Путешествие по дворцам, замкам, особнякам

Россия и не только, XVI-XXI вв

                          Путешествие по дворцам, замкам и особнякам в тапочках с тесемками и немного нервно

 

            В путешествиях глаза наши обычно прикованы к диковинным растениям и цветам, к необычным в цветном оперении птицам на пышных субтропических или тропических деревьях, а то и к родным синицам и снегирям на заснеженных ветках в ивановском Плёсе, привлеченным заботливо развешанными кусочками сала для синиц и калиной для их красногрудых товарищей по зимовке. Нашим удивленным и ненасытным взорам предстают величественные архитектурные сооружения, подобные «огурцам» Жана Нувеля в Барселоне и Лондоне, вывернутому наизнанку парижскому Бобуру и нетленным египетским пирамидам. Трудно оторвать глаза от красавиц-казашек на улицах Алма-Аты или от сириек в Дамаске в тех редких случаях, когда их открытые лица можно увидеть. Кто-то, как зачарованный, изучает эпиграфические узоры на стенах Альгамбры, помогая себе руками, ощупывающими выпуклые надписи на арабском. Или рассматривает, задрав голову, там же наборные из ливанского кедра в технике маркетри потолки, инкрустированные слоновой костью, перламутром, серебром и панцирями черепах. А для кого-то горизонт очень низок, и они, не поднимая глаз, пристально следят за извивами рисунков старинных паркетов в самарских музеях или с улыбкой смотрят на желтые штендеры с черным силуэтом падающего человека, появляющиеся в мраморных холлах испанских гостиниц при дождливой погоде.

 

            Ах, какие прежде были паркеты! Про царские дворцы все равно лучше К.А.Соловьева не расскажешь, недаром его знаменитую книгу «Русский художественный паркет» по цитатам с кавычками и без растащили по бесчисленному множеству публикаций. Но многим из нас довелось, подвязав тесемки тряпочных тапочек, вступать на паркеты Петергофа, Ораниенбаума и Гатчины, Павловского и Останкинского дворцов, особняка Рябушинского и дома Арсения Морозова. И это прикосновение к вечному искусству и истории осталось с каждым испытавшим на всю жизнь. К сожалению, время не пощадило большинство старых паркетов. В Москве кое-где не попали они в руки Швондеру и задержались в старых посольских особняках, а с недавних пор их вроде бы можно посещать раз в год, в День музеев, правда, по предварительной заявке в Министерство иностранных дел.

 

            Ведь были паркеты в одном из залов в Царском Селе, где под руководством архитектора Камерона «был набран штучный пол из 12 разных дерев со вставливанием в них жемчужных раковин или перламутра». И были времена, когда за час театральный зал в родовом поместье Шереметевых в Останкино превращался в бальный. И дамы и кавалеры танцевали на паркетах, один из рисунков которых по сю пору называют «шереметьевским». И времена, когда после пожара в Екатерининском дворце архитектору Стасову было высочайшее повеление восстановить цветные полы, по возможности близкие к пострадавшему от бедствия оригиналу, и делать это «казенным мастеровым людям, кои лучшее в этом искусство имеют». И были еще украшенные паркетом дворцы знати и дома богатых людей, а в советские времена – хоромы партэлиты и теневиков в основном в Закавказье и южных республиках, но не только там. И был сверкающий глянцем паркет в банкетном зале на верхних этажах Кремлевского дворца съездов, уложенный наспех итальянцами и исковерканный шпильками дам советского бомонда. Ох, томно мне, мама.

 

           Или погибшие под солдатскими кострами армий генерал-фельдмаршала В.Лееба полы в летней резиденции русских царей и других дворцах в окрестностях Ленинграда. Деньги, выделенные по специальному постановлению 1946-ого года, чертежи и обмерные таблицы, сохраненные, несмотря на блокаду, бомбежки и обстрелы, реставраторы и историки-блокадники и демобилизованные солдаты и офицеры в гимнастерках без погон и с нашивками за ранения, столяры и резчики, возвращенные из гулаговского небытия (на воле повыбило их на войне, да и задолго до нее тоже, а там уцелели те, кто собирал мебель для лагерного начальства), расконвоированные со временем и обучавшие в двух ремесленных училищах синих послеблокадных мальчишек – все это позволило поднять, восстановить, вернуть к жизни дворцы и их «цветные штучные полы из заморских пород». Новоделы, конечно, в основном, но высочайший класс. Ох, приятно мне, мама.

 

            И была паркетная халява во многих домах советских времен, халява, возможная там, где полстраны занималось лесоповалом за колючей проволокой. Паркет к лагутенковским пятиэтажкам подвозили на самосвалах и вываливали в снег. Его на горячий вар укладывали прямо на стяжку и все «елочкой»: в министерстве, поликлинике, военкомате и жилье – везде «елка» До сих пор даже молодые морщатся при виде этого рисунка укладки, его еще долго на генетическом уровне придется выводить из организма, может «Столичной», раз уж она «хороша от стронция». А между тем, существует легенда, что Фридрих Великий считал «елку» (только называлась она тогда и там «рыбьим скелетом» - fischgrätenmuster) королевской укладкой, для дворцов более других подходящей, и в своей резиденции Сан-Суси в Потсдаме широко ее использовал. А слегка модифицированную «французскую» елку охотно сейчас используют в искусственно состариваемых полах, где она лежит почти так же, как в замках Луары, где с XVI века этот паркет состаривается естественно. Ох, тошно мне, мама.

 

            И уже в наши времена новые любители художественного паркета требуют «сделайте мне красиво», а то и «как ни у кого». И делают, кто как может. И везут, везут со всего мира разноцветное тропическое дерево, меньше половины разновидностей которого хоть на что-нибудь в нашем климате годится, особенно в сочетаниях с другими породами. Но мода на паркет не исчезает, сегодня на 95 тысячах квадратных метров укладывают его в гостинице в Арабских эмиратах, которая, похоже, на какой-то срок станет самым высоким зданием в мире. Жаль только, что не российский. К слову сказать, стараниями отечественных мастеров реставрируются и воссоздаются старые и укладываются новые паркеты во многих реконструируемых строениях (взять хоть Царицыно, этот выдающийся исторический долгострой, ставший с прошлой осени одной из достопримечательностей Москвы) и новостройках. Ох, стрёмно мне, мама.

 

            Но не все так плохо в «королевстве датском». Привыкли, наконец, подбирать из пёстрого потока импортного дерева породы, прекрасно сочетающиеся в сложных рисунках художественного паркета. Научились производить термодерево, многими ценными качествами от обычного отличающееся. Освоили сложные станки с числовым программным управлением для точной механической обработки дерева. Научились на лучших производствах качественно сушить дерево. Расширили ареал распространения цветных паркетов в России и сделали их доступными во многих регионах. Более сотни производств в нашей стране этому себя посвятило, некоторые из них по верхнему мировому уровню работают. И когда в своих путешествиях в Фонтенбло, в замках Луары, в чешских соборах, во дворце Монтечитторио, в нью-йоркских отелях вы любуетесь полами работы итальянских, немецких, американских, чешских мастеров, помните, что и дома есть на что посмотреть. Ох, славно мне, мама.

 

            Определилась когорта художников и мастеров, уверенно работающих в такой области декоративно-прикладного искусства, как художественный паркет. Они продолжают славные традиции наших предков, обозначивших своим творчеством в XVIII - начале XIX века период, по праву называемый в летописи мирового декоративно-прикладного искусства «золотым веком русской мебели и паркета». И все же неиссякающее обилие «паркетного самогона» из разных областей нашего отечества, а то и из-за рубежа, распространение ввоза и производства суррогатов паркета на основе композитов, «ламинированным паркетом» облыжно называемых, применение лазерной «резки», поджигающей дерево – все это заставляет думать, что новый «золотой век» не близок, а то и недостижим. И, может, «в Портленд воротиться нам не придется никогда». Ох, грустно мне, мама.

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Россия ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Ulysses аватар
Ulysses (Пнд, 07.07.2008 - 16:49)
Приятно, когда автор пишет с таким знанием дела! А фотографии - умереть от восторга можно!
Irma аватар
Irma (Пнд, 07.07.2008 - 18:24)
грустно.. интересно было почитать про "рыбью чешую"... Спасибо Вам! :-)
Максим Пашков аватар
Максим Пашков (Втр, 08.07.2008 - 13:34)
Просто большое спасибо.
Os-a аватар
Os-a (Втр, 08.07.2008 - 14:26)
мне показался текст тяжеловат, но это, видимо, из-за обилия оригинальных паркетных терминов. А так - очень здорово! :nyam:
Ирина аватар
Ирина (Втр, 08.07.2008 - 15:35)
как всегда - очень интересно :-) Силюсь вспомнить - а и сейчас, кажется, в Кремле наверху есть паркет. а внизу что-то каменное (простите мое незнание терминов)
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...