"Королевский синий" и "розовый-помпадур"

Париж - Севр - Москва, XVII -XXI

                                                        «Королевский синий» и «розовый – помпадур»

 

            Начнешь знакомиться с Францией с Парижа, пойдешь в предместья и не заметишь, как окажешься в Гаскони. Поэтому, путешественники, время от времени зажмуривайтесь, затем приоткрывайте один глаз и ищите указатель: «Где я?». По поводу этой придорожной таблички энциклопедия Брокгауза и Эфрона в свое время сообщала: «(Se vres) – город во французском департаменте Сены и Уазы, на левом берегу Сены. 7000 жителей. Известен фарфоровым заводом, основанным в 1745 г. в Венсенне и переведенным в 1751 г. в С. С 1760 г. севрский фарфоровый завод перешел в ведение государства. В зданиях завода помещаются знаменитый Керамический музей, основанный в 1800 г. Вроньяром, коллекции произведений севрского фарфора с самого возникновения производства, постоянная выставка фарфоровых изделий, мастерские для стеклянной мозаики. Глина для севрского завода добывается в С.Ирье».

 

            Брокгауз, как всегда, точен, и сегодня этот юго-западный пригород Парижа населен более чем 20 тыс. жителей и по-прежнему славен королевской севрской фарфоровой мануфактурой – заводом с 260-летней историей. На территории завода – национальный музей керамики, с которой в сущности все и начиналось, когда с изобретением керамистом Клодом Гереном так называемого «мягкого» французского фарфора керамисты создали производство в венсенском замке, которое через несколько лет перебралось в Севр. Практически с середины XVIII в. севрские умельцы стали делать бисквит (матовый белый, неглазурованный и нерасписанный фарфор) и фигурки из него. Много позже изделия из бисквита стали фирменными для фабрики Джозайи Веджвуда в Англии. С открытием в Лиможе месторождения белой глины в 1768 г. связано начало производства твердого фарфора, родоначальником изготовления которого в Европе был Иоганн Бетгер, изобретение которого способствовало открытию Мейсенского завода в Саксонии.

 

            Севр был так славен во Франции, что даже скорые на расправу деятели Французской революции, отрубившие второпях головы скульптурам библейских королей на фасаде Нотр-Дам де Пари, не подняли руку на королевскую мануфактуру и изменили только клеймо, убрав двойное L (предложенное в свое время, по слухам, Людовиком XV). Теперь изделия с революционным клеймом – большая редкость.

 

            Если с вокзала Сен-Лазар доехать до станции Сен-Клу, то можно через парк Сен-Клу с симпатичными скульптурами и фонтанами дойти до музея. Можно сюда попасть и на метро, проехав до станции Pont-de-Sevres и перейдя реку по мосту. Кстати, в 20 минутах езды автобусом отсюда находится Мёдон с мастерской-музеем Родена (вилла Брийан). Здесь гипсовые слепки многих его известных работ, неподалеку от дома место упокоения великого скульптора. Открыт дом три дня в уикэнд, вроде бы с часа до 5, вход совсем недорогой. Однако с этого места путешествие наше перестает быть просто географическим, и по совету Anzer-а мы начнем понемногу путешествовать во времени вблизи тех координат, докуда добрались.

 

            По мнению некоторых историков, именно она посоветовала министру финансов Франции Орри де Фюльви поддержать средствами керамистов – выходцев из Шантильи. Этим специалистам и их последователям удалось наладить в Венсенском замке производство, которое впоследствии было переведено в Севр и которому суждено было составить непреходящую до сегодняшнего дня славу французского ремесла и искусства художественного фарфора. В истории Франции XVIII в. она осталась удачливой фавориткой, а в последние свои годы и до самой смерти в Версале в сорок с небольшим лет - влиятельной подругой короля Людовика XV. В истории европейского фарфора ее след скромнее: один из цветных фонов, характерных для декора продукции Севрской мануфактуры, носит название «розовый – помпадур». Гордая и властная красавица, какой ее и сегодня можно видеть в Старой Пинакотеке в Мюнхене на знаменитом портрете работы Франсуа Буше, Жанна Антуанетта Пуассон, более известная под именем маркизы де Помпадур. Кстати работы Франсуа Буше на протяжении всего XVIII в. вдохновляли декоративно–прикладное искусство Франции. Они воспроизводились на тканях и шпалерах, по рисункам Буше моделировалась фарфоровая пластика, художественные и орнаментальные композиции заимствовались для росписи фарфора.

 

            Маркиза де Помпадур не имела сколько-нибудь заметных личных средств, но близость к Людовику XV в течение первых шести лет (1745 – 1750 гг.) и влияние на него в течение долгих последующих лет открыли для нее почти неограниченные кредиты, что позволило ей (возможно, по наветам сплетников и завистников) занять в истории место самой дорогой королевской фаворитки. Часть этих средств, благодаря ее тонкому вкусу и деловым качествам, послужили славе Франции. Маркиза живо интересовалась мануфактурой и покровительствовала ей. Подтверждением этому может служить туалетный набор севрской работы, подаренный руководством мануфактуры и украшавший туалетный стол в ее покоях в Версале на протяжении более десяти лет.

 

            Набор из 8 предметов (и 5 крышек, как добавили бы специалисты), представленный на любительской и не очень удачной фотографии, содержал подсвечник, две высокие вазочки с фарфоровыми пробками для притираний и благовоний, две вазочки с крышками пониже и более широкие, в одной из которых хранился лебяжий пух, использовавшийся для припудривания. Овальная шкатулка с крышкой возможно была вместилищем рисовой пудры, очень дорогой, поскольку привозить ее тогда приходилось из Китая. Для смешивания косметических средств и румян служили две палетки. Все это сделано было из знаменитого французского фарфора, изобретенного во второй половине XVII в. и запущенного в производство с разницей в несколько лет на двух небольших фабриках керамики: мануфактурах Луи Потера в Руане и Пьера Шикуано в Сен-Клу.

 

            Создание мануфактуры в Венсенне с дальнейшим ее переводом в Севр преследовало далеко идущие цели выхода на европейский рынок и конкуренции со знаменитым мейсенским фарфором. Художественную часть производства возглавил королевский ювелир Дюплесси. Французский фарфор по твердости и по виду не отличался от китайского, но был более легкоплавким и не выдерживал высоких температур при обжиге. Поэтому его глазурь легче повреждалась и царапалась, что и объясняет для такого фарфора название «мягкий». Однако глазурь у него легко сплавлялась с красками, позволяя получить в росписи чистые и яркие тона. Это дало возможность применить разнообразные цветные фоны c местными названиями: «королевский синий», бирюзовый, «розовый – помпадур» (Rose Pompadour – в ее честь), лимонно-желтый, яблочно-зеленый и фиолетовый. Наряду с цветными фонами мастера использовали живопись в «резервах» (оставшихся незакрашенными медальонах).

 

            Но вернемся к нашему туалетному набору. Все предметы имеют богатую позолоту, являвшуюся одной из основных привилегий Севрской мануфактуры, и «королевский синий» фон. Все украшены цветами, фигурами и золочеными орнаментами в композициях, характерных для стиля рококо. В резервах, свободных от фона, роспись, а поверх цветного фона только позолота кольцами и гирляндами. Рисунки на вазах и шкатулке изображают розовощеких и упитанных купидонов, таких же шаловливых и естественных, как обычные младенцы. В посланцев богини любви их превращают только маленькие крылышки. На палетках эти мальчишки без крылышек, и заняты они вполне земными делами: на одной малыш играет на свирели, а на другой изображен даже с бумагой и пером. Подсвечник из золоченой бронзы и фарфора украшен по фарфоровому основанию букетом и жанровой картинкой в стиле Ватто или Буше, изображающей сцену ухаживания. На пленере молодая пара в модных одеждах на фоне парка и пруда (может, в Сен-Клу?). И букет и жанровая сцена – в трапециевидных рокайльных медальонах, обрамленных ленточной позолотой. Держатель свечи в виде бронзового амура, припавшего на одно колено под тяжестью. У подсвечника бронзовое основание на 4 лапках с фигурной ручкой, украшенной бронзовым же изображением голубя с тонкой выработкой перьев на расправленных и приподнятых при посадке крыльях. На некоторых элементах набора и в особенности на фарфоре подсвечника следы искусной реставрации.

 

            Оригинальный подсвечник заставляет вспомнить, что в XVIII в. ни одна страна не могла соперничать с Францией по совершенству изделий из золоченой бронзы. В стилистике рококо из нее изготавливались канделябры, бра, люстры, детали каминов, настенные и настольные часы, а также декоративные детали для мебели и фарфора и фаянса. Кое что из этого и сейчас можно видеть во французских музеях и замках. Возможно, бронзовая часть подсвечника выполнена кем-то из бронзовщиков-чеканщиков, предшественников знаменитого Пьера Гутьера. Похожим (или этим же ?) туалетным набором, по некоторым свидетельствам, владела другая блестящая фаворитка Людовика XV – графиня дю Барри, сменившая свою знаменитую предшественницу в будуаре и сердце стареющего короля через 4 года после ее смерти. Ее скульптурный портрет работы Каффиери является одним из украшений коллекции Государственного Эрмитажа. На предметах набора марка в виде двух встречно соединенных L, что позволяет отнести изготовление набора к периоду между 1738 г. (временем открытия фабрики в Венсенне) и 1753 г.

 

             Что же было дальше? Да, наверное, как в сквозной заставке к фильму Отара Иоселиани «Фавориты луны». Стук тележных колес, на которых перевозились в ящиках упакованные в солому изделия из фарфора по проселкам и булыжным городским дорогам Франции, разрывы ядер и огонь войн и революций, потрясавших эту страну и всю Европу, а затем путешествие в Россию в багаже кого-то из русских ценителей старого французского фарфора. И снова огонь, горящие дома и усадьбы, склад революционного конфиската в здании магазина «Мюр и Мерилиз» (на месте теперешнего ЦУМа в Москве). Набору удалось счастливо ускользнуть от агентов Арманда Хаммера, массово вывозивших из послереволюционной России антиквариат в обмен на зерно и медикаменты, и спокойно отлежаться где-то в серванте или бабушкином шкафу с цветными фасетными стеклами на дверце. А может быть все было и по-другому… Но ведь было, было. И свидетелями тому томные, таинственные в ушедшем времени, набеленные и нарумяненные красавицы, которые смотрят на нас со старинных миниатюр или с картин в золоченых рамах и которые пользовались такими наборами по прямому назначению. И женщины иных времен «в порочных длинных платьях», которых увековечили для нас Даггер и барон Альфред де Мейер. И наши бабушки и мамы, которые видели в этих предметах только красивые безделушки, пылившиеся в горках и буфетах.

 

           Подлинная история набора в России прослеживается с военных 1940-х, когда он был за бесценок куплен на Арбате и подарен женщине, печатавшей на старинном «Ундервуде» для Ильи Эренбурга и все собиравшейся отреставрировать набор, но так и не успевшей. Но это уже другая история. Век нынешний и два минувших, тонкая нить времени, связавшая для меня билетик парижского метро и мимолетный взгляд на витрину антикварного магазина на бывшем богаделенном подворье на Преображенке.

Медаль
Готов к критике!
Тэги: Франция ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Максим Пашков аватар
Максим Пашков (Чт, 10.07.2008 - 18:37)
Каждый раз из ваших историй узнаю что-то новое. Причем в них есть все: и история, и современность, и истоки, и выводы, и сравнения, и практические советы. А главное, написано всегда интересно и легко читается. Еще раз спасибо за прекрасные, интересные и, во многом, полезные рассказы.
Mnemon аватар
Mnemon (Чт, 10.07.2008 - 19:10)
Согласен с Максимом. Очень увлекательно и интересно!
Irma аватар
Irma (Чт, 10.07.2008 - 21:12)
:-) :-) :-) очень познавательно. спасибо... :-)
Vnika аватар
Vnika (Чт, 10.07.2008 - 21:49)
Мне тоже очень нравятся ваши рассказы.
Mikha аватар
Mikha (Сб, 24.03.2012 - 22:12)

 Спасибо, коллеги. Хочется поделиться тем, что дает подход, когда-то очень давно сформулированный путешественником, более известным как поэт и создатель офортов: "В одном мгновенье видеть вечность, огромный мир в зерне песка, в едином вздохе - бесконечность и небо в чашечке цветка". Не ручаюсь за точность цитирования.

Lnphoto аватар
Lnphoto (Пт, 11.07.2008 - 00:44)
С удовольствием прочитала. И вспомнила занятия по Культурологии. Ну почему я не стал искусствоведом! ? Ведь это ОЧЕНЬ интересно! Развитие искусства, откуда, что и как..
Os-a аватар
Os-a (Пт, 26.12.2008 - 03:14)
сегодня моей сказкой на ночь будет эта история :D
Светлая лошадка аватар
Светлая лошадка (Пнд, 17.05.2010 - 08:05)

Как много Вы знаете!

бужор аватар
бужор (Пт, 16.08.2013 - 21:00)

Поверите ли, только сейчас заглянул. Работаю без выходных. Нисколько не пожалел, что прочитал. Здорово!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...