Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам

Гималаи, октябрь-ноябрь 2007
8 день трека (29 окт, пн) High Camp, 4850 – Torung La, 5416 – Muktinath, 3800 Этот день явился, по сути, кульминацией нашего похода и остался в памяти как самый яркий и насыщенный. Утром мы были приятно удивлены, что заказанный накануне завтрак был приготовлен и подан ровно к оговоренным 5-ти часам утра. (Единственный случай за обе мои поездки в Непал: во всех других местах было бесполезно просить, чтобы еду приготовили к определенному часу – процесс готовки начинался ровно тогда, когда ты приходил в столовую, и ни минутой раньше). Уже с полшестого снизу повалил народ. Бесформенная шевелящаяся масса, обозначенная лишь фонариками, текла и текла между домами и скрывалась за ближайшим изгибом. Некстати мне вспомнилась картина Чюрлениса «Похороны». Вскоре и я влилась в это шествие. Сначала было очень холодно, мерзли руки и лицо. Каменистые участки сменялись льдистыми. В сложных местах образовывались заторы, переходили аккуратно, по одному, носильщики помогали своим клиентам. Был один неприятный участок – узкая тропка, покрытая ледком, и долгий льдистый сброс вниз. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Быстро светлело, и вот уже можно было убрать фонарик. Тропа шла полого, без резких взлетов. На одном из поворотов я увидела закутанного по самые глаза непальца, держащего под уздцы лошадь. «Horse, mem», - предложил он мне. Я прошла мимо. Тем не менее, клиента (точней, клиентку) на свою лошадь он нашел очень быстро. Вскоре они меня обогнали. Маленькая лошадка споро трусила по заснеженной тропе, неся на спине женщину, а за хвост ее прицепился хозяин лошади и практически бежал следом. Таким же образом, прицепившись за хвост лошади, мимо пронесся смуглый длинноволосый мальчишка, который нас обслуживал в Братанге, в легкой куртке, без шапки. Через какое-то время меня догнали мои товарищи. Дима сказал, что идти без рюкзака – это совсем другой спорт. И вот я выхожу на перевал - широкую, ровную площадку, увенчанную доской и увитую гирляндами буддистских флажков, где толпятся радостные люди, фотографируются, обмениваются эмоциями. Все уже полузнакомы, не раз встречались на тропе и останавливались под одной крышей. Вот семейная чета из Испании, с которой мы ужинали в Дарапани, вот наши бельгийки. Происходящее вокруг напоминает народное гуляние. Тут же примостился кургузый чайный домик в два оконца. Стоят лошадки, терпеливо ждут, когда люди нарадуются вдоволь. Внезапно возникла суматоха – женщине стало плохо, потеряла сознание. Буквально 5 минут назад я снимала всю их компанию, а теперь она сидит на земле, и окружающие пытаются привести ее в чувство. Наконец она открывает глаза, ее осторожно ставят на ноги и, придерживая с двух сторон, уводят с перевала вниз. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Начинаем спускаться и мы. И как-то неожиданно быстро кончаются снежные поля, и мы снова на пыльной тропе среди камней. Останавливаемся раздеваться. По поводу одежды могу сказать, что теплые вещи (шапки, перчатки, куртки, длинные штаны) нам пригодились только в день прохождения перевала, весь остальной путь мы шли в шортах и футболках. Но вечерами наверху, конечно, тоже было прохладно, надевали полары и куртки перед ужином. В маленьком селении (Charabu, 4230) на спуске долго пьем чай, отдыхаем. И снова вниз. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Открывающийся пейзаж ощутимо отличается от оставленного за перевалом. Другие горы: сглаженные, ниспадающие текучими, мягкими складками. Другие краски: приглушенные, нежные, размытые, оттенки желтовато-фиолетово-оливковые. Среди бурой травы и замшелых камней – пятна ярко красного низкого кустарника. Расположившаяся на пологой площадке группа туристов в ярких одеждах создавала сочный мазок на пастельном коричневатом фоне окружающих просторов. Мне подумалось, что собрание ранних христиан в разноцветных тогах в окрестностях Иерусалима выглядело очень похоже по цвету. Все сидели и смотрели на плоские, тягучие горы, на открывающийся внизу монастырь, обнесенный белой стеной, на вытянувшийся вдоль тропы поселок Муктинатх. И монастырь, и поселок отсюда смотрелись как чудесное видение. - Смотрите, какая красивая гора, - указала я на снежный пик вдалеке почти правильной пирамидальной формы. Подошедшие за нами иностранцы остановились и возбужденно загалдели, глядя на гору. «Дхаулагири» , - единственное, что из их речи можно было разобрать. Мы вскочили и бросились фотографировать. Да, действительно, это был восьмитысячник Дхаулагири, а напротив него широкая снежная красавица Нилгири. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам И вот мы входим в Муктинатх, проходим вдоль монастырских стен, идем по главной улице. Димкин носильщик уверенно бежит впереди. Я пытаюсь притормозить где-нибудь в центре: вот, смотрите, хорошая лоджия! Или вот эта! Портер целеустремленно ведет нас все дальше, пока не останавливается у самой последней лоджии. Есть такое неудобство при хождении с портером, что в каждом поселке он будет приводить вас в ту лоджию, где удобней ему, где у него друзья или родственники. Тем не менее, лоджия оказалась ничем не хуже предыдущих (правда, душ здесь был платным, до этого везде бесплатный), и ни одно впереди стоящее здание нам не мешало любоваться восьмитысячниками. По ближайшему склону серпантином извивалась грунтовая дорога, по которой время от времени проезжали джипы, поднимая за собой клубы пыли. Устроившись и приведя себя в порядок, прошлись по поселку (вчетвером, Димка добрел до постели и свалился). Зашли в ближайшую гомпу с забавными львами при входе, слонами по углам крыши и ланями на самом верху. Есть в этом стремлении к диковинным животным, к пестроте и яркости картинок, флажкам и барабанам что-то по-детски наивное и трогательное. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам 9 день трека (30 окт, вт) Muktinath, 3800 – Kagbeni, 2800 В этот день мы решили дать себе поблажку, и полдня отдохнуть в Муктинатхе, а после обеда перейти в соседнее селение Кагбени. Узкий поселок, вытянувшийся вдоль тропы, как и предыдущие, состоял преимущественно из лоджий и лавок. Продавали вязаные из ячьей шерсти вещи, коврики (мы видели, как женщины, сидя за станком, прямо возле дома, ткут такие ковры), бусы и поделки из камней, а также салиграмы – овальные сглаженные камешки с отколами, внутри которых сохранились отпечатки древних листочков или ракушек. Главное отличие от предыдущих высокогорных селений – наличие лиственных деревьев. Мне сказали, что это искусственные насаждения, и выпестовали эти деревья монахи. В поселке имелись полицейский участок (квадратная казарма с внутренним двориком, где росло большое раскидистое дерево), Safe Drinking Water Station, информационный туристический центр. Там мы взяли буклетик, посвященный Муктинатху, из которого узнали, что долина Муктинатх считается священным местом как для индуистов, так и для буддистов. Хинди называют ее Muktichhetra («зона спасения»), буддисты – Chuming Gyatsa (“место 108 источников»). Здесь останавливался и медитировал гуру Римпоче (учитель и основатель тибетского буддизма) по дороге в Тибет в 12 веке. В долине Муктинатх имеется 7 деревень, в данный момент мы находились в Ранипауве. Главная этническая группа в долине – бхати (подгруппы тхакури и гурунги). В настоящее время в Ранипауве 13 отелей и 2 кэмпинга, 5 отелей в Джаркоте и 4 отеля в Кхинге. Главная достопримечательность и место паломничества индуистов и буддистов – храмовый комплекс, большая территория на склоне горы, обнесенная по периметру белой стеной и включающая несколько гомп-храмов. От поселка Ранипаува в монастырь ведет аллейка-тропа, обсаженная лиственными деревьями. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Мы прошли через арку, увенчанную свастикой, поднялись по пригорок, по каменным ступенькам вошли в нарядные красные ворота с изображенным колесом сансары. Тут же при входе – домик с молельными барабанами. Прямая дорожка от ворот ведет к гомпе Самба –«новому храму», основанному Сьяндол-ламой, пришедшим из Тибета. Первоначально использовался в качестве хостела для монахов, которые после основания храма переехали в ближайшие поселки: Кхингу и Джаркот. Если идти по правой тропинке, то выходишь к Dhola Mebar Gompa – «храму священного огня». Главное божество храма – Chimgresig, под которым все время горит огонь. Из заявленных в буклете трех видов священного пламени: огня земли, огня камня и огня воды – нам показали только огонь воды. Служка подвел нас к некоему отверстию, в глубине которого горел голубой газ и журчала вода. Было темновато и невнятно, такое впечатление, что просто горел природный газ, выходящий из-под земли. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Монастырь засажен великолепным лиственным парком, половина листьев уже облетела, но часть деревьев сохранило еще желтую полузасохшую листву. Необлетевшие деревья, ясный погожий день – полное впечатление нашего «бабьего лета». Только горы вокруг, буддистские флажки вдоль тропинок, связки колокольчиков на деревянных перекладинах, оранжевые свастики на земле и многоступенчатые крыши пагод. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Так, гуляючи по парку, мы вышли к главному храму – Muktinath, которому поклоняются и индуисты, и буддисты. Именно здесь, считают индуисты, Вишну получил избавление от круговерти перерождений и перешел в состояние непрекращающейся нирваны. Позади храма по окружности располагаются 108 священных источников, омовение в которых, верят индуисты, помогает добиться перехода в нирвану и смывает все грехи прежней жизни. Желающих смыть грехи было предостаточно. Меня сначала удивило большое количество индусов в белых рубашечках, с семьями, потом я вспомнила, что неподалеку в Джомсоме находится аэродром, и все эти аккуратно и нарядно одетые люди, конечно, не шли через перевал с рюкзаками, а доехали на джипах из Джомсома. А, может, даже прошли 6 часов от Джомсона пешком, как честные паломники. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Как бы то ни было, верующие обходили по кругу все 108 священных источников, подставляя под струи руки и головы. В храме на жертвеннике курился огонь. На площадке перед храмом располагались два маленьких квадратных бассейна и блестящая металлическая полусфера с подвешенным чайником в центре. Прогуливался праздный люд: военные с автоматами, туристы. Одна из туристок довольно долгое время стояла на голове, потом села на скамеечку рядом со своим невозмутимым спутником. В глубине парка мы увидели симпатичную беленькую беседочку, тоже оказавшуюся гомпой. Вскоре мои товарищи заявили, что уже достаточно насмотрелись достопримечательностей, так что в самый дальний храм – «храм тысячи священных светильников» - я отправилась одна. Храм посвящен гуру Римпоче, его большая статуя находится в центре алтаря. Место на удивление безлюдное, помимо меня только местная женщина стирала белье во дворике перед храмом. Рядом, на чахлом сером клочке земли росли кочаны капусты. По системе лесенок я залезла на крышу храма, откуда хорошо просматривался монастырь и поселок. Рядом с гомпой были еще одни монастырские ворота, через них я и вышла и отправилась в отель. После обеда отправились в соседнее селение Кагбени. На выходе из поселка за низкой каменной оградой - яблоневые сады. Чудесные виды: куртинки красных кустарников, зелено-желтые деревья, расчерченные каменными заборами поля и серые с переливами горы. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам У одинокого домика возле тропы сидел косматый европеец и, вытянув ноги, с удовольствием потягивал толстый косяк. Прозвенел бубенцами караван груженых осликов с погонщиком, пропылили женщины с корзинами за плечами. Широкая дорога на Джомсом повернула влево. Кто-то из нас предложил идти сразу в Джомсом, но я стояла намертво, и не напрасно: Кагбени оказалось самым экзотическим местом на нашем пути. Ехавший перед нами всадник остановился посреди чистого поля, слез с лошади и в мгновение ока как сквозь землю провалился. Вскоре и мы оказались на самом краю обрыва, а под нашими ногами распахнулась глубокая узкая долина с яблоневыми садами, полями и домиками у реки. Запрятанная в уютный глубокий провал, деревня Кагбени расположилась в месте слияния рек Кали-Гандаки и Йхонг-кхола («бени» означает слияние рек), и было так удивительно обнаружить внутри каменистой пыльной пустыни этот зеленый кармашек-оазис. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам По крутому серпантину мы спустились донизу, прошли мимо садов, и перед нами открылась широченная долина реки Кали-Гандаки с разбросанными по каменистому дну струящимися рукавами. На входе в поселок – чортен (тибетская ступа) с низким входом. В буклете было написано, что этот чортен построил гуру Римпоче, чтобы защитить деревню от призраков. На первой же приличной улочке, на ступеньках лоджии «Мустанг гейт вей» мы встретили соотечественницу. Она сообщила, что их трое, двое из Москвы, одна из Одессы, прилетели в Джомсом, после Кагбени пойдут в Муктинатх. Было смутное ощущение, что мы раньше где-то уже встречались. К сожалению, мои товарищи не захотели остановиться в этой лоджии, а пошли дальше, через речку, в запланированный Вовой Holiday Inn, где оказались единственными постояльцами. На первом этаже хозяйка держала магазинчик, на втором и третьем были комнаты для гостей и две столовые. Кагбени – поразительная деревня, словно застывшая в средних веках, живой этнографический музей. Тесно прилепленные друг к другу домики, узкие улочки, на крышах жилищ сушатся дрова и ярко-оранжевая кукуруза. Особенно впечатлил разрушенный Kag Khar Palace – огромное здание, доминирующее над всем поселком, каменно-глиняный серый монстр с окошками бойницами, узкими коридорами, внезапными лесенками, переходами, дверцами. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам В прежние времена через Кагбени проходил Соляной торговый путь из Тибета в Непал, деревня часто подвергалась нападениям, поэтому был выстроен общий дом-крепость в 108 комнат. Такое совместное тесное проживание всего населения в одном доме также помогало переносить сильные ветра и зимние холода. Деревня была обнесена оборонительной стеной с двумя охраняемыми воротами. Век назад живых сторожей заменили две глиняные раскрашенные фигурки: мужчины и женщины. Фривольного глиняного идола-мужчину с неприлично торчащей палкой наперебой фотографировали туристы. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Мимо долгой стенки с молитвенными барабанами мы вышли на окраину Кагбени. Последним строением был чек-поинт, дальше начиналось запретное королевство Мустанг, на посещение которого требовалось специальное разрешение (за 700 долларов). Перед нами открылась широкое каменное русло реки с расступившимися горами, в мягких складках которых спрятались деревеньки Верхнего Мустанга. На чек-поинте висела схема королевства: отроги гор и селения, с честным признанием «Map not in scale». По тропе, прорезавшей противоположный склон, стремительно двигалась вереница черных мохнатых овец. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Мы вышли к монастырю – красному параллелепипеду, чуть в стороне от центра, на берегу реки. Согласно путеводителю, он был основан в 1429 году, название его переводится как «храм остановки и постижения знания Будды». В середине 18 века там было около ста монахов. Перед тем, как отправиться в Муктинатх, паломники, как правило, останавливаются в Кагбени, у слияния рек, для совершения ритуала, призванного помочь душам их умершим предков в дальнейших перерождениях. Вход в храм платный, 100 рупий. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Дошли до высокого моста через Кали-Гандаки, по которому как раз в этот момент перебегали с другого берега овцы и бараны. Все близлежащие проходы и улицы тут же заполнились черной длинношерстной текучей массой. Во дворике местной школы играли детишки: раскачивали одного из детей на широком платке и выбрасывали на землю. Когда самый маленький мальчик, выброшенный на твердое, заревел, его место заняла старшая девочка, и убедительно ему показала, что ничего не больно, а как раз очень весело плюхаться, раскачавшись, на камень. Удостоверившись, малыш опять полез в импровизированный гамак. Трекинг вокруг Аннапурны. Часть 4. Прохождение перевала. По святым местам Так, потихоньку я вышла за пределы деревни и пошла вдоль узкой, но бурливой речушки Йхонг, вдоль садов и участков, разгороженных плетнями. По моему берегу бойкой рысью на меня неслись коровы с дальнего конца ущелья. Не успела я глазом моргнуть – коровы оказались на другом берегу. Подойдя ближе, я увидела мостик в два бревнышка над стремительным потоком. В этот момент к мостику подбежала отставшая буренка. Я остановилась посмотреть, как корова будет по бревнышкам переходить реку, но она, не сбавляя хода, бросилась в речку, некоторое время боролась с течением, вскарабкалась на противоположный берег и помчалась догонять товарок. В наступающих сумерках я еще раз прошлась по улочкам Кагбени. В огороженных двориках стоял скот: лошади, ослики, по каменистым улочкам бродили куры. Пробегавший мимо мальчишка с большой корзиной по крутой скальной стенке вскарабкался вверх, к началу другой улочки. На маленькой площади со ступой доили корову. Вокруг нее полукольцом стояли люди с баклажками. Молоко расходилось тут же, чуть не из-под коровы. Картину средневекового уклада нарушала наряженная по-городскому местная девушка, в джинсиках, с рюкзачком, направлявшаяся к «городским воротам» - чортену. Ее все останавливали, расспрашивали, детишки подбегали и висли. Молодые люди что-то задорно кричали вслед, а она, обернувшись, отвечала, прижав руку к сердцу: Promis. Видно, ехала в город на учебу. Вечером, в полупустой гостинице (были только мы и многочисленное хозяйское семейство) я наконец вспомнила женщину, виденную нами утром. Два года назад, в Катманду, возле ступы Буднатх, нам встретилась компания из Одессы, которая собиралась в поход к священной горе Кайлаш. Компания была очень странная, и мне было интересно, чем закончится в итоге их путешествие. Я сильно пожалела, что упустила возможность пообщаться с давней знакомой и узнать продолжение истории. Несколько раз за время долгого ужина под нашими окнами пробегала громкая процессия с барабанами, дудками, тазами, кастрюлями, криком и топаньем. «Party,» - прокомментировал хозяйкин сын. За окнами стояла непроглядная ночь, и почти в каждом маленьком окошке-бойнице разрушенного «паласа» трепетали слабые отблески пламени. В каменных клетушках, среди руин, ютились люди, грелись, готовили еду, пережидали долгую холодную ночь, чтобы утром опять выйти и продолжить свои дневные дела: пасти скот, растить еду, заготавливать дрова, ткать одежду и выживать дальше.Медаль
Тэги: Непал ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Ulysses аватар
Ulysses (Ср, 28.05.2008 - 15:52)
Целая книга у Вас получается! И оченьхороший путеводитель. Я сам, к сожалению, в районе Анапурны совсем недолго был - 6 дней, не хватило времени на кольцевой маршрут. Лучше знаю Лантанг. И если вдруг снова соберусь в Непал - распечатаю Ваш рассказ и возьму с собой! Спасибо!
Lyos аватар
Lyos (Чт, 29.05.2008 - 08:42)
Спасибо! А насчет путеводителя... После первого своего трекинга в Непале (к Эвересту) я тоже написала отчет, и моя подруга ходила по тому же маршруту, руководствуясь этим рассказом, и под Эверестом встретила русского парня, который тоже шел с распечаткой моей статьи. Забавно получилось.
irezine аватар
irezine (Чт, 29.05.2008 - 09:46)
Да даже не просто забавно, а я бы сказала, чертовски приятно сознавать, что "твой опус кому-то да пригодился..." :-) Спасибо за рассказ!
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...