Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы.

Санкт-Петербург, вторая половина XIX века - по сегодняшний день
Если Вы зашли ознакомиться с искусствоведческой работой, я вынуждена огорчить Вас – это совсем не то, что Вы надеялись найти. Мой рассказ – всего лишь ответ дилетанта на труд Ulysses, который можно прочитать тут: http://www.tbg-brand.ru/diaries/9874/3362.html Всего лишь ответ – эхо, ответ - отсвет. Раздумья над тем, как оказывается непохожи бывают стили, называемые одним именем, но рожденные в семистах километрах друг от друга. Это по сути эссе, если я имею право на столь громкое обозначение своего рассказа. Все начиналось в далеком детстве. Улица Гоголя, 21 – второй дом от Исаакия. Теперь вернули «историческое» название – Малая Морская улица, уничтожив, отбросив победу петербургской интеллигенции, добившейся в далеком 1902 году право на существование в нашем городе улицы с именем писателя (воспользовались грустной круглой датой - пятидесятилетием со дня его смерти). А в упомянутом доме всю жизнь – кроме последних 4 лет в новостройках на окраине – прожила моя бабушка, здесь родилась моя мама – я не оговорилась, именно физически родилась : не успели вызвать Скорую. Здесь моей семьей было пережито много – и первые десятилетия после революции, и блокада (из Питера не уехал никто; спустя 40 лет бабушка, умирая и зная, что умирает, попросила только одно: не уезжай! никогда не уезжай!) – и то, что было в пятидесятые. Отсюда я начинала узнавать свой город: с прогулок в Александровском – Сашкином – саду; с обязательных весенних катаний по Неве (как я их ждала – непременно успеть в самый первый день открытия! ) и не менее обязательного «пира» на речном трамвайчике – с лимонадом и Александровским (было такое пирожное, в виде тонкой бисквитной полоски с прослойкой из конфитюра и глазурью сверху); с закатами – воистину на полнеба! - над Невой, с такими же – на полнеба! - салютами; с демонстрациями, которые мы ходили смотреть на Невский, дом 1 из окон квартиры какой-то дальней родственницы (и мне были видны и людские колонны на Невском – надо было только исхитрится посмотреть вдоль дома направо – и как эти колонны вливаются на площадь). И бесконечные прогулки «по окрестностям» - от Исаакия до Дворцовой; по Гороховой (от дома Пиковой дамы) – до Мойки, а то и до Фонтанки; по Невскому и через Невский в Михайловских или Летний сады, и... Всех маршрутов я не перечислю, но именно тогда я влюбилась в мой город так, как может влюбиться ребенок дошкольного возраста – всем сердцем и навсегда. Я испытывала такую неимоверную гордость, что мне – МНЕ !!! – посчастливилось родиться ЗДЕСЬ, ходить по камням – а еще оставались мощенные участки, и кое-где на камнях стояли цифры 18... , – по камням, которые знали Пушкина и многих других. Пушкин был не просто кумиром – он был своим, потому что бабушка рассказывала, как мой далекий-далекий предок и его брат, служа в гусарском полку, расквартированном в Царском Селе, были единственными гостями на восемнадцатом дне рождения Александра Сергеевич. Став взрослее, я со здоровым скептицизмом вспоминала слова бабушки, лишь как-то – уже, увы..., после ее смерти – осмелилась скользнуть по этой теме в разговоре с экскурсоводом Лицея – и ... информация подтвердилась, - вспомнила она и день рождения, и братьев Сабуровых. Во время тех прогулок я запоминала названия и стала понимать различия в архитектуре домов – так же, как сельский малыш с самого раннего детства ориентируется в домашней живности. Я легко произносила имена – ставшие для меня синонимами любимых зданий – Монферран (долго холодело и дрожало внутри, когда приходилось близко проходить мимо собора..., и никакие слова – бомба рядом разорвалась, а он стоит! – не помогали... мало ли бомба – а вот на меня эта колонна и свалится...), Росси (любимейшие тринадцать площадей и двенадцать улиц), Кваренги или Растрелли. Так же легко слетали с моих губ мудреные слова «барокко», «классицизм», «ампир». Конечно, трудно было бы ожидать, что тогда – и даже сейчас :) – я могла бы дать точное определение. Но я чувствовала что-то более существенное, чем определение: я понимала разницу, я знала душу – повторюсь: так, как знает любой ребенок, - не разумом, а сердцем. Конечно, мне фантастически повезло – не просто родиться в Петербурге, а оказаться в таком месте, где на небольшом – даже по городским меркам - пространстве было возможно проследить практически всю историю строительства Петербурга – от раннего классицизма до модерна. Я говорю об ансамблях Дворцовой, Сенатской и Исаакиевской площадях. Где же тут модерн? - не раз приходилось слышать мне от людей, как и я, весьма далеких от архитектуры. А мне «эти» здания «резали» глаз еще в раннем детстве – я физически ощущала разницу между «Асторией», бывшим зданием Германского посольства (Исаакиевская пл.), домом Фаберже (Большая Морская, 24) и другими домами. Они отличались от остальных какими-то «неправильными» фасадами; немного давящей темноватой отделкой или, напротив, режущей глаз неспокойной цветовой гаммой; каким-то необыкновенно оригинальным – пусть порой и излишне простым или даже грубоватым - декором. Эти дома как будто выпучивало на улицы – то эркерами, то огромной витриной (непременно ассиметрично сбоку) – или в небо – башнями, вылетавшими из крыши в самом непредсказуемом месте – не «по правилам»... Стены временами казались живыми – они настолько были пластичными в своей неправильной форме, что, проходя мимо и случайно подняв глаза, можно было вздрогнуть в изумлении – это здесь откуда взялось?.. тут такого не стояло... – настолько менялся контур, стоило сдвинуть точку обзора на пару метров вправо или влево. Это потом я узнала, что модерн и появился в результате отрицания векового господства принципа «от фасада к интерьеру» и перехода к обратному – от того, что хотим иметь внутри, зависит фасад. Отсюда и сумасшедший танец разнообразных окон по стенам, и выпячивание отдельных частей, и царство ассиметрии. Модерн я приняла не сразу, а, метаясь и разрываясь между классикой во всех ее проявлениях, фактически переживала череду влюбленности и непременных измен – любовь к представителям одного стиля сменялась страстью к представителям другого. Приняла модерн тогда, когда лет в двенадцать, ведомая подружками – составляя им кампанию и оказывая моральную поддержку - оказалась в малознакомом мне районе Петроградской стороны. «Ленфильм» приглашал детей нашего возраста для отбора – какая картина, я не помню, а вот переполненный детьми двор – разряженные девочки, немного презрительные мальчики – запомнился. Не помню почему – может просто я устала ждать, а мое неучастие в охах и ахах и переживаниях «возьмут - не возьмут» утомило и подруг – но я в одиночестве ушла к Горьковской раньше других. Такие – одинокие – прогулки уже давно стали не просто любимы. Я просто заболевала душой, если по каким-то причинам долго не могла выбраться на эти узнавания - потрясения – свидания с моим другом – моим любимым – моим Петербургом. Очень понравились слова Михаила Боярского – то, что построено до Советской власти, я называю Петербургом, после – Ленинградом... Я люблю Ленинград, и очень трогательно отношусь к этому светлому певучему имени, но точнее сказать трудно. И вот, неторопливо бреду к метро, скольжу взглядом по сторонам, не особо проникаясь холодной красотой камня – на Петроградке мне эта красота кажется особенно холодной до сих пор – и мой утомленный усталостью взгляд неожиданно цепляется – даже не за здание – за ограду. И... я меняю маршрут, перехожу Кировский (сейчас это Каменноостровский) проспект и, завороженная открывающимися деталями, подхожу к дому. Дом Лидваля стал прозрением. С того момента я стала интересоваться и модерном, раскапывая информацию в справочниках, путеводителях, теребя расспросами своих и тех, кого встречала на лавочках у вновь найденных домов, жадно впитывая имена, истории, легенды, слухи, просеивая все это через книги, через сопоставления и отметая явные несуразности. Как уже писал Ulysses , модерн – это то новое направление, которое зародилось в конце века XIX и развилось в начале века ХХ далеко не в одной – по моим представлениям – стране мира. Просто – «пришла пора – она влюбилась...» Пришло его время. Естественно, не мог быть обойден Петербург. Во-первых, потому что на тот момент он не мог позволить себе отставать от моды - он был далеко не последней столицей европейского государства. Скорее /жаль, что мало кто уже это знает :( / он эту моду диктовал сам. Стоит напомнить, как во второй половине того самого века XIX приезжала в Санкт-Петербург делегация другой столицы – французской – приезжала не просто полюбоваться, а – ПОУЧИТЬСЯ у российской столицы, взять на вооружение ее приемы выстраивания города, декорирования и т.д, и т.п. Во-вторых, при той концентрации замечательно-талантливых людей, имеющих к искусству непосредственное отношение, в том числе группировавшихся вокруг одной из самых в то время новаторской Академии Художеств (не сверху, а снизу), трудно было бы предположить, что новые веяния могли этими самыми людьми быть не замеченными или оставить их равнодушными. В-третьих, стремительно богатевшие российские буржуа хотели и могли себе позволить строить дома в столице, а Петербург в то время предоставлял им для застройки весьма аппетитные места. В Питер стремились и российские и европейские банки, правления разных обществ и компаний, акулы гостиничного бизнеса, которым жизненно необходимы были удобные, броские, современные здания. В четвертых, заканчивалась эра лавочников, начиналось время того, что мы недавно называли емким словом «Универмаг». И для этих царств торговли также требовалось достойное оформление, им нужны были удобные помещения. И тем не менее, мне часто приходилось слышать или читать высказывания: Санкт-Петербург, в отличие от Москвы, обделен... А новый стиль не просто вкраплениями вошел в городскую застройку – модерн ворвался в Питер целыми кварталами и островами. Посмотрите на Петроградский остров – практически весь он – а это территория среднего европейского городка! – застроен домами в стиле модерна! Измайловский проспект (Адмиралтейский район) и пересекающие его многочисленные Красноармейские; Пески (бывший Смольнинский, влившийся в нынешний Центральный район) – и Таврическая, и Тверская, и Кавалергардская улицы; на Большой Морской (Адмиралтейский район), Лесном проспекте (Выборгский район), Загородном проспекте, Звенигородской, Гороховой (снова Центральный район) - на всем протяжении этих проспектов и улиц мы опять встречаем модерн. И, наконец, настоящие знатоки архитектуры подскажут: Санкт-Петербург не просто был затоплен модерном, он и сейчас является одним из немногих городов мира, где здания в стиле модерн составляют крупнейшие и неповторимые ансамбли – это Невский и Каменноостровский проспекты и Каменный остров. Говоря об ансамбле, не стоит путать понятия. Вышесказанное вовсе не означает, что весь ансамбль должен состоять исключительно из домов в стиле модерн – ни в коем случае! Написанное констатирует тот факт, что здания модерна являются основой, главными акцентами ансамбля. Откуда тогда взялось это неверное суждение – в Питере модерна мало? Скорее всего, от того, что был он – петербургский модерн – чисто ... питерским, соединив – не в первый раз в истории города – Север и Юг, Запад и Восток. Кто-то сейчас скептически усмехнулся? Слова, слова, слова... А я вам просто назову несколько зданий, построенных именно в то время и – главное – построенных именно и в стиле модерн, но с сохранением всех существенных канонов: – церковь Федоровской иконы Божьей Матери (сейчас реставрируется) или больше Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. известный и сохранившийся храм Спаса-на-крови, – Санкт-Петербургская соборная мечеть, – французская католическая церковь Нотр Дам де Франс, – самый северный в мире Буддийских храм. Но – самое для меня главное – петербургский модерн не стал фактором раздражающим. Он остался «питерским», потому что рождался, по словам одного из Бенуа, через «открытие красоты старого Петербурга». Вы посмотрите на фотографии и увидите: поиски новизны пошли в подавляющем большинстве случаев через романтический пересмотр того, что в Петербурге уже было. Мне кажется, они все – и Лидваль, и Бубырь, и Чаев, и Шмидт, и все Бенуа, и Гитнер, и Шауб, и ... :) – они все были больны любовью к Петербургу, и их созданное «новое» органично врослось в уже существовавшее «старое» (но не устаревшее). Когда я прочитала в первый раз труд Ulysses, еще до полного раскрытия фотографий (огромное спасибо, что автор потрудился и продублировал фотографии в фотогалерее), ощущение несхожести того, что я знаю под названием «модерн», и того, чем представлен модерн в Москве, возникло сразу. Нельзя утверждать, что нет вообще ничего общего – это очевидная неправда. Отдельные элементы, материалы, решения – все это похоже. Похоже... но... Но – разный дух, разное ощущение - все то, что так легко фиксирует глаз, и так трудно передать словом. Изгиб крыш.. – тот... да не тот... Чуть изменился градус, чуть добавили (или убавили :) – кому как удобнее) высоты... Мозаика... Конечно, есть. Есть... Да не те оттенки, не те пропорции... Скульптурный декор, витражи, чугунное литье... И опять – то, да не то... Выпендривается! – слышится мне вновь. Да нет! Давайте поясню на примере, и, уверена, мы поймем друг друга. Наши знаменитые народные промыслы – Хохлома, Городец, Похлов-Майдан, Холуй, Палех, Мстера, Федоскино... – работают с одним материалом – деревом, красками, лаками – а все ведь разные! Так и здесь. Иной модерн. Другое настроение, другие ощущения, иная наполненность. Только не поймите, что пытаюсь принизить одно и возвысить другое – упаси Боже. Возвращаясь к приведенному примеру – разве можно сравнивать по ценности произведения Палеха и Майдана? – они прекрасны каждое по-своему. Так какой же он – мой питерский модерн? Я не стесняюсь в этом вопросе слова «мой» и намеренно его сюда вписала – он действительно мой – потому что я пишу о том, что ценно для меня. Вполне вероятно, что у любого жителя нашего города есть свои – отличные от моих – пристрастия; и у любого человека, надолго или нет посетившего Петербург, также появится свое вИдение. Свой рассказ я продолжу с того самого дома, который когда-то меня поразил, заворожил своей непохожестью на все, мной доселе любимое, и который я люблю до сих пор. Люблю настолько, что готова приехать специально, чтобы взглянуть – как он? – или забежать на минутку в знакомый курдонер, находясь по делам неподалеку. Этот большой дом стоит в самом начале Каменноостровского проспекта, по диагонали от метро «Горьковская», неподалеку от мечети и памятнику «Стерегущему». Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Чужое фото http://www.citywalls.ru/photo1021-7.html – с удивлением увидела, что нет у меня фотографий дома целиком. Кстати, два последних – это тоже представители питерского модерна - и мечеть, и памятник. :) Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Дом угловой, и сразу от угла отделен от проспекта оградой в виде каменного парапета и металлической - прозрачной для глаз - решетки. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Можно начинать просмотр прямо отсюда. Посмотрите внимательно на стены – и вы увидите. Разнообразие оконных проемов – от бойницеподобных или неправильной формы до просторных эркеров; да и решетки на балконах – с нетрадиционно-парадными венками, а чем-то ... скорее чертополоховым. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Отсюда видна и умилительная для моего сердца уцелевшая старая табличка, стыдливо покрытая фасадной краской, со старым названием недавних времен – Кировский проспект. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. А дальше – цветы, цветы, цветы – на камне. Резные листья, простые формы, но какая легкость линий и какая отточенность! Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Вот и ворота, и калитка. Не пугайтесь охраны – она для незваных авто. Но и не торопитесь войти в курдонер – постойте. Оцените литье ворот, калитки, изящество фонаря, вдохните побольше воздуху и приготовьтесь смотреть и внимать. Будьте, пожалуйста, внимательны! Иначе Вы рискуете пропустить на ближайшем левом углу ящерку среди папоротниковых листьев; стройные мухоморы; не увидите выразительные морды диких кошек, напряженно смотрящих сверху на тех, кто может ненароком нанести вред их маленьким соседям – мне кажется, именно от осознания своего бессилия в случае беды придти на помощь они так напряжены. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Глаза разбегаются, скользя по украшенным каменной резьбой стенам, почти не различимой при поверхностном взгляде на фасады, потому что она никак не выделена цветом. Каждое новое открытие (и мелкие – от высоты – гирлянды, и пауки на балконах, и фонари над подъездами...) – честное слово, все – абсолютно все! – в декоре этого дома достойно Вашего внимания. Но, даже, если Вы – невнимательный или нетерпеливый зритель – Вы не сможете не заметить огромных маков, или Икара (не знаю, какое имя должен был носить этот юноша, но для меня он стал Икаром – как только я разглядела крылья и то, как он по-хозяйски держит в руке луч Солнца), или чашу фонтана во дворе. И снова прошу - не торопитесь покидать курдонер! Ведь это еще не все... Взгляните вверх – там, широко распахнув крылья, парит сова – одна из тех, что послужили причиной появления синонима для обозначения питерского модерна еще в те – далекие от нас – времена. «Массовый прилет сов» - метко заметил кто-то, и был абсолютно прав. Чего-чего, а сов на дома того периода опустилось много. Под совой аттика – замечательный барельеф, венчающий парадный вход. Снова сова, рысь, испуганные зайцы, сосновые ветки с шишками... и наливное яблочко. Здесь же – в глубине двора - Вы увидите табличку, золотые буквы которой называют полузабытое для одних и открывают неизвестное другим Имя. Федор Иванович Лидваль. Этнический швед, рожденный в Петербурге. Этот дом он построил на деньги и по заказу своей матери – и для нее, и для всей своей большой семьи. Этот дом в одночасье сделал его знаменитым, принеся многочисленные заказы. В этом доме, украшенном его характерным знаком – заглавной латинской L в овале – он прожил счастливейшие годы своей жизни, годы, когда он мог творить, когда был востребован, когда был обеспечен и спокойно смотрел в будущее. Революция вымела его в Швецию – на историческую родину предков, без иных средств к существованию (все осталось в России) кроме знаний и таланта. Но... годы были уже не те – он стоял на пороге 50-летия, - не было юношеского задора, веры и сил молодости; была острая необходимость искать средств к существованию и соглашаться на любую работу: чертежника, помощника... – лишь бы рядом с архитектурой. Светлая память ему – человеку, который успел подарить Петербургу не только дом своего имени, но и дом Толстого; «нобелевский городок» на Лесном проспекте; здание «Астории»; парадную лестницу «Европы»; здания Центральной телефонной станции и Азовско-Донского торгового банка на Большой Морской – признанное когда-то лучшим новым строением столицы; и многие-многие другие доходные дома, которые доныне украшают город. Только один дом. Дом, с которого я начала не просто любить, но и интересоваться модерном. Именно с того дня я заболела болезнью под названием «хочу знать». Я засыпАла расспросами всех, кто мог мне хоть что-то рассказать, я перечитала все доступные мне книги – но мало узнала, ибо модерн не был в особом фаворе, и очень часто вместо восторженных статей мне приходилось читать саркастические рОссказни. Витебский вокзал. В далекие шестидесятые и не менее далекие семидесятые единственный способ выбраться в Пушкин или Павловск. Я любила этот вокзал, хотя остальные вокзалы долго не жаловала. Как здесь было красиво раньше. Как прекрасен он сейчас – когда многое отремонтировано и приведено в порядок. И – опять! – мало кто задумывается, что это - памятник модерна. Метро «Пушкинская», выход на Загородный проспект, из дверей налево – и вот он. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Арх. С.А. Бржозовский и С.И. Минаш Дальше – просто бродите :) Вокруг, чтоб рассмотреть силуэт, каменный декор. Внутри – по замечательным залам. Смело открывайте двери – за ними вас ждут интересные открытия: «дворцовые» лестницы и залы, неповторимый свод и изумительный свет, и необыкновенные переходы от одного к другому. Вы убедитесь - не просто так по этому вокзалу водят экскурсии... А ведь еще лет двадцать назад здания эпохи модерна разрушались, на глазах теряли элементы своего декора. Что-то так безвозвратно и ушло. А что-то стало – вопреки, а не благодаря - официальной моде – символом города: как Дом Книги на Невском проспекте – бывший Дом компании Зингер. Каждый экскурсовод рассказывал об истории создания этого дома, затейливого обошедшего запрет не строить здания выше Зимнего дворца. Но мало кто произносил почти запретно-ругательное – образец питерского модерна... Я бродила по улицам – ДЕМОНСТРАТИВНО останавливаясь у дома Бубыря на Стремянной и глазея так, что прохожие тормозили и смотрели ВМЕСТЕ со мной на эту мрачную сказку. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Дом на Стремянном. Арх. А.Ф. Бубырь. Я пыталась зарисовать дом на Пряжке, плача от бессилия передать его красоту. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Дом архитектора В.А. Шретера. Я щелкала и щелкала затвором у лавок Алферова, страшно боясь, что и они могут исчезнуть. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Смешная девочка, пытающаяся своей любовью остановить маховик истории. Прошли годы. Время – лучший судья – все расставило по местам. Еще недавно невозможно было без кома в горле смотреть на здание бывшей конторы завода Э.Э.Новицкого на углу Садовой улицы и Банковского переулка, а сегодня творение Шауба изумляет своими пропорциями, легкостью, изяществом. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Сейчас уже трудно поверить, что это хрупкое здание строилось под столь прозаичные нужды. Дому Шауба вернули почти первозданный вид – вот только пока не удалось найти мастеров, способных повторить процесс изготовления оконных рам сложной формы из дерева – рамы сейчас простые - пластиковые, но владельцы не теряют надежды. Стоял в глубине Песков, на углу Старорусской и Новгородской доходный дом купца Полежаева – необыкновенный по красоте, какой-то Гриновский дом. Мало кто о нем помнил, мало кто вспоминал такое по-русски простое и распространенное имя – Иван Иванович Яковлев. А так звали человека, осмелившегося смело смешать все – и средневековые башни, и дворцовые фасады, и скульптуру – и получить умопомрачительный эффект. Мне посчастливилось жить в этом Ноевом кочеге - этот дом стал первым питерским адресом в жизни моей младшей дочери. Он весьма сложен в плане – длинный высокий дом вдруг не справляется со своими торцами, которые изламываются и раз, и два, и три под прямыми углами (оставляя внутри колодцы дворов), пока не упираются, наконец, торцами в стену дома-прародителя. Таким образом между этими торцами и остающейся в тени стеной основного корпуса появляется на свет небольшой курдонер – дань моде начала ХХ века, огороженного от улицы оградой с широкими воротами и двумя мощными калитками между ними. Фасады, выходящие на улицы, имеют честь быть наполненными «барскими» квартирами для купцов высшей гильдии – здесь тянутся светлые просторные комнаты, только кухни и кладовые при них смотрят окнами во дворы. Между ними встречаются инженерные квартиры – с меньшим количеством комнат, но очень неплохой планировки. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Вид со Старорусской площади. А вот задней части повезло меньше – квартиры здесь – даже не квартиры, а бесконечные коридоры с дверьми комнат. Предполагалось, что здесь будут останавливаться купцы средней руки. А после революции здесь жило до 100 человек в 20-комнатных квартирах... И старожилы помнили, как у туалетов висели расписания со временем посещения оных каждой комнатой. Война резко сократила количество жильцов... Но и по 50 человек на один туалет... многовато будет... Когда мы принялись за первый ремонт и снимали толстые наслоения старых обоев, я дня на два выпала из процесса – забиралась на стремянку и читала (иногда вниз головой) старые газеты. Чего тут только не было – и изумительная реклама (на дворе шел 89-ый год), и краткие статьи-отчеты о последних днях Льва Николаевича Толстого. Сохранить эти газеты в то время было невозможно. Четко сфотографировать нашим фотоаппаратом – тоже. Через два дня, ощущая себя вандалом, я снимала остатки размокшей бумаги со стен. Чем еще поражал наш дом случайно забредших? Нумерацией – а точнее полным сумбуром в нумерации квартир. Судите сами – на нашей лестнице на первом этаже квартир не было вовсе. На втором была квартира под номером 21, на третьем – 8, на четвертом – 121, наша на шестом этаже была 125-той... Над нами – мансарда – 133 квартира. Я была нисколько не удивлена, когда узнала, что в качестве нехорошего дома для съемок сериала «Мастер и Маргарита» был выбран именно наш бывший дом. Вот только квартиру № 50 они там наверняка искали долго..., и сомневаюсь, что нашли :))) Собирая фотографии для рассказа, я заехала и сюда – сфотографировала и дом, и декор, и парадную – с по-прежнему обшарпанными ступенями, зато с широко раскинувшимся старым ковром. Кстати, для Полежаевки сериал не был дебютом в кино – первыми стали менты в «Улицах разбитых фонарей» - кого только они в этих дворах и на крышах не ловили :))). Фактически – только два дома и чуть-чуть о здании вокзала... И ... – столько слов... – что понимаю, что на другие дома мне не отпущено ни вашего внимания, ни вашего трафика... :) Конечно, есть что рассказать и о других представителях модерна, и об интерьерах, и о памятниках. Но... Приходится закругляться и подытоживать. Смогу ли я выразить словами те питерские отличия, которые вижу, сравнивая свои мысленные картинки с фотографиями Москвы Ulysses? Не уверена. Но попробую. В первую очередь, что сразу бросается в глаза, - дома этого периода в Петербурге очень редко были домами «на одну семью» – в подавляющем большинстве это были «доходные» дома. Тот же дом Лидваля – это большой доходный дом, в котором помимо квартиры домовладельца были помещения для сдачи в аренду для людей самого разного достатка. Если еще вспомнить о гостиницах, магазинах, вокзалах – станет очевидным, что архитекторы Петербурга изначально решали отличные задачи по сравнению с теми, что стояли перед их московскими коллегами. С другой стороны, мне кажется, одним из истоков московского модерна можно назвать русский стиль. Нельзя сказать, что его совсем нет в питерских домах – но он не так ярко выражен или акцентирован, да и в количественном отношении он проигрывает другим представителям. Наверное, это и понятно, и объяснимо, если вспомнить, какой была Москва на момент зарождения нового стиля и как строился Петербург. В Петербурге модерн питался тем, что было вокруг, и взял старт от классицизма, барокко и ампира, в какой-то степени сохраняя традиции города и подражая лучшим решениям, иногда даже копируя их. Особенностью питерского модерна является и обилие в декоре представителей местной – северной – флоры и фауны наряду с «цитированием» классики. Все это, да еще схожесть с шведским ....улыбаюсь, когда говорят о финском модерне – забывая, что Финляндия тогда не просто входила в состав Российской Империи, но и ее зодчие учились в Петербурге и работали с оглядкой на столичную моду... модерном позволило ввести общее определение «северный модерн». Когда многие, лукавя, начинают передергивать факты, чуть ли не указывая на вторичность тех, кто работал в Петербурге, вспоминаю нынешние переводные энциклопедии, в которых и в космосе... мы оказывается не были «впереди планеты всей» :))) Про местную среду обитания много говорить не буду – достаточно ее и на доме Лидваля, и на доме Бубыря, и на многих других домах – малую часть этого богатства (стараясь отбирать только самое интересное из типового) я сфотографировала и выложила в фотогалерею. Это и уже упомянутая армия сов, и ящерки, и волки, и рыси, и подсолнухи, и папоротники, и лебеди... – да что перечислять!.. Но и неизменных классических мотивов очень и очень много. Классика видна и в скульптуре в чисто классических канонах; и в намеренной роскоши убранства в одних зданиях, и в строгости линий в других. Но все они – творения модерна - показывают, как бережно и осторожно «модернисты» преломляли классику в северной столице. При этом от осторожности, бережности и любви их творения не стали менее новыми или ценными. С другой стороны, может быть в этом и кроется настоящая причина? – в Петербурге не было такого массового неприятия нового стиля – ни в среде горожан, ни в творческой среде. Наверное, именно поэтому он был таким, если хотите, демократичным – был востребован и для возведения огромных доходных домов, и для проектирования особняков, и ... при возведении рабочих городков. И тут – простите меня, пожалуйста, - не могу удержаться... Потому что рабочие городки – это та страничка истории Питера, которой я не могу не гордиться. Они строились по всем окраинам – и Невская застава, и Нарвская, и Гавань. Разными были эти городки. Я подробнее упомяну только об одном – о Гаванском. Этот городок был создан по инициативе Товарищества борьбы с жилищной нуждой, председателем которого были доктор психиатрии М.Н.Нижегородцев и ученый-юрист и общественный деятель Д. А. Дриль. За два года своего существования товарищество построило на Васильевском острове, на углу Гаванской улицы и Малого проспекта, «Гаванский рабочий городок» на взносы участников и на ссуду, полученную от Министерства внутренних дел. Массовый прилет сов. Петербургский модерн от АлМиРы. Авторами проекта были гражданские инженеры Н.В.Дмитриев и В.А.Федоров. Городок дожил до наших дней. В пяти его домах по-прежнему живут люди. Вот только в торцовых частях первых этажей, где когда-то работали столовая, чайная, магазины, библиотека с читальней, детский сад, теперь расположились магазины и конторы. В городке продумано было все – имелся даже зал для общественных собраний с эстрадой и киноаппаратурой. Сейчас там работает клуб «Дзюдо». Это был один из первых – но не единственный! - в столице жилых комплексов со своей сферой культурного и торгово-бытового обслуживания. На момент открытия комплекс включал три дома для семейных с квартирами в 1-3 комнаты, два дома для холостых гостиничного типа, а также – помимо уже перечисленного - амбулаторию, библиотеку и лекционный зал. 198 семейных квартир на одну, две и три комнаты включали переднюю, кухню со светлой (с окошком) кладовой для провизии, клозетом и отдельным ходом с общей лестницы. 127 отдельных комнат в «Городке» для мужчин и для женщин и для бездетных семейных были объединены в подобие будущих коммуналок с оборудоваными общими столовыми, туалетами и умывальными комнатами. Все эти квартиры имели общее водяное отопление, были оборудованы приточной и вытяжной вентиляцией. Плиты оставались дровяными, поэтому за каждой квартирой в подвале была закреплена кладовая. Часть квартир имела балконы. Когда лет через пять умер Дриль, жильцы дома установили его бронзовый бюст в лекционном зале – в архивах сохранилась фотография Карла Буллы. Тогда же на домах появились памятные доски из белого мрамора. К сожалению, что стало с бюстом – неизвестно. Одна доска – на доме, где был когда-то лекционный зал, - висит до сих пор. Но поговаривают, что недолго осталось жить Гаванскому городку. «Дешевый модерн», да еще в стороне от музейного центра, но на Васильевском острове... И вот уже огорожена часть земли вдоль фасадов домов, над забором возвышается щит с картинкой будущего бизнес-центра. Кстати, не только городки для рабочих строились в столице на средства товариществ и обществ, - был целый дом, построенный исключительно на средства одного-единственного человека – коллежского советника В.А. Челпанова - для интеллигентных женщин, незамужних и вдов, а также тех замужних, что вынуждены жить от мужей отдельно. Дом был построен по адресу: 10-я рота Измайловского полка, № 24. Стоит до сих пор – на 10-й Красноармейской, недалеко от Лермонтовского проспекта. Вот такой петербургский модерн – от известных особняков (той же Матильды Ксешинской), огромных доходных домов, вокзалов, магазинов, памятников и мостов (Троицкий мост через Неву) – до городков для рабочих – прообразов первых микрорайонов. Этот стиль часто называют излюбленным петербургским стилем. Как подтверждение данному факту – сегодня модерн чаще всего выбирают строительные компании для возведения новых домов элит класса в историческом центре Питера. Что говорить?.. Смотрите сами на ... массовый прилет сов :) Внимая советам Ветра и Вероны я постаралась обработать фото так, чтобы доставить как можно меньше неудобств всем, кто захочет их посмотреть. Здесь опубликован список из 100 памятников петербургского модерна: http://d-c.spb.ru/archiv/9/2/2.htmМедаль
Тэги: Россия ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Фифи аватар
Фифи (Вс, 22.06.2008 - 22:09)
Распечатать и ехать! :-) Это надо пережить самостоятельно. :talk: Спасибо, АлМиРа!
Os-a аватар
Os-a (Вс, 22.06.2008 - 22:21)
Невозможно читать наспех, вот так вот, заглянув на сайт вечерком. Фото уже просмотрела, а вот текст... РАспечатаю, и возьму в постель, а отзыв на текст напишу завтра. Бай :)
АлМиРа аватар
АлМиРа (Вс, 22.06.2008 - 22:24)
Девочки :-) Я еще и половины фоток не загрузила :m1009: Тружусь в поте лица :taunt:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Вс, 22.06.2008 - 22:26)
Спасибо за слова :nyam: Только заходите, пожалуйста, еще :-) А то я столько времени потратила, чтобы все фотографии обработать :ouch:
Наталья Аверина аватар
Наталья Аверина (Вс, 22.06.2008 - 22:55)
Алла, не перестаю удивляться Вам, Вашей трепетной любви к своему городу, Вашему желанию поделиться этой любовью с нами. Не понимаю, как можно все это успевать.... Вы удивительная женщина. Читаю... и хочется с понедельника начать новую жизнь :-)
E-Lena аватар
E-Lena (Вс, 22.06.2008 - 23:10)
Во время прочтения вспомнилась песня Александра Розенбаума: "Хочу воспеть я город свой мастеровой..." Вы именно поёте свой город, АлМиРа! Спасибо Вам за это! Даже немного завидно, что я не живу в Питере
Кристи аватар
Кристи (Вс, 22.06.2008 - 23:21)
Прекрасное эссе о любимом друге! :-) Не знала, что французы учились у нас модерну! АлМиРа, вы пишите с таким знанием дела о петербургском модерне! По меньшей мере искусствовед! Ваш рассказ о любимом городе больше похож на разговор о любимом, очень близком человеке.. и это очаровывает. :-) Какое счастье жить рядом с любимым и каждый день изучать, наблюдать и беседовать о нём и с ним... Спасибо!!!!
АлМиРа аватар
АлМиРа (Вс, 22.06.2008 - 23:27)
Наталья, у нас желания совпадают :man_in_love: Так хочется с понедельника начать новую жизнь :wink: и никак не получается. Ничего не успеваю :neutral:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Вс, 22.06.2008 - 23:31)
Елена, самая любимая песня о Петербурге - из кинофильма "Достояние республики" в исполнении Андрея Миронова. Ох... щас спою... :m1009: Что будет - то и будет... Пускай судьба рассудит Пред этой тишиною Все -суета и дым... Бродяга и задира Я обошел полмира Но стану на колени пред город моим.... Hе знаю я - известно ли вам, Что я певец прекрасных дам, Hо с ними я изнемогал от скуки. А этот город мной любим За то, что мне не скучно с ним. Hе дай мне Бог, Не дай мне Бог, Не дай мне Бог разлуки. Hе знаю я - известно ли вам, Что я бродил по городам И не имел пристанища и крова, Hо возвращался, как домой В простор меж небом и Hевой. Hе дай мне Бог, Не дай мне Бог, Не дай мне Бог другого. Hе знаю я - известно ли вам, Что я в беде не унывал, Hо иногда мои краснели веки. Я этим городом храним, И провиниться перед ним Hе дай мне Бог, Не дай мне Бог, Не дай мне Бог вовеки. Музыка Крылатова, слова Беллы Ахмадулиной :man_in_love:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Вс, 22.06.2008 - 23:33)
Кристи, спасибо :-) До знания дела, конечно, далеко :taunt: Дай Бог, чтоб не закидали... помидорами :m1009: А про друга - это точно :taunt: Не предает и не подводит :nyam:
SA аватар
SA (Вс, 22.06.2008 - 23:35)
АлМиРа, это прекрасно! Ваши эссе ... это любовь материализованная "Мысль изреченная есть ложь" - Вы опровергаете это! Мы часто признаемся в любви к прекрасному Петербургу, но это, отчасти, поверхностное чувство, не прожитое, а сродни восхищению красивой картиной или любимой книгой. Ваша любовь к родному городу деятельностная, живая, светлая .... Честно говоря, сложно что-то еще добавить или добавлять придется бесконечно :) Спасибо Вам!!! :P
E-Lena аватар
E-Lena (Вс, 22.06.2008 - 23:47)
Фотографии, наверное, час рассматривала! :P Ещё раз спасибо!!! :P Вам надо экскурсии по городу устраивать! :wink:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Вс, 22.06.2008 - 23:50)
SA, :m1009: ... Это я - от слов в свой адрес :man_in_love: Спасибо :-) Про красивую картину. Было время в молодости, когда жутко комплексовала из-за нищеты города - он так на глазах одевался в лохмотья. :cry: Сейчас чувства разные. Радость от того, как город хорошеет. Горечь от того, что теряем. Вон опять пошли страшилки о сносе оранжереи в Таврическом. :tommy: Понимаю, что на реставрацию нужны деньги - но только не так. :!:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Вс, 22.06.2008 - 23:52)
Елена - не смогу. Я стесняюсь :m1009: :hmm: :taunt: Писать проще, чем говорить :nyam:
SA аватар
SA (Вс, 22.06.2008 - 23:52)
:-)
Кристи аватар
Кристи (Пнд, 23.06.2008 - 00:00)
АлМиРа, действительно! Из вас получился бы великолепный экскурсовод! Подумайте! Вы сможете преодолеть смущение! Вы ведь так многое можете сказать людям! Нельзя зарывать свой талант!
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 23.06.2008 - 06:55)
АлМиРа! Всё, о чем Вы пишете - с такой любовью написано! Как же не заметить ящерку и сов... И про череду влюбленности и непременных измен - корябнуло здорово... Очень хочется отправить в Ваш Петербург детей! Буду мечтать...
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 23.06.2008 - 06:57)
Еще! Спасибо за Ахмадулину: тоже обожаю эту песенку, но не знала, что она на ЕЕ стихи...
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пнд, 23.06.2008 - 08:33)
Кристи, еще раз спасибо, но... увы :hmm: Как там - бодливой корове... :taunt:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пнд, 23.06.2008 - 08:38)
Ольга, детей присылайте :-) Вы ведь имеете в виду школу? :wink: У меня есть замечательные люди, профессионально экскурсиями занимающиеся. Своих (в смысле - их классы) через Татьянины экскурсии пропускала. Вы бы знали, как она готовится :man_in_love: У Татьяны мама была прекрасным экскурсоводом - т.е. уже потомственное, а она постоянно с книгами, по архивам. И как рассказывает - сказка! Красивый сильный голос, поставленная дикция, и все - через свое сердце. :nyam: Дети не пожалеют :m0629:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пнд, 23.06.2008 - 08:44)
Ахмадулину тоже люблю, и также когда-то была поражена, узнав, кто стихи написал. Московская девченка - и так проникнуться :man_in_love: Девченка - это конечно... :taunt: Но - родилась в Москве, очень ее любит, а при том противостоянии, какое наблюдалось еще лет 30-40 тому назад :tongue: , рискнуть написать такие строки :(
Ulysses аватар
Ulysses (Пнд, 23.06.2008 - 08:52)
АлМиРа! Спасибо огромное! Замечательное эссе! И прекрасный фотоальбом! :P Да, очень другой питерский модерн - он и строже московского, суровее (под стать климату будто). Вы правы, конечно, что он в большей степени питался более ранними питербургскими стилями, "оглядывался" на городскую среду. У Петербурга эти формы позаимствовали и Хельсинки (огрубив изрядно, на мой взгляд, и Выборг). Хотя, конечно, говорить о том, кто кому подражал, трудно: на рубеже веков Европа была довольно-таки единой. Поэтому и стиль модерн за считанные годы охватил все страны. Надеюсь, на следующей неделе буду бродить по Питеру с Вашим очерком в руках! И отдельное спасибо - за каталог домов! :-)
Ольга Ли аватар
Ольга Ли (Пнд, 23.06.2008 - 10:47)
АлМиРа! Увы, насчет школьных детей - очень сложно: у нас обычная муниципальная школа со средним заработком родителей тысяч 7-12 (и билетов до Питера не покроет...), до сих пор нам ни разу не удавалось собрать группу детей для подобной поездки (5-10 человек из 500 учеников школы :-(( ). Мечтаю отправить своих родных (дочку с зятем), но им еще тоже надо на это заработать... А Вам спасибо огромное за готовность помочь!
Pretty аватар
Pretty (Пнд, 23.06.2008 - 10:59)
Алмира! Первое, что приходит на ум, какой же был проделан труд. Второе, когда труд делается с желанием и любовью, его результат превосходит все ожидания!!! Третье, за модерн отдельное спасибо. Частенько обо всём этом читаешь, но слоава влетают и вылетают. А здесь ассоциации не позволили этому произойти. Фотографии Петербурга завораживают. Мне кажется, они получились самыми "питерскими" из всего, что я когда-лиюо видела. Спасибо! :-)
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пнд, 23.06.2008 - 11:43)
Улисс, спасибо - за хорошие слова (правда, сомневалась - ведь получилось нечто непонятное :-) ) и за время - до следующей недели :wink: По списку гулять трудно, а я успею составить и скинуть пару-тройку "нормальных" маршрутов . :nyam:
irezine аватар
irezine (Пнд, 23.06.2008 - 11:43)
Прекрасное признание в любви родному городу :man_in_love:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пнд, 23.06.2008 - 11:45)
Ольга... :P "Дети" - да не те "дети" :tongue: Дочка с зятем - это и я потяну, правда, только вечерами или в выходные :hmm:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пнд, 23.06.2008 - 11:48)
Pretty, спасибо! Только труд не тяготил - я знала, что хочу сфотографировать и плюс всякие накопленные пометки. Разве что - очень трудно было выбрать :taunt: С фотографиями - вечная мистика :hmm: :taunt: Забываюсь, когда вижу, начинаю страстно щелкать, прихожу домой - :m1009: А даже крупного плана нет :tommy: - пришлось позаимствовать :hmm:
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пнд, 23.06.2008 - 11:58)
Прекрасный цветок irezine - спасибо! :-) Давайте я воспроизведу тут одно действительно прекрасное признание в любви поэта и драматурга Николая Яковлевича Агнивцева - поэта Серебрянного века: Как бьется сердце! И в печали, На миг былое возвратив, Передо мной взлетают дали Санкт-Петербургских перспектив. И, перерезавши кварталы, Всплывают вдруг из темноты Санкт-Петербургские каналы, Санкт-Петербургские мосты. И, опершись на колоннады, Встают незыблемой чредой Дворцов гранитные громады Над потемневшею Невой. Звенят проспекты и бульвары, И в бесконечности ночей На влажных плитах тротуара Дробится отсвет фонарей. Пусть апельсинные аллеи Лучистым золотом горят, Мне петербургский дождь милее, Чем солнце тысячи Гренад. Пусть клонит голову все ниже, Но ни друзьям и ни врагам За все Нью-Йорки и Парижи Одной березки не отдам! Что мне Париж, раз он не русский?! Ах, для меня под дождь и град, На каждой тумбе петербургской Цветет шампанский виноград!.. И, застилая все живое, Туманом Невским перевит, Санкт-Петербург передо мною Гранитным призраком стоит...
АлМиРа аватар
АлМиРа (Пнд, 23.06.2008 - 12:07)
Ох... понеслось... :hmm: Пока есть время... и - да не подведет память :man_in_love: В моем изгнаньи бесконечном Я видел все, чем мир дивит: От башни Эйфеля до вечных Легендо-звонных пирамид!.. И вот "на ты" я с целым миром! И, оглядевши все вокруг, Пишу расплавленным ампиром На диске солнца: "Петербург". Н.Я Агнивцев
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...