном городке Мандал на юге Норвегии 11 апреля 1869 года. Дания вела себя в наполеоновскую эпопею плохо, а Швеция хорошо. За это Норвегию у Дании потом отобрали и дали Швеции. Хотя Норвегия называлась королевством и даже имела свой парламент, её королем был по совместительству шведский монарх, никак не наоборот. Вроде царства Польского при батюшке-императоре. Конечно, норвежцам это не нравилось.

 

Город Осло сотни лет назывался Христиания. И только в 1925 году, через 20 лет после разрыва со шведами, ему вернули древнее имя.

 

Осло означает Поляна Богов. Cад Людей - в Осло. Мандал расположен километрах в 400 от столицы. 15 тысяч населения. Прекрасный песчаный пляж. Самая большая в стране деревянная церковь. Гостям показывают дом, где родились братья Густав и Эммануил Торсены. Густав стал скульптором. Эммануил - художником. Братья рассорились окончательно в 1902 году при выяснении, кто на чье творчество оказал большее влияние. После этого они прожили в одном городе, Осло, еще сорок с лишним лет и ни разу не заговорили друг с другом. Cад Людей. Часть 1. Судьба

 

А тогда, в Мандале, это была семья всеми уважаемого столяра и резчика по дереву, к тому же глубоко верующего человека, примерного мужа. Детей было пятеро. Затем хозяин впал в грех. Пристрастился к алкоголю, завел женщину на стороне. Густав через много лет вспоминал, как пьяный отец, осерчав, однажды ночью на Страстную пятницу выгнал их с братом из дому, чтобы, значит, тоже мучились...Папаша, видать, богохульствовал, а они за Христа заступились.

 

Жена собрала детей и уехала к своим в деревеньку Вигеланд. Дети трудились на ферме и посещали начальную школу.

 

В семейном предании малолетка уволок под стол запретный ножик и к всеобщему изумлению вырезал подобие розетки. Такими узорами старый Торсен украшал нехитрую мебель селян. Нехороший отец отправил сына в учение к лучшему резчику в Осло и приплачивал своему маститому собрату по гильдии, чтобы тот, пока мальчик будет "в людях", не слишком загружал его хозяйственными поручениями. У Густава было время, чтобы вырезать, лепить и по вечерам, умывшись и переодевшись, ходить в Королевское художественное училище. Отец похлопотал. Через много лет Вигеланд оставит такую запись: "Я стал скульптором до того, как появился на свет. Меня гнали вперед силы, мне не подвластные. В начале я пытался свернуть, но эти силы бросали меня на прежний путь".

 

Нехороший отец умер, и семья вернулась в старое гнездо. Густаву 15 лет, работы дома невпроворот. Он задавал корм скоту или чинил крышу, а в свободное время рисовал, но не людей, а скульптуры людей, не животных, а скульптуры животных. Грыз науку анатомию по книжкам. Никаких сомнений, что рисунки воплотятся в бронзу и гранит, у него не было. Поэтому не было и отчаяния. Определившись в главном, он не тяготился своим положением в Мандале. Готовился к другой жизни по-крестьянски расчетливо. Копил деньги, справил себе приличную городскую одежду. И, когда мог, рисовал, рисовал, лепил, вырезал по дереву, снова рисовал.

 

20-летний парень, полуграмотный и неотесанный, приезжает в столицу. Молодому человеку не доверяют заказы, он голодает. Буквально на улице перехватывает Густав известного скульптора Бергслиена и показывает свои рисунки. Бергслиен во всеуслышание объявляет его гением. Дело за "малым" - надо освоить технику. Мэтр, не жалея времени, передает ему все, что знает и умеет сам. Затем в эту школу с одним учеником поступает другой педагог - Скейброк. Он готовит своего подопечного к первому в жизни конкурсу. Работа "Измаил и Агарь" получает приз. Членам жюри понравилось, как конкурсант отобразил униженную Агарь и её с Авраамом смышленого отпрыска. К призу полагались оплаченный курс обучения и пансион в копенгагенской студии очередного наставника - Биссена. Дух Торвальдсена летает над Европой. Биссен приобщает подопечного к неоклассической традиции. Вигеланд - такой псевдоним берет он себе, по названию места, откуда родом была мать - осознает, что ходит пока в подмастерьях. Он рвется в Париж. Для этого нужна была солидная государственная субсидия. Он получает эту субсидию. Ни тогда, ни потом Вигеланд не интриговал, не топил своих конкурентов, но и наивным везунчиком он не был. Все эти субсидии и гранты, вплоть до Контракта, не падали с неба. Главным толкачом Вигеланда был сам Вигеланд. Он не интриговал. Он шел, к кому надо, и говорил, что ему нужно.

 

Он часто бывал в студии Родена, во все вникал, все мотал на ус, но так толком и не познакомился с хозяином. Опасался, что всеми признанный ниспровергатель, новатор-классик затащит однажды в сферу своего могучего влияния и оттуда не будет возврата. Первая выставка на родине приносит успех. Новая поездка - на этот раз в Берлин. Затем Флоренция, Неаполь, Рим. Люди, с которыми он общается, талантливы, образованы, блестящи. Густав впитывает все, как губка. Если он чего-то не знает, он спрашивает. Это подкупает. Норвежец без усилий завоевывает всеобщее расположение. Очень много читает.

 

В 1897 году гранты кончились, но появился крупный заказ - реставрация Нидаросского собора в Трондхейме. Трондхейм для норвежцев - что Флоренция для итальянцев или Владимир и Суздаль для русских. Эта работа побуждает всерьез взяться за скандинавскую мифологию, дошедшую до нас благодаря отдаленности Исландии и подвижничеству летописца Снуре Стурлюсона. Перед Мастером открылся прекрасный и яростный мир древних саг.

 

На стыке веков Вигеланд в последний раз выбирается за рубеж, едет в Париж, в Лондоне восторгается шедеврами Фидия. Нечеловеческий труд, который не прекратится ни на один день почти до последнего вздоха, начался в 1901 году.

 

***

 

На редких фотографиях - сердитый человек. Отвлекли, помешали работать. Галерея скульптурных портретов. Ибсен, Гамсун, Григ, Абель, парламентарии, суфражистки... Гравюры по дереву. Перепадала халтурка, мрамор нынче дорог, самая знаменитая - макет нобелевской медали. Но главная мука и страсть в эти годы - Фонтан.

 

Когда он представил проект, Фонтан не отвергли с порога. Спорили о месте - неприлично выставлять обнаженные тела напротив суверенного Парламента. Какие-то голые, какая-то чаша. Добро бы еще стройные молодцы, краса и гордость нации, а то ведь явно перенапрягшиеся старикашки. Потешались газетчики, недоумевали столпы общества. Все тогда в Норвегии были заняты патриотизмом, интересоваться космогонией своих предков времени не было. Инеистые великаны, Мировой океан, тот же Грааль, а может чаша с Медом поэзии - мы тут серьезные вопросы обсуждаем, а вы нам сказки рассказываете. Впрочем, здание Народного собрания, нарядный домик в духе скандинавского модерна, могло бы и вправду померкнуть в сопоставлении с таким фонтаномю

 

Не отвергли, но дело не двигалось. Сперва проект забалтывали, потом замалчивали. Тогда Вигеланд пригрозил, что для Фонтана может найтись место в Стокгольме и, мол, какие-то предложения шведской стороной уже сделаны. Блефовал или нет, сейчас трудно сказать. Но он выиграл. Все помнили, что скульптор отваял бюст шведского короля Оскара II. Мысль об этом была неприятна. Мысль, что этими ужасными фигурами будут любоваться разные прочие шведы, была еще более ужасна и противна. Чтобы заручиться поддержкой общественности, Вигеланд открывает доступ в мастерскую всем желающим. Грандиозный успех. Публика любит, когда с ней советуются. Создано что-то вроде комиссии по устройству Фонтана, с правлением и сметой.

 

Эта комиссия при меняющемся составе и вела Гения по жизни: новые субсидии, согласования с властями - до самой его смерти в 1943 году.

 

Но это еще не был Контракт.


Готов к критике!
Тэги: Норвегия ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
бужор аватар
бужор (Пнд, 14.04.2008 - 11:35)
Люди! Весь смысл этой истории - в картинках. Пока, в 1 ч. это еще не так важно. Самое интересное впереди, и фотки будут удивительные, это я ручаюсь. Я эти фотки когда-то позаимствовал в Сети, по молодости не сохранив ссылки. Вcе-таки это любительские фотки, так что надеюсь, с копирайтом не возникнет особых проблем. Я к тому, что в Сети до них уже не доберешься. Теперь в чем проблема. Даже не одна, две. Первая и главная - у меня не получается перенести фотки из своих загашников в компе в текст. И img пробовал, и всяко. Не получается. Вторая - и отдельно, как обычно, выставленная картинка форсированно увеличивается на клик, обнаруживая любительскую нерезкость. А на Lib.ru в Загранице висит, и ничего. Объясните чайнику, пошагово, что делать, если вы в курсе и охота. А так, что ж, не "Судьба", выходит, придется снять. Без картинок в тексте - никуда.
денис ака Veter аватар
денис ака Veter (Пнд, 14.04.2008 - 12:15)
имхо, но смысл в ВАШЕМ рассказе, в ВАШИХ картинках. Если пишете ВЫ, если фотки ВАШИ - то вы делитесь чем-то своим. Открываете для других свой взгляд на этот мир. Ваш взгляд я могу увидеть в этом Вашем блоге. А если мне интересны другие, то я зайду в другой блог или найду через поиск.... имхо
бужор аватар
бужор (Пнд, 14.04.2008 - 13:28)
Ув. Veter! Три коротких (риторических ) вопроса: 1. Если бы я собственноручно не сообщил, что это будут заимствованные картинки, как бы Вы дознались, что это не мой взгляд? Значит, дело не в том. что не мой, а в том, что неизвестно чей? 2. Если я сетево веду людей по музею живописи, мне свои фотографии выложить или уж воспользоваться "слайдами", сделанными кем-то и выложенными в Сети? А здесь я собираюсь Вас повести по скульптурному музею. А если фотодокументы используются, тогда как? 3. Сдается мне, заглянувши навскидку в Ваши интересные рассказы, что и Вы порой не свои снимки используете. Как в этом случае быть со своим взглядом? Пишу я, и взгляд мой. Плох он или хорош, в не моих блогах Вы его не найдете. Картинки глубоко инкопорированы в текст, это не иллюстрации к нему. Кажется, это поняли те под 2800 человек, которые заглянули в Сад Людей в течение года. Это в другом месте, я его называю. Ежели охота, Вы можете сравнить свою имху с их имхой. Ежели охота. Весь текст на этом построен. В ч.1 это не так ощущается. Все разворачивается в остальных двух. Да только если просимая мною помощь не будет оказана, никаких частей не будет. Тихо уйдет и эта. Ну, что поделаешь.
денис ака Veter аватар
денис ака Veter (Пнд, 14.04.2008 - 13:36)
Я только свое мнение сказал. Защищать его я не собираюсь, как и дискутировать. Правила сайта Вы не нарушили. Это главное. Помощь Вам лучше попросить в Форуме, там быстрее ответят.... удачи
бужор аватар
бужор (Пнд, 14.04.2008 - 14:18)
cпасибо, попробую в Форуме
ВикторЪ аватар
ВикторЪ (Пнд, 14.04.2008 - 18:58)
Это не сложно. 1 Заходите на http://www.radikal.ru/ 2.Загружаете туда фото, предварительно уменьшив его до 450 пикс. 3.Выделяете пункт 2: Картинка в тексте. 4. Правой клавишей мышки копируете ссылку. 5. Вставляете ссылку здесь, в нужном месте текста. Удачи!
Mnemon аватар
Mnemon (Втр, 15.04.2008 - 10:03)
Хорошая страна Норвегия. Очень добрые воспоминания о её посещении у меня.
yasnaya аватар
yasnaya (Ср, 09.07.2008 - 16:34)
Сад Людей- это шедевр, взрыв эмоций. Жаль нет фото. Но у меня к счастью сохранился альбом Г.В. Жду продолжения рассказа.
бужор аватар
бужор (Сб, 12.07.2008 - 12:27)
Дорогая Yasnaya, cпасибо на добром слове! Без картинок в тексте - никак, все на этом построено. Рядом не годится. Люди добрые все подсказали, а времени вот так сесть и сделать нет. Сезон-с. Если модератор не очень возражает, что сношусь здесь с посторонним носителем, то весь текст с картинками "как надо" - на http://world.lib.ru/j/jurij_j_b/sadlyudei.shtml :?:
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...