Брунгильда из Мейсена

Мейсен, XVIII в - XXI в

                                                                        Брунгильда из Мейсена

 

             Переиначивая М.Светлова, скажем: «Красивое имя, высокая честь, Мейсенская волость в Германии есть». Район входит в федеральную землю Саксония, центр района – город Мейсен. Он к северо-западу от Дрездена (меньше часа езды поездом), на реке Эльба, около 40 тыс. жителей. Городу более 1000 лет, здесь готический собор XIII - XV в., замок XV в. и первая в Европе фарфоровая мануфактура, его называют иногда сердцем Саксонии. На мой взгляд, за этот титул скорее могут поспорить Лейпциг и Дрезден. Мне всегда хотелось, но не удалось пока побывать именно в Дрездене. Во-первых, чтобы посмотреть, как живет у себя дома галерея, картины которой я видел в Москве, в музее изобразительных искусств имени Пушкина летом 1955-ого года, при прощании перед возвращением галереи домой. Я тогда отстоял несколько часов, медленно передвигаясь по периметру здания на Волхонке, чтобы увидеть ужасно привлекательную святую Варвару на знаменитой рафаэлевской картине, по внешнему полю которой, как оказалось, тысячи лиц, их практически не видно на репродукциях. Небесной красотой и целомудрием Святой Инессы кисти Риберы восхищаются зрители уже несколько столетий, хотя думаю, что в душе некоторые из них предпочли бы увидеть ее в тот момент, когда по недосмотру ангела ветер сдул бы хоть на мгновение укрывающие ее распущенные волосы. Страдания Святого Себастьяна одинаково трогают зрителей любой ориентации, и мне непонятно, почему он стал фетишем для одной из этих категорий. Апологии четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Воздуха потрясли меня так, что помню эти полотна по прошествии всех этих лет. И, во-вторых, после прочтения «Крестового похода детей или Бойни №5» мне всегда хотелось посмотреть на этот город глазами Воннегута, который пережил здесь в плену чудовищный налет союзной авиации в 1945 г., предпринятый вроде бы в отместку за Ковентри, а на самом деле бог знает по каким соображениям, вряд ли по военным.

 

           Но вернемся к городку Мейсен, с которым мы встретились на Эльбе. В начале XVIII в. в замке Альбрехстбург, едва ли не первом замке, построенном в Германии, по приказу курфюрста Августа I Сильного проведены были переделки, превратившие прославившийся ранее пышными приемами и балами замок в странное сооружение с печами, выгороженными цехами, складами, тиглями и гончарными кругами. Всем этим и коллективом работников руководил 19-летний Иоганн Бетгер (пацан, по нашим понятиям), который уже имел опыт аптекаря и алхимика. И занимался он в старинном замке не поисками способов превращения материалов в золото с помощью философского камня, а производством фарфора по изобретенной им технологии. Одним из первых изображений мейсенского фарфора можно полюбоваться на знаменитой лиотаровской «Шоколаднице».

 

            Так и началась история, о которой я хочу рассказать, с этого самого Иоганна, который, по свидетельству современников, не особенно следил за одеждой и здоровьем. Но он многого добился в ремесле, которое прославило его имя, его родину, марку из двух скрещенных голубых мечей и имя городка, где он работал до самой смерти 36 лет от роду. Никто не знает, где его похоронили, нет его останков и под памятником, установленным благодарными потомками. Многие европейские монархи, в том числе Екатерина II, охотно заказывали в Мейсене посуду и статуэтки, а в 1770-ом Россия забрала 40% всего экспортного выпуска мануфактуры. Сегодня в городе открытый для всех заводской музей с мастерской и несколькими тысячами экспонатов, среди которых посуда, вазы, мелкая пластика. В свое время городок очень не понравился путешествовавшему Карамзину из-за обилия готических строений и узких улочек, ведущих вверх к замку и собору. Сегодня в этом его прелесть, слава богу город практически не пострадал во время войны. К тысячелетию Мейсена на заводе отлили 37 фарфоровых колоколов, которые установили на 57-метровой колокольне Фрауэнкирхи.

 

            Обнаженная сидящая женщина. Красивая пропорциональная фигура, правильное античное лицо, римский удлиненный профиль и прямой нос. На голове платок, который иногда можно увидеть на изображениях Данте. Никакой эротики, спорт, мощь, здоровье, «сила через радость». Настоящая арийская женщина. Германия, 1939 г. Тоталитарная эстетика, в памяти всплывают фигуры атлетов в форуме Муссолини в Риме, наши девушки с веслами, экспонаты выставки «Москва – Берлин». Знаменитые саксонские скрещенные мечи тиснены в «тесте» и повторены голубым под глазурью на постаменте фигуры. Мастер Роберт Улльманн, Мейсен. Каталожный и порядковый номера, фигура, по-видимому, малотиражная, скорее всего, не более нескольких десятков экземпляров. Под мечами лаконичная тисненая надпись WEISS – белый, бель.

 

                                       Брунгильда из Мейсена

 

            С начала XVIII века – времени изобретения европейского фарфора Иоганном Фридрихом Бетгером и со времени основания знаменитой Саксонской фарфоровой мануфактуры в Мейсене кражи неокрашенных изделий с завода и дальнейшая их роспись в домашних условиях сбивали цены и лихорадили рынок. По просьбе руководства завода король Август III подписал закон об уголовном преследовании и тюремном заключении сначала тех, кто занимался домашней росписью фарфора (housmaler – художник-надомник), а после 1775 г. и продавцов такого фарфора и владельцев помещений, где работали художники – штукари. Власть в те годы всерьез относилась к проблемам малого и среднего бизнеса. С 1915 г. надпись Weiss под мечами в марке означает, что данный предмет предполагается продавать белым, неокрашенным, в натуральном цвете прославленного мейсенского твердого фарфора. Марка на скульптуре подтверждает, что фигура должна быть белой.

 

            Это хорошо сочетается с общим аскетическим стилем. Глядя на нее, понимаешь, почему так фривольны загорелые полу- или полностью обнаженные спортсменки и танцовщицы послевоенного ГДРовского фарфора. Это прямая реакция на аскезу и ханжество предвоенной эстетики. Роберту Улльманну принадлежит также известная скульптурная апология Весны, выпущенная мейсенским заводом в 1948 г. Вьющиеся волосы, открытое лицо со смутной улыбкой, совершенные формы и идеальная обнаженная фигура. Для стандарта «90 – 60 – 90» может быть немного тяжеловаты бедра. Это другая, более теплая красота. Но другая ли это эстетика? С 1946 г. совместное с СССР предприятие в Мейсене выпускало продукцию для репарационных поставок. Совместный худсовет, вкусы которого не очень отличались от вкусов чиновников третьего рейха, определял эстетические требования в этот период. В годы двоевластия были выпущены некоторые изделия, при упоминании о которых люди с фабрики прячут глаза и о которых не хотят вспоминать. Я держал когда-то в руках тарелочку с изображением Красной площади и кремлевских башен, поговаривают, что были и с портретом генералиссимуса, не знаю, правда ли это.

 

            И все же арийская фигура – коллекционная редкость, хороший породистый фарфор с именем автора и марками. И стоил совсем недорого в одном из московских антикварных магазинов. В настоящее время украшает одну из труднодоступных корпоративных коллекций. Германия, Мейсен, 1939 г. Немецкие десантники уже примеряют польскую пограничную форму и отрабатывают подходы к небольшой радиостанции в Гляйвице. Вторая мировая война уже не у порога – в дверях. Скоро, очень скоро нашей героине еще раз напомнят, что главное предназначение немецкой женщины – рожать солдат фюрера. Собственно такой и изваял ее талантливый скульптор: крепкая, здоровая, с широким тазом – кому как не ей. Еще несколько лет – и они очень понадобятся фатерлянду, молох ужасной войны перемелет легионы их – молодых, мускулистых, с засученными рукавами и шмайсерами в крепких руках. Но она об этом еще не знает и безмятежно смотрит вперед – с гордостью и уверенностью. Свидетель и свидетельство эпохи. «Она же девочка саксонская, а не смоленская, не омская…».


Готов к критике!
Тэги: Германия ,
1 голос | Комментарии Оставить комментарий
irezine аватар
irezine (Пнд, 28.07.2008 - 18:21)
Может и не вполне по тематике сайта, но очень интересно! :-) А в Дрездене Вам удалось побывать?
Os-a аватар
Os-a (Пнд, 28.07.2008 - 19:49)
А наших туристов там много? Дрезден - известный город, а вот Мейсен не думаю... Поэтому вдвойне интереснее читать о таких местах, спасибо :)
Mikha аватар
Mikha (Ср, 30.07.2008 - 11:01)
Наших там немного. Туда добираются те, кто сохнет по мейсенскому фарфору, одно время он был безумно моден в Японии, они даже у нас много чего поскупали, что завалялось с трофейных времен. Когда-то, в XVIII-ом, при обжиге фарфора некоторые частички массы выгорали и образовывали на поверхности посуды черные точки. Чтобы замаскировать их, художники на этих местах рисовали цветочки или муху. Сегодня такие предметы - очень большая редкость. И в Мейсен едут те, для кого такие знаки дороже, чем некоторые родинки на любимых, т.е. фанаты фарфора. Спасибо за отзывы. А в Дрезден так и не попал.
Irma аватар
Irma (Ср, 30.07.2008 - 13:21)
:-) комментарий не менее интересен... спасибо.
Mikha аватар
Mikha (Сб, 24.03.2012 - 22:29)

Пять месяцев тому назад сподобился побывать в Дрездене, добравшись до него из Чехии. Встретился со старыми знакомцами в Дрезденской галерее. А в Мейсен - не получилось. Желающих на экскурсию не набралось, а самостоятельно - затруднительно.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
X
Укажите Ваше имя на сайте TourBlogger.ru
Укажите пароль, соответствующий вашему имени пользователя.
Загрузка...