"Груша":20 лет спустя

Самарская область, июль 2008
«Груша»: двадцать лет спустя Я не автор-исполнитель и даже не поклонница бардовской песни, но неравнодушна к ней явно. А как иначе? Ведь «когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли» она всегда была рядом: в байдарочных и горных походах, в якутском стройотряде, в студенческом лагере «Ждановец», на туристической «Звездочке». И, конечно, мы знали про самарскую Грушу – самый большой фестиваль авторской песни, который с 1968 года традиционно проходит в первые выходные июля. В 1988 году вместе с нижегородскими кэвэнщиками (это было время их расцвета и комсомольской поддержки!) я со своим будущим мужем на автобусе приехала на Грушинский фестиваль и… обалдела. Такого количества палаток, поющих людей и такого единения я не видели никогда в жизни. Народа собралось 10 тысяч человек. Два дня мы безуспешно искали друзей, которые добирались другим путем. На специальной доске объявлений писали записки: «мы стоим там-то», «встречаемся в 13.00 у первой эстрады» и т.п. Короче, страдали без сотовой связи! А встретились случайно на Горе – на заключительном ночном концерте, где найтись было, ну, совсем нереально. Ведь там собралась вся многотысячная Груша, а места (обычные земляные ступеньки) занимали часов за пять до концерта – дежурили по очереди. Воссоединившись, чуть не плакали от счастья, а потом был грандиозный концерт на гитаре с восходящей звездой Олегом Митяевым (он тогда был еще даже не гостем, а обычным конкурсантом), подпевающая и мигающая фонариками гора, свои песни до утра и скорые сборы домой. Одним словом – восторг! Через 20 лет мы решили вернуться то ли в то счастье, то ли в молодость: на языке завертелось «по старинной по привычке мы садимся в электрички». Мы сели в поезд, через 17 часов в Самаре пересели на электричку, а еще через два были на Майстрюковских озерах. Год назад барды разругались и теперь устраивают две Груши в одни и те же дни --традиционную на озерах и новую, которую окрестили каэспэшным «Нашествием», на Федоровских лугах. Мы поняли, куда едем, только потому что нас встречал старый знакомый из команды самарских бардов, которые нас и приютили в своем лагере (спасибо им за это!). А большинство наших попутчиков все два часа дороги в электричке обсуждали, на какой станции им выходить. Совпадают не только фестивальные дни, но и жд.направление. Только оказавшись на вершине горы, до нее от станции идти всего метров 500, увидев сверху сцену-гитару на озере и сам лагерь, мы успокоились – это наша старомодная Груша. И, правда, ничего не изменилось! Ну, или почти ничего. Слухи о смерти авторской песни сильно преувеличены – она не только жива, но и молода, и свежа. Лагерь огромный. В нем живут и круглосуточно (в буквальном смысле) поют как пожилые и уважаемые барды, так и совсем юные, а среди слушателей встречаются даже младенцы. Фестиваль -- это еще и конкурс, который проводится по нескольким номинациям и на нескольких настоящих эстрадах: со сценой, звуковой аппаратурой и зрительным залом со скамейками. Для детей – отдельная сцена, тоже на озере только с другой стороны. Вершина и главная награда – выступление на ночной гитаре. Мы были благодарными, но все же довольно капризными зрителями. Шли на гостевую эстраду, слушали три-четыре песни Дольского, пару песен Киреева и, как только начинались «снежинки» (помните, пародию на авторскую песню в «Дне выборов»), перебирались на экспериментаторское «Междуречье», где сидели без удобств на пенках на земле, зато слушали совсем другую авторскую песню. Екатерина Болдырева делала рок-н-ролл и босса-нову, а Ольга Чикина – регги с помощью джаз банды, зажигала группа «Своя игра» из Ижевска. Через некоторое время я каким-то чудом улавливала телефонный звонок и получала сигнал от друзей, что нужно перемещаться на Кольский бугорок, где будет петь замечательный Ковалев (отдельное спасибо сотовой связи!). Мы устремлялись туда, но по дороге вдруг слышали красивые и знакомые голоса, и опять оказывались на гостевой эстраде и с полчаса пели вместе с «Песнями нашего века». А когда в результате в полной темноте добирались до бугорка, там у костра уже камерно под гитару пела «совсем другая» Катя Болдырева. И вроде «день завершен, близится сон», мы уже почти в палатке, но тут в десяти метрах от нас начинают ночную видеозапись самарские барды – старые и родные песни, три гитары, красивое многоголосье. Разве уснешь? Итак, песни живы и «нам рано жить воспоминаниями», но все же надо признать, что мы почти перестали петь хором и стали больше слушать. Потому что от коллективизма прошлого века, мы переходим к индивидуализму нынешнего. Потому что новые авторы ищут более сложные и интересные формы. Как справедливо заметили коллеги-журналисты из «Русского репортера»: «Четверть века назад это были песни, которые каждый мог если не спеть, то хотя бы подпеть. Сейчас это песни, которые хотя бы разок слышал». Какие еще изменения на Груше? Не смейтесь, но появились свет, туалеты, беспрерывная вода, баня и даже души. Готовили мы на газовой плитке, воду кипятили в обычном электрическом чайнике. Для лентяев – общепит на любой вкус. Для гурманов «знаток»- одессит Борис Бурда проводил конкурс туристической кулинарии. На поляне всюду стройка. Уже обжиты деревянные гостевые домики размером с палатку и «Чайхана», а строительство активно продолжается и в ширь, и в высь. Мы долго не понимали, зачем, если через три дня все закончится. Но, оказалось, Груша с прошлого года проводится еще и осенью. А генеральный спонсор фестиваля научно-производственная фирма «МЕТА» решила в Мастрюках создать круглогодичный туристический комплекс – тут тебе и турслет, и фестиваль, и корпоратив. Палаткам пока вроде ничего не угрожает, а вот дым костра уже и сейчас не создает уют. Официально на фестивале было только две костровые поляны. Костры жечь не запрещали, но с дровами -- дефицит, привозные были сырые, да и лень возиться, если нет нужды готовить еду. Жаль! И ночная гитара меня, честно говоря, озадачила. Сначала многие сторожилы, кому не надо было работать в жюри или на сцене, отказались вообще туда идти. Потом мне на шею повесили бейдж «Гость фестиваля», чтобы я могла сесть в vip-зону. Даже на всенародной Груше появились особые места: теперь полгоры заняты скамейками для гостей, а остальная, верхняя, часть по старинке с голой землей доступна всем. Почему? Десятиминутный салют, как на День победы, был нарядный, но какой-то неуместный. Репертуар исполнителей подобран настолько странно, что даже мои новые кумиры, например, дуэт «Марьяж», звучали серенько. И, наконец, хедлайнер Никита Джигурда с горы нас выжил. Мы пошли к своим самарским бардам, где шел неспешный разговор «ты помнишь, как все начиналось» и из воспоминаний всплывали старые песни. А потом, как и двадцать лет тому назад – скорые сборы и домой!
Тэги: Россия ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
finikova аватар
finikova (Пнд, 14.07.2008 - 13:14)
А хороший рассказ +10 Хотя я не люблю бардовскую песню, в принципе одной фразы "хедлайнер Никита Джигурда" достаточно для того, чтобы жечь напалмом этот фестиваль В Русском репортере тоже мне понравилась статья
Mnemon аватар
Mnemon (Пнд, 14.07.2008 - 21:14)
Рассказ хороший! По рассказу, те времена, когда было хорошо - ушли. Я правильно понял?
yasnaya аватар
yasnaya (Втр, 15.07.2008 - 01:53)
Я помню и "те" времена, когда мальчишки и девченки, недосказав родителям всей правды, мы приезжали на Грушу. Но и тогда были vip-места, что удивительного! А сейчас это вообще бизнес- оплаченный проект, расписанный план мероприятий, оговорена аренда полей, холмов,платных туалетов, т.ч. если хотите что-то поменять в действии- участвуйте в создании праздника и вносите свои идеи. А Ваш рассказ написан на 10, мы все барды, мы все поем, и музыка у нас в душе.
Ларка аватар
Ларка (Втр, 15.07.2008 - 12:04)
Те времена ушли, потому что просто ушли. Сейчас время другое и песни другие, но они есть. Много интересных молодых бардов! Не хочется ностальгировать, не с чего.
Irma аватар
Irma (Втр, 15.07.2008 - 23:35)
:-) хорошая история, памятные места..юность с бардовской песней- это про нас... :-) :-) :-)
BUCH аватар
BUCH (Сб, 19.07.2008 - 08:08)
Мне тоже понравилось. В юности всегда любила бардовскую песню, трогающую душу. НО в моём понимании это, всё-таки что-то камерное и интимное. Не могу представить себе эту огромную поющую аудиторию. Современную бардовскую песню не люблю. Спасибо за рассказ. +10 безоговорочно. :-)
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...