Ходите по музеям ночью!

Крым,Алупка, 2006г
Предыстория…. Почти в центре Алупки среди зелени старинного парка возвышается величественный Воронцовский дворец – уникальный памятник архитектуры первой половины XIX в. Построенный в эпоху романтизма, он поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм. Оригинальная планировка, интересное стилевое решение каждого из корпусов, мастерство, с которым выложены стены и, наконец, отделка внутренних помещений - все это восхищает уже не одно поколение любителей прекрасного. Сотни крепостных и вольнонаемных рабочих вложили сюда свой талант и труд. При этом был настолько искусно использован рельеф местности, что, кажется, дворец вырастает из окружающей природы. Дворец строился как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова (1782-1856). Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора. В развитии английского романтизма первой половины XIX в. большую роль играло увлечение памятниками старины, их изучение и восстановление. Этой деятельности и посвятил себя Блор в молодые годы. В настоящее время собрание музея составляет свыше 11 тыс. экспонатов. Наибольшую ценность представляют живописные произведения русских художников XIX в. и западноевропейских мастеров XVI - XIX вв., собрание русской гравюры XVIII в., графические листы, выполненные английскими граверами в редкой технике - черной манере, гарнитуры мебели, изготовленные русскими крепостными и английскими мастерами, изделия из фарфора отечественного производства, часы, канделябры, декоративные вазы известного французского бронзовщика Томира и русских фирм. В частично сохранившейся мемориальной библиотеке насчитывается около 6 тыс. книг, рукописных нот, архитектурных чертежей и географических карт. Наибольший интерес представляет политическая литература периода Великой французской революции 1789 г. - издания французских писателей Дидро, Вольтера, собрание речей, произнесенных в английском парламенте, русские издания конца XVIII - начала XIX вв. Музей в настоящее время занимает центральный, столовый, библиотечный и гостевой корпуса. В парадных залах первого этажа центрального и столового корпусов, сохранивших свое декоративное оформление, создана основная экспозиция, соответствующая характеру архитектурного памятника и дающая представление о дворцовых интерьерах 30 - 40-х гг. XIX в. В экспозицию входит 8 парадных комнат, каждая из которых имеет свое художественно-образное решение. Наиболее оригинальны по отделке светлая и праздничная голубая гостиная, где стены и потолок сплошь покрывает затейливый лепной узор из листьев и цветов, торжественная столовая со сложным декором из резного дуба, уютный китайский кабинет, стены которого украшены богатейшей резьбой по дереву и рисовой соломкой, вышитой шелком и бисером. В соответствии с декоративным оформлением и назначением комнат интерьеры дополнены произведениями живописи и скульптуры, художественной мебелью, изделиями из фарфора, бронзы, малахита, хрусталя и другими предметами прикладного искусства. В парке насчитывается около 200 экзотических древесно-кустарниковых видов, разновидностей и садовых форм. Здесь растут пальмы и лавры, кипарисы и маслины, земляничники мелкоплодный и крупноплодный, араукария чилийская и калина вечнозеленая... Разбит парк в пейзажном, или ландшафтном стиле, не искажающем, а дополняющем природу, к которой словно и не касалась рука человека. Все сделано с умелым использованием нагромождений каменных хаосов, горных источников, аборигенной растительности. Руководил разбивкой парка немецкий садовник Карл Кебах. Разбитая по принципу амфитеатра, вся композиция парка содержит пространственные связи, сориентированные по странам света и тянущиеся от основания амфитеатра - "Чайного домика" на берегу моря - ко всем архитектурным объектам парка, дворца, ко всем видимым и невидимым центрам ландшафта. Все продумано и закреплено строгой логикой классического плана, скрывающегося под свободными живописными линиями пезажного сада. Прибрежное шоссе делит парк на Верхний и Нижний. Верхний парк буквально насыщен природными изюминками: суровыми каменными хаосами и зеркальными прудами, фрагментами природного южнобережного леса и группами прекрасных иноземных деревьев. Все они имеют поэтические названия: Лунный камень, Малый и Большой хаосы, Форельное, Зеркальное и Лебединое озеро, Платановая, Солнечная, Контрастная, Каштановая поляны. Обращает на себя внимание фонтан "Трильби". Нижний парк решен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения - "Фонтан слез", представляющий собой вариант знаменитого Бахчисарайского фонтана, воспетого А. С. Пушкиным, фонтан "Раковина", источники "Кошкин глаз", "Чайный домик", скала И. К. Айвазовского и, наконец, львиная терраса с тремя парами беломраморных львов: спящих, пробуждающихся и бодрствующих. Надпись на постаменте гласит, что все шесть изваяний выполнены из каррарского мрамора в мастерской известнейшего итальянского скульптора В. Боннани. По факту и по делу…. Студенты – люди необязательные, и любознательные, если дело касается только градусов, отнюдь не тех ,которые по Фарентгейту. В лучшем случае, к пятому дню отдыха этот подвид туристов, выбирается на море, а уж об экскурсионных программах говорить и вообще приходится с трудом. Обычно, этот способ познания и развития своей бело-серой кудрявой мозговой массы, проходит стороной любого адекватного среднестатистического представителя молодежной субкультуры. Однако, иногда в умах, затуманенных алкогольными парами, от «познавательных» поездок по увеселительно - развлекательным заведениям побережья, все –таки просыпается гениальная мысль о саморазвитии и посещении мест, которые представляют собой историческо - культурные ценности. В Воронцовском дворце нам удалось побывать два раза: днем и, не удивляйтесь, ночью. Мало кто сможет похвастаться тем, что побывал на территории парка-музея в темное время суток, хотя туда беспрепятсвенно можно попасть, так как никаких ограничений там нет. Закрыто только внутреннее пространство дворца, а сам огромный парк с многочисленными аллеями и прудиками, приглашает прогуляться по неосвещенным тропкам. Вообще, к слову сказать, на Украине, в Крыму, любят экономить на электричестве и городском освещении. Поэтому выражение: «Чёрт ногу сломит»,- относится как раз ко всем прибрежным городкам не особо крупных размеров . А ночи в Крыму черные . Сразу на ум приходит сравнение с цыганскими очами, как поется в какой -то из песен. А дело было так…Мы с моей подругой , поссорились из-за бытовых проблем на тему: «А сегодня у меня плохое настроение...и вообще , ты мне не друг….не враг...а так..», после чего благополучно упустили куда укочевала наша великая студенческая тусовка из 40 человек гулять. Темно. Ориентир – дискотека на пляже, к которому нужно спускаться через центр города, который находится в 20 минут езды от нашего место поселения, а маршрутки после двадцати двух нуль-нуль, не ходят. Собрались. Двинулись. С горем пополам , в темноте и на каблуках, выспрашивая координаты нахождения этой чертовой дискотеки у редких прохожих, спустились к этому «обителю зла» ночной жизни. Тихо как-то. Наших 40 человек слышно было бы с другого конца города. Пара десятков гарных украинских хлопцев с банками пива в руках и в обнимку с неказистыми гарными дивчинами, и полное отсутствие присутствия наших…Сели обдумывать дальнейший план действия. К нам со знакомством привязался какой-то полуместный донецкий приезжий юноша, который особого восторга и интереса в наших глазах не представлял, если бы не сделал нам предложение совершенно - гениального характера: «А вы в нашем дворце уже были?...нет?а пойдемте я вам его покажу?!». Иногда я поражаюсь, по прошествии времени, насколько бездумны бывают мои действия, насколько бесстрашны(не в хорошем смысле слова) бывают мои помыслы и насколько абсурдны бывают мои выходки. Сказано - сделано. Из-за отсутствия фонарей, идти приходилось на ощупь. Если бы с нами не было нашего «Сусанина» - заблудиться в этих дебрях фантастического леса было бы проще простого. Сначала мы прошли по Пальмовой аллее, которая идет вдоль кромки моря, потом свернули в сторону озера с лебедями. Параллельно в такой кромешной тьме нам рассказывалась экскурсия , суть которой передана в начале рассказа(уж не знаю, откуда наш попутчик знал все так подробно, может и подрабатывал частенько таким вот экзотическим «ночным» экскурсоводом), но до того момента, когда мы спотыкаясь добрались до озера , мы знали практически всю историю создания этого имения. На озере мы, слабым светом от трех телефонов, пытались выхватить из этой черной мглы силуэт белого лебедя, который должен был здесь обитать. Но так как кромки деревьев плотно отделяли озеро от всего остального мира, то даже свет луны не мог внести ясность: есть ли кто живой на этом озере кроме нас…Вспоминая сейчас те моменты, я удивляюсь нашему спокойствию и расслабленности, находясь в таком жутком месте в такой час. Любой режиссер фильма ужасов позавидовал бы такому сюжету и кадрам, которые можно было бы отснять в той окрестности. К сожалению, у нас с собой не оказалось фотоаппарата, а слабая камера телефона, даже с жалкой пробой вспышки не могла сделать подобие кадра. По пути назад мы пытались среди сотен теней деревьев отыскать некое «Дерево желаний» с раздвоенным стволом, через которое нужно пролезть, скрючившись в трижды сложенном виде. Поиск не увенчался успехом, глаза потом еще долго привыкали к единичным, одиноко стоящим фонарям, на городских улицах. Выходов-входов в этот парк тоже весьма и весьма много, хотя официально их два: со стороны городского парка - с главной площади, спустившись по лестнице вниз, и главный – в сторону к старой части города, по направлению к Симеизу, если отклониться в сторону по серпантину. Распрощавшись уже ближе к 3 ночи с нашим новым знакомым, мы обещали себе вернуться в это удивительное место еще раз… Что и сделали через пару дней днем…Но знаете, ночью было интереснее! Такой ореол таинственности еще долго будет уживаться в моих воспоминаниях с этим Алупкинским государственным дворцово-парковый музеем-заповедником.
Тэги: Украина ,
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...