Ущелье Моисея (Kutscher)

Петра, Лето
Очередное нетленное произведение Кучера, включающее в себя как всегда: этимологию, историю, приключения... Итак, обещанный отчет о нашем походе в Вади Муса (т. е., "Моисеево Ущелье"). Прежде всего, надлежит сказать пару слов о происхождении этого названия. Затем, многа букаф о роли сего достопримечательного района в израильской мифографии 50-х годов. Ну и напоследок, собственно, о наших странствиях в местах боевой славы... Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) "Вади Муса" – это название ущелья, начинающегося к востоку от древней набатейской столицы Петра, и спускающегося через горный массив к западу от нее по направлению к Араве. Это также название деревни, расположенной радом с Петрой, и знакомой всем, кто когда-либо посетил это чудесное место. Название "Вади Муса", по всей видимости, было придумано крестоносцами в средние века, и связано с древней (изначально еврейской) традицией, отождествлявшей Джабаль Харун в районе Петры с Горой Хор – местом захоронения брата Моисея, Аарона. Об этой традиции я уже неоднократно писал, и повторяться на сей раз не буду. В своей верхней части это ущелье также именуется бедуинами "Вади эс-Сиягх". Его начало отчетливо видно из окрестностей музея и ресторана, находящихся около начала подъема к "Монастырю", и проще всего зайти в него именно отсюда. Мы же выбрали намного более сложный путь, но об этом потом. Ущелье Моисея (Kutscher) Как я уже намекнул, Вади Муса сыграл важную роль в создании мифологии молодого еврейского государства, а именно мифа под названием "Идущие в Петру". Поясняю: в начале 50-х годов, молодые и полные сил израильтяне ринулись исследовать доселе малоизвестные просторы Иудейской пустыни и Негева. Дорог, населенных пунктов и карт в те времена в этих районах почти не было, машины в Эйлат ездили раз в несколько дней, и шанс натолкнуться на вооруженных бедуинов в пустыне был велик. Что же касается государственных границ – то они, в основном, существовали лишь на картах. Итак, после того как эти молодые и отважные ребята облазили большую часть Иудейской пустыни и Негева, наиболее безбашенные из них загорелись идеей посещения Петры. "Идущих в Петру" было немало, и ниже я расскажу о некоторых из них. Однако, наиболее известным из них оказался легендарный чел по имени Меир Хар-Цион. Ущелье Моисея (Kutscher) Так вот, Меир прославился несколькими поступками, и не только своим походом в Петру вместе со своей подругой Рахель Савораи. Чем же славен Меир? Вырос этот чел в киббуце Эйн-Харод, и с ранней юности его обуревала страсть к экстриму – рассказывают, что в 1952 г., когда ему было 17 лет, то он взял свою 14-летнюю сестру Шошану (о ней ниже), и совершил с ней трек "вокруг Киннерета". Проблема состояла в том, что трек частично пролегал на территории Сирии, а посему Меир и его сестра были задержаны, и провели немало времени в тюрьмах Кунейтры и Дамаска. Вскоре Меир призвался в ЦАХАЛ и присоединился к легендарному "101 подразделению", в котором быстро стал наилучшим бойцом. По рекомендации командира Генерального штаба Моше Даяна Меиру было присвоено офицерское звание без того, чтобы он прошел какие-либо курсы. Это единственный подобный случай в обсуждаемый период. Шарон писал про Хар-Циона, что он, пожалуй, был лучшим бойцом, когда-либо служившем в ЦАХАЛе. (Стоит отметить, что в период размежевания, Хар-Цион публично выступил против Шарона, заявив, что тот выжил из ума). В 1954 г. вышеупомянутая сестра Меира, Шошана, и ее друг Одед Вогмайстер, путешествовавшие по Иудейской пустыне, были убиты бедуинами из племени Рашидия. Их тела были найдены на иорданской территории лишь шесть недель спустя. В ответ на это, Меир и трое из его сослуживцев из 101 подразделения, поймали пятерых бедуинов из этого племени, убили четверых из них, а пятого отпустили с напутственными словами домой: "Скажи своим, что за каждого убитого еврея мы будем убивать двух арабов". В результате разразился общественный скандал, и были такие, кто требовал предать Меира суду, но дело замяли благодаря вмешательству Бен-Гуриона и Даяна. А теперь, собственно, о его походе в Петру. Хар-Цион и Рахель Савораи отправились в Петру весной 1953 г. Они пересекли Араву, добрались до Петры, и благополучно вернулись в Израиль, проведя на иорданской территории четыре ночи и три дня. Часть пути, пройденного двумя товарищами, пролегала по Вади Муса. Поход этот подробно (и надо заметить, весьма правдоподобно) описан в книге Хар-Циона "Пиркей йоман" ("Главы из дневника"), впервые вышедшей в 1960 г., и переизданной в 2004 (стр. 143-158). Хар-Цион, быть может, был самым знаменитым из "Идущих в Петру", но далеко не единственным. Хотя, пожалуй, он был одним из немногих счастливчиков, которым удалось вернуться живым. Четыре месяца после похода Хар-Циона, в Петру отправились пятеро израильтян. Живым не вернулся ни один. Их застрелили в том самом полицейском участке деревни Бир Мадкур, куда и мы попали в конце нашего похода. Некоторое время спустя четверо израильтян погибли после того, как натолкнулись на иорданскую засаду. В 1956 г. в Петру отправились десантники Дмитрий Берман и Дрор Леви. Дрор погиб по пути, а Дмитрий вернулся раненым. Есть фотография, на которой Дмитрий сидит на куполе "Монастыря". После этого случая был издан израильский закон, запрещающий походы в Петру, а песню Хаима Хефера "Ха-Села ха-Адом" запретили передавать по израильскому радио. Однако "ходьба в Петру" на этом не прекратилась. В совокупности, в этих походах погибло 13 человек. В последнее время разразился спор о том, были ли Хар-Цион и Савораи в Петре вообще. Виновником скандала явился провокатор Сефи Бен-Йосеф, который в одной из заметок в журнале "Маса Ахер" (ноябрь 2004 г.) заявил, что описание маршрута в дневнике Хар-Циона, так же как и описания других "героев", заявлявших, что они были в Петре в 50-е годы, являются враньем. Хар-Цион отказался реагировать, сказав лишь, что "В Петру я ходил для себя, а не для того, чтобы рассказывать об этом." Повторюсь лишь, сказав, что по-моему, Хар-Цион не врал, и описание маршрута в его дневнике выглядит убедительно и правдоподобно. А Сефи - гандон. На сей печальной ноте я завершаю обзор мифического прошлого и перехожу к повествованию об обыденном настоящем. Как я уже сказал выше, в Вади Муса проще всего войти через саму Петру. Однако мы решили идти по пути, описанном в книжке Итая Хавива, из района Малой Петры (Сик эль-Баред), через Вади Марван. Главной причиной нашего выбора послужили опасения, что нас задержат в Петре с большими сумками, пенками и веревками, и не позволят спуститься в ущелье. Во-первых, воспользуюсь случаем для того чтобы высказать свое негодование по поводу описания маршрута в книжке Хавива. И само описание, и, в особенности, карту, к нему прилагаемую, надо свернуть в трубочку и засунуть в жёппу самому аффтару. Не ходите по его описанию! Ходите так: начало маршрута на дороге из Петры в Малую Петру, в точке, где слева видна одинокая небольшая скала с высеченной в ней пещерой. Идете по дороге, пока не увидете впереди две бетонные мазанки, и посадку оливковых деревьев. Вади Марван: Ущелье Моисея (Kutscher) Пересекаете "седло" и спускаетесь в Вади Марван. Идете прямо по вади, изредка обходя отвесы и прочие преграды по изобилующим в этом районе тропам. Пройдя около 2-2,5 км по вади вы дойдете до места, где слева вы увидите относительно пологий склон-сыпуху. Здесь необходимо искать тропу-серпантин наверх. Вот это место с середины подъема: Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Поднявшись около 10 метров, начинайте искать одинокий руджум – он обозначает начало подъема. Вскоре подъем расширяется и превращается в широкий выстроенный "накеб", местами опирающийся на искусственные террасы. Поднявшись до самого верха, держитесь тропы, которая скоро выведет вас на северный склон Вади Муса. Отсюда продолжаете до того места, где тропа спускается вниз, разворачиваетесь, и спустя двадцать минут ходьбы приходите к первому отвесу. Вади Марван: Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Мы же полагались на описание в книжке Хавива, что чудом не кончилось трагически. Мы пропустили вышеупомянутый подъем (он вообще не фигурирует в описании), и к концу первого дня пришли к месту, которое, как выяснилось впоследствии, оказалось концом того участка Вади Муса, которое мы собирались пройти снеплингом. Мы же, полагаясь на карту Хавива (которую для него нарисовал какой-то придурошный студент из Бецалеля), думали, что все еще находимся в Вади Марван. Найдя удобное место для ночлега, расположившись, и покупавшись, мы вдруг увидели мокрого человека средних лет, который вышел нам навстречу в обвязке, с карабинами и прусиками. Оказалось, он только что закончил тот самый маршрут, который мы намеревались проделать. Ущелье Моисея (Kutscher) Мужик оказался 55-летним австрийцем по имени Рудольф, офицером ООН, расквартированным в Сирии. Чувак не на шутку экстремальный, ходит один, используя для снеплинга 9-миллиметровые динамические веревки. На следующий день он отправился на Джабаль Харун, а через день – в Вади Фейд. Он также поведал нам о своих экстремальных приключениях в Вади Эль-Хидан, где он был уже три раза, один раз падал там с 20-метровой высоты, в другой раз застрял на середине 60-метрового отвеса, а также о том, что иорданские рэйнджеры занесли его в "черный список". Мы с Рудольфом: Ущелье Моисея (Kutscher)jpg Самый прикол состоял в том, что мы вышли на маршрут практически в одно и то де время, только он в конце нашел дорогу, а мы – нет. Он обещал вывести нас на правильную тропу утром, что в конце и сделал. Если бы мы его не встретили, то наутро мы планировали подняться на южный склон ущелья, в котором находились. Полагаясь на карту, мы думали, что именно там находится Вади Муса. Другими словами, нам некисло подфартило. По дороге к первому отвесу мы встретили двух коз, которые, увидев нас и испугавшись, начали карабкаться на стену. Сначала мы тащились от их незаурядных скалолазных навыков, однако не прошло и трех минут, как мама-коза грохнулась с 10-метровой высоты на камни, переломав при этом кучу костей. Она лежала и стонала, а мы в растерянности стояли и сочувствовали. Тут прибежал Леша, и укоряя нас за бесчувственность, избавил животное от мук посредством раздробления его черепа огромным булыжником. Поход продолжался. В Вади Муса шесть отвесов, которые проходятся с веревками. Самый высокий – 30 метров. Ущелье Моисея (Kutscher) После второго отвеса приходится плыть, поэтому без гидромешков не обойтись. Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье очень красиво, хоть и изрядно засорено пенопластом и пустыми пластиковыми бутылками. В ущелье много участков с плотной растительностью, через которые приходится продираться с трудом. Вода течет на большей протяженности ущелья, и хотя не выглядит чистой, мы ее пили без каких либо побочных эффектов. На первом отвесе забиты питоны, на всех остальных - естественные опоры. Необходимо захватить с собой несколько "соплей". Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Нам особенно понравилась вот эта навеска (как бы сказал Миша Череп из Кирьят-Яма: "Для небольших отвесов - сойдет!" Ущелье Моисея (Kutscher) После прохождения участка с отвесами, можно свернуть в Вади Марван, и вернуться в Малую Петру, однако мы решили пройти весь Вади Муса, и продолжили по течению. Несколько километров ниже слияния Вади Марван с Вади Муса находится потрясающе красивое место с источником и многочисленными прудами. Там же находятся развалины набатейского храма (т. н., "Храм у пруда"). Это – идеальное место для ночлега. Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Отсюда необходимо продолжить вниз по течению, хотя по дороге постоянно приходится преодолевать непростые участки с буйной растительностью. Через полтора часа вади расширяется, и постепенно выходит на равнину. Еще несколько километров ходьбы, и можно начинать искать машину, которая довезет вас до дороги. Идти пешком – экстрим совсем другого уровня. Нас нашел какой-то бедуин, который, поторговавшись, обещал довезти до дороги за 40 динаров. Поскольку мы опаздывали на границу, мы согласились. Однако этот долбаный урод, вместо того, чтобы привезти нас на дорогу, сдал нас в мусарню Бир Мадкур (именно ту, где в 53 расстреляли пятерых израильтян). Эти гнусные менты вызвали каких-то еще более гнусных офицеров, которые долго и дотошно проверяли наши паспорта, и допрашивали нас кто мы такие, и откуда и как пришли. В итоге, нас отпустили через два часа, но на границу мы опоздали. Костя Хошана сказал мне, что с ними произошла та же самая история. Мы решили ночевать на пляже в Акабе. Приехав в сей знаменательный город-курорт, мы первым делом пошли искать пиво. Пиво и всякий разный другой алкоголь мы нашли довольно быстро. Мы были просто поражены изобилием алкогольных напитков, также как и вполне разумными ценами. Ущелье Моисея (Kutscher) Ущелье Моисея (Kutscher) Поллитровая банка иорданского пива ("Петра", "Амстел") стоит динар (4,6 шек), банка "Будвайзера", "Бекса", "Карлсберга" – 1, 5 динара, а поллитровая банка "Гиннеса" – 2. Затарившись двадцатью банками, мы пошли искать хавчик, а после этого спустились на городской пляж, и стали готовиться к ночлегу. Вообще-то, стоит отметить, что за поход мы вчетвером употребили 2 бутылки Стумбраса, 2 бутылки бренди, поллитра спирта, бутылку джина, 30 поллитровых банок пива и еще 2 полуторалитровые бутылки Балтики-9. Ай да малацца! Вечер в Вади Муса: Ущелье Моисея (Kutscher) Утро в Вади Муса: Ущелье Моисея (Kutscher) Пляж в Акабе, надо сказать, редкостное говно. Грязный, вонючий мочей, противный и шумный. Толпы гуляющих арабов начали рассасываться около 2 часов ночи. После того, как они рассосались, прибежали крысы, и стали бегать по нашим изможденным телам. В общем, поход удался. В 6.30 утра мы благополучно пересекли границу. На пляже в Акабе: Ущелье Моисея (Kutscher) В отчете использованы фотки мои и magreal (а это он сам в компании американских девиц на иорданской границе): Ущелье Моисея (Kutscher)Медаль
Тэги: Иордания ,
0 голосов | Комментарии Оставить комментарий
Кристи аватар
Кристи (Ср, 23.07.2008 - 15:26)
Да, ребята! В такую жару столько пить! или это не много? :P :nyam: :m1029: :m1005: и почему эти мужчины всё время друг друга убивают?! :(
Irma аватар
Irma (Ср, 23.07.2008 - 15:37)
+10, Сивис, и снова на тропе экстрима... :wink:
Ирина аватар
Ирина (Ср, 23.07.2008 - 16:17)
Безумству храбрых... ну, Вы знаете дальше :taunt: Только я хотела спросить: а вода, наверное, с запашком была? а Вы в нее окунались... :( а тут выясняется, что даже пили, и ничего - все живые и даже теплые! :taunt: Все понимаю, кроме одного - а как добыли в Акабе Балтику "девятую", там продается? :m1419:
Mnemon аватар
Mnemon (Чт, 24.07.2008 - 09:52)
Пили просто так, не прокипятив? :m1419:
Вестна аватар
Вестна (Чт, 24.07.2008 - 11:18)
Mnemon :rofl:
Вестна аватар
Вестна (Чт, 24.07.2008 - 11:45)
SiViS! По своей тропе идете. Мужественной,полной экстрима и приключений. А по джунглям приходилось путешествовать? А на Тибет,Непал не захаживали? Еще одна сторона Акабы.Во время слета блогеров,она казалась из пряника...
ace-alex аватар
ace-alex (Чт, 24.07.2008 - 11:47)
А "Главы из Дневника" на каком, или на каких языках издавались?
SiViS аватар
SiViS (Чт, 24.07.2008 - 13:24)
Привет всем :) Спасибо за комменты :) "Главы из дневника" - на иврите. Вообще Ха Цион известен многими похождениями :) А его история- как раз пример, что туристы, связанные с экстримом не признают границ, даже если это связано с риском для жизни :) Мнемон, :)))), а что, не приходилось пить, разгоняя руками микроорганизмы?! Счастливчик :))))
Mnemon аватар
Mnemon (Сб, 26.07.2008 - 10:15)
SiViS: последний раз из открытого источника пил в итальянских Альпах :) Из горной речки. Никого не было :)
olgalukosha аватар
olgalukosha (Вс, 27.07.2008 - 12:43)
Ничего себе "квест"! :m1419: :-)
kutscher аватар
kutscher (Чт, 31.07.2008 - 22:16)
Как аффтар оригинальной статьи отвечаю на вопросы многоуважаемых читателей. Пить много - не проблема, так как мы большие и сильные, и не на жаре пьем, а по вечерам, когда с гор дует прохладным ветерком. А пиво можно пить на жаре, вместо воды - проверено. Мужчины убивают не только друг друга, но и женщин - из пяти израильтян, расстреляных в ментуре Бир Мадкур было 2 женщины. Сестра Меира Хар Циона, тоже, насколько помню, была женского пола. Вопрос только, мужчины ли те, кто убивают безоружных женщин. Воду пили не фильтруя и не кипятя. Все живы, здоровы, и ничего не отвалилось. Водоемы воняли, но вот почему-то когда пили из бутылок, не воняло. Вода с таблеиками воняет больше. Балтику 9 покупали в Израиле, выпили по дороге. В Иордании русского пива не видел - зато есть Амстел, Гиннес, Будвайзер, Хайнекен, Карлсберг и короче, смотрите на фотки. И их собственное пиво Петра (8 и 12 оборотов) не так уж дурно.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...